Серафим саровский житие

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

Преподобный Серафим Саровский кормит медведя

Учение преподобного Серафима Саровского

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.

Обретение мира на душе и стяжание благодати: вот главная цель для христианина, а не исполнение заповедей. Исполнять заповеди — это естественно для человека, и это надо делать в любом случае, но у человека есть более высокая цель на земле, нежели просто совершать хорошие поступки и не обижать близких. Эта цель — обожение: то есть изменение природы души уже здесь — на земле.

Фактически, преподобный Серафим Саровский старался донести идеи исихазма — «греческого» учения, одним из апологетов которого был в XIV веке святитель Григорий Палама, и которое по сей день созидается на Святой горе Афон. В основе идеи исихазма лежит именно делание ума, а не просто поступки.

святитель Григорий Палама

Преподобный Серафим Саровский напоминал, что жизнь христианина начинается не с поступков, и даже не с мыслей, а еще раньше — с природы его души. Поэтому православный христианин должен следить не только за мыслями (потому что все поступки идут от них), а устремлять свое упование и чаяния дальше — на состояние души. Души, которая плачет по Духу Святому и истинную свою целостность и истинное врачевание обретает лишь при стяжании Благодати и таким образом — во Христе.

Ну, а соблюдение заповедей, и благочестивая жизнь являются как раз одними из лучших инструментов для достижения этой высшей цели — стяжание «духа мирного».

Серафим Саровский: годы жизни — когда он жил

Преподобный Серафим Саровский жил в XVIII–XIX веках. Он родился в 1754 году, а скончался в 1833 году.

Он прожил 78 лет, и за это время страна, в которой он жил — Российская Империя — пережила шесть императоров и сильно изменилась: став из крупного государства настоящей Империей, которая смогла в конце концов одолеть самого Наполеона.

Правители, которых «застал» святой Серафим Саровский: императрица Елизавета; Петр II; Екатерина II; Петр III; Александр I; Николай I. Хотя, безусловно, сам преподобный Серафим меньше всего думал о царях земных и больше думал о Царстве Вечном, о чем и повествует его житие.

Серафим Саровский: краткая биография

Биографии святых в Церкви принято называть «житиями». Житие преподобного Серафима достаточно емкое, потому что старец вел очень простой образ жизни и иночества искал еще с юности.

Поэтому краткое житие святого Серафима можно изложить всего в нескольких фразах:

  • родился в 1833 году;
  • в 22 года покинул дом и стал иноком,
  • десять лет спустя был пострижен в монахи,
  • всю монашескую жизнь провел в лесах близ Саровской обители или в затворе в самом монастыре
  • и в 78 лет скончался.

Однако жизнь любого подвижника складывается не из внешних фактов, а из распорядка жизни и из устроения жизни внутренней — которую на страницах книг или сайта описать трудно. А жизнь Серафима Саровского как раз была наполнена подвигами внутренними, которые показали — при истинном единении с Господом силы человеческие поистине неисчерпаемы, и благодать может освятить человека так, что дикие животные пойдут к нему на поклонение, и никакие разбойники — ни небесные, ни тем более земные, ему страшны не будут!

Чудеса преподобного Серафима Саровского

Чудесные явления стали происходить с преподобным Серафимом, когда он еще был семилетним мальчиком Прохором. Он упал с колокольни на землю, но остался жив.

Настоящим чудом можно считать и те подвиги, которые он совершил, пребывая тридцать лет в лесу — но об этом чуть ниже.

Его святая жизнь делала кроткими самых грозных животных. Преподобный рассказывал, что к нему ночами приходили волки, зайцы, лисицы, змеи и мыши, и даже большой медведь. И всех он кормил, и для всех чудесным образом хватало угощений. «Сколько бы я не брал хлеба, — рассказывал подвижник, — он чудесным образом не убавлялся в корзине!»

Как и любой святой, преподобный Серафим Саровский не стремился творить чудеса, и в любом чудесном явлении видел прежде всего щедрость и Любовь Божию и пример того, каким бескрайним становится мир при жизни со Христом.

Нападки диавола усиливались. Сначала они проявлялись мистическим образом — во время молитвы старца Серафима могло подбросить вверх и кинуть обратно на землю — это бесы «развлекались». А однажды — во время подвигов в лесу, — на него напали самые настоящие разбойники. Это диавол, видя духовную твердость старца, напал теперь, используя земные «подручные» инструменты, — людей, — чтобы сломить дух монаха таким вот «приземленным» способом.

Грабители избили преподобного, сломали ему ребера, проломили череп и нанесли множество других ран. Раненого Серафима Саровского нашли спустя некоторое время, и доктора удивлялись: как он остался жив — непонятно. Сам преподобный рассказывал, что в один из этих дней преподобному явилась Богородица, и это окончательно успокоило его, помогло все предать воли Божией и тем самым — спасти жизнь.

Явление Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому — тоже одно из чудес, которое происходило с ним неоднократно. По преданию, их было двенадцать. Первое — в детстве, когда Прохору было 9 лет — мальчик тяжело болел и Богородица обещала его исцелить. Именно после этого он решил для себя стать монахом. А последнее явление случилось за пару лет до смерти — когда Пресвятая Богородица явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Подвиги преподобного Серафима Саровского

Первый видимый подвиг будущий старец Серафим совершил еще до пострижения в монахи — когда из Курска, где родился и жил, пешком отправился в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам Печерских святых и получить благословение на монашество. Он не ехал на поезде, он не передвигался на машине и не летел на самолете. В те времена паломничество было не комфортным «туризмом», как сейчас, а действительно подвигом.

Киево-Печерская Лавра, XIX век

Но конечно, больше всего он прославился подвижничеством, которое нес, уже будучи монахом. С самого начала он выделялся из братии строгим уставом. И 30 лет своей жизни он провел либо в отшельничестве в лесу — в нескольких километрах от Саровской обители, либо — в самой обителе, но в затворе.

Образ жизни в лесу его кажется невероятным. Святой Серафим круглый год мог ходить в одной и той же одежде, на нем были вериги, временами он питался одной травой.

Самый известный его подвиг — это подвиг столпничества, когда он тысячу дней и тысячу ночей простоял в молитве попеременно на двух камнях.

Принимать посетителей к себе он начал только в последние годы своей жизни — и именно тогда о Серафиме Саровском узнал народ и прославил его как святого уже при жизни.

Мощи Серафима Саровского: где находятся?

Мощи преподобного Серафима Саровского сейчас хранятся в Серафимо-Дивеевском монастыре. Там им можно поклониться.
Дивеевский монастырь находитя в Нижегородской области. Из Москвы, например, можно добраться поездом до Нижнего Новгорода и далее на автобусе до Дивеево. Расписание автобусов можно посмотреть

На машине: 450 километров от Москвы.

При монастыре есть гостиницы и частные домики и всегда можно найти, где остановиться, но жилье лучше бронировать заранее — особенно в великие Церковные праздники или в дни памяти святого.

А в Москве есть Подворье Дивеевского Монастыря — оно располагается в двух минутах ходьбы от станции метро Проспект Мира-кольцевой — если идти по пути к Садовому Кольцу. Подворье с домовым храмом внутри располагается прямо на Проспекте Мира:

Домовый храм: что это такое и чем он отличается от обычного храма?

Дни памяти Серафима Саровского

Дни памяти Серафима Саровского в православной Церкви:

  • 1 августа (это день его рождения)
  • 15 января (день смерти).

Икона Серафима Саровского

А вот так выглядит один из самых распространенных образов преподобного Серафима. (На снимке икона, которая хранится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре):

Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых, поэтому его икону можно найти и поклониться ей практически в каждом храме.

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Отец Пахомий, афонский отшельник из Кареи Отца Пахомия знают во многих монастырях. Он часто приносит в монастыри северного берега Афона на продажу четки, сделанные своими руками. Рваный и потрепанный подрясник, — настоящий отшельник. Скуфью он обычно смешно напяливает на шерстяную шапку, от этого и сам выглядит немного комично. На него и внимания-то не обратишь. А зря! Монах Пахомий совсем не простой человек. По национальности он швейцарец, сын богатых родителей. Жил беспечный мальчик в своей Швейцарии и не знал, что бы ему еще захотеть? Все было. И тем не менее чего-то всегда не хватало. Наконец, оно нашлось! Пахомия призвал Бог и открыл ему Православие через знакомство с архим. Софронием (Сахаровым). Старец Софроний привел его к истинной вере. Узнав об этом, родители — протестанты отреклись от сына. А отец Пахомий отправился на Афон, где был пострижен в монахи ни кем иным, как самим старцем Ефремом Филофейским. Это произошло в монастыре Филофей. Окормлял его, если можно так сказать о старце Паисии, и великий афонский старец Паисий Святогорец. Юноша оказался очень чутким. Из многообразного учения старцев он понял главное: если монах будет жить нестяжательно, бедно, нуждаясь, то к этому все остальные добродетели приложатся. А если иметь деньги, то в духовном плане, накопленное одной рукой — будешь разрушать другой. И никакие подвиги не будут действенны, не принесут плода. С недоумением смотрел Пахомий на афонских монахов — строителей. Зачем строить, если надо готовиться к смерти? Зачем копить деньги? Почему люди боятся бедности, ведь это благословление Господа? Многие из святогорцев этого не могут понять, правильнее сказать, не имеют мужества. А Пахомий не только смог, но и хранит подлинный обет нестяжания уже 30 лет. На жизнь он зарабатывает лишь своими четками, других денег не берет. Поэтому многие отцы считают его «немного странным», что неверно, если не считать его оригинальное авторское толкование Апокалипсиса. Да, он не похож на других, как не похожи были все афонские старцы. Может быть, по молитвам таких отшельников и хранит Бог мир?!

После грехопадения человечества лишь одна ниточка соединяет нас с небесами. Это наши святые, такие как Серафим Саровский. Родился преподобный в городе Курске. Здесь на Цыганском бугре стоит старейший в этой местности храм, выстроенный горожанами в честь преп. Серафима в годы его общецерковного прославления.

История

В городе Курске и близлежащей области есть много мест, связанных с жизнью Прохора Мошнина, впоследствии прославившегося как старец Серафим Саровский. Здесь, в центре соловьиного края, жили его предки, родился (1754 г.), провел часть жизни, и он сам. Поэтому город и его окрестности привлекают множество туристов, паломников, желающих посетить места, хранящие память и немые свидетельства о преподобном.

Икона преподобного Серафима Саровского

Храм, выстроенный в честь знаменитого горожанина, находится он на улице Полевая 17. По легенде он стоит на том самом месте, где когда-то селились цыгане. Бродяг не пускали в город и они, спасаясь от весенних паводков, сооружали свои шатры на бугре. Цыгане были разного характера профессий. Одни занимались перекупкой лошадей, скота, другие — коновалы, песенники. Отсюда и пошло название этой местности.

Каменное кирпичное здание двухкомплексной духовной школы и церкви Серафима Саровского при ней возведено в 1905 году стараниями купца И. В. Пузанова, который пожертвовал десять тысяч рублей в городской бюджет для этих целей. Это последняя каменная церковь, построенная до Октябрьской революции. Освящен храм был епископом Питиримом, правящим в то время архиереем Курской губернии.

С первых дней храм стал привлекать к себе толпы богомольцев, ищущих помощи и заступничества святого Серафима. Сюда съезжались верующие со всех концов города. В то время храм еще не был приходским. Богослужения в нем проводились приезжим священнослужителем из кафедрального собора (Знаменского).

Иван Васильевич Пузанов в своем духовном завещании нечетко прописал статус храма, который он пожелал устроить. Он написал, что это будет церковь при школе. Но возник вопрос, как понимать эти слова? То ли он хотел сделать домовый храм городскому училищу, то ли хотел показать местонахождение, что недалеко от школы находится. И вот в течение 10 лет после постройки храм по документам значился как церковь-школа.

Храм преподобного Серафима Саровского в Курске

По настойчивым прошениям, подаваемым в городскую управу епископом Питиримом, а затем и Курским архиепископом Тихоном, храм и находящееся при нем училище лишь в 1915 году были переданы в ведение епархиального начальства. Церковь стала приходской, а отделившуюся школу стали называть «пузановской» в честь купца-мецената.

Община верующих здесь просуществовала до тридцатых годов прошлого века. В советское время церковь использовалась не по назначению. Помещение было отдано соседствующей поблизости общеобразовательной школе № 12. Здесь проходили праздники и линейки, спортивные занятия, На территории храма разместились мастерские, спортзал, учебные классы. Подобная участь постигла многие храмы России в то нелегкое время.

Современное состояние

Жизнь храма возобновилась нескоро, через несколько десятков лет, лишь в 1994 году. После официального возвращения в собственность РПЦ здание церкви было отреставрировано. Главный престол в честь святого Серафима повторно освящен 15 января 2006 года местным архиереем, — Курским и Рыльским архиепископом Германом.

Немного позже в западной части церкви была выстроена колокольня, высота которой насчитывает 16,5 метров. Из-за этого вход в храм пришлось перенести и теперь он теснится между двумя окнами в другом месте, с западной стороны. Ранее колокол также был в храмовом комплексе, но он крепился на деревянной балке, встроенной в церковную ограду.

Храм отделан в стиле, характерном для многих построек конца 19-го века, называется он «кирпичным». Ему присуща простота убранства, некоторая грубоватость. Вместо белоснежной лепнины для внешней облицовки используется фасадный кирпич красного цвета, заменяющий штукатурку и другие отделочные элементы.

Икона святого Серафима Саровского на фасаде храма

Сам храм небольших размеров. Его центральная часть выстроена в виде четверика, сверху который венчает полукупол со шпилем и маковкой. С одной стороны (восточной) к ней примыкает пятиугольная апсида с замурованным центральным окном. С другой — находится прямоугольной формы трапезная, а за ней и придел, к которому впоследствии (2001 г.) и была пристроена колокольня.

Внутреннее пространство церкви устроено очень гармонично. Росписи стен в виде растительных орнаментов дополняют резные рамы, обрамляющие иконы. Иконостас в храме трехъярусный, с элементами позолоты, занимает всю алтарную стену. Главный престол освящен в честь преподобного Серафима Саровского, придел — Иоасафа Белгородского.

Деятельность прихода

При храме действует воскресная школа. В ней детям преподают основы православной веры, истории церкви, знакомят с церковнославянским языком, помогают найти друзей в среде верующих. Постепенно знакомят с ходом богослужений, чтобы маленьким прихожанам было понятно все происходящее в храме, и они могли осознанно присутствовать в нем, молиться вместе со всеми.

Интересно! Наряду с воскресной школой при церкви действует молодежный православный клуб «Серафим». Его открытие состоялось 13 декабря 2017 года. Основателями клуба выступили протоиерей Георгий Анненков, настоятель храма, и диакон Александр Поляков, который взял на себя обязанности руководителя, а также православные молодые люди.

Встречи участников клуба проходят по средам на 19-00 в помещении воскресной школы. На них молодые люди более глубоко знакомятся с православной верой, ближе знакомятся и общаются, поднимают интересные темы для обсуждения, планируют паломнические поездки и прочее.

Престольные праздники

Почитаемый православными верующими еще при жизни, преподобный Серафим Саровский стал одним из самых любимых святых русского народа. Вскоре после его кончины было составлено первое житие преподобного, на его могиле совершались чудеса исцеления.

Богослужение в храме Серафима Саровского

В 1903 году Серафим Саровский был торжественно канонизирован. Именно это событие вспоминается 1-го августа и является престольным праздником храма в Курске на Цыганском бугре.

С почитанием Серафима Саровского связана и другая торжественная дата, отмечаемая в храме — 15 января (преставление святого). В этот день проводит архиерейское богослужение архиепископ Курский и Рыльский Герман, а накануне он же совершает всенощное бдение в Сергиево-Казанском соборе, возведенном трудами родителей преподобного Серафима.

17 января — проходит почитание памяти Иосафа Белгородского, придел в честь которого был приделан к церкви в год канонизации этого святого (1911 г.)

Внимание! Службы в храме совершаются ежедневно. Литургия начинается в 7-30 утра, в воскресные и праздничные дни чуть позже — 8-30. Вечерня проходит, как правило, начиная с 17-00. Рядом с церковью находится остановка «Школа № 12». Сюда можно добраться троллейбусом № 3.

Курск расположен в 540 км от Москвы. Добраться сюда совсем несложно, так как через город проходят маршруты разных транспортных средств. Здесь проложены автомобильные, железнодорожные, воздушные пути. Путешествовать можно как на личном автотранспорте, так и на комфортабельных автобусах, самолетах, поездах.

Достопримечательности

В Курске есть и много других храмов, связанных с жизнью Прохора Мошнина. Сергиево-Казанский кафедральный собор был построен его родителями, Исидором Ивановичем и Агафьей Фотиевной Мошниными. На этом месте произошло первое чудо в жизни святого мальчика. Семилетний отрок чудесным образом спасся от верной гибели, упав с высокой колокольни собора.

Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске

Воскресенско-Ильинский храм был в свое время приходской церковью для семейства. Исидор и Агафья в нем венчались, крестили всех своих чад, в том числе и младенца Прохора. Здесь же отпевали отца семейства, Исидора Ивановича, а также его мать Феодосию Наумовну.

Во многих Курских храмах хранятся иконы с мощами преподобного Серафима Саровского. В городе и области есть несколько святых источников, а также установленных памятников преподобному. Часто проходят различные праздники и торжества, посвященные св. Серафиму или названные в его честь, действуют различные просветительские организации. широко развит религиозный туризм. По городу совершаются многочисленные паломнические экскурсии, цель которых познакомить с земной родиной Серафима Саровского.

История храма во имя прп. Серафима Саровского

Преподобныи Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1759 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться. Слева, на фотографии, место падения Прохора с колокольни.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебни, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», и желал, чтобы его причастили Святых Таин. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви.

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля — отца Исаии — и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Таин.

Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Таин. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии. К нему все чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

Диавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.

Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.

Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «…радость моя, молю тебя, стяги дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех.

Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое». Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах». Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину — Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты.

Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.

За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Второго января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.