Схема иконостаса православного храма

Андрей Сегеда: Как устроен иконостас в православном храме

Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, “штучным товаром” для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом – “архитравом”. Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей “Церковной истории” епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время – дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее “этажность” иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется “местным”. Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах – образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы – икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют “праздничным”. Здесь центром композиции является икона “Тайной вечери” над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется “деисисом” – от греч. “моление”. Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом – праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре “пророческого” ряда помещают икону Богородицы “Знамение”, а в центре “праотеческого” – икону Святой Троицы.

Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. “Деисисный” ряд может идти после “местного” и предварять собой “праздничный”. Центральной иконой в “праздничном” ярусе может быть не “Тайная вечеря”, а икона “Воскресения Христова”. Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Андрей Сегеда

Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)103

Как сделать макет церкви из бумаги, пластика, зубочисток и макарон?

Если вы будете знать, как сделать церковь, тогда сможете смастерить эту поделку из различных материалов. В ход пойдёт не только картон, цветная бумага, но и спички, и даже макароны.

Как сделать церковь из бумаги?

Чтобы смастерить ее, возьмите:

  • ватман;
  • картон;
  • акриловые краски;
  • пластиковую бутылку с верхом в виде куполов;
  • акриловую краску разного цвета, в том числе, золотую и серебряную;
  • ножницы;
  • клей;
  • голубую цветную бумагу;
  • маркер;
  • линейку;
  • отсканированные на бумаге иконы.

Перед тем, как сделать церковь, предусмотрите постамент для неё. Сделайте его из листа плотного картона, а сверху покройте распечатанной на цветном принтере брусчаткой. Теперь приступаем к раскрашиванию деталей. Чтобы сделать стенки, понадобится вырезать четыре вот такие заготовки, соединив их.

Из голубой бумаги вырежьте прямоугольники, при помощи линейки и чёрного маркера нарисуйте эти будущие окошки следующим образом.

Дверку вырежьте из коричневого картона, сверху на неё нужно приклеить и прямоугольные, и полукруглые элементы, чтобы эта деталь стала более объемной и было понятно, что на ней находятся камни или кирпичики.

Две ручки для двери вырежьте из желтого картона. Чтобы сделать ступени для входа в церковь, нужно будет нарезать из картона полукругов разного размера, затем приклеить их по порядку, начиная с самых маленьких, заканчивая внизу большими.

Чтобы сделать купол для церкви, обрежьте верхнюю часть от соответствующей бутылки. Всю ей нужно обклеить пластилином, в районе горлышка закройте отверстие и сделайте эту часть более вытянутой. Затем обклейте купол кусочками газеты, смачивая их в клее ПВА.

Загрунтуйте купол, используя настоящую грунтовку или белую краску.

Вот как сделать церковь из бумаги дальше. Из жёлтой вам нужно будет вырезать два прямоугольника, свернуть их определенным образом, подклеить, чтобы получился крест.

К этому времени грунтовка обсохла, теперь можно покрасить купол золотой акриловой краской в два или три слоя.

Приклейте окошки на соответствующие разметки. Сверху приклейте купол.

Посмотрите, как нужно собрать и оформить заготовку. Приклеив к стенам окошки, прикрепите снизу коричневую ленту с небольшими окнами, затем склейте макет церкви, чтобы он получился объемным. Не забудьте приклеить на соответствующие места и иконы. Приклейте сверху бумагу, которая станет крышей.

Покрасьте ее серебристой краской с вкраплением коричневой. И тем же составом обозначьте кованые элементы над козырьком первой двери, а колонну другой надо покрасить коричневой краской. Приклейте к куполу серебристый крест, затем приклейте башню в центре композиции.

Вот как сделать церковь из бумаги. Процесс очень интересный, а создадите вы с ребёнком такую значимую вещь из подручных материалов. Это модель церкви, которая называется «Одигитрия Иерусалимская», и находится она в Таганроге.

Следующий мастер-класс тоже будет несложным для ребёнка, если вы поможете ему.

Церковь из макарон своими руками

Именно из этого материала будет создана следующая церковь.

Эти мучные изделия создадут стены, ажурные макароны станут элементами украшения. Вот что вам нужно будет взять:

  • макароны разной фактуры;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • линейку;
  • длинную крышку;
  • фольгу;
  • горячий пистолет;
  • картон.

Создайте из картона шестиугольник, чтобы затем при помощи него сделать стены такой формы. Обклейте его макаронами.

Плоскую лапшу прикрепите по углам и наверху, чтобы выполнить отделку. А ажурными элементами нужно украсть верх стен и сделайте колонны, сложив эти макароны стопочкой.

Из листа картона вырежьте шестиугольник, а также конус. Склейте элементы между собой. При помощи горячего пистолета прикрепите поверх плоские макароны. Место соединения этих двух фигур украсьте макаронами полукруглой формы.

Из ажурной вермишели сделайте купол. Чтобы придать ему форму, можно обклеить этими мучными изделиями верхнюю часть от пластиковой бутылки, которая сделана в виде купола. В центр приклейте крест, сделанный из плоских макарон. Прикрепите этот купол на созданную крышу.

Из картона вырежьте крыльцо следующей формы, обклейте его снаружи макаронами.

Украсьте плоской лапшой уголки этого изделия, а также при помощи этих макарон и рожков декорируйте крышу над крыльцом.

Облепите вытянутую крышку пластилином, а затем обклейте эту деталь фольгой.

У вас получился колокол. При помощи клеевого пистолета прикрепите его на место. Вот как сделать церковь своими руками из макарон.

Если подобная вещь нужна взрослому человеку, тогда он может использовать в качестве материала спички. Работа более кропотливая, но очень интересная.

Как сделать церковь из спичек — пошаговая инструкция с фото

Чтобы создать такую красоту, возьмите:

  • коробку от конфет;
  • зубочистки либо спички;
  • мебельный клей ПВА;
  • медную проволоку сечением 0,33 мм;
  • для основания — ДВП, ДСП или фанеру;
  • цветочную конфетную фольгу;
  • шпон.

Вот какие инструменты потребуются:

  • линейка;
  • острый нож;
  • ластик-карандаш;
  • загнутые или прямые ножницы;
  • брусок;
  • пинцет;
  • циркуль;
  • прищепки;
  • гвоздик 2 мм.

За основу была взята церковь Лазаревская XIV века.

Мастер использовал данную фотографию, сделав здесь разметки. Перерисуйте или перепечатайте данный рисунок, чтобы знать, какие размеры необходимо будет учитывать при создании церкви своими руками. Расчёты даны в миллиметрах.

Чтобы было проще мастерить храм, учтите, что вам нужно условно разделить его на 3 части. Центральная — это сама церковь, справа расположена трапезная, а слева алтарь.

Вот как сделать церковь. Для этого возьмите тонкую картонку и нарисуйте четыре стены, которые представляют собой квадрат со сторонами 5 см.

Как вы видите, в двух стенах нужно нарисовать окошки, затем вырезать их тонким ножом или скальпелем.

Вы можете использовать для возведения стен спички, зубочистки или деревянный стек.

Следующим этапом является определение длины деревянных заготовок. Если вы брали длинный стек, нужно будет отпилить от него части. Если используются зубочистки, обрежьте их острые концы.

Теперь можно приступать делать храм. Сначала оформите ту стену, на которой есть стёкла.

Посмотрите, как нужно располагать деревянные заготовки, приклеивания их.

Как вы видите, эти бревнышки нужно двигать через одно — то влево, то вправо. Теперь из картона вырежьте полоску размером 5 на 2 см. Согните ее примерно пополам посередине.

Сделайте 4 таких уголка, и с их помощью соберите сруб будущего строения. Как вы видите, эти уголки нужно расположить вертикально и наклеивать на каждый по две стены.

Измерьте ширину деревянного бревнышка, чтобы затем знать, насколько больше стала стена. Первоначально она 5 см, если толщина этой деревянной заготовки 3 мм, то получается, что теперь стена 53 мм. Но так как «бревнышки» выступают в обе стороны, значит, теперь ширина стенки 56 мм. Поэтому нужно для фронтона вырезать два треугольника именно такой ширины. Если у вас другие расчеты, тогда просто приложите стену к листу картона и по ее ширине вырежьте два треугольника.

Теперь нужно будет обклеить деревянными заготовками эти два треугольника.

Затем приложите эти фронтоны с двух сторон к срубам, приклейте их, до полного высыхания клея закрепите в таком положении прищепками.

Вот как сделать церковь из спичек дальше. Пока основное здание высыхает, вы займетесь изготовлением трапезной. Также сделайте четыре стены из картона для неё, отметьте на трех окошки, а на одной — дверь. Окна нужно вырезать острым ножом, а дверь прорезать с трех сторон, чтобы она открывалась.

Также начинайте приклеивать к данной заготовке спички, отрезки деревянного стека или зубочистки, двигая их то вправо, то слева.

Из этой полосы сделайте такую вот коробочку, склейте ее две противоположные стены, чтобы получился сруб. На время также зафиксируйте это место прищепкой.

Затем, как и в предыдущем случае, присоедините и приклейте фронтоны. Обратите внимание, один из них фиксируется со стороны двери.

Таким же образом сделайте и третье помещение, оно должно быть немного меньше двух первых.

Далее, зафиксируйте конструкцию прищепками, подождите, пока она полностью высохнет.

Чтобы изготовить крышу, надо померить длину трапезной, алтаря, церкви. Добавьте 4 мм.

Теперь по разметке каждого здания вырежьте из картона крыши, согните эти заготовки пополам.

Приклейте эти крыши на каждое из своих зданий. Теперь нужно покрыть их. Для этого из шпона нарежьте подобие досточек.

Вот как сделать церковь далее. Нарежьте из картона 8 кружков, диаметр которых 9 мм. Склейте их между собой, а сверху приклейте несколько данных досточек.

Сделайте вырез на центральной крыше, приклейте сюда эту трубу. Нарежьте из шпона более широкие и длинные досточки, приклеивайте их так, чтобы они покрыли картонные крыши.

Чтобы сделать крест, можно воспользоваться следующим приспособлением. На такой брусок нужно с обратной стороны набить 3 группы гвоздей. Теперь сверху начинайте обматывать их медной проволокой.

Вот какой крестик получится.

Чтобы сделать купол, нарежьте кружочков. Самые большие будут диаметром 19 мм, следующие 17 мм, 15 мм, 13 мм, 11 мм, 9 мм. Самый маленький 5 мм. Склейте их следующим образом.

Пробейте по центру круглых заготовок гвоздиком отверстие. Теперь возьмите полоску цветной фольги длиной 10 см, положите на него купол, капните в углубление клей, поставьте внутрь крестик.

Теперь закрутите фольгу, оформив купол таким образом.

Внизу купола обрежьте фольгу, чтобы потом можно было его приклеить.

Из ДВП, фанера или ДСП вырежьте основания для церкви из двух слоев и склейте их. Обклейте эту заготовку, чтобы поверхность напоминала каменную кладку. Внутрь налейте клей, поставьте сюда церковь и прикрепите ее.

Останется на сделанный постамент в виде трубы приклеить купол. Вот как сделать церковь из спичек, чтобы она смотрелась, как настоящая.

Иногда в школах проходит неделя православной культуры, нужно принести поделки на эту тему. Если вы смастерите вот такую красивую бело-голубую церковь вместе с ребёнком, он наверняка займет призовое место.

Перед тем, как сделать церковь такого вида, вам нужно будет приготовить:

  • пластиковую бутылку;
  • картонную крышку от коробки;
  • проволоку;
  • верёвку;
  • кружево и тесьму;
  • голубой и белый пластилин;
  • вату;
  • полоску рулонного синтепона;
  • клей ПВА;
  • фоамиран или цветной картон;
  • двусторонний скотч;
  • ножницы;
  • кисточку;
  • белую краску.

Сначала возьмите крышку, на которой будет располагаться поделка, покрасьте ее белой краской. Пока идет процесс высыхания, вы нарежете полоски из картона или из фоамирана. Они помогут оформить забор около храма.

Заострите верхние кончики этих полос, чтобы они стали похожи на штакетник.

Тем временем белая краска на коробке высохла, поэтому самое время приклеить дощечки к выступающим краям.

Пусть клей подсыхает, тем временем возьмите бутылку, обрежьте дно.

Нужно взять бутылку, у которой верхняя часть напоминает купол церкви, например, из-под минеральной воды.

Также обрежьте верхушку этой тары. Но здесь пластик прочный, поэтому лучше нагревать нож и постепенно обрезать лишнюю часть.

Теперь от края бутылки отмерьте 2 см и нарежьте эту часть на полоски. Потом такая хитрость поможет закрепить церквушку на горизонтальной поверхности.

Облепите верхнюю часть бутылки пластилином, сделав здесь заостренный кончик из него.

Чтобы сделать крестик, возьмите проволоку в обмотке. Здесь она голубого цвета. Сначала согните ее пополам, сделайте тут петельку, затем ещё две петельки согните с правой и левой стороны.

Воткните полученный крестик в шапочку купола из пластилина.

Нижнюю часть бутылки обклейте двусторонним скотчем. Теперь начинайте снимать верхний бумажный слой постепенно. Сперва удалите его с нижнего витка скотча. Обмотайте здесь пряжей выбранного цвета.

Таким образом нужно оформить всю нижнюю часть бутылки. Теперь приклейте сюда полоски кружева. Сверху и посередине они могут быть голубыми, а внизу серебристыми.

Теперь предстоит еще одна интересная работа, которая также прольет свет на то, как сделать церковь. Нужно декорировать купол. Для этого вместе с ребёнком скатайте шарики синего и голубого цвета и сделайте из них лепешки. Начинайте приклеивать их снизу в шахматном порядке. Второй ряд должен быть чуть смещен вправо и последующие тоже.

Теперь прикрепите двусторонний скотч к нижней части разрезанных полос из пластиковой бутылки и приклейте ее на коробку.

Вы можете обложить горизонтальную поверхность коробки травкой, приклеить сюда деревья и цветы из резины, пластмассы или из других материалов. Но в данном случае бело-синяя композиция, поэтому уместными будут сугробы из ваты. Положите их на коробку, приклеив. А по центру поместите полоску синтепона. Ее также нужно приклеить. Вот как сделать церковь, чтобы она получилась такой изумительной.

Если вам интересно узнать, как сделать церковь из спичек, тогда поможет следующий мастер-класс.

Интересная идея — сделать храм из бумаги, используя искусство оригами. Всего за 12 минут вы приобретете навык и сможете сделать церковь из этого материала.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Печать икон на бумаге

Если Вы нашли в каталоге нужную икону, но не имеете возможность заказать ее живописную копию, или подобрать что-то похожее в церковной лавке, то икону можно распечатать как обычную фотографию. Для этого файл нужно скачать и отдать на печать в фотолабораторию. К сожалению, многие изображения имеют невысокое качество, пригодное лишь для просмотра на экране, но не для печати. Играясь дома со своим черно-белым принтером, Вы можете хоть картинку размером 640х480 распечатать на бумаге формата A4 и искренне радоваться результату, но если Вы ищите изображение для качественной фотопечати, следуйте предложенным рекомендациям! Предварительно определить пригодность изображения для печати можно, не скачивая его, по цвету смайлика в графе «Параметры файла». Красные оттенки означают малопригодность изображения для печати на наиболее распространенном формате бумаги 10×15см (открытка), желтые — можно получить отпечаток невысокого качества, зеленые позволяют напечатать изображение на фотобумаге даже большего формата. Оценка дается исключительно на основании разрешения файла и не гарантирует, что сама фотография была сделана достаточно качественно и профессионально, чтобы получить дествительно хорошую фотокопию оригинальной иконы. Конкретно же качество оценивается по шестибальной шкале:

1: Изображение непригодно для качественной фотопечати в фотолаборатории.
2: Качество печати приемлемо при формате не более 8x10cm.
3: Качество печати: 8x10cm — отлично, 10x15cm — неплохо.
4: Качество печати: 10x15cm — отлично, 15x21cm — неплохо.
5: Качество печати: 15x21cm — отлично, 21x30cm — неплохо.
6: Качество печати: 21x30cm (формат A4) и больше.

Если задержать указатель мыши над смайликом у выбранного изображения, то увидите всплывающую подсказку с рекомендуемым размером фотографии в сантиметрах при печати с разрешением 300 dpi — разрешение, с которым печатают в большинстве фотолабораторий, в скобках же будет указан максимальный размер отпечатка, который можно получить при разрешении 200 dpi. Как показывает практика, печатать изображения с разрешением меньше 200 dpi не стоит по причине неприемлемого качества результата, поэтому выбирать формат бумаги больше, указанного в скобках, не следует.

Для определения максимального стандартного формата отпечатка вручную воспользуйтесь следующей таблицей. В первом столбце — желаемый формат отпечатка, во втором, необходимое разрешение изображения для качественной печати (300dpi), в третьем — минимально допустимое разрешение для терпимо-приемлемого качества отпечатка (200dpi).

Разумеется, это лишь примерная оценка пригодности изображения для качественной фотопечати в фотолаборатории. Возможно, Вас устроит не очень качественное изображение на большом формате бумаги, или же наоборот, более четкое изображение на меньшем формате бумаги — тут уж кому что больше нравится.

* Примечание: фотолаборатории обычно не печатают на формате 8x10cm, поэтому нужно самостоятельно в графическом редакторе создать файл с размером холста 10×15см, поместить на холст рядом два изображения нужных икон размером 7.5×10см и сохранить его. После этого нужно сдать это изображение с двумя иконами на нем для печати в формате 10x15cm, после получения же отпечатка 10×15см разрезать его пополам, чтобы получились две иконки размером 7.5×10см.

Резьба — искусство, ремесло, дизайн.
Иконостас — проектирование.
Резьба по дереву.
Миниатюры из дерева.
Изготовление иконостаса.
Реставрация икон.
Изготовление киотов.
Миниатюры из кости. Позолота.
Купить домашний иконостас.
Резные деревянные рамы.
Заказать иконостас.

Тябловая конструкция основы иконостаса

Тябла – горизонтальные брусья-полки, на которые ставились иконы в иконостасе.

Тябловая конструкция иконостаса самая древняя. Тябловый иконостас имеет плоскостное построение с более или менее выраженной архитектурной структурой. Плоские тябла являются несущими элементами поддерживающими и разделяющими в иконостасе ряды икон. Тябла с лицевой стороны также украшались либо росписью, либо рельефной резьбой. Каждое горизонтально установленное тябло несло один ряд икон, и в зависимости от количества рядов (ярусов) иконостас назывался двутябловым, трёхтябловым и т. д.

Каркасное построение основы иконостаса

При каркасном построении из деревянного бруса изготавливается каркас, состоящий из вертикальных опор и горизонтальных балок.

Лицевая сторона зашивается доской или фанерой с проемами для икон, царских врат, дьяконских дверей. Созданное таким образом основание для иконостаса шпаклюется, покрывается левкасом, шлифуется и окрашивается. Затем устанавливается архитектурно-декоративные элементы и резьба по дереву.

Щитовое построение основы иконостаса

Основание иконостаса делится на необходимое количество щитов, из которых собирается, как из кубиков, основа иконостаса. Для изготовления каркаса щита используется доски толщиной до 50 мм.

Боковые ребра щитов соединяются между собой резьбовыми шпильками или крупными шурупами и придаюь необходимую жесткость конструкции иконостаса.

Так был сработан иконостас высотой 9 и шириной 8,5 метров, состоящий из 24 щитов. (Св. Благовещенский Храм г. Артемовск)

При щитовом построения иконостаса подгонка архитектурных и резных элементов декора происходит в условиях мастерской. В результате достигается высокая точность изготовления и качество отделки. Быстрота монтажа и легкость транспортировки являются безусловными преимуществами такого построения.

Например иконостас, изготовленный в Харькове в 1985 г. , для надомной церкви Митрополита Львовского и Тернопольского Никодима был перевезен и смонтирован на месте за 3 дня. Спустя 5 лет, в 1990 г. иконостас был разобран и перенесен без потерь в православный кафедральный собор г. Львова.

Как устроен иконостас?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Греческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.

Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.