Симфония шостаковича Ленинградская

Имя парня из нашего двора облетело весь мир

Мне пришлось долго ломать голову: как же неизбитым образом рассказать о замечательном Ленинградском дирижёре, о духовном подвиге которого, я узнал совсем недавно, потому что, стал писать книгу «о Дороге жизни и о Дороге Победы». Кроме того, вспомнилось, что как-то вечером, около 20-25 лет тому назад, в гости на новую квартиру, где стала проживать наша семья, пришла Е. Ф. – моя двоюродная тетушка и у нас завязался с ней интересный разговор. И в нём, вдруг, вспомнили о старом нашем доме на проспекте М. Горького д.27 (теперь – Кронверкский), где все мы проживали когда-то.

Кронверкский пр.д.27

Вспомнили про то многое, о чем, возможно, ниже мне и удастся кое-что рассказать. Тогда-то Е.Ф., как бы, между прочим, сказала – А в нашем дворе до войны жил парень по фамилии Элиасберг, который стал известным дирижёром. Она продолжала ещё что-то о нём говорить, но меня эта тема никак не заинтересовала, и я почти напрочь позабыл об этом рассказе. А теперь я понимаю, что напрасно не внял подробностям об этом парнишке. Всё потому, что, как говорил герой Арбузова из пьесы «Годы странствий», – был «равнодушным и нелюбопытным». Сегодня, принудив себя вспомнить чуточку подробнее рассказ тетушки, и, сопоставив с тем, чему впоследствии был свидетелем (а это было время, когда я пятилетним мальчиком сразу же после войны стал жить в этом доме 27, а на протяжении последующих 2-х – 3-х десятилетий постоянно бывал здесь, навещая свою матушку и тетушку), я логично пришел к ностальгическому видению прошлого большого дома. Это оказалось и той зацепкой, которая привела меня к необходимости рассказать и о К. Элиасберге.

Часть первая

Итак, сначала о нашем доме, построенном в 1912 г. Он находится на Петроградской стороне в самом центре Ленинграда – напротив Александровского парка. Он состоит из 3-х флигелей и соответственно – трёх дворов-колодцев.Здания его шестиэтажные и дом ничем особенным не выделяется среди подобных доходных домов начала 20-го столетия. Квартира № 40 моих предков-родственников располагалась на третьем этаже в последнем флигеле. Если первый флигель был богаче остальных (там была шикарная лестница, лифт, широкий парадный вход и т.д.), то вестибюль в нашем здании был скромным, но, всё равно, там изначально были: помещение консьержки, люстра и печь-камин. Зато зрелище дворов был незавидным: в них в 1910 – 1955 гг. находилось большое количество солидных поленниц дров, принадлежащих многочисленным жильцам квартир этого дома. В выходные дни на дворах кипела работа – шла пилка и рубка дров для печек, и поленницы всё уменьшались и уменьшались в размерах. К июню они исчезали со дворов совсем, и их место заполняла детвора со скакалками, мячами и прочими детскими атрибутами для различных игр. В этом дворе частенько в далёкие 1918 – 1920-е годы, будучи детьми, играла моя мама Оля и тетушка Лиза и другие дети. И вот где-то тогда во втором дворе появился новенький паренёк. Но он никогда не играл с дворовыми девочками и мальчикам. Дети его прозвали «Элька», по его фамилии – Элиасберг. Появляясь из боковой парадной, он всегда проносился бегом мимо резвящейся «милюзги» и не обращал внимания на дразнилки в свой адрес. А был он очень нескладным и нелюдимым и не вызывал симпатий: такой – долговязый и худющий, нос – горбинкой, подслеповатые глаза. Однако в руках его всегда был футляр со скрипкой, которую он весьма бережно прижимал к себе – он бежал в Консерваторию. Потом мои родственники повзрослели, но никто из них и не подозревал, что этот «гадкий утёнок» превратился в замечательного лебедя! Где-то в середине 1920-х гг. он исчез с поля зрения нашего двора. Как он взрослел и, главное, как стал видным дирижером, свершивший свой высокий гражданский подвиг в 1942 г. в блокадном Ленинграде, будет рассказано особо во второй части этого повествования. А пока продолжим разговор о нашем доме.

Петербургская консерватория

Так, из окон нашей квартиры № 40 (а с 1919 г. она стала – коммунальной) был виден сад модного театра «Аквариум» и его подсобные здания.

Театр Аквариум

После войны 1941-1945 гг., конечно, никаких цветников, статуй и самого театра этого сада уже не было и в помине. Также просматривался кусок Каменноостровского проспекта с крытой полуротондой в стиле модерн, отделявшей этот сад от уличной суеты. До 1960 г. это оригинальное строение ещё существовало, но сад уже принадлежал «Ленфильму», и в ротонде с послевоенной поры на больших планшетах анонсировались новые фильмы этой студии. А в 1961 г. прямо перед нашими окнами неожиданно воздвигли новое главное здание «Ленфильма» в классическом стиле с портиком из 4-х колонн. Оно загромоздило здесь и без того скромный сад театра «Аквариума» и сделало наш третий двор полутёмным.

Центральное помещение Ленфильма

Больше всего мне врезался в память июнь – август 1945 г. Лето было солнечным, мы вернулись из эвакуации, быт наш быстро налаживался, благодаря усилиям нашей матушки, настроение было на подъёме.

Я и брат, 1945 г.

Помню такой эпизод. Я с братом играл во втором дворе, но мы через открытые ворота увидели, что по Кронверкскому проспекту медленно двигалась, а порой и подолгу простаивала целая цепочка грузовых трамваев с военными и с кое-какой их амуницией. По всей видимости, это был уникальный случай переброски в огромном городе воинского контингента на электрическом рельсовом транспорте от одного из южных вокзалов Ленинграда к северному – Финляндскому вокзалу. Конечно, мы выбежали со двора, стали махать руками нашим солдатам и задорно кричали – Ура! Кто-то из военных подозвал нас к себе и попросил принести попить воды. Мы бросились наперегонки домой, а когда снова очутились на улице с полными чашками воды, то увидели уже других солдат, но всё равно чашки были выпиты, а нам достались по паре «американских» конфет. Они были необыкновенно вкусными…

Возвращение воинов…

Комментируя представленный здесь рисунок, отмечу, что он не совсем соответствует описанному здесь событию. А исполнен он был автором этого файла ещё в 1995г. для книги о работе ж.-д. транспорта в период Великой отечественной войны. Вероятно, при рисовании той акварели, я тогда подспудно имел перед глазами тот яркий для меня момент 1945 г. в моей жизни, который произошёл 50 лет тому назад.

Еще запомнилось, что около нашего дома часто стоял грузовик с дровяным газогенератором. По-видимому, шофёр автомобиля проживал в нашем доме. Такие грузовые машины встречались в городе и позже, ещё года 3 – 4, а производить их начали с 1936 г. А потом я узнал, что они имели распространение и в Германии, где также работали на дровах или торфяных брикетах, т.к. с бензином и дизельным топливом была очень напряженная обстановка. Однако, почему-то, на фотографиях военных лет я таких машин не встречал. По-видимому, фронтовые операции обеспечивались автомобилями с бензиновыми или дизельными двигателями, по принципу: всё в первую очередь – для фронта.

Летом 1945 г. я и брат часто делали набеги на развалины Мюзик-холла (он же бывший Народный дом), расположенный почти напротив нас в парке имени Ленина (советское наименование этого парка). Огромное здание (самый большой театр в Европе) оказался удобной мишенью для авиации фашистов, а потому он был разрушен бомбами в 1942 г.

На этом пепелище мы, мальчишки послевоенной поры, рылись на развалинах этого объекта культуры и иногда приносили домой подпорченные книги или журналы, а однажды даже разрыли пачки театральных неиспользованных билетов. Лишь к 1951 г. на этом месте восстановили здание для публичных зрелищ, разместив там кинотеатр «Великан», а теперь здесь снова Мюзик-холл.

Кинотеатр Великан

С домом № 27 связано и такое «событие». Когда-то давно к тыльной стороне дома примыкал большой гараж (возможно бывшая конюшня). Этот гараж после войны был арендован соседом по нашей квартире Н.Н. Консюкевичем. У него там находился в хорошем состоянии трофейный немецкий мотоцикл, и была мастерская. Однако где-то в 1950-е годы этот гараж приглянулся киноактёру П.П. Кадочникову, который, став уже трижды лауреатом Сталинской премии, позволил себе приобрести самый лучший, представительский и дорогой автомобиль в нашей стране – ЗИС-110, причем, ярко-красного цвета. Жил он рядом в доме на углу пр.М.Горького, 21 и Кировского пр., 2. Чиновники Петроградского Райисполкома очень сильно стали нажимать на нашего соседа, чтобы тот освободил гараж до истечения срока своей аренды и передать его Кадочникову. Но дело не двигалось с места. Всё же каким-то образом оба владельца своих транспортных средств договорились (для этого даже знаменитый артист приходил к нам в квартиру к нашему соседу, чтобы поговорить с ним «по душам»), и они стали эксплуатировать этот гараж совместно, пока П. Кадочников не получил гараж при Ленфильме, который в это время расшил свои «владения» и благо это тоже было рядом.

Часть вторая

Карл Ильич Элиасберг (1907–1978) – дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР. Он начал заниматься игрой на скрипке в Полтаве под руководством И. Гольдберга. Элиасберг окончил Ленинградскую консерваторию по специальности «скрипка» в 1929 г., а дирижирование он освоил самостоятельно. С 1929 г. по 1931г. он работал в Театре музыкальной комедии вначале, как скрипач оркестра, а затем уже, как дирижёр трудился (в только что образованном в 1931 г.) музыкальном ансамбле при Ленинградском радио. После получения в 1937 г. ансамблем статуса – Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, К.Элиасберг был назначен его главным дирижёром и трудился в нём до 1950 г. В последующие годы дирижер работал с оркестром Ленинградской филармонии, Государственным симфоническим оркестром. В эти годы он проживал в доме по Фонтанке, 50. Скончался знаменитый дирижёр скоропостижно в возрасте 71 года и был похоронен в Ленинграде.

Такая вынужденно-краткая канва его биография объясняется тем, чтобы дать в последствии возможность подробно осветить блокадный период деятельности Карла Ильича.

Блокада города на Неве вступила в свой жуткий беспредел 8 сентября 1941 г. Из города были передислоцированы на восток страны большинство: промышленных предприятий, научных, социальных, учебных и культурных учреждений, а также эвакуирована значительная часть населения. Однако в Ленинграде находилось ещё до 1,5 млн. человек, оставшиеся предприятия работали на войну. Весь период блокады действовало радио и был оставлен единственный музыкальный коллектив – Большой симфонический оркестр Ленинградского Радиокомитета и Театра музыкальной комедии. Оркестр почти каждый день выступал на Радио. Обратим внимание на то обстоятельство, что тогда не было записи на магнитофон. Было регулярное, непосредственное выступление у микрофона! Поэтому симфонический оркестр также «в живую» почти ежедневно играл в радиостудии. В программе были классические музыкальные произведения Чайковского, Глазунова, Бетховена, Моцарта, Брамса и других выдающихся музыкантов.

В симфоническом оркестре в начале войны было свыше 100 музыкантов. Но каждый день смерть уносила их жизни, и, как рассказывали оркестранты, после каждой передачи они кого-то уже заставали мертвым. К 1942 г. из оркестра осталось всего 27 человек. Вот что вспоминала поэтесса, работавшая на радио, Ольга Бергольц: «… руководитель Радиокомитета Яков Бабушкин диктовал машинистке очередную сводку о состоянии оркестра: — Первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти…» Оркестр уже не мог давать концерты симфонической музыки и замолчал почти на три месяца. Но кем-то был поднят вопрос о «реанимации» оркестра, а заниматься всем этим поручили Карлу Элиасбергу. Убедившись, что дирижёр был настолько ослаб, что не мог ходить от истощения, 9 февраля его привезли в профилакторий (7-й этаж гостиницы «Астория») на детских саночках с диагнозом «алиментарная дистрофия 2-й степени».

В этот период другой выдающийся музыкальный деятель – Шостакович Д.Д. уже подготовил 7-ю симфонию, посвященную блокадному Ленинграду. Он начал писать 1-ю часть её в сентябре 1941 г. в уже осажденном Ленинграде. Там же он написал вторую часть и начал работу над третьей. Писал он их в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где к концу декабря 1941г. была написана 4-я часть и тем самым завершена вся симфония. Напомним, названия этих частей: 1-я – «Нашествие», 2-я – «Воспоминания», 3-я – «Родные просторы», 4-я – «Победа».

Премьера состоялась в Куйбышеве (теперь – Самара) 5 марта 1942 г. Затем она прозвучала в Москве, Ташкенте и Новосибирске. Было получено распоряжение от Первого лица города, А.Жданова – исполнить её в Ленинграде.

Памятник Д.Д. Шостаковичу в Петербурге

2 июня из Куйбышева на самолете штаба Ленинградского фронта спецрейсом была доставлена в Ленинград партитура 7-й симфонии Шостаковича. Радиокомитет поручил подготовить её исполнение дирижёру К.И. Элиасбергу. Но оркестр радиокомитета к этому времени ещё уменьшился – в живых осталось уже 17 человек.

Решено было через радио объявить по Ленинграду призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, с просьбой явиться в Радиокомитет для работы в оркестре. Вскоре и начались первые репетиции, но продолжались они по 15-20 минут из-за слабости музыкантов, но проводились они по несколько раз в день. В перерывах Элиасберг успевал ещё самостоятельно осуществлять поиски музыкантов по всему городу. Шатаясь от слабости, он обходил госпитали, всякого рода начальствующие инстанции. Узнав об этом, руководство ГАИ подарило ему велосипед. С изумлением наблюдали люди, когда по улицам едва-едва передвигался на велосипеде смешной и тощий «Дон Кихот» в развивающемся плаще. Порой и найденные оркестранты «выходили из строя». Так произошло, что на репетицию не вышел ударник Жаудат Айдаров. Карл Ильич тут же пошёл его искать и обнаружил музыканта в мертвецкой Дома радио. Он заметил, что пальцы музыканта слегка шевелились. Да он же живой! – воскликнул дирижер, и это стало вторым рождением Жаудата. Без него исполнение «Седьмой симфонии» было бы невозможным – ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия». Вскоре полностью набрали струнную группу, а с духовой – возникла проблема: люди просто физически не могли дуть в духовые инструменты. Некоторые падали в обморок прямо на репетиции. Позже музыкантов прикрепили к столовой Горсовета – один раз в день они получали горячий обед. Но музыкантов все равно не хватало (нужно было иметь их 80 человек). Решили обратиться в штаб Ленинградского фронта, ведь многие музыканты с оружием в руках защищали город.

Помогать дирижеру поручили начальнику Политического управления Ленинградского фронта генерал-майору Дмитрию Холостову. Вот как всё это происходило. Карл Ильич узнавал номер части, где воевал музыкант оркестра и сообщал генералу. На другой день музыкант уже появлялся в Ленинграде. Некоторые оркестранты прилетали на военных самолётах с линии фронта, словом, система – «по указанию Сталина» была отлажена и действовала безотказно. Музыканты, находившиеся в армии и на флоте, получали предписание: «Командируется в оркестр Элиасберга». Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, трубач притопал в валенках, несмотря на начало лета – у него были распухшие от голода ноги и они не влезали в другую обувь.

Каждодневные репетиции стали более продолжительными, но более 1 часа музыканты не выдерживали. К этому времени они были переведены на «казарменное» положение и проживали в Доме радио, Малая Садовая, д.6 и им были выписаны дополнительные пайки. К концерту готовились как к важному сражению. За ходом репетиций город следил внимательно. Уговорами и жесткой дисциплиной Элиасбергу удалось подготовить свой оркестр к исполнению грандиозного произведения Шостаковича. Только один раз 6 августа состоялась генеральная репетиция.

9 августа 1942 г. Шел 355-й день блокады. В этот день по планам фашистского командования город должен был взят. В фешенебельной гостинице «Астория» предполагалось провести банкет, пригласительные билеты на который были уже отпечатаны…Но Ленинград продолжал борьбу. И как вызов врагу, именно в этот день, в Большом зале Ленинградской филармонии должен был состояться концерт. Руководство города придавало его проведению огромное значение. В связи с этим, командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров, еще за месяц до назначенной даты начал предпринимать необходимые меры. Он поставил перед войсками задачу – сделать так, чтобы ни один вражеский снаряд, ни одна бомба не упала на город во время концерта. И вот долгожданный день настал. Рано утром Говоров был уже на передовой: предстояло еще раз все проверить к предстоящей операции. За полчаса до концерта он подошел к ожидавшей его машине, но не сел в нее, а замер, напряженно вслушиваясь в нарастающий гул. Еще раз взглянул на часы и заметил стоящим рядом подчиненным командирам – Наша «симфония» уже началась. Говоров приехал в филармонию, когда 30-минутная усиленная операция огневого подавления вражеских батарей уже заканчивалась. По замыслу Л.А.Говорова это было сделано для того, чтобы позволить ленинградцам спокойно прибыть в филармонию. Также 30 минут на усиление огня отводилось артиллерии, чтобы безопасно покинуть зал после концерта.

Петербургская филармония

Ровно в 17 часов в осажденном Ленинграде наступило затишье. Зал филармонии был переполнен. В помещении было заметно прохладнее, чем на улице и поэтому открыли окна. Среди зрителей-слушателей было много военных, рабочих, много интеллигенции. На концерте присутствовали военачальники, руководство города, известные писатели. На эстраде уже расположились музыканты, одетые кто в гимнастерках, кто в кителях, кто в ватниках. Последним вышел строгий и одновременно обаятельный Карл Ильич. На нем был фрак и сияла безупречной белизной накрахмаленная сорочка, благодаря картофелине, найденной, бог его знает, где. Его фигура выглядела очень высокой и худой, а от голода, и согнувшейся, как вопросительный знак.

Программка концерта

Элиасберг поднял руки. Дирижерская палочка дрожала в его руке, и вдруг, он преобразился – в нем все почувствовали возникший сгусток нечеловеческой энергии. И оркестр, поддаваясь его магнитизму, также, с первой октавой, начал играть с необычным вдохновением, с ожесточенным чувством ненависти к фашизму. Так продолжалось 1 ч. 20 мин. Слушатели были потрясены, у многих были слёзы на глазах. Когда Симфония была окончена, в зале воцарилась небывалая тишина.

Дирижирует Элиасберг

Дирижер Элиасберг стоял, не шевелясь. Но вот началась, нарастая, буря несмолкаемых аплодисментов, все встали… Маленькая девочка преподнесла Элиасбергу букетик живых цветов с запиской: «С признательностью за сохранение и исполнение музыки в осажденном Ленинграде, семья Шитниковых». За кулисами все исполнители целовались и плакали… Этот симфонический концерт транслировался по радио на всю страну. «Ленинградская симфония» Шостаковича явилась своеобразным лучом надежды, символом веры в нашу скорую победу. Её даже называли «Героической симфонией» – настолько велико было её воздействие на настроения и поступки ленинградцев как на линии фронта, так и в тылу. Исполнение её в 1942 г. в Большом зале филармонии Ленинграда стало, поистине, историческим, таким же, как и дни ввода «Дороги жизни», прорыва блокады и других важных событий для города, для страны.

Спустя несколько лет после войны туристы из ГДР, встретившись с Элиасбергом, делились с ним о том впечатлении, которое они испытали 9 августа 1942 г. Тогда там, в окопах, они вдруг поняли, что война ими проиграна, коль скоро в осажденном городе такой силы моральной дух! Обо всём этом напоминает и памятная доска, установленная в 2014 г. на фасаде её здания,(благодаря стараниям экс-спикера ЗАКСа – В. Тюльпанова) к дню праздничных торжеств, посвященных 70-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда.

Элиасберг дирижирует. 1960-е гг..

Что касается оценки деятельности Оркестра, созданного Элиасбергом, то следует напомнить, что играл он не только в студии Дома радио, но и на других площадках. Всего за 900 дней блокады им было исполнено более 350 концертов и проведено 50 спектаклей с музыкальным сопровождением. За такую подвижническую и творческую работу маэстро был награжден орденом Красной звезды, и он стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР. Поклониться этому патриоту и выдающемуся дирижеру можно, посетив Литераторские мостки на Волковском кладбище. Здесь он похоронен вместе со своей супругой пианисткой и концертмейстером Надеждой Дмитриевной Бронниковой, которая пережила его всего на 3 года. Она всегда оставалось его истинным другом, как в повседневной жизни, так и в музыкальном творчестве.

Таков наш краткий экскурс в те далёкие и драматические дни испытаний блокады Ленинграда, где одухотворенные люди музыкального искусства боролись с тяжелейшими невзгодами и поднимали дух ленинградцев и их веру в Победу!

Не будем лукавить – «буря бурных аплодисментов» в то время представляла собой громкий шелест «хлопков» высохших рук, истощенных голодом ленинградцев.

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.

Историю создания Симфонии №7 Шостаковича, имеющей название «Ленинградская», содержание и множество интересных фактов о произведении читайте на нашей странице.

История создания «Ленинградской симфонии»

Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение должно было повторить принцип варьирования, используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были показаны студентам консерватории, в которой преподавал гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно, что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича

  • Название «Ленинградская» произведение получило от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.
  • С момента написания Симфония №7 Шостаковича стала одним из самых политизированных произведений за всю историю классической музыки. Так, дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория». Они хотели праздновать победу над осажденными в городе. Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно. Немцы обо всем знали и стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.
  • В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.
  • Музыка первой части симфонии стала основой балета под названием «Ленинградская симфония».
  • Знаменитый писатель Алексей Толстой написал статью о «Ленинградской» симфонии, в которой не только обозначил сочинение, как торжество мысли о человеческом в человеке, но и разобрал произведение с музыкальной точки зрения.
  • Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, поэтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все-таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности каждый человек стремится к миру.

  • Симфонию можно услышать в знаменитой компьютерной игре под названием «Антанта».
  • В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.
  • Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.
  • Один из немцев после победы СССР над нацисткой Германией признался: «Именно в день премьеры «Ленинградской» симфонии, мы поняли, что проиграем не только битву, но и всю войну. Тогда мы почувствовали силу русского народа, которая могла преодолеть все, и голод и смерть.
  • Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе. Многие были музыкантами военных оркестров, многие были приглашены из соседних городов, но в итоге оркестр был собран и исполнил произведение.
  • Во время исполнения симфонии была успешно проведена секретная операция «Шквал». Позже участник данной операции напишет стихотворение, посвященное Шостаковичу и самой операции.
  • Сохранилась рецензия журналиста из английского журнала «Time», которого специально отправили в СССР на премьеру в Куйбышеве. Корреспондент тогда написал, что произведение наполнено необычайной нервозностью, он отметил яркость и выразительность мелодий. По его мнению, симфония обязательно должна была прозвучать в Великобритании и по всему миру.

  • Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.
  • На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.
  • После подписания капитуляции в одном из новостных выпусков в Европе репортер сказал: «Разве можно победить страну, в которой во время столь ужасных военных действий, блокад и смерти, разрушений и голода люди умудряются написать столь сильное произведение и исполнить его в блокадном городе? Мне, думается, что нет. Это неповторимый подвиг».

Содержание «Ленинградской симфонии»

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила в Шостаковиче желание создать сочиненте, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой – вот, что отражается в сочинении.

Симфония имеет классическую 4-х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

  • I часть написана в сонатной форме без разработки. Роль части – экспозиция двух полярных миров, а именно главная партия представляет собой мир спокойствия, величия, строящийся на русских интонациях, побочная партия дополняет главную партию, но в то же время меняет характер, и напоминает колыбельную. Новый музыкальный материал, носящий название «эпизод нашествия» — это мир войны, гнева и смерти. Примитивная мелодия в сопровождении ударных инструментов проводится 11 раз. Кульминация отражает борьбу главной партии и «эпизода нашествия». Из коды становится понятно, что главная партия одержала победу.
  • II часть представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда в мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии.
  • III часть является адажио, написанное в жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна.
  • Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Тема сарабанды воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего.

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.

Использование музыки Симфонии №7 в кинофильмах

На сегодняшний день «Ленинградская симфония» достаточно редко используется в кинематографе, но этот факт не уменьшает исторической значимости произведения. Ниже приведены фильмы и сериалы, в которых можно услышать фрагменты знаменитейшего сочинения ХХ века:

  • «1871» (1990);
  • «Военно-полевой роман» (1983);
  • «Ленинградская симфония» (1958).

«Ленинградская симфония» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича является грандиозным произведением, воспевающим силу и непобедимость русского народа. Это не просто сочинение, это история, рассказывающая о подвиге, о победе добра над злом. И пока торжественно звучит седьмая симфония Шостаковича, весь мир будет помнить о победе над фашизмом, и о том, сколько людей положили собственные жизни, чтобы мы сегодня имели светлое небо над головой.

Седьмая симфония Шостаковича помогла преодолеть голод, страх и даже смерть

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония. Трудно представить, что великая музыка была написана в холодном, голодающем городе, под вой бомбежек.

Знаменитую «темную тему» первой части, усиленную сухим барабанным стуком, Дмитрий Шостакович создал еще до войны. Она давалась с таким трудом, что композитор отложил работу. Война побудила желание закончить симфонию и привести ее к победному финалу.

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие, — вспоминал Шостакович о работе над произведением. — Я не мог поступить по-другому и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война.

Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в Консерватории, как и многие мои знакомые — музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны.

Я не спал, не ел и отрывался от сочинения, только когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

1 октября Шостаковича и некоторых членов семьи (мать и сестра остались. — Ред.) вывезли из блокадного Ленинграда. Сначала в Москву, потом в Куйбышев. Там в декабре 1941-го и была закончена симфония, а в марте 1942-го состоялась премьера. Затем ее исполнили в Москве, Новосибирске, Лондоне и Нью-Йорке. В Америке оркестром дирижировал знаменитый Артуро Тосканини, концерт имел огромный успех. Музыка разлетелась по миру, однако все понимали: она обязательно должна прозвучать в Ленинграде. Но как это сделать? В 1942-м руководство города и фронта приняли беспрецедентное решение: симфония прозвучит, причем 9 августа. Именно в этот день, по планам Гитлера, город должен был пасть. Немецких генералов даже заранее пригласили в «Асторию» на банкет. Однако фашисты просчитались.

В городе началась подготовка к концерту. Было решено: симфонию исполнит оркестр Ленинградского радиокомитета под руководством Элиасберга, но где взять музыкантов?

В блокаду многие умерли от голода, а когда репетиции возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших мастеров. Пришлось отозвать тромбонистов и скрипачей из военных частей. Активно включился и командующий Ленинградским фронтом Леонид Говоров. За месяц до даты он поставил подчиненным задачу — чтобы в Ленинграде во время концерта не упал ни один вражеский снаряд. Приказ был выполнен. Все 80 минут фантастической по силе музыки наши артиллеристы вели беспощадный огонь по врагу. Всего выпустили три тысячи снарядов по заранее разведанным немецким позициям. Не случайно в историю эта спецоперация вошла под названием «Шквал». «Это была наша симфония», — сказал позже Говоров.

9 августа Большой зал Филармонии был полон. Места занимали вооруженные моряки и пехотинцы, бойцы ПВО, похудевшие ленинградцы. Горели все люстры! Концерт транслировали по радио и громкоговорителям на весь город. Многие плакали, не скрывая слез. Невольными слушателями были и фашисты.

«Немцы обезумели. Они-то считали, что город мертвый, а здесь играет оркестр, звучит прекрасная музыка», — вспоминала флейтистка Галина Лелюхина.

Исполнение симфонии стало одним из поворотных моментов в истории блокады. Появилась уверенность — ленинградцы способны преодолеть голод, страх и даже смерть. И вместе со всей страной победить врага.