Смерть на физкультуре

Внезапная смерть – на физкультуре. Из-за чего на уроках умирают дети?

Рассказывает врач выс­шей категории, детский кардиолог Анна Верещагина.

В каждом конкретном случае заключение даёт специальная комиссия, расследующая факт гибели. С врачебной точки зрения внезапная смерть у детей может быть обусловлена разными причинами – как кардиологическими (врождённые пороки, опухоли, нарушения ритма, кардиты, кардиомиопатии, лёгочно-гипертензионные кризы) с развитием острой сердечной недостаточности, так и заболеваниями центральной нервной системы (эпилепсия, опухоли головного мозга). К сожалению, о существовании такой проблемы у ребёнка родители могут и не знать. Однако всё может быть диагностировано при своевременном обращении к специалистам.

Причина № 1. Пропущенные врождённые пороки сердца

Теоретически такой ситуации быть не должно. По плану диспансеризации, в 1 год, затем в 3 года (перед дет­ским садом) и 6–7 лет (перед школой) в обязательном порядке дети должны проходить медицинскую комиссию, в состав которой входит и врач-кардиолог, который обязан направить ребёнка на стандартные исследования – эхокардиографию (ЭхоКГ) и электрокардиографию (ЭКГ). ЭхоКГ (или УЗИ сердца) позволяет оценить работу сердца, его анатомическое строение, сократительную способность желудочков, измерить давление в полостях, что необходимо для исключения врождённой и приобрётенной аномалии сердца и лёгких. ЭКГ анализирует работу проводящей системы сердца, выявляет её нарушения, в т. ч. и опасные для жизни. При подозрении на нарушение ритма у ребёнка врач направляет его на дообследование – суточное мониторирование ЭКГ и консультацию детского аритмолога.

Так должно быть в идеале, но на деле часто происходит иначе. Бесплатные исследования осуществляются по предварительной записи, очередь на них в среднем – 3–5 недель, а родители нередко приходят в последний момент перед подачей документов в школу.

В такой ситуации врачу остаётся либо предложить родителям пройти исследование платно (что нередко заканчивается жалобой главному врачу на «вымогательства со стороны врача»), либо отказать в выдаче заключения (что также заканчивается жалобой). Есть ещё один вариант – взять с родителей честное слово пройти УЗИ сердца в ближайшее время и выдать заключение исключительно на основании результатов ЭКГ. Но это недопустимо, поскольку однократно выполненное ЭКГ да ещё «на короткой плёнке» в целях экономии бумаги не даёт полную информацию о работе сердца.

При некоторых невыявленных пороках развития сердца трагедия может произойти даже при средних физических нагрузках. Но ещё опаснее, когда недообследованные дети, стремясь заработать баллы перед поступлением, решают сдать нормы ГТО, требующие абсолютного здоровья и серьёзной подготовленности. Поэтому врачи настаивают, чтобы перед сдачей норм ГТО и соревнованиями дети проходили полноценное кардиологическое обследование (эхокардиографию, ЭКГ с нагрузкой, суточное мониторирование ЭКГ) для исключения жизнеугрожающих нарушений в работе сердца.

Причина № 2. Перенесённые вирусные заболевания

Нередко после перенесённых вирусных заболеваний развиваются миокардиты (воспаление сердечной мышцы), воспаление сосудов сердца (аортиты, коронариты). Это приводит к снижению сократительной способности миокарда, нарушению его кровоснабжения (в том числе и проводящей системы сердца), к развитию сердечной недостаточности и жизнеугрожающих аритмий. Существуют разные формы этих заболеваний (острые, подострые, хронические), которые могут протекать незаметно. Поэтому после выздоровления от вирусной инфекции (особенно тяжёлой) ребёнок должен быть освобождён на две недели от занятий физкультурой и обязательно пройти ЭКГ.

Причина № 3. Обморок

Причина обморока может быть связана как с нарушением работы сердца (остановка сердца, вегетососудистая дистония), так и с патологией центральной нервной системы (опухоли, эпилепсия), заболеваниями эндокринной системы (гипогликемия, сахарный диабет), неправильным развитием позвоночника (аномалия Киммерле) и т.д.

Сердечно-сосудистая система быстро растущего детского организма крайне уязвима. В подростковом возрасте у многих детей возникает вегетососудистая дистония по ваготоническому типу – состояние, при котором отмечается склонность к гипотонии. Резкое падение артериального давления может привести к обмороку, при котором неудачные падения чреваты смертельным повреждением мозга.

Поэтому, если ребёнок жалуется на головокружение, головную боль, периодически теряет сознание, обязательно обратитесь к специалисту и пройдите необходимое обследование.

Причина № 4. Курение и «модное» питание

Многие подростки курят и употребляют энергетические напитки. Опасно, если это происходит непосредственно перед уроком физкультуры. Никотин вызывает спазм коронарных артерий и на фоне физической нагрузки, когда происходит учащение ритма сердца и уменьшается время для его кровоснабжения, возникает ситуация по типу ишемии миокарда, что чревато развитием острой сердечной недостаточности.

Ещё одна проблема – особая система питания, которую выбирают подростки, озабоченные своей фигурой. Они исключают из рациона жиры и заменяют приём пищи протеиновыми коктейлями. Однако исключение одного компонента пищи провоцирует раннее и быстрое развитие атеросклероза коронарных артерий, приводящее к ишемии миокарда, развитию острой сердечной недостаточности и внезапной остановке сердца.

Обратная сторона проблемы

Есть много детей, которые в раннем возрасте перенесли операции на серд­це. Но они ведут обычный образ жизни. Занимаются в спортивных секциях, как говорится, без фанатизма, для здоровья. Но для занятий им, как и остальным детям, нужно получить справку от кардиолога. А врачи, напуганные страшной статистикой, такую справку выдавать отказываются.

Это неправильно – сердце ребёнка может нормально развиваться лишь при наличии адекватных физических нагрузок. Чтобы показать, что для детей, перенёсших операцию на сердце, спорт возможен и неопасен, Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева и «Лига здоровья нации» провели футбольный товарищеский матч между командой ребят, которым была выполнена операция на открытом сердце, профессиональными футболистами и известными артистами.

Какое давление у детей – норма?

Возраст (лет) 6-9 10-12 13-15 16-18
Нижнее 100–122 110–126 110–136 100–120
Верхнее 60–78 70–82 70–86 70–80
Пульс 88 80 75 70

Давление нужно измерять в спокойной обстановке через час после еды и физических нагрузок.

Что должно насторожить родителей

  1. Посинение носо­губного треугольника и области вокруг глаз – это признак ухудшения венозного оттока и недостаточного насыщения крови кислородом.
  2. Боли в области сердца, лопатки, в левой руке.
  3. Стойкая гипотермия – пониженная температура тела.
  4. Одышка, которая возникает из-за застоя крови и кислородного голодания.
  5. Холодные ладони и стопы.
  6. Усталость после физической нагрузки – ребёнок присаживается, вздыхает, жалуется на сердцебиение.
  7. Обмороки.

Рассказывает профессор, доктор медицинских наук, заведующая отделением детской кардиологии Детской городской клинической больницы им. Башляевой Инна Трунина:

– С каждым годом становится всё больше детей-гипертоников. В группе риска находятся подростки, у которых родители страдают артериальной гипертензией, и дети с болезнями почек и эндокринными заболеваниями, при которых происходит выброс адреналина, повышающего давление. Повышенное давление также чаще отмечается у тревожных, ответственных детей. Среди прочих факторов риска – алкоголь и курение (в РФ курят 40% юношей и 7% девушек).

Нужно помнить, что гипертония редко протекает бессимптомно. Дети жалуются на головные боли, головокружение, слабость, утомляемость, пелену или мушки перед глазами. У детей-гипертоников часто резко снижается зрение. Очень важно не списывать эти жалобы на переутомление, а вовремя обратиться к врачу. Начальные формы детской гипертонии выправляются немедикаментозно. Результатов можно добиться, если нормализовать вес ребёнка, режим дня (школьнику нужно высыпаться, он не должен уставать, перевозбуждаться) и питание. Очень важно подобрать подходящие физические нагрузки. Самые хорошие результаты дают кардиотренировки (быстрая ходьба – ежедневно 30–40 минут, плавание, равнинные лыжи, велосипед).

А вот силовые тренировки детям с гипертонией абсолютно противопоказаны. Если эти меры не дают результатов – назначаются препараты, дозы которых подбираются индивидуально, а отменяются только врачом.

Наиболее часто повышение артериального давления беспокоит детей в подростковом возрасте (13–16 лет). Нормы давления у детей варьируются в зависимости от возраста, веса (у полных детей давление выше), роста (у невысоких детей давление ниже) и пола (у мальчиков давление выше, чем у девочек). У детей до 14 лет в среднем давление не должно превышать 120/80 мм рт. ст., у более старших – 135/85 мм рт. ст.

Великая тайна

Статистика, как говорилось в одном известном фильме, знает все. Мы знаем, сколько в школе работает мужчин и женщин, сколько пенсионеров и молодых педагогов. Знаем, какова средняя наполняемость классов и продолжительность выполнения домашних заданий.

Но мы не знаем сколько опасных происшествий случается на уроках и переменах! Мы не знаем точно, сколько детей погибает на уроках физкультуры и после них. Сколько травм получают «на трудах», и сколько выбитых зубов дает ускорение на перемене, заканчивающееся встречей с подоконником. Мы не знаем, сколько детей с ограниченными возможностями здоровья ходят в обычные школы и сколько нуждаются в учебе в коррекционных кассах. Скольким нужна помощь логопедов.

Это «незнание» выяснилось после того, как министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева назвала цифру — 211 погибших за прошлый год — а ее стали опровергать, не приводя, впрочем, другой информации.

У нас около 15 миллионов учеников и больше миллиона учителей. Можно предположить, что и несчастных случаев должно быть немало. Но какие? Какие из них можно было бы предотвратить? И как нужно изменить системы детского здравоохранения и образования, чтобы дети росли здоровыми и успешными? Об этом недавно мы говорили в эфире Радио «КП».

Еще один травмоопасный урок — «труд». Но здесь, как правило, случается меньше ЧП, так как есть четкие правила техники безопасности.

Пора по базам

Одна из главных проблем – плохо работает связка школа-детская поликлиника. В поликлинике проводят диспансеризацию учеников. Но школа подробности о состоянии здоровья своих детей не знает (см. мнение юриста). Учителя тоже не приучены к тому, чтобы, случись что с ребенком, сообщать об этом в поликлинику педиатру. (Не дело же это педагога!) А медсестры и врачи в некоторых школах и детсадах недавно исчезли как класс.

В каждой школе есть электронный журнал и электронный дневник. Это называется «автоматизация системы образования». Но есть свои электронные базы в системе Минздрава, куда заносят истории болезней детей. Эти базы друг с другом никак не сообщаются. Нет общей информационной системы, которая бы позволяла и врачам посмотреть, сколько ребенок прогуливал, а классному руководителю узнать об особенностях здоровья ученика. Школьному психологу тоже не помешало бы знать некоторые факты, которые записывают медики.

Во многих школах уроки труда заменили на уроки информатики

Говорим про новую цифровую эпоху. Миллионы вкладываем в то, чтобы родители и учителя общались в интернете. А элементарно сопровождать ребенка с проблемами здоровья не получается. Хотя обычно вся информация есть. Только лежит она на полке, до которой специалистам не дотянуться.

ЗВОНОК ОТ СЛУШАТЕЛЯ

Это все кампанейщина!

Алексей, Самарская область:

— У меня жена работает в школе. Года три назад была кампания – распорядились, чтобы школы боролись с педофилией. Учителя расписывались в документе о том, что к ребенку нельзя даже пальцем дотрагиваться. Брали справки из милиции о том, что не были судимы. В конце прошлого учебного года свалилась новая кампания – учитель должен уметь спасать детей, оказывать первую помощь учащемуся. Потому что учитель несет ответственность за здоровье ребенка. Пришла врач из мединститута, с каждого учителя собрали по 450 рублей за ее лекцию. Она час рассказывала про правила помощи пострадавшим. На этом все закончилось.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЮРИСТА

Когда родители отправляют детей в школу, мало кто задумывается, что нужно их проинструктировать как себя правильно вести на «опасных» уроках.

Сергей Фёклин, юрисконсульт столичной школы №1286, преподаватель Московского городского педагогического университета:

Врачебную тайну еще никто не отменил

Вопрос «КП»:

— Сергей Иванович, можно создать единую детскую базу, куда будет занесена абсолютно вся информация про каждого ребенка?

С. Феклин:

— Можно создать все, что угодно, если законодательство вам это позволит. Но сейчас действуют два федеральных закона. Один – о защите персональных данных, второй – об основах охраны здоровья граждан. В них есть понятия «персональные данные» и «врачебная тайна».

— То есть учителям информация о здоровье ребенка доступна быть не может?

— Нет, если иное не будет предусмотрено в законодательных документах.

— То есть вариант только один. Родители берут в поликлинике справку, несут ее в школу и говорят – наш ребенок не очень здоров, пожалейте его.

— Да, именно так.

— И других вариантов нет?

— В Москве организовано взаимодействие между департаментом образования и департаментом соцзащиты. Информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья школы получают автоматически, без запроса дополнительных документов.

— А такое решение закон не нарушает?

— Нет, информация по статусу детей с ОВЗ доступна школам. А вот для получения данных, относящихся к врачебной тайне, нужно все-таки вносить изменения в законодательство . В статье 13 323 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» есть исключения, при которых ряд организаций, должностных лиц получают доступ к сведениям, относящимся к понятию врачебная тайна.

— Классных руководителей, завучей, физруков, школьных медсестер среди них нет?

— Нет. Законом предусмотрено, что в целях расследования несчастного случая с обучающимся во время пребывания его в образовательной организации доступ имеют право получить органы власти и должностные лица. Но это тогда, когда трагедия уже произошла.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

У нас сколько здоровых детей в школе — 2% или 12%?

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО:

— Безусловно, педагог должен знать о состоянии здоровья детей. Учитель физкультуры обязан планировать урок в соответствии с группами здоровья, к которым у него относятся дети. Есть основная, подготовительная и специальная медицинская группы (а вообще по классификации у нас пять групп здоровья, которые выделяют для несовершеннолетних). Он не имеет права давать детям из разных групп одинаковую нагрузку.

У учителя физкультуры — сложная и интересная программа. Она дифференцируется в зависимости от состояния здоровья детей. Все эти годы у нас в институте был сектор физического воспитания. Программы для школы, за исключением последних вариантов, разрабатывались методистами и преподавателями физической культуры месте с врачами по спортивной медицине, специалистами по возрастной физиологии, специалистами по физиологии мышечной деятельности.

Нынешние смерти на уроках физкультуры – это не случайность, а закономерность. Это как раз следствие того, что с ними работает безграмотный педагог. И у школы нет данных о состоянии здоровья детей.

Дети перегружены в школе — и это еще один фактор риска

Есть еще один фактор, на который никто не хочет обратить внимания. Это общая перегрузка детей. На ее фоне, при гиподинамии (дети у нас практически живут без двигательной активности) даже незначительная физическая нагрузка может вызвать тяжелую реакцию организма. У нас в лучшем случае 20% детей занимаются спортом.

Да и вообще нет точной картины. Вот же парадокс. Мы от медиков постоянно получаем противоречивые данные. То у нас одно ведомство сообщает, что школу заканчивают только 2% здоровых детей. А недавно Роспотребнадзор объявил, что 12% выпускников здоровы.

Школы должны заботиться о здоровье детей. Но всегда ли уроки физкультуры организованы правильно? Двигательная активность должна проявляться и на других уроках.

— Вы говорили, что и нормы ГТО, которые сейчас предлагают детям сдать, не соответствуют нагрузкам для подростков…

— Нормы ГТО должны быть разработаны на основе данных о физической подготовленности людей. Для этого должно быть популяционное исследование. А его последние двадцать лет не проводили.

— То есть взяли нормы ГТО 80-х годов прошлого века и ввели снова?

— Может быть, их кто-то модифицировал, но мне не известно, кто.

В прошлом году на уроках физкультуры погибли 211 школьников

Только за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли более 200 детей. По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, это связано с отсутствием в школе медицинской информации об учащихся.

— Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок, — считает Ольга Юрьевна (подробности)

Почему на физкультуре массово умирают дети

За минувший год в школьных спортзалах скончались 211 детей – такую страшную статистику обнародовала в начале октября министр образования Ольга Васильева. При этом речь идёт не о гибели в результате травм, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Почему школьники всё чаще умирают после элементарных физических нагрузок?

Сюжет: Здоровье

Нынешний учебный год начался с трагедии: в сентябре во время физкультуры внезапно потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Похожая история следом произошла в Сибири. 17 октября в одной из школ Железнодорожного района Красноярска на уроке физкультуры умер 10-летний ребёнок. Мальчику стало плохо во время бега. Вызвали «скорую», ребёнку пыталась помочь школьный врач, но спасти его не удалось. По предварительным данным, школьник скончался из-за проблем с сердечно-сосудистой системой.

Министерство образования возлагает вину на родителей. Там считают, что главная причина в их нежелании сообщать об имеющихся у детей болезнях, из-за чего у школ нет полных и достоверных сведений о состоянии здоровья детей. При этом в ведомстве подчёркивают: практически каждый современный школьник имеет одну-две хронические болезни. Причину этого чиновники видят в недостаточной физической активности детей из-за чрезмерного увлечения компьютерами, телевидением, сидячего образа жизни, раннего пристрастия к курению и неправильного питания.

О здоровье детей учителя сейчас действительно знают мало или почти ничего.

С 2012 года медицинские карты в школах принимают только в том случае, если об этом попросят сами родители. После заявления Васильевой о смерти 211 детей Минздрав предупредил: с 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться сотрудникам школы. Причём с рекомендацией, насколько интенсивно конкретному ребёнку можно заниматься физкультурой.

Ренат АКЧУРИН, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии, академик РАН:

– Болезни сердца – это не удел старшего поколения. Дети с сердечными проблемами встречаются сейчас так же часто, как и взрослые. Но ребята в отличие от взрослых не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Если у ребёнка наблюдаются периодические приступы слабости, возникает желание прилечь после активной физической или умственной нагрузки, отмечаются синюшность кожных покровов, одышка или отёчность, если ребёнок хотя бы один раз терял сознание – его срочно надо вести к врачу.

Медосмотр для галочки

Однако школьные профилактические осмотры – тема особая. Чтобы пройти настоящую, а не для галочки диспансеризацию, нужен день, а то и два-три. Судите сами: только для расшифровки кардиограммы в поликлинике требуются сутки. Со своей стороны, школы, проводя эти осмотры, стремятся свести «прогулы» уроков к минимуму. К тому же после оптимизации во многих районных поликлиниках остались далеко не все специалисты. Потому и проводятся подобные мероприятия зачастую формально. В прошлом году в лицее, где тогда училась моя дочь, вообще объявили, что диспансеризацию можно проходить по желанию. Это желание изъявили порядка 10 человек, которые утром со школьной медсестрой пошли в районную поликлинику, сдали там кровь, были осмотрены терапевтом и окулистом, после чего «осмотр» закончился. В результате всё чаще встаёт вопрос о том, чтобы родители обследовали детей сами, причём в платных медучреждениях, потому что, повторюсь, районные поликлиники стремительно «оптимизируют» специалистов.

Однако многие ли смогут позволить себе обратиться в платную клинику? К тому же для настоящего полноценного осмотра порой требуется глубокое исследование. Ведь школьники умирают на физкультуре не от проблем со зрением или слухом, а по причине серьёзных заболеваний, о которых их родители даже не подозревали.

По словам заместителя директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского НЦССХ им. А.Н. Бакулева, профессора, академика РАН, известного российского кардио­лога Юрия Бузиашвили, прежде всего стоит обратить внимание на шумы в сердце, которые диагностируют у очень большого процента новорождённых. Раньше это было редкостью, а сейчас это выявляют едва ли не у каждого пятого малыша. Ребёнок с такой патологией должен быть обязательно поставлен на учёт у кардиолога и регулярно проходить обследования у квалифицированного специалиста. «На базе НЦССХ им. А.Н. Бакулева мы проводим мониторинг состояния детей со всего постсоветского пространства. Если бы вы знали, сколько врачебных ошибок приходится выявлять, сколько врождённых пороков сердца мы находим», – признаётся профессор.

Тем не менее профессор Бузиашвили полагает, что причину смертей детей на уроках физкультуры невозможно определить однозначно. «В каждом случае имела место конкретная причина или совокупность причин, связанных со здоровьем определённого ребёнка. Наша задача сейчас – предотвратить подобные трагедии и определить меры профилактики. Первое, что должно насторожить и родителей, и учителей, – это отставание ребёнка на физкультуре, его вялость, апатия, нежелание много двигаться. Такой ребёнок в обязательном порядке должен быть обследован. Ведь детям от природы присуща физическая активность», – считает он.

К тому же, добавляет Юрий Бузиашвили, не все дети одинаково переносят проблемы, сопровождающие переходный возраст: «У ребят есть особенность – адаптация к быстрому взрослению. Не все одинаково переносят гормональную перестройку организма. Тут я снова повторюсь: необходимы регулярные медицинские и профилактические осмотры. Если родители видят, что за год их ребёнок вырос на 10–20 сантиметров, необходимо задуматься: все ли его органы нормально адаптировались к столь быстрому росту и взрослению?»

«Креативная» физкультура

Учесть стоит ещё такой момент. Приказ Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» содержит рекомендуемые нормативы, по которым на одного врача должно приходиться в школах – 1 тыс. учеников, а на одну медицинскую сестру – от 100 до 500 учеников. Согласно этому же приказу при школах должны быть медицинские кабинеты. При этом за их финансирование отвечают не органы здравоохранения, а органы образования. Однако в редкой школе у врача или медсестры есть все необходимые медикаменты. К тому же, как правило, в школах нечасто можно встретить по-настоящему хорошего врача или опытную медсестру, имеющую навыки оказания помощи в экстренных ситуациях. Вот и вызывают школьные медики «скорую», которая когда ещё приедет…

Вопросы вызывает и учебная программа. Как известно, школам сейчас предоставлена большая самостоятельность в выборе, причём коснулось это не только математики, литературы и физики с химией, но и физкультуры. Каждый учит детей быть спортивными по-своему. Кто-то практикует закаливание, выводя учеников в майках и трико на занятия физкультурой на улице при +10 0С, кто-то вводит экзотические виды спорта, вовлекая в это и мальчиков, и девочек. К тому же недавно вернулась система ГТО, нормативы которой по замыслу чиновников должны сдавать все школьники. Да, физические нагрузки необходимы. Но для того, чтобы спорт не превращался в смертельные игры, необходимо, на мой взгляд, разработать единые стандарты физических нагрузок для школ, завести медицинскую базу данных на каждого без исключения ребёнка и сделать медосмотры не формальностью, а реальностью, причём регулярной.

КСТАТИ

Если верить международной статистике, особенно часто проблемы со здоровьем встречаются у детей-спортсменов. 38% всех спортивных травм и заболеваний, связанных с этим, приходятся на возраст от 6 до 12 лет. У мальчиков в возрастной группе от 12 до 17 лет самые большие риски. На их долю приходится 17% всех травм и заболеваний, большая часть которых требует врачебной помощи и лечения.

В школе Железнодорожного района Красноярска сейчас работает Следственный комитет, приехали представители Главного управления образования города.

Здесь случилась трагедия, которая шокировала взрослых и ставших невольными свидетелями детей. На самом обычном уроке физкультуры, во время обычной разминочной пробежки, 10-летний мальчик вдруг упал и перестал дышать. Учитель бросился к ребенку, дети помчались к школьному медику, узнавшие о ЧП учителя вызвали «скорую». Ребенка попытались реанимировать, уже через несколько минут после случившегося возле него были врачи, но ничего не помогло. Мальчик умер.

— Предположительно, у ребенка были проблемы со стороны сердечно- сосудистой системы, — сообщили «Комсомольской правде» — Красноярск в Следственном Комитете Красноярского края. — добавляют в следкоме. — В рамках проверки будут установлены все обстоятельства происшествия, дана правовая оценка действиям медицинских работников в части полноты, качества, своевременности оказываемой медицинской помощи. В настоящее время следствие изучает медицинскую карту ребенка. Для установления причины смерти назначена судебно-медицинская экспертиза.

Представители Главного управления образования города продолжают работать в школе, где сегодня умер 10-летний мальчикФото: Мария ЛЕНЦ

Напомним, только несколько дней назад министр образования и науки Ольга Васильева сделала заявление о том, что в прошлом году на физкультуре в разных регионах страны умерли 211 детей. Эта цифра шокировала и вызвала множество споров – насколько она корректна, идет ли речь о гибели детей от чрезмерных нагрузок, или полученных травмах (к слову, от падения ворот). И вот, новый случай.

— Только недавно читала эти новости, заявление, в которое даже не верится, — говорит «Комсомольской правде» — Красноярск Людмила Магомедова, председатель комитета по образованию культуре и спорту Законодательного Собрания Красноярского края. – Названы цифры, которые не укладываются у меня в голове. Считаю, что экстренную помощь должна оказывать «скорая», а задача школьного медка – как раз упреждать. Эта тема вскрывает множество проблем. Одна из которых, кстати, переполненность учебных заведений. В одной из красноярских школ, вы знаете, в этом году 15 первых классов. Это огромная нагрузка и ответственность для всего педагогического коллектива. В том числе и в части состояния здоровья детей, распределения нагрузок. Диспансеризацию нужно проходить, более четко обследовать детей из группы риска по здоровью. Родителям этого мальчика я прежде всего, соболезную. Это ужасная трагедия. Переживать буду за то, как они справятся с этой бедой.

По нашим данным, мальчик имел заключение врачей о второй группе здоровья. Это значит, что у него были небольшие проблемы со здоровьем, «сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена». У таких детей нет никакого отставания в развитии, хронические болезни, но могут быть такие проблемы, как избыточный (или, наоборот, недостаточный вес), плохое зрение, и так далее. Если ребенок часто простывает, его тоже могут отнести ко второй группе здоровья.

КОММЕНТАРИЙ ПЕДИАТРА

«Если у ребенка не тяжелое заболевание, он не должен сидеть на лавочке, но нагрузки необходимо снижать»

Евгений Минакин, педиатр с 20-летним стажем (Красноярск)

— В советские времена тоже были школьники, которых от общих нагрузок в школе освобождали. У которых проблемы с сердцем, с сосудами. Но это не значит, что такой ребенок должен сидеть на лавочке, пока все тренируются. Раньше было так (и я, может быть, сторонник ретроградства, но это поддерживаю), – для таких детей должны создаваться в школах отдельные уроки по физической культуре. С меньшими нагрузками, чем у всех остальных. Они не страдали от того, что мало двигаются, при этом не рисковали жизнью. Но это часы, за которые надо платить. Мое сугубо личное мнение, что есть и момент экономии, нежелание выделять дополнительные средства на эти часы.

Конечно, в каждом случае выводы делаются после проведения всех экспертиз, серьезного расследования. Могу только сказать, что причины трагедии могут быть самые разные, и заболевание ребенка не всегда является причиной единственной, причиной как таковой.

К примеру, сейчас детки сидят за компьютером, не бегают, не прыгают, а потом им дают серьезную нагрузку, которую какой-то организм не выдерживает. И даже совершенно здоровый ребенок, просто не привыкший к физическим нагрузкам, может пострадать. Тем более, мальчики, которые из самолюбия могут переоценить свои физические возможности.

Сыграть роковую роль может любая деталь. К примеру, одно время я работал в спортивном колледже, туда приходили на занятия студентки педагогического университета. Парней было мало, и они как-то повыносливее. А девчонки обращались за помощью в медкабинет, — вот она пробежала километр, и после занятия падает, у нее тахикардия, снижение артериального давления, вплоть до судорог. Спрашиваешь – ты кушала утром? Нет… Стоит дать ей бутерброд, хлеб с маслом, чем-то теплым напоить, и девочка в полном порядке.

Возвращаясь к случившемуся, — нельзя скидывать со счетов, и это на первом месте, что у ребенка за диагноз. Может ли он привести к такому несчастью. Ответ должен дать уже только эксперт.