Русское чаепитие

Русский чайный стол

Константин Маковский. За чаем

Самовар, как бас из хора,

напевает в вашу честь.

Даже чашка из фарфора

у меня, представьте, есть.

Булат Окуджава

Сегодня мы немало знаем о знаменитом английском чаепитии — Five o’clock Tea — неукоснительном ритуале, который сформировался в Англии благодаря Анне Рассел, герцогине Бедфорд. Довольно большое количество наших граждан имеет представление о японской и китайской чайных церемониях, знаем мы даже о южноамериканском матэ и видах калебас. И до обидного мало кто знает сегодня о русских ритуалах чайного стола, включавших в себя много пронесенных сквозь столетия элементов, а также о традиционном рождественском чаепитии. О них и пойдет дальше речь, но сначала немного о появлении чайного листа в России.

История появления чая в России

Первый чай появился в нашей стране еще в середине XVI века. Чайный лист привозили из экспедиций в Юго-Восточную Сибирь казачьи атаманы.

В 1638 году чай появился при русском царском дворе. Посол русского царя Михаила Федоровича Романова, боярский сын Василий Старков, посетил с дарами – русскими соболями — ставку одного западно-монгольского хана, а в ответ получил четыре пуда «китайской» травы. Азиатский напиток очень понравился и нашему царю, и его боярам. Уже в середине XVII века с Китаем был заключен договор о регулярных поставках чая в Москву. Цена на экзотический напиток был огромная – чай стоил в 11 раз дороже черной икры, но сторонников чая становилось всё больше и больше, сушеная «китайская трава» распродавалась очень быстро. И к середине XVIII века в России пили чая больше, чем в Европе!

Русские люди не только быстро оценили новый напиток, но и стали его знатоками. Европейские путешественники отмечали, что в России пьют очень хороший чай. И это было правдой, ведь чайный лист в те времена привозили в страны Европы морем, а его качество существенно ухудшалось от такой транспортировки. А из всех европейских стран лишь Россия имела возможность ввозить чай по суше. Уже в те годы российские чайные гурманы превыше всего ценили сорт пекое, обладающий особенно тонким вкусом и изысканным ароматом – чай, приготовленный из верхушечной почки чайного куста. В начале XIX века в Москве особенно модным был редкий и дорогой белый чай «Серебряные иголки», а Санкт-Петербург отдавал предпочтение знаменитому китайскому чаю с жасмином.

Алексей Зотов. Натюрморт с самоваром

К тому же, русские ценители чая смело экспериментировали со способами заварки любимого напитка и добавками к нему. Известный русский писатель И.А. Гончаров однажды заметил, что пить русский чай означает пить чай заваренный, а англичане «варят его по своему обыкновению, как капусту»! Между прочим, сегодня столь распространенный обычай класть в чай ломтик лимона подарила миру Россия.

Считается, что чай в пакетиках изобрел американский бакалейщик Томас Салливан в 1904 году. Но еще в середине XIX века в России опускали в самовар «чай, завязанный в чистенькую кисейку, с прикрепленной к ней тоненькой тесемочкой». Такой способ заварки чая для семейного чаепития был описан в знаменитой кулинарной книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам», впервые вышедшей в России еще в 1861 году.

Стоит отметить, что появление чая в нашей стране способствовало развитию в России производства и его атрибутов. Без сомнения, уникальным «партнером» чая на Руси является самовар, ставший со временем, а может, и на все времена, одним из самых узнаваемых в мире символов нашего государства. Следом за самоваром, чай дал быстрый толчок в развитии русского фарфора. Елизавета Петровна приказала основать Императорский фарфоровый завод, а Екатерина II повелела изготавливать такие чайные сервизы, «чтобы по качеству не уступали ни восточным, ни европейским»! Очень скоро уникальные фамильные чайные сервизы русской знати стали сначала неотъемлемой частью сервировки стола, а затем и частью фамильных состояний и отечественной истории. Фарфоровый чайный сервиз был мечтой и предметом гордости любой русской хозяйки.

Конечно, под чаем в те времена подразумевали исключительно китайские сорта чайного листа, индийский чай придет в Россию значительно позже.

Справедливости ради надо отметить, что сельское население всё же отдавало предпочтение напиткам, привычным со времен предков. Поэтому в селах пили «копорский» чай – напиток, приготавливаемый из высушенных листиков иван-чая; фруктовые чаи, которые заваривали из смеси измельченных фруктов и душистых трав; и даже чаи из листьев и коры некоторых деревьев.

Всего каких-нибудь 150 лет назад, с широким распространением по России самоваров, процесс «пития чая» в нашей стране был ритуалом никак не менее значимым, чем в Британии.

Русские традиции чаепития

Одна из важнейших особенностей русского ритуала чаепития – богато убранный стол с его главным «распорядителем» — сверкающим пузатым самоваром. Самовар ставился непосредственно на чайный стол или на специальный небольшой столик, приставленный в торце стола. «Кормили» самовар еловыми шишками, которые прекрасно сохраняли жар. Смолянистый, чуть горьковатый аромат елового дыма обладает расслабляющим и успокаивающим свойствами. Самовары ценились не только за внешний вид, но и за свою «музыкальность». Перед закипанием самовар начинал петь, знаменитые мастера умели придавать своим самоварам неповторимые голоса. Уникальный голос самовара и его песня придавали особый уют и спокойствие чайному столу. Чаю заваривалось так много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу всех участвующих в чаепитии, а выпивали за раз по шесть-семь чашек чая, а то и больше.

Борис Кустодиев. Чаепитие

Неотъемлемый атрибут сервировки русского чайного стола — изящная льняная скатерть, причем обязательно накрахмаленная! На стол ставились: чайник с ситечком, сахарница со щипчиками, ложечки, стаканы в подстаканниках для мужчин и изящные китайские чашечки – для женщин.

К чаю полагались чайные угощения – в очень большом ассортименте. Обязательно подавались к чаю сахар и горячие сливки или молоко с пенками, предварительно около часа томленные в керамическом горшочке в печке. А кроме обязательных сахара, молока и сливок, это были сливочное масло, несколько сортов варенья, мед и множество выпечки: сухарики, калачи, баранки, печенье, бисквиты, пряники, пирожки и булочки всех мастей. Кстати, варенье к чаю тоже обязательно должно было отвечать определенным требованиям: ягоды в нем должны были быть только целыми, а сироп – густым и тягучим. Ну, разве может потягаться с нами скудное английское чаепитие?

Разливала чай только сама хозяйка дома, в экстренном случае руководить чайным столом доверялось старшей из дочерей в семье. По неписаному правилу русской чайной церемонии чай должен разливать всегда один и тот же человек, владеющий всеми тонкостями этого процесса. Настоящий чай в те времена был дорогим деликатесом, поэтому особенно важно было не только уметь вкусно заварить чай, но еще и уметь «не спить чай», то есть разлить его так, чтобы каждый из участников чаепития получил чай одинаковой крепости, а хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.

Замечательный и тоже очень колоритный атрибут русского чаепития — специальные грелки, которыми накрывали заварочный чайник. Чайные грелки шили из плотного материала, придавая им форму больших петушков, сказочных птиц или кукол-матрешек. Многие из таких грелок являются настоящими шедеврами русского народного декоративного искусства.

Русское чаепитие – чуждо всякой суете и спешке, это процесс, требующий времени и серьезности! Русское чаепитие – это таинство посвященных! За столом выпивали по шесть-семь чашек чая за раз, как говорится, с чувством и с толком. За чаем велись важные семейные и деловые переговоры, заключались сделки и подписывались договора.

До края порционной чайной посуды обязательно не доливали 1 см, так требовал чайный этикет.

От знати до простонародья

В мещанских и купеческих семьях подавали чай в чашках на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с кусковым сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони особым образом с показным шиком.

Чай был очень популярным напитком и в русских трактирах, особенно в московских. Там чай подавался полными стаканами, налитыми обязательно до самого верха. Ведь в трактирах его пили, в основном, приезжие купцы, мелкие чиновники, студенты и простонародье, которые были вправе потребовать за свою честную копейку, чтобы стаканы наполнялись до самых краев. Подача такого чая требовала от официантов тех времен особого умения маневрировать среди посетителей с подносами, на которых стояли стаканы с чаем, налитым «всклянь». Об этом особенно ярко можно прочитать у В. Гиляровского.

Василий Перов. Чаепитие в Мытищах

Русское рождественское чаепитие

Русское рождественское чаепитие имело свои особенности сервировки стола и подачи сопутствующих блюд.

Первый этап рождественского чаепития проходил в Сочельник, т.е. во время действия Рождественского поста, поэтому чайный ритуал имел вариации. Державшие строгий пост пили чай и вовсе без заварки, чаем назывался простой кипяток вприкуску с мелкими ржаными сухариками. Постившиеся менее строго собирались вокруг семейного пузатого самовара пить чай с баранками, постными лепешками и медом.

Сервировали стол для этого этапа чайной церемонии в семьях небогатых — чаще всего гранеными стаканами, в более зажиточных — отдельным, «постным» чайным сервизом.

И вот, наконец, ожидание Рождества после первой Литургии сменялось разговеньем. На дворе — полночь, щедрый мясной праздничный обед ждет семью днем, а пока – только чай, но уже праздничный! Наступал черед второго этапа рождественского чаепития. А поэтому хозяйки в каждом доме радостно и быстро меняли на столе посуду, чашки заменяли стаканы – у одних, праздничный сервиз сменял «постный» — у других. Угощение на столе тоже волшебно преображалось тут тебе уже сахар и сливки, сдобные калачи и сайки, ситный хлебушек. Много не ели, чтобы успеть хорошо отдохнуть перед большим праздником.

Старинная открытка

В самый день Рождества – в каждом русском доме был накрыт обильный стол с многочисленными мясными блюдами и закусками, обилием выпечки и сладостей. И, конечно же, богатым и сладким чаепитием в завершении застолья!

Статистика утверждает, что сегодня на нашей планете каждую секунду люди выпивают около двух миллионов чашек чая. Чай пьют в современных мегаполисах и в маленьких селах, в жарких странах Африки и на полярных станциях. Чай пьют и в радости, и в печали; собираясь на работу и приходя с неё, в будни и в праздники. Так что можно смело утверждать, что триумфальное шествие чая по нашей планете продолжается.

Чаепитие

Автор фотографии: Karen Sarraga/Rusmediabank.ru

Чаепитие – это интересная кулинарная традиция, смысл которой заключается в совместном распивании такого напитка, как чай, в обществе, семье, гостях или дружеской компании.

Чаепитие в мире

В разных странах мира процесс чаепития совершается по-разному. Например, в Азии к чаю не подают десертов или дополнительных напитков. В то же время в Китае и Японии при процессе чаепития все участники усаживаются в круг и пьют один тип напитка со специального подноса, где также лежат аксессуары и посуда для заварки чая.

В Великобритании с чаепитием обязательно необходимо принимать какую-либо несложную, легкую пищу. В Англии в чай добавляют сахар или молоко. К напитку могут подаваться тосты, масло, вафли, пироги и другие подобные сладости. По традиции в этой стране обязательное чаепитие происходит в пять часов вечера. Для этого англичане всегда имеют с собой пакетики чая. В США чаепитием называют роскошное мероприятие. Поэтому к напитку тут могут предлагаться легкие закуски или несложные бутерброды. В Европе по большей части употребляется не чай, а кофе. Хотя некоторые страны также имеют традиционное питье чая в определенное время.

Российское чаепитие

Первый чай в России появился во времена правления государством Ивана Грозного. Тогда этот напиток привезли из китайской страны. Вскоре напиток приобрел популярность, а для изготовления продукта стали производить мини-машины – самовары. Они могли в течение долгого промежутка времени сохранять в себе горячую воду.

Сам чай, по мнению россиян, представляет собой любой вид напитка, который был приготовлен путем заваривания сушеных растений кипяченой водой. Различают чаи: цветочные, фруктовые, травяные и другие. В настоящее время в России распространен черный чай. К нему могут добавляться молоко, сахар или лимон. Вместе с российским чаепитием происходит употребление в пищу сладостей и кондитерских изделий, десертных блюд и выпечки. Чаепитие также нередко представляет собой небольшое застолье с накрытым сладкими блюдами столом.

В России пить чай принято во время обычного рабочего дня, в перерывах. Подают чай также в детских садах, школах и других образовательных учреждениях. В русской культуре чай наливают при использовании двух чайников – заварочного и с кипяченой водой. В первой емкости заваривают крепкий чай, который при приготовлении напитка заливают обычным кипятком прямо в кружки или чашки. В поездах России подают чай в стаканах и подстаканниках из металла.

Виды чая

По месту рождения. Существуют самые разнообразные типы чайных напитков во всяческих странах и государствах: турецкий, индийский, японский, цейлонский другие. В России чаще всего чай выращивают в Краснодарском крае.

По уровню ферментации. Черные и зеленые формы чая производят из одной культуры, но применяют при их приготовлении разные степени окисления (или ферментации). Наиболее окисленным считается черный чай. Зеленый же чай либо окисляют очень слабо, либо не окисляют вообще. Остальные группы – это среднеокисленные чаи: улун, желтый, белый, пуэр и прочие.

По методу обработки чайных листьев. Сюда входят такие группы чаев: листовой (или байховый), растворимый, пакетированный, прессованный и гранулированный. Чай в пакетиках чаще всего является, как правило, отходом от производства дорогих групп напитков. Крепкой заваркой характеризуется гранулированный чай. Но от этого вида чая исходит меньше всего аромата.

Как заваривают чай?

Вследствие того, что чайная культура в разнообразных странах имеет массу различий, традиции по-разному влияют и на характеристики растения. Цейлонские и индийские чайные напитки дают максимальные свойства запаха и крепости во время первой, но долгой заварки. Она совершается в течение трех-пяти минут.

Китайские разновидности чайных напитков имеют лучшие вкусовые качества и особенности аромата во время четвертой-восьмой заварки. Эту группу обычно заваривают некрутым кипятком приблизительно десять минут. Первую заварку нужно будет вылить сразу. При покупке сортов чая требуется консультация продавцов в отношении правильного пути заварки чая. Современные традиции во многом отходят от старинных обычаев, но некоторые народы стараются сохранить изначальные характеристики чаепития.

См.также

  • Чай
  • Черный чай
  • Зеленый чай

Ссылки

  • Чай — рецепты, Кулинарная социальная сеть Поваренок.ру
  • Группа «Наши вкусняшки», портал красоты myCharm.ru

С XII века можно говорить о возникновении на Руси своеобразного и колоритного русского ритуала чаепития традиционного русского травяного напитка Иван-чай. В городке Копорье получали «Копорский чай», при заваривании ферментированных листьев Иван-чая или кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. Первые исторически достоверные письменные упоминания о чаепитии из самовара, появившегося в России, относятся к концу XVII века. Официальная история чаепития в России ведётся с 1638 года. По легенде монгольский хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда китайского чайного листа. Чудесный напиток зелёного и чёрного чая пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 году придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I, настоем зелёного чая от болезни желудка. А в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пограничном пропуске русских чайных караванов.

Хороший чай в те времена был недёшев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, ещё и не меньшее умение подать его. В России с XVI и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. И по общему объёму ввоза и потребления чая жители Российской империи к 1844 году перепили даже англичан…

В Москве фунт зелёного китайского чая стоил 12 руб., а то же количество чёрного — чуть больше двух рублей. Это не могло не повлиять на отношение к зелёному чаю, он был вытеснен с рынков европейской части Российской империи. Привычка пить только чёрный чай впоследствии препятствовала распространению зелёного. Через сто лет зелёный чай почти перестали употреблять.

С 1885 года появляются первые чайные плантации и в России в самых южных районах Российской империи – в Абхазии, Грузии, Аджарии, в Азербайджане, на юге Кубани, и в Закавказье. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95 % россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год.

Законодателем моды чаепития стала Москва.
Так, как пили чай в Москве, больше нигде чай не пили. До середины XIX века Москва употребляла до 60% ввозившегося в Россию чая. Бытовало выражение «москвичи-чаёвники», «москвичи-водохлебы». «Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве»? — спрашивал когда-то Н. Поляков. На многих территориях России продолжали пить Иван-чай и в XIX веке о дорогом зелёном чае, чёрном китайском и индийском чае знали только понаслышке.

Замечательное описание московского чаепития прошлого века оставил известный писатель-москвовед Александр Вьюрков (1885 — 1956 г.г.) в произведении «Друг семьи»: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так».

«Пили чай с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника…

Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру.»

«Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чаем в России увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие проходило с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек чая — «чай по-купечески».

Многие ходили в трактиры именно для чаепития:
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Появилось и русское изобретение самовар, усовершеннствованный «протип» древнего устройства для приготовления горячего сбитня и чая. В богатых купеческих семьях держали несколько самоваров разных форм и размеров и металлических чайников.

Знаменитая кустодиевская «Купчиха» пила чай со сладким вишнёвым, клубничным, или яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье купчиха намазывала на хлеб или ела ложкой из блюдца. Сахар в XIX веке был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками — хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». И колотый сахар не растворялся моментально, но был «долгоиграющим», как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки.

В середине XIX века, и не только в Москве, а во всех крупных городах чай из больших самоваров стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах. Горячий чай был незаменимым напитком, предлагаемым во всех придорожных трактирах, горячий напиток согревал людей зимой, бодрил уставших, словом, облегчал тяготы путников, путешествующих по дорогам России.

На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в «чистой» половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки не употреблялиь, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чёрный китайский чай согревал, бодрил, поднимал настроение. Для чайной церемонии путешественник имел при себе дорожный погребец, включавший в себя, как правило, две чашки с блюдцами, две ложки, чайницу, чайник со спиртовкой, канистру для спирта, коробку для бутербродов, наконец, сам погребец. Дорожный сундучок был широко распространен в южных районах России, в среде степных помещиков, вынужденных совершать длительные поездки.

К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, — чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.

Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, и крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время чайных в ожидании седоков.

В Санкт-Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Первые чайные открылись на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились чайные рядом с рынками и стоянками извозчиков. Как правило, в каждой чайной было по три комнаты, кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений.

Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных посетителям могли предложить подшивку газет. В чайной не имели права торговать алкогольными напитками. Кипяток в чайных разрешалось подавать только в самоварах. К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.

Вот как описывает, например, смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца XIX столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости. «Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили лёгкие закуски — блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.»

Исстари русские чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. В чайной за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу — любую бумагу. А писарями в чайных «служили» бывшие мелкие служащие присутственных мест… По вечерам в этом «писарском» зале через проекционный фонарь показывали зрителям «туманные картинки», беря за вход 1-3 копейки…

В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришёл обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».

Так что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. В «Толковом словаре живого русского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «прохлажаться за чаемъ, пить его въ раздольи». И конечно, только русский человек мог так колоритно описать чайник в загадке:

В брюхе – баня,
В носу – решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука,
И та – на спине.

В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течёт мирно и степенно и что вообще есть такая возможность – вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю – именно она и является самой важной частью русского чаепития.

Ширилось производство и расфасовка чая.

Среди самых известных чайных товариществ России выделялись «Высоцкий и Ко.», «С.Перлов», «Петр Боткин», «Караван» («Т.Д. Вогаз и Ко.»), «Братья К. и С.Поповы», «Василий Перлов» и многие другие. История «чайной империи» Перловых началась в 1787 году.

Товарищество «Василий Перлов с сыновьями», основанное в 1787 году, приносила славу и завидный доход — ежегодный оборот превышал 16 млн рублей. Заслуженной наградой стало право именоваться поставщиком двора Его Императорского Величества. Помимо этого Перловы были поставщиками двора императора Австрийского, короля Румынского, князя Черногорского и Великого Герцога Нассаузского. Прошло сто лет со дня основания фирмы, и на круглую дату, в 1887 году, основателю Товарищества «Василий Перлов с сыновьями» было пожаловано дворянское звание. В 1890 году по инициативе С. В. Перлова на улице Мясницкой в Москве был построен чайный магазин.

Дом Перлова с чайным магазином. Москва

Как только стало известно, что регент молодого китайского императора Ли Хунг-Чанг, прибывший на коронацию Николая II, остановится в доме чайного торговца Перлова, было принято решение о переделке фасада дома и интерьера магазина в китайском стиле. В 1895 году фасад и интерьер дома Перлова были оформлены в китайском стиле по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Отделка дома Перлова и магазина на Мясницкой в китайской стиле сохранилась до сих пор…

Гниющий скелет, Ашосское чаепитие

Гниющий скелет

Получено от скелета в Гильдии воинов (M20:18)

Вы получите это задание, только если вы поговорили с Азаром (Azhar) в (перед началом ) и получили зуб Азара.
Спустившись по лестнице в подвал Гильдии воинов, вы найдете запертый сундук и скелет, лежащий на земле. Если у вас есть зуб Азара, используйте его, чтобы оживить скелета. Ожив, он откроет сундук – в нем лежит «Последняя воля». Прочтите ее, чтобы завершить задание.

Ашосское чаепитие

Получено с доски объявлений возле Дес Мона (Des Mon) (M23:64)

В задании нужно помочь в подготовке празднования дня рождения на кладбище. Требуется найти три растения, из которых будет заварен чай. Первое растение можно найти на пляже (M23:54). Его охраняют две пантеры – весьма агрессивные, но не слишком опасные звери. Второе растение находится на другом конце берега (M23:55). Третье недалеко, справа от восточной дороги из города (M23:56). Разделавшись с последними пантерами, возьмите растения и отправляйтесь на кладбище (M23:56) где вам нужно оставить все три растения.
Выполнив задание, вернитесь к Дес Мону (М23:64) и заберите награду из сундука.