Себастьян святой

История искусства в одном сюжете: святой Себастьян

9 марта 2017Искусство, История

Как римский военачальник-христианин из немолодого бородатого мученика превратился в гей-икону

Автор Анна Киселева

Святой Себастьян — один из самых известных католических святых. В раннее Средневековье его почитали как мученика, не предавшего веру и достойно принявшего смерть во имя Христа, а с конца XIV века, после эпидемии чумы, поразившей в середине столетия всю Европу, — и как защитника от этой болез­ни. Себастьяна казнили, когда ему было около тридцати лет, и о его жизни известно немного. Краткость жизнеописания повлияла на иконографию святого: художников в основном впечатляла история его казни и связанные с ней сюжеты, а не рассказы о том, как римский легионер Себастьян обращал в христианство своих однополчан.

Благодаря миланскому епископу и богослову святому Амвросию мы знаем, что Себастьян родился в Милане, а умер в Риме. Больше подробностей (хотя и их немного) нам известно благодаря «Золотой легенде» — средневековому сборнику житий святых, составленному в XIII веке монахом Иаковом Ворагин­ским, впоследствии архиепископом Генуи. Себастьян родился в Нарбонне, жил в Риме при императоре Диоклетиане (284–305), служил начальником гвардии и тайно исповедовал христианство. Узнав об этом, император приказал рас­стрелять его из лука. Однако Себастьян остался жив и начал обличать власть в преступлениях против христиан. Тогда Диоклетиан отдал повторный приказ о казни. Себастьяна забили палками, от чего он и умер в 287 году. Благодаря хронографу 354 года Хронограф — памятник древней письмен­ности, содержащий сводный обзор всеобщей истории. мы также знаем, что святой похоронен в римских катакомбах.

Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово

Святой Себастьян. Деталь мозаики, изображающей шествие мучеников. Равенна, середина VI векаruicon.ru

Самое раннее из дошедших до нас изображений святого Себастьяна — мозаика из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, созданная в середине VI века. Узнать Себастьяна можно только по соответствующей подписи: он лишь один из 26 участников процессии святых и мучеников, которые шествуют к престолу Иисуса Христа от дворца Теодориха Теодорих Великий (454–526) — король остго­тов, который к 493 году завоевал большую часть Италии и основал там королевство со столицей в Равенне. Теодорих был хри­стианином, но исповедовал арианство, то есть cчитал, что Бог Сын сотворен Богом Отцом.. Во главе процессии, вероятно, был изо­бражен сам Теодорих, но к концу столетия, когда Равенна оказалась под влия­нием Византии, арианские мозаики заменили новыми, и на них Теодориха уже нет. Святые почти не отличаются друг от друга: все, кроме святого Марти­на и святого Лаврентия, одеты в белые тоги римских патрициев и несут в руках терновые венцы — символ мученичества. Себастьян изображен немолодым бородатым мужчиной: возраст — единственная историческая деталь в его облике.

Андреа Мантенья. «Святой Себастьян» (1457–1459)

Kunsthistorisches Museum / Google Art Project

На картине Андреа Мантеньи тело святого напряжено, и привязан он не к дере­ву, а к колонне триумфальной арки, напоминая скорее мраморную статую, нежели человека. Фон картины символичен: языческий мир уходит в прошлое, арка разрушена, у ног святого разбросаны обломки античных статуй. Ступня в сандалии и голова могли принадлежать одному из 200 каменных идолов, которых, согласно «Золотой легенде», разрушил Себастьян. Чуть дальше лежит другой обломок — кусок рельефа с амурами, собирающими виноград, с антич­ного саркофага: сбор винограда мог символизировать жертву Иисуса и евхаристию.

В облаке в верхней части картины, слева, видна фигура всадника. Возможно, Ман­тенья снова вспоминает «Золотую легенду», где приведена версия, соглас­но которой имя Себастьян происходит от слова basto — «седло», а значит, свя­той — седло Иисуса, где церковь — это конь, а сам Иисус — всадник.

Антонелло да Мессина. «Святой Себастьян» (ок. 1478)

Staatliche Kunstsammlungen Dresden

По-настоящему популярным образ святого Себастьяна становится в Италии XV века. На ренессансных картинах изображена первая казнь: Себастьян при­вязан к дереву, а тело его пронзают стрелы. Теперь святой выглядит молодо и у него нет бороды. Уменьшается и количество стрел, хотя Иаков Ворагинский писал, что во время первой казни святой напоминал ежа — так много стрел в него было выпущено. Но художники эпохи Возрождения сосредоточены на красоте тела Себастьяна, а не на количестве ран — боль редко искажает лицо святого.

Дерево, к которому привязан святой, растет у канала на одной из венецианских площадей. Сцена казни не нарушает праздного спокойствия города, его жители продолжают прогуливаться, а стражник — единственный персонаж, связанный с Себастьяном, — уснул. Балконы дворца украшены турецкими коврами: они напоминают о процветании Венеции, случившемся благодаря торговле с Отто­манской империей.

Почитание святого Себастьяна усилилось в XIV и XV веке вместе с пришедшей в середине XIV века черной смертью: считалось, что Себастьян помогает защи­титься от чумы. С приходом чумы в Венецию в 1477 году связывают и картину да Мессины. Впрочем, художник умер всего через год в своей родной Сицилии, так что неизвестно, мог ли он успеть получить и выполнить такой заказ.

Йос Лиферинкс. «Заступничество святого Себастьяна» (1497–1499)

The Walters Art Museum

Как свидетельствует жизнеописание святого Себастьяна, первый случай изба­вления города от чумы благодаря его заступничеству произошел в конце VII ве­ка, а именно в 680 году, когда мощи святого отправили из Рима в Павию, пора­женную эпидемией. Реликвию поместили в церкви Сан-Пьетро ин Винколи, посвятили Себастьяну алтарь, после чего чума ушла.

В Павию мощи Себастьяна попали скорее по политическим, нежели религиоз­ным соображениям. В то время культа Себастьяна как защитника от чумы еще не существовало, зато он считался, наравне с Петром и Павлом, покровителем Рима. Незадолго до начала эпидемии тогдашний римский папа Агафон заклю­чил союз с лангобардами Королевство лангобардов (568–774) — государство на севере Италии, созданное одноименным германским племенем. В VII веке под властью лангобардов находилась большая часть современной Италии.. Перенесение мощей одного из самых влиятельных римских святых в Павию укрепляло этот союз, а последовавшее за этим исцеле­ние города свидетельствовало о том, что союз одобрен Небесами.

В 1460-е годы, после почти векового отсутствия, чума вернулась на юг Фран­ции, вспышки эпидемии в разных городах продолжались вплоть до начала XVI века. В Марсель чума приходила в 1476, 1483–1485, 1490 и 1494 годах. Спу­стя три года после очередной эпидемии, в 1497-м, авиньонский художник Йос Лиферинкс написал историю жизни святого Себастьяна для алтаря церкви Нотр-Дам-дез-Аккуль в Марселе. Алтарь посвящен и двум другим защитникам от болезней — святому Роху и святому Антонию. Одна из сцен изображает заступничество святого Себастьяна. Лиферинкс опирается на рассказ из «Золо­той легенды», в основе которого — сюжет из «Истории лангобардов», написан­ной в конце VIII века средневековым монахом Павлом Диаконом. На картине изображена Павия, где свирепствует болезнь: живые не успевают хоронить мертвых, и прямо во время отпевания чума поражает одного из могильщиков. В небе видны два ангела: согласно «Золотой легенде», многие видели, как ангел в белых одеждах показывал ангелу смерти, какой дом поразить копьем, после чего оттуда выносили мертвецов. Вдалеке, на облаке, святой Себастьян молит Бога о спасении города. Впрочем, в Павии художник никогда не был, так что на картине, скорее всего, изображен его родной Авиньон.

Хусепе Рибера. «Святой Себастьян и святая Ирина» (1628)

Государственный Эрмитаж

После того как Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна, свято­го оставили умирать привязанным к дереву. Ночью к месту казни пришла свя­тая Ирина. Она вытащила стрелы из тела Себастьяна, отнесла его к себе домой и вылечила. Эта история появляется в середине XVII века в сборнике «Деяния святых», составленном иезуитом Жаном Болландом. В его основе — более ранние средневековые тексты. В искусстве же линия о святой Ирине возникает еще раньше — в XV веке.

Исцеление Себастьяна от ран и его способность останавливать чуму считались чудом: чума обойдет молящегося, как Себастьяна миновали стрелы палачей. В конце XVI — XVII веке, в эпоху Контрреформации, на изображениях казни святого все чаще появляется святая Ирина — и церковь всячески поддерживает этот сюжет, пытаясь восстановить доверие католиков. Образ Ирины являл хри­стианам, и в особенности христианкам, пример сострадания и заботы о ближ­нем, а также рационально объяснял, каким образом Себастьян остался жив. К этой сцене часто обращались художники, находившиеся под влиянием Кара­ваджо, в том числе Хусепе Рибера. Большую часть жизни он провел в Неаполе, где видел работы Караваджо.

На этой картине в теле святого осталась всего одна стрела. Внимание зрителя приковано к Себастьяну, тогда как женские лица остаются в полумраке. В отли­чие от большинства художников, изображавших Ирину и ее помощницу осво­бождающими Себастьяна от веревок, Рибера оставляет святого привязанным к дереву. Запрокинутая голова, голая шея, отведенная рука подчеркивают его беззащитность.

Лодовико Карраччи. «Святого Себастьяна сбрасывают в клоаку Максима» (1612)

The J. Paul Getty Trust

После того как святая Ирина спасла Себастьяна, он пришел во дворец Диокле­тиана и начал упрекать его в жестокости по отношению к христианам. Разгне­ванный император велел снова казнить святого, а именно забить его палками, после чего сбросить тело в клоаку Максима  Клоака Ма́ксима, или Большая клоа­ка, (от лат. Cloaca Maxima) — часть античной системы канализации в Древнем Риме. — до сих пор существующий канал канализационной системы, заложенной в VI веке до н. э.

В ночь после смерти Себастьян явился благочестивой римской матроне Луци­не, показал ей, куда было сброшено его тело, и женщина похоронила его в ката­комбах у Аппиевой дороги  Аппиева дорога — одна из важнейших обще­ственных дорог Рима, построенная в IV веке до н. э. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские свя­тые и мученики. . Рядом с тем местом, где Луцина обнаружила тело святого, построили небольшую церковь, но в XVII веке ее пришлось снести, чтобы освободить место для базилики Сант-Андреа делла Валле. Чтобы сохра­нить память о том, что здесь произошло, одну из капелл новой базилики посвятили святому Себастьяну, а семейную капеллу Барберини расписали сце­нами из его жизни.

Эгон Шиле. Автопортрет в образе святого Себастьяна (1914–1915)

Wikimedia Commons

В 1915 году в венской галерее «Арно» открылась персональная выставка Эгона Шиле. Для афиши Шиле использовал автопортрет в образе святого Себастьяна. На множестве своих портретов художник изображал себя смотрящим на зрите­ля в упор. Здесь же его глаза закрыты, а тело безвольно повисло в воздухе, встречая град стрел.

Пьер и Жиль. «Святой Себастьян» (1987)

© Pierre et Gilles / burnley college digital photography / Flickr.com

Начиная с XV века художники, обращающиеся к образу святого Себастьяна, все чаще сосредоточивались на красоте его обнаженного тела, мученичество же отходило на второй план. Еще в первой половине XVI века Джорджо Вазари рассказывал в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», что в монастыре Сан-Марко во Флоренции решили убрать из церкви изображение святого Себастьяна: многие прихожанки на исповеди сознавались в том, что картина вызывает у них греховные мысли. Наконец, к XX веку образ этого красивого юноши стал частью гей-культуры. На блестя­щих, китчевых фотографиях Пьера и Жиля святой Себастьян выглядит слиш­ком желанным: не скрывая своей иронии, художники утрируют те смыслы, которыми изобра­жения святого Себастьяна наделяли их предшественники.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Как святой Себастьян стал покровителем людей нетрадиционной ориентации


Как святой Себастьян стал покровителем людей нетрадиционной ориентации.

Конечно, сегодня не существует никаких чётких указаний или доказательство того, что святой Себастьян при жизни был человеком нетрадиционной ориентации. Но со временем образ этого святого приобрел крайне странный облик. Сочетание его телосложения, частичной или полной наготы, символизма стрел, проникающих в его плоть, а также скрываемой боли, которую испытывал Себастьян, привели к тому, что художники на протяжении веков писали картины со святым-мучеником, а в девятнадцатом веке и вовсе сделали его «иконой гомосексуальности». Но почему геи начали считать святого своим покровителем?
Святой Себастьян на протяжении столетий был известен как символ преданности христианским идеалам, а в последнее время его считают покровителем геев. И даже при том, что в Ватикане с незапамятных времен не прекращаются споры, что делать с сексуальным разнообразием — принять его, терпеть, как неизбежное зло, или же снова устроить за ним охоту, наличие подобной иконы, в которой смешиваются мистика, религиозность и странность, явно идет вразрез с религиозной системой и ее моралью.

Святой Себастьян. Giovanni Antonio de Bazzi. 1525–26 г.

Святой Себастьян был одним из приверженцев учения Христа, за что его убили в 288 году по приказу римского императора Диоклетиана. Будучи римским солдатом, он тайно исповедовал христианство, несмотря на официальный запрет. Когда Себастьяна арестовали и допросили, он отказался отречься от христианства. После этого Диоклетиан отдал приказ вывести мятежного солдата за черту города и расстрелять его из луков. Несмотря на это, Себастьян сумел выжить, и его выходила некая Ирина (которую впоследствии также причислили к лику святых). Когда Себастьян поправился, христиане уговаривали его бежать, но фанатичный солдат снова отправился к императору с якобы доказательством своей веры. Диоклетиан приказал забить его камнями и палками до смерти.

Мученичество св. Себастьяна.

Пик популярности образа святого Себастьяна пришелся на XVIвек. В это время все больше художников начали создавать картины казни святого. В классической иконографии Себастьяна представляли как красивого молодого мужчину, как правило полуголого и пронзённого стрелами, а его лицо выражает то ли боль, то ли экстаз. Именно этот образ и начал считаться отсылкой к сообществу ЛГБТ.

Мученичество Себастьяна — легионера, ставшего святым. Предположительно полотно Микеланджело.

Одну из самых примечательных картин с этим персонажем создал Эль Греко. Гениальному художнику удалось соединить в, казалось бы, трагической картине образы тьмы, чувственности и желания. Являясь отличным примером выразительности и объективности, присущей последним работам художника, эта картина также является замечательным примером того, как можно изобразить святого так, чтобы он стал иконой для людей, с которыми его ранее очень сложно было ассоциировать.


Святой Себастьян. Эль Греко.

То же самое касается и картины Гвидо Рени, которая впоследствии вдохновляла Оскара Уайльда и Юкио Мисиму на гиперчувствительность в их произведениях. И как же забыть Андреа Мантенья, художника эпохи Возрождения, который сделал святого Себастьяна центральной темой трех своих работ.
Именно эти легендарные художники сделали святого похожим на молодого человека, который, помимо боли, просто «излучает» эротику своими изгибами тела, цветом кожи, распущенными волосами и сильными мускулами.

Один из самых эротичных образов.

Несмотря на всю боль, которую он должен испытывать, лицо святого обычно изображают спокойным или более того, выражающим экстаз. С точки зрения церкви, это должно символизировать экстаз или высшую степень радости перед тем, что Себастьян вот-вот встретится с Богом. Тем не менее, соблазнительные черты святого приобрели еще одну трактовку, став «священными» для геев.

Святой. Анхель Саррага.

Церковь пыталась бороться с этим обычаем, вводя указы, которые мешали распространению чрезмерно чувственных произведений, и наказывая любого верующего, который «усмотрел бы другую сторону святого». Но ее усилия, разумеется, были напрасными.

Андреа Мантенья: Сент-Себастьян (1456-59)

Такие знаменитые художники, как Боттичелли, Челлини, Донателло, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и Караваджо, сексуальная ориентация которых неоднократно подвергалась обсуждениям, были лишь некоторыми из авторов, которые продолжали анализировать и представлять собственную точку зрения на то, насколько чувственным и «голубым» нужно изображать святого Себастьяна.

Сент-Себастьян. Роберто Ферри.

Себастьян сегодня считается святым покровителем гомосексуального сообщества просто из-за красоты его тела, художественно воспеваемого на протяжении веков. Наряду с Иисусом Христом это было самое изображаемое мужское тело в искусстве. Предположительно, причиной того, что геи считают святого Себастьяна своим покровителем, стала красота его тела, которую передают художники в своих картина, и перед которой не могут устоять приверженцы ЛГБТ.
И в продолжение темы рассказ про 9 библейских персонажей, которые совершали недопустимые вещи с точки зрения христианской морали.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Празднование дня Святого Себастьяна

Blog Back

Празднование дня Святого Себастьяна пройдет с участием почти 200 «демонов» и выступлением 44 групп в сопровождении красочных фейерверков.

Праздничные мероприятия начнутся в субботу со вступительной речи Хуана Кампоса — В День Святого Антонио совпадут традиционное «благословение» и «огненная ночь».

Не успели закончиться рождественские праздники, и Пальма уже готовится отметить следующее торжество — День Святого Себастьяна, который начинается в эту субботу. Для столицы Балеарских островов это очень важное событие, так ка Святой Себастьян является ее покровителем. Согласно жизнеописанию святого, он был начальником преторианской стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане, в связи с этим многие века его считали покровителем военных и стражей порядка. В дальнейшем Себастьян принял христианство и помогал братьям по вере, узникам императорской тюрьмы. По доносу его арестовали, он предстал перед судом и был приговорен к смертной казни. В 1523 и 1524 годах XVII столетия на Майорке свирепствовала эпидемия чумы, и когда в Пальму с Родоса доставили мощи Святого Себастьяна, «черная смерть» отступила. Сразу после этих событий Святой Себастьян был провозглашен покровителем столицы Балеарских островов, где по сей день хранится эта святая реликвия.

Торжественные мероприятия начнутся на площади Пласа-де-Корт с традиционного объявления праздника местным диджеем Хуаном Кампосом, хорошо известным своими выступлениями и участием в фестивалях, проводимых на острове. Затем, ровно через неделю, в субботу, 17 января, стартует одно из наиболее важных мероприятий в честь покровителя города, так как праздник совпадает с «благословенным» днем Святого Антонио, который празднуется утром и сопровождается яркими фейерверками, устраиваемыми накануне в ночное время. По преданию, огнедышащие демоны, являющиеся одними из главных персонажей праздника и устрашающие многочисленную публику, отпугивают Зло. В этом году в шествии примут участие более 200 демонов, на 91 больше, чем в предыдущем. Пройдут они тем же маршрутом, что и в 2014 году, через площадь Коста-де-ла-Санг в 22.00 часа, затем прошествуют по знаменитой аллее Рамблас и закончат на площади Черепах около полуночи. Также в эту ночь жители города разжигают костры и готовят барбекю прямо на улицах, на городских площадках проводятся различные шоу, концерты и устраиваются фейерверки.

Следующая долгожданная ночь — это понедельник, 19 января, Праздник Сан-Себастия. В этом году на восьми концертных площадках Пальмы выступят 43 музыкальных коллектива, из которых 34 являются местными группами с Майорки. Среди них следует выделить лидера группы Л.А. с репертуаром международного направления. Также в мероприятии примут участие Эль Пескао, Ла Унион, Ла Гранха, Фора дес Сембрат и ВикторЮрис, среди прочих.

Кроме того, в концертах 11 января, в эту же ночь, впервые смогут принять участие и непрофессиональные группы, а уже в следующее воскресеньесостоится заключительный концерт Пальма Поп 40, с такими артистами, как Рут Лоренцо и Лорена Арес. Закрытие музыкального фестиваля в честьдня Святого Себастьяна состоится 20 января, где выступят группы Музикалите и Ла Унион, участвующие в музыкальном марафоне лучших песенКадена 100 (Cadena 100).

Сан Себастьян для маленьких жителей и гостей столицы.

В праздничные дни в честь Святого Себастьяна также не забывают и о младшем поколении столицы, особенно в воскресенье 18 января, когда проводится Сан-Себастия Петит в парке Сес Эстасионес. Благодаря успеху прошлогоднего праздника, организаторы мероприятий решили увеличитьколичество спектаклей и других детских мероприятий. В этот раз маленькие зрители увидят «Головоломку» (Trencaclosques), «Маленьких Пиратов» (Petits Pirats), выступление мага Феликса и клоуна Сабатота (Sabatot), а также смогут посетить многочисленные мастерские и праздник пузырьков.

Советник по общественной и социальной деятельности, Эсперанса Креспи, представила вчера праздничную программу, которая включает 61 вид мероприятий. Печатное издание программы распространяется в муниципальных учреждениях, а также она доступна на страничке веб www.palma.es или через код QR, где вы можете услышать «музыку, которая будет звучат на концертах.» Кроме того, специально для праздничной ночи «Реветла»было разработано приложение к путеводителю для мобильных телефонов «Страсти по Пальме», с которым «можно будет легко узнать в какое время и на какой площадке начинаются концерты»,- сообщила г-жа Креспи. Данная программа будет доступна для операционных систем IOS и Android, так как в прошлом году были некоторые проблемы с приложением к системам App .