С праздником Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября 2019: Покров Пресвятой Богородицы

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Покров день — народные традиции праздника

Покров Пречистой Богородицы. История в картинках.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Что можно есть на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, — каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей — Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих…

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа — не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? — т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? — Прости им, Отче, они не знают, что творят… И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей… Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! — потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) — когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? — Нет, — сказал он, — но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! — и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве?.. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы?.. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется… В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас — образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас — образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он — средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу!.. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша — это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!

Покров Пресвятой Богородицы 2018: традиции, приметы, и гадания

Уже более тысячи лет православный народ отмечает этот праздник и за это время названий становилось все больше — Первое зазимье, Свадебник, Засидки, День Романа Сладкопевца, Праздник урожая, Покрова Богородицы, Покрова, Покров-Батюшка. А в Белоруссии этот день зовут — Трэцяя Прачыстая, Пакровы, в Украине — Покрова, День зустрічі зими, в Сербии — Покровица.

Этот день считался еще и границей между зимним периодом и летним. Покрова установлены в честь таинственного видения, которое явилось св. Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя. Итак, что это было за видение, кто ему явился, какие традиции празднования и приметы существуют на Покрова.

Покров Богородицы — что за праздник

В православии праздник Покрова связан легендой о явлении Богородицы Андрею Юродивому, жившему не то в 5, не то в 10 веке в Константинополе (версии, когда все-таки он жил, расходятся). По легенде, Андрей увидел во время службы в храме Богородицу, идущую по воздуху над молящимися. Она сняла с головы белое покрывало и распростерла его над народом в знак своего покровительства.

Позже на Руси в честь этого события был учрежден праздник. По преданию, сделал это князь Андрей Боголюбский в 1164 году. В честь этого праздника была освящена церковь, построенная годом позже по заказу князя, — знаменитый храм Покрова на Нерли, одна из жемчужин русской архитектуры. Так как суть православного праздника Покрова — в почитании Богородицы, защитницы и заступницы, простирающей свое покровительство над людьми, народ очень скоро перенес на этот праздник некоторые прежние традиции, касающиеся древнейших славянских празднеств этой поры, когда осень готовится перейти в зиму.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы девушки, раньше просившие о женихах Ладу, стали ставить в церкви свечку Богородице (которая считается покровительницей семьи и материнства) со словами древнего заговора: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Далее молятся Богородице о замужестве. Причем, по поверьям, которая девица в церковь раньше всех придет свечку ставить, та и замуж быстрее всех выйдет.

Традиции на Покрова

Издревле считалось, что Покрова это граница между осенью и зимой. А к холодам нужно было готовиться заранее и основательно. И первое, что люди совершали — это заканчивали все полевые работы. Также было принято все заготовки на зиму закончить еще до этого праздника.

С этого дня весь скот переводили в зимний режим, то есть выводили в последний раз на пастбище, скармливали «пожинальник» (последний сжатый сноп) и заводили в сараи. После чего поили водой через решето. Таким образом, по мнению наших предков, животные болеть не будут.

А чтобы зимой не замерзнуть в избе, её нужно было заранее утеплить, что и делали раньше накануне праздника. Однако для начала необходимо прибраться как в доме, так и во дворе. После чего избу начинали конопатить, то есть попросту забивать щели. Обязательно чинили крышу, забор да все, что попадется под руку. Однако, не в каждом доме была возможность утеплить дом к зиме. Ведь в любой деревне были и вдовы, и одинокие старушки, и немощные. Поэтому, наши предки старались справиться раньше срока, чтобы обязательно помочь нуждающимся. Ведь в таком случае добро вернется сторицей.

Именно на Покрова первый раз разжигали печь. Однако, обязательно необходимо было бросить в пламя хотя бы одну ветку плодового дерева. Так, наши предки привлекали в дом достаток, богатство и хороший урожай.

Что приготовить на Покров? Праздничный стол на праздник Покрова Богородицы 14 октября

Обязательно все обряды проводила только женщина, хозяйка дома. По одной из традиций на Покрова пекли блины и чем больше, тем лучше. Но вот на стол подавать их не торопились. Ведь сначала хозяйка с тарелкой блинов в руках обходила все углы в доме и молилась Пресвятой Богородице. Каждая просила о своем — счастье и покой в доме, достаток, веселье и радость, детей и так далее.

Отдельно пекли караваи или всевозможные булочки, которые потом раздавали соседям и односельчанам, приговаривая: «Бог дав менi, а я вам даю — на щастя, на злагоду, на здоров’я». А вот все, что осталось от этой выпечки засушивали и хранили для великого поста.

Трапезу в этот праздник старались приготовить как можно богаче, а вдруг сваты придут. Поэтому хозяйка стряпала блюда из грибов, капусты, мяса, а холодец из петуха для них было чем-то наподобие салата оливье на Новый год для нас. Кто побогаче закалывал к празднику свинью, готовил вяленое мясо и колбасы.

Традиционное блюдо на Покров — гусь, фаршированный яблоками

Традиционное угощение в засидки и на сам праздник Покрова — гусь, фаршированный яблоками, кашей или квашеной капустой; курник или рыбник (пироги с начинкой из курицы или рыбы); а также кулебяки, расстегаи, пирожки, калачи. Причем гусь выбран для Покровской трапезы неслучайно, его подавали обязательно и на свадьбах. Гусь символизирует достаток и верность в любви. Известно ведь, что с хороших гусей сплошной прибыток — и мясо, и яйца, и жир, и пух с пером. Да и живут гуси парами, долгие годы (иногда и всю жизнь) сохраняя верность партнеру. А когда гусыня сидит на яйцах и выводит гусят гулять, гусак находится рядом, охраняя подругу и приплод. Поэтому нередко гуси изображались на наличниках, на воротах, вышивались на полотенцах — как оберег дома и семьи.

  1. Гуся обработать, натереть солью и медом, смешанным с небольшим количеством сухого вина.
  2. Оставить на холоде на всю ночь.
  3. В день приготовления еще раз обмазать гуся медом изнутри и снаружи, начинить яблоками, очищенными от сердцевинки, отверстие зашить.
  4. Птицу положить спинкой вниз в жаровню, обжаривать 3 минуты на сильном огне до румяной корочки, затем таким же образом обжарить со всех сторон.
  5. После этого залить гуся полутора стаканами сухого вина, разбавленного водой и, снизив огонь, тушить, пока не станет мягким.
  6. С готового гуся снять нитки. Яблоки вынуть, положить на блюдо. Гуся разделать: порезать кожу вокруг крылышек и ножек, ножки отломать и разрезать по суставу пополам, мякоть грудки срезать с кости одним куском и нарезать на ломтики. Разделанную гусятину положить на блюдо к яблокам. В качестве соуса использовать жидкость от жаркого.

Свадьба на Покрова

После того, как работа в поле была завершена, можно было и устраивать праздники. Поэтому на Покрова открывали Свадебный сезон. А свободные девушки, наверно, только и думали о суженом. Поэтому 14 октября (или 1 октября по старому стилю) с самого утра все девицы бежали в храм поставить свечу, чтобы скорее выйти замуж.

Уже с этого дня начинали гулять свадьбы и засылать сватов к невестам. А заканчивался сезон за две недели до Филипповского поста.

А незамужние девушки обязательно еще до этого дня вышивали рушник, которым и украшала икону Богоматери. При этом приговаривая: «Покров, покров, покрой мою голову хоть платочком, хоть тряпочкой, чтобы не осталась я в девках».

Чтобы скорее выйти замуж, девицы накануне праздника специально ходили в старой одежде, надевали наряды старух и так далее. Но вот уже в праздник надевали все самое красивое и новое. После чего отправлялись в гости к родным и близким, которые в свою очередь в награду дарили им куриные яйца.

Существовали также обряды, которые старалась соблюсти каждая замужняя женщина. Например, что сохранить здоровье и уберечь своих детей от напастей, женщины сжигали их старую одежду на костре. А вот старушки, чтобы в грядущем году не слечь в кровати, а быть подвижной и не болеть тоже бросали свои вещи в огонь.

А чтобы уж наверняка сохранить здоровье малышам, во дворе их обливали водой из решета.

Приметы на Покрова

Покров — испокон веку на Руси время свадеб и обручений. Считалось, если на Покров обручиться и снежок пойдет — быть браку счастливым. А свадьбы на Покров игрались, чтобы успеть до Филиппова заговенья (27 ноября по новому, 14 ноября по старому стилю) — ведь на следующий день после Филипповок начинается Рождественский пост.

К Покрову девушки переносили свои ритуальные сборища с лугов, где водились хороводы и плелись венки, в избы — это и есть засидки. Засидки были будничные, когда женщины и девушки собирались вместе для домашних работ — прядения, щипания пера для перин (нередко — для приданого перед свадьбой), и «с гуляньем» — когда на посиделки приглашались холостые парни, прялки быстро откладывались в сторону и заводились игры да песни, а затем подавалось угощение. На засидках парни присматривали себе невест — примечали, которая в работе домашней ловчее других, у какой девушки нрав выкажется легкий да добрый во время общих бесед, шуток и веселья. Существует народная примета: «Весело Покров проведешь — женишка найдешь».

«На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Отсюда и другие названия праздника: Праздник урожая, Первое зазимье, Покров-батюшка, Засидки, Свадебник. Наступало время, когда урожай собран, закрома и кладовки набиты припасами на зиму, все собираются в помещении, у огня, коротать холодное время года.

Считалось также, что на Покров леший устраивается на зиму в свою берлогу. Поэтому накануне Покрова особенно лютует напоследок — воет, ломает деревья, вырывает кусты. Горе тому, кто сунется накануне Покрова в лес — леший запутает, заломает — и сгинет человек.

С Покрова начинали топить в избах. По поверьям, именно на Покров домовой спать укладывается, поэтому надо провести обряд «запекание углов»: протопить дом, испечь маленькие блинцы на угощение, а первый блин, разделив на четыре части, положить в качестве подношения домовому в четыре угла избы. Если домовой-хозяин сыт и спокоен, то и в доме будет лад и благополучие. В Покров детей на пороге дома поливали водой через решето для защиты от хворей и сглаза, приговаривая при этом заговор: «Гусь-гусь-гусь- гусь гусь-вода, с (имя ребенка) худоба!»

Безусловно, очень много примет связано со свадьбой. Одна из них гласит, что если в Покров будет ветреная погода, то в этот год будет много невест, а вот если выпадет снег, то много свадеб.

А вот, чтобы найти хорошего жениха или невесту обязательно этот день нужно было провести весело, если же будет иначе, то хорошего партнера в этом году не найти.

В этот день внимательно присматривались к тем, кто ухаживает за девицами в Покров, ведь именно он, согласно поверьям и будет женихом.

Пристальное внимание уделяли и погоде. Ведь если ветер дует в этот день с востока, то зима будет холодная. Если же погода в этот день теплая, то и зима такая же будет, а если в Покров холодно, то зимою будут морозы и много снега.

Если на Покров улетают журавли, то зима будет ранней, холодной и морозной.

Гадания 14 октября — на праздник Покрова Богородицы

1. В ночь с 13 октября на 14 девушки говорили — «Покрой землю снежком, а меня — женишком». После этих слова девушка должна была молчать и ни с кем не разговаривать до самого сна. А ночью, как верили наши предки, должен прийти жених. Если да, то в этом году она выйдет замуж, если нет, то и невестой в этом году ей не быть.

2. Также, чтобы узнать, кто будет суженным, девушка перед сном съедала не менее пяти вареников, а затем приговаривала — «Суженый-ряженый, принеси мне водички напиться». Кто приснится, тот и будет ей мужем.

3. Не менее интересным вопросом для девушек раньше был — кто родится? Поэтому, чтобы узнать, девушки на Покров собирались, и друг другу гадали с помощью кольца. Одна из девушек брала кольцо, подвешивала его на нить и окунала его в воду, после чего подносила к руке другой девицы (той, которая хочет узнать пол ребенка). Если оно движется вперед-назад, то будет мальчик, если по кругу — девочка.

4. Следующее гадание было направлено на то, чтобы узнать, кем будет жених. Для этого девица вечером на праздник набирала понемногу из девяти разных колодцев. После чего в ней варила ровно 72 зерна. Затем девушка отходила на 72 шага от своего дома и разбрасывала пшеницу на землю. А уже ночью выходила к этому месту и вслепую брала первое, что попадется под руку. Если пшеница, то девушка выйдет замуж за молодого и богатого. Попалась в руки любая бумажка, то муж будет грамотный и ученый, если же ветка или щепка, или опилки, то выйдешь замуж за плотника, ну а если земля, то проживешь всю жизнь с хлеборобом.