Школа приемного родителя

Что такое школа для приемных родителей

Автор статьи: Юлия Кайсина Последнее изменение: Январь 2020 года 10780 0

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными. Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь. Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

Для кого предназначена школа приемных родителей

Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:

  • Кандидатов в замещающие родители;
  • Будущих опекунов и усыновителей;
  • Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
  • Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
  • Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.

Комментарий специалиста Горчаков Владимир Юрист Задать вопрос эксперту Школу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно. Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье. Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате. На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей. Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Комментарий специалиста Каменский Юрий Юрист Задать вопрос эксперту Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

Содержание курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Единых требований к содержанию курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Психолого-педагогическая подготовка

Психолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления

Правовой раздел

Правовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей

Физиологические особенности детей

В Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша

Где пройти обучение

Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.

Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация. Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями. В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:

  • преподаватели;
  • сотрудники органов опеки;
  • юристы;
  • медицинские работники.

В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки. Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа. Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.

Комментарий специалиста Киреев Максим Юрист Задать вопрос эксперту Сотрудники Школы приемных родителей оказывают помощь в принятии решения о выборе ребенка. При необходимости оказывается помощь и после усыновления. Все консультации проводятся в конфиденциальном режиме, информация не разглашается органам опеки и другим посторонним лицам. Специалисты организации стремятся не выявить возможные проблемы будущих усыновителей, а помогают с ними справиться. Работа Школы приемных родителей направлена на создание всех условий, позволяющих сохранить ребенка в семье. К каждому слушателю курсов осуществляется индивидуальный подход.

Законодательная база

Обучение в Школе приемных родителей с 2012 года стало обязательным для тех, кто планирует взять ребенка в семью. Это законодательно закреплено указом № 351-ФЗ от 01.09.2012. В нем сказано, что при желании усыновить ребенка будущим родителям следует пройти специальную психологическую и правовую подготовку. По окончанию обучения кандидатам выдается документ установленного образца, форма которого утверждена приказом Минобрнауки № 623 от 20.08.2012.

Свидетельство об окончании курсов считается обязательным документом в большинстве регионов России, включенном в перечень, предоставляемым органами опеки и попечительства кандидатам в усыновители. При этом будущие родители могут пройти как бесплатные курсы, организованными за бюджетный счет, так и коммерческие, проводимые в центрах психологического консультирования.

Единственное важное условие – после их окончания должны выдать документ, подтверждающий их прохождение. Исключение составляют родственники ребенка (дяди, тети, братья, сестры и т. д.). Им не обязательно посещать Школу приемных родителей для того, чтобы оформить опеку над несовершеннолетним. Все остальные документы родственники ребенка собирают на общих основаниях.

Длительность обучения не должна быть менее 72 часов. В некоторых регионах предполагалось организовать дистанционные курсы. Однако в большинстве случаев обучение проводится в очной форме. Цель Школы приемного родителя заключается в психологической подготовке усыновителей к воспитанию неродного ребенка, что сведет к минимуму случаи возврата детей опекунами на государственное обеспечение.

От обязательного обучения на курсах освобождаются также те, кто уже является опекунами и попечителями или имел положительный опыт в прошлом. Всем остальным кандидатам требуется посещать занятия, даже если в семье имеются свои дети.

Известно, что процесс усыновления непростой, и у будущих родителей может возникнуть множество трудностей. Поэтому перед тем, как обращаться в органы опеки следует получить консультацию у семейного юриста. Специалист подскажет, как избежать «подводных» камней и правильно оформить документы, чтобы у государственной службы возникло минимум вопросов.

Как пройти подготовку приемного родителя

В школе приемных родителей желающим взять ребенка на воспитание в семью:

  • помогают понять, готовы ли они к этому;
  • оказывают помощь в выборе формы устройства ребенка (усыновление, опека (попечительство), приемная семья или патронаж);
  • знакомят с законодательством в области усыновления и установления опеки (попечительства);
  • рассказывают о психологических трудностях, с которыми сталкиваются дети и взрослые как в период адаптации, так и после.

Также обучение включает в себя обязательное посещение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Срок обучения в разных школах неодинаковый: курс может длиться от 56 до 80 академических часов.

Занятия проводятся в очной или очно-заочной форме. Размер группы при проведении практических занятий не может превышать 15 человек.

Пропускать занятия нежелательно: сотрудники школ ведут учет посещаемости. Если кандидат в усыновители (опекуны или попечители) пропустит более 20% занятий, его обяжут изучить непройденный материал с последующими группами.

По окончании обучения проводится итоговый экзамен. Если он успешно сдается, выдается свидетельство о прохождении подготовки. В дальнейшем его необходимо будет предъявлять в органы опеки и попечительства при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приемной семьи или патронажа.

Зачем нужна школа приемных родителей?

Согласно последней редакции законодательства, все кандидаты в опекуны должны пройти школу приемных родителей, если таковая имеется по месту их жительства. Как найти школу и чему в ней учат?

Немного хаоса

С тех пор, как в законе появилось такое требование, в органах опеки творится небольшое замешательство.

Во-первых, возникает вопрос, каков статус школ приемных родителей? По большому счету, их деятельность не формализована и не регулируется. Если по-простому, то какой-то единой и утвержденной программы и «контроля сверху» не существуют, и все работают «кто во что горазд». Среди школ есть и действительно замечательные, к которым испытывают благодарность те, кто их закончил, и «нечто для галочки». Сертификаты, выдаваемые такими школами по сути — это внутренняя бумага, которая ничего никому не гарантирует и ответственности ни на кого ни за что не возлагает, ведь деятельность школ не лицензируется.

Во-вторых, в связи с этим непонятно, примут ли в опеке сертификат частной школы или школы из другого района крупного города? Как правило, принимают, особенно если государственный аналог в регионе отсутствует. Однако если органы опеки сотрудничают с одной школой, а вы хотите обучаться в другой — могут возникнуть проблемы. Поэтому необходимо все уточнять на месте.

В-третьих, непонятно, как найти школу. Ситуация с этими организациями в разных регионах обстоит по-разному. В некоторых районах крупных городов школы есть, кандидатам выдают направление, и все идет своим чередом. Как правило, так получается в регионах, которые всегда активно занимались семейным устройством и участвовали в организации школ на базе государственных психолого-педагогических центров, в которые раньше кандидаты ходили по собственному желанию. Нередко школы создавались на основе центров, которые раньше занимались или (в некоторых субъектах РФ) продолжают заниматься психологическим сопровождением патронатных семей. Прохождение занятий — бесплатное.

Однако в некоторых регионах могут возникнуть следующие проблемы.

Школы нет, однако органы опеки боятся подписывать документы кандидата, требуя эту самую справку о прохождении психологической подготовки. Это незаконно, такое решение можно обжаловать в суде, однако для начала следует написать в опеку заявление с формулировкой: «В связи с отсутствием в районе… школы приемных родителей и прочих организаций, проводящих психолого-педагогическую подготовку принимающих семей, прошу органы опеки и попечительства … района в соответствии с п.4 гл.2 Федерального закона РФ „Об опеке и попечительстве“ 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ провести подготовку к выполнению обязанностей опекуна и принять к рассмотрению мое ходатайство о возможности быть кандидатом в опекуны без предоставления документа о прохождении обучения в упомянутой школе, согласно „Правилам подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах“ от 18 мая 2009 п.4 и)».

В регионе есть частные школы, но нет государственных, т.е. бесплатных. В этом случае, если вы не можете оплатить занятия в частной школе, вы также имеете право от них отказаться. Для этого в органы опеки и попечительства представляется заявление с формулировкой, аналогичной предыдущей, дополнительно указав, что вы не имеете возможности оплатить частные курсы.

Вы готовы пройти занятия в школе другого региона. В этом случае ходатайствуйте в свою опеку, чтобы они помогли вам в контактах с органами опеки другого региона.

В-четвертых, если вы хотите усыновить ребенка, а не взять его под опеку, то требование о прохождении вами школы незаконно, поскольку в утвержденный список документов для кандидатов в усыновители свидетельство о психологической подготовке не требуется. Впрочем, если вы хотите посещать школу, то это будет лишь плюсом при рассмотрении вашей кандидатуры.

Внимание! Имейте в виду, что кандидатов в опекуны не так много, чтобы занятия школ проходили ежедневно и еженедельно. Поэтому иногда возникают следующие ситуации: потенциальный кандидат собрал все документы, выяснил, что ему не хватает этой самой школы, а следующие занятия… через месяц-два, да и продлятся они недели четыре. В результате, документ о праве быть кандидатом в опекуны вы сможете получить нескоро, а к моменту собственно принятия ребенка в семью у вас может истечь срок действия пресловутой «медицины» и некоторых других документов. Поэтому узнавайте о наличии школы и о расписании ее работы заранее.

Чему учат в школе?

Как мы уже говорили, программы школ не унифицированы. Но в общем и целом они сводятся к следующему.

Психологическая готовность принять ребенка в семью. Обсуждаются мотивы семьи; говорят о тех мотивах, которые могут привести к психологическому кризису из-за неоправданных ожиданий; кандидатов также тестируют по самым разным методикам.

Психология ребенка, который остался без попечения родителей. На этих занятиях рассказывают об общих закономерностях деформаций, которые неизбежно происходят с ребенком, который потерял семью или никогда ее не имел.

Знакомство с ребенком. Во многих школах прямо говорят, что органы опеки в большинстве своем не умеют правильно представлять информацию о ребенке, а персонал сиротских учреждений не всегда грамотно проводит первую встречу. Ведущие курса рассказывают, как избежать травмы для вас и ребенка.

Законодательство. Вам объяснят, как справиться с бумажной волокитой, дадут пошаговую инструкцию ваших действий, разъяснят ваши права и обязанности. Поскольку в школу чаще всего обращаются люди, которые еще не собрали пакет документов, то и по этому поводу их могут проконсультировать тоже.

Адаптация. Специалисты расскажут об особенностях поведения ребенка, которому нужно привыкнуть к новой жизни, опишут возможные конфликты и способы их преодоления.

В некоторых «продвинутых» школах также рассказывают о том, как оценить потенциал ребенка, что особенно важно для маленьких детей, которые из-за психологической травмы очень сильно отстают в развитии. Иногда также дают полезные рекомендации о поиске ребенка в вашем регионе, поскольку знают ситуацию изнутри.

В частных школах довольно часто занятия ведут практикующие психологи, врачи, юристы, работники сиротских учреждений. Общение с ними обычно дает довольно полное представление о процессе, который вам предстоит.

Так идти ли в школу?

Несмотря на то, что реализация идеи ШПР для всех желающих пока несовершенна, задумка абсолютно здравая. И усыновителям, и опекунам, и приемным семьям необходимы подобные занятия по нескольким причинам.

Люди, которые работают в органах опеки и сиротских учреждениях не оказывают кандидатам психологическую поддержку и не дают рекомендаций. Многие кандидаты, направляясь в опеку, базу данных о детях-сиротах, к руководству детского дома и т.п. уверены, что это опытные специалисты, которые будут их сопровождать. В реальности так бывает далеко не всегда. А в результате — психологические травмы, глупые ошибки и тп.

Наше общество и жизнь сирот — это как две разные планеты, большинство детских домов — закрытые учреждения, судьбы их выпускников нам неизвестны. В результате, если говорить прямо, мы ничего о них не знаем. Соответственно, мы можем идеализировать или просто ложно представлять себе, что такое «принять ребенка в семью». Лучше всего поговорить об этом со специалистами и другими кандидатами.

В какой-то мере, занятия в ШПР позволяет получить информацию и «дозреть» до ответственного решения, а также сберечь массу нервов и сил на этом нелегком пути.

Кандидаты в опекуны и усыновители, желающие пройти подготовку в Школе приёмных родителей, задают множество вопросов о работе самой Школы. В этой публикации мы постараемся ответить на самые популярные.

1. Проходить ШПР обязательно?

Да, с 1 сентября 2012 года все граждане, выразившие желание усыновить или принять под опеку ребёнка, должны пройти подготовку (ФЗ №351 от 30.11.2011), за исключением отдельных категорий граждан. Подготовку в обязательном порядке проходят именно те граждане, которые планируют стать усыновителями или опекунами, т.е. в ШПР нужно отучиться обоим супругам, если они планируют усыновление, или будущему опекуну, если он планирует оформить опеку на себя. Другие будущие «родственники» ребёнка проходят подготовку по желанию. Но мы бы очень рекомендовали пройти её всем, кто будет проживать совместно с ребёнком.

2. Я могу сам выбрать Школу или меня должны «направить» из органов опеки и попечительства?

Обязанность ООП — проинформировать вас о необходимости пройти подготовку. Также органы опеки могут порекомендовать вам ту или иную ШПР, расположенную на территории, но выбор организации остаётся за самим гражданином. Школы приёмных родителей есть во всех регионах, но, к сожалению, не везде есть, из чего выбирать. В Москве, к примеру, подобных организаций несколько десятков, в Сочи — одна.

Формат свидетельства, выдаваемого по завершении курса подготовки, един, т.е. любой орган опеки и попечительства в любом регионе обязан его принять.

3. Должна ли быть лицензия у Школы приёмных родителей?

Данный вид деятельности не лицензируется, т.к. считается не образовательной, а социальной услугой.

Организации, осуществляющие подготовку граждан, на региональном уровне получают отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства. Эти полномочия закрепляются в приказе регионального Департамента или Министерства, после чего ШПР становится «уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью».

4. ШПР обязательно должна быть «государственная»?

Нет, это может быть как структурное подразделение государственной организации: учреждения для детей-сирот (ЦССВ или детского дома) или Службы психологической помощи населению, так некоммерческая организация (НКО). «Государственных» школ больше, т.к. у каждого региона РФ есть обязанность их создавать. Качество обучения в «государственных» и «негосударственных» ШПР бывает разное. В целом, в Школах при НКО обычно программа и состав преподавателей шире, т.к. зачастую эти организации сами состоят из действующих приёмных родителей и начали свою работу задолго до введения обязательной подготовки. Подготовка в ШПР при детских учреждениях нередко бывает привязана к устройству конкретных детей («собственного контингента») в семьи кандидатов, т.е. ведущие стараются адаптировать программу под нужды воспитанников своего учреждения. Подготовка в «отдельно стоящих» ШПР знакомства с конкретными детьми обычно не предусматривает. При выборе ШПР лучше ориентироваться не на «государственность», а на отзывы выпускников и собственные запросы.

Само словосочетание «школа приёмных родителей» было когда-то именем собственным сообщества приёмных родителей, которое около двадцати лет назад по собственной инициативе начало готовить будущих усыновителей и опекунов к принятию детей в семью. Автор термина «школа приёмных родителей» — Алексей Геннадьевич Рудов.

5. Могу ли я пройти подготовку в Школе приёмных родителей дистанционно?

Да, если организация, проводящая подготовку, является «уполномоченной».

Однако, стоит понимать, что обучение в дистанционной ШПР — это всё же суррогат. Много материала придётся изучать самостоятельно, а полноценный тренинг в дистанционном формате провести невозможно. Дистанционное обучение не быстрее и не проще очного. Такая форма подходит кандидатам, чья профессия подразумевает сложный сменный график работы, либо гражданам, на территории проживания которых найти организацию для прохождения подготовки затруднительно (например, для жителей Байконура).

6. Что такое «свидетельство ШПР установленного образца»?

Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, утверждена Приказом №623 Министерства образования и науки РФ от 20.08.2011. Свидетельство должно выдаваться на бланке организации, содержать сведения об уполномоченной организации, ФИО гражданина, прошедшего подготовку, а также даты проведения подготовки. То есть совершенно неважно, на белой или на жёлтой бумаге оно напечатано, как кандидат проходил обучение — очно или дистанционно, и т.д.

Органы опеки и попечительства вправе проверить подлинность вашего свидетельства. Для этого они самостоятельно обращаются в организацию, проводившую подготовку, с запросом. Т.е. вам ничего «доказывать» не нужно, сотрудники ООП справятся сами.

7. Надо ли проходить подготовку повторно, если я уже учился в Школе приёмных родителей?

Нет, это не обязательно. Свидетельства Школ приёмных родителей, выданные после 1 сентября 2012 года, действуют бессрочно. Т.е. подготовку нужно проходить один раз.

Однако, по своему желанию вы можете пройти ШПР повторно или прослушать дополнительный курс для кандидатов, желающих принять детей особых категорий (например, детей с нарушениями здоровья или детей, чьи родители временно не могут осуществлять свои родительские обязанности).

Вывод:

Выбирайте Школу приёмных родителей

  • по отзывам выпускников;
  • исходя из своих временных ресурсов;
  • ориентируясь на собственные «представления о прекрасном» .