Серпухов неупиваемая чаша

Икона Неупиваемая Чаша: история. Где находится чудотворная икона Божьей Матери Неупиваемая Чаша? В чем помогает икона Неупиваемая Чаша?

Икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» имеет удивительную историю, которая до сих пор полностью не изучена. Однако эта святыня имеет огромное значение для людей, потому что помогает исцелиться от наркомании, алкоголизма, курения и прочих вредных привычек. В этой статье мы расскажем вам подробнее об этой иконе.

Икона «Неупиваемая чаша»: история возникновения святыни

Создание чудотворной иконы «Неупиваемая чаша» связано с Никейской иконой, прославившейся в IV веке, когда велась война за город Никея.

Славу этой иконе принес воин по имени Константин:

  • Он, пребывая в глубоком отчаянии из-за того, что враги одержали победу, разбил камнями, а после этого еще и растоптал ногами икону Богоматери.
  • После этого, ночью, во сне к Константину явилась Богоматерь и предупредила его о том, что своим поступком он обрек себя на погибель.
  • Воин погиб на поле боя после этого видения, но не от сабли, а от камня, брошенного противником ему в череп.

В начале IV века о случившемся узнали священнослужители собора осажденного города Никея. Именно они придали иконе огромное значение, рассказывая все православным христианам, что каждый поистине верующий человек не умирает, если свято верит в Бога. Терпеть напасти и скорби – это неизбежно для христианина.

Современный мир узнал о реликвии гораздо позже – лишь в конце XIX века, благодаря обычному крестьянину, жившему в Туле:

  • Этот мужчина страдал от алкоголизма после длительной военной службы. Как следствие, он утратил способность передвигаться с помощью собственных ног. Однажды ему приснился старец, который настоятельно порекомендовал страдальцу отправиться в монастырь в Серпухов. Там он должен был отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша», чтобы к нему вернулась способность ходить и пропала дурная зависимость.
  • Крестьянин не сразу сделал это. Он пошел в церковь только после того, как ему трижды во сне являлся старец.
  • Придя в монастырь, и рассказав священнослужителям свой сон, его никто не понял, потому что о существовании иконы «Неупиваемая чаша» ничего не было известно. Но, несмотря на это, все начали разыскивать святыню в храме, потому что старец, описанный крестьянином, внешне напоминал человека, который когда-то строил монастырь.
  • В результате поисковых работ в проходе церкви был обнаружен сверток. На нем, на обратной стороне, было написано «Неупиваемая чаша».

В тот же час священнослужители провели службу, и крестьянин исцелился. После этого случая начало происходить множество чудес. В храмах стали создавать специальные организации — братства, где каждое воскресенье проводились службы перед святыней с чтением акафиста иконе «Неупиваемая чаша», чтобы пьяницы исцелялись от зависимости и привыкали к трезвой жизни.

Когда случилась Октябрьская революция, многие церкви закрылись, в том числе и эта. Икону «Неупиваемая чаша» перенесли в Никопольский собор, чтобы сохранить и написать с нее копии для других церквей. Несмотря на сохранность святыни, о ней стали постепенно забывать, ведь никаких молебнов не происходило.

Почитание святыни несколько раз возобновлялись:

  • Первым это сделал епископ по имени Мануил. Он в 30-е годы ХХ века был главой Серпуховской кафедры, но и это событие не уберегло икону. Сам собор и хранящиеся в нем святыни были дотла сожжены.
  • Службы иконе «Неупиваемая чаша», молебны и другие традиции, связанные с этой святыней, возобновились лишь в конце ХХ века, благодаря деятельности пророка Ильи.
  • В 90-х годах ХХ века архимандрит Иосиф открыл мужской монастырь в Серпухове, где регулярно стали проводить молебны перед реликвией. Здесь ее освятили и украсили.
  • Затем была освящена икона «Неупиваемая чаша» в Серпухове, в монастыре, где изначально был найден прообраз святыни.
  • 30 мая 1997 года Алексий I, который был в то время патриархом, внес икону в Православный церковный календарь. Этот день считается днем иконы «Неупиваемая чаша». Однако в XIX веке праздник стал отмечаться 27 ноября. В ХХ веке день празднования снова переносился, икону стали особо почитать 18 мая.

Что означает икона «Неупиваемая чаша»?

Святыня относится к числу реликвий, на которых изображена Пречистая Дева. Эта святыня считается благословляющей. На ней такое изображение:

  • Небесная Царица, которая подняла раскинутые в стороны руки вверх, что означает, что она молится беспрестанно о каждом человеке, верующем в православие.
  • В чаше стоит маленький Иисус, который символизирует Святое Причастие, которое должны проходить все православные христиане, чтобы искупить свой первородный грех.

От этой иконы исходит неиссякаемая благодать, поэтому святыня носит имя «Неупиваемая». Ведь нет предела милости и терпению Бога и Сына Божьего, который пожертвовал ради будущего человечества своей жизнью. Поэтому каждый человек, имеющий зависимость от табака, наркотических веществ и алкоголя, может найти спасение для себя возле иконы «Неупиваемая чаша».

«Неупиваемая чаша»: от чего помогает?

Зная значение иконы «Неупиваемая чаша», легко понять, в чем она помогает. По сути, святыня спасает семьи от зла, которое несут в себе вредные привычки – пьянство, наркомания и курение. Именно из-за этих зависимостей чаще всего губятся человеческие жизни и счастливые браки.

Однако сейчас принято трактовать, что святыня помогает, прежде всего, в таких вещах:

  1. Исцеляет от алкогольной зависимости. Причем исцеление приходит к больному даже тогда, когда он не сам за себя молится, а за него молятся родные люди. При этом не обязательно идти в церковь. Если дома есть икона, можно молиться у нее, прося чудотворный образ о спасении души родного человека.
  2. Помогает человеку оздоровиться от разных недугов. Однако для этого больному нужно лично молиться у святыни, просить себе здоровья и сил. Во время чтения молитвы обязательно нужно благодарить Небесную Царицу за ее вселенскую материнскую любовь.
  3. У святыни можно помолиться о скорейшем разрешении сложных жилищных вопросов, только при этом вы не должны думать о корысти, выгоде для себя – мысли должны быть чистыми и светлыми:
  • при сделках купли или продажи;
  • при обмене недвижимости;
  • при решении спорных вопросов, связанных с юридическими проблемами (например, в процессе вступления в наследство).

  1. У иконы родители, которые вынуждены отпустить свое чадо во взрослую жизнь, просят помочь им, чтобы все трудности и беды обходили детей стороной, чтобы они не стали жертвами плохого аморального общества. Царица Небесная наставляет детей на праведный путь.

Икона «Неупиваемая чаша»: где находится святыня?

Икона «Неупиваемая чаша» находится в храме Высоцка и в мужском монастыре в Серпухове. Однако существует еще 8 списков этой святыни, которые распространены по всему православному миру, чтобы люди имели возможность помолиться иконе «Неупиваемая чаша» в своих монастырях.

Молитва иконе «Неупиваемая чаша»

Икона «Неупиваемая чаша»: куда вешать?

Чтобы святыня помогала людям дома, ее необходимо правильно разместить. Правильнее всего вешать икону на стене или в углу, расположенном со стороны востока. Есть несколько и других вариантов, где может располагаться святыня:

  • ее можно повесить или поставить в месте, расположенном напротив входа в комнату;
  • вешают икону у изголовья больного человека или родственника, который исказил нравственные приоритеты и ведет разгульный грешный образ жизни;
  • вешают святыню над детской кроваткой, но так, чтобы малыш мог видеть перед собой святой лик (то есть не у изголовья должна размещаться икона).

Икона «Неупиваемая чаша»: фото

Согласно многочисленным отзывам людей, которые искали помощи у Небесной Царицы, чтобы избавиться от зависимостей и прочих недугов, икона «Неупиваемая чаша» помогла им. Поэтому, если в вашей семье случилась неприятная ситуация, обязательно приобретите в церкви освященную икону, если в вашем семейном алтаре ее до сих пор нет. Сегодня в любой иконной лавке можно купить святыню любого размера – православный мир о ней знает и глубоко почитает.

Святыня должна быть в каждом доме, где живут православные христиане. Вы, молясь, главное — искренне верьте! Только в этом случае икона «Неупиваемая чаша» привнесет в вашу жизнь гармонию и спокойствие, которое вам так необходимо.

Высоцкий монастырь. Серпухов

Высоцкий мужской монастырь находится в городе Серпухове с 1374 года, он раскинулся на возвышенности на левом берегу реки Нара. Свое название он получил из-за расположения – гора, на которой выстроили ансамбль храмов называлась Соборная и считалась высокой. Сейчас с нее открывается красивейшая панорама на город, а тогда оттуда можно было видеть, с какой стороны к Серпухову подступают неприятели.

На долю строения выпало много тяжелых испытаний – нападения врагов, пожары, разорения, закрытие и возрождение. Основан монастырь по благословению святого Сергия Радонежского. Первым настоятелем стал лучший ученик Радонежского — Афанасий Старший, а после него — Афанасий Младший. После смерти, он, по завещанию был похоронен под лестницей одного из соборов монастыря – Зачатьевского.

Высоцкий монастырь является одной из главных достопримечательностей Серпухова. Сюда приезжают паломники со всей России и даже из других стран. Многие остаются жить в святых стенах, сюда едут лечиться от пагубных зависимостей — алкогольной, игровой, табачной, наркомании и прочих. На сегодняшний день в монастыре проживают десять послушников. Святыня считается одной из самых старинных на территории всей Руси.

Здания монастыря и схема их расположения

Из зданий монастыря выделяется Собор Зачатия Пресвятой Богородицы.

Белоснежный храм был возведен в XVI – XVII веках и по своей форме напоминает квадрат. Святыня несколько раз ремонтировалась и перестраивалась. Купола из шлемовидных были переделаны на луковичные. Во время реставраций стали шире окна. Рядом с Зачатьевским собором расположена Церковь Сергия Радонежского.

Одноглавое здание с тремя этажами было построено в XVII веке. На протяжении своего существования было неоднократно перестроено. В то же столетие появилась церковь Покрова Богородицы. Строение появилось на средства, собранные прихожанами.

Кирпичное здание было перестроено в XIX веке под классический стиль, была пристроена трапезная. На данный момент мало что осталось от первоначального вида храма. Часть разрушенной колокольни, несколько фрагментов ограды. Стены здания выкрашены в белый цвет.

Церковь всех святых сохранилась на внутреннем дворе монастыря. Постройка выполнена в стиле модерн и появилась позже других зданий. Церковь состоит из двух ярусов: на нижнем была усыпальница семьи фабриканта Н. Н. Коншина (проект храма был создан по его заказу), на верхнем – сама церковь.

Ниже представлена схема расположения зданий на территории мужского монастыря.

Сергий Радонежский считается основателем нескольких храмов. В том числе и Высоцкого монастыря с Серпухове. Правящий на тот момент князь Владимир Храбрый считал Радонежского своим духовником и обратился к нему за помощью в строительстве новой святыни города. Сергий Радонежский пришел со своим учеником и помог выбрать место для будущего монастыря. На холме он прочел молитву, там и был основан Высоцкий мужской монастырь (1373-м год).

По просьбе князя Владимира первым игуменом стал Афанасий Старший. Он занимался книгописанием и переводами церковных книг, возродил связь с византийской культурой, утраченную в предыдущее годы.

Высоцкий монастырь развивался и при Афанасии Младшем, после него игуменом монастыря стал еще один ученик Радонежского – Никита Преподобный. Все трое очень любили монастырь и делали все для его процветания.

Святые и подвижники

Именно Афанасий Старший, младший и Никита Преподобный стали первыми подвижниками духовной жизни монастыря.

Настоятелем обители в 1802 году стал Архимандрит Мелхиседек, он пришел на службу в зрелом возрасте, ему было 65 лет. Все жители полюбили Архимандрита, он был кротким и смиренным, отличался благочестием и мог успокоить каждого, пришедшего в храм.

Когда Наполеон занял Москву и окружал окрестности, Архимандрит Мелхиседек каждый вечер ходил по городу, крестил его и читал молитвы, призывая жителей делать то же самое. И французы, действительно, не вошли в Серпухов.

Среди других подвижников Высоцкого монастыря упоминаются монах Авель Вещий, Архимандрит Сергий, который следовал заветам Серафима Саровского, Василий Бурцев, преподобный Герман Аляскинский, святитель Варсанофий и другие. На их становление в духовной жизни повлиял мужской монастырь на горе Серпухова.

Святыни

Икона «Неупиваемая чаша» находится в обители, в церкви Покрова Богородицы. Около иконы всегда горит лампада, люди молятся об исцелении себя и родных от вредных привычек. Подробнее об иконе можно .

Еще одна важная и значимая святыня для православного мира – мощи Афанасия Младшего, они хранятся в Покровском храме, в золоченой раке. Афанасий Высоцкий (Младший) считается чудотворцем и покровителем города Серпухова и мужского монастыря.

История гласит о нападении на город крымских татар. Бегству поддались послушники Высоцкой обители, и увидели татары, как из ворот выехал на коне сам Афанасий Высоцкий, разгоняя врагов жезлом. Обратились в бегство крымские татары и город был освобожден.

Еще одна необыкновенная икона «Взыскание погибших». На ней – образ Богородицы, икона была пронесена по городу в эпидемию холеры и помогала горожанам не заболеть.

Святыня с изображением Георгия Победоносца и частью его мощей хранится в Высоцком монастыре. Есть предание, в котором говорится, что перед иконой зажигалась свеча, как знак предупреждения об опасности – нападении врагов на Серпухов.

Лечение от алкоголизма

Икона «Неупиваемая чаша» творит чудеса. Сюда приезжают люди, которые не способны самостоятельно излечиться от алкогольной зависимости. Множественные положительные отзывы на сайте монастыря и в книге записей при храме говорят о том, что икона, действительно, помогает.

Алкоголизм – это серьезная проблема всей страны. Человек, страдающий зависимостью от спиртного, может обратиться в монастырь с просьбой о помощи. Служители храма помогают справиться с болезнью, лечение проходит бесплатно, с проживанием в церкви. Важно, чтобы человек был верующим, тогда он сможет исцелиться и встать на верный путь.

Программа реабилитации для алкоголезависимых состоит из ежедневных бесед со священнослужителем, молитв, трудотерапии. Все это осуществляется по собственной воле обратившегося в монастырь, без принуждения и насилия.

Находясь в стенах монастыря, больной понимает, что исцеление возможно. Здесь к нему хорошо относятся, он видит таких же как он, находящихся в стадии выздоровления. Это придает сил и веры в себя.

Настоятель

Сейчас настоятелем Высоцкого монастыря является епископ Роман Гаврилов. Свою должность он занимает с 2011 года. Родом Роман Гаврилов из Владимирской области, города Кольчугино, его настоящее имя Геннадий Михайлович, год рождения 1957.

Адрес

Адрес, по которому расположен Высоцкий мужской монастырь: 142200, Московская область, город Серпухов, улица Калужская, дом 5/3. Электронная почта: visotskymonastir@gmail.com

Как доехать из Москвы

До монастыря из столицы добраться не составит большого труда. Если вы поедете на электричке, то отправляться нужно с Курского вокзала и доезжать до Тулы, Тарусы или Серпухова. Оттуда до монастыря идут автобусы под номерами 8, 3, 20. Маршрутное такси тоже курсирует от вокзала и обратно, на нем написано «Высоцкий монастырь».

Если вы путешествуете на автомобиле, нужно ехать 100 км по трассе «Дон», до места назначения вы доберетесь за 1, 5 часа.

Парковка

Если вы приехали в монастырь на машине, то вам потребуется парковка. Она имеется у монастыря, но небольшая, на несколько машин. В выходные или праздники может не хватить места, поэтому лучше приехать пораньше.

Для тех, кто приезжает на несколько дней и остается на проживание в кельях, есть бесплатная парковка на территории, находящаяся под круглосуточной охраной.

Часы работы

Монастырь открыт с понедельника по пятницу с 6.00 утра до 18.00 вечера. В субботу часы работы с 6.00 часов до 19.00. В воскресенье попасть в храм можно с 8. 00 до 18.00. Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря.

Экскурсии

Экскурсии по мужскому монастырю проводятся только служителями обители. Для групп из паломников они начинаются до 14.00 часов, по окончанию молебна. Требуется предварительная запись в церковной лавке.

Монахи проведут вас по всей территории, покажут главные святыни, расскажут о них и познакомят с архитектурой. По окончании экскурсии можно перекусить в чайной, расположенной в колокольне, или полноценно пообедать с 10. 00 до 16.00 в трапезной. Она находится в паломническом корпусе.

Экскурсии, организованные туристическими агентствами или экскурсионными бюро, должны быть согласованы со служителями монастыря.

Высоцкий монастырь

Православный мужской Высоцкий монастырь расположен в городе Серпухове и известен с 1374 года. На левом берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, стоит этот монастырь уже несколько веков, несмотря на все исторические перипетии, и по-прежнему является духовным центром, местом паломничества и укрепления веры. Название «высоцкий» происходит от самого места, где был заложен монастырь — высокий холм в Серпухове.

История монастыря

Основание

Основание монастыря совпало с нелегким, но героическим временем возрождения русского национального самосознания.

В 1374 году серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, двоюродный брат Юрия Долгорукого, решил построить в родном городе новый православный монастырь. Преподобный Сергий Радонежский лично одобрил выбор места и благословил князя на строительство. Кроме того, прибывший вместе с Сергием Афанасий, его ученик, остался в Серпухове по просьбе князя, чтобы руководить организацией монастыря.

Афанасий стал и первым игуменом Высоцкого монастыря. Вся эта история была подробно описана на стене Церкви Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, которая входила в монастырский комплекс до 1967 года. Практически сразу после благословения на месте будущей обители была выстроена деревянная церковь.

Строительство храма Зачатия Пресвятой Богородицы

Князь никогда не жалел денег на строительство. После победы русского войска на Куликовом поле, где князь Владимир Храбрый отличился особо, был построен первый каменный храм Зачатия Пресвятой Богородицы. Храм поставили над братской могилой погибших на Куликовом поле серпуховчан.

Сожжение монастыря

Город Серпухов всегда занимал приграничное положение, первым отражая атаки Орды. Фактически, это была крепость. Когда в 1382 году хан Тохтамыш решил отомстить за поражение на Куликовом поле, первый удар получил именно Серпухов. Монастырь был разграблен и сожжен.

Строительство нового храма

Чуть позже была сожжена и Москва. К сожалению, ордынские набеги не закончились с Куликовской битвой и продолжались еще столетие. Монастырь, как и большинство православных монастырей, пришел в запустение, и возрождаться стал лишь при Иване Грозном в 16 веке. Старый Зачатьевский храм был разрушен, а на его месте построен новый, который и дожил до наших дней.

Смутное время

В начале 17 века наступили тяжелые времена для всей Московии. В историю это время вошло под названием «Смутное». Монастырь не раз подвергался набегам ногайских татар, поляков и запорожских казаков. Лишь при царе Алексее Михайловиче Романове здесь заново возвели монастырские стены, Церковь Покрова и обновлен Зачатьевский храм.

XIX — XX века

С начала 19 века монастырь активно строился. Была сооружена трехъярусная колокольня с Трехсвятительским храмом на втором ярусе, построены трапезные и величественный храм Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. С 1823 по 1826 год здесь жил знаменитый прорицатель Авель. Записей его прорицаний не сохранилось, но известно, что по просьбе Павла первого Авель записал свои предсказания о судьбе династии и России.

Пророчества спрятали в ларце, и император приказал открыть их ровно через 100 лет после своей смерти. Что было в тех записях и насколько они соответствовали действительности, сказать сложно. Но таинственность породила множество слухов и Авелю приписывали предсказания обо всех важных событиях в истории России.

После Октябрьской революции монастырь, как и тысячи других обителей, был расформирован, уничтожены иконы и колокольни, а в монастыре в разное время располагались казармы латышских стрелков, концлагерь, военное училище, склады и коммунальные квартиры.

Очередное возрождение монастыря началось после развала СССР. В 1991 году начались восстановительные и реставрационные работы, а в 1994 году обитель обрела мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. Этот настоятель не только внес огромный вклад в развитие монастыря, но и не раз защищал Серпухов от многочисленных набегов вместе с жителями города.

В 2002 году прошло торжественное освящение главного храма – Зачатьевского собора.

Высоцкий монастырь сегодня

Древняя обитель переживает сейчас второе рождение. В монастырский комплекс входят шесть действующих храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех Святителей, в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Еще в трех продолжаются реставрационные работы. Также в монастыре находится одна из копий с иконы «Неупиваемая чаша», в которую вставлен ковш с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Чтобы помолиться об исцелении, в монастырь приезжают паломники и верующие со всех концов России.

Найдите подходящую гостиницу или хостел

Монастырь на карте

Адрес

  • Официальный адрес монастыря – Город Серпухов, улица Калужская, д 5/3.

Как добраться

  • Добраться до Серпухова из Москвы можно либо на электричке с Курского вокзала, либо на автобусе со станции метро Южная.
  • От вокзала в Серпухове до монастыря едут автобусы №8,№3, №20.
  • Можно доехать и на маршрутном такси с названием «Высоцкий монастырь».

Часы работы и расписание богослужений

  • Монастырь открыт для свободного посещения круглый год. В будние дни можно посетить храмы с 5.30 утра до 19.00. В выходные и праздничные дни монастырь открыт с 7.30
  • Богослужения в монастыре проходят по так называемому полному суточному кругу: в 6.00 утренняя молитва, в 8.00 молитвы к исповеди и Литургия, затем до 17.00 проходят панихиды, заказные молебны, в 17.00 вечерняя молитва, и в 21.00 вечерняя молитва для монахов и паломников.

Стоимость посещения

  • В иконной лавке монастыря можно заказать экскурсию, которую проведут братья монастыря. Можно остановиться в монастыре на несколько дней. Для проживания паломникам предоставляют отдельные кельи.
  • За сутки с паломников просят пожертвование на развитие монастыря. В монастыре можно вкусно и недорого перекусить в чайной, а пообедать и поужинать можно в трапезной паломнического корпуса за символическую плату в 100 рублей.

В монастыри Серпухова стоит приехать не на один день. Чтобы почувствовать атмосферу монашеских будней, лучше понять людей, посвятивших свою жизнь служению Богу, нужно остаться здесь хотя бы на пару дней.

Но совсем не обязательно быть верующим, чтобы посещать такие места. В православных монастырях и храмах сосредоточена вся история и культура нашей страны. И это тоже хороший повод, чтобы приехать сюда хотя бы на пару дней.

Поиск отеля в этом городе

Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2

Женская община «Отрада и Утешение», Вознесенская Давидова пустынь, Серпуховской Высоцкий мужской монастырь, Серпуховский Введенский Владычний монастырь, Серпуховский Распятский монастырь, Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.

ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА «ОТРАДА И УТЕШЕНИЕ»

Женская Община Отрада и Утешение

Расположена в поселке Добрыниха, в двух километрах от села Щеглятьево, близ города Чехова. Основана графиней М.В. Орловой-Давыдовой и ее матерью О.И. Орловой-Давыдовой на территории их имения. В 1898 г. община получила официальный статус. На устроение и содержание общины графинями было пожертвовано 103 десятины земли с постройками и лесом и капитал в 200 тыс. руб., из них 600 руб. назначалось на содержание священника.

Еще в 1893 г. здесь был освящен храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Второй храм — во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Всех Святых, возведенный по проекту арх. С.У. Соловьева, был освящен московским митр. Владимиром 22 авг. 1904 г.

Общину возглавила сама Мария Владимировна Орлова-Давыдова, в 1902 г. принявшая постриг с именем Магдалина. К этому времени относится описание общины: «на месте ранее глухого леса сейчас красуется прекрасный общинский обширный дом с храмом во имя иконы Богоматери, именуемой «Отрада и Утешение». Близ этого дома, как бы детеныши, ютятся: церковно- приходская школа для девочек, приют для сироток малолетних, приют для пристарелых женщин, рукодельная, больница; далее- строения для причта, гостиница, водокачка и службы. Венцом же человеческого творчества в этой местности вот уже второй год является величественный пятиглавый собор… сейчас он отделан только еще вчерне и ждет внутренней своей отделки. Глубокая мысль вложена строителями в означенное здание. Низ собора во внутренней своей части темен; свет дневной падает в него сверху. Такая особенность архитектуры наводит на мысль, что наша греховность, наша загрязненная душа, лежащая долу, присутствуя в сем храме, невольно должна будет искать себе просветления горе…».

Предположительно, около 1917 г. в общине был освящен третий больничный храм во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме.

В начале 30-х гг. монастырь был закрыт. С 1938 г. здесь разместилась Московская городская психиатрическая больница.

В 1991 г. здесь была создана православная община, а на Рождество 1992 г. состоялось первое богослужение. Ныне службы совершаются в домовом храме «Отрада и Утешение» (приход на территории больницы), Успенский храм реставрируется.

Настоятель храма – иеромонах Антоний (Семкин).

Храмы:

  1. в честь ик. Божией Матери «Отрада и Утешение»(1893 г.)
  2. Успенский с приделом во имя Всех Святых (1904 г.)
  3. больничный во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме

Проезд:

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Вознесенская Давидова Пустынь

Расположена на высоком правом берегу р. Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости. Она основана 31 мая 1515 г. прп. Давидом, происходившим, согласно преданию, из рода князей Вяземских и носившим в миру имя Даниил.

Даниил родился в начале 50-х гг. XV в., а в начале 70-х гг. поступил в Боровский Пафнутьев монастырь, где принял постриг с именем Давид у основателя обители прп. Пафнутия, после кончины которого прп. Давид вручил себя руководству прп. Иосифа (Санина), будущего основателя Волоцкого монастыря, также постриженника прп. Пафнутия Боровского. Среди сподвижников Давида известны прп. Даниил Переяславский, великий иконописец Дионисий, иеромонах Макарий (Леонтьев), будущий митрополит Московский и всея Руси.

Земли, на которых прп. Давид основал пустынь, принадлежали кн. Василию Стародубскому, куму Василия III. Основание обители призвано было укрепить духовный авторитет Москвы и самодержавной власти. Согласно монастырскому преданию 15 августа 1515 г. обитель посетил прп. Иосиф Волоцкий. Он благословил основание монастыря и, разделив трапезу с прп. Давидом и братией, наставлял и поучал их слову Божию. Знаменательная встреча произошла за три недели до смерти прп. Иосифа. Точная дата преставления прп. Давида неизвестна. В документах упоминаются 19 сентября 1528 г. и 18 октября 1520 г. Многочисленные чудотворения у гроба святого подвижника издревле были известны местным жителям. Уже в монастырском синодике 1608 г. Давид именуется Преподобным.

Вознесенская Давидова Пустынь. Рака с мощами прп. Давида.

Совершенно разоренная в годы Смуты, пустынь в 1657 г. была приписана патр. Никоном к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В 1712 г. ее приписали к Чудову монастырю, а в 1764 г. она стала заштатной. Лишь с конца XVIII в. благосостояние обители стало расти и каменное строительство возобновилось. Складывавшийся в течение столетий архитектурный ансамбль монастыря окончательно сформировался к началу XX века с постройкой величественного собора Всемилостивого Спаса. На монастырской территории были похоронены: выдающийся полководец Д.С.Дохтуров († 1816 г.), представители дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

Давидову пустынь посещали великие церковные иерархи: митр. Платон (Левшин), святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь подолгу жил митр. Владимир (Богоявленский), будущий новомученик Российский. В 1915 г. в Москве и Серпухове широко отмечалось 400-летие монастыря. В это время здесь проживало более 100 монахов.

В 1937 г. пустынь была закрыта, а монахи изгнаны. Последний настоятель архим. Валентин, управлявший обителью 44 года, остался жить в поселке у одной благочестивой женщины, но через некоторое время был убит неизвестными, забравшими тело с собой с целью сокрытия преступления. Вскоре рядом с монастырем забил источник. Его появление связали с мученической кончиной настоятеля и в народе за ним прочно закрепилось название «Валентиновский». Последние десятилетия на территории пустыни обосновался Чеховский механико-технологический техникум, занимающий часть зданий до сих пор.

Вознесенская Давидова Пустынь. Ковчег.

В 1992 г. жителями поселка Новый Быт была образована православная община и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., в первую субботу Великого поста, была совершена первая Божественная Литургия, 1 июня оглашено решение Св. Синода о возобновлении монашеской жизни, а ранее назначенный настоятель иером. Герман (Хапугин) был возведен в игумена обители. 24 мая 1997 г. были обретены св. мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии). Сегодня службы совершаются в Знаменском храме (остальные реставрируются).

Храмы:

  1. соборный — во имя Вознесения Господня (1584 г., 1682 г.)
  2. во имя Успения Божией Матери (1740 г.) — надвратный
  3. во имя Свят. Николая Чудотворца (1804 г.)
  4. во имя Иконы Божией Матери «Знамение» (1865-1870 гг.) — на месте первоначального захоронения Прп. Давида.
  5. соборный — во имя Всемилостивого Спаса (1900 г.)
  6. во имя Всех Святых (1913 г.) — в трапезной

Святыни:

  1. св. мощи прп. Давида (почивают открыто)
  2. часть св. мощей прп. Моисея Угрина
  3. глава Вифлеемского младенца (из 14 000 избиенных от Ирода)
  4. часть св. мощей мч. Евстафия Плакиды, ковчег-мощевик (154 частицы)
  5. частица Гвоздя Господня.

Вознесенская Давидова Пустынь. Источник.

Подворья:

  1. в Серпухове (не сохранилось)
  2. в Москве — с серед. XVII в. на Ордынке, в приходе ц. св. Георгия Победоносца на Всполье (не сохранилось)
  3. в Москве — с 1691 г. у Смоленских (Арбатских) ворот Белого города за ц. свв. Бориса и Глеба (не сохранилось)
  4. в с. Талеж рядом с источником, здесь же храм-часовня во имя прп. Давида (в настоящее время).

Часовни:

  1. на территории монастыря
  2. во имя Всемилостивого Спаса близ Москворецкого моста. Передана пустыни в 1765 г. Закрыта в 1920-е гг. Снесена в 1966 г. при завершении строительства гостиницы «Россия».

Настоятель игумен Герман (Хапугин).

Принимаются паломники (необходимо наличие паспорта).

Адрес: Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт, монастырь «Давидова пустынь».

Проезд:

СЕРПУХОВСКОЙ ВЫСОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь

Основан в 1374 г. серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению прп. Сергия Радонежского. Название монастыря связано с местом, на котором он был устроен — это холм близ слияния рек Оки и Нары, в древности прозванный «Высоким».

Монастырь скоро устроился, число братии стало быстро возрастать и в 1381 г. обитель украсилась большим каменным собором во имя Богоматери, в честь Ее зачатия (первоначально храм был деревянным). Построен же он был в память победы над татарами на Куликовском поле и освящен митр. Киприном. Павшие воины Серпуховского ополчения, составлявшие засадный полк под командованием своего князя Владимира Андреевича, двоюродного брата блг. кн. Димитрия Донского, были погребены в братской могиле в стенах Высоцкого монастыря.

Серпухов являлся южной оборонительной границей Московского княжества и часто подвергался нападениям врагов земли русской. В 1571 г. обитель сильно разрушили татары, а в Смутное время пострадала от шаек поляков и разбойников. Во время правления царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича монастырь процветает, но с сер. XVIII в. благосостояние начинает падать. После введения Екатериной II штатов для монастырей, от него по указу отошли все вотчины и осталось существовать только на государственное содержание, положенное по штату, и на пожертвования верующих. С XIX в. обитель становится очень известной, и к началу XX века — одной из самых благоустроенных во всей России.

С приходом к власти большевиков братии было предложено покинуть монастырь и там расположился полк латышских стрелков. В Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели престарелые монахини, переведенные из соседнего Владычнего монастыря, но после ареста в 1931 г. остававшегося настоятеля, архимандрита Пантелеймона, всех разогнали, монастырь же превратили в тюрьму, где производились массовые расстрелы. После ВОВ помещения обители использовались под жилье и склады. В это время многое было разрушено, лишь начатые реставрационные работы спасли его от полного разрушения.

25 мая 1991 г. принято решение об открытии и возрождении древней обители. Разоренная и оскверненная, она была открыта в среду Светлой Седмицы и вновь началась молитвенная и трудовая жизнь.

Храмы:

  1. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь. 1990-е годы.

    соборный — во имя Зачатия Праведной Анны (сер. XVI в., с северной стороны придел Рождества Пресвятой Богородицы, XVI в., реставрируется, с южной стороны во имя свт. Николая — на первом этаже, на втором — соборная ризница, на третьем — храм в честь прп. Сергия Радонежского, XVI в., освящен 06.09.1996 г.)

  2. во имя Покрова Пресвятой Богородицы с трапезной (XVI в.) с приделом во имя Похвалы Пресвятой Богородицы (1872 г., вновь освящен 9.07.93),
  3. храм в честь свв. Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (1697г., перестраивался в 1878г.) — «как неимеющий исторической и художественной ценности» уничтожен во время реставрации в 1967 г. (находился на месте погребения прп. Афанасия Младшего, где ранее была часовня, ныне здесь крыльцо в русском стиле с маковкой и крестом),
  4. храм свт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в колокольне, второй ярус (1840 г., освящен вновь в 1991 г.),
  5. с восточной стороны, за стенами монастыря храм во имя Всех Святых (1896 г., арх. Р.И. Клейн, иконостас был мраморный, Царские Врата бронзовыми, ныне почти в разрушенном виде, все могилы в усыпальнице были вскрыты и осквернены),
  6. в настоящее время в гостинице строится храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Часовни:

  1. при реке Нара1771 г.(ныне нет),
  2. на Тульском тракте во имя «Иверской» иконы Божией Матери (ныне)

Подворья:

  1. в Москве на Пятницкой ул. (было)
  2. в настоящее время при Спасской церкви на кладбище в Серпухове (Занарское клад.).

у р. Нара, близ монастыря, ископанный прп. Сергием Радонежским (ныне городской отстойник).

Список чудотворной иконы Неупиваемая Чаша. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь.

Святыни:

  1. мощи прп. Афанасия Младшего в Покровском храме
  2. ковчеги с частицами мощей более 200 святых.
  3. чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» (список с иконы, чудесно явленной в соседнем Владычном монастыре)
  4. иконы-мощевики, старинные иконы.

Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта).

Настоятель игумен Кирилл

Адрес: 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь.

Проезд:

СЕРПУХОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

Серпуховский Введенский Владычний Монастырь.

Расположен на правом берегу р. Нара, напротив Высоцкого монастыря. Основан в 1360 г. митр. Алексием по повелению Божией Матери, Которая явилась московскому святителю. Первым настоятелем и строителем мужского монастыря был ученик митрополита, его келейник прп. Варлаам. Он также удостоился чудесного видения. «Видех Ангелы держим монастырь, и Захарию во дверех церковных стояща, и Богородицу с рождшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим и посадив Ю на третией ступени».

Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. В XVI-XVII вв. обитель превратили в крепость, снабдив боевыми орудиями и припасами. В XVIII в. монастырь пережил период упадка; его приписывали то к Высоцкому, то к Заиконоспасскому монастырям. К началу XIX в. древней обители грозило закрытие. Но в 1806 г. по благословению московского митр. Платона Владычний монастырь был обращен в женский, в результате чего к концу века он пришел в цветущее состояние, а количество насельниц возросло до 400.

Особенную память в монастыре оставила блаженная Евфросиния, юродивая Христа ради. Бывшая фрейлина Имп. Екатерины II тайно скрылась из двора и по благословению митр. Платона поселилась во Владычней обители. Неоднократно приезжая в монастырь, свт. Филарет (Дроздов) первым долгом посещал блаженную старицу и беседовал с ней. 3 июня 1855 г. Евфросиния преставилась, имея 120 лет от роду и погребена в приделе церкви село Колюпаново (близ города Алексина).

Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. 2000 г.

В 1869 г. игуменья Владычнего монастыря Митрофания основала в Москве Владычне-Покровскую епархиальную общину сестер милосердия. Община была учреждена при храме Покрова Пресвятой Богородицы с приделами прп. Сергия и св. царевича Димитрия (храм построен в 1619 г.).

В 1867-72 гг. в обители подвизалась прп. Рахиль (1833-1928 гг.). Именно здесь она была пострижена в рясофор свт. Филаретом.

В 1878 г. в монастыре явилась икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которая имеет особую благодать исцеления от недуга пьянства и других вредных привычек.

Вскоре после революции монастырь был закрыт. В 1919 г. здесь разместилась школа «красных военлетов», а сестрам пришлось покинуть обитель. Богослужение во Введенском соборе совершалось до 1928 г. Военное училище находилось здесь до 1978 г. Последующие семнадцать лет монастырь оставался бесхозным, местные жители разбирали его по кирпичикам на свои нужды.

В мае 1995 г. превратившуюся в руины обитель передали Церкви. Здесь возрожден женский монастырь. 18 мая 2000 г. восстановлено почитание в лике местночтимых святых прп. Варлаам (место его захоронения около Введенского собора).

Храмы:

  1. Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. рисунок.

    соборный — во имя Введения Пресвятой Богородицы (нач. XVI в реставрируется) с приделом во имя св. Филарета Милостивого (1867 г., не сохранился).

  2. во имя вмч. Георгия Победоносца с приделами блгв. царевича Димитрия ((XVII в.), Вознесения Господня (1819, действующий), свт. Николая Чудотворца (1840 г., реставрируется)
  3. во имя мч. Феодота Анкирского (1599 г., в 1834 г. переосвящен в честь Спаса Нерукотворного) — над Св. вратами
  4. во имя свт. Алексия (XVII в., отреставрирован и освящен в 1995 г.)

Святыни:

  1. список с чуд. иконы Введения Богородицы во Святая Святых (подлинник в музее, откуда выдается в монастырь на престольный праздник 4 декабря);
  2. икона мч. Иоанна Воина (список с утраченной чуд. иконы XIV в.);
  3. икона вмч. Георгия Победоносца (список с чуд. иконы XIV в., местонахождение которой неизвестно. При угрозе нападения на обитель перед иконой сама собой возжигалась свеча);
  4. икона свят. Николая Чудотворца (список с иконы, чудесно явленной в хлебопекарне);
  5. чуд. икона блгв. царевича Димитрия (подарена царем Василием Шуйским в 1607 г., находится в музее; на день принесения, 5 июля, и на престольные праздники выдается в монастырь. (Зафиксированы случаи исцеления от зубной боли перед фотографией с подлинной иконы);
  6. чудотворный список с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (ик.-подлинник чудесно явлена в 1878 г., местонахождение неизвестно) — помогает в исцелении от пьянства, наркомании, курения, а также в жилищных трудностях;
  7. Крест-Голгофа, с июня 1999 г. регулярно мироточит, зафиксировано мироточение ик. Божией Матери «Всецарица» и еще восьми икон (осень 2000 г.)
  1. на территории монастыря (закопан, место неизвестно);
  2. в с.Дракино при ц. свв. Бориса и Глеба (иссякший в советские годы, он вновь забил после возобновления храма)
  3. 14 ключей близ монастыря

Часовни:

Подворья:

  1. в Москве на Татарской ул., при ц. вмц. Параскевы Пятницы в Проще (не сохранилось; ныне здесь вестибюль ст. м. Новокузнецкая)
  2. в Москве на углу Зацепского вала и Строченовского пер. (не сохранилось)
  3. в дер. Дракино (бывшее с. Тишково) при ц. свв. Бориса и Глеба (1684 г., в 1882 г. храм был перестроен: возведены симметричные приделы и трапезная). Дер. Дракино стоит на месте бывшего г. Лобынска (1146 г.), разоренного в годы монголо-татарских нашествий.

Настоятельница игумения Алексия (Петрова).

Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта).

Проезд:

СЕРПУХОВСКИЙ РАСПЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

Серпуховский Распятский Монастырь.

Первоначально здесь, на пересечении Тульской дороги с р. Нарой стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. В 1695 г. по жалованной грамоте патриарха Адриана был открыт Новорождественский девичий монастырь, позже переименованный в Распятский. В 1701 г. в обители подвизалось 25 стариц, стояла деревянная церковь с «шатровыми главами» и двумя престолами: Рождества Христова и св. Иоанна Предтечи.

Серпуховский Распятский Монастырь. Колокольня.

По устному преданию, существующий ныне собор во имя Распятия Господня возведен в 1719 г. тщанием княжны Назареты Матвеевны Гагариной. Она была дочерью сибирского губернатора М.П. Гагарина, казненного в Петербурге в 1721 г. «за многие провинности».

Посвящение престола Распятию Господню очень редко, но не уникально (к примеру, храм в первом ярусе колокольни Успенского девичьего монастыря в г. Александрове Владимирской обл.).

Монастырь был упразднен в 1764 г. Храмы закрыты в 30-е гг. ХХ в. Ныне на территории бывшего монастыря расположено Серпуховское медицинское училище.

Адрес: 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь.

Проезд:

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ БЕЛОПЕСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
(ранее мужской, ныне возобновлён как женский монастырь)

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

Основан около 1498 г. игум. Владимиром на месте, называемом Белые Пески (близ г. Кашира, на другом берегу р. Оки). Согласно монастырскому преданию еще прп. Сергий Радонежский, направляясь из Серпухова в Коломну, проходил через Белые Пески. Водрузив здесь крест, он благословил это место и сказал: «Быть тут монастырю». В 1380 г. на этом месте останавливались русские полки, идущие в Коломну — пункт сбора войск перед Куликовской битвой.

Прп. Владимир был иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. Основав обитель на важнейшем южном рубеже государства, он получил самую широкую поддержку Ивана Ш и Василия Ш. Московские государи были заинтересованы в укреплении южных границ, поэтому небольшая пустынь превращается в монастырь-крепость.

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

В 1520 г. в обители подвизался известный в то время старец Феодосий (Ковеля). В 1564 г. был заложен Троицкий собор, а к 1578 г. почти все монастырские строения были уже каменными.

В XVI в. обитель не раз подвергалась нападению крымских татар. В Смутное время монастырь был разорен и запустел. Границы государства в XVII в. отодвигаются все дальше к югу и монастырь теряет свое оборонное значение. В 1681 г. по указу Феодора Алексеевича монастырь перешел в ведение Коломенского архиерейского дома. Указом Петра I обитель была приписана к Троице-Сергиеву монастырю, а с 1764 по 1800 гг. она вновь во владении Коломенских архиереев. С XIX в. монастырь обрел самостоятельность, но числился заштатным. В XIX в. окончательно формируется архитектурный ансамбль монастыря, в обители ремонтируются старые и возводятся новые храмы.

Перед революцией в монастыре проживало 50 насельников. По рассказам очевидцев, в 1918 г. монахов вывели из Св. ворот и расстреляли у восточной стены. В 20-е гг. здания обители были переданы музею, но богослужение еще совершалось иером. Киприаном, чудом оставшимся в живых.

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь.

В середине 30-х гг. в келейных корпусах устроили общежитие для рабочих (затем заключенных), строивших мост через Оку.

Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе, и в нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса ген. П.А. Белова, а поблизости разместился дивизион первых «катюш». 16/29 н. ст. ноября, в день, который, согласно летописи, считается днем рождения обители, было остановлено наступление немецких танковых частей, разбитых здесь и отброшенных от Москвы на многие километры.

В послевоенные годы некоторые здания использовались под склады, остальные пустовали и постепенно разрушались. В конце 80-х гг. монастырь начали реставрировать, в 1993 г. в неделю жен-мироносиц он возобновлен, как женский.

Настоятельница игумения Мария (Баранова).

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь. Троицкий собор.

Храмы:

Подворье:

Древнее село Голочелово упоминается как «Маковец» еще в грамотах князей Ивана Калиты и Димитрия Донского. В XVIII в. здесь усердием помещиков Бутурлина и Татищева были выстроены два храма: Троицкий и Никольский. Однако, в 1872 г. обветшавшую Троицкую церковь разобрали, употребив кирпич на колокольню Никольской церкви. При этом Никольский храм переосвятили как Троицкий, пристроив к нему придел свт. Николая Чудотворца.

После ВОВ в храм пришел служить о. Сергий Минервин, бывший военный. Много лет отдал он этому отдаленному приходу, а скончался 28 января 1979 г. во время службы, в последнем поклоне перед Всевышним. Похоронен о. Сергий возле храма.

Из-за удаления от больших дорог, храм нередко становился объектом ограбления. Вместо похищенного Иерусалимского образа, ныне в храме поставлен образ Богоматери Троеручицы.

Церковная жизнь в селе никогда не замирала, но приход был очень мал. К 1993 г. в селе остался один коренной житель. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия приход определили в качестве подворья Белопесоцкого монастыря. Подворье считается монастырским скитом и устав здесь строже, чем в самой обители. На посещение больших праздников, даже на ночные службы, местная администрация выделяет автобусы для окрестных жителей и паломников.

Проезд до подворья:

Свято-Троицкий Белопесоцкий Монастырь. Источник.

Сергиевский, около ж.д. ст. Акри (был изведен ударом посоха о землю самим прп. Сергием на сухом месте).

Святыни:

  1. икона Утоли моя печали — чудотворная (находится в Тихвинском храме г. Ступино)
  2. ковчег с частицами св. мощей
  3. икона-мощевик и другие иконы.

Адрес: 142800 Россия, Московская обл., г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь.

Проезд: Ст. Акри Павелецкой ж.д., далее автобус до Крутышки (ост. «Монастырь»).

Серпуховской Введенский Владычний женский монастырь
Епархиальный женский монастырь

Сведения о Введенском соборе
(из исторического описания В.А.Рождественского)

Первоначальный храм обители, упомянутый в летописи, построен был по особенному указанию свыше, во имя Пресвятой Богородицы, в честь преславного Ее Введения во храм. Так повествуется об этом в летописи: преподобный Варлаам, когда был напутствован святителем Алексием на сооружение монастыря, пал на землю без чувств («пад издше»), и в этом состоянии увидел в видении «Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща, и Богородицу с родшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим, и посадив Ю на третей степени». Преп. Варлаам, дотоле сильно смущавшийся мыслию о своем недостоинстве и немощи исполнить надлежащим образом важное поручение своего святителя, недоумевавший, как будет он сограждать храм и обитель «подобающие имени Владычицы Небесной, купно же и памяти Архипастыря», этим видением, без сомнения, не только был утешен, ободрен и укреплен, но из него он должен был уразуметь, что Богоматерь Сама благословляет его устроить храм и обитель, и именно в честь Введения Ее во храм. Видение показало строителю, что даже Ангелы буду помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же выну, как некогда пребывала в храме Иерусалимском, в который введена была своими родителями. «Монастырь наречется Владычний, говорил сам преп. Варлаам, занеже Владычицу видех, и Тоя бысть промыслом». С благоговейным трепетом хранил в сердце своем это видение смиренный Варлаам в продолжение всей своей жизни, и самого Святителя своего просил не испытывать о нем до самой смерти: «молютися, да не нудиши мя поведати, дондеже до смерти, при смерти бо повем». А потом и в самые предсмертные минуты отрекся «поведать о видении словом, занеже страшно бе». Поелику же, по старости своей, он уже потерял зрение, то, чтобы не осталось видение неизвестным для последующих родов, чудесным образом получил он прозрение, и озаренный «светом велиим», поведал видение «чернилом и тростию на хартии», которые принесены были диаконом Святителя. И память о явлении Богоматери преп. Варлааму не угасла со смертию его. По завещанию Преподобного, «повелевшаго писание то блюсти в память имени его», с благоговейною любовию передавалось оно из рода в род, в продолжении пяти веков, и без сомнения великим утешением, назиданием и поощрением к преспеянию в иноческих подвигах всегда служило для молящихся в храме и подвизающихся в обители.

Первоначально преп. Варлаамом построен был храм деревянный. Но, в скором времени, особенное желание святителя Алексия устроить благолепнейший храм во славу Богоматери и, может быть, богатые его приношения подвигли преп. Варлаама на новый труд — сооружение каменного храма, который в 1362 г., как сказано в летописи, был уже «составлен». Существующий ныне в обители, каменный соборный храм должен быть тот самый, который соорудил преп. Варлаам и освятил сам святитель Алексий. Архитектура этого древнего здания представляет характер XIV века. Конечно, пятивековое существование не могло не преобразить внешнего вида храма, — так, по ветхости, изменены на нем главы; по нуждам церкви в разные времена, как видим ниже, сделаны к нему пристройки с трех сторон. Но капитальное устройство собора и внутренний его вид сохранились почти неизменными. Он имеет вид квадрата, сложен из крупного кирпича, снаружи облицован белым камнем; слои широких стен скреплены железными связями. Предание говорит, что белый камень на сооружение храма сего брали неподалеку от монастыря, на поемных лугах, принадлежащих ныне градскому обществу, из того места, где в последствии образовалось небольшое озеро, именуемое доселе «Каменным». Во внутренности храма — два опорных четырехгранных столба, соединенных вверху аркою; подобные же арки перекинуты от столбов и ко всем четырем стенам (в числе их и к предалтарной — каменной). Под арками протянуты перекрестные связи. По углам собора, вверху, равным образом в основании фонаря и в алтаре, устроено до 20 голосников. Фонарь — сквозной, в два яруса, в каждом особые окна; нижний ярус его шире верхнего, и потому снаружи имеет вверху полукруглый скат, покрытый железом. Подобный же вид снаружи имеют и прочие (четыре) главы. Стены собора, снаружи, посреди обведены двойным поясом из белого камня; у всех трех входных дверей архивольты — также из белого камня. Св. алтарь, возвышаясь от помоста церковного на две ступени, разделен капитальными стенами на три части, которые выдаются к востоку полукружиями; между сими полукружиями снаружи вставлены плоские полуколонки из белого камня. На горнем месте, в окне, устроено каменное седалище, в роде архиерейского, как видно, современное основанию собора. На нем, вероятно, восседал некогда сам основатель обители, освящавший храм, святитель Алексий. В алтарной стене, близ южных дверей, устроена небольшая палатка (в 3 и 11/2 арш.), вероятно, та «соборная кладовая», в которой, по сказанию монастырских описей, хранились расходные книги, деньги и др.

Предалтарный иконостас — недавний; первоначального стенного писания не осталось и следов; но святые иконы в иконостасе сохранились все древние, восходящие к XIV столетию. Нынешний иконостас состоит из четырех поясов. На царских дверях поставлены древние иконы четырех Евангелистов с изображениями символов: у Матфея — человека, у Марка — орла, у Луки — тельца, у Иоанна — льва, все символы красного цвета, с крыльями и с Евангелиями; над Евангелистами — Благовещение Пресвятой Богородицы. Местные иконы следующие: Господа Вседержителя, с предстоящими, мерою 2 арш. 3 вершк., в ширину 1 арш. 8 верш.; храмовая икона Введения Богоматери (о ней будет сказано ниже); Живоначальной Троицы, в виде трех Ангелов, записанная в описи 1649 г., мерою 1 арш. 131/2 верш., шир. 1 арш. 8 верш.; Смоленская икона Богоматери, мерою 1 арш. 111/2 верш., шир. 1 арш. 31/2 верш. Все местные иконы в серебряном вызолоченном окладе, с такими же венцами, украшенными разноцветными камнями; оклад и украшения на трех из них (кроме храмовой) устроены в одинаковом виде в недавнее время благотворителями, Серпуховскими купцами Андроником и Феодором Андреевыми Солодовниковыми. Во втором поясе: над царскими дверьми — складень; по сторонам иконы двунадесятых праздников, именно: к северной стороне — Пресвятой Троицы, в виде трех Ангелов, Воскресения Христова, Входа в Иерусалим и Воскресения Лазаря; к южной: Вознесения Господня, Преображения, Благовещения и Успения Богоматери, — все мерою в 1 арш., шир. 12 верш. В третьем поясе, в середине — Господа Вседержителя, седящего на престоле с Евангелием, раскрытым на словах: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, — мерою 21/4 арш., шириною 2 арш.; по сторонам, в особых рамках, предстоящие — Богоматерь и Иоанн Предтеча; за иконою Богоматери иконы: Архангела Михаила, Ап. Петра и Василия Великого; за иконою Предтечи: Архангела Гавриила, Ап. Павла и Николая Чудотворца, — все мерою 21/4 арш., шириною 12 верш. В четвертом поясе, в середине — Печерская икона Богоматери, мерою 2 арш. шир. 11/4 арш., к северной стороне: прор. Давида, со свитком: Рече не отверзаите пророчество мое збудется; прор. Илии — Ревнуя поревнова по Господе Бозе Вседержителе; прор. Моисея — Купину тя видех в Синии приближшуся; прор. Иакова — Виде лествицу утвержену на земли ежи; к южной стороне: царя Соломона — Премудрость ……. храм и утверди; прор. Иеремии — Се Бог наш не вменится инии; прор. Даниила — Виде гору от неяже отсечеся камень; прор. Ионы — Возопих в печали моей ко Господу Богу моему — все мерою 2 арш. в шир. 14 вершков.

Первоначально храм сей, думать надобно, не имел трапезы (притвора). При входе в настоящий храм, доселе уцелела железная цепь большого размера — от одного простенка до другого, которою закладывалась дверь, и самая дверь устроена одинаково с наружными боковыми дверьми, створчатая, с большим внутренним замком и запором, ясно видно, что этот вход в начале был внешний. К таковому заключению приводит и то, что строитель храма преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». Могила его находится близ самого входа в соборный настоящий храм, где, вероятно, была сначала паперть, замененная после трапезою. Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя дабы всегда зрел церковь Пр. Богородицы». Видно, усердный храмоздатель при жизни своей положивший столько забот и труда, чтобы соорудить храм во славу Богоматери, какой Ей благоугоден, и до смерти своей никогда не оскудевал усердием быть ближе к сему храму, когда и по смерти желал непрестанно зреть красоту его, быть стражем входов и исходов его, быть молитвенником о молящихся в храме, равно как и всем молящимся напоминать о молитвенном поминовении храмоздателя. Над могилою преп. Варлаама устроено издревле каменное надгробие, на котором высечена вязью следующая надпись: «Лета 6885 мая в 5 день, преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель, инок Варлаам, келейник святителя Алексия Митрополита, погребен на сем месте».

Первою пристройкою к соборному храму, изменившею первоначальный его вид, была трапеза. Хотя храм и успел принять в свою паперть храмоздателя, но эта паперть существовала не долго. Летопись, сливая время построения храма и трапезы, то и другое приписывает святителю Алексию. И самое устройство трапезы показывает признаки весьма древнего построения.
При входе в собор устроена с давних времен паперть. Прежде она была деревянная, но в 1752 г. устроена каменная.

С южной стороны с давних же времен пристроена другая паперть и ризница, — каменные. Ныне существующая ризница построена в 1849 г. на месте прежней, которая была гораздо меньше.

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря – один из красивейших храмов Подмосковья XVI века. Традиционный крестово-купольный храм имеет архитектурные особенности. Для интерьера, а значит и для росписи некоторые существенны. Центральный барабан не переходит через паруса к углам четырех столбов, а «врезается» в западную половину центрального свода и классические паруса — только западные, а на востоке парусовидные формы несколько короче. Далее на восток центральный свод переходит в стену, отделяющую алтарь от центральной части храма, полностью закрытую иконостасом. Пятикупольный собор имеет только главный световой барабан купола. Боковые купола – декоративные и никак не отражаются на интерьере храма. Пространство главной части алтаря полностью отделено от жертвенника и диаконника и соединяется с ними только небольшими проходами. На западной стене сейчас почти на всю ширину храма расположены хоры.

Программа росписи собор разрабатывалась с учетом системы росписи храмов Палеологовского (Поздневизантийского) искусства (XIII – XV века) и русских росписей XIV – XVI веков. Программа росписи начинала разрабатываться насельницами монастыря — иконописцами. Далее к составлению программы подключился выпускник Иконописной школы при Московской Духовной Академии 2008 года Павел Васильевич Громов, который консультировался с заведующим Иконописной школы при Московской Духовной Академии доцентом архимандритом Лукой.

При разработке программы алтаря главным ориентиром для росписи была выбрана стилистика фресок сербских храмов XIV века. Когда иконописцы перешли писать росписи основной части храма, то стали, в первую очередь, ориентироваться на росписи новгородского храма Рождества на Красном поле (на кладбище) конца XIV века, выполненные балканскими мастерами. Они не значительно отличаются от балканских росписей, но более «русские».