Шигирский идол

10 самых старых произведений искусства

Кажется, тяга создавать что-то прекрасное появилась вместе с зарождением человечества. Иначе как объяснить то, что наши древние предки создавали рисунки сцен охоты на стенах своих домов-пещер? Кстати, впервые они были обнаружены лишь в 1879 году в пещере Альтамира в Испании.

Позднее археологи стали находить древние произведения наскальной живописи и скульптуры по всему миру — и в Европе, и в Африке, и в Австралии, и в обеих Америках. Мы решили поделиться с вами историями о старейших произведениях искусства, которые известны в настоящее время.

Древнейшее доисторическое произведение искусства

Сегодня примером самого древнего искусства можно считать купулы — небольшие углубления на стенах пещер в виде чашек. Купулы располагались не хаотично, а колонками, а иногда и рядами на скалах. Исследователи находят такие чаши по всему миру, а относятся купулы к разным временным периодам. Даже сегодня у некоторых племён Австралии существует традиция вырезать чаши на стенах пещер.

Самое древнее произведение искусства такого рода было найдено в пещерах Бхимбетка в самом сердце Индии. Здесь купулы остались в целости и сохранности из-за идеальных условий, царящих в пещерах. По крайней мере две из обнаруженных в пещере Бхимбетка купул археологи отнесли к раннему палеолиту. Другие обнаруженные здесь произведения искусства древнего человека не были исследованы столь тщательно, но, вероятнее всего, они принадлежат к тому же периоду. Радиоуглеродные исследования ещё только предстоит провести, но учёные уже считают, что эти пиктограммы можно отнести к ашельской культуре. Примерный возраст этих древних произведений искусства — около 290 000 лет.

В той же части Индии в одной из пещер Дараки-Чатан были найдены 500 пиктограмм-купул, а вместе с ними — и целый клад древних каменных орудий. Считается, что в Дарак-Чатан находится самый большой сборник доисторического искусства такого рода. Однако не все учёные согласны с тем, что купулы являются произведениями искусства.

Вероятно, люди использовали купулы как ступки или в них наливали воду для проведения некоторых ритуалов. По крайней мере, современные представители некоторых народностей используют купулы именно так. Но с большой долей вероятности эти пиктограммы всё-таки являются образцами древнего наскального искусства. К тому же иногда купулы расположены в таких местах, что их рациональное использование было бы затруднительно.

Самая старая скульптура из камня

Самой древней скульптурой, чья подлинность и датировка не поддаётся сомнениям, считается Швабская Венера, или Венера из Холе-Фельса. Её возраст составляет около 40 000 лет. Однако не так давно археологи обнаружили более древнюю скульптуру.

Скульптуру, вероятно сделанную до появления неандертальцев, обнаружили в Израиле и окрестили Венерой из Берехат-Рама. Нашли её между слоем земли и слоем вулканического камня, чьи возрасты колеблются в промежутке от 230 тысяч до 800 тысяч лет до н. э. Сначала Венеру из Берехат-Рама приняли просто за камень, который лишь походил на фигуру человека. Однако когда исследователь Александр Маршак провёл более тщательный анализ, то он обнаружил на камне явные признаки того, что его обрабатывал человек. Кроме того, основание скульптуры абсолютно плоское, а значит, её могли использовать в ритуальных целях.

Похожие произведения искусства древнего человека нашлись и в Марокко. Например, возраст статуэтки Венеры из Тан-Тана, очень похожей на скульптуру Венеры из Берехат-Рама, учёные оценили в 300–500 тысяч лет. На ней сохранились следы коричневато-жёлтой краски, что свидетельствует о том, что эту статуэтку использовали в церемониальных целях.

Самое древнее изображение на скорлупе яиц

Представители многих древних культур выполняли резьбу или рисунки на скорлупе яиц страуса. Можно сказать, что это было одним из самых первых способов самовыражения наших древних предков. В 2010 году археологи нашли вероятно одно из самых древних произведений искусства такого рода.

В 2010 году в ходе раскопок в южно-африканской пещере Дипклоф был обнаружен настоящий клад. Он состоял из 270 осколков скорлупы страусиных яиц, на которых сохранились рисунки. Большинство из них сделаны на тему вылупления птенца из яйца, а наносили их на скорлупу гравировкой или с помощью различных пигментов. Мотивы других узоров состояли из сходящихся или параллельных линий, нанесённых рядом с заштрихованными полосами. Эта находка позволила учёным установить существование традиционных узоров у представителей человечества, живших в каменном веке.

Раскопки в пещере Дипклоф

Кроме того, в найденных в Дипклофе осколках яичной скорлупы обнаружились вырезанные человеком круглые отверстия. Благодаря этому учёные пришли к выводу, что пустые яйца страусов использовали в качестве обычных сосудов для воды или другой жидкости.

Древнейшее наскальное искусство в Европе

Ещё не так давно считалось, что способность неандертальцев к созданию произведений искусства стремилась к нулю. Но в 2012 году в пещере Нехра в Испании обнаружили рисунки, которые старше представителей наскальной живописи первобытных людей из пещеры Шове. Обнаруженный рядом с рисунками в Нехре древесный уголь позволил учёным при помощи радиоуглеродного анализа установить примерный возраст рисунков. Оказалось, что им примерно 42 300–43 500 лет. Так что же изобразили на этих рисунках наши древние предки?

На наскальных рисунках в пещере Нехра неандертальцы нарисовали тюленей. В те далёкие времена они составляли основной рацион питания людей, живших в этих местах. Кроме того, руководитель исследования Хосе Луис Санчидриан заметил, что у данной наскальной живописи отсутствуют какие бы то ни было параллели с другим рисунками эпохи палеолита.

Самые древние отпечатки ладоней

Наскальную живопись в индонезийской пещере Сулавеси можно считать одним из самых старых произведений искусства. Её возраст оценивается примерно в 35 тысяч лет, что ставит её в один ряд с такими старинными наскальными рисунками, как рисунки в пещере Эль-Кастильо и в пещере Шов. Их возраст 37 000 лет и почти 41 000 лет соответственно. И в той же пещере Сулавеси археологи заметили весьма древний образец доисторического искусства.

На одной из стен пещеры нашли 12 отпечатков рук. Древние люди знали один любопытнейший способ перенести что-то на плоскость стены. Они прикладывали предмет к стене, а после выдували на него из тонкой трубки порошок краски охры. Таким образом на стене оставался отпечаток предмета, и отпечатки ладоней в пещере Сулавеси сделаны таким же образом. Интересно, что и в современном искусстве такой трафаретный способ оставления отпечатков активно используется.

Пока что возраст этих рисунков учёные определили как примерно 40 тысяч лет. Это стало известно благодаря проведённому радиоизотопному урановому исследованию минерального покрытия на осадочном слое стены пещеры. В случае, если дальнейшее исследование именно отпечатков покажет, что они появились раньше осадочного слоя, то эти наскальные рисунки можно будет назвать самыми по-настоящему древними произведениями наскальной живописи.

Самая старая фигурка из слоновой кости

В 2007 году группа археологов из университета Тюбингена провела раскопки в пещерах Швабского Альба. Там ими были обнаружены несколько фигурок из кости слона, чей возраст по примерным подсчётам составил 35 тысяч лет.

В пещерах Фогельхерда нашли пять фигурок из слоновой кости, а их анализ радиоуглеродным методом показал, что им приблизительно 30–60 тысяч лет. Вполне вероятно, что эти фигурки изготовили представители ауриньякской культуры. Они, кстати, считаются первой группой современных людей, пришедших в Европу. А в 2009 году в том же регионе археолог Николас Дж. Конард нашёл три статуэтки, датированные тем же периодом. Примечательно, что среди них были костяная фигурка птицы, фигурка, похожая на лошадь, и териантропическая фигурка, изображающая наполовину человека, наполовину животное.

Кстати, в пещерах на юго-западе Германии обнаружились и другие интересные находки. В частности фигурка человека-льва из Хохленштайн Стадель и Венера из Холе-Фельс, ещё называемая Швабской Венерой.

Древнейшая керамическая скульптура

Вестоницкая Венера имеет сходство со многими статуэтками Венеры, найденными по всей Земле. Это небольшая (всего 11,3 см) фигурка с огромной грудью и большими ягодицами, а на её лице есть две прорези, символично изображающие глаза. Нашли её в Южной Моравии в июле 1925 года. Вестоницкая Венера стала первой керамической скульптурой, полностью сделанной из глины, обожженной при низких температурах.

Возраст Вестоницкой Венеры составляет около 27 тысяч лет, что означает, что она появилась на свет задолго до того, как, по мнению учёных, люди освоили изготовление керамики. Исследования показали, что фигурку Вестоницкой Венеры обжигали при 700 градусах Цельсия. Отнесли её к граветской культуре, существовавшей 22–28 тысяч лет назад. Её представители были знакомы с обжигом глины, но, вероятно, впоследствии их знания были утрачены. Учёные не обнаружили подобных керамических фигурок более позднего периода в том регионе Чехословакии. Зато в 2002 на Вестоницкой Венере нашли кое-что интересное.

Помимо того, что на керамической скульптуре нашли четыре небольших отверстия на голове, в которые ставили цветы или благовония, на ней обнаружили отпечаток пальца. И принадлежал он явно ребёнку 7–15 лет. Точно не известно, создал ли Вестоницкую Венеру ребёнок, но даже если не создал, то он явно помогал творцу. Это означает, что в граветской культуре старшие передавали свои знания младшим.

Самый древний пейзаж

В 1963 году археолог Джеймс Меллаарт участвовал в раскопках в Катайхолке, Турция. Именно там на территории большого города каменного века он нашёл фреску, которая с большой долей вероятности является самым древним наскальным рисунком, изображавшем пейзаж. Точнее Меллаарт считал, что на фреске, названной фреской Чатала, неизвестный художник представил вид на город, жилища в котором были похожи на коробки. А на заднем плане на этом наскальном рисунке изображён вулкан Хасан Даг. Но другие учёные с ним не согласны.

Некоторые исследователи предполагают, что Меллаарт нашёл вовсе не старую картину-пейзаж, а просто абстрактную картину. По их мнению, коробки на наскальном рисунке — это просто абстрактные формы, а «вулкан» — рисунок шкуры леопарда. Однако в 2013 году нашлось некоторое подтверждение гипотезе археолога Меллаарта. Исследования показали, что примерно 6–8 тысяч лет назад в этом регионе действительно произошло извержение вулкана Хасан Даг, которое древние могли и изобразить на наскальном рисунке. Только вот в мире есть и другие претенденты на звание самого старого пейзажа. Это карта Павлова, относящаяся к 24–25 тысяче лет до н. э., и карта, обнаруженная в Западной Европе. Но то карты, а Меллаарт, вероятно, и правда обнаружил самую старую пейзажную живопись, являющуюся произведением искусства древнего человека.

Самая древняя христианская иллюминированная рукопись

В Средние века книги считались невероятно ценными. Их было немного, а стоили они невероятно дорого. Обложки христианских писаний украшали камнями, а на страницах использовали замысловатую каллиграфию и краски ярких оттенков для создания иллюминированных рукописей. Даже средневековых рукописей и книг до наших дней дошло очень мало, что уж говорить о более ранних изданиях. Но не так давно археологи обнаружили очень и очень древнюю рукопись.

В 2010 году в одном закрытом монастыре в Эфиопии учёные нашли два свитка — Евангелия Гаримы. Стоит сказать, что в самом начале они посчитали, что свитки были написаны примерно в XI веке. Но более тщательный радиоуглеродный анализ выявил, что книга намного древнее. Выяснилось, что написали её приблизительно в 330–650 годах.

Вокруг Евангелия Гаримы ходит немало легенд. Например, считается, что её автором является Исаак Гарима — основатель монастыря. По легенде он написал два Евангелия за два дня. А чтобы святой смог это сделать, Бог сделал так, что Солнце не двигалось по небу.

Самая древняя картина маслом

В 2008 году в афганских пещерах Бамиана обнаружили буддийскую фреску и несколько других картин. Казалось бы, ничего странного. Но проведя анализ краски и химические тесты, учёные выяснили, что она была на масляной основе. Это сделало находку самой старой картиной, написанной маслом, ведь её датировали VII веком. Раньше считалось, что картины маслом начали писать лишь в VIII веке.

Кроме того, следы масляной краски были обнаружены и на останках двух статуй Будды в пещерах Бамиана, а также на других фресках в этих пещерах. Учёные полагают, что их изучение даст ценную информацию о том, как благодаря Великому Шёлковому пути проходил культурный обмен между населением Западной и Восточной Азии.

Самая старая деревянная статуя

Древние фигурки из кости сохранились до наших дней потому, что их материал меньше подвержен влиянию времени и погодных условий. А вот древние фигуры из дерева можно пересчитать по пальцам. Так, идолы славянских богов, выточенные из дерева, практически не дошли до современности. За исключением одного — Шигирского идола.

Шигирского идола обнаружили на Среднем Урале, неподалёку от Екатеринбурга. Скульптура из лиственницы долгое время пролежала в торфянике на глубине четырёх метров, что позволило ей прекрасно сохраниться. Проведя анализы древесины, учёные выяснили, что его создали в эпоху мезолита, то есть примерно 8000–9500 лет назад. Также на месте обнаружения этого деревянного идола нашли множество костей и различные предметы из глины.

Первоначально Шигирский идол, по предположениям современных учёных, был около пяти метров в высоту. Но в торфянике обнаружили несколько фрагментов, которые долго никак не могли связать друг с другом. Собрав идола в случайном порядке вскоре после его обнаружения в 1890 году, учёные получили фигуру высотой в 2,8 метра. Лишь в 1914 году была проведена реконструкция с использованием всех найденных фрагментов, и вот тогда-то всё стало на свои места. Шигирский идол возвысился над полом на 5,3 метра. Но в суматохе революции некоторые его части были утрачены, и теперь его рост составляет 3,4 метра. Шигирский идол, вероятно, является самым древним произведением древнего искусства резьбы по дереву в мире.

Читайте также: 10 новых археологических открытий, связанных с древними богами

masterok

А оказывается и в нашей стране есть множество очень старинных и удивительных археологических находок. Вот вы помните например про Принцессу Укока из Республики Алтай ? А я вам расскажу еще про один артефакт.

Эта удивительная археологическая находка была сделана в январе 1890 года недалеко от уральского города Кировограда. Деревянный идол весь покрыт знаками эры мезолита и представляет собой один из старейших свидетельств творческого начала, который был свойственен людям в те древние времена. Историки считают, что возраст деревянной статуи – не меньше 9500 лет. То есть она примерно вдвое старше знаменитых египетских пирамид.

Вы знали об этом ? Давайте же узнаем подробнее …

Фото 2.

Кликабельно

Больший Шигирский идол – это совершенно уникальный археологический памятник. Он не имеет аналогов не то что на Урале, но и в мире! Шигирский идол – древнейшая деревянная скульптура на нашей планете, выполненная в восьмом тысячелетии до нашей эры – в эпоху мезолита, еще до постройки египетских пирамид.

Сохранилось это археологическое чудо благодаря двум факторам. Во-первых, идол изготовлен из долговечной лиственницы. Во-вторых, идол был найден в торфянике и торф, как природный консервант, защитил его от разложения.

И хотя широким массам о Шигирском идоле стало известно сравнительно недавно (сейчас его даже рассматривают, как один из главных брендов Екатеринбурга), нашли его еще в середине XIX века.

Этот торфяник находится в обширной естественной котловине. В далекой древности Шигирский торфяник представлял собой систему озер, на берегах и торфяниковой части которой жили наши далекие предки. Сейчас его длина около 17 километров, а ширина – более 10 километров. В центре торфяника находится постепенно зарастающее Шигирское озеро.

В середине XIX века на Урале властвовала «золотая лихорадка». Залежи золота были найдены и на Шигирском торфянике — под толщами торфа глубиной до 8 метров. Выработки на этих приисках велись в открытых разрезах. Шигирское озеро было частично осушено. Работавшие здесь старатели то и дело находили необычные предметы. К сожалению, прежде чем на Шигирском торфянике появились археологи, многие уникальные предметы были безвозвратно утрачены. Не исключено, что в их числе были и не менее сенсационные находки, чем Шигирский идол.

Фото 3.

Рабочие находили предметы из дерева, рогов, костей животных, камня, глины. Благодаря торфу все изделия сохранились идеально и, несмотря на более чем солидный возраст, выглядели как новенькие.

Первые археологические разведки этой местности были предприняты в 1880 году М.В. Малаховым. Затем Шигирским торфяником заинтересовались многие другие исследователи. Здесь были обнаружены десятки стоянок древнего человека, совершены тысячи находок (фигурки животных, птиц, наконечники стрел, ножи, весла, грузила, рыболовные крючки, глиняные сосуды, деревянные лыжи и т.д.). Возраст находок был самый разный. Было найдено несколько человеческих останков. Шигирское озеро чем-то притягивало древних людей на протяжении многих тысячелетий.

На основе находок археолог А.П. Дмитриев в 1951 году выделил отдельную археологическую культуру, которая была названа шигирской. Он датировал ее концом II тысячелетия до нашей эры.

В 1887 году Шигирские находки вызвали большой интерес на проходившей в Екатеринбурге крупной Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке.

Фото 4.

Однако главная находка состоялась спустя три года. Зимним днем 24 января 1890 года были найдены фрагменты деревянной скульптуры, позже вошедшей в мировую историю, как Большой Шигирский идол. Находку совершили на Втором Курьинском прииске графа А.А. Стенбок-Фермора. В тот день вместе с идолом нашли грубо вырезанное весло и три большие ложки. Деревянный идол лежал под толщей торфа глубиной в четыре метра. Стенбок-Фермор подарил идола Уральскому обществу любителей естествознания (УОЛЕ).

Стоит отметить, что этот идол здесь был не единственным. На Шигирском торфянике найдены по меньшей мере головы еще двух человекоподобных деревянных идолов.

От старости Большой Шигирский идол распался на несколько частей. Первую попытку собрать его из уцелевших кусочков предпринял Д.И. Лобанов. Вышла фигура высотой 2,8 метра. По версии Лобанова идол был с руками и скрещенными ногами.
Фото 16.

Однако изучивший идола в 1914 году известный археолог В.Я. Толмачев с Лобановым не согласился. Он произвел свою собственную реконструкцию. В итоге длина идола увеличилась почти в два раза, составив 5,3 метра.

К сожалению, в революционном лихолетье нижняя часть (193 сантиметра!) этой уникальной археологической находки была безвозвратно утрачена. Она осталась лишь на рисунках В.Я. Толмачева.

Фото 5.

Фото 6.

Любопытно, что современные специалисты во время монтажа истукана заметили ряд несоответствий между зарисовками и реальным орнаментом идола. Так, на рисунке не были отмечены глубокие нарезки на щеках. Уже через неделю тщательного исследования, ученые, к своему удивлению, обнаружили еще один лик — седьмой. Семь фигур на передней части тулова распределены по всей длине снизу вверх, а на оборотной плоскости — только что выявленное седьмое расположено на одном уровне с фигурой лицевой стороны. Все изображения сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными рисунками, выполненными в «скелетном» стиле. Внутри очертания обозначено два коротких отрезка — «пятна», что характерно для древних уральских изображений. Такой прием часто встречается, например, на рисунках писаниц. По мнению ученых, пятна могли обозначать либо внутренние органы существ, либо душу.

Очевидно, что элементы геометрического орнамента идола имели определенный смысл. «Истукан олицетворяет сразу несколько духов, — считает Светлана Савченко, — в нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. Любопытно, что такого рода скульптуры обычно вкапывались в землю. Но Шигирский по всем признакам просто стоял, к чему-то прислоненный, либо был приколочен». Эта деталь до сих пор непонятна исследователям. Кроме того, специалисты затрудняются интерпретировать знаки Шигирского идола. По данным этнографов, прямая линия могла обозначать землю, горизонт, границу между землей и небом, водой и небом, границу между мирами. Волнистая линия или зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Кроме того, зигзаг сигнализировал об опасности. Крест, ромб, квадрат, круг изображали огонь или солнце.

Фото 10.

Как же выглядит знаменитый Шигирский идол? Все туловище уникального экспоната покрыто резным геометрическим орнаментом. Также на широких плоскостях вырезаны лица: три на лицевой стороне и три на обратной. Венчает идол, как несложно догадаться, объемное изображение головы. Оно также двухстороннее.

Изначально возраст идола не был точно определен, исследователи относили его к разным эпохам – неолит (6-5 тысячелетие до нашей эры), бронзовый (2 тысячелетие до нашей эры) и даже железный век (1 тысячелетие до нашей эры). И только в 1997 году перед самой консервацией идола (по причине его разрушения) был сделан радиоуглеродный анализ внутренних слоев древесины. Дата, которую определили ученые — эпоха мезолита.

Результаты превзошли даже все самые смелые предположения! В это трудно поверить, но этому деревянному идолу 9,5 тысячелетий! Он гораздо старше знаменитых египетских пирамид. Состоялась самая настоящая научная сенсация.

Один из исследователей, старший научный сотрудник, изучавший идола, писал – «Это необыкновенная скульптура. Чего-то подобного нет нигде в мире. Шигирский идол – одновременно и сложный и живой. А орнамент, которым он покрыт, – это не что иное, как зашифрованная информация. С помощью таких рисунков древние люди передавали свои знания. Расшифровать их непросто. Идол был датирован эпохой мезолита: примерно 8680 лет тому назад. На сегодняшний момент это самая древняя деревянная скульптура в мире. Несколько лет назад специалистами Российской академии наук был проведен радиоуглеродный анализ, и выяснилось, что возраст находки составляет ни много – ни мало 9,5 тысяч лет! И выходит, что уральский идол не только старше египетских пирамид, но и цивилизаций майя и ацтеков». Именно благодаря торфу – природному консерванту, Шигирский идол и смог так хорошо сохраниться.

Фото 11.

Как считают ученые, изображения на поверхности идола раскрывают все мировоззрение наших далеких предков. Исследователи выделяют персонажи, связанные с Верхним (небесным) и Нижним (подземным) миром. Здесь угадываются фигуры, означающие мужское и женское начало, животный и растительный мир. Не все изображения удалось хоть как-то трактовать, объяснить. Шигирский идол до сих пор хранит множество загадок.

Шигирский идол наглядно свидетельствует о сложном мировоззрении и богатом духовном мире древних уральцев.

При этом в советские времена Шигирский идол никогда не показывали на выставках. Он хранился в запасниках. Лишь летом 2003 года (спустя более века после находки) Большой Шигирский идол был выставлен для осмотра всем желающим. В Свердловской областном краеведческом музее открыли специальный зал «Шигирская кладовая». Помимо идола в нем представлены архивные фотографии с раскопок, многочисленные находки, совершенные на Шигирском торфянике. Всего в двух небольших залах разместилось около шестисот уникальных предметов.

Для сохранности же самого уникального экспоната, не имеющего аналогов в мире, Шигирского идола — была создана специальная витрина, в которой поддерживаются оптимальные для сохранности идола условия. В ней всегда постоянная температура — 16 градусов. Для минимизации силы тяжести, чтобы избежать разрушения и деформации древности, фрагменты идола прикрепили к витрине тонкими металлическими скобами так, чтобы давление на части идола было минимально. Также ученые разработали специальную подцветку, подчеркивающую все детали Шигирского идола.

Фото 12.

Лунная версия

«Среди изображений Большого Шигирского идола выделяются семь отдельных персонажей: верхнее двустороннее изображение с объемной головой и шесть фигур, расположенных на плоскостях тулова, — рассказывает Савченко, — эти персонажи не поддаются однозначной трактовке. Если это изображения духов, населявших, по представлениям древнего человека, окружающий его мир, то вертикальная «поэтажная» постановка фигур, вероятно, говорит об иерархии представленных образов. Размещение изображений на передней и задней плоскостях идола, возможно, указывает на их принадлежность к разным мирам». А то, что всего образов — семь, натолкнуло ученых на мысль: орнамент Шигирского идола, возможно, не что иное, как лунный календарь. Цифра семь считается одной из самых таинственных. Древние шумеры придавали ей громадное значение. Не секрет, что каждая из четырех фаз луны делится на семь дней, и именно лунные циклы легли в основу древнешумерского календаря. Очень похоже, что шигирское божество с семью найденными образами в первую очередь олицетворяло Луну.

Правда, тут есть нюанс: древние люди часто отождествляли с Луной женские божества. А принадлежность уральского истукана к слабому полу до сих пор не доказана. Хотя в этот исторический период люди молились в основном женским божествам. Например, в Египте — Исиде, которая впоследствии стала одной из наиболее значимых и почитаемых богинь в Средиземноморье. Этой богине пришлось воссоздать тело своего мужа Осириса, который был жестоко убит, а его тело расчленено на 14 частей. Исида путешествовала по всему миру, чтобы найти останки своего мужа. В этой истории содержится аналогия с постепенным увеличением размера Луны за 14 дней от новолуния до полнолуния. Одним словом, чтобы подтвердить лунную или календарную версию, необходимо точно установить, какого рода уральский идол — женского или мужского.

Фото 8.

Мара Шигирская

Впрочем, существуют и другие версии. Любопытное исследование Шигирского идола провел доктор философских наук, профессор Валерий Чудинов. Изучив орнамент, он сделал вывод, что это богиня болезней и смерти Мара. Идолопоклонство было особенно характерно для Урала — об этом свидетельствуют многочисленные этнографические материалы. «Боги живут в волокнах лиственницы, — передавали из уст в уста жители Урала, — и являются хранителями человеческих душ». Надо покормить своих предков — к идолу несут съестные припасы, надо сделать подарок — кладут у его подножия самое ценное украшение или наконечник стрелы. Так с кем же отождествляли предки шигирского истукана?

«При беглом осмотре лица скульптуры в глаза бросалась большая буква Р, отчего первой мыслью было чтение надписи как «род», причем такой знак можно было увидеть в нескольких местах, — рассказывает Чудинов. — Однако у бога Рода обычно смоделированы усы и клиновидная бородка, чего мы в данном случае не наблюдаем. Иными словами, никаких следов растительности на лице не видно, что заставляет предположить, что перед нами не мужское, а женское лицо, то есть вместо бога изображена богиня. При этом выражение лица — скорбное. Тогда у меня родилось предположение, что это не кто иной, как богиня болезней и смерти Мара. Однако, разумеется, данное предположение следует проверить чтением надписей».

Ученый увеличил зарисованное Толмачевым изображение идола. И действительно, на компьютерном мониторе помимо буквы «Р» отчетливо проступили слова!

«Слово «Мара» можно прочитать сразу в нескольких местах, — продолжает профессор, — любопытно, что самая интересная надпись находится на фронтальном изображении, на левой щеке уральского божка. Там можно прочитать слова «бог загробного народа». Хотя данная надпись вполне понятна, она пока не была ни разу встречена на ликах Мары. По сути дела, она характеризует еще неизвестную функцию богини Мары — функцию охраны «загробного народа». По мнению Чудинова, деревянная скульптура стояла на болоте, и ее должны были видеть издалека. Болото, которое позже стало торфяником, в таком случае понималось как царство мертвых.

Помимо имени божества профессор нашел на теле истукана и другие слова. «Слева под глазом читается слово «рая». То есть Мара являлась богиней рая. Слово «бог» читается справа как изображение глаза. Самая интересная надпись находится слева внизу, как бы очерчивая нижнюю челюсть: «тонкие миры Мары». Трудно себе представить, что выражение экстрасенсов было известно еще в античности и могло быть написано на лике Мары. На другом фрагменте ученый прочитал слова: «У Маре таятся несметная воинов рати». Что касается содержания данного отрывка, то он подается как некая реклама загробного мира: там никто не может обидеть, поскольку в раю находятся несметные рати павших воинов.

По мнению Чудинова, статуэтка — это центральная фигура славянского святилища богини Мары. Здесь совершали похоронные обряды и приносили жертвы богам потусторонних миров, чтобы взамен получить благосклонное отношение для умершего в загробной жизни. К тому же суть задабривания Мары состояла в том, чтобы не болеть и оттянуть на возможно больший срок «визит к Маре», то есть срок своей смерти.

Судя по всему, без малого девять тысяч лет назад на уральской земле жили люди с довольно высоким уровнем культуры, владевшие инструментами и технологиями обработки природных материалов и к тому же применявшие астрологические знания на практике. Сколь сверхрациональным ни считало бы себя наше научное сообщество, на свете есть огромное количество людей, которые верят в существование вещей, необъяснимых с точки зрения опыта. Поэтому, кто знает, может быть, Шигирский идол в будущем сделает переворот в вопросах естествознания?

Фото 15.

А вот новости прошлого года :

Шигирский Идол — древнейшая деревянная скульптура в мире, хранящаяся в Свердловском краеведческом музее, была изготовлена каменным теслом. Это первые выводы российско-германской делегации, которая впервые за 11 лет вскрыла саркофаг с идолом, сообщила ИТАР-ТАСС хранитель «Шигирской кладовой» Светлана Савченко.

«После предварительного осмотра некоторых фрагментов фигуры было установлено, что часть идола сделана каменным теслом с отшлифованным лезвием, потому что срезы, с одной стороны, достаточно гладкие, а с другой — короткие, — уточнила Савченко. — Металлический инструмент позволил бы сделать более длинные срезы, но в Каменном веке металлов люди еще не знали. Мы будем заниматься этим и в дальнейшем, подробно смотреть образцы под микроскопом».

Главная задача делегации ученых из Германского археологического института (Берлин), Департамента по охране культурного наследия Нижней Саксонии (Ганновер) и московского Института археологии РАН — максимально уточнить датировку Шигирского Идола. «Это фигура вырезана из ствола лиственницы, которая, судя по годовым кольцам, которые мы можем видеть, росла как минимум 159 лет. Небольшие образцы, которые мы взяли, содержат очень важную информацию о климате, в котором выросло дерево и изотопы, относящиеся к тем годам», — рассказал ИТАР-ТАСС доктор Уве Хойснер из Берлина.

В 1997 году в петербургском Институте истории материальной культуры и московском Геологическом институте РАН был произведен радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоев древесины. Результаты обеих экспертиз совпали: идол был изготовлен 9,5 тыс. лет назад, в эпоху мезолита, то есть он гораздо старше египетских пирамид. «Это обобщенный возраст дерева. А нынешние пять проб, взятые через каждые пятьдесят колец, позволят нам привязать идола к определенному отрезку времени. Если не до года, то с допуском в промежутке 50-100 лет», — отметила Савченко. С 2003 года скульптура хранится в стеклянном саркофаге.

По словам профессора Томаса Тербергера из Ганновера, результаты экспертизы будут готовы к концу года. Немецкие ученые получили грант на исследование Шигирского Идола.

Фото 14.

Посмотреть Шигирскую коллекцию и Большого Шигирского идола можно в Свердловском областном краеведческом музее.

Адрес музея: г. Екатеринбург, ул. Ленина, 69/10.

Музей работает со среды по воскресенье с 11:00 до 18:00. Выходные дни: понедельник, вторник.

Телефон: (343) 376-47-62, 358-95-27.

Для осмотра экспозиции «Шигирская кладовая» нужно покупать отдельный билет. Его стоимость – 50 рублей (для школьников, студентов и пенсионеров – 25 рублей, а для дошкольников – 20 рублей). Билет на все остальные выставки музея стоит 150 рублей.

Фото 13.

источники

Напомню вам, что можно еще почитать про всякие интересные древности: вот например до сих пор существует Тайна римского додекаэдра, а вот Загадочные мегалиты Пума Пунку и знаменитая “Дама зубчатого трона”. Вспомним еще про Зальцбургский параллелепипед и Легендарный меч в камне Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=67109Tags: Древности, Россия

Древнейшие «силы зла» родом с Урала: Шигирский идол оказался вдвое старше египетских пирамид

Активные темы

  • разомнем мозги? такая вот задача. Определить свое местоположение (108)

    fobson Инкубатор 17:19

  • Трасса на Ямале. Когда под тобой рушится мост — это однозначно в… (68)

    МингиТлу Видео 17:19

  • Цусимское сражение. Cнаряд, решивший судьбу империи (214)

    kkrokod Картинки 17:19

  • Владимир Скоч: биография российского предпринимателя (48)

    Chopiks Тексты 17:19

  • В Сочи переименовали реку Хероту!) (0)

    u2hunt Инкубатор 17:19

  • В России резко упали продажи смартфонов. А покупатели стали выби… (334)

    DNW События 17:19

  • Бодро так сменил транспорт на ходу (26)

    orbitoclast Видео 17:19

  • Президент Узбекистана учредил нагрудный знак за заслуги в период… (15)

    HoholHakasia Инкубатор 17:19

  • Почему же они не стреляют в ногу(руку)?! (59)

    Maverick00 Инкубатор 17:18

  • Россиян хотят законом обязать уведомлять соседей о ремонтных раб… (80)

    Begemot71 Инкубатор 17:18

  • Мужчины научились жить одни. Женщин это сильно злит (211)

    лупа Тексты 17:18

  • О поддержке государства во Флориде и пресловутых 1200 долларов к… (36)

    LavrentiyZ Инкубатор 17:18

  • 25 забавных шедевров от гениев рекламы (43)

    croc1954 Картинки 17:18

  • «Подготовка пляжа к сезону» (69)

    RMajer Видео 17:18

  • Спокойной ночи малыши (современная версия) (129)

    Megasanchezz Видео 17:18