Сердце чистое

Что такое чистое сердце?

5 марта 2009 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Его Святейшеству сослужил наместник обители епископ Сергиево-Посадский Феогност.

По окончании богослужения, за которым пел объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ под управлением архимандрита Матфея (Мормыля), Первосвятитель Русской Церкви обратился к молящимся со словами проповеди: «На пути духовной жизни, к которому призывает нас Церковь и святоотеческое наследие, мы должны научиться образовывать свой ум, свою волю и свое сердце. Ум образовывается для того, чтобы изгнать из него помыслы, ибо с помыслов начинается грех. Воля же образовывается для того, чтобы в ней запечатлелись добродетели. Но, может быть, самым важным является образование сердца человека, потому что в нем сосредотачивается духовная жизнь. Целью воспитания человеческого сердца является его чистота, ибо блаженны чистые сердцем, они Бога узрят (см. Мф. 5. 8)».

«Размышляя на тему чистоты сердца, святой Симеон Новый Богослов говорил: «Чистое сердце – это сердце, не подверженное воздействию помыслов. Чистое сердце – это сердце, свободное от страстей». Исаак Сирин утверждает, что чистое сердце не подвластно страстям. Он учит, что именно в чистоте сердца является нам первозданная красота человеческой природы. Тот же Симеон Новый Богослов, рассуждая о чистоте сердца, отмечал, что в чистоте сердца проявляются добродетели – не одна, не две, не три, не десять, а все добродетели вместе, как одна», – сказал далее Его Святейшество и привел слова праведного Иоанна Кронштадского, который причислял к добродетелям незлобие, кротость, смирение, доброту.

«Чистота сердца – это вершина духовной жизни человека. И нельзя овладеть этой вершиной, пока не воспитан разум и не воспитана воля. Вот почему святые отцы и предлагают начинать путь духовного возрождения с контроля над помыслами, после чего воспитывать волю и уже затем приближаться к образованию своего сердца», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

В деле формирования сердечной чистоты существуют разные рубежи и стадии, но важной задачей аскетической жизни является контроль над воздействием человеческих чувств, отметил Святейший Владыка. «Чувств просвети простую пятерицу – молимся мы Господу, ибо человеческие чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – являются проводниками, соединяющими человеческий мир с нашим сердцем. Если проводники затемнены, если связи порушены, то тогда сердце человеческое не может воспринимать доброе воздействие, а дурные влияния на человека усугубляются помрачением человеческих чувств», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Красота Божия способна воспитать наши чувства, – продолжил Его Святейшество. – Неслучайно наш великий писатель Ф.М.Достоевский говорил о том, что красота спасет мир. Именно красота способна изменить и преобразовать человеческие чувства. Для верующего человека, для человека церковного самым лучшим способом воздействовать на свои чувства является жизнь в соответствии с церковным уставом, ибо богослужения, освящающие часы суток, освящающие дни недели и месяцы, освящающие годы жизни, способны влиять на все наши чувства: и на зрение, и на вкус, и на обоняние, и на осязание, и на слух».

Об этом свидетельствует история человеческой культуры: выдающиеся поэты и музыканты всегда работали для созидания церковной красоты; превосходные архитекторы строили храмы, великие иконописцы и художники писали дивные иконы, привел пример Святейший Владыка, добавив, что весь строй богослужебной жизни формировался таким образом, чтобы человек со своей простой пятерицей чувств мог в него погрузиться и через это, воспитывая свое чувственное начало, вкусить и впитать красоту Божия творения.

Отметив, что те люди, чьи чувства исполнены Божией красотой, способны распознать безобразие своих помыслов и злых дел, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Красота, запечатленная в сердце, в чувствах, является великим мерилом правды и помогает нам воспитать свое сердце, обрести чистоту сердца, совокупность всех добродетелей и высоту совершенства».

Однако достичь этих высоких целей сразу невозможно, подчеркнул Предстоятель Русской Церкви: «Нужно постепенно и последовательно восходить от ступени к ступени, образуя разум и волю, воздействуя на свои чувства, ведь в аскетическом делании нет мелочей — любая мелочь может как бы выстрелить помыслом и грехом, дурным делом и злым поступком. Вот почему святые отцы, размышляя над путями духовной жизни, говорили о необходимости заключения сознания в сердце, о необходимости средоточения своего ума на внутренней духовной жизни».

«Устав Церкви предполагает особые чинопоследования в течение всей Святой Четыредесятницы – продолжительные службы, долгие молитвы. И предлагается эта дисциплина молитвы нам для того, чтобы через некоторые трудности, самоограничение и жертву, превозмогая усталость, и, может быть, иногда даже раздражение, мы постепенно отдавались этому потоку Божией красоты и Божией благодати», – сказал Святейший Владыка, добавив: «Явление сей красоты и благодати способно содействовать нашему духовному росту и восхождению по ступеням совершенства».

В заключение Его Святейшество пожелал богомольцам провести дни Великого поста спасительно – в молитвах, в богослужениях, в воздержании от скоромной пищи, в хранении мыслей и ума от помыслов. «Да поможет Господь нам выработать навыки добродетели и содействовать формированию светлых, чистых и возвышенных чувств, от состояния которых во многом зависит чистота нашего сердца», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Служба коммуникации ОВЦС

Перевод статьи с английского осуществлен для проекта «Египтопедия». Данный текст является авторской собственностью. Если Вы хотите разместить данную статью у себя на сайте, просьба разместить активную ссылку на сайт «Egyptopedia.info»

Мастаба фараона Шепсескафа

астаба (др.-егип. «pr-djt», т.е. «дом для вечности» или «вечный дом») — вид гробницы в Древнем Египте, имеющая форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которой покрывались рельефами и росписями. Здесь были захоронены многие выдающиеся египтяне периодов Раннего и Древнего царств. Мастабы строились из камня или каменных блоков. Сырье для изготовления блоков добывалось из реки Нил. В эпоху Древнего Царства в качестве гробниц для фараонов на смегу мастабам пришли пирамиды. Однако захоронения других египтян в мастабах продолжались еще более тысячи лет.

1. История возникновения

Древние египтяне очень веровали в загробную жизнь. Они считали, что душа и дальше способна жить, если тело не было связано с мирскими грехами, например, коррупцией или грабежом. Поэтому египтяне с древних времен начали экспериментировать и разрабатывать технологию мумификации. Загробная жизнь постоянно была в центре внимания египетской цивилизации и господствовала в каждом аспекте древнеегипетского общества. Ее проявления отобразились также и в архитектуре. В первую очередь, было потрачено огромное количество времени, денег и человеческих ресурсов для сооружения гробниц.

Начиная с додинастической эпохи и продолжаясь во времена поздних династий, древние египтяне стремились разработать технологию сохранения умерших тел. Изначально они хоронили усопших в вырытой могиле. Когда яма была готова, они клали на ее дно коврик, а затем и тело усопшего. Но вскоре египтяне начинают использовать другие методы захоронения для того, чтобы наилучшим способом сохранить тело от многих внешних факторов, которые могли причинить ему вред. Первой гробницей, построенной египтянами для этих целей, являлась мастаба.

Тем не менее, простой египтянин не мог себе позволить постройку такого сооружения, и только высокопоставленные чиновники и представители царской семьи были похоронены в подобных гробницах. Мастабы были сконструированы с целью сохранения тела усопшего и обеспечения ему загробной жизни. Однако внутри гробниц останки человека не контактировали с сухим песком пустыни, следовательно, не могла произойти естественная мумификация тела, привычная для жаркого местного климата. Поэтому древнеегипетским жрецам пришлось разработать целую систему искусственной мумификации для того, чтобы сохранить человеческие останки после смерти.

2. Конструкция мастабы

Внутренняя структура мастабы

Слово «мастаба» происходит от арабского слова, в буквальном переводе обозначающего «грязную скамью». Гробницы назвали так, вероятно, потому, что, если смотреть с дальнего расстояния, мастаба напоминает форму скамьи. Предполагается, что египтяне позаимствовали идею конструкции строения из Древней Месопотамии, поскольку аналогичная форма гробницы возводилась и там.

Наземная часть мастабы была прямоугольной формы с небольшим наклоном. Ее длина превышала ширину в четыре раза, а высота строения поднималась до 30 футов вверх. Мастабу строили по направлению с севера на юг. Расположение гробницы имело огромное значение для египтян. Они верили, что именно такое размещение дает им доступ к загробному царству. В наземной части гробницы располагалось маленькое святилище с ложными дверьми, куда священники и члены семьи приносили еду и другие вещи для поддержания души усопшего. Египтяне верили, что за душой нужно ухаживать, чтобы человек продолжал свое благополучное существование и в загробной жизни. В стенах святилища имелись небольшие отверстия, которые однако не были предназначены для просмотра статуи умершего, которая там находилась. Скорее всего, отверстия были предусмотрены для аромата от ладана, который просачивался сквозь них, а также для ритуальных заклинаний, которые могла «слышать» статуя.

В подземной части гробницы располагалась погребальная камера, которая была облицована камнем или кирпичом. В более ранний период внешние стены мастабы также сооружались из кирпича, который изготавливали из высушенных на солнце ила и грязи реки Нил. Позднее, даже в то время, когда более прочные материалы вошли в обиход, кирпич из нильского ила продолжал широко использоваться при постройке важных монументальных сооружений.

Погребальная камера, где хранилось тело усопшего, располагалась на порядок глубже центрального входа. Также имелась вторая скрытая камера, называвшаяся «сердаб», что с персидского языка дословно переводиться как «подвал». Эта камера использовалась для хранения всего, что могло быть важным в загробной жизни, а именно: пиво, крупы, зерно, одежда и другие ценные предметы. В мастабе была также молельня со статуей покойного. Статуя замуровывалась в каменной кладке. Высоко в стенах сердаба были сделаны отверстия, через которые, согласно верованиям древних египтян, душа, покинув тело, должна была вернуться в него позже, иначе ей не суждено было существовать в загробной жизни.

3. Архитектурная эволюция

Остатки мастабы в Гизе

Самые ранние, известные человечеству, построенные мастабы расположены в некрополе поселения Саккара. Как полагают многие египтологи, их прародительницами являлись, гробницы Первой династии из некрополя Тархан возле Фаюма, которые представляли собой вырытую яму с верхним покрытием из кирпича. В отличие от могильных насыпей Додинастического периода, мастабы считаются более улучшенными погребальными сооружениями. Между додинастическими могилами и ранними мастабами были и другие различия, заключавшиеся, в основном, в предметах, что были погребены вместе с телом. Первые мастабы представляли собой небольшую продолговатую постройку, в середине которой находились две небольших площадки, а основное святилище располагалось снаружи.

Во времена I-й Династии египтяне использовали для постройки необработанный кирпич. Кирпич укладывали по египетскому методу, который начал интенсивно использоваться после того, как фараон Менес вступил на престол. Этот метод защищал сооружение намного эффективнее. Строители обмуровывали кирпич и дополнительно укрепляли деревянными перекрытиями, что делало стены гробницы более прочными. Снаружи стены мастабы были почти прямыми и вертикальными с небольшим углом наклона в 5 градусов.

Позднее богатые египтяне начали сооружать для себя так называемые «многоуровневые» мастабы, представляющие собой добавленные слои кирпичной кладки поверх основного строения. Примером такой мастабы была гробница царицы Нейтхотеп, жены Менеса, однако до наших дней строение не сохранилось, так как полностью погребено под песками пустыни. Принцип постройки многоуровневой мастабы постепенно приводит древнеегипетских строителей к созданию ступенчатой формы пирамиды, ярким примером которой является пирамида фараона Джосера.

Первая ступенчатая пирамида была сконструирована для фараона Джосера, который изначально планировал делать из нее традиционную мастабу, однако уже на 19-м году своего правления возвел первую каменную 6-ступенчатую пирамиду, которая по праву считалась крупнейшим для своего времени каменным архитектурным сооружением. Пирамида Джосера была окружена 30-футовой стеной, образовывая огромный двор, посреди которого находились молельни, храмы и святилища. Вся территория комплекса занимала приблизительно 40 акров. Сама же погребальная камера фараона была скрыта в лабиринтах туннелей глубоко под землей.

Позднее пирамида Джосера окажет огромное влияние на дальнейшее строительство царских усыпальниц, когда основатель IV-ой династии, фараон Снофру, начнет строительство своей гробницы в Мейдуме. Здешняя пирамида отличалась от предыдущих пирамид своей нестандартной формой. Известно, что это первая пирамида, в которой погребальная камера находилась над землей. Целью такого шага со стороны строителей пирамид стало размещение тела фараона поближе к богу солнца Ра. Пирамида в Мейдуме имеет еще одну особенность, которая заключается в дугообразных стенах помещения, где покоилось тело усопшего. Тем не менее, при строительстве пирамиды были допущены множественные ошибки, и, не имея достаточной внутренней опоры, часть ее постепенно обрушилась.

Внутренний интерьер мастабы Иду в Гизе

Видимо, осознав допущенные при строительстве погрешности, фараон Снофру покидает пирамиду в Мейдуме и перемещается в Дахшур, где были предприняты попытки построить вторую гробницу. Внутри пирамиды находились две погребальные камеры, каждая из которых имела отдельный вход. При строительстве гробницы, по-видимому, были снова допущены ошибки с углом наклона ее граней, поэтому примерно посередине строения они резко ломаются под более мягким углом до самой вершины. Из-за этого пирамида в Дахшуре получила название «Ломаная пирамида». Несмотря на это, данное строение является первой, известной на сегодня, попыткой возвести классическую пирамиду.

Благодаря приобретенному опыту, Снофру приказывает построить для себя третью пирамиду и в этот же период достраивает оставленную ранее пирамиду в Мейдуме. Третья — северная — мирамиды получила название «Красной пирамиды» и имеет внутри также две погребальных камеры. Из всех трех гробниц фараона Снофру никто до сих пор не знает, в которой из них он был погребен наверняка. Считается, что он был похоронен в последней, «Красной», пирамиде, которая представляла собой первый образец «правильной» пирамиды, этим самым предоставив шаблон для строительства гробниц будущи поколениям египетских фараонов.

Чистота духовная паче телесной.

От чиста сердца чисто зрят очи.

Пословица

Духовная чистота как качество личности – способность воспринимать и взаимодействовать с окружающим миром напрямую, посредством души, не закрытой и блокированной ложным эго, ненасытными чувствами и хаотичным, эгоистичным умом.

Человек – это духовная сущность. Многие отождествляют себя с телом, не понимая, что тело всего лишь временная грубая оболочка души. Помимо грубой оболочки, душа покрыта оболочкой тонкого тела. Это, прежде всего, ум, разум и ложное эго. Сама по себе душа имеет природу счастья, вечности и полного знания. Поэтому душа постоянно генерирует энергию радости, оптимизма, энтузиазма и счастья. Душа всегда чиста, как слеза младенца. Душа, как свет, как Божья искра внутри человека, не бывает плохой и грязной.

Откуда ж тогда берутся преступники, злодеи, завистники, расисты, словом, порочные, невежественные люди, стремительно катящиеся и неизменно попадающие в болото деградации? Раз все люди – родственные души, если в каждом человеке есть представительство Бога – совесть, почему ж на свете столько злых, бессердечных и бездушных особей, почему наплодилось огромное количество людей, лишенных сострадания и милосердия к ближнему? Почему душа с ее энергией любви, радости и счастья не превращает каждого человека в олицетворенное добро, заботливость и порядочность?

Дело в том, что дух и материя не соединяются, не соприкасаются. Грязь материального мира мешает душе проявлять позитивные эмоции счастья. Оболочка тонкого тела – ложное эго, ум, разум, находится вокруг души. Поэтому энергия души порой не может пробиться через эту оболочку, оскверняется и меняет своё качество. Например, свет проходящий через разноцветные стекла, меняет своё качество. Проходя через коричневое стекло, он становится коричневым, через грязные разводы на стекле – серым и тусклым.

Чистые желания души, проходя через оболочку тонкого тела, оскверняются. Например, все знают свойства электричества. Однако использовать его можно по-разному – можно обогревать квартиру, а можно направить для получения холода в холодильнике. Душа хочет любить и заботиться о других людях, но, проходя через фильтры тонкого тела, становится непонятным, что она хочет любить и о ком заботиться. Оскверненная энергия души может превратиться в любовь к деньгам, разврату, пьянству, наркотикам. Заботиться она желает о самой себе, становясь меркантильной и циничной в отношениях с окружающими.

Если у человека раздутое ложное эго, оно, как злобный Цербер, лишает душу права голоса. Представьте себе, что душа – это лампочка. Она находится в условиях военного времени, когда от человека требуется соблюдать правила светомаскировки, чтобы вражеские самолеты не могли прицельно бомбить город. Лампочку плотно накрывают черным непроницаемым покрывалом. Полная темень. Лампочка светит, но никто не видит ее света. Так и с душой. Под плотным покрывалом эгоизма и корысти, она не может доставить наружу свою энергию счастья.

Духовная чистота – это когда душа может свободно излагать свои желания. Духовная чистота – это когда голос души не глушится ложным эго, похотливым умом и ненасытными чувствами. Это когда нет цензуры за порывами души. Духовная чистота – это когда душа может свободно общаться с разумом и принимать с ним совместные решения. Приняв решение, разум потирает ладоши, а душа радостно хлопает в ладоши.

Главные враги духовной чистоты – эгоизм и корысть. Эгоизм – это сила, загрязняющая наше мировосприятие. Махровый эгоист живет исключительно ради себя, каждое слово и действо он направляет в угоду себе. Поэтому он постоянно находится в антагонизме с миром. Эгоизм рождает эгоизм. В любом общении эгоизм встречает противостояние и отторжение. Как из рогатки невозможно подбить танк, так и посредством души нельзя пробить броню запущенного эгоизма. Душа желала б явить миру свои чистые намерения, но когда на твоем пути ложное эго построило несколько укрепрайонов, пробиться в мир через дзоты эгоизма становится невозможным.

Когда людям задавали вопрос: «Что они понимают под духовной чистотой?, получали довольно интересные, соответствующие истине ответы. Так Ольга К сказала: – Чистота души для меня тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. Но к сожалению, когда человек становится всё старше и старше, он загрязняет свою душу “человеческим” мусором. И только те, в чьих сердцах ещё остаётся тлеть уголёк святого, идут к Богу, т.к. “только чистые сердцем” могут принять Бога. К сожалению все мы хотим иметь чистую квартиру, чистые вещи и т.д., то есть чистоту физическую, но не каждый задумывается о своей духовной чистоте. И если человек сразу не задумывается об этом, ему всё равно придётся пройти “очистку”, только уже пройдя различные сложности.

Александр Ц высказал такую точку зрения: – Что значит быть чистым как ребёнок? Для этого нужно из глубины памяти вынуть и вспомнить мгновения своего детства. Тогда, когда мир для нас был очень большим, интересным и непонятным. Когда сердца наши были наполнены любовью и радостью. Мысли были красивы, чисты и полны фантазий. Душа была как белоснежное покрывало, благоухающее своей чистотой и свежестью. Дети похожи на маленьких ангелов, ничто пока из этого мира не наложило на них свой отпечаток. Первым делом каждого родителя является сохранение в ребёнке его лучших качеств. Быть человеком с чистой душой – значит сохранить в себе частицу детства, частицу того мира, в котором когда-то ты был самим собой.

Ирина Л сказала: – Чистота духовная. Мне кажется, что это способность человека быть невосприимчивым к окружающей грязи, греху. Сохранять духовную красоту – чистоту – могут люди, обладающие недюжинной волей, внутренней силой, чтобы не погрязнуть, не опуститься, сохранить то, что дано нам от Бога. Чистота означает высокое духовное развитие души, внутренний свет.

В контексте мыслей о духовной чистоте написана замечательная притча.

Однажды жила-была Маленькая Душа, и сказала она Богу: — Я знаю, кто я есть! И Бог сказал: — Это прекрасно! Кто же ты? И Маленькая Душа прокричала: — Я Есть Свет! — Это верно, — улыбнулся Бог. — Ты есть Свет. Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять. — О! — сказала Маленькая Душа. — Это действительно здорово! Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала: — Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим? И Бог сказал: — Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть? — Ну, — ответила Маленькая Душа, — одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое — фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это — быть Светом! — Но ты уже есть Свет, — повторил Бог, вновь улыбаясь. — Да, но я бы хотела узнать, как это — чувствовать себя Светом! — воскликнула Маленькая Душа. — Хорошо, — сказал Бог с улыбкой. — Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.

И затем Бог продолжил уже по-другому. — Есть только одна деталь… — Что это? — спросила Маленькая Душа. — Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты. – Хм… — сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена. – Подумай над этим, — сказал Бог. — Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света — вот вопрос. — Ну, — подпрыгнула Маленькая Душа, — ты — Бог. Придумай что-нибудь! Бог опять улыбнулся. — Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
— Что такое темнота? — спросила Маленькая Душа.

В нечистом сердце Господь не живет

Православные христиане знают, что душа человека бессмертна, что Бог дарует нам возможность спасения, вечной жизни. Поэтому вопрос «Как спастись?» всегда был для христиан одним из самых главных. О том, кто же может спастись и как это сделать, как обрести живую веру и укрепиться в ней, мы беседуем сегодня с митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, что входит в понятие спасения? Можно ли сказать, что спасение — цель христианской жизни?

— Под словом «спасение» мы понимаем внутреннее делание в христианской жизни. Для того, чтобы осознать необходимость спасения и назвать Христа Спасителем, нужно, прежде всего, очень точно понимать, в каком состоянии ты находишься. Ведь если человек считает, что в его жизни все замечательно (ну, разве хотелось бы еще что-то приобрести в материальном плане), и если говорить ему о спасении, о Спасителе — он пожмет плечами и скажет: «А зачем, от чего меня спасать-то?». Понимание необходимости спасения приходит только к человеку, имеющему, по слову преподобного Паисия Святогорца, «добрую обеспокоенность», которая и является отличительной особенностью христианина.

Христианин — это человек, который должен постоянно вглядываться в свое внутреннее зеркало. Мы знаем, что часто смотреться в обычное зеркало не совсем хорошо: это говорит о несерьезности человека. Но вот во внутреннее зеркало — зеркало своей души — всматриваться нужно обязательно: где я нахожусь и что со мной происходит? И если человек приобретает навык внимательной внутренней жизни, он понимает, что происходит с ним что-то не очень хорошее. Это выразил еще апостол Павел: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). И прибавил: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 24).

Если человек ведет внимательную внутреннюю жизнь, наблюдает за собой, за своими попытками сделать добро и тем, что из этих попыток выходит, — он понимает, что здесь какая-то проблема, которую сам он не может решить. Человека нужно спасти от его грехов — и спасает его Господь, Которого мы называем Спасителем.

Вообще, цель христианской жизни — это пребывание с Богом. Наверное, можно сказать, что спасение — синоним, иное название этого состояния. Спасение души — это возрождение ее в первозданном виде, в том, каком человека задумал и создал Господь. Это восстановление от падения, от той бездны, в которой находится каждый человек независимо от его желания. Жизнь с Богом невозможна без исправления души. Поэтому в таком ракурсе можно сказать, что спасение является целью христианской жизни.

— У святых отцов говорится, что наука о спасении — самая трудная. Всем ли она доступна? В чем она состоит?

— Она становится доступной тем, кто учится. Действительно, есть известное святоотеческое выражение о том, что наука из наук — это наука о спасении. Самое трудное дело в ней — это молитва. Еще отцы говорят: «Отдай кровь и прими Дух». Для того, чтобы получить некие духовные дарования, человек должен трудиться, образно выражаясь, «до крови» — то есть с максимальными усилиями, насколько это возможно.

— Если человек приходит в храм и спрашивает: «Как мне спастись?»,— что ему ответить?

— Жить христианской жизнью. Жизнь в Боге, в лоне Церкви, жизнь по вере, по евангельским заповедям, участие в церковных таинствах — это и есть спасение.

— И еще об одном понятии хотелось бы Вас спросить, Владыка. Мы очень часто слышим или употребляем слово «благодать». Например, побывали у какой-то святыни — и говорим: «Какая благодать!». А что на самом деле обозначает это слово?

— Благодать — это сила Божия, которая изливается на людей, участвующих в церковных таинствах. Это сила, которая таинства совершает. Ведь что такое таинства? Это некие действия, в которых таинственным, необъяснимым, непостижимым для нас образом в обычных земных событиях действует Сам Бог. Скажем, при рукоположении во священника или диакона архиерей читает такую молитву: «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая пророчествует (имя) во диаконы» или «во пресвитеры». Что это значит? Божественная благодать, то есть сила Божия, врачует человеческие немощи и восполняет то, чего в человеке недостает. Божественная благодать прощает человеку грехи в таинстве исповеди, и так далее. Собственно говоря, само слово «благодать» в данном случае обозначает действие силы Божией в мире, в Церкви, в душе и сердце человека. И когда человек посещает какое-то святое место, участвует в богослужении, причащается, то он вполне имеет право сказать, что почувствовал благодать.

Конечно, иногда сюда примешиваются и обычные человеческие чувства. Какие-то положительные эмоции могут сопутствовать этому ощущению благодати. Но все-таки чаще всего эти добрые ощущения — видимое проявление действия силы Божией в мире. Если бы люди не ощущали в храме присутствия Божия, благодати Божией, то церкви опустели бы много веков назад. Потому что, представьте себе: пришел человек в храм — ну, красивое здание, хорошо поют. Постоял, послушал, ушел, ничего не изменилось… Давно уже пусто было бы в наших храмах. Однако Господь влияет на сердце человека, и человек ощущает это. Недаром еще говорится, что молитва — не монолог, а диалог. Господь отвечает молящемуся, и этот ответ полнее всего, адекватнее всего чувствует человеческое сердце.

— Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни — стяжание Святого Духа. Но может ли обычный человек, мирянин, этого достичь?

— Да, если он будет жить так, как жил преподобный Серафим Саровский. Он ведь тоже поначалу был мирским человеком, потом пришел в монастырь и начал там подвизаться. Думаю, что и сегодня есть люди, у которых получается стяжать благодать Святого Духа. Я знавал старых людей, которые имели дар постоянной молитвы, которые могли молиться везде — и дома, и на улице, и в храме, и которые действительно всегда пребывали с Богом. Собственно говоря, стяжание благодати Святого Духа и помогает человеку измениться, исправиться. Иначе он будет совершать, как говорится, сизифов труд: покатил тяжелый камень наверх, на гору — он упал, опять покатил — опять упал… И так всю жизнь. Но человек, который упорен в своих трудах, достоин уважения. И думаю, что и такой труд в духовной жизни не остается без награды, ведь Господь «и намерение целует».

Стяжание Святого Духа — это стяжание любви по отношению ко всем людям и готовности буквально пойти на смерть ради Бога. Такие свойства приобретает тот, кто молится Богу и старается изменить свое сердце для того, чтобы самому сделаться храмом Святого Духа. Подобное приходит к подобному. В нечистом, в оскверненном сердце Господь не живет.

— Владыка, у нас много вопросов на эту действительно важную тему. «Недавно на одном из православных сайтов я прочитала интервью одного старого священника. Он сказал, что раньше люди гораздо серьезнее относились к своему спасению. Эти слова меня очень задели. Действительно, не потому ли сейчас так много теплохладных людей, к которым, к сожалению, я могу отнести и себя? Что с этим делать? Наталия»

— Если есть осознание собственной теплохладности, надо бороться. Надо браться за себя — это единственный способ, и молиться Богу. Никакие умные советы, книжки, слова и прочее тут не помогут.

Действительно, мир изменился. Я уже начинаю ощущать себя, скажем так, немолодым человеком. И вспоминая церковную жизнь тридцати-, сорокалетней давности и тех людей, с которыми мне приходилось встречаться, я могу сказать, что что-то меняется. И вправду есть признаки того, что в наше время люди становятся теплохладными по отношению к своему спасению, по отношению к вечности.

Тому есть много причин, и не последняя из них — это жизнь в информационном обществе. Ведь наше внимание, голова, сердце забиты до последней возможности самой разной, причем на 80–90 % бесполезной, информацией. Это, конечно, влияет не только на отношение к Богу, но и на отношения с людьми. Один умный человек сказал, что в нашем мире выживет тот, кто сможет оградить себя от ненужной информации. Замечательные слова, я с ними согласен.

— «Как обрести живую веру, всем сердцем и душой полюбить Христа? Чувствую, что пока моя вера держится на разуме и как бы долге, что нужно исповедоваться, причащаться и жить по заповедям. Приходя в церковь на праздники, восхищаюсь людьми, как они искренне радуются празднику, их светлыми лицами, но сама я не чувствую в своей душе такой же радости и трепета. Мария»

— Думаю, что просто есть разные люди. Есть те, кто воспринимает окружающий мир больше прагматически, головой — а есть люди, которые воспринимают все сердцем. Наверное, Мария относится к первому разряду. Бывает, что сердце человеческое не очень развито в этом отношении и не умеет непосредственно, по-детски воспринимать окружающее. Это не недостаток, это особенность характера. По этому поводу не стоит слишком унывать. Ну что ж, если разум является основным средством познания мира — это нормально, ничего страшного. Надо молиться, надо очень честно, искренне, глубоко повергать пред Богом, в том числе, и это свое чувство. И Господь, если это нужно человеку, поможет: в какой-то момент эта пелена может спасть, и человек увидит все уже очами сердца. Это очень ценное качество, и надо просить Бога, чтобы Он его раскрыл.

— Следующий вопрос, Владыка, адресует Вам Анна: «Недавно умер отец моей подруги. Он был очень хорошим человеком, по-настоящему добрым, порядочным, ответственным, но, к сожалению, неверующим. Он задумывался о вопросах веры, но не мог получить на них ответа. И я знаю нескольких подобных случаев. Уважаемый Владыка, хотелось бы вас спросить, могут ли спастись хорошие люди, если они неверующие? Почему так сложно обрести веру, узнать Бога? Может быть, это не каждому доступно?»

— Никто из нас не обладает такими «приборами», чтобы определить: «Вот этот человек спасется, а этот — нет». Здесь судьбы Божии. Господь знает, чего достоин каждый человек. Это во-первых. Во-вторых, наши оценки часто необъективны. Человек может быть очень хорошим, но, возможно, у него есть особенности, которые мешают ему прийти к Богу. И здесь может быть огромное количество вариантов.

Думаю, что надо руководствоваться словами апостола, который говорит о том, что и язычники, которые поступают по совести, угодны Богу (см.: Деян. 10, 35; Рим. 2,15)). А совесть — это голос Божий в сердце человека, любого — и христианина, и не христианина. Поэтому вопрос о спасении мы всегда оставляем на волю Божию. Мы не знаем, кто спасается. Человек может быть максимально достойным, может в церковь ходить каждый день. Но можно ли утверждать, что он обязательно спасется? Этого сказать не может никто.

Что касается обретения веры — это доступно абсолютно каждому, но нужно очень сильно этого захотеть, нужно трудиться. Вера — не что-то такое, что спускается с неба на человека и овладевает им независимо от его воли, сознания и сердечного расположения. Вера — плод труда человека над собой. Так же, как и любовь. Вспомните, мы с вами уже не раз говорили о любви, отвечали на вопрос: что делать, если нет любви? Если человек понимает, что нужно любить — но не может, не любит? И мы приводили святоотеческий совет: если даже пока нет любви, нужно делать дела любви. То есть надо поступать с человеком, который рядом с тобой, так, как если бы ты его любил — не обижать его, заботиться о нем, терпеть его недостатки, и так далее. И тогда чувство любви постепенно может возгореться в сердце человека. Точно так же и здесь: надо делать дела веры.

— «Говорят, что без Церкви нет спасения. Но ведь и среди неверующих и иноверных бывают люди, которые сделали много доброго или даже пожертвовали собой ради других, как Януш Корчак. Не хочется думать, что они погибли, в этом есть несправедливость»,— считает Андрей.

— У Бога нет и не может быть никакой несправедливости. Давайте не будем решать за Бога такой сложный вопрос — о спасении кого бы то ни было. Я думаю, что для каждого из нас более чем достаточно заботиться о собственном спасении и делать для этого все возможное. Если мы христиане, если для нас вечность — не просто образное понятие, а реальность, которая нас ждет, то мы должны сами стремиться к этой вечности и нашему спасению.

— Наверное, можно молиться за тех людей, за которых Андрей так горячо переживает, и уповать на Божие милосердие?

— Да, нужно уповать на Божие милосердие. И если есть желание помолиться о человеке некрещеном, можно молиться о нем своими словами, в своих домашних молитвах.

от чистого сердца

Смотреть что такое «от чистого сердца» в других словарях:

  • от чистого сердца — от самого сердца, положа руку на сердце, от всего сердца, с чистым сердцем, от всей души, от души, с открытым сердцем, простодушно, с чистой душой, чистосердечно, непритворно, искренно, сердечно, искренне, откровенно, душевно, с открытой душой… … Словарь синонимов

  • От чистого сердца — Разг. Экспрес. 1. Откровенно, искренне. Слух о моём аресте поразил всё моё семейство. Марья Ивановна так просто рассказывала моим родителям о странном знакомстве моём с Пугачёвым, что оно не только не беспокоило их, но ещё заставляло часто… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • от чистого сердца — СЕРД Е 1 , а, мн. дца, дец, дцам, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • От чистого сердца — Разг. 1. То же, что от всего сердца. 2. Из самых добрых побуждений. ФСРЯ, 420; ЗС 1996, 290, 511 … Большой словарь русских поговорок

  • Сердца метафизика — духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к к рому… … Русская Философия. Энциклопедия

  • СЕРДЦА МЕТАФИЗИКА — духовное узрение феномена сердца и последующие размышления о нем в своеобразной метафизической форме. В рус. культуре, включая и философию, С. рассматривается как чрезвычайно насыщенный многообразными смыслами глубинный символ, к к рому… … Русская философия: словарь

  • Открытые сердца Украины (благотворительный фонд) — украинская благотворительная организация Открытые сердца Украины Тип Некоммерческая организация Деятельность Помощь детям, которые нуждаются в социальной и матер … Википедия

  • Церковь Святейшего Сердца Иисуса (Хункоу) — Во время богослужения в церкви Святейшего Сердца Иисуса, Шанхай, Китай Церковь Святейшего Сердца Иисуса (кит. 虹口耶稣圣心堂) католическая … Википедия

  • от всего сердца — Неизм. Искренне, сердечно, горячо, с полной откровенностью. = От всей души, от чистого сердца. С глаг. несов. и сов. вида: как? от всего сердца поздравлять, желать, поздравить, пожелать… «Пусть всегда будет солнце!» – эти простые, идущие от всего … Учебный фразеологический словарь

  • от всего сердца — прил., кол во синонимов: 20 • душевно (24) • искренне (58) • искренний (50) • … Словарь синонимов