Секс это грех или нет?

10 вариантов для возрождения чувственности и романтизма в браке

1. Восстановите яркость интимной близости.

Если вам уже за тридцать, то сексуальные отношения в уже могут не отличаться прежним разнообразием и страстностью. Ведь с годами изменяются внешние данные супругов, а вместе с ними и уверенность в собственной привлекательности и возможностях.

Например, появляются первые морщинки или один из супругов набирает лишние килограммы.

Кроме этого, постоянные семейные хлопоты, походы на работу и забота о детях забирает большое количество энергии и времени. В результате каждый из супругов стремится в течение дня выделить время для полноценного сна, а не для бурной интимной близости.

Что же предпринять в данной ситуации?

Для начала каждый из супругов обязан искренне ответить на вопрос:

  • комфортно ли он себя чувствует с партнером?;
  • бывают ли у него разногласия и противостояния с любимым человеком?

Если вы ощущаете общую неудовлетворенность взаимоотношениями в браке, то необходимо приложить все усилия для восстановления потерянного согласия и уважения.

Ведь ощущения от сексуальной близости зависят от общего состояния взаимоотношений с партнером в сферах семейной жизни.

Кроме этого, некоторые сексологи проводят аналогию между сексом и дуэтом певцов.

Так, певцы могут исполнять лирическое музыкальное произведение двумя способами – в унисон или каждый будет вести отдельную партию. Если они исполняют песню вместе, то прекрасно чувствуют друг друга, так как их голоса приобретают новое звучание, а также данный дуэт может замечательно импровизировать.

Приложите все усилия в браке на восстановление межличностных отношений со второй половиной, и ваша жизнь наполнится новыми ощущениями и эмоциями.

2. Оказывайте знаки внимания.

Экспериментально доказано, что супруги, которые проявляют друг к другу в повседневной жизни нежность и внимание, не испытывают проблем в интимной жизни. Если вы утратили интерес к партнеру, то вспомните, когда вы в последний раз посещали вместе кинотеатр или устраивали романтический ужин при свечах.

Ведь бытовые проблемы способны разрушить даже самый счастливый брак.

Чтобы разжечь опять огонь страсти и любви, не забывайте говорить своему избраннику приятные слова, оказывать знаки внимания и излучать только позитивную энергетику.

Придумайте собственные «рецепты», помогающие восстановить гармонию в сексуальных отношениях.

3. Выберите подходящее время для близости.

Часто качество сексуальных отношений между супругами снижается из-за усталости одного из партнеров.

Что предпринять в данной ситуации?

В первую очередь дайте друг другу возможность отдыхать. Обязательно вместе с супругом выбирайте оптимальное время суток и день недели для интимных встреч.

  • Некоторые пары посвящают сексу выходные дни, заранее определив детей к бабушкам и дедушкам.
  • Другие супружеские пары, наоборот уделяют друг другу внимание после полуночи или рано утром, перед началом рабочего дня.

Главным условием в данных отношениях является искренность и настоящее желание «раствориться» друг в друге, забыв о повседневных делах и неурядицах.

4. Не приносите в дом служебные проблемы.

Чтобы расслабиться после завершения трудового дня, не забирайте домой важные документы, которые не успели заполнить на рабочем месте, а также не назначайте срочные телефонные переговоры.

Данные мероприятия украдут у вас много драгоценного времени, а также зарядят негативными эмоциями.

Если же вам необходимо срочно решить какие-либо деловые вопросы, то лучше всего не планировать в этот день романтический ужин или свидание с любимым человеком.

5. Избегайте в интимных отношениях одинакового сценария.

Сексологи утверждают, что супружеские пары со «стажем» в течение определенного периода времени полностью изучают интимные особенности своего партнера.

В результате сексуальные отношения развиваются по привычному для партнеров сценарию, и приводят к потере новизны и страсти во взаимоотношениях.

Чтобы не попасть в эту ловушку, специалисты рекомендуют разнообразить интимные отношения и избегать постоянства в них. Насыщайте каждый романтический вечер новыми ощущениями и яркими эмоциями.

6. Не акцентируйте внимание на собственных недостатках.

Каждая женщина должна запомнить золотое правило, что рядом с ней всегда находится мужчина, которого нужно ежедневно соблазнять и завоевывать. При этом все мужчины любят женщину глазами.

В связи с этим не стоит сетовать мужу на появление седых волос, целлюлита или лишних килограммов.

Данную информацию он воспримет буквально, и вы не дождетесь комплимента: » , ты самая прекрасная и красивая!». Постарайтесь уделять максимум внимания собственной внешности, а также занимайтесь спортом.

Ваш избранник по достоинству оценит стремление держать себя в форме и подарит вам незабываемые эмоции и яркие сексуальные отношения.

7. Добавьте в интимные отношения юмор и фантазию.

Иногда лучший вариант вернуть былую страсть и нежность – посмеяться и дать волю фантазии.

Для этого придумайте с партнером сценарий захватывающего сексуального приключения, где вы будете исполнять главные роли. Используйте для этой цели откровенные костюмы и сексуальное нижнее белье.

В результате вы восстановите утраченную страсть и проведете незабываемую ночь с любимым человеком.

8. Используйте воспоминания.

Для возрождения ярких эмоций психологи рекомендуют окунуться с супругом в мир воспоминаний прошлой жизни.

Для этого можно вместе с партнером пересмотреть семейные фотографии или видео архив важнейших событий в вашей жизни.

В этот момент между мужем и женой будут проходить флюиды нежности и любви. Яркие воспоминания напомнят им о самых незабываемых моментах совместной жизни и разожгут огонь новой страсти.

9. Научитесь флиртовать с собственным мужем.

Используйте в отношениях с избранником различные способы флирта: говорите ему ласковые слова, томно улыбайтесь, бросайте любящие взгляды, носите сексуальное нижнее белье и устраивайте романтические свидания.

В итоге ваша интимная жизнь приобретет многогранность и чувственность.

10. Рассказывайте о собственных желаниях.

Научитесь обсуждать с партнером свои ощущения и эмоции, полученные в постели. Для повышения качества интимных отношений создайте соответствующие условия: приготовьте любимое блюдо избранника, купите сексуальное белье, а также излучайте позитив.

В интимной обстановке расскажите о своих желаниях партнеру и ожиданий от секса.

Таким образом, каждая супружеская пара должна помнить о том, что вернуть прежний запал в интимных отношениях можно всегда.

Для этого необходимо просто сдуть с него пыль повседневных проблем и опять научиться радоваться жизни!

Следующие методы просты, но очень эффективны:

Способы разнообразить сексуальную жизнь с мужем

Легкое воздержание

Это один из самых интересных способов, который помогает “нагулять” аппетит. Для этого практически ничего трудного делать не нужно. Достаточно уделять друг другу внимания в форме ласк и ограничиться ими в течении пары дней (если кто-то хочет больше, то можно больше).

При этом можно сделать массаж и найти на теле друг друга новые и неизведанные места.

Другой человек

Вмешательство другого человека не понадобится. Достаточно просто изменить свою внешность. Пара привыкла уже к тому как они выглядят.

Поэтому если перекрасить волосы или сделать новую прическу, оденется совершенно в другом стиле и пригласить вторую половинку на свидание, то это закончится бурей страсти и сексуального желания.

Эффект неожиданности

Для этого достаточно просто нежно прижаться к спине любимого и просто прошептать ему в ушко о неожиданном желании. Практически все мужчины с большим удовольствием откликнутся на просьбу и не обязательно бежать через всю квартиру до кровати.

Можно устроить сеанс любви просто на кухне или в ванной.

Вам нужен доктор?

Разнообразить сексуальную жизнь можно играми. Но не строить пирамидки и не наряжать кукол, а просто превратиться с медсестру, автомеханика, стюардесу и других персонажей.

Это поможет внести что-то новое и еще ближе узнать друг друга.

Игрушки

Посетив секс-шоп можно приобрести несколько игрушек. Пусть для начала это будет что-то простое.

Неожиданные места

Может быть вы привыкли делать это только в постели? Тогда просто откажитесь от нее и занимайтесь любовью в самых разнообразных местах.

На кухне, на балконе, в машине, в застрявшем лифте и других скрытых от глаз других людей мест.

Примерка белья

Достаточно взять любимого в магазин нижнего белья и примеряя показывать ему разные очаровательные и полупрозрачные комплекты. Естественно он не сможет дотронуться до желанного тела, но это вызовет огромное желание.

Забытые вещи

Можно просто “забыть” одеть нижнее белье и находясь на улице сообщить любимому про эту оплошность. Он все время будет пытаться быть рядом и прикасаться.

Сообщение

Его можно выслать по телефону, прикрепив фото части тела в пикантном белье или написать записку о горячем сюрпризе, ожидающем его дома. Есть вероятность, что мужчина примчится в ближайшее время домой. Примеры интимных смс вы можете посмотреть в статье “Любовные смс мужчине: разные варианты”.

Встретить с работы

Можно встретить мужчину с работы одев на себя лишь один фартук. А если холодное время года, то под пальто или шубку можно одеть лишь чулки и прозрачное нежное белье.

А встретив его у выхода с работы попросить засунуть руку под пальто, чтобы он убедился в отсутствии одежды.

Способов есть очень много и все они разные. Но чтобы разнообразить сексуальную жизнь не нужно слишком много думать. Ведь мокрая футболка на голое тело или сексуальное поедание мороженного или банана способно вскружить голову любимому.

«Секс похож на бизнес, его надо постоянно развивать».

Эта цитата американской актрисы Мэй Вест очень справедлива.

Особенно ее стоит помнить мужчинам и женщинам, долгое время находящимся в браке. Когда с человеком годами делишь кровать, то секс из эйфории превращается в привычку или, еще хуже, – в обязанность.

А это верный путь к напряжению в отношениях, постоянным ссорам и даже разводу.

Идеи, как разнообразить сексуальную жизнь и внести в неё новые направления

Исследуем новое

Верный способ разнообразить секс – попробовать новые позы, неизведанные техники прелюдий и т.д. Получить разнообразие в сексе позволяет и новая обстановка. Смените привычное место и попробуйте заняться сексом:

  • На балконе. Позаботьтесь о том, чтобы вашу парочку никто не увидел, а то имеются риски стать известной личностью на YouTube. В холодное время подобным образом экспериментировать также не стоит.
  • В душе. Разнообразить секс можно, приняв вместе водные процедуры. Даже если вы не являетесь счастливым обладателей дорогостоящей душевой кабины, подобный метод действует!

В ванной вас поразит гибкость ваших тел и открытие множества новых поз, которые будут вынужденными в ограниченном пространстве.

  • На кухне. Можно разнообразить сексуальную жизнь прямо во время приготовления обеда. Удовольствие заключается не только в спонтанности. Во всяком случае, никто не отменял взбитые сливки и кубики льда.
  • На лестничной клетке. Вернемся в самое начало сексуальных приключений – в школьные годы! Адреналин обостряет чувства, мало ли, вдруг соседу взбредет в голову подниматься не на лифте, и он вас увидит…
  • Не дома. Летними манящими вечерами лучше выйти из четырех стен и пройтись по укромным уголкам города. Вы даже не подозреваете, сколько заманчивых мест можно найти для того чтобы уединиться!

Только не надо зариться на различные заведения и общественные места, потому что это уже не разнообразие личной жизни, а самое настоящее преступление.

Покупаем новую кровать

Исследователи кафедры семейной социологии Кельнского университета провели опыт: в комнатах добровольцев были установлены камеры. В результате было выяснено, что у пар с более широкой кроватью секс случался чаще, прелюдии были более разнообразными (включали и массаж, и оральные ласки), сам секс оказывался более продолжительным.

Также было выяснено, что пары, недавно сделавшие ремонт и обновившие мебель, были более страстными и готовыми на сексуальные эксперименты.

Вывод очевиден: разнообразить сексуальную жизнь помогает даже такая простая вещь, как новый интерьер в спальне и приобретение королевской кровати. Если вы давно живете в квартире и не меняли ничего в интерьере, то пора действовать!

Сеанс массажа

Устройте сеанс эротического массажа. Его цель – возбудить партнера, создать благоприятные условия для чувственного секса, обеспечить максимально сильный оргазм.

Самыми подходящими для эротического массажа зонами мужчины являются спина, торс, ягодицы, голень. Многим мужчинам нравится массаж головы.

Ошибки в сексуальных отношениях между постоянными партнерами

С другим, с другой?

Ошибка №1:

В погоне за новизной сексуальных отношений кто-то из партнеров попытается завести интрижку на стороне.

Конечно, поход налево будет ярким, острым сексуальным впечатлением. Вот только как бы это приключение не оставило после себя горький привкус и соленые слезы.

А так оно скорее всего и будет, ведь новизна ощущений с другим партнером по прошествии времени неизбежно притупится, а затем и вовсе сойдет на нет.

Но расплатой за удовольствие может оказаться твоя разрушенная семья.

Об одной интрижке муж, может, и не узнает, но известна мудрость: легче не изменить ни разу, чем всего один раз. То есть одна безнаказанная интрижка неизбежно потянет за собой другую, и рано или поздно все окончится плачевно для твоего брака.

Как снег на голову

Ошибка №2:

Ты годами была «всем довольна» и «вдруг» взбунтовалась.

В плане сексуального участия к женщинам традиционно предъявляется меньше требований – можно просто лежать, одним своим голым видом возбуждая мужчину.

И вот ты месяц лежишь, год и вроде бы всем довольна! И вдруг как гром среди ясного неба заявляешь, что тебе все надоело!

Но как мужчина мог об этом догадаться, если ты годами изображала удовлетворение?! Поэтому, если ты не получаешь удовольствия от секса, не тяни – скажи с самого начала, чего тебе хочется.

Ветер перемен

Ошибка №3:

Резко изменить свое поведение в постели.

Так устроено общество, что одной из самых важных составляющих семейных отношений нас никто не учит – нет такого предмета ни в школе, ни в техникуме. Чаще всего в интимной сфере мы до многого доходим своим умом, на практике.

Учение длится не один день и даже месяц, и поэтому навыки формируются, закрепляются, как привычки.

Естественно, что по прошествии нескольких лет брака твое поведение в постели подчинено этим привычкам. И вдруг ты (как кажется мужу, ни с того ни с сего!) приняла новую, чуть ли не цирковую позу!

Конечно, у него возникает подозрение: откуда она этого нахваталась? Кто научил?

Поэтому постарайся подвести партнера к новым неожиданным позам исподволь и так, чтобы ему было понятно, откуда дует ветер перемен. Например, купи «Камасутру» или «Эротический массаж» и полистай вечерком вместе с мужем.

Свое желание объясни просто и понятно: «Захотелось чего-то новенького. Ты не против?» Само собой, ни один мужчина не будет сопротивляться.

Не влезай – убьет!

Ошибка №4:

Превратить постель в площадку для экспериментов.

Сам по себе эксперимент в сексе не возбраняется. Но это должен быть осторожный, аккуратный поиск путей и способов получения взаимного удовлетворения, а не внезапная смена курса.

Если ты долго играла роль (или на самом деле была таковой) примерной, верной, целомудренной и скромной женщины, но вдруг решила стать раскованной и по этой причине предложила мужу заняться сексом втроем или пригласить для игр знакомую пару – жди беды.

Иной муж и убить за такое предложение может. Любой эксперимент нужно сначала оговорить в теории. Например, вы смотрите откровенный фильм – вот в этот момент самое время спросить мужа (вроде как в шутку): «А ты бы хотел такого в постели?»

На том же месте, в тот же час

Ошибка №5:

Ты пытаешься влить свежее вино в старые меха.

Забудь привычные, надоевшие обстоятельства – расправленная кровать в спальне и ты в ночной рубашке. Чтобы придать отношениям новизны, вычеркни все стереотипы семейной жизни: вы поужинали, уложили детей (младший особенно долго измывался и не хотел засыпать), переоделись в пижамы, легли под одеяла.

Какая тоска!.. Долой двуспальную постель с отдельными подушками!

Ведь когда-то ты и муж до изнеможения занимались сексом на узкой раскладушке! Вспомни самое яркое впечатление вашей молодости и попробуй воспроизвести его: займитесь сексом в ванной или на лоджии; не снимая одежды; за дверью кухни; на полу; без банальных надоевших прелюдий.

Красивый вампир

Ошибка №6:

Ты считаешь, что фантазии – это измена.

Чтобы оживить интим, смело фантазируй в объятиях своего партнера. Например, мысленно представляй себя в объятиях другого мужчины – сексапильного актера, брутального боксера, напористого рэппера.

А как хорош вампир Эдвард из «Сумерек», а? Тысячи женщин представляют себя с ним!

И кому будет хуже, если и ты немножечко, самую малость побудешь в мечтах рядом с ним. Конечно, мужу об этом говорить не нужно. Тем более что еще неизвестно, о ком думает он, обнимая тебя. Простите же друг другу эту маленькую ложь…

День супруга 2021

Дорогой мой, самый — самый,
Ненаглядный и родной.
С днем супруга поздравляю,
Очень рада, что ты мой.
Я желаю нам терпенья,
Чистых прожитых дорог.
Чтобы дальше мы любили,
Как никто нигде не смог.
От себя я обещаю,
Быть послушной, уступать.
Я люблю тебя так сильно,
Что согласна угождать.

С Днем супруга поздравляю,
Половиночка моя,
И тебе я пожелаю,
Счастья, радости, добра!
Пусть любовь не угасает,
Будем вместе навсегда,
Всей душой я обожаю,
Очень я люблю тебя!

Мой дорогой и любимый супруг, я знаю, в нашем запасе много совместных праздников, но не поздравить с таким важным днем тебя я просто не могу! Ты мужчина всей моей жизни, мой долгожданный свет в окошке, мой верный союзник, защитник, и периода даже психолог. В общем, мой хороший, сегодня в нашей стране отмечают День супруга, с которым я тебя искренне поздравляю. Желаю тебе больше улыбок и легкости, а счастье мы создадим вместе!

С днем супруга поздравляю,
Я тебя, мой дорогой,
Жить в согласии и любви
Я желаю нам с тобой.
Чтоб пылал очаг домашний,
Дом, чтоб полной чашей был,
О любви своей, чтоб чаще
Ты, любимый, говорил.
Я желаю, чтоб по жизни
Шли, не разнимая рук,
Никого нет лучше в мире,
Чем ты, милый мой супруг

Сегодня день жены и мужа,
И день семьи большой, упругой.
Всем этот праздник очень нужен.
Великий праздник — День супруга.
Желаю вам любви и счастья,
И многих дней земного мира.
И с половинкой не ругаться,
А жить в любви и жить счастливо.

Поздравляю с днем супруга!
Пусть тебе не будет туго,
Пусть тебе не будет тяжко
Жить со мной в одной упряжке.
Каждый день одно и то же.
Лицезрея мою рожу,
Улыбайся все равно,
Я ведь не обижу,
Ведь тебя давным-давно
Для меня нет ближе.

Хочу сегодня я тебе, любимый,
Сказать спасибо за любовь твою,
Ты самый лучший, ты неповторимый,
Как же тебя я, милый, все-таки люблю!
Благодарю тебя за все твои старания,
За все, что делаешь ты в жизни для семьи,
За твою ласку, за заботу и внимание,
За руки сильные и крепкие твои!
Как можно чаще, дорогой мой, улыбайся,
И настроение поднимется мгновенно!
Всегда, родной, таким же оставайся,
Ведь в нашей жизни все будет отменно!

С днем супруга поздравляю,
Счастья долгого желаю.
В доме чтоб была любовь,
Разгоралась вновь и вновь.
Страсть чтобы не угасала,
И забота возрастала.
Чтобы были вместе вечно,
Целовались бесконечно!

С Днем супруга поздравляю
Я тебя, мой дорогой.
Сил, терпения желаю,
Мой любимый и родной.
Чтобы был всегда успешен,
Силы чтоб черпал в семье,
Никогда не огорчался,
Смело шел к своей мечте.

Поздравляю, муж любимый, с Днем супруга!
Я хочу, бесспорно, пожелать,
Чтоб с тобой любили мы друг друга,
И не перестали уважать.
В День супруга, милый, я напомню:
Ты — глава семьи, отец детей,
На тебе ответственность огромная!
Наше ВСЁ — и никаких гвоздей!
Ты защита наша, и опора,
Спонсор, друг, водитель, тамада,
Утешитель, разрешитель споров.
Без тебя, любимый, никуда!

Поздравляю с Днем супруга!
Будь счастливым, дорогой.
Без тебя бы было туго,
Хорошо всегда с тобой!
Будь веселым и успешным
И домой ко мне спеши.
Пусть любовь потоком нежным
Нас доносит до вершин!

Об интимных отношениях в православной семье

Игумен Петр (Мещеринов) писал: «И, наконец, нужно коснуться щепетильной темы супружеских отношений. Вот мнение одного священника: «Муж и жена — свободные личности, соединенные союзом любви, и никто не имеет права входить к ним с советами в супружескую спальню. Я считаю вредной, и в духовном смысле в том числе, любую регламентацию и схематизацию (“график” на стене) супружеских отношений, кроме воздержания в ночь перед причастием и аскезы Великого поста (по силам и взаимному согласию). Считаю совершенно неверным обсуждать вопросы супружеских отношений с духовниками (особенно монашествующими), так как наличие посредника между мужем и женой в этом вопросе просто недопустимо, и до добра никогда не доводит».
У Бога мелочей не бывает. Как правило, за тем, что человек считает неважным, второстепенным частенько прячется дьявол… Потому тем, кто желает духовно совершенствоваться необходимо с Божьей помощью навести порядок во всех сферах своей жизни, без исключения. Общаясь со знакомыми семейными прихожанами, заметил: к сожалению, многие в интимных отношениях с духовной точки зрения ведут себя «негоже» или, попросту говоря, грешат, даже не догадываясь об этом. А сие неведение опасно для здоровья души. Причем нередко современные верующие владеют такими сексуальными практиками, что у иных светских ловеласов волосы могут дыбом встать от их мастерства… Недавно слышал, как одна женщина, считающая себя православной, с гордостью заявила, что отдала всего 200 долларов за «супер»-обучающие сексуальные тренинги-семинары. Во всей ее манере, интонации чувствовалось: «Ну, что же вы раздумываете, следуйте моему примеру, тем более, приглашаются семейные пары… Учиться, учиться и еще раз учиться!..».
Поэтому на вопросы, чему и как учиться, а то «учение – свет, а неученых – тьма», мы попросили ответить преподавателя Калужской Духовной семинарии, кандидата богословия, выпускника Московской Духовной Академии протоиерея Димитрия Моисеева.
— Интимные отношения в браке важны для христианина или нет?
— Интимные отношения – одна из сторон супружеской жизни. Мы знаем, что Господь установил брак между мужчиной и женщиной для преодоления разделения между людьми, для того, чтобы супруги научились путем работы над собой достигать единства по образу Святой Троицы, как сказал об этом св. Иоанн Златоуст. И, собственно, всё, что сопутствует семейной жизни: интимные отношения, совместное воспитание детей, хозяйство, просто общение между собой и т.д. — все это средства, помогающие супружеской паре достичь доступной для их состояния меры единства. Следовательно, интимные отношения занимают одно из важных мест в супружеской жизни. Это не центр совместного бытия, но и, в то же время, не такая вещь, которая не нужна.
— В какие дни православным христианам нельзя иметь близость?
— Апостол Павел сказал: «Не удаляйтесь друг от друга, разве только по согласию для упражнения в посте и молитве». У православных христиан принято воздерживаться от супружеской близости в дни постов, а также в христианские праздники, которые являются днями усиленной молитвы. Если кому-то интересно, возьмите православный календарь и найдите дни, где указано, когда не совершается браковенчание. Как правило, в те же самые времена православным христианам рекомендуется воздерживаться от супружеских отношений.
— А что касается воздержания в среду, пятницу, воскресенье?
— Да, накануне среды, пятницы, воскресенья или больших праздников и до вечера этого дня воздерживаться нужно. То есть с воскресенья вечера до понедельника – пожалуйста. Ведь если мы в воскресенье венчаем какие-то пары, то подразумевается, что вечером молодожёны будут близки.
— Православные вступают в супружескую близость лишь с целью рождения ребенка или для удовлетворения?
— Православные вступают в супружескую близость по любви. Для того, чтобы, воспользовавшись этими отношениями, опять же, укреплять единство между мужем и женой. Потому что деторождение – лишь одно из средств в браке, но не конечная его цель. Если в Ветхом Завете основной целью брака было деторождение, то в Новом Завете приоритетной задачей семьи становится уподобление Святой Троице. Не случайно, по словам св. Иоанна Златоуста, семья называется малой церковью. Как Церковь, имея главой Христа, объединяет всех своих членов в одно Тело, так же и христианская семья, тоже имеющая своей главой Христа, должна способствовать единству между мужем и женой. И если каким-либо парам Бог не дает детей, то это не повод, чтобы отказываться от супружеских отношений. Хотя, если супруги достигли определенной меры духовной зрелости, то в качестве упражнения в воздержании они могут отдаляться друг от друга, но только по обоюдному согласию и с благословения духовника, то есть священника, хорошо знающего этих людей. Потому что брать на себя такие подвиги самочинно, не ведая собственного духовного состояния, неразумно.
— Я как-то прочитал в православной книге, что один духовник пришел к своим духовным чадам и говорит: «Воля Божия для вас, чтобы вы имели много детей». Можно ли так духовнику говорить, действительно ли это была воля Божия?
— Если духовник достиг абсолютного бесстрастия и видит души других людей, как Антоний Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский, то, думаю, такому человеку закон не писан. А для обычного духовника есть постановление Св. Синода, запрещающего вмешиваться в частную жизнь. То есть священники могут дать совет, но не имеют права принуждать людей к исполнению своей воли. Это категорически запрещено, во-первых, св. Отцами, во-вторых, специальным постановлением Св. Синода от 28 декабря 1998 года, который лишний раз напомнил духовникам об их положении, правах и обязанностях. Следовательно, священник может порекомендовать, но его совет не будет обязательным для исполнения. Тем более, нельзя заставлять людей брать на себя такое тяжелое иго.
— Значит, церковь не призывает супружеские пары быть обязательно многодетными?
— Церковь призывает супружеские пары быть Богоподобными. А многодетность или малодетность – это уже зависит от Бога. Кто что может вместить – да вмещает. Слава Богу, если семья в состоянии воспитать много детей, но для некоторых людей это может явиться непосильным крестом. Вот почему в основах соцконцепции РПЦ очень деликатно подходят к этому вопросу. Говоря, с одной стороны, об идеале, т.е. чтобы супруги полностью положились на волю Божию: сколько даст Господь детей, столько и даст. С другой стороны существует оговорка: не достигшие такого духовного уровня должны в духе любви и благожелательности советоваться с духовником о вопросах своей жизни.
— Существуют ли границы допустимости в интимных отношениях у православных?
— Эти границы диктуются здравым смыслом. Извращения, естественно, осуждаются. Тут, я думаю, данный вопрос близко подходит к следующему: «Полезно ли для верующего с целью сохранения брака изучать всевозможные сексуальные техники, приемы и прочие знания (например «Камасутру»)?».
Дело в том, что основой супружеской близости должна быть любовь между мужем и женой. Если ее нет, то никакая техника в этом не поможет. А если любовь есть, то никакие приемы здесь не нужны. Поэтому, для православного человека заниматься изучением всех этих техник, я считаю, бессмысленно. Потому что наибольшую радость супруги получают от взаимного общения при условии любви между собой. А не при условии наличия каких-то практик. В конце концов, любая техника надоедает, любое удовольствие, не сопряженное с личным общением, приедается, и потому требует все большей и большей остроты ощущений. И эта страсть бесконечна. Значит, стремиться нужно не к совершенствованию каких-то техник, а к совершенствованию своей любви.
— В иудаизме в близость с женой можно вступать лишь через неделю после ее критических дней. Есть ли что-то подобное в православии? Разрешается ли мужу в эти дни «прикасаться» к жене?
— В православии не разрешается супружеская близость в сами критические дни.
— То есть это является грехом?
— Конечно. А что касается простого прикосновения, то в Ветхом Завете – да, человек, прикоснувшись к такой женщине, считался нечистым и должен был пройти процедуру очищения. В Новом Завете ничего подобного нет. Человек, прикоснувшийся к женщине в эти дни нечистым не является. Представляете, что бы произошло, если человек, проехавший в общественном транспорте, в автобусе, битком набитом людьми начал бы разбираться, к кому из женщин прикасаться, а к кому – нет. Это что же, «кто нечист, поднимите руку!..», — или как?
— Можно ли мужу иметь интимные отношения с женой, если она в положении и с медицинской точки зрения ограничений нет?
— Православие не приветствует такие отношения по той простой причине, что женщина, находясь в положении, должна посвятить себя заботе о будущем ребенке. И в данном случае нужно какой-то конкретный ограниченный срок, а именно 9 месяцев, постараться посвятить себя духовным аскетическим упражнениям. По крайней мере, воздерживаться в интимной сфере. Ради того, чтобы уделить это время молитве, духовному совершенствованию. Ведь период беременности очень важен для становления личности ребенка и его духовного развития. Не случайно еще древние римляне, будучи язычниками, запрещали беременным женщинам читать неполезные с нравственной точки зрения книги, посещать увеселения. Они прекрасно понимали: душевное устроение женщины обязательно отражается на состоянии ребенка, который находится у нее во чреве. И зачастую, например, мы удивляемся, что ребенок, рожденный от некой матери не самого нравственного поведения (и оставленный ею в роддоме), попадая впоследствии в нормальную приемную семью, тем не менее, наследует черты характера своей биологической матери, становясь со временем таким же развратным, пьяницей и т.д. Вроде бы видимого влияния не было. Но не надо забывать: он целых 9 месяцев находился в утробе именно такой женщины. И всё это время он воспринимал состояние ее личности, что и наложило отпечаток на ребенка. Значит женщине, находящейся в положении, ради малыша, его здоровья и телесного, и духовного, необходимо всячески беречь себя от того, что, может, и допустимо в обычное время.
— У меня есть друг, у него многодетная семья. Ему было очень тяжело как мужчине воздерживаться девять месяцев. Ведь беременной женщине неполезно, наверное, даже ласкать собственного мужа, так как это все равно отражается на плоде. Что делать мужчине?
— Здесь я говорю об идеале. А у кого какие немощи – есть духовник. Беременная жена – не повод заводить любовницу.
— Если можно, вернемся снова к вопросу об извращениях. Где та грань, которую нельзя переходить верующему человеку? К примеру, я читал, что с точки зрения духовности оральный секс вообще не приветствуется, да?
— Он осуждается как и содомские отношения с женой. Рукоблудие также осуждается. А что в границах естественного – можно.
— Сейчас у молодежи в моде петтинг, то есть рукоблудие, как вы сказали, это же грех?
— Конечно, это грех.
— И даже между мужем и женой?
— Ну, да. Ведь в данном случае здесь речь идет именно об извращении.
— Можно ли во время поста мужу и жене заниматься ласками?
— Можно ли во время поста нюхать колбасу? Вопрос того же самого порядка.
— Не вреден ли для души православного эротический массаж?
— Думаю, если приду в сауну, и десяток девушек мне будут делать эротический массаж, то моя духовная жизнь в таком случае будет отброшена очень и очень далеко.
— А если с медицинской точки зрения, врач прописал?
— Объяснить я могу как угодно. Но что допустимо с мужем и женой, то непозволительно с посторонними людьми.
— Как часто супругам можно иметь близость, чтобы это попечение о плоти не превратилось в похоть?
— Думаю, каждая супружеская пара сама для себя определяет разумную меру, потому что здесь нельзя давать какие-то ценные указания, установки. Мы же точно так же не расписываем, сколько православному можно съесть в граммах, выпить в литрах в день пищи и пития, чтобы попечение о плоти не превратилось в чревоугодие.
— Знаю одну верующую пару. У них такие обстоятельства, что когда они встречаются после долгой разлуки, то в день могут несколько раз «этим» заниматься. Является ли это нормальным с духовной точки зрения? Как вы считаете?
— Для них, может быть, нормально. Я же не знаю этих людей. Строгой нормы нет. Человек сам должен понять, что для него на каком месте находится.
— Важна ли для христианского брака проблема сексуальной несовместимости?
— Думаю, важна все-таки проблема психологической несовместимости. Всякая другая несовместимость рождается именно из-за этого. Понятно, что какого-то единения могут достичь муж и жена только при условии подобия между собой. В брак вступают изначально разные люди. Не муж здесь должен жене уподобиться и не жена мужу. А и муж, и жена должны постараться уподобиться Христу. Только в этом случае будет преодолена несовместимость, как сексуальная, так и любая другая. Однако, все эти проблемы, вопросы данного плана возникают в светском, секуляризованном сознании, которое духовную сторону жизни даже не рассматривает. То есть не предпринимаются попытки решить проблемы семьи путем следования за Христом, через работу над собой, исправления своей жизни в духе Евангелия. В светской психологии такого варианта нет. Отсюда-то и возникают всякие остальные попытки решить эту проблему.
— Значит, тезис одной православной христианки: «Между мужем и женой в сексе должна быть свобода», — не верен?
— Свобода и беспредел – разные вещи. Свобода подразумевает выбор и, соответственно, добровольное ограничение для своего сохранения. Например, для того, чтобы продолжать оставаться свободным необходимо ограничить себя Уголовным кодексом, дабы не попасть в тюрьму, хотя теоретически я и свободен нарушить закон. Также и здесь: поставить во главу угла наслаждение процессом – неразумно. Человеку рано или поздно приестся всё возможное в этом смысле. И что тогда?..
— Допустимо ли находиться обнаженным в помещении, где есть иконы?
— В этом плане есть хороший анекдот у католических монахов, когда один выходит от римского папы грустным, а второй – весёлым. Один у другого спрашивает: «Что ты такой грустный?». – «Да вот, я к римскому папе зашел и спросил: можно курить, когда молишься? Он ответил: нет, нельзя». — «А ты чего такой веселый?». – «А я спросил: можно ли молиться, когда куришь? Он сказал: можно».
— Знаю людей, которые живут отдельно. У них в квартире – иконы. Когда муж и жена остаются наедине, то, естественно, обнажаются, а ведь в комнате — иконы. Не грешно ли так поступать?
— В этом ничего страшного нет. Но в церковь в таком виде приходить не надо и вешать иконы, например, в туалете, тоже не следует.
— А если, когда моешься, приходят мысли о Боге, это не страшно?
— В бане – пожалуйста. В любом месте молиться можно.
— А ничего, что нет одежды на теле?
— Ничего. А как же Мария Египетская?
— Но все же, наверное, нужно создать особый молитвенный угол, хотя бы из этических соображений, и отгородить иконы?
— Если есть для этого возможность – да. Но мы же ходим в баню, имея на себе нательный крест.
— Мне тут одна бабушка по этому поводу сказала, что когда идешь в баню, крестик не снимай, но бери бумажку и его закрывай. Более того, она говорила: «Крест никогда не снимай, только если вместе с головой». Это, конечно же, народное творчество, ну, а все-таки? Что вы на это скажете?
— Это, действительно, уже какое-то народное творчество. Конечно, идти молиться, читать правило голым не стоит. Но здесь, опять-таки, если я обнажен и мне хочется помолиться, то Иисусову молитву прочитать могу. А, разумеется, совершать богослужение в таком виде не буду.
— Можно ли заниматься «этим» во время поста, если совсем невмоготу?
— Здесь снова вопрос сил человеческих. Насколько у человека сил хватает… Но «это» будет считаться невоздержанием.
— Недавно у старца Паисия Святогорца прочитал, что если один из супругов духовно сильнее, то сильный должен уступить слабому. Да?
— Конечно. «Чтоб не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Потому что, если жена будет строго поститься, а мужу будет невтерпеж до такой степени, что он любовницу себе заведет, — последнее будет горше первого.
— Если жена ради мужа это сделала, то должна она прийти покаяться, что пост несоблюла?
— Естественно, так как жена при этом свою меру удовольствия тоже получила. Если для одного это снисхождение к немощи, то для другого… В данном случае лучше привести в качестве примера эпизоды из жизни отшельников, которые, снисходя к немощи или по любви, или по иным обстоятельствам могли нарушить пост. Речь идет, конечно же, о пищевом посте для монахов. Потом они каялись в этом, брали на себя еще большие труды. Ведь одно дело проявить любовь и снисходительность к немощи ближнего, а другое – допустить какую-то поблажку себе, без которой вполне мог обойтись по своему духовному устроению.
— Чисто физически не вредно ли мужчине долго воздерживаться от интимных отношений?
— Антоний Великий как-то прожил более 100 лет в воздержании абсолютном.
— Медики пишут, что женщине воздерживаться значительно труднее, чем мужчине. Они даже говорят, что это вредно для ее здоровья. И старец Паисий Святогорец написал, что у дам из-за этого развивается «нервность» и прочее.
— Я в этом усомнюсь, потому что есть достаточно большое количество святых жен, монахинь, подвижниц и т.д., которые практиковали воздержание, девство и, тем не менее, были преисполнены любовью к ближним, а отнюдь не злобой.
— А для физического здоровья женщины это не вредно?
— Они ведь жили тоже достаточно большое количество лет. Я, к сожалению, не готов с цифрами в руках подойти к данному вопросу, но такой зависимости нет.
— Общаясь с психологами и читая медицинскую литературу, узнал, что если у женщины с мужем сексуальные отношения не налажены, то у нее очень большой риск гинекологических заболеваний. Это у медиков – аксиома, значит, она неверна?
— Я бы поставил это под вопрос. А что касается нервности и прочих таких вещей, то психологическая зависимость женщины от мужчины больше, нежели у мужчины от женщины. Потому что еще в Писании сказано: «К мужу будет влечение твое». Женщине труднее быть одной, чем мужчине. Но во Христе все это преодолеваемо. Игумен Никон Воробьев очень хорошо об этом сказал, что женщина имеет более психологическую зависимость от мужчины, чем физическую. Для нее не столько важны сексуальные отношения, сколько факт наличия мужчины близкого, с которым можно общаться. Отсутствие такового слабым полом переносится труднее. И если мы не будем говорить о христианской жизни, то это может привести к нервности и прочим сложностям. Христос способен помочь человеку преодолеть любые проблемы при условии правильной духовной жизни человека.
— Можно ли иметь близость жениху и невесте, если они уже подали заявление в ЗАГС, но официально еще не расписаны?
— Как подали заявление, так могут и забрать. Все-таки брак считается заключенным именно в момент регистрации.
— А если, допустим, свадьба через 3 дня? Я знаю много людей, которые на эту удочку попались. Распространенное явление – человек расслабляется: ну что там, через 3 дня свадьба…
— Ну, через три дня Пасха, давайте праздновать. Или в Великий Четверг кулич пеку, дай-ка я его поем, все равно через три дня Пасха!.. Пасха-то будет, никуда не денется…
— Близость между мужем и женой разрешается после регистрации в ЗАГСе или лишь после венчания?
— Верующему человеку, при условии того, что веруют оба, желательно дождаться венчания. А во всех других случаях достаточно регистрации.
— А если они расписались в ЗАГСе, но потом имели близость до венчания, является ли это грехом?
— Церковь признает государственную регистрацию брака…
— Но им надо каяться в том, что они до венчания были близки?
— Вообще-то, насколько я знаю, люди, озабоченные данным вопросом, стараются не делать так, что роспись сегодня, а венчание – через месяц.
— И даже через неделю? У меня есть друг, он ходил договариваться о венчании в один из обнинских храмов. И ему батюшка посоветовал разнести роспись и венчание на неделю, потому что свадьба – это пьянка, гулянка и так далее. А потом и этот срок перенесся.
— Ну, не знаю. У христиан на свадьбе пьянок быть не должно, а у тех, для кого любой повод хорош, пьянка будет еще и после венчания.
— То есть разносить нельзя на неделю роспись и венчание?
— Я бы не стал так делать. Опять-таки, если жених и невеста – люди церковные, хорошо знакомы священнику, он вполне может повенчать их и перед росписью. Я не буду венчать без справки из ЗАГСа неизвестных мне людей. Но хорошо известных я могу повенчать совершенно спокойно. Потому что я им доверяю, и знаю, что из-за этого ни юридических, ни канонических проблем не будет. Для людей, постоянно посещающих приход, такая проблема, как правило, не стоит.
— Являются ли с духовной точки зрения сексуальные отношения грязными или чистыми?
— Все зависит от самих отношений. То есть муж и жена могут их сделать чистыми или грязными. Все зависит от внутреннего устроения супругов. Сами по себе интимные отношения нейтральны.
— Как и деньги нейтральны, правильно?
— Если деньги – изобретение человеческое, то эти отношения установлены Богом. Людей же такими создал Господь, Который ничего нечистого, греховного не сотворил. Значит, в начале, в идеале сексуальные отношения чисты. А человек способен осквернить их и достаточно часто это делает.
— Приветствуется ли стеснительность в интимных отношениях у христиан? (А то, например, в иудаизме многие на свою жену смотрят через простыню, так как считают позорным видеть обнаженное тело)?
— У христиан приветствуется целомудрие, т.е. когда все аспекты жизни стоят на своем месте. Поэтому каких-то таких законнических ограничений христианство не дает, подобно тому, как ислам заставляет женщину закрывать свое лицо и т.д. А значит, расписать кодекс интимного поведения христианина не представляется возможным.
— Нужно ли воздерживаться после Причастия три дня?
— В «Учительном известии» повествуется, как должно готовиться к Причастию: воздерживаться от близости дня дня до и день после. Поэтому три дня после Причастия воздерживаться нет необходимости. Тем более, если мы обратимся к древней практике, то увидим: супружеские пары перед венчанием причащались, в этот же день венчались, и вечером была близость. Вот вам и день после. Если в воскресенье утром причастились, день посвятили Богу. А ночью можно быть вместе с женой.
— Тому, кто хочет духовно совершенствоваться, нужно ли стремиться, чтобы телесные удовольствия были для него второстепенными (неважными). Или же нужно научиться наслаждаться жизнью?
— Конечно, телесные удовольствия должны быть второстепенными для человека. Он не должен их ставить во главу угла своей жизни. Есть прямая зависимость: чем духовнее человек, тем меньше для него значат какие-то телесные наслаждения. И чем менее духовен человек, тем большее значение они для него имеют. Однако, мы не можем заставить человека, только пришедшего в церковь, жить на хлебе и воде. Но подвижники вряд ли стали бы кушать торт. Каждому – свое. По мере его духовного роста.
— Я прочитал в одной православной книге, что, рожая детей, христиане тем самым готовят граждан для Царствия Божия. Такое понимание жизни может быть у православных?
— Дай то Бог, чтобы наши дети стали гражданами Царствия Божия. Однако, для этого недостаточно ребенка только родить.
— А что, если, например, женщина забеременела, но она об этом еще не знает и продолжает вступать в интимные отношения. Что ей делать?
— Опыт показывает, что пока женщина о своем интересном положении не знает, плод к этому не очень восприимчив. Женщина, действительно, может не знать 2-3 недели, что она беременна. Но в этот период плод защищен достаточно надежно. Причем и от того, если будущая мать примет алкоголь и т.д. Господом устроено все премудро: пока женщина не знает об этом, заботится Сам Бог, а вот когда женщина узнаёт… Об этом должна заботиться она сама (смеется).
— Воистину, когда человек все берет в свои руки, начинаются проблемы… Хотелось бы закончить мажорным аккордом. Что вы можете пожелать, отец Димитрий, нашим читателям?
— Не терять любовь, которой и так мало в нашем мире.
— Батюшка, большое спасибо за беседу, которую позвольте закончить словами протоиерея Алексея Уминского: «Я убежден, что интимные отношения — это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи. Часто излишняя аскеза является причиной супружеских ссор и, в конечном итоге, развода». Пастырь подчеркнул, что основой семьи является любовь, приводящая к спасению, а если ее нет, то брак — «просто бытовая структура, где женщина — воспроизводящая сила, а мужчина — тот, кто зарабатывает на хлеб».
Вопрос священнику.
• Отношения между супругами
— Допустимы ли в браке оральные ласки между супругами?
Отвечает о. Андрей.
—Это интимный вопрос, в Священном Писании и у святых отцов ничего об этом не говорится. Друг другу не изменяйте и не извращайтесь, а как будете ласкать друг друга, решайте сами. Спаси Господь!

Иеромонах Макарий (Маркиш) написал интересную статью «В защиту супружеской тайны», где приводится отрывок из письма одной женщины: «Мы с мужем живём в браке почти шесть лет, у нас двое детей. Во время нашей близости ему хочется,чтобы я отбросила свою скованность (по его словам вовсе неуместную), вела бы себя не так зажато, и я выполняю его пожелания. Но меня уже успели до замужества просветить в этом вопросе старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в супружеской спальне. В итоге получается, что фактически из того,что имеет место в нашей семье — ничего нельзя. Муж мне дорог, но я живу в постоянном ощущении греха, повторяя на исповеди одно и то же от раза к разу…»
На это отец Макарий отвечает: «В интимной супружеской жизни действует всё тот же основной христианский принцип, отдать себя. Не «удовлетворить желание», «насладиться» или «насытить страсть» – такие установки ведут лишь к угасанию полноценной половой жизни, как у мужчин, так и у женщин – а именно отдать себя, подчинить свои интимные желания жене (мужу), направить свою волю не на себя, а на радость и счастье другого. Это хорошо известно медикам, специалистам по гигиене брака – и безоговорочно укладывается в христианское понятие о супружестве.
Теперь несколько практических соображений:
Принесите покаяние в том, что в тайну вашей супружеской жизни вмешались «старшие по возрасту прихожанки, что и как можно делать в спальне» — и научитесь (и научите других) впредь ставить надежную защиту на пути чужого вредоносного любопытства.
Меняйте понемногу, исподволь, отношения с вашим мужем. Не надо при этом пускаться ни в какие дискуссии (особенно в вечернее время…), но просто добивайтесь того, чтобы ему с вами было хорошо: думайте об этом, заботьтесь об этом — причем не только в интимном смысле, но и во всех остальных — тем более, что «интимный смысл» в подлинном супружестве неотторжим от «всего остального». И в процессе такой заботливой перестройки направьте мужа по тому же пути в отношении самой себя.
Всерьез займитесь вашей духовной жизнью, искоренением предрассудков, суеверий, невежества. Вам необходимо найти священника, с которым у вас будет полное взаимопонимание, так что таинство исповеди станет для вас настоящим источником просвещения и направлением к совершенству.
Ваши супружеские отношения, развиваясь, должны быть лестницей в Небо для вас обоих. Помните: семья — это малая Церковь».

Христианство
Основное богословие

Православие обо всем рассуждает в категориях спасения. Что не ведет к спасению, то ведет от Бога. Церковь предполагает, что в жизни должен быть один муж и одна жена. Церковь очень щепетильно относится к отношениям между мужчиной и женщиной. Считается, что здесь телесно и духовно происходит взаимное проникновение. Связь не для брака или вне брака является разрушительной для человека. Связь, которая происходит из себялюбия, для удовольствия – для человека неполезна, разрушительна.
Идеальный брак – когда два человека соединяются в малую Церковь во Христе. В древности не было таинства венчания, таинством был сам брак, когда два члена церкви свободно решали о соединении малой церкви, это объявлялось ими на евхаристии и там же праздновалось.
Семья создается не только во славу Божию, но и чтобы облегчить друг другу путь ко спасению. Это церковь называет таинством. Специального чина не было до Х в. Император Лев VI потребовал, чтобы все браки были узаконены и воцерковлены. На церковь были возложены юридические функции. Церковь вынуждена была вывести чин венчания из евхаристии.
Церковь считает только первый брак таинством. Если двое соединены во Христе, то это единство ничто не может разрушить. У Бога все живы. Брак во Христе – это соединение людей друг с другом и с Христом. Люди помогают спутнику жизни карабкаться ко Христу. Христианами можно быть только любя другого.
Для христианина такой вещи, как не сошлись характером и т.п., не существует, так как это подразумевает юридические отношения, а люди должны жертвовать собой друг для друга.
Браки существуют не для деторождения, а потому что большинство людей может спастись только так, помогая друг другу.
Православие запрещает христианину гнушаться брака. Христос Своим первым чудом находился на браке и освятил его Своим присутствием.
В браке, если мы верим в Бога, мы остаемся верными своему супругу и после его смерти. Христианство не настаивает на том, что между молодыми должна быть любовь, об этом святые отцы пишут мало. Трудно найти человека, который был бы влюблен только один раз в жизни. Мы воспитаны на классической литературе, а она вся нецерковная. Любовь в 18 лет и в 40 лет разная. У нас завышенное чрезвычайно отношение к любви, и это дает нам повод уйти от жены или мужа. В любви много самоуслаждения, а нам это часто неполезно. Отцы церкви ничего не говорят о первом чувстве, хорошо оно или плохо. Опытный духовник обязательно предупредит молодых, что первое чувство у них может пройти, что нужно уметь притереться друг к другу, а это очень сложно.
Церковь благословляет 2 венчание, но это покаянный чин, потому что «лучше пусть вступают в брак, чем разжигаются» (ап. Павел).

РАЗВОД

Церковь не может развенчать, нет у нее для этого инструментов. Единственное, что она может сделать – это засвидетельствовать, что данного брака больше нет.
В Российской империи Церковь обладала юридическими функциями, так как не было гражданского брака. Брак мог быть разрушен только прелюбодеянием одной из сторон. Сейчас есть и другие причины, по которым можно расторгнуть брак (человек, много лет пропадающий, наркоман, алкоголик, больной венерическими болезнями или СПИДом, человек, который не может исполнить супружеские функции, но не сообщил об этом до брака), но это неикономично, такие разводы допустимы, но Церковью не приветствуются.

Деторождение

Позиция Церкви – делать столько детей, сколько получилось, независимо от экономической ситуации в семье и от здоровья.
Церковь категорически запрещает аборты, приравнивая их к убийству.
На 8 день ребенку в Церкви нарекается имя, а на 40 – крестят. Роженица или женщина после выкидыша не может посещать Церковь в течение 40 дней и причащаться. Опыт показывает, что неабортированные дети становятся самыми желанными.
Абортированные противозачаточные средства невозможны. Допустимы только средства, не допускающие зачатия.
Церковь не благословляет «ЭКО» — рождение детей из пробирки, так как оплодотворяется множество эмбрионов, а врач оставляет только самый сильный. Церковь против мужского донорства, вынашивания чужого ребенка и клонирования, все это обычно действует разрушительно. Но дети, зачатые таким способом, Церковью крестятся.
Апостол Павел говорит, что уклоняться от супружеских отношений нужно только во время поста. Но если один супруг нецерковный, то церковный должен в этом вопросе уступать.
Если обращение одного из супругов произошло после брака, то долг его – постом, молитвой, собственным примером обратить другого. Не является причиной, поводом для развода, если обращение произошло после брака.
Браки между верующими и неверующими обычно не благословляются, потому что не получается полноты брака, случается очень много скорбей. Особенно если разной веры.

Отношения между родителями и детьми

5 заповедь – самая чистая. Потому что престарелые родители – это самое бесполезное, что у нас есть. Но их нужно почитать. Требования детей к родителям абсолютно безосновательны.
Илл. Сурена Хондкаряна
По мат-лам Предтеченских катехизаторских курсов
репост

Представители трех мировых религий собрались в студии радио «Комсомольская правда» (97,2 FM), чтобы в прямом эфире обсудить проблемы взаимоотношений полов. На откровенную тему говорили ведущий программы «Православная энциклопедия» протоиерей Алексей Уминский, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин Зиновий Коган и исламский богослов Дамир-хазрат Мухетдинов, специальный корреспондент «КП» Борис Клин и радиоведущий Антон Челышев.

Челышев:

— Начнем с повода, по которому мы сегодня собрались. Надеюсь, что на такую тему для эфира вас сподвигло лето, которое, наконец, пришло в Москву.

Клин:

— Еще сподвиг выход книги, написанный православными богословами Александром Баженовым и Юрием Белоновским об отношении православия к сексу. Авторы этой книги указали, что у иудеев эти вещи уже описывались, у мусульман была книга «Любовь и секс в исламе». И сегодня в нашей студии протоиерей Алексей Уминский, ведущий программы «Православная энциклопедия», который написал предисловие к этой книге.

В этой книге утверждается, что православные люди этим могут заниматься не только для деторождения, но и для получения удовольствия и радости. Верно, отец Алексей?

Уминский:

— Без всякого сомнения. То, что мы называем супружеством, имеет своей целью не только деторождение, но и, мне кажется, самая главная цель — соединение двух любящих в единое существо, как об этом говорит нам Священное писание, и мы подразумеваем, что единая плоть — это не только супружеское соитие. Еще и то, когда любовь, истинная и настоящая, прекрасная, делает из двух одно. И она не кончается на земле. И в вечности соделывает эту супружескую пару, соединившуюся на земле, в единое целое. Поэтому и супружеские отношения служат этой целью. И прекрасны сами по себе.

Мухетдинов:

— В Священном Коране есть аят, цитата, в которой Бог говорит: «О люди! Мы создали вас от одного человека, от мужчины и женщины. Сделали вас народами и племенами, дабы вы познавали друг друга». Летаарафу — это буквально: «Чтобы вы познавали друг друга». И в сексуальном плане тоже. Поэтому ислам — религия, которая довольно-таки строго регламентирует жизнь человека. Она, конечно, против, чтобы человек ограничивал деторождение. Но в период двух лет, до тех пор, пока женщина не вскормит своей грудью ребенка, мужчина может заниматься сексом. И такого жесткого ограничения в исламе, конечно, нет.

Коган:

— Секс — это когда два поезда без тормозов, идут навстречу друг другу. Шутка, конечно. Вы знаете, я перерыл весь Талмуд и секса нет, как в СССР. Зато целые тома посвящены браку, семейному союзу мужчины и женщины. Предполагаются права и обязанности, как между мужчиной и женщиной, так и относительно детей, имущества. Это очень важно. В библейские времена брак совершался по воле родителей. Сейчас, конечно, все иначе.

У нас тоже сексуальные желания не являются постыдными. И, понятно, что женщине лучше терпеть несчастливый брак, чем оставаться незамужней. Желательно, чтобы жених и невеста были одного возраста. Так, по крайней мере, раньше считалось, одного социального происхождения.

Челышев:

— Секс в иудаизме только для деторождения или для удовольствия тоже?

Коган:

— Конечно же, для того, чтобы род плодился, размножался. Но при этом ты получаешь удовольствие.

Клин:

— Но только сочетая с деторождением? Или все-таки можно просто ради удовольствия?

Коган:

— Без секса не было бы дома, семьи и так далее. Это даже не рассматривается. Все, что человек делает, он делает с удовольствием и для удовольствия. В том числе и секс. Поэтому сексуальные желания поощряются. Они не постыдны. Это не порочно. Но просто для удовольствия… Ничего случайного не бывает. Как это: просто для удовольствия? Для удовольствия бегают по стадиону вокруг…

Клин:

— Почему же все-таки сложилось такое мнение, что для верующих занятие сексом — нечто постыдное, грязное, греховное?

Коган:

— Нет.

Уминский:

— Я бы хотел немного от слова «секс» отстраниться, потому что это термин совершенно нерелигиозный. Он не употребляется, как правильно сказал Зиновий Львович, ни в одной священной книге. И поэтому мы будем с этим словом немножко осторожны. Например, мне неприятно его произносить по отношению к супружеских отношениям, когда мы говорим о супружеском соитии, супружеских вещах, которые таинственны. И покров таинственности, целомудрия, нежности и бережности по отношению мужа и жены, любая религиозность будет сохранять. Потому что если это будет раскрыто, слишком публично, тогда, конечно, мы просто обесценим сам брак. Здесь для нас мы должны сказать, что сами отношения супругов для нас являются ценностью. Уходя от этого слова.

Протоиерей Алексий УминскийФото: Евгения ГУСЕВА

К вашему вопросу. Дело в том, что с этим проявлением жизни человечества, к сожалению, связаны не только супружеские отношения. Но и те связи вне супружества, которые церковь считает греховными, блудными. И не только церковь. Так считает ислам, я так понимаю. Так считает и иудаизм. В этом смысле мы религии одного корня, в котором это заложено изначально. И заповедь «Не прелюбодействуй» достаточно жестко сформулирована во всех трех мировых религиозных системах. Этот процесс, эта тайна — оно должно быть хранимым и охраняемым. И иногда так бывает, что чрезмерность в этом охранном процессе, а вы знаете, что в православии достаточно сильно монашеская линия в богословии, в церковном уставе, регламентация отношений, где человек принципиально борется со своей плотью. Потому что он дал обеты монашеские. Один из них — целомудрие и девственность. Но человеческое естество таковым устроено, что оно рвется реализовывать эту потребность. И поэтому монашеское дело недостаточно строго относится к человеческим чувствам, помышлениям, взглядам. Это фактически трансформируется.

Мухетдинов:

— В исламе нет таких проблем, на самом деле. И мы не стесняемся использовать слово «секс». Конечно, если это люди не преклонного возраста. Именно те, которые формировались в рамках СССР, как упомянул один из выступающих: в СССР секса не было. Да, Коран говорит, прежде всего, употребляя слово «мовадда» — любовь. Но мы так же всегда обращаемся к жизни пророка Мухаммеда. И что же мы увидим из его жизни? Это человек, который очень любвеобильным человеком был. Мы не назовем его похотливым, потому что в его сознании, сознании мусульман, он выполнял свой супружеский долг. И в рамках этого надо исходить. Если ты занимаешься сексом, любовью и не переходишь законы приличия, нормы исламского шариата, это, прежде всего, твоя законная супруга. Речь идет о соитии между мужчиной и женщиной. ТО в рамках этого все это дозволительно. Более того, мусульманские предания приводят такие хадисы, особенно у арабов, это было неким знакомо почета, хвальбы, что пророк Мухаммед совершал свои контакты, половые сношения с одним омовением. А мы знаем, что жен у него было много. И пророк Мухаммед говорит: «Все больше в этом мире мне нравился запах приятных духов и женщины. Но истинное наслаждение я находил только в молитве». Здесь точка зрения ислама и христианства несколько расходится. Но мы никогда не смотрели на занятие сексом, как на что-то грязное, греховное и развратное. Но мы четко разделяем между никахом — бракосочетанием и между человеком, который занимается развратной жизнью. Здесь не может быть других определений.

Коган:

— Я могу только подтвердить, что чем в иудаизме секса в браке больше, тем лучше. Мы говорим про секс. Тема задана. Вот вовремя секса с мужчиной женщина получает высшее наслаждение.

Челышев:

— Говорят, что не всегда.

Коган:

— То, что называется оргазм. Когда она получает оргазм, при этом у нее, как сегодня говорят ученые, одно полушарие отключается. А вот у мужчины вовремя оргазма мозги вообще не работают. Он весь поглощен страстью.

Но если серьезно, никто не должен ставить знак равенства между удовольствием от секса и приглашением к сексуальному насилию. Мы должны поговорить об актуальных вещах особенно в начале лета. Мы сегодня видим, как жара заставляет девушек раздеваться. И, мало ли что говорят… Однажды я присутствовал на лекции. И слышал, как мой коллега говорил старшеклассницам: «Не одевайтесь, как шлюхи, чтобы избежать сексуального насилия!». И он тем самым как бы обвинил самих старшеклассниц в провоцировании сексуального насилия. В ответ одна из учениц ему сказала, что женщины имеют право одеваться, как им нравится. И не подвергаться нападениям. Кстати, другая школьница сказала, что большинство девушек подвергаются сексуальному насилию со стороны знакомых, а не незнакомцев. И в большинстве случаев случается, когда девушки в джинсах или в длинных юбках. Вот этот строгий дресс-код он, оказывается, самый сексуальный. Возможно.

Клин:

— Давайте ответим на вопрос — какие существуют ограничения, накладываемые религией на супружеские отношения. Уже ясно, что вне брака этих отношений быть не должно. А вот существуют ли какие-то ограничения для супругов или, наоборот, их не существует?

Уминский:

— Дело в том, что церковь никогда не занималась регуляцией этого вопроса дотошно. Никаких ни священных текстов мы не имеем. Ни даже канонов, которые бы говорили об этом с подробностями. Это вещь очень сокровенная, супружеская и интимная. Еще раз повторю: интимная. И поэтому у церкви есть только одно учение, которое сформулировал апостол Павел в одном из своих посланий. Он говорит, что «не муж хозяин своего тела, но жена. Не жена хозяйка своего тела, но муж. И не уклоняйтесь друг от друга, как только в период для упражнения в молитве». И поэтому у нас есть такая традиция, что во время постов, которые в нашей церкви совершаются, супружеские отношения на время поста прекращаются.

Клин:

— Не только Великого поста?

Уминский:

— Любого поста. Петров пост начнется. И традиционно в церкви, хотя нет строгих канонических правил, но традиция вековая сложилась так, что во время поста супруги упражняются в молитве. Христиане живут жизнью более сосредоточенной, аскетической, молитвенной в этот период. Но что касается того вопроса, что можно, а что нельзя, здесь, конечно, мое глубокое убеждение, что никто не имеет права лезть в супружескую постель, в том числе и священник. И давать жесткие рекомендации, кроме одного. Конечно, никаких безобразий, никакого насилия в этом быть не должно. И никакого извращения. Что я называю извращением? Те супружеские отношения, которые не приводят, принципиально не приводят к зачатию ребенка.

Борис КлинФото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Мухетдинов:

— Ислам, напротив, очень строго регламентирует даже такие отношения, как супружеская жизнь. Опять же, мы возводим традицию к пророку Мухаммеду. Однажды к нему пришла женщина-мусульманка. И сказала: «Посланник Аллаха! У меня есть вопрос, но который я стесняюсь тебе задать». На что пророк сказал: «В исламе нет стеснения. Спрашивай, сестра». И она сказала, что «мы, жители Мекки, у нас была традиция во время полового сношения делать это, как традиционно принято: мужчина сверху, женщина снизу. А в Медине были иные традиции». На что посланник Аллаха сказал, что если это не анальный секс, то это ислам разрешает. То есть, есть ограничения на анальный секс. Ряд ученых считает оральный секс греховным. И, естественно, во время поста, совершения хаджа, любое соитие мужчины и женщины запрещается. Эти вещи не то, что постыдные. Мы преподаем во всех средних, профессиональных учебных заведениях. И даже если учащиеся начальной мусульманской школы созрели и достигли полового созревания, то мусульманские книги этому всему обучают. И здесь нет никакого постыдного момента. Ислам четко и жестко все это регламентирует.

Коган:

— То есть анальный секс запрещен однозначно. А по поводу орального есть разные мнения.

Уминский:

— Собственно, я сказал то же самое. Только немножко другими словами.

Коган:

— Мне только остается присоединиться. У нас тоже такие же ограничения. В этом смысле мы с мусульманами очень похожи. Не зря мы лет пятьсот вместе жили. Да. Но, безусловно, много ограничений. И они достаточно подробно описаны в еврейских священных книгах.

Клин:

— Какие именно?

Коган:

— Допустим, по времени. До месячных, после месячных женских. Скажем, посты. После беременности, причем мальчик — одно время. Если девочка рождена, то на неделю больше. Потом, женщины, перед тем как заниматься сексом, обязательно должны пойти в микву. И так далее.

Клин:

— А по тем техникам, что Дамир-хазрат сказал, анальный секс разрешен?

Коган:

— Секс — для рождения детей. Все остальное — это как онанизм. А это грех! Точно так же, как грехом считается и гомосексуализм и так далее.

Челышев:

— Ответы даны. Я бы хотел уточнить у отца Алексея. Вы говорите, что запрета на физическую близость у супругов во время поста нет, но, тем не менее, есть традиция, что во время поста православные держат этот физиологический пост.

Уминский:

— У нас нет специальных канонических правил по этому поводу. Просто это не описано. Но так, как это сложилось уже веками и тысячелетиями, и мы находим советы апостола Павла в его посланиях о том, что супруги должны уклоняться друг от друга на время поста и молитвы, мы, соответственно, переносим эту рекомендацию на дни поста как совершенно естественную.

Челышев:

— Двое супругов воцерковленные. Один из супругов говорит, что запрета нет и мы должны это делать, а другой — нет, мы не должны.

Уминский:

— В этом смысле православие допускает определенную свободу принятия на себя ответственности за супружескую жизнь самих супругов. И мне кажется, что все-таки тысячелетние традиции имеют свое значение для каждого православного супруга. Но бывают такие вещи, что один из супругов воцерковленный человек, верующий, а другой неверующий — и наступает пост. И вот здесь возникает проблема, когда один из супругов хочет соблюдать пост и чистоту внутреннюю и внешнюю. Хочет на себя наложить тяжесть поста с определенной целью, чтобы угодить Богу. А другой супруг совершенно этим не живет и как супруг требует исполнения супружеских обязанностей. В данном случае есть общая и совершенно очевидная рекомендация, что все-таки супруг — хозяин тела супруги. И нарушение поста не является очевидным грехом.

Челышев:

— Полагаю, что вы буквально камень с плеч наших слушателей православных сбросили…

Уминский:

— Потому что все-таки брак имеет свою ценность. И если брак будет трещать по швам, что кто-то постится, а кто-то нет, то это будет неправильным. Брак сам по себе гораздо ценнее.

Челышев:

— Еще один вопрос, который засел с самого начала эфира. Вы говорите, что физическая близость между православными людьми — это таинство. Это должно быть сокровенным и закрытым от других. Но не кажется ли это вам чем-то вроде анахронимза? Этому еще в школе учат, в седьмом классе или в каком-то еще.

Уминский:

— Конечно, учат. Но почему-то у нас благодаря такой науке первое место по разводам в мире.

Клин:

— А, кстати, нужно просвещение в области интимной жизни? Какова православная, мусульманская традиции? Еврейская? Кто этим занимался и занимался ли вообще? И в каком возрасте? Как это происходило?

Уминский:

— Мы сейчас живем в ином мире. Мир, который взорвали много разных революций в том числе и сексуальная революция. И общественное сознание совершенно разрушено. И отношение к браку иное. И отношение к интимной близости — иное понятие этого всего. Сейчас для многих непонятно, как до брака хранить целомудрие? Для многих людей пропагандируется со страниц гламурных журналов, что изменить супругу — это нормально, только укрепляет семейные связи. Образом отношений папы и мамы это делалось. Когда ребенок видел, как папа и мама любят друг друга, как они нежны, уважительны.

Клин:

— То, как нежны, что происходит в спальне, они не могли видеть.

Уминский:

— Не в спальне. Быть нежным и уважительным можно не только в спальне.

Клин:

— А о том, что в спальне, было принято рассказывать как-то? Перед свадьбой. Как?

Уминский:

— Думаю, что да. Такие традиции могли существовать. Но это не было особым знаком церковности. Скорее, знаком традиционной культурности определенной. Семейственности, которая из поколения в поколение передавалась. Мы, к сожалению, у нас часто нет ответа на эти вопросы. И вот эта книга, о которой вы сегодня сказали, это правильная попытка об этом говорить. Действительно, мы не готовы сегодня, церковь не готова на вызов современности четкие ответы дать. Но церковь не может молчать. Надо искать ответы на эти вопросы. Понятно, папа просвещал мальчиков, а мама девочек. По крайней мере, до революции было так.

Мухетдинов:

— В мусульманской традиции данная программа, наверное, не смогла бы состояться по той причине, что уже в 14,13, 15, 16 лет девушки вступали в брак. Поэтому их этому надо было учить гораздо на раннем этапе и учили. Если говорить об исламской традиции, то всегда существовал такой момент мусульманской камасутры, она воспевалась. Любовь к женщине, мужчине через стихи, поэзию. Арабы, будучи такими горячими людьми, они это всегда воспринимали через такую призму. Поэтому, конечно, в семьях, прежде всего, учили. Мы закончили советские школы. Меня мои родители не учили, как нужно заниматься сексом и любовью со своей супругой. Но инстинктом мы все это знаем и понимаем. И, опять же, для мусульманина это не является проблемой, так как в медресе он это изучает. Речь не идет о имамах. В большинстве мусульманских стран закон божий преподается во всех школах. И в детском саду, соответственно.

Коган:

— У нас очень подробно это все расписано. И то, что называется «кидышин» — освящение, помолвка. Венчание. Вот венчание — это тот брак, который говорит, что этот секс безопасный. Эта семейная жизнь безопасная. И жених и невеста чисты, как ангелы. Это очень важно. Тут играют роль родители, родственники.

Челышев:

— Главное — соблюсти какой-то обряд…

Коган:

— Главное, чтобы родители свидетельствовали, что он не наркоман, она то же самое. Их учат, как соблюдать. И сам брак, венчание включает в себя и секс, и половую жизнь.