Се жених грядет в полунощи ноты

Ноты Великого Поста

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ

Наш сборник «На реках Вавилонских»;

Наш сборник «Покаяния отверзи ми двери» выпуск 32а;

Наш сборник «Покаяния отверзи ми двери» выпуск 32б;

Другие наши сборники.

Покаяния отверзи ми двери на «Помощник и Покровитель», Д. Бортнянского;

Покаяния отверзи ми двери, П. Чесноков, редакция Шебалина;

Покаяния отверзи ми двери, знаменный распев, гармонизация арх. Ионафана;

На реках Вавилонских, муз. Крупицкого, упрощенное;

Покаяния отверзи ми двери, Киевский распева, гармонизация арх. Ионафана;

На реках Вавилонских, старинного напева, в обр. А Кастальского;

Объятия Отча, Киевский распев, переложение Львовского;

На реках Вавилонских, Демественный распев, гарм. арх. Ионафана;

9. Объятия Отча, монастырского распева;

10. Помышляю день страшный. Г. Ломакина;

11. Стихира Божией Матери, глас 6;

12. Седе Адам. Валаамского распева;

13. На реках Вавилонских, Валаамского распева, ред. Кустовского;

14. На реках Вавилонских, Д. Ильин;

15. Покаяния отверзи ми двери, Д. Ильин;

16. Покаяния отверзи ми двери № 2, Д. Ильин;

17. Н. В. Лебедев. Сборник — Песнопения постной Триоди, Страстной Седмицы и Пасхи;

18. На реках Вавилонских, Н.В. Бутомо;

19. На реках Вавилонских, напева Киево-Печерской лавры;

20. На реках Вавилонских, Н. Римский-Корсаков;

21. Покаяния отверзи ми двери, ми минор;

22. Покаяния отверзи ми двери, знаменный распев;

23. Покаяния отверзи ми двери, В. Пономарев;

24. Помышляю день страшный, А. Ведель;

25. Седе Адам прямо рая, В. Ковальджи;

26. Объятия Отча, М Шмелькова;

27. Помышляю день страшный, М. Шмелькова;

28. Покаяния отверзи ми двери, А. Веделя;

ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА

БЛАГОВЕЩЕНИЕ В ВЕЛИКУЮ СУББОТУ (полное чинопоследование наряду для клироса).

Великое повечерие с Великим каноном Андрея Критского в Пн, Вт, Ср и Четверг 1-ой седмицы Великого Поста (чинопоследование для клироса).

ПАССИЯ (полное чинопоследование для клироса);

Наш сборник «Вкусите и видите»;

Наш сборник «Разбойника благоразумнаго»;

Наш сборник «Ныне силы»;

Другие наши сборники.

1. С нами Бог, для большого хора, напев Соловецкого монастыря, гарм. арх. Ионафана;

2. С нами Бог, для четырехголосного хора, напев Соловецкого монастыря, гарм. арх. Ионафана;

3. Помошник и Покровитель, Киевский распев, гарм. арх. Ионафана;

4. Помошник и Покровитель, Киевский распев, для ТРИО;

5. Душе моя, знаменный распев;

6. Душе моя , знаменный распев, др;

7. Великие прокимны, в Недели вечера Четыредесятницы, обиходного напева;

8. Господи Сил, Соловецкого напева;

9. Душе моя, П. Чесноков;

10. Душе моя, Мясникова;

11. Ирмосы Великого канона, Старинный напев. Гарм.: Гончарова И.Н.;

12. Ирмосы Великого канона, Старинный напев. Гарм.: Гончаров И.Н. муж/хор;

13. Господи Сил, знаменного распева, обр. Архангельского;

14. Господи Сил, знаменного распева, обр. Климова;

15. Ирмосы Великого канона, Д. Бортнянского;

16. Ирмосы Великого канона, Киево-Печерского распева;

17. Ирмосы Великого канона, Московского напева;

18. Кондак Великого канона «Душе моя», на «Помошник и Покровитель»;

19. Кондак Великого канона, Древнего распева;

20. Окончание Великого повечерия, знаменного распева, обр. Соловьева;

21. Сборник: Постная Триодь, учебное пособие по церковному пению, с приложением (95 страниц);

22. С. Сегаль, «Душе моя» (кондак Великого канона);

23. Душе моя, М. Шмелькова;

24. Великий прокимен на вечерни в неделю сыропустную, М. Шмелькова;

25. Великие Прокимны, Местного напева;

26. Дал еси достояние, женский хор;

27. Не отврати лица Твоего, женский хор;

28. Да исправится молитва моя № 2, муз. Д. Бортнянского;

29. Да исправится молитва моя, Турчанинова;

30. Да исправится молитва моя, Обиходное, знаменного распева;

31. Ныне Силы Небесныя, Г. Ломакина;

32. Ныне Силы Небесныя, Обиходное;

33. Ныне Силы Небесныя, С. Зайцева;

34. Припевы хора к «Да исправится…», Обиходное;

35. Вкусите и видите, Г. Ломакина;

36. Вкусите и видите, Обиходное;

37. Вкусите и видите, С. Зайцева;

38. Вкусите и видите, Валаамский напев;

39. Трисвятое погребальное, А. Архангельского;

40. Днесь Владыка твари, неизвестного автора;

41. Стихира на поклонение Кресту, И. Смирнова;

42. Да исправится молитва моя, О. Ануфриевой;

43. Литургия Преждеосвященных Даров, Архангельского;

44. Да исправится молитва моя № 5, В. Ковальджи;

45. П.И. Чайковский, Да исправится молитва, трио с хором;

46. Да исправится молитва моя, Воронежское;

47. Да исправится, Д. Ильин, женский хор;

48. Ныне Силы, Д. Ильин;

49. Вкусите и видите, Д. Ильин;

50. Приидите вернии, стихира на поклонение, напев ТСЛ;

51. В неделю Православия: Анафема, Вечная память, Многая лета;

52. Ныне Силы Небесныя, А. Михель;

53. Ныне Силы Небесныя № 1, В. Ковальджи;

54. Ныне Силы Небесныя, Г. Ломакина;

55. Сборник: Воскресные службы постной Триоди (68 страниц);

56. Антифоны Торжеству Православия;

57. Антифоны в неделю Крестопоклонную;

58. Да исправится молитва моя, М. Шмелькова;

59. Вкусите и видите № 1, В. Ковальджи;

60. Вкусите и видите, Г. Ломакина;

ЛАЗАРЕВА СУББОТА И НЕДЕЛЯ ВАИЙ

1. Задостойник в Лазареву Субботу;

2. Задостойник в Лазареву субботу, знаменного распева;

3. Задостойник в Лазареву субботу Киево-Печерского распева;

4. Задостойник в Лазареву субботу П. Чеснокова;

5. Причастен в Лазареву субботу знаменного распева;

6. Стихира на «И ныне…» в Неделю Ваий;

7. Стихира в Неделю Ваий Греческого распева;

8. Днесь благодать Святаго Духа…, С. Сегаля;

9. Стихира на Литии в Неделю Ваий;

10. Задостойник в Неделю Ваий, Киево-Печерского распева;

11. Задостойник в Неделю Ваий, П. Чеснокова;

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Полное чинопоследование всех служб Страстной Седмицы, от Недели Ваий до Великой Субботы (весь текст и необходимый нотный материал).

1. Чертог Твой вижду, до мажор;

2. Разбойника благоразумнаго, М. Старицкого;

3. Чертог Твой, В. Ковальджи;

4. Вечери Твоея, муз.А. Львова, переложение В. Ковальджи;

5. Вечери Твоея, В. Ковальджи;

6. Чертог Твой вижду, обиход;

7. Чертог Твой, Киевского распева, переложение Азеева;

8. Чертог Твой, Киевского распева;

9. Концерт «Днесь Владыка твари», А. Веделя;

10. Егда славнии ученицы.., обиход;

11. Антифоны Великого Пятка, Д. Ильина;

12. Вечери Твоея тайныя, Д. Ильина;

13. Седален по 5 Евангелии, К. Постернака;

14. Н.В. Лебедев, Песнопения постной Триоди, Страстной Седмицы и Пасхи;

15. Чертог Твой вижду, Киево-Печерского распева;

16. Тропарь в Великий Четверток, Киевского распева;

17. Вечери Твоея тайныя, в обычной гармонизации;

18. Вечери Твоея тайныя, А. Львова;

19. Вечери Твоея тайныя, знаменного распева, в гарм. Кустовского;

20. Задостойник в Великий Четверток, Киево-Печерского распева;

21. Разбойника благоразумнаго, ми минор;

22. Разбойника благоразумнаго, М. Березовского;

23. Разбойника благоразумнаго, муз. Лжицина;

24. Разбойника благоразумнаго, фа минор;

25. Разбойника благоразумнаго, Озерова;

26. Разбойника благоразумнаго, К. Туева;

27. Разбойника благоразумнаго, си бемоль мажор;

28. Разбойника благоразумнаго, соль минор;

29. Разбойника благоразумнаго, В. Ковальджи № 4;

30. Разделиша ризы, Лаврский напев;

31. Прокимен на утрени в Великий Пяток, А. Шишкина;

32. Се, Жених грядет, до мажор;

33. Прокимен утрени Великой Пятницы, ми минор;

34. Чертог Твой, С. Сегаль;

35. Се, Жених, обиходное;

36. Сборник: Великий Пяток (96 страниц), для муж. и смеш. хора;

37. Днесь висит на древе;

38. Тебе, одеющагося, Болгарского распева;

39. Тебе одеющагося, П. Турчанинов;

40. Трипеснец на повечерии;

41. Блаженны, К Пастернака;

42. Опев Евангелия, К Пастернака;

43. Трипеснец, К. Пастернака;

44. Трипеснец, знаменный распев;

45. Вечери Твоея тайныя, П. Чесноков;

46. Разбойника благоразумнаго, К Пастернака;

47. Разделиша ризы, знаменный распев, обр. Пастернака;

48. Седален по 1-ом Евангелии;

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

1. Приидите ублажим Иосифа, муз. Д. Бортнянского;

2. Бог Господь.. и Благообразный Иосиф, глас 2, болгарский распев;

3. Тропари: Благообразный Иосиф и Мироносицам женам;

4. Благообразный Иосиф, глас 2, закарпатский напев;

5. Да молчит всякая плоть, Киевский распев;

6. Да молчит всякая плоть, ля минор;

7. Да молчит всякая плоть, И. Дворецкий;

8. Да молчит всякая плоть, из сборника Бекаревича;

9. Да молчит всякая плоть, А. Львова;

10. Приидите ублажим, древне-малороссийского напева;

11. Приидите ублажим Иосифа, Верхановского;

12. Бездну заключивый, Кондак Великой Субботы, С. Сегаль;

13. Не рыдай Мене Мати, С. Сегаль;

14. Канон Великой Субботы, Московский напев;

15. Воскресни Боже суди.., фа мажор;

16. Канон Великой Субботы, глас 6, ми минор;

  • «Се, Жених грядет в полунощи…»
  • «Чертог Твой вижду, Спасе мой…»
  • «Егда славнии ученицы…»
  • «Вечери Твоея тайныя…»
  • «Днесь висит на древе…»
  • «Разбойника благоразумнаго…»
  • «Благообразный Иосиф…»
  • «Да молчит всякая плоть человеча…»
  • «Не рыдай Мене, Мати…»
  • «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»

«Се, Жених грядет в полунощи…»

Тропарь, глас 8

Аудио:

Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

Тропарь поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы. В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. В его основе лежит притча о десяти девах (Мф.25:1-13).

«Чертог Твой вижду, Спасе мой…»

Эксапостиларий

Аудио:

Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, и оде́жды не и́мам, да вни́ду в онь: просвети́ одея́ние души́ моея́, Светода́вче, и спаси́ мя.

Перевод: Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня.

Эксапостиларий поется в первые четыре дня Страстной седмицы. В этом песнопении мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

«Егда славнии ученицы…»

Тропарь, глас 8

Аудио:

Егда́ сла́внии ученицы́/ на умове́нии ве́чери просвеща́хуся,/ тогда́ Иу́да злочести́вый/ сребролю́бием неду́говав омрача́шеся,/ и беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т./ Виждь, име́ний рачи́телю,/ сих ра́ди удавле́ние употреби́вша!/ Бежи́, несы́тыя души́,/ Учи́телю такова́я дерзну́вшия;// И́же о всех Благи́й, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

Песнопение «Егда славнии ученицы…» поется в Великий Четверг и на утрене Великой Пятницы. В течение Великого поста оно также читается в последовании ко Святому Причащению.

«Вечери Твоея тайныя…»

Тропарь, глас 6

Аудио:

Ве́чери Твоея́ та́йныя днесь, Сы́не Бо́жий, прича́стника мя приими́; не бо враго́м Твои́м та́йну пове́м, ни лобза́ния Ти дам, я́ко Иу́да, но я́ко разбо́йник испове́даю Тя: помяни́ мя, Го́споди, во Ца́рствии Твое́м.

Перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!»

Песнопение «Вечери Твоея тайныя…» поется во Святой и Великий Четверг вместо Херувимской песни.

«Днесь висит на древе…»

Антифон 15, глас 6

Аудио:

Днесь ви́сит на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый: венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Царь: в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки: зауше́ние прия́т, и́же во Иорда́не свободи́вый Адама: гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный: копие́м прободе́ся Сын Де́вы. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́. Покланя́емся страсте́м Твои́м, Христе́: покажи́ нам и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.

Перевод: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.

«Днесь висит на древе…» — песнопение утрени Великой Пятницы, имеющей особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

«Разбойника благоразумнаго…»

Эксапостиларий

Аудио:

Разбо́йника благоразу́мнаго, во еди́ном часе́ ра́еви сподо́бил еси́, Го́споди, и мене́ дре́вом кре́стным просвети́, и спаси́ мя.

Перевод: Разбойника благоразумного в тот же день Ты рая удостоил, Господи. И меня древом Крестным просвети и спаси меня.

Благоразумный разбойник — один из двух разбойников, распятых на Голгофе рядом с Иисусом Христом, раскаявшийся, уверовавший во Христа, смиренно выразивший перед Ним свою веру и получивший от Него обетование, что «ныне же» будет пребывать с Ним в раю. Покаяние благоразумного разбойника воспоминается в песнопении на утрене Великой Пятницы при чтении Двенадцати Евангелий.

«Благообразный Иосиф…»

Тропарь, глас 2

Аудио:

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.

Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил.

Иосиф Аримафейский, о котором говорится в тропаре, был богатым иудеем, членом синедриона и тайным учеником Христа. После смерти Спасителя Иосиф испросил Его тело у Пилата для погребения. Когда позволение было получено, вместе с Никодимом он снял тело Спасителя с креста, обвил его плащаницей, с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи, и положил в новом гробе, недавно высеченном в скале в его саду, привалив большой камень к двери гроба.
Тропарь «Благообразный Иосиф» поется во время выноса Плащаницы на вечерне Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы (совершается вечером в Великую Пятницу).

«Да молчит всякая плоть человеча…»

Тропарь, глас 8

Аудио:

Да молчи́т вся́кая плоть челове́ча, и да стои́т со стра́хом и тре́петом, и ничто́же земно́е в себе́ да помышля́ет: Царь бо Ца́рствующих и Госпо́дь госпо́дствующих прихо́дит закла́тися и да́тися в снедь ве́рным. Предхо́дят же сему ли́цы А́нгельстии со вся́ким Нача́лом и Вла́стию, многоочи́тии Херуви́ми и шестокрила́тии Серафи́ми, ли́ца закрыва́юще и вопию́ще песнь: Аллилу́иа, Аллилу́иа, Аллилу́иа.

Перевод: Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным. Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

Во Святую и Великую Субботу на Литургии, вместо Херувимской песни, поют «Да молчит всякая плоть человеча».

«Не рыдай Мене, Мати…»

Ирмос, глас 6

Аудио:

Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.

Перевод: Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Котораго Ты без семени зачала во чреве, во гробе: вот Я восстану и прославлюсь и, как Бог, превознесу навсегда и во славе тех, которые с верою и любовно прославляют Тебя

Ирмос 9-й песни канона утрени «Не рыдай Мене, Мати» поется как задостойник на Литургии в Великую Субботу.

«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»

Стихира на целование Плащаницы

Аудио:

Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго, в нощи́ к Пила́ту прише́дшаго и Живота́ всех испроси́вшаго: даждь ми Сего стра́ннаго, Иже не имеет где главы́ подклони́ти; даждь ми Сего стра́ннаго, Его́же ученик лука́вый на смерть предаде́; даждь ми Сего стра́ннаго, Его́же Ма́ти зря́щи на кресте́ ви́сяща, рыда́ющи вопия́ше и ма́терски восклица́ше: увы Мне, Ча́до Мое! Увы Мне, Све́те Мой и утро́ба Моя возлю́бленная! Симео́ном бо предрече́нное в церкви днесь собы́стся: Мое сердце оружие про́йде, но в радость Воскресения Твоего плач преложи́. Покланя́емся страсте́м Твоим, Христе, покланя́емся страсте́м Твоим, Христе, покланяемся страсте́м Твоим, Христе, и Святому Воскресению.

Перевод: Придите, прославим Иосифа, навеки памятного, ночью к Пилату пришедшего и Жизнь всех испросившего: «Отдай мне Сего Странника, Который не имеет, где главу приклонить; отдай мне Сего Странника, Которого ученик коварный предал на смерть; отдай мне Сего Странника, Которого Матерь, видя висящим на Кресте, с рыданиями взывала и по-матерински восклицала: «Увы Мне, Дитя Мое! Увы Мне, Свет Мой и Жизнь Моя возлюбленная! Ибо предсказанное в храме Симеоном в сей день сбылось: Мое сердце меч пронзил, но в радость о воскресении Твоем плач претвори!» Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, и святому воскресению!

При пении этой стихиры люди подходят приложиться к Плащанице в Великую Пятницу. В песнопении вспоминается тайный ученик Христа Иосиф Аримофейский, который после смерти Спасителя пошел к Пилату и попросил у него Тело Господа, которое затем предал погребению вместе с праведным Никодимом, тоже тайным Его учеником. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в Гефсиманском саду, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц.

Песнопения Страстной седмицы

11 марта у православных христиан начался Великий пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Каждый день на сайте foma.ru вас ждет один день из нашего великопостного онлайн-календаря: события православного календаря, библейское чтение дня и вдохновляющий материал.

Календарь питания:

Горячая пища без масла

Особенности богослужения:

Литургия не служится.

Аудиокалендарь:

Страстная седмица (22-27 апреля в 2019 году) — это сосредоточение, центр церковного года. В это время уже закончен собственно сам пост, время нашего покаяния. И начинается время нашего следования за Христом: день за днем мы вспоминаем последние дни Иисуса Христа на земле. Каждый день служатся особые богослужения со своим особым смыслом, который передается в том числе через песнопения.

Мы собрали для вас несколько ключевых песнопений. Вы можете послушать их заранее, ознакомиться с текстом, переводом и комментарием к каждому из них.

«Се Жених грядет в полунощи…»

Эта молитва звучит в храме в первые три дня Страстной седмицы. Песнопение напоминает евангельскую притчу «О десяти девах».

Подробнее .

«Да исправится молитва моя…»

Эти стихи из 140-го псалма Давида исполняются обычно на каждой вечерне. Но во время Великого поста их поют на литургии Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам и в первые три дня Страстной седмицы.

Подробнее .

«Вечери Твоея тайныя…»

Поется вместо «Иже Херувимы» в четверг Страстной седмицы.

Подробнее .

«Разделиша ризы Моя себе»

Песнопение службы «12 Евангелий». «Разделиша ризы Моя себе» — слова пророчества о Крестных страданиях Спасителя.

Подробнее .

«Днесь висит на древе»

Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Подробнее .

«Разбойника благоразумнаго»

Песнопение посвящено разбойнику, распятому со Христом и обратившемуся к Иисусу со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Подробнее .

«Благообразный Иосиф»

Тропарь погребения Христова «Благообразный Иосиф» поется во время выноса Плащаницы на вечерне Великой Пятницы и на утрене Великой Субботы (совершается вечером в Великую Пятницу).

Подробнее .

«Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»

При пении этой стихиры люди подходят приложиться к Плащанице в Великую пятницу.

Подробнее .

Меня учили с детства — не причащаться в этот день — абсурд. Интересно, что в житии Марии Египетской рассказывается, что старец Зосима приносил ей Причастие раз в год, и это был именно день Великого Четверга, а не Пасхи. Впрочем, не причащаться после этого дня на Пасху для нас — еще больший абсурд…:-)

Что ж обратимся к Триоди:

Во Святый и Великий Четверток на Утрени, клеплет параекклисиарх в седмый час нощи (в 1-м часу ночи – А.Р.), и собравшимся нам в церковь, и сотворшу священнику начало: Благословен Бог наш: Начинаем абие по обычаю: таже шестопсалмие, по исполнении шестопсалмиа, Аллилуиа, на глас 8. И тропарь глас 8, трижды:

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

А ВОТ ТЕПЕРЬ ЭТИ РЕБЯТА ВЗЯЛИСЬ ЗА ДЕЛО…

Во время оно, приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо’льшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы’ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму’; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Тексты Стихир и тропарей с каждым днем Седмицы все красивее и острее…Раньше я не очень обращал внимание на канон Великого Четверга, но в последние годы полюбил его очень:

Ирмос 1-й песни:

Сеченое сечется море Чермное, волнопитаемая же изсушается глубина: таяжде купно безоружным бывши проходима, и всеоружным гроб. Песнь же Богокрасная воспевашеся: славно прославися Христос Бог наш.

Здесь, как обычно, вспоминается чудесный переход Израиля «по суху» через Красное море, но как это передано!!! волнопитаемая же изсушается глубина …

Сеченое сечется то есть «рассекаемое рассекается» (Богом, разумеется)

Кондак и икос:

Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает, и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец.

Икос: Тайной трапезе, в страсе приближившеся вси, чистыми душами хлеб приимем, спребывающе Владыце: да видим, како умывает ноги учеников, и сотворим, якоже видим, друг другу покаряющеся, и друг другу нозе умывающе, Христос бо тако повеле Своим учеником, предрек тако творити: но не услыша Иуда раб и льстец.

Ирмос 9-1 песни

Странствия Владычня, и безсмертныя Трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите насладимся, возшедша слова, от Слова научившеся, Егоже величаем.

С этим ирмосом связан часто задаваемый мною каверзный вопрос: а что же означает Странствия Владычня? И все обычно отвечают в таком духе: Ну как же, имеются в виду странствия Господа по земле, скитания Сына Человеческого, Котому негде голову преклонить и т. д. И почему-то не понимают, что такое толкование совершенно не связано с остальным содержанием ирмоса. А это опять же издержки церковнославянского калькирования греческого текста — красиво, но непонятно!:-) «Странствие» в данном случае — калька с греческого «Xenia», что значит «гостеприимство». Смысл ирмоса таков: Приидите насладимся высокими умами — чего? или чем?- гостеприимством Владыки и Его бессмертной Трапезой — т. е. Евхаристией! Вот как! 🙂

А вот дивные стихиры с Утрени:

Стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст: о беззаконных, о неверных! Яко грядущаго судити живым и мертвым, на суд готовят: исцеляющаго страсти, ко страстем уготовляют. Господи долготерпеливе, велия Твоя милость, слава Тебе.

Иуда беззаконный, Господи, омочивый на Вечери руку в солиле с Тобою, простре к беззаконным руце прияти сребреники, и мира умысливый цену, Тебе Безценнаго не убояся продати: нозе прострый во еже умыти, Владыку облобыза льстивно, во еже предати беззаконным: лика же апостольскаго отвергся, и тридесять поверг сребреники, Твоего тридневнаго воскресения не веде, имже помилуй нас.

Иуда предатель льстив сый, льстивным лобзанием предаде Спаса Господа, и Владыку всех, яко раба продаде иудеом: яко овча на заколение, тако последоваше Агнец Божий, Сын Отчий, един Многомилостивый.

Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол от дел явися: последоваше бо Учителю, и на Него поучашеся преданию, глаголаше в себе: предам Того, и приобрящу собранная имения, искаше же и миру продану быти, и Иисуса лестию яти. Отдаде целование, предаде Христа: и яко овча на заколение, сице последоваше един Благоутробный и Человеколюбец.

Слава, и ныне, глас тойже:

Егоже проповеда Агнца Исаиа, грядет на заколение вольное, и плещи дает на раны, ланиты на заушения, лица же не отврати от срамоты заплеваний, смертию же безобразною осуждается. Вся Безгрешный волею приемлет, да всем дарует из мертвых воскресение.

На стиховне стихиры самогласны, глас 8:

Днесь еже на Христа лукавое собрася соборище, и на Него тщетная советоваше, предати Пилату на смерть неповиннаго. Днесь имением удавление Иуда себе облагает, и лишается обоюду жизни привременныя и Божественныя. Днесь Каиафа неволею пророчествует: уне, глаголя, единому умрети за люди. Прииде бо за грехи наша пострадати, да нас свободит от работы вражия, яко Благ и Человеколюбец.

Стих: Ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание.

Днесь Иуда нищелюбия сокрывает лице, и лихоимства открывает зрак: не ктому о нищих печется, не ктому миро продает грешныя, но небесное миро, и от него усвояет сребренники. Течет ко иудеом, глаголет беззаконным: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? О сребролюбия предателя! Удобопродательную творит куплю, к воле купующих, непродаемаго куплю творит, не скуп является к цене, но яко раба бежащаго продает: обычай бо крадущим метати честная. Ныне же поверже Святая псом ученик, бесование бо сребролюбия, на своего Владыку неистовитися сотвори его. Егоже искушения бежим, зовуще: долготерпеливе Господи, слава Тебе.

Стих: Исхождаше вон, и глаголаше вкупе.

Нрав твой льсти исполняется, беззаконный Иудо: недугуя бо сребролюбием, приобрел еси человеконенавидение. Аще бо богатство любил еси, почто ко учащему о нищете пришел еси? Аще же и любил еси, вскую продал еси безценнаго, предав на убиение? Ужаснися солнце, возстени земле, и движащися возопий: незлобиве Господи слава Тебе.

Стих: Слово законопреступное возложиша на Мя.

Да никтоже, о вернии, Владычния Вечери тайноненаучен, никтоже отнюд яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе: он бо укрух прием, на хлеба уклонися. Образом убо сый ученик, вещию же сый убийца. Со иудеи убо веселяся, со апостолы же водворяяся: ненавидя лобызаше, лобызая же продаваше искупившаго нас клятвы, Бога и Спаса душ наших.

Слава, глас тойже: Нрав твой льсти:

И ныне, глас 5: Тайноводствуя Твоя Господи ученики, учил еси глаголя: о друзи, зрите, да никийже страх вас разлучит от Мене: аще бо и стражду, но за мир. Не блазнитеся убо о Мне: не приидох бо, да послужат Ми, но послужити, и положити душу Мою избавление за мир. Аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте: хотяй первый быти, да будет последний, владыка яко служитель. Пребудите во Мне, да грозд принесете: Аз бо есмь лоза животная.