Со мной лучше дружить

Содержание

Как помочь ребенку в общении со сверстниками

Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Конечно, самые первые уроки общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.

Один 6-летний мальчик, постоянно терроризируемый детьми постарше на игровой площадке, все пытался найти способ гасить их враждебность: демонстрировал свою ловкость, уступал их требованиям — уйти и не мешать, отдавал им свои конфеты – ничего не помогало. Однажды он вернулся домой окрыленным – ему показалось, что он нашел это волшебное средство: «Мама, я сказал им, что скоро иду в первый класс, и они меня почти не обижали». Он и позже пытался гасить так агрессивность сверстников, пока не осознал, что у каждого агрессора свои мотивы и в каждом случае нужен свой подход.

Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами. От того, как сложится опыт его общения с ровесниками в конце дошкольного и начале школьного периода, зависит, какую компанию он выберет в подростковом возрасте.

Детская компания – довольно жестокое сообщество. Неспособный вписаться в группу – безжалостно изгоняется. Не всегда в этом его вина – работают пока малопонятные науке механизмы взаимных симпатий и антипатий. Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет. Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.

обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.

Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.

Стихийно отношения сверстников не всегда складываются успешно, оставляя зарубки в душе не только «обижаемого», но и «обидчика». Но ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо нашей родительской опорой, либо колоссальной помехой.

Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

Если дружба не клеится: как помочь ребенку завести друзей?

Фото: Anna Bizon/Rusmediabank.ru Дружба – светлое и доброе чувство. Зачастую друзья появляются в саду и школе. И такие друзья остаются на всю жизнь. Но что делать, если ребенок не может найти друзей? Если с ребенком никто не хочет дружить?

Первые звоночки

Вот основные признаки, которые позволят определить, что у ребенка проблемы:
• ребенок прямо говорит, что никто в школе или саду не хочет с ним играть;
• малыш не рассказывает о том, что происходит в саду или школе;
• на площадке ребенок может играть один и не общаться с другими детьми, либо устраивает многочисленные конфликты;
• ребенок не хочет идти в сад или школу, возвращается расстроенным;
• ребенка никто не приглашает на домашние праздники (например, на день рождения).
Конечно, бывают дети, которым и не нужны друзья. Например, интроверты. Они могут уставать от шумных компаний, им просто достаточно присутствовать в коллективе, но не взаимодействовать.
Однако если ребенок расстраивается и сам беспокоится о том, что с ним никто не дружит, следует принять меры.

Почему нет друзей?

Прежде всего, необходимо выяснить причины. Почему у ребенка нет друзей? Причин может быть много, вот самые распространенные:
• ребенка обижают — дети придумывают обидные прозвища, насмехаются над необычной внешностью, немодной одеждой;
• застенчивые дети боятся вступить в контакт, чтобы не выглядеть смешно — они слишком много думают о последствиях и отношении к себе других детей;
• агрессивное поведение отпугивает других ребят — возможно, ребенок любит все решать кулаками;
• в семье растет еще один ребенок — если в семье недавно появился новый член семьи, то все внимание будет направлено на него. В этом случае старший ребенок может посчитать себя ненужным, и из-за этого отказаться от общения со сверстниками;
• ребенок, которого воспитывали как «кумира семьи», привыкает быть всегда первым и не считается с интересами окружающих — таких ребят дети не спешат приглашать в компанию;
• ребенок, который не посещал сад, находится в группе риска — если он и так был не слишком общительным, такая изоляция может привести к проблемам в школе. Ребенок просто не умеет общаться с другими детьми.
После того, как причина выяснена, можно приступать к решению этой задачи. Но важно действовать мягко и постепенно, иначе ребенок может начать вести себя еще хуже (злиться, замыкаться в себе).

Что делать родителям?

Как родители могут помочь ребенку найти друга? Проще всего организовывать общую игру на прогулке, пригласить других ребят в гости и придумать что-то интересное (например, квест). Это очень хорошо помогает на первых порах, если ребенку трудно начать общение. Но родители не смогут повлиять на дальнейшее общение и дружбу таким образом. Если ребенок по-прежнему ни с кем не дружит, совместных игр, организованных взрослыми, будет мало.
Что поможет чаду завести друзей? Вот несколько способов:
• записать ребенка в театральный кружок, на рисование или пение — это поможет ему раскрыться и избавиться от комплексов;

• попросить воспитателя включать малыша в ролевые игры — это поможет справиться с застенчивостью;
• если у ребенка есть лишний вес — записать в спортивную секцию. Только нужно найти то, что действительно понравится чаду;
• устраивать дома детские веселые праздники, приглашать других родителей с детьми на общие семейные мероприятия (прогулку, например) — вне стен школы или сада подружиться проще;
• если ребенка дразнят из-за немодной одежды или дешевого телефона, стоит прислушаться к мнению чада. Но покупать сразу дорогой телефон не следует. Лучше обсудить покупку, но с учетом семейного бюджета. Ребенок станет увереннее, но при этом научится понимать ценность денег.
Кроме того, важно уделять ребенку максимум внимания, вне зависимости от того, сколько детей в семье. Он должен чувствовать поддержку родителей, их одобрение. Можно рассказать о своем негативном опыте, который тоже связан с отсутствием друзей. При этом следует сделать акцент на удачном разрешении ситуации.
Следует поддерживать каждый шаг такого ребенка, если он решил поиграть или познакомиться с другими детьми. Не стоит плохо отзываться о его приятелях. Наоборот, необходимо предоставить инициативу и право выбора друзей ребенку.

А что не надо делать?

Иногда родители стремятся сделать как лучше, а получается еще хуже, чем было. Например, часто взрослые подталкивают ребенка к общению, которого он совсем не хочет. Или постоянно говорят о его застенчивости. Все это приводит к обратному результату.
Чего не следует делать родителям? Вот несколько полезных советов:
• не говорить о том, что у малыша нет друзей, тем более при других людях;
• не упрекать ребенка в отсутствии общения;
• не вмешиваться в отношения, если они возникают;
• не критиковать все, что бы ребенок ни сделал;
• не заставлять общаться, если чадо не хочет (может ему и не надо).
Важно действовать мягко и постепенно, не форсируя события и не настаивая. Ребенок должен сам научиться взаимодействовать с другими людьми, найти для себя подходящую манеру общения и поведения со сверстниками, подыскать настоящего друга. И еще: если чадо не стремится с кем-то подружиться или попасть в общую игру, то возможно, ему это и не нужно. Поэтому не стоит настаивать, лучше присмотреться к своему ребенку и определить, чего он действительно хочет.

Одиночество. Не умею дружить и чувствую себя неловко, никто не хочет со мной общаться.

«Я очень люблю людей и ценю общение, но всегда испытываю дискомфорт. Я подвожу знакомых и друзей, на меня нельзя положиться. Я неловкий человек. Я всегда стараюсь найти к людям правильный подход, подстроиться, но рано или поздно все идет не так как я хочу. Мне кажется, что я отталкиваю всех от себя».

Почти каждый чувствовал себя неловко в общении. Особенно в общении с противоположным полом. Всегда преследует мысль, что что-то пойдет «не так». И идёт, «самопредсказания» сбываются! Человек начинает избегать общения, перебирать «подходящие» варианты или вовсе разрывает вполне прочные отношения. Для таких клиентов характерно сниженное настроение, злость, тревога и чувство безвыходности. Бывает, проблемы такого рода встречаются в отношении не всего окружения, а только детей, коллег, представителей противоположного пола или сексуальных партнеров.

Попробуем выявить дисфункциональные убеждения в структуре такого мировоззрения. Скорее всего эти убеждения будут касаться отношения к себе, другим и миру. Проще, если убеждение будет сформулировано в виде правила «ЕСЛИ… ТО…».

Например, что самого плохого в неловкости? «Неловкий человек причиняет неудобства другим. Самое страшное, что может случиться, от него все откажутся. Кому нужен товарищ, от которого одни проблемы? ЕСЛИ я буду неловок и не подстроюсь под других, ТО я буду одинок (от меня все откажутся)».

Анализ такого правила показывает, что человек считает, что он нужен другим только тогда, когда он удобен, а с проблемами и «неловкостью» он никому не нужен. Никто не примет его в экстренной ситуации с проблемами. Таким как есть, он не нужен. Очевидно, что надо меняться, но меняться для чего? Для того, чтобы сделать поведение других предсказуемым. Предсказуемый = управляемый. Обратите внимание на интересный способ избежать одиночества – подстроиться под других, манипулировать ими. А почему? И тут на сцену выходит глубинное убеждение одинокого человека о других: «Люди не интересны сами по себе, они должны соответствовать моим ожиданиям».

Человек с таким мировоззрением сам не готов принять других в мир своего одиночества без оговорок. Стремление манипулировать, управлять и предсказывать поведение окружающих ведет к отдалению, неловкости и отчаянию построить теплые отношения. Проблема кроется в жестких стандартах поведения для других («тирания долженствования»). В этом случае у «одинокого» человека просто нет других навыков по социальному взаимодействию, кроме «подстроиться» и «манипулировать».

Неудивительно, что товарищи часто отказывают в общении «одинокому манипулятору». Вам нравится человек, который не готов принять вас как есть, стремится узнать вас получше, а затем подстроиться и переделать под свои стандарты? Вначале общение с ним будет приятным, ведь он заинтересован в вас. Но позже, дискомфорт обеспечен.

Парадоксально, что такие клиенты и в отношениях с терапевтом часто демонстрируют схожие формы поведения.

Задача когнитивно-поведенческого психотерапевта в этом случае может состоять в помощи клиенту в опровержении негативных убеждений и в тренинге уверенных и направленных на взаимодействие форм социального поведения. В результате объективной целью краткосрочной терапии может стать: 1. Снижение тревоги при социальном взаимодействии; 2. Формирование неманипулятивных отношений с окружающими; 3. Развитие навыка поддержания длительных интенсивных отношений.

7 практических советов, как поладить с чужим ребёнком

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вас просят присмотреть за соседским ребёнком, пока родители отлучились по неотложным делам. Или же вы зашли в гости, и, пока хозяйка на кухне, ваша задача — развлечь ребёнка. А может быть, ваша работа предполагает общение с детьми — частое или не очень (к примеру, воспитатель или парикмахер).

Как вы будете налаживать контакт с ребёнком в подобных ситуациях?

Мы подготовили список практических советов, которые помогут вам быстро найти общий язык с ребёнком. Эти советы для тех, кто не имеет профессионального опыта работы с детьми. А под словом «дети» в большей степени имеем в виду детей дошкольного возраста.

1. Относитесь к ребёнку как к обычному человеку, только маленькому

Пожалуй, это самый важный совет, который лежит у истоков остальных советов из этой статьи.

Обратите внимание, что те люди, кто наиболее успешен в установлении контакта с детьми (я наблюдал это на примере воспитателей, докторов, тренеров, с которыми контактирует мой ребёнок), общаются с ними спокойно, уравновешенно, нормальным тоном объясняя им сложные вещи. Эти люди с самого начала воспринимают ребёнка как полноценного человека, только делают скидку на то, что он ещё маленький. И такой подход подкупает детей.

Вы можете взять эту стратегию на вооружение и перестать сюсюкаться с детьми, если это уже далеко не младенцы. Ведите с ними полноценный диалог, только не с позиции «взрослый — взрослый», а с позиции «ребёнок — ребёнок». Заметьте, что дети всегда легко находят общий язык друг с другом, сложности начинаются тогда, когда мы взрослеем. Поэтому «понизьте» себя на время до уровня ребёнка. Это значит, что не нужно открыто сомневаться, если услышите подобные заявления: «Вчера огромный самолёт прилетел к нам в огород». Вместо этого развивайте разговор: «Серьёзно? Хочешь рассказать мне об этом?».

2. Опуститесь на уровень глаз ребёнка

Когда мы приходим с ребёнком на занятие в детский клуб, преподаватель всегда наклоняется или приседает, чтобы поприветствовать или что-то спросить у ребёнка. По её словам, это помогает ей отойти от шаблона общения «взрослый — ребёнок» и продемонстрировать своё уважение и равенство. Судя по тому, насколько хорошо у неё получается налаживать контакт с детьми, это отличный совет.

3. Не хвалите ребёнка напрямую

Если при встрече хотите сделать комплимент ребёнку, акцентируйте внимание на его одежде или на предмете, который он держит в руках. Когда посторонние люди затрагивают что-то личное, они рискуют сделать ребёнка ещё более застенчивым.

Всё, что требуется при первой встрече, — это снять напряжение, которое возникает у ребёнка при контакте с незнакомым человеком. Например, вы можете построить диалог следующим образом:

— Вау, какой у тебя красивый грузовик! Наверное, он песок на стройку возит.

Так вы переключите взгляд ребёнка на игрушку вместо пугающего лица незнакомца. Этот трюк поможет выиграть время, чтобы ребёнок привык к вашему голосу.

Или вот ещё один трюк, который может помочь. Если видите на одежде или в руках у ребёнка персонажа из мультика, который знаком вам обоим, это отличный предлог завести разговор.

— Ух ты, это фиксик? — спрашиваете вы.

— Фиксик, — отвечает ребёнок после небольшой паузы.

— А как зовут этого фиксика? — развиваете диалог вы.

Предмет общего интереса — это всегда хороший повод найти взаимопонимание как со взрослыми, так и с детьми.

Или ещё один способ, который использует наш дедушка, когда в гости заходят мои приятели со своими детьми. Он намеренно включает ошибку в то, о чём говорит:

— Какие у тебя красивые жёлтые сандалии, — обращается он к ребёнку.

— Они ведь синие, — отвечает тот.

— Точно, синие. Я потерял свои очки, а без них плохо вижу. Ты их не видел?

— Они же у вас на носу, — с улыбкой отвечает ребёнок.

После этой шутки дети легко идут с ним на контакт.

4. Выражайте эмоции ребёнка на своём лице

Часто можно встретить ситуации, когда люди смеются, когда ребёнок плачет, в попытках поднять ему настроение. Что происходит на самом деле? Ребёнок плачет ещё громче, впадая больше в отчаянье, как будто говорит: «Почему никто не понимает меня?».

В следующий раз, когда встретите ребёнка в расстроенных чувствах, попробуйте сделать грустное лицо и посочувствовать. В большинстве случаев это помогает, и малыш легче идёт на контакт.

5. Говорите о его вещах и игрушках

Если вы оказались дома у ребёнка, интересуйтесь его игрушками и книжками: «Любишь читать? Какая твоя любимая книга? Можешь показать?».

Этот трюк отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, ведь все мы любим повышенный интерес к своей персоне.

Или же, если нужно чем-то занять ребёнка, пока его родители отлучились, отличный выход — предложить порисовать. А если вдруг ребёнок находит это занятие слишком скучным, предложите ему рисовать с закрытыми глазами. А затем вместе угадывайте, что он нарисовал.

6. Станьте своим среди детей

Самый лучший способ ладить с детьми — это дать волю тому ребёнку, который живёт внутри вас.

Станьте своим среди детей, которые вас окружают. Примите их правила, а не навязывайте свои. Играйте в те игры, в которые они хотят играть. Говорите с ними о том, о чём им интересно слушать. Читайте те книги, которые нравятся им.

7. Универсальный способ поладить с детьми во всех ситуациях

Есть одна уловка, которая срабатывает практически всегда и со всеми детьми. Наверняка вы видели, как её используют другие взрослые, а может быть, и сами ею пользовались.

Закройте глаза руками. Держите их так некоторое время. Затем медленно раздвиньте пальцы и посмотрите на ребёнка. На его лице появится улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.

10 советов, как подружиться с собственным ребёнком

Подрастая, дети перестают держаться своих родителей, с более взрослым ребёнком всё тяжелее говорить по душам — это известный факт. Но сделать так, чтобы ваш ребёнок всегда считал вас своим другом, на самом деле несложно. Тамила Казанок, изучив советы психологов и педагогов, рассказывает, как этого добиться.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Предоставьте ребёнку возможность приобретать опыт

Помните, что малыш не глупый, а неопытный. Скорость приобретения необходимого для жизни опыта будет зависеть от окружающей обстановки. Если в зоне доступа ребёнка будет удобная, подходящая ему по размеру мебель, предметы для творчества и исследования, а ручки дверей и выключатели в помещениях будут расположены с учётом интересов и ребёнка, вы поразитесь, каким чувством собственного достоинства будет обладать даже совсем ещё малыш. И это непременно скажется на ваших взаимоотношениях. Присмотритесь к системе Монтессори — даже если не воспроизводить её полностью, там можно позаимствовать там много полезного.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

2. Слушайте ребёнка, а не делайте вид

Овладейте навыками активного слушания. На эту тему есть много литературы и тренингов. Существует два типа такого слушания: мужской и женский. Оба хороши, но в разных ситуациях. В отношениях с ребёнком лучше использовать второй: погружаться в его чувства, во время разговора быть с ним на одной эмоциональной волне. Отработав и закрепив этот навык в общении с собственным ребёнком, вам можно не бояться разногласий в дальнейшем. Вы научитесь понимать его чувства, а значит, не осуждать. Чем раньше станете внедрять этот навык, тем естественнее он приживётся. Девочке-подростку, например, странно будет услышать от матери, до этого обычно эмоционально закрытой: «Доченька, присядем, поговорим». Но лучше поздно, чем никогда. Подробнее об этой теме можно узнать в книге Юлии Гиппенрейтер «Чудеса активного слушания».

Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили

3. Создавайте общую «Копилку приятных воспоминаний»

Эта копилка станет хорошим подспорьем, чтобы успокоить, утешить или развлечь ребёнка. Стоит только приоткрыть её фразой «А помнишь, как здорово мы…» (и по возможности добавить объятий). И всё, контакт налажен, можно беседовать по душам. Копилка должна регулярно пополняться: складывайте туда все удавшиеся совместные походы, мероприятия и так далее.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

4. Научите ребёнка мечтать

Мы с вами уже знаем, насколько велика сила воображения, подкреплённая позитивными эмоциями. Ещё Альберт Эйнштейн говорил об этом. Откройте эту тайну и своему ребёнку, и он будет вам благодарен. Мечтайте вместе с ним: какой интересной будет его жизнь, какие он сделает открытия, какие великолепные у него будут друзья. Это обязательно разбудит его творческий потенциал.

5. Развивайтесь

Не ждите момента, когда вашему ребёнку не о чем будет с вами поговорить. Предлагаете ему выучить английский — выучите и сами, не ленитесь. Ребёнок увлёкся лошадьми, полистайте и вы соответствующую энциклопедию. Будьте в курсе новинок книжной и киноиндустрии. Пусть у вас будут свои увлечения. Это позволит вам, кроме прочих плюсов, всегда оставаться интересным собеседником, и ваш ребёнок будет и гордиться вами, и с удовольствием проводить с вами время.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

6. Всегда будьте на его стороне

В любых разбирательствах, в любых спорах и обвинениях со стороны оставайтесь на стороне своего ребёнка. Он должен быть уверен, что у него крепкий тыл. Это даёт неимоверную жизненную силу. А уже в беседах с глазу на глаз вы можете выражать своё мнение относительно его поступков. Поверьте, ребёнок его услышит и примет к сведению.

7. Научитесь безусловной любви

Это нелегко. Но это необходимо. Ребёнок должен быть уверен, что ваша к нему любовь не зависит ни от разбитой чашки, ни от полученной двойки, ни от разбросанных игрушек, ни от какой другой оплошности. Только тогда он сможет открывать вам свою душу, делясь сокровенным. Выражайте свою любовь и подчёркивайте жирно-жирно. Не уподобляйтесь тому герою анекдота, который ещё в ЗАГСе сказал молодой жене, что любит её. Мол, зачем каждый год говорить одно и то же.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

8. Научите ребёнка быть благодарным

Только на собственном примере. Иначе не работает. Если вы умеете выражать благодарность, то вы легко найдёте, что сказать и своему ребёнку после вводной фразы «Я так тебе благодарен…». А ваш ребёнок не замедлит ввести эти фразы в свой лексикон.

9. Помните, что ребёнок — не ваша собственность

Конечно, ребёнок не ваша собственность, а скорее гость в вашем доме. С какими-то своими задачами. Это осознание поможет относиться к ребёнку с большим уважением, что положительно скажется на качестве вашего общения. Об этом говорили многие великие педагоги, в том числе Януш Корчак и Шалва Амонашвили.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

10. Обнимайте ребёнка почаще

Как показывают многочисленные научные исследования, объятия — мощное терапевтическое средство. Они не только успокаивают, снимают боль, но даже повышают иммунитет (журнал Comprehensive Psychology, ноябрь 2012). Бесплатное и высокоэффективное средство. Проверено веками. Не забывайте подзаряжать своего ребёнка каждый день, даже взрослого.