Сохранить греки

История мемов: Мое увожение (мое уважение)

Мое увожение – способ высказать респект и мем с исконно русскими корнями. Картинка, сохраненная на случай важных переговоров.

Происхождение мема

Своим появлением “Мое увожение” обязан петербургской интеллигенции. В 2015 году Вконтакте выпустил стикерпак “Лева”. Никаких легендарных персонажей: обычный человек в разных ситуациях. Среди прочих парень в костюме держит шляпу за козырек.

Картинку можно трактовать по-разному. Однозначности ей добавил некто “Сохранить Греки”: парень (?) из Питера, которого можно считать отцом данного мема. На своей странице Вконтакте он выложил стикер с прифотошопленной надписью. Примечательной она была своей орфографией: вместо “увАжение” – “увОжение”.

У “Сохранить Греки” было 1500 друзей, и они как фокус-группа мем одобрили. Постепенно из теплого и лампового дружеского круга Лева с подписью разошелся на более крупную аудиторию.

Признанием народной любви можно считать появление ролика с мишкой Паддингтоном. В декабре 2015 на YouTube-канале drunkbuns появилось видео, на котором Паддингтон заходит в кадр, приподнимает шляпу и бросает снежок прямо в камеру. На фоне звучит фраза “Мое уважение”, исполненная низким голосом в стиле гугл-переводчика. Многие считают именно этот ролик “родиной” мема.

Кстати, на видео стоит водяной знак zoobe.com. Сам ресурс недоступен, но мы знаем его по зайке, режущей правду жизни в своих видео. Судя по графике, Паддингтон с “мое увожение” – ее близкий родственник.

Популярность

Пик славы мема пришелся на конец 2016 – начало 2017 года. Как и любая другая шутка, эта тоже постепенно сошла на нет. Но успела хорошо завируситься.

В декабре 2016-го фраза “Мое увожение” замкнула десятку самых быстрорастущих запросов Google среди мемов этого года. Вот как выглядит топ целиком:

  1. Патимейкер
  2. Денег нет, но вы держитесь
  3. Дратути
  4. Вейпер
  5. Джон Траволта
  6. Мистер дудец
  7. Русиано
  8. Где Леха
  9. Ееее рок
  10. Мое увожение

У мема есть собственный паблик в ВК: “Мое увожение (mem)”. Там всего 243 человека, а активность затихла еще в 2016. Но пока посты выходили, шляпу успели снять очень многие персонажи.

Значение мема “Мое увожение”

Есть шутка, что самый уважаемый человек в мире – парикмахер: перед ним снимают шляпу все. Вот и мем “Мое увожение” призван оправдать свое название, в прямом или саркастичном смысле.

Используйте снимающего шляпу персонажа, если хотите отдать должное словам или поступкам собеседника. Если персонаж со стикера недостаточно удачен, можно применить любого, кто способен снимать головной убор.

Мемом можно отвечать и на не очень достойные поступки. Орфографическая ошибка дает не только отсылку на возраст целевой аудитории, но и право на переносный смысл. В новости написано, что кто-то вшестером поколотил одного человека? Выберите нужного персонажа и выскажите ваше “увожение”.

Вывод

Мем “Мое увожение” появился в 2015 году, после выхода стикерпака “Лева” в Вконтакте. На одной из картинок (которая впоследствии и стала мемом) персонаж приподнимает шляпу на голове. Подпись к ней добавил пользователь ВК с ником “Сохранить Греки”. Он активно форсил новый мем среди своих друзей в соцсети (полторы тысячи человек), пока картинка не вышла за пределы их общения и не ушла в крупные паблики.

Ошибка в слове “уважение” – отсылка на средний возраст людей, сидящих Вконтакте. Дети и подростки часто пишут неправильно, мем “мое увожение” – тонкая ирония.

Мем используется, когда нужно выказать или высказать свое уважение другому человеку. Также применяется в обратном смысле как реакция на недостойные слова и поступки.

Текущее состояние и возможные пути улучшения российско-греческих отношений

Историческая справка

Двусторонние российско-греческие отношения имеют глубокие исторические корни. Начиная с XVIII века Греция как регион в составе Османской империи (а с 1830 г. – как независимое государство) имела для России исключительное геостратегическое значение. В силу своего географического положения она долгое время играла роль пророссийского и православного оплота на Балканах (наряду с Болгарией, Сербией и Черногорией). Сам факт независимости Греции во многом объяснялся активной российской поддержкой – экономической, дипломатической и военной – национально-освободительной борьбы греческого народа. В то же время из-за серьезного политического влияния на Грецию двух других держав-покровительниц – Великобритании и Франции – российско-греческие отношения в XIX веке развивались непоследовательно. В последние десятилетия существования Российской империи приоритетным направлением российской дипломатии на Балканах являлись славянские государства – Сербия, Черногория и, до определенного момента, Болгария.

После окончания Первой мировой войны в связи с рядом обстоятельств (иностранная интервенция против Советской России, сближение России и Турции, пребывание у власти в Греции антикоммунистически настроенных правительств) отношения между двумя странами были фактически заморожены. Кратковременное улучшение советско-греческих связей накануне и во время Второй мировой войны было сведено на нет во второй половине 1940-х годов из-за гражданской войны в Греции. Победу в этой войне одержали правые силы, а сама страна превратилась в форпост НАТО на юго-востоке Европы. Тем не менее уже в 1970-е годы, после падения диктатуры «черных полковников», сложились предпосылки для нормализации и поступательного развития двусторонних контактов. Потенциально опасное усиление Турции после разделения Кипра в 1974 г., приход к власти в Греции центристских, а с 1981 г. – левых партий, стремление Греции выйти из-под опеки Североатлантического альянса и проводить более самостоятельную внешнюю политику – все это способствовало развитию советско-греческого взаимодействия.

Изменения в мире в конце ХХ столетия, вызванные прекращением противостояния двух идеологических систем, содействовали расширению гуманитарных контактов России и Греции. Резко увеличилось количество туристических поездок, возобновилось взаимодействие в культурной и религиозной сферах.

Текущее состояние отношений России и Греции

К середине 2000-х годов отношения между Россией и Грецией приобрели характер многопланового сотрудничества, охватывавшего широкий спектр вопросов в экономической, гуманитарной сферах и в сфере международной безопасности. «Драйвером» развития российско-греческих связей стали политические контакты руководителей двух стран, разработка совместных экономических проектов, углубление военно-технического сотрудничества, а также общность позиций по актуальным международным проблемам (признание независимости Косова, война в Ираке, роль ООН в разрешении конфликтов, кипрское урегулирование, формирование новой архитектуры европейской безопасности и т.д.). Все это позволяло говорить о складывании между Россией и Грецией отношений стратегического партнерства. Параллельно расширялась институциональная база для этого партнерства. К действующим институтам (Смешанная российско-греческая комиссия по экономическому, промышленному и научному сотрудничеству, Смешанная российско-греческая межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству, Греко-российская Торговая палата) добавились новые – Российско-греческий Совет по сотрудничеству и инвестициям, Российско-греческий Деловой совет, российско-греческие форумы гражданских обществ.

В результате в российском политическом и общественном сознании, равно как и в сознании европейцев, сложился стереотип Греции как страны, проводящей близкую или даже общую с Россией международную политику. Примечательно, что в докладе Европейского совета по международным отношениям «Расстановка сил в отношениях Европейского союза и России» («A PowerAuditofEU-RussiaRelations») (ноябрь 2007 г.) Греция была названа «троянским конем» России. Однако уже в конце первого десятилетия XXI века выяснилось, что эти оценки не соответствовали действительности. В условиях мирового экономического кризиса и смены политической власти в Греции отмеченные выше векторы двусторонних российско-греческих отношений стали стремительно терять прежнее значение.

Фото: www.ellada-russia.ru
Подписание соглашения о строительстве
трубопровода «Южный поток»

Говоря о конкретных сферах, где противоречия двух стран по вопросам дальнейшего сотрудничества обозначились наиболее наглядно, следует начать с энергетики. Если для российской стороны главной задачей было закрепиться на греческом рынке нефти и газа, то Греция стремилась к диверсификации поставок и охотно шла на сделки с альтернативными поставщиками (прежде всего, с Турцией и Алжиром, откуда поступает 40–50% импортируемого газа). Курс на диверсификацию, который особенно активно проводило пришедшее к власти в 2009 г. правительство ПАСОК, и падение внутреннего спроса на топливо, вызванное экономическим спадом, поставили под вопрос реализацию двух ключевых совместных проектов в области транспортировки нефти и газа – строительства нефтепровода Бургас – Александруполис и греческой части ветки газопровода «Южный поток».

Еще более непредсказуемым оказалось военно-техническое сотрудничество. Из-за необходимости сокращения бюджетного дефицита и давления со стороны партнеров по НАТО Греция была вынуждена отказаться от проектов закупки военной техники у России, сохранив при этом значительную часть контрактов со странами Запада.

Отступление на второй план ранее ключевых вопросов международной безопасности и усиление атлантического вектора во внешней политике Греции привели к тому, что и в этой сфере общих точек соприкосновения стало значительно меньше, чем прежде. Охлаждение российско-греческих отношений, наблюдающееся с 2009 г., укладывается в общий тренд мирового развития: в условиях глобализации на первый план выдвигаются торговля и инвестиции, и устойчивость положительной динамики двустороннего взаимодействия зависит от того, имеет ли оно под собой достаточную экономическую основу. В случае отношений между Россией и Грецией до 2009 г. экономический потенциал не был реализован в достаточной мере. Так, даже в 2008 г., на который пришелся пик торгового сотрудничества, товарооборот между Россией и Грецией уступал товарообороту России с Болгарией и Румынией, не говоря уже об инвестициях.

Причины ухудшения российско-греческих отношений

Если говорить о глубинных причинах нынешнего охлаждения российско-греческих отношений, то следует, прежде всего, констатировать обвальное, если не сказать катастрофическое, сокращение контингента носителей идеи и сторонников поддержания диалога между двумя странами, его практического воплощения в торговле и взаимных инвестициях. Почему призывы и усилия России, образно говоря, повисают в воздухе, не находя адекватного отклика ни у греческого общества, ни у греческой политической элиты?

Первая причина – фактическое исчезновение российского лобби в Греции и греческого лобби в России. Двусторонние отношения, особый характер которых отмечали до недавнего времени как в России, так и в Греции, да и в целом в Европе, активно развивались, главным образом, за счет взаимной заинтересованности элит обеих стран. Глобальные процессы последних десятилетий (прекращение идеологического противостояния в мире, территориально-политические изменения в Европе, распад СССР, трансформация экономического уклада в России) привели к снижению значимости национально-исторического и конфессионального факторов, а также фактора географической близости. В результате российско-греческие отношения лишись прежних стимулов к развитию.

Так, в XVIII, XIX и даже XX веках высокий уровень российско-греческих отношений во многом поддерживался благодаря наличию в Российской империи и Советском Союзе большой греческой диаспоры. До революции 1917 г. в России греков насчитывалось более 1 млн человек. Несмотря на то, что в течение XX века многие из них вернулись на родину, в последние годы существования СССР их численность составляла 358 тыс. человек. К ним следует добавить участников смешанных браков, которые во время переписи указывали другую национальность. Большинство из них проживало за пределами РСФСР, в основном на территории Украинской и Грузинской ССР, поэтому после распада Советского Союза греческая диаспора в России насчитывала лишь 98 тыс. человек. В последние двадцать лет она продолжает неуклонно сокращаться. В силу перечисленных обстоятельств, приведших к изменению национального статуса традиционных греческих диаспор (переход под юрисдикцию других государств), Россия лишилась мощного внутреннего генератора идеи поддержания интенсивного двустороннего взаимодействия. Одновременно в Греции происходило сокращение пророссийского лобби.

Следует признать, что в России просмотрели отмеченные выше тенденции и своевременно не приняли компенсирующие меры. В настоящее время можно говорить лишь об отдельных инициаторах развития российско-греческих отношений из числа предпринимателей. Несмотря на то, что среди крупных российских бизнесменов немало граждан с греческими корнями, их роль в экономических связях двух стран незначительна. К тому же им приходится выдерживать жесткую конкуренцию с протурецким и просербским лобби в России, так как по своему экономическому содержанию российско-греческие, российско-турецкие и российско-сербские отношения очень близки, если не сказать однотипны.

Вторая причина – инерция в подходах России к возможностям отношений с Грецией, обусловленная тем, что их нынешнее состояние и перспективы оцениваются, главным образом, через исторические и идеологические стереотипы. Существующий ракурс подхода к российско-греческим отношениям следует признать устаревшим, не соответствующим глобальной тенденции – нарастания и усиления экономического содержания международных отношений.

Третья причина заключается в резком ухудшении положения дел в экономике Греции, изменении ее внешнеполитических приоритетов, усилении зависимости от стран-кредиторов. Вопреки прежним оценкам некоторых аналитиков, кризис не заставил греческое руководство проводить более разноплановую внешнюю политику. Напротив, он привел к большей согласованности экономической (в том числе внешнеэкономической) политики Греции с политикой Европейского союза, а политики в области международной безопасности – с общим вектором НАТО. И эти факторы, негативные с точки зрения развития российско-греческих отношений, придется учитывать, во всяком случае до тех пор, пока Греция не выйдет из кризиса.

Развитие российско-греческих отношений в краткосрочной перспективе

Главным вопросом российско-греческих отношений в краткосрочной перспективе станет возможное участие российских компаний в приватизации греческих государственных предприятий, которую правительство Греции вынуждено проводить под давлением МВФ, Европейского Центрального банка и Еврокомиссии. Этот вопрос активно обсуждался в ходе состоявшегося в сентябре 2013 г. официального визита в Грецию спикера Совета Федерации (и бывшего посла РФ в Афинах) В. Матвиенко и на приуроченном к этому событию Третьем Российско-греческом форуме гражданских обществ. В частности, рассматривались возможности вхождения «Газпрома» в акционерный капитал Греческой газовой корпорации ДЕПА и совместного участия ОАО «Российские железные дороги» и греческой компании «Gek Terna» в приватизации основного железнодорожного оператора Греции «TrainOSE».

На наш взгляд, российской стороне следует крайне осторожно подходить к вопросу об участии в приватизации греческих активов. Необходимо учитывать тот факт, что Греция приобрела репутацию хронического должника, и, по оценкам экспертов, ей понадобится, по меньшей мере, десятилетие, чтобы восстановить нормальное функционирование экономики. Важно также принять во внимание не всегда позитивный опыт ряда российских компаний, пытавшихся инвестировать в Грецию в докризисный период, и специфику антимонопольного законодательства ЕС, из-за которого сделкам в ключевых стратегических отраслях греческой экономики (энергетика, транспорт) может быть дан обратный ход. Вряд ли оправданно втягиваться в процесс финансирования греческого правительства или дополнительного кредитования. Недавняя история с Кипром, получившим от России кредит в 2,5 млрд евро, показала бесперспективность такой помощи как для самого Кипра, так и для российских финансов.

Более продуктивным представляется проведение через профильные ведомства и организации оценки греческих активов с точки зрения их привлекательности для инвестирования. Сейчас большинство из них обесценены из-за экономического кризиса и падения внутреннего спроса на греческие товары и услуги. В качестве критерия можно было бы взять ориентировочные сроки восстановления и ожидаемый процент прироста цены активов. Целесообразно обратить внимание на те активы, которые заведомо повысятся в цене после стабилизации экономики и которые можно будет реализовать с прибылью. Финансово-экономические операции по приобретению перспективных греческих активов и обеспечение их функционирования могли бы способствовать заметной активизации российско-греческого обмена во всех областях, усилению присутствия России в Греции, приобретению российскими компаниями дополнительного опыта ведения бизнеса в этой стране.

Фото: touristmaker.ru

Большие возможности связаны с инвестициями в греческий туристический сектор. В условиях постоянно растущего потока туристов из России (по итогам 2013 г. – около 1 млн человек) прямые инвестиции в гостиничную инфраструктуру позволили бы аккумулировать средства, израсходованные российскими потребителями в этой стране, и инвестировать их в другие прибыльные активы. Греция получала бы свою долю в виде налогов. Туристический бизнес, организуемый российским капиталом, может помочь решить проблему занятости для значительной части греческих безработных, в том числе из молодежной среды, где безработица особенно высока, а также активизировать распространение русского языка в Греции. В более широком смысле этот процесс может способствовать формированию заметной прослойки греческого населения, которая будет экономически заинтересована в развитии и поддержании интенсивных связей между двумя странами.

Однако для привлечения в Грецию солидных российских инвесторов потребуется проведение серьезных организационных мероприятий. Дело в том, что крупный российский капитал не привык инвестировать в иностранный туристический бизнес, а тем более в экономику, находящуюся в состоянии кризиса. Одним из возможных направлений работы может стать подготовка соглашения о защите инвестиций.

В первой половине 2014 г. Греция уже в пятый раз будет председательствовать в Европейском союзе. В числе приоритетных задач европейской политики в период греческого председательства заявлены решение миграционных вопросов и дальнейшая проработка визовой политики. Греческий МИД неоднократно заявлял о своей заинтересованности в переходе России и ЕС к безвизовому режиму (греки рассчитывают на увеличение притока в страну российских туристов). На наш взгляд, наряду с лоббированием отказа от визовых ограничений целесообразно расширить возможности для краткосрочных поездок в Грецию по национальным визам в пределах, установленных общеевропейским и греческим законодательством. Успешный опыт предоставления краткосрочных виз россиянам, прибывающим на греческие острова с территории Турции, уже имеется. Существуют также возможности для расширения практики выдачи национальных виз (например, для владельцев недвижимости на территории Греции).

Следующим направлением действий России, рассчитанных на краткосрочную перспективу, должен стать глубокий и всесторонний анализ влияния региональных факторов на российско-греческие отношения, в первую очередь, турецкого, балканского и кипрского.

В историческом и экономическом плане наиболее значимым представляется влияние Турции, которая за последние десятилетия добилась ощутимого экономического подъема и претендует на лидерство в регионе. Идеологи турецкой внешней политики (в частности, министр иностранных дел Турции А. Давутоглу) не исключают резкого поворота Турции на Восток и перехода к более независимому от традиционных западных партнеров курсу на международной арене.

Вторым по значимости можно считать балканский фактор, под которым понимают – с точки зрения потенциальных угроз Греции – прежде всего, Македонию и Албанию. Обе страны генерируют территориальные претензии к Греции пока на неофициальном уровне, но в перспективе они могут обрести характер государственных требований предоставить автономию территориям, где исторически компактно проживают македонцы и албанцы.

Под кипрским фактором понимается развитие ситуации вокруг возможного объединения греческой и турецкой частей острова, т.е. собственно Республики Кипр и непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра. На сегодня кипрский вопрос является одним из важнейших предметов греко-турецких переговоров.

Указанные факторы оказывают серьезное влияние на внутреннюю и внешнюю политику Греции. В связи с этим российской дипломатии необходимо иметь четкие сценарные прогнозы относительно изменения ситуации в этом стратегически важном регионе, а также набор действий на случай реализации каждого из сценариев. С учетом этих факторов можно будет сформировать более четкое представление о месте Греции в международных отношениях в будущем, что, в свою очередь, позволит выстроить адекватную концепцию развития двусторонних российско-греческих связей.

Фото: SABO
Производство греческой компании SABO

Долгосрочная стратегия развития отношений России и Греции

Если говорить о долгосрочной стратегии, то основные усилия целесообразно сосредоточить на формировании пророссийского лобби в политической, экономической и общественной жизни Греции. Учитывая необычайно высокий уровень безработицы (около 64%) среди молодежи, продуктивным может оказаться приглашение на работу в компании с участием российского капитала молодых греческих специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками в востребованных отраслях экономики. Формированию позитивного имиджа России будет способствовать расширение культурно-просветительских и, прежде всего, образовательных программ в самой Греции, программ по распространению русского языка. В настоящее время основными центрами по продвижению русского языка в Греции выступают российские культурно-просветительные учреждения, тогда как в соседней Турции русский язык преподают в ведущих университетах. Необходимо также учитывать потенциал понтийских греков, многие из которых в 1990-е годы получили греческое гражданство и проживают в Греции, сохраняя при этом связи с Россией. Но будут ли дети выходцев из Советского Союза обращаться к русскому языку? Этот вопрос остается открытым.

Другое важное стратегическое направление взаимодействия – углубление и расширение масштабов сотрудничества в рамках международных организаций (в первую очередь, в региональных, таких как Совет Европы, Организация черноморского экономического сотрудничества и др.). Основным практическим результатом такого сотрудничества должна стать выработка общих позиций по вопросам совместного участия в инфраструктурных, прежде всего, в транспортных и энергетических проектах региона, отвечающих российским интересам. Подобная политика будет способствовать закреплению за Россией уже имеющихся у нее долей на региональных рынках энергоресурсов и грузовых перевозок.

Перспективным представляется объединение усилий стран Таможенного союза, ЕврАзЭС и в целом СНГ на греческом направлении. Россия могла бы выступить с соответствующей инициативой. В частности, можно было бы изучить возможности и целесообразность совместных инвестиций в перспективные греческие активы или в международные проекты на территории Греции. Данный подход позволил бы диверсифицировать риски участия российского капитала, снизить затраты на инвестирование и одновременно укрепить сотрудничество России с этими странами.

Необходимо проводить постоянный мониторинг возможностей российско-греческого военно-технического сотрудничества. В настоящее время вряд ли стоит рассчитывать на серьезные результаты в этой сфере, учитывая членство Греции в НАТО и ее обязательства по закупке вооружений у своих партнеров по Альянсу. Так, по мнению советника Европейской внешнеполитической службы Р. Купера, оснащение вооруженных сил стран Средиземноморья, к которым относится и Греция, соответствует стандартам холодной войны, а не современным военным требованиям, поэтому Греция нуждается в модернизации своих вооружений и в постоянных закупках производимой в странах НАТО военной техники. В то же время, как показывает опыт докризисных поставок в Грецию российских противотанковых управляемых ракет, зенитно-ракетных комплексов и т.д., разовые сделки в этой сфере вполне возможны. В связи с переживаемыми Грецией финансовыми трудностями следует рассмотреть возможность осуществления поставок в кредит в том случае, если соответствующее соглашение будет увязано с возможными уступками греческой стороны по энергетическим и транспортным проектам. Еще одним потенциальным направлением военно-технического сотрудничества может стать использование греческих портов для дозаправки и ремонта российских военных кораблей в Средиземном море. Россия исторически имела точки базирования на острове Крит. Так, именно с Крита отправилась в поход эскадра с легендарным крейсером «Варяг», затонувшем в Японском море.

Период охлаждения в российско-греческих отношениях во многом обусловливался тем, что в 2009 г. Россия оказалась не готова к смене власти в Греции. Основная ставка делалась на правоцентристскую партию «Новая демократия», тогда как контакты с оппозиционными силами поддерживались недостаточно активно. В силу сохраняющейся в Греции неопределенности и резких колебаний политического ландшафта российской дипломатии следует проявлять осторожность при взаимодействии с греческой стороной. При этом нужно постоянно отслеживать изменения политической ситуации в этой стране и налаживать контакты со всеми силами, имеющими шансы оказаться у власти.

Выводы

Претворение в жизнь вышеперечисленных мер вряд ли приведет к стремительному подъему российско-греческих отношений, подобному тому, который наблюдался в середине 2000-х годов, так как многие точки соприкосновения объективно утратили прежнюю актуальность, а новые еще не найдены. Ключевая задача видится в том, чтобы освободиться от прежних стереотипов, ставших препятствием на пути развития двустороннего сотрудничества. Необходимо разработать и имплементировать в российско-греческие отношения новые ориентиры, которые отвечали бы современным глобальным реалиям.

Наглядный пример устаревшего стереотипа – образ Греции как противовеса Турции, укоренившийся в российском сознании. Его корни уходят в историю владычества Турции в Азии и Европе, черта под которым была подведена в 1922 г. Однако в Советском Союзе, а затем и в России в концептуальном плане продолжали и продолжают считать, что Турция для Греции – главный противник. В действительности, несмотря на сохранение разногласий по вопросам демаркации морских границ и кипрского урегулирования, эти две страны активно сотрудничают в НАТО, между ними успешно развиваются торговые и инвестиционные связи. В ближайшей перспективе новым импульсом к улучшению греко-турецких отношений могут стать общие энергетические проекты (прежде всего, проект строительства Трансадриатического трубопровода для доставки азербайджанского газа в Италию через Турцию и Грецию).

Весомым доказательством иллюзорности антитурецкой направленности внешней политики Греции может служить ее отношение к конфликту в Сирии. В военном противостоянии правительства и сирийской оппозиции Турция занимает откровенно антиправительственную позицию. Греция могла бы воспользоваться этим, чтобы в противовес Турции продемонстрировать самостоятельность и усилить свое влияние в регионе. Предпосылки для такого маневра имеются: все греческие партии, независимо от политической ориентации, традиционно проводили проарабскую линию. И это естественно, поскольку, несмотря на внешнее мусульманское единство, глубинное противоречие между арабами и тюрками сохраняется: еще жива генетическая память о тюрках как колонизаторах арабских земель в рамках Османской империи. Исходя из этого, можно было ожидать, что официальные Афины выскажутся, пусть и с некоторыми оговорками, в поддержку Б. Асада. Но отсутствие подобной реакции со стороны Греции говорит о том, что в нынешних условиях антитурецкий потенциал этой страны близок к минимуму.

Еще один стереотип касается пророссийского характера православия в Греции. В недавнем прошлом пророссийский элемент, действительно, занимал существенное место в греческом православии, однако в последние десятилетия он неуклонно шел на убыль, причем не только в Греции. Не секрет, что влияние церкви на общество снижается во всем мире, и молодежь наиболее подвержена этой тенденции. Поэтому религиозная общность вряд ли может рассматриваться в качестве основы для развития российско-греческих отношений, что, разумеется, не должно означать отказа от активизации контактов в области культуры и религии. То же можно сказать и о пророссийских настроениях: несмотря на позитивное отношение большинства греков к России, подавляющая их часть отождествляет себя скорее с объединенной Европой, чем с православной цивилизацией. И эту европейскую, прозападную составляющую греческого общественного и политического дискурса нельзя недооценивать.

Необходимо также избавиться от иллюзии, что многовековая история российско-греческих отношений способна гарантировать их поступательное развитие и в будущем. Последние несколько лет показали, что это не так. Бездействие на политическом, экономическом и гуманитарном направлениях приведет к тому, что наблюдаемое в настоящее время затишье в отношениях России и Греции растянется на неопределенно долгий срок.

Сайт проекта «Южный поток»: http://www.south-stream.info/pipeline/route/

Подробнее о роли греческих диаспор и влиянии этнического и конфессионального факторов на отношения России и Греции см.: Греческая культура в России ХVII–XX вв. М.: Институт славяноведения РАН, 1999; Греки Балаклавы и Севастополя / Под ред. К.В. Никифорова. М.: Индрик, 2013, и др.

Население СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. М., 1990. С. 38.

Данные Всероссийской переписи населения 2002 г.: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17

190 лет дипотношениям между Россией и Грецией: История бескорыстия и предательства

«Не делай добра, не получишь зла». Эта русская народная мудрость является квинтэссенцией российско-греческих межгосударственных отношений, 190-летие которых, несмотря на недавно инициированный Афинами дипломатический скандал, обе стороны пытаются в торжественной обстановке отмечать в эти дни. На остров Порос, где в XIX веке находилась база российской средиземноморской эскадры, прибыл накануне для участия в торжественных мероприятиях фрегат ВМФ России «Адмирал Эссен». Именно в этом месте российский посол в сентябре 1828 года вручил верительные грамоты прибывшему ранее в Грецию на русском военном корабле Иоаннису (Ивану Антоновичу) Каподистрии.

Основы независимой Греции заложил этот бывший замминистра иностранных дел России, грек с Корфу, прославившийся во время наполеоновских войн, а до этого — в качестве правителя созданного причисленным к лику святых адмиралом Федором Ушаковым первого в истории новогреческого государства: Республики семи Ионических островов. Этот бескорыстный человек не получал зарплаты от создаваемого им государства, жил на свою русскую пенсию и, когда надо было произвести на одичавших под 400-летним турецким игом греков должное впечатление, облачался в свой старый русский мундир. Естественно, Россия предоставляла возникающей Греции и щедрые финансовые дотации, помогала Каподистрии в национальном строительстве, в том числе борясь с греческими пиратами.

Праздник без настроения

В церемонии возложения венков к зданию, где почти 200 лет назад жил и работал под охраной русского флота Каподистрия, приняли участие посол России Андрей Маслов, представители греческих властей, местные жители, офицеры и матросы новейшего фрегата ВМФ России. В это же самое время, кстати, когда греческий фрегат «Элли» в составе натовской эскадры курсирует у берегов Сирии в готовности поддержать союзников по Североатлантическому альянсу в возможном обмене военными «любезностями» с Россией, вроде той, что только что произошла…

А 19 сентября в Москве в здании МИД России состоится ответная церемония — открытие историко-документальной выставки, посвященной отмечаемому юбилею.

Иван Антонович Каподистрия — создатель независимой Греции. Фото: markara / .com

В ее экспозиции свыше 60 архивных документов и фотографий. В том числе письма греческих полевых командиров императору Николаю I с просьбой о помощи в борьбе с турками от 1826 года, декрет Национальной ассамблеи Греции об избрании Каподистрии главой греческого правительства от 1827 года. Будет там и Договор о браке между сделанным Россией, Англией и Францией королем Греции датским принцем Георгом I и великой княжной дома Романовых Ольгой Константиновной от 1867 года, и Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Греческой Республикой от 1993 года.

Презентация выставки пройдет при участии главы МИД Сергея Лаврова, посла Греции в России Андреаса Фриганаса, представителей российских органов власти, церковных и общественных кругов.

Все это, однако, не может заглушить неприятного осадка и факта кризиса в российско-греческих отношениях, ради чего постарались США и особенно их посол в Афинах, специалист по «майданам» и подрывным операциям Джеффри Пайеттт. Как, впрочем, и нынешние греческие власти, представленные в основном левацкой партией СИРИЗА, объявившие войну традициям и религии своей родины, столь тесно связанными с Россией и разделяемыми ею. Причем к ним присоединилась буквально на днях (вот он, высший пилотаж Пайетта) неонацистская и расистская «Золотая заря» («Хриси авги»), потребовавшая аккурат к юбилею «репараций» от России за греческую Гражданскую войну. Эта третья по численности в парламенте партия считает себя хранителем греческого духа, традиции и консерватизма. А на самом деле на деньги не желающих светиться спонсоров активно компрометирует их, делая их более уязвимыми перед фронтальной атакой атеистов, «прогрессистов» и «гуманистов» из СИРИЗА. Вот такой у нас сегодня праздник с совершенно не праздничным настроением.

В Греции существует и активно действует финансируемая таинственными спонсорами откровенно нацистская партия «Хриси авги», компрометирующая в угоду глобалистам традиционные и консервативные ценности. Фото: www.globallookpress.com

Послужной список России

Если кратко суммировать, что сделали для Греции Россия и США, их, так сказать, послужной список, то получится очень впечатляющая картина, потому что один будет очень длинным, а другой — довольно коротким и совсем иным качественно.

Еще во времена московских царей и даже раньше, когда греки уже томились под турецким игом, Россия перечисляла огромные суммы на поддержку греческого православия, позволяла греческим клирикам собирать щедрые пожертвования на своей территории. Императрица Екатерина II («Греческий проект») пыталась возродить Византийскую империю, что не получилось из-за активного противодействия европейских «партнеров» России.

Императрица Екатерина II едва не возродила Византию, но греческую буржуазию ей создать удалось. Фото: www.globallookpress.com

Однако добытый на поле брани графом Алексеем Орловым в ходе Первой Архипелагской экспедиции Кючук-Кайнарджийский мир (1774 год) позволил греками стать арматорами Восточного Средиземноморья, Черного моря. Он привел к появлению процветавшего торгового среднего класса, греческой буржуазии и созданию флота, корабли которого ходили, когда было нужно, под русским флагом, флота, который в ходе Греческой войны за независимость (1821-1828 гг.) был с легкостью превращен в военный.

Собственно, новые греческие богачи, не успевшие интегрироваться в структуру турецкой власти, в отличие от, скажем, константинопольских греков-фанариотов, наследники которых продвигают сейчас лживую украинскую автокефалию, и начали эту войну, добиваясь помощи от России по линии православной, а от Европы — как страдающие от турецкого варварства наследники античных греков. Хотя тогдашние греки мало чем отличались в этом смысле от турок. Об этом обычно не пишут в учебниках истории, но та Греческая война за независимость фактически провалилась. После первых неудач огромная Турецкая империя собрала силы и начала побеждать.

А греческие повстанцы после первоначальных успехов, еще далеко не разбив турок, начали воевать за власть между собой и терпеть поражения. Вмешательство в конфликт отлично обученных французами египетских войск Ибрагима-паши, приемного сына, соправителя и преемника Мухаммеда Али, могущественного вассала турецкого султана, означало, что греков вырежут на корню. Их спасла лишь Наваринская битва 1827 года, где решающую роль в уничтожении турецко-египетского флота сыграли русские корабли. И, разумеется, русско-турецкая война 1828-1829 годов, после разгрома в которой войсками Дибича и Паскевича туркам стало нечем подавлять греков.

Греческая война за независимость была выиграна только благодаря вмешательству России. «Морское сражение при Наварине 20 октября 1827 года». Айвазовский И. К. 1846 год

По условиям Адрианопольского мирного договора 1829 года, султан предоставил грекам «автономию». Россия признала независимость Греции еще раньше, хотя греческое государство еще только предстояло создать, чем она и занималась весь XIX век. После того, как Каподистрию убили подстрекаемые англичанами бандиты, не желавшие расставаться со своими разбойными нравами и жить по закону, в Греции после 30-летней жесткой воспитательной работы баварцев (король Оттон I), которых поддерживала Россия, появилась королева Ольга, дочь русского генерал-адмирала, страстно любившая флот и благотворительность. Вместе с королем Георгом I, с которым она обвенчалась в России, Ольга Константиновна настояла на принятии целого ряда законов об охране труда, обеспечении прав женщин, реформе тюрем, развернула по всей стране строительство больниц и госпиталей. На ее имевшие русское происхождение личные средства Греция провела в Афинах в 1896 году первые возрожденные Олимпийские игры. Благодаря поддержке России Греция постоянно прирастала территориями за счет турок. Когда не рассчитав своих сил, греки потерпели поражение в войне с Турцией в 1897 году, василисса Ольга уговорила императора Николая II вмешаться, в результате чего турки не смогли реально воспользоваться своей победой. Позднее туркам пришлось уйти с Крита, в чем также грекам помогла Россия.

Такого рода помощь — прямая или косвенная — имела место в течение всего периода межгосударственных отношений. Если бы не решающий вклад России в победу союзников во Второй мировой войне, быть бы и сегодня Греции оккупированной страной — частично в германском рейхе, частично в подчиненной ему итальянской средиземноморской империи. Причем греки, в отличие от некоторых других европейцев, даже не могут предъявить России упрек в том, что Сталин насадил после победы над Гитлером в их стране коммунистический режим. Москва, несмотря на утверждения современных греческих нацистов из «Золотой зари», не поддержала греческих коммунистов, которые оказались в оставленной нацистами в 1944 году Греции реальной властью, в гражданской войне с пробританским, а потом и проамериканским истеблишментом. Потому что Сталин по целому ряду причин уступил Грецию Черчиллю и соблюдал эту договоренность. Греческим коммунистам на свой страх и риск немного помогали далекие от глобальной политики, зарившиеся на часть северных греческих территорий югославы и болгары. Но не СССР, куда потом эвакуировали уцелевших греческих партизан. Там они и их дети получили отличное образование, на которое не могли рассчитывать на родине, так как происходили обычно из бедных семей, но где его с большой выгодой для себя, когда вернулись домой, применили.

Вот вкратце вклад России в создание, защиту и развитие Греции: она только давала и помогала, ничего не требуя взамен.

Послужной список США

В орбиту американской внешней политики Греция попала в начале XIX века. Воспользовавшись Греческой войной за независимость, США предложили греческим повстанцам приобрести остров в Эгейском море для создания своей военно-морской базы. Не для того, чтобы поддержать истекающих кровью греков, а чтобы обеспечить военную защиту для своей опиумной торговли с Турцией от североафриканских («варварийских» — нынешних алжирцев и тунисцев) пиратов. Россия и европейские державы тогда не допустили, чтобы страна, провозгласившая свою власть над Северной и Южной Америкой в Доктрине Монро, получила бы еще базу и начала экспансию на «чужой территории» — в Леванте, на юге Европы.

Гражданская война в Греции в середине ХХ века была одной из самых кровавых в Европе — Россия ее не хотела. Фото: www.globallookpress.com

В середине XX века американцы исправили эту «несправедливость». Они деятельно помогли — финансированием, вооружениями и специалистами — греческим властям победить коммунистических партизан в ходе кровопролитной Гражданской войны, особенно на ее втором, самом длительном и кровавом, этапе. Они покрыли всю Грецию направленными против СССР военными базами в годы Холодной войны, завезли туда даже ядерное оружие, сделали Грецию членом НАТО. Вашингтон поставил под полный контроль греческий политикум. Так, например, сотрудники греческих спецслужб и ЦРУ США — это было одно и то же, даже зарплату они получали из одного бюджета.

Дело рук США — захват власти в Греции хунтой «черных полковников» в 1967 году, возобновившиеся убийства и пытки ее политических противников. Чтобы, когда в этом возникла необходимость, ликвидировать созданный ими же репрессивный режим, американцы втравили своих греческих клиентов в кипрскую авантюру, в результате чего треть острова, который греки считали своим, стала турецкой в 1974 году, а дискредитированный этим греческий военный режим пал. После чего его видные деятели, считавшие американцев своими лучшими друзьями и патронами, на долгие годы, а кто и пожизненно, отправились за решетку. Так, присоединение Кипра к Греции оказалось несбывшейся мечтой.

Что имеем сейчас

Сегодня американских баз в Греции почти не осталось, однако утратившее было тотальный контроль над греческой жизнью посольство США в Афинах с некоторых пор быстро восстанавливает свои позиции. Этот процесс невольно подстегнула возрождающаяся Россия, столь тесно связанная с Грецией культурными, религиозными и просто человеческими узами. Особенно преуспел в восстановлении над Грецией полного имперского контроля США нынешний американский посол Пайетт. Греция в каком-то смысле вообще может считаться примером «успешного» перехвата США контроля над внешней политикой конкретной страны, эффективной работы с территории иностранного государства против третьей страны. Во-первых, США не позволили грекам реализовать ни один крупный экономический проект с Россией — в нефтяной, газовой и инфраструктурной сферах. Проблемы возникли даже у тех немногих российских бизнесменов, которым удалось пустить корни в Греции, некрасивая история с Иваном Саввиди тому пример.

Во-вторых, американцы спровоцировали политический кризис в отношениях между обеими странами, заставив греков «обидеться» на Россию за сотую долю того, что они сами делают в Греции. В-третьих, американцы сделали Афины инструментом своей антироссийской политики на Балканах, прежде всего в том, что касается расширения НАТО. Активизировались контакты и по военной линии.

В-четвертых, американцы умело используют против России воинствующий атеизм и «прогрессистские» наклонности нынешней греческой власти: посещающие Грецию российские священники теперь рассматриваются как «шпионы в рясах», российское присутствие и влияние на Святой горе Афон пытаются ограничить.

В-пятых, можно сказать, что вместе с другими западными партнерами американцы просто купили Грецию за долги, в которые сами же ее и втянули, породив предварительно ввергнувший многих греков в нищету беспрецедентный финансово-экономический кризис, который уже как лет десять не может завершиться. И теперь хозяйничают в этой стране по полной программе, умело встраивая Грецию в формируемый сейчас Вашингтоном и его ближайшими союзниками глобальный антироссийский фронт.

Будущее покажет, что из всего этого выйдет. Пока же пора заканчивать эту поучительную историю бескорыстия и предательства.

Для начала вспомним формулы, которые используют при решении подобных задач: S = υ·t, υ = S : t, t = S : υ
где S – расстояние, υ – скорость движения, t – время движения.

Когда два объекта движутся равномерно с разными скоростями, то расстояние между ними за каждую единицу времени или увеличивается, или уменьшается.

Скорость сближения – это расстояние, на которое сближаются объекты за единицу времени.
Скорость удаления – это расстояние, на которое удаляются объекты за единицу времени.

Движение на сближение можно разделить на два вида: встречное движение и движение вдогонку. Движение на удаление можно разделить на два вида: движение в противоположных направлениях и движение с отставанием.

Трудность для некоторых учеников заключается в том, чтобы правильно поставить «+» или «–» между скоростями при нахождении скорости сближения объектов или скорости удаления.

Рассмотрим таблицу.

Из неё видно, что при движении объектов в противоположные стороны их скорости складываются. При движении в одну сторону – вычитаются.

Примеры решения задач.

Задача №1. Две автомашины движутся навстречу друг другу со скоростями 60км/ч и 80 км/ч. Определите скорость сближения машин.
υ1 = 60 км/ч
υ2 = 80 км/ч
Найти υсб
Решение.
υсб = υ1 + υ2 – скорость сближения (знак «+» так как из условия понятно, что машины движутся в разных направлениях)
υсб = 60 + 80 = 140 (км/ч)
Ответ: скорость сближения 140 км/ч.

Задача №2. Из одного пункта в противоположных направлениях выехали две автомашины со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. Определите скорость удаления машин.
υ1 = 60 км/ч
υ2 = 80 км/ч
Найти υуд
Решение.
υуд = υ1 + υ2 – скорость удаления (знак «+» так как из условия понятно, что машины движутся в разных направлениях)
υуд = 80 + 60 = 140 (км/ч)
Ответ: скорость удаления 140 км/ч.

Задача №3. Из одного пункта в одном направлении выехали сначала автомобиль со скоростью 60 км/ч, а затем мотоцикл со скоростью 80 км/ч. Определите скорость сближения машин.
(Видим, что здесь случай движения вдогонку, поэтому находим скорость сближения)
υав = 60 км/ч
υмот = 80 км/ч
Найти υсб
Решение.
υсб = υ1 – υ2 – скорость сближения (знак «–» так как из условия понятно, что машины движутся в одном направлении)
υсб = 80 – 60 = 20 (км/ч)
Ответ: скорость сближения 20 км/ч.

То есть название скорости – сближения или удаления – не влияют на знак между скоростями. Имеет значение только направление движения.

Рассмотрим другие задачи.

Задача № 4. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?
υ1 = 5 км/ч
υ2 = 4 км/ч
t = 3 ч
Найти S
Решение.
υуд = υ1 + υ2 – скорость удаления (знак «+» так как из условия понятно, что пешеходы движутся в разных направлениях)
υуд = 5 + 4 = 9 (км/ч)
(Пройденное расстояние находим по формуле)
S = υуд·t
S = 9·3 = 27 (км)
Ответ: через 3 ч расстояние будет 27 км.

Задача №6. Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 60 км/ч и 70км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 260 км?
υ1 = 60 км/ч
υ2 = 70 км/ч
S = 260 км
Найти t
Решение.
1 способ
υуд = υ1 + υ2 – скорость удаления (знак «+» так как из условия понятно, что пешеходы движутся в разных направлениях)
υуд = 60 + 70 = 130 (км/ч)
(Пройденное расстояние находим по формуле)
S = υуд·t ⇒ t = S : υуд
t = 260 : 130 = 2 (ч)
Ответ: через 2 ч расстояние между ними будет 260 км.
2 способ
Сделаем пояснительный рисунок:

Из рисунка видно, что
1) через заданное время расстояние между поездами будет равно сумме расстояний, которые прошли каждый из поездов:
S = S1 + S2;
2) каждый из поездов ехал одинаковое время (из условия задачи), значит,
S1 =υ1· t — расстояние которое проехал 1 поезд
S2 =υ2· t — расстояние которое проехал 2 поезд
Тогда,
S = S1 + S2 = υ1· t + υ2· t = t · (υ1 + υ2) = t · υуд
t = S : (υ1 + υ2) — время за которое оба поезда проедут 260 км
t = 260 : (70 + 60) = 2 (ч)
Ответ: расстояние между поездами будет 260 км через 2 ч .

1. Два пешехода одновременно вышли навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 18 км. Скорость одного из них 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов они встретятся? (2 ч)
2. Два поезда отошли от одной станции в противоположных направлениях. Их скорости 10 км/ч и 20 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 60 км? (2 ч)
3. Из двух сел, расстояние между которыми 28 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. На сколько километров за час пешеходы сближаются друг с другом? Какое расстояние будет между ними через 3 часа? (9 км, 27 км)
4. Расстояние между двумя городами 900 км. Два поезда вышли из этих городов навстречу друг другу со скоростями 60 км/ч и 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга были поезда за 1 час до встречи? Есть ли в задаче лишнее условие? (140 км, есть)
5. Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км? (28 км/ч, 2 ч)
6. Из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно в одном направлении два мотоциклиста. Скорость первого 40 км/ч, второго 50 км/ч. Через сколько часов второй догонит первого?
7. Расстояние между городами А и В 720 км. Из А в В вышел скорый поезд со скоростью 80 км/ч. Через 2 часа навстречу ему из В в А вышел пассажирский поезд со скоростью 60 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
8. Из села вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через 3 часа вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит пешехода?
9. Расстояние от города до села 45 км. Из села в город вышел пешеход со скоростью 5 км/ч. Через час навстречу ему из города в село выехал велосипедист со скоростью 15 км/ч. Кто из них в момент встречи будет ближе к селу?
10. Старинная задача. Некий юноша пошел из Москвы к Вологде. Он проходил в день 40 верст. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходивший в день 45 верст. Через сколько дней второй догонит первого?
11. Старинная задача. Собака усмотрела в 150 саженях зайца, который пробегает в 2 минуты по 500 сажен, а собака за 5 минут – 1300 сажен. Спрашивается, в какое время собака догонит зайца?
12. Старинная задача. Из Москвы в Тверь вышли одновременно 2 поезда. Первый проходил в час 39 верст и прибыл в Тверь двумя часами раньше второго, который проходил в час 26 верст. Сколько верст от Москвы до Твери?