Самуил пророк

Савелий (евр. «испрошенный у Бога»)

Противоречивый и некоммуникабельный человек. Очень неспешный, обстоятельный. Если начнет дело, то не успокоится, пока не доведет его до конца. У него золотые руки. Несколько замкнутый, малоразговорчивый человек, больше погруженный в собственные переживания, скромный, старающийся держаться в тени. Но за внешней угрюмостью скрываются душевная теплота и отзывчивость. Это человек, который не любит много обещать, но без лишних слов придет к вам на помощь: ненавязчиво, не обставляя свой поступок красивыми словами о сочувствии. Этот мужчина сам себя воспитал и сформировал как личность. И сделал он это, надо признаться, неплохо. Хороший муж. Большое значение придает интимной стороне брака, и, если встретит женщину чувственную и обретет сексуальную гармонию в браке, он будет предан жене до конца жизни и безоговорочно подчинится ее лидерству.

«Зимний» редко вступает в спор, хотя ему есть что сказать. Он подождет, пока жизнь сама докажет его правоту. Трудно делает карьеру, боясь обидеть человека, который не менее его заслуживает повышения. Любит вкусно поесть, особенно если это приготовлено его матерью.

«Осенний» – осторожный человек, стремящийся не выделяться из общей массы. Он деликатен, но, если заденут его интересы, способен проявить и упорство, и твердость.

«Летний» долго не может найти свое место в жизни и часто меняет профессии. Женится поздно. Есть предрасположенность к алкоголю.

Профессии: врач-травматолог, физик-электронщик.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Святой пророк Самуил

Память 20 августа / 2 сентября

Святой пророк Самуил1 был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова2. Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы – она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог»3. Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни.

Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской.

В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот, когда Самуилу было 12 лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока снова спать. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, ничего не скрыв.

Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога.

Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило громким криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.

Между тем филистимляне внесли ковчег в храм бога Дагона. Однако на следующий день они обнаружили, что идол лежит на земле разбитым. Рука Божия отяготела на их народе, и Он наказал их наростами на телах. Посоветовавшись, князья филистимлян решили вернуть ковчег израильтянам. Но святилище в Силоме было разрушено, народ израильский оказался лишенным религиозного центра, так что ковчег был поставлен в Кириаф-Иариме, в доме Аминадава, где он и оставался 20 лет.

Самуил стал преемником священника Илия – судьей Израиля, то есть верховным вождем, обязанностью которого было руководить народом, страдавшим под игом филистимлян. Он принялся за дело духовного возрождения, призывая по всей стране к покаянию, к соблюдению Закона и отказу от поклонения Ваалу и Астарте. «Расположите сердце ваше к Господу… и Он избавит вас от руки филистимлян» (1 Цар. 7: 3) – таковы были задачи его правления. Он созвал большое собрание в Массифе (Мицпе), во время которого израильтяне постились и всенародно признавали свою вину пред Богом, а пророк молился об их спасении. Филистимляне, узнав о собрании израильтян, напали на них. Тогда пророк по просьбе народа принес ягненка во всесожжение и воззвал к Господу – Бог тотчас ответил, возгремев громом на небе. Филистимляне, пораженные ужасом, были разбиты, а израильтяне вернули себе во владение захваченные врагами города.

После установления мира Самуил продолжал судить Израиль в Раме, где воздвиг жертвенник. Каждый год он объезжал страну, дабы разрешать споры и призывать народ к благочестию и соблюдению закона. Состарившись, Самуил передал свои обязанности сыновьям – Иоилю и Авии, которых поставил судьями в Вирсавии. Но они показали себя недостойными отца, принимали подарки и искажали правду. Старейшины Израиля пришли к Самуилу в Раму с жалобой и попросили поставить им царя, как у прочих народов, чтобы он судил их. Пророк был опечален этой просьбой и молился Богу. «И сказал Господь Самуилу: Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7). Тогда судья торжественно объявил, что с установлением царской власти они потеряют прекрасную дарованную Богом свободу, ведь израильтяне – единственный народ, у которого царем и вождем является Сам Создатель.

После этого Бог послал Самуила к Саулу, сыну Киса, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Самуил, отведя его в сторону, возлил на его голову миро и объявил, что Бог выбрал его вождем Израиля и избавителем от врагов. Вскоре блистательная победа над аммонитянами подтвердила это божественное избрание, и ликующий народ провозгласил Саула царем в Галгале. Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

Саул начал войну против филистимлян. В то время, когда он находился в отчаянном положении, а Самуил запаздывал прийти и ободрить войско, готовое разбежаться, царь сам принес жертву всесожжения, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности. Он заканчивал жертвоприношение, когда внезапно появился Самуил. Человек Божий отверг все доводы Саула и объявил, что, поскольку тот захотел действовать в одиночку и не соблюл закон Божий, царство отнимется у него.

Далекий от раскаяния, Саул упорствовал в гордыне. В другой раз, приготовившись дать сражение, он изгнал священника, которого позвали вопросить Бога, и начал битву. Саул развернул военные действия во всех направлениях: против моавитян, аммонитян, против Едома, Амалика и филистимлян – и благодаря своей доблести освободил Израиль. Однако эти победы были непрочными, поскольку в основании их лежали человеческие усилия. Отправившись против Амалика по повелению Бога, Который говорил через Самуила, Саул одержал новую победу. Но вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Снова выступив бескомпромиссным толкователем воли Божией, Самуил объявил царю, что это новое неповиновение скрепило его отстранение от власти. В нескольких словах подведя итог тому, что он проповедовал всю свою жизнь, Самуил сказал Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов… За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)» (1 Цар. 15: 22–23). Тщетно Саул умолял о прощении. Самуил, своими руками казнив Агага, вернулся в Раму.

Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем – он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98: 6).

Во времена императора Аркадия останки пророка Самуила были торжественно перенесены из Палестины в Константинополь (19 мая 406 г.). Первоначально их положили в Святой Софии, а затем (7 октября 410 г.) перенесли в церковь, которую освятили в его честь в квартале Евдомон, в предместье Константинополя.

1 Его история рассказывается в 1-й книге царств (1-я книга Самуила у евреев).

2 Согласно другим источникам, Самуил происходил из колена Левиина, поскольку исполнял обязанности священника.

3 Скорее, «имя Божие» либо «здесь – Бог», согласно Оригену.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Пророк Самуи́л, судия Израильский

Житие пророка Самуила, судии Израильского

Про­рок Са­му­ил был пят­на­дца­тый и по­след­ний су­дия Из­ра­иль­ский, жив­ший за 1146 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Он про­ис­хо­дил от ко­ле­на Ле­ви­и­на, был сы­ном Ел­ка­ны из Ра­ма­фа­им-Цо­фи­ма, с го­ры Еф­ре­мо­вой. Ро­дил­ся, ис­про­шен­ный у Гос­по­да мо­лит­ва­ми сво­ей ма­те­ри Ан­ны (по­че­му и по­лу­чил имя Са­му­ил, что зна­чит «ис­про­шен­ный»), и еще до рож­де­ния был по­свя­щен Бо­гу. Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось 3 го­да, мать по­шла с ним в Си­лом и по обе­ту от­да­ла его в ски­нию на по­пе­че­ние пер­во­свя­щен­ни­ка Илия, ко­то­рый в то же вре­мя был и су­дьей над на­ро­дом Из­ра­иль­ским. Про­рок воз­рас­тал в стра­хе Бо­жи­ем, и уже в 12 лет ему бы­ло от­кро­ве­ние о том, что Бог по­ка­ра­ет весь дом пер­во­свя­щен­ни­ка Илия за то, что он не обуз­ды­ва­ет сво­их нече­сти­вых сы­но­вей.

Про­ро­че­ство сбы­лось, ко­гда фили­стим­ляне, убив 30000 из­ра­иль­тян (сре­ди них бы­ли и сы­но­вья пер­во­свя­щен­ни­ка Оф­ни и Фине­ес), одер­жа­ли по­бе­ду и взя­ли Ков­чег Бо­жий. Услы­шав об этом, пер­во­свя­щен­ник Илий упал с се­да­ли­ща на­вз­ничь у во­рот и, сло­мав хре­бет, умер. Же­на Фине­е­са, до ко­то­рой слух о про­ис­шед­шем до­шел в тот час, ко­гда рож­дал­ся мла­де­нец, умер­ла со сло­ва­ми: «Ото­шла сла­ва от Из­ра­и­ля, ибо взят Ков­чег Бо­жий» (1Цар.4,22).

По смер­ти Илия Са­му­ил сде­лал­ся су­дьей на­ро­да Из­ра­иль­ско­го. При нем Ков­чег Бо­жий был воз­вра­щен из пле­на са­ми­ми фили­стим­ля­на­ми, а по­сле об­ра­ще­ния из­ра­иль­тян к Бо­гу они вер­ну­ли се­бе и все го­ро­да, ко­то­рые взя­ли фили­стим­ляне. Со­ста­рив­шись, про­рок Са­му­ил по­ста­вил сво­их сы­но­вей Ио­и­ля и Авию су­дья­ми над Из­ра­и­лем, но они не на­сле­до­ва­ли чест­но­сти и пра­во­су­дия от­ца, так как бы­ли ко­ры­сто­лю­би­вы. То­гда ста­рей­ши­ны Из­ра­и­ля, же­лая, чтобы на­род Бо­жий был «как про­чие на­ро­ды» (1Цар.8,20), по­тре­бо­ва­ли у про­ро­ка Са­му­и­ла по­ста­вить им ца­ря. Про­рок Са­му­ил уви­дел в этом глу­бо­кое па­де­ние на­ро­да, ко­то­рым до то­го вре­ме­ни управ­лял Сам Бог, воз­ве­щая во­лю через свя­тых из­бран­ни­ков. Остав­ляя долж­ность су­дии, про­рок Са­му­ил спра­ши­вал на­род, не оби­дел ли он ко­го в про­дол­же­ние сво­е­го прав­ле­ния, но ни­кто не на­шел за ним ни­че­го. По­сле об­ли­че­ния пер­во­го ца­ря Са­у­ла в непо­слу­ша­нии Бо­гу про­рок Са­му­ил по­ма­зал на цар­ство свя­то­го Да­ви­да, ко­то­рый на­хо­дил у него при­бе­жи­ще, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний ца­ря Са­у­ла. Про­рок Са­му­ил скон­чал­ся, до­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти. Жизнь его опи­са­на в Биб­лии (1Цар.; Сир.46,16-23). В 406 го­ду мо­щи про­ро­ка Са­му­и­ла бы­ли пе­ре­не­се­ны из Иудеи в Кон­стан­ти­но­поль.

См. так­же: «Жи­тие свя­то­го про­ро­ка Са­му­и­ла» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Пророк Шмуэль

Пророк Шмуэль (שמואל הנביא; рус. — Самуил) — Шмуэль бен Элькана — величайший пророк и последний из верховных судей Израиля. Годы его пророчества ознаменовали конец т.н. «эпохи Судей» и переход к «эпохе Царей». Именно пророк Шмуэль помазал на царство первого еврейского царя Шауля (Саул), а затем — легендарного царя Давида, основателя царской династии. Годы жизни пророка Шмуэля: 2831—2883 гг. (929—877 гг. до н.э.)

Элькана и Хана, родители Шмуэля

Шмуэль принадлежал к потомкам Кеата, сына Леви (Бемидбар раба 3:11). Среди его предков был Эвъясаф, один из раскаявшихся сыновей Кораха, поднявшего восстание против пророка Моше и в наказание за это заживо поглощенного землей, — но его сыновья, возгласившие «Тора — истина и Моше — истина» были спасены (Мегила 14а; I Шмуэль 1:1, Раши).

Отец Шмуэля — Элькана, о котором в мидраше сказано, что «в том поколении не было подобного ему» (Бемидбар раба 10:5), учился у пророков, и его жена Хана тоже обладала духом пророчества (Мегила 14а).

В течение десяти лет Элькана и Хана оставались бездетными, и, следуя закону Торы, он взял себе еще одну жену — Пнину, у которой родилось десять детей (Шмуэль 89).

Четыре раза в году Элькана со всей семьей совершал паломничество в Шило, где тогда находилась Скиния Завета (I Шмуэль 1:3), своим примером побуждая и других евреев к выполнению этой важной заповеди, — благодаря ему у сынов Израиля заслуги перевешивали над грехами. Тогда Всевышний сказал Элькане: «За то, что ты побуждаешь евреев к выполнению заповедей, у тебя родится сын, который добавит заслуг всему Израилю» (Тана девей Элияу раба 8).

Посетив Скинию в 2830 году (930 г. до н.э.), бездетная Хана молилась особенно горячо, взывая к Творцу: «Владыка Вселенной, Б-г воинств! У Тебя есть Воинство вверху и воинство внизу, а я не понимаю, к какому из них я принадлежу. Если я принадлежу к Небесному Воинству, то я не должна ни есть, ни пить, ни рожать детей, ни умирать — а жить вечно! Но если я принадлежу к воинству земли, то должна и есть, и пить, и рожать детей!» (I Шмуэль 1:11, Раши). «Владыка Вселенной! — взывала Хана. — Неужели Тебе, сотворившему неисчислимые воинства в Твоем мире, трудно дать мне одного сына?!» (Брахот 31б). «Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей …и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, — обещала она, — то я отдам его Б-гу на все дни его жизни». В тот день первосвященник Эли благословил ее, сказав: «Иди с миром, и Б-г Израиля да исполнит твое желание, то, о чем ты у Него просила» (I Шмуэль 1:11,17).

Это благословение сбылось: в первый день нового 2831 года Хана зачала (Брахот 29а), и спустя шесть месяцев и два дня беременности у нее родился сын (I Шмуэль 1:20, Раши).

Юный пророк

Мальчик появился на свет без крайней плоти, подобно «обрезанному», так же, как и Первый Человек — Адам, Ноах, праотец Яаков и пророк Моше (Авот дераби Натан 2:5). По свидетельству кабалистов, родившийся ребенок был новым воплощением души Моше (Седер адорот).

Мать назвала сына Шмуэль — в этом имени она объединила два слова: מאל שאול (шауль ме-Эль — «выпрошенный у Б-га») (I Шмуэль 1:20, Мальбим). Вместе с тем она назвала его этим именем потому, что, согласно предсказаниям пророков, в недалеком будущем среди сынов Израиля должен был появиться великий праведник по имени Шмуэль, и многие матери, у которых рождались сыновья, давали им это имя — но как только сыновья подрастали, люди говорили: «Нет, это не тот Шмуэль!» (Ялкут Шимони, Шмуэль 78).

Едва научившись говорить, сын Ханы сразу же начал изучать Тору под руководством отца и матери, которой было пророчество, что в будущем ее сын станет судьей Израиля ( I Шмуэль 1:23, Мальбим).

Через два года мать впервые привела своего Шмуэля в Шило, чтобы передать его на воспитание первосвященнику Эли (I Шмуэль 1:24-25). Когда Шмуэль увидел, что его родители, желавшие принести в жертву бычка, долго не могут найти коэна, чтобы зарезать жертвенное животное, он сказал им: «Зачем вам искать коэна?! Согласно закону Торы, чтобы сделать шхиту, годится любой взрослый еврей». Но первосвященник Эли спросил ребенка: «Откуда ты это взял?» «Ведь в Торе, — пояснил Шмуэль, — написано: И зарежет тельца перед Б-гом, и поднесут сыновья Аарона, коэны, кровь и окропят кровью жертвенник (Ваикра 1:5), — значит, коэны необходимы только для поднесенья крови и окропления, а зарезать может любой еврей». «Ты сказал верно! — одобрил Эли. — Но ты вынес законодательное решение в присутствии своего наставника (в данном случае — верховного судьи Израиля), а каждый выносящий законодательное решение в присутствии своего наставника подлежит смерти от рук Небес». «Оставь этого ребенка, и его настигнет кара: он умрет до срока, — сурово сказал Эли Хане. — А я попрошу для тебя милосердия, и Всевышний дарует тебе сына лучшего, чем этот». «Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г мою просьбу, — непреклонно сказала мать. — …И я вверяю его Б-гу на все дни его жизни» (IШмуэль 1:25-28, Раши).

С того дня Шмуэль стал воспитанником и учеником Эли, который обучал его Торе и наставлял путям служения Творцу. Вместе с тем Шмуэль изучал особое служение левитов, связанное с пением и игрой на музыкальных инструментах (Радак, I Шмуэль 2:18). Постепенно он стал помогать наставнику в службе в Святилище (I Шмуэль 3:1). Наряду с обычными правилами благочестия, Шмуэль с детства соблюдал также все ограничения назира (Назир 66а; Рамбам, Незирут 3:16).

Увидев праведные поступки юного Шмуэля, люди стали говорить: «Вероятно, это и есть тот Шмуэль, которого ждали!» (Ялкут Шимони, Шмуэль 78).

В двенадцать лет Шмуэль пережил первое пророческое откровение. Ночью он услышал голос, обращенный к нему из Святая Святых Скинии: Всевышний открыл ему, что покарает сошедших с праведного пути сыновей Эли. Утром он передал это грозное предостережение Творца самому Эли (I Шмуэль 3:1-18, Раши).

Шмуэль — судья Израиля

С годами весь народ узнал о пророческом даре Шмуэля (I Шмуэль 3:19-21). Когда Б-г говорил с Шмуэлем в Шило, люди видели облачный столб, соединяющий землю с небом, — так же, как бывало при пророчествах Моше (Оцар Ишей аТанах, Шмуэль).

В книге Зоар указывается, что, хотя Шмуэль был только левитом, он выполнял в Шило также и служение коэна. Ведь по своему духовному уровню он был подобен Моше и первосвященнику Аарону, а Моше тоже нес службу коэна, хотя и был лишь левитом (Зоар 2, 148б).

Кроме того, еще при жизни Эли Шмуэль начал судить сынов Израиля (Седер адорот). В Талмуде образно говорится, что еще до того, как угасло солнце Эли, воссияло солнце Шмуэля (Йома 38б; Кидушин 72б).

В 2870 году (890 г. до н.э.) сбылось первое пророчество Шмуэля: когда сыны Израиля потерпели сокрушительное поражение от филистимлян, были убиты два сына Эли. В тот же день, узнав о гибели сыновей и пленении ковчега завета, умер и престарелый Эли (I Шмуэль 4:10-18).

Сменив своего наставника, Шмуэль стал верховным судьей Израиля (Седер адорот). Он призывал сынов Израиля к раскаянию, убеждая их: «Если вы хотите всем сердцем вернуться к Б-гу, то удалите из среды своей чужих богов и Астарту. Обратите ваше сердце к Б-гу и служите Ему одному — и Он избавит вас от руки филистимлян». А когда народ последовал его призыву, Шмуэль собрал всех сынов Израиля в Мицпе, и молился там об избавлении от иноземных поработителей.

Услышав, что евреи собрались в Мицпе, филистимляне пришли туда, чтобы сразиться с ними. В ходе завязавшейся битвы Всевышний посеял среди филистимлян панику, и они бежали. В последующие дни сыны Израиля отвоевали захваченные филистимлянами города — от Экрона до Гата, и больше филистимляне не нападали на евреев во все дни, пока Шмуэль стоял во главе народа (I Шмуэль 7:3-14).

Из года в год он обходил землю Израиля, останавливаясь, как правило, в Бейт-Эле, Гилгале и Мицпе, а затем возвращался в свой родной город Раму, где был его дом, — и во всех этих местах он судил сынов Израиля, разрешая их тяжбы (I Шмуэль 7:15—17; Шабат 56а). Во время всех своих странствий он возил с собой шатер и всю необходимую утварь, чтобы не пользоваться по пути услугами других даже за плату — ведь судья должен остерегаться и тени пристрастности или предвзятости (Брахот 10б, Раши; Недарим 38а).

В отличие от Моше, Шмуэль удостаивался пророческих откровений не только в Святилище, но и в период своих странствий. В мидраше переданы слова Творца: «Моше, который сидел в одном месте и судил приходящий к нему народ, должен был приходить ко Мне, в Шатер Откровения, чтобы там услышать Мои речения. Но Шмуэль сам переходил из города в город, чтобы людям не пришлось идти к нему, — поэтому Я Сам буду приходить к нему и говорить с ним» (Шмот раба 16:3).

Когда Шмуэль почувствовал приближение старости, он поставил судьями над Израилем двух своих сыновей — Йоэля и Авию, которые избрали местом своего пребывания город Беэр-Шева, расположенный на самом юге страны, и многие евреи были вынуждены совершать к ним дальние путешествия. А, отступив с пути отца в малом, они постепенно опустились до того, что стали брать взятки и искривлять суд (I Шмуэль 8:1-3, Радак).

Шмуэль быстро состарился и поседел от горя, вызванного прегрешениями сыновей (Таанит 5б, Раши; Агадат Берешит 41).

Помазание на царство первого царя

В 2881 году (879 г. до н.э) все старейшины Израиля пришли к Шмуэлю в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем. Теперь поставь над нами царя, чтобы судить нас, как у всех народов!»

Шмуэль, которому не понравилась эта просьба, обратился с молитвой к Б-гу, и Творец ответил: «Послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо они отвергли не тебя, а Меня отстранили от царствования над ним. Как они поступали во всем с того дня, когда Я вывел их из Египта и до сего дня, отвергая Меня и служа иным божествам, так поступают они и с тобой».

Следуя велению Творца, Шмуэль все же предостерег народ, рассказав ему, с какими притеснениями и поборами может быть связана власть царя. Но сыны Израиля не вняли его голосу, вновь потребовав: «Пусть над нами будет лишь царь! Тогда мы станем как все народы — царь будет судить нас, и он будет выводить нас (в военный поход) и вести наши войны» (I Шмуэль 8:5-22).

В 2882 году (878 г. до н.э.) Шмуэль помазал на царство Шауля из колена Биньямина, на которого указал ему Б-г (I Шмуэль 9:15-10:25). Но затем, собрав всех евреев в Гилгале, Шмуэль вновь обвинил их в отступлении от воли Б-га, воззвав: «А теперь станьте и посмотрите на великое дело, которое Б-г совершит на ваших глазах! Ведь сейчас пора жатвы пшеницы (т.е. время, когда в Земле Израиля дождей вообще не бывает), а я воззову к Б-гу, и Он даст гром и дождь, и вы узнаете и увидите, насколько велико ваше зло, которое вы сотворили перед Б-гом, испросив себе царя». И когда по призыву Шмуэля внезапно прогремел гром и хлынул дождь, сыны Израиля затрепетали (I Шмуэль 11:15-12:18). А Шмуэль сказал им: «Как с помощью молитвы я могу менять времена года, так в час войны я могу с помощью молитвы остановить врага, хотя я уже и стар, — и не нужно вам было просить царя при моей жизни!» (I Шмуэль 12:16, Раши).

Сыны Израиля стали умолять Шмуэля о молитвенном заступничестве, а он призвал их: «Только бойтесь Б-га и служите Ему истинно, всем вашим сердцем! …Но если вы будете творить зло, то и вы, и ваш царь погибнете» (I Шмуэль 12:19, 25).

Ошибка царя Шауля

А когда огромное войско филистимлян вновь вторглось в Землю Израиля, Шмуэль пришел в лагерь, расположенный при Гилгале, и увидел, что царь Шауль, не дождавшись его, уже вознес жертвы — хотя они заранее договорились, что Шмуэль придет в тот день, чтобы принести жертвы самому. Царь оправдывался тем, что народ уже начал разбегаться от него, и он хотел обратиться за поддержкой к Творцу — но Шмуэль предрек ему, что, поскольку он нарушил повеление пророка, посланца Б-га, теперь его царствование не устоит, и Всевышний изберет Себе другого царя (I Шмуэль 13:1-14, Раши и Радак).

В тот раз войско царя Шауля одержало внушительную победу (I Шмуэль 14:15-31). Но некоторое время спустя Шмуэль повелел царю Шаулю от имени Б-га вступить в войну с амалекитянами и, не щадя, истребить их всех до одного и даже их скот. А когда Шмуэль узнал, что, одержав победу, евреи оставили в живых царя амалекитян Агага, а также отборный скот, чтобы принести его в жертву Б-гу, он спросил у Шауля: «Неужели всесожжения и жертвы столь же желанны Б-гу, как и послушание Его голосу?! Нет, послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука баранов! Ведь непослушание — это как колдовство, а неповиновение — как поклонение идолам. За то, что ты отверг слово Б-га, Он отверг тебя от царствования». А когда Шмуэль повернулся, чтобы отойти от царя, тот, пытаясь удержать пророка, схватился за полу его плаща и оторвал ее. «Сегодня, — сказал ему Шмуэль, — Б-г “оторвал” от тебя царскую власть над Израилем и отдал ее тому, кто лучше тебя». Перед тем, как окончательно уйти, Шмуэль велел подвести к себе царя амалекитян и, сказав: «Как твой меч лишал матерей их детей, так и твоя мать останется без своего сына!», рассек его пополам (там же 15:1-33).

Помазание на царство Давида

В 2883 году (877 г. до н.э.) Всевышний повелел Шмуэлю помазать на царство одного из сыновей Ишая, жившего в Бейт-Лехеме. Когда Шмуэль пришел в дом Ишая, тот представил ему семерых своих сыновей, но Шмуэль сказал: «Не этих избрал Б-г. Разве нет у тебя больше отроков?» И лишь тогда Ишай послал за своим младшим сыном — Давидом, который пас овец вдалеке от дома. Но, увидев, что этот юноша рыжий и краснолицый, Шмуэль затрепетал, прошептав: «И этот будет проливать кровь, как Эсав!» А Всевышний сказал ему: «Эсав убивал ради своей прихоти, а этот будет убивать по решению совета мудрецов» — т.е. в войнах против врагов Израиля (Берешит раба 63:8). Тогда Шмуэль взял свой рог с елеем и помазал Давида на царство — но пока это было сохранено в тайне, так как Шмуэль боялся, как бы Шауль не убил его (I Шмуэль16:1-13, 28:17, Раши).

В тот же год Давид прибежал в Раму к Шмуэлю и сообщил, что царь Шауль преследует его, предчувствуя в нем соперника и намереваясь устранить его со своего пути. Шмуэль скрыл юного царя-помазанника в своей школе пророков (там же 19:18, Раши и Ральбаг).

В этот период он интенсивно обучал Давида Торе, передавая ему сокровенные тайны, воспринятые им от первосвященника Эли (см. Акдамат аРамбам леЯд Хазака). В частности, Шмуэль объяснил молодому царю, где и как, согласно закону Торы, должен быть построен Храм Б-га (Звахим 54б).

Некоторое время спустя за Давидом пришли посланцы Шауля, но, увидев, как Шмуэль обучает пророков, они почувствовали, что и на них нисходит дух святости и стали пророчествовать вместе со всеми. Затем за Давидом приходило еще два отряда посланцев, но и те присоединялись к ученикам Шмуэля. Наконец, в Раму пришел сам Шауль, но и он стал пророчествовать вместе с учениками Шмуэля, а Давид тем временем успел скрыться (I Шмуэль 19:19-20:1).

Роль Шмуэля в цепочке передачи Торы

Ближайшим учеником Шмуэля был пророк Ахия Шилони, ставший духовным руководителей следующего поколения. Наряду с обучением пророков, Шмуэль продолжал судить сынов Израиля на протяжении всего периода царствования Шауля.

Шмуэль написал ряд книг, впоследствии включенных в состав ТаНаХа: книгу Шофтим (Судьи), где рассказывается об эпохе судей от Отниэля бен Кеназа до Шимшона; известную книгу Рут, посвященную судье Ивцану-Боазу и моавитянке Рут, ставшим пращурами царя Давида, а также первые главы книги Шмуэля, в которых описывается история его эпохи (Бава батра 14б).

Шмуэль бен Элькана умер в Раме 28 Ияра 2883 года, в возрасте 52 лет (I Шмуэль 25:1; Седер олам раба 13; Таанит 5б). Перед смертью он сообщил своим ближайшим ученикам, что уже помазал на царство Давида вместо Шауля (I Шмуэль 25:1, Мальбим).

Похоронен в Раме (I Шмуэль 25:1), рядом с усыпальницей его родителей — Эльканы и Ханы (Седер адорот).

Через несколько месяцев после его смерти некая женщина, умевшая вызывать души мертвых, вызвала по просьбе царя Шауля душу Шмуэля. «Зачем ты потревожил меня?» — спросил Шмуэль. Царь Шауль попросил у него совета и наставления. «Зачем ты спрашиваешь меня?! — возразил Шмуэль. — Ведь Б-г отступился от тебя и стал твоим недругом. Б-г сделал с тобой так, как предрекал через меня: Он отторг от тебя царство и передал его твоему ближнему — Давиду. …И предаст Б-г тебя и весь Израиль с тобою в руки филистимлян, завтра же ты и твои сыновья будете со мною» (I Шмуэль 28:8-19; Шабат 152б). «Мало того, что ты не выполнил волю Б-га, когда Его гнев пролился на амалекитян, так теперь еще ты обратился к вызывающим мертвых! — упрекнул царя Шмуэль. — Горе такому пастырю и горе его пастве: из-за тебя Святой, благословен Он, отдает народ Израиля в руки филистимлян. Но твоя смерть станет для тебя искуплением, — добавил пророк, — и ты сможешь подняться в то место, где пребываю я» (Пиркей дераби Элиэзер 33).

На следующий день Шауль и его дети были убиты в сражении с филистимлянами.

И если все пророки пророчествовали только при жизни, то Шмуэль удостоился пророчествовать и после смерти (Пиркей дераби Элиэзер 33).

В последующие годы пророки Гад и Натан завершили книгу Шмуэля, присовокупив к написанному им также историю царствования Давида (Бава батра 15а).

Внук и правнуки Шмуэля несли службу левитов в Иерусалимском Храме (Таргум, I Шмуэль 2:1).

Прямым потомком Шмуэля был выдающийся знаток сокровенных разделов Торы р. Йешая Гурвиц — Шла аКадош.

Согласно некоторым мнениям, новым воплощением души пророка Шмуэля стал выдающийся хасидский наставник р. Шмуэль-Шмелке из Никольсбурга.