Рука дающего да не оскудеет

Метаморфозы: Да не оскудеет рука дающего

Журналисты часто используют крылатые фразы для создания заголовков и ярких фраз. Чаще всего, пожалуй, идут в дело библеизмы. Чего стоит одно только «не хлебом единым»: на месте хлеба тут не побывало разве что дефлопе с крутонами. Впрочем, иногда авторы текстов изменяют выражения до неузнаваемости. «Правмир» решил составить свой список библеизмов, которые чаще всего появляются в прессе, и выяснить, какие метаморфозы с ними происходят.

Сегодня мы расскажем о фразе «Да не оскудеет рука дающего».

СПРАВКА

Рука дающего не оскудевает — пословица, указывающая на то, что человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему как благосклонность судьбы, удача в делах. (Словарь-справочник «Библейское слово в нашей речи», Николаюк Н.Г.)

Любопытно, что самого выражения «рука дающего не оскудевает» или «да не оскудеет рука дающего» вы в библейских текстах не найдете. Это, по сути, просто формулировка идеи милосердия, за которое воздает Господь. Отсылки к «руке дающего» можно найти, например, в предписаниях Закона Моисеева: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…» Если же говорить о Новом Завете, то можно вспомнить послание апостола Павла к коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»

В прессе крылатая фраза «Да не оскудеет рука дающего» почему-то, как правило, меняется так, что превращается в совершенно нелогичную. Лидер по числу упоминаний в СМИ — вариант «Да не оскудеет рука берущего». Речь, естественно, о коррупции. Дело тут в том, что меняется направление — с ОТ кого-то на К кому-то. И сразу возникает много вопросов: как рука может оскудеть, если она и так берет? И что значит «да не оскудеет» — что надо брать еще больше? Но «не оскудеть» и «разбогатеть» — это вовсе не синонимы. И тем не менее «рука берущего» возникает в прессе с завидной регулярностью.

Впрочем, не только этот вариант видоизмененной крылатой фразы передает смысл присвоения, прибавления, а не отдачи. Еще один пример: «Да не оскудеет рука крадущего к копирайтом». Тут тоже не совсем понятно: если крадет с копирайтом, то значит, уже и не совсем крадет.

А иногда рука и вовсе меняется на ногу, как в заголовке к какой-то спортивной новости «Да не оскудеет нога бегущего». Нога по определению не может оскудеть — она ничем не владеет, ничего не берет и не отдает. Разве что оскудеть силами.

Встречаются и, напротив, очень логичные варианты. В «Известиях» я как-то видела статью под заголовком «Да не оскудеет меню жующего». Тут, по крайней мере, все понятно: надо, чтобы меню было богатым и разнообразным.

Или еще: «Да не оскудеет рука налогоплательщика».

Сам же глагол «оскудеть» меняют не так часто. «Да не отсохнет язык поющего»,- такой заголовок темы я увидела на каком-то форуме.

Интересно, что почти все трансформации этой крылатой фразы в прессе так или иначе связаны со сферой не духовного, а материального, практического. И идея щедрости, заложенная в исходном варианте, меняется на противоположную — накопительства, стяжательства, преумножения богатства. Или примитивного насыщения, как в случае с «меню» и «жующим».

На переводческой рассылке всплыл вопрос о происхождении пословицы «не оскудеет рука дающего». Интересный вопрос. Действительно, это не прямая цитата из Библии.
По-видимому, пословица основана на словах Библии, в Притчах 28:27 : «Дающий нищему не обеднеет, а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий». Так утверждает Краткий словарь библейских фразеологизмов (в свою очередь очень интересный документ, весьма некстати обрывающийся на букве З (update: нашлось окончание словаря: получай, фашист, гранату)).
Он опирается в этом своём суждении на «Русскую мысль и речь» Михельсона (1902-1903).
Но если это парафраза библейских слов, встаёт вопрос, кто первым так перефразировал, и почему именно в этом варианте она стала столь известной. Ответа на этот вопрос я не знаю.
Но и это ещё не всё. Вследствие (полагаю) исчезновения глагола «оскудевать» из живой речи, вследствие «книжности» и размывчатости его смысла, фраза эта используется в наше время в двух несколько различных значениях:
1. Не оскудеет рука дающего: Тот, кто даёт другим, от этого не обеднеет.
2. Не оскудеет рука дающего: Если кто-то даёт другим, то пусть он и дальше продолжает им давать (т.е. пусть не оскудеет, не прекратится именно то, что он даёт в своей руке).
Второе значение поддерживается возникшим (когда? недавно?) вариантом: Да не оскудеет рука дающего. Гугль, например, находит всего 813 страниц с фразой «не оскудеет рука дающего»; из них 324, т.е. почти две пятых, содержат «да не оскудеет…». Мне кажется, что этот альтернативный вариант с «да…» всегда или почти всегда однозначно используется во втором значении. Но если верно объяснение происхождения этой фразы, то именно первое значение — исконное, изначально «верное».
Поучительный случай.

Да не оскудеет рука дающего!

Галина Храбрая
«ДА НЕ ОСКУДЕЕТ РУКА ДАЮЩЕГО!»
Вы непременно прочтите мою небольшую, весьма незатейливую миниатюрку
про картошку, как мы с моим женихом, слукавив, поимели от местной сельской
алкашки вместо трёх мешков картошки, которую она продавала себе на пропой,
четыре, попросту округлив сумму, тем самым, недодав ей два рубля:

«Даже мёртвые к БОГУ восстанут!»
(РАССКАЗ ПРО КАРТОШКУ)
Пошло ли мне сие происшествие на пользу, или нет, ибо мама моя вовремя
пресекла эту аферу, я не знаю, не мне судить!
Прошли годы, я подросла окончательно. Мама моя не позволила мне тогда душу свою
загубить и сдать её сатане на вечное пользование, то есть, захапать, как он это
привык делать с теми, кто хоть, как-то оступился мало-мальски: она вернула наш
долг, доплатив недостающие денежки за лишний мешок!
Так вот…
Стала я ходить в церковь! Поначалу втихую, так, что никто об этом не знал,
ни муж, ни мать, ни подружки, ни соседи, ни свекровь моя, ну, никтошеньки!
Мне сразу же понравились и полюбились церковные песнопения, а горение лампад
и свечей у икон, просто изумляло своей теплотой, отчего общение с приходскими
людьми делалось по-родственному трепетным.
Мне также пришлось по душе становление свечей у образов, полюбившихся святых.
Читая их Житие, я с особенной силой души прикипела ко многим из них всем
сердцем. Они словно ожили во мне вновь и вели беседу с моей совестью.
Я по-иному для себя, сделав соответствующие выводы, стала смотреть на многих
людей. Мне словно отдёрнул Господь некую Тайную Завесу, открывая для меня всю
тщетность деяний отечественного обывателя. Я увидела некую пагубность для души
человека во многом из того, что недавно ещё было нормой моего общения с миром
соблазнов.
Вот, тут-то Господь БОГ всех их и обнажил передо мной,
тогда-то я и узнала, «кто есть кто»:
Свекровь моя не поверила мне, она, видать, по себе мерила, потому решила,
что у меня завёлся любовник.
Муж промолчал, ибо к ужину я всегда была дома и стояла «у мартена»,
а моё отсутствие в дневные часы его не коробило. Но, когда я попросила в день
его ангела съездить в храм и помолиться вместе, он не отказал мне и покорно
поехал, но всю службу стоял весь напряжённый вдалеке от меня, нахмурившись,
показав всем видом, что эта совместная молитва наша с ним, была в первый
и в последний раз. Словом, затея эта у меня не прошла! Так мы и развелись
в последствие с ним, ввиду расхождения мнений на духовной основе.
Подружки и одноклассницы также побывали со мной на Божественной Литургии,
но всего лишь по одному разочку, им скучно было в храме, они вертелись
то и дело, так и не сумев сосредоточиться на молитве. Так же не интересовались
они Православными Праздниками, не вникали в Церковный Календарь.
Потом вскоре некоторые из них даже стали меня избегать и удаляться при встрече
на довольно-таки приличное расстояние, при котором в храм не позовёшь, только
и сможешь, что кивнуть головой, мельком просочившись сквозь толпу.
Соседки также из любопытства посетили мой храм, но ни одна их них, не дождавшись
окончания Всенощного Бдения (вечерней службы) тихо пройдя сквозь кучку пожилых
и немногочисленных прихожанок, не сказав мне ни полслова, умчались домой
с обычной пробежкой по магазинам и рынкам. Обойдя все лотки, просмотрев
и потрогав там весь близлежащий товар, как нужный, так и ненужный, удовлетворив
полностью свою бытовую страсть, а также в очередной раз, повысив мещанский
кругозор, они возвращались к своим кошкам, детям, мужьям и собакам, припав
от усталости к ночи на любимый мягкий диван к полюбившимся им сериалам…
Какоё там творчество, письменный стол и пишущая машинка? Какие там стихи
или ноты, да вы что, в своём ли вы уме, граждане и гражданки социалистической
собственности?
Также, воспользовавшись, данным мне судьбой случаем, я отвела своего родного
брата Максима в нашу церковь, когда тот, сильно заболел, и на мгновение,
придя в себя, пообещал: «если только выживу, сестра, сразу же отведи меня
в храм, БОГУ спасибо сказать!».
Хотя медики, стоявшие рядом у его кровати, которых я вызвала по неотложке,
замотав головами, дали мне ясно понять, что брат мой попросту бредит…
и выживет, вряд ли, то есть, храма ему не видать, как своих ушей!
Потом я и сынишку своего отвела, он прочитал, как раз об Александре Невском
и с радостью пошёл посмотреть на огромную икону, хранившуюся в нашем приходе,
находясь в левом пределе, ибо память Великого Князя была одним из престольных
Праздников Никольского храма.
Словом, каждому, таким образом, я дала шанс решить для себя «быть или не быть»
ему с БОГОМ, выписав путёвку в жизнь. С тех самых пор я навечно осталась
при храме, тогда как все мои протеже, пока ещё были в шатком состоянии духовного
осознания и гражданского выбора, как в прочем и сейчас до сего времени многие
из них не понимают, что им там делать?
У меня же появился жизненный интерес, мне приятно было тратить свои рублики
в церкви! Она так нуждалась в этом! В моей ласке и заботе! В поддержке пожилого,
видевшего виды священника с его военно-фронтовым прошлым! И милых старушечек,
которые все, как одна называли меня почему-то «дочкой»!
Иной раз, я просто чувствовала себя царицей в нашем приходе, потому что могла
себе позволить побаловать и пожилых прихожанок и стареньких батюшек многим
из того, чего они никогда не видели в своей жизни и вряд ли попробовали бы.
Я давала-давала и давала всё подряд, не взирая ни на ранги, ни на регалии, ни на
прочую лабуду! Пусть себе судачат! Мне-то, что от этого? Ни тепло, ни холодно!
Тогда как в храме я жила особенной жизнью и так, как я себя чувствовала там,
нигде на планете я не ощущала больше: ни того достоинства и стати родовой,
ни красоты от наличия скромности и нежного трепета, ощутимого в своей груди.
«Да не оскудеет рука дающего».
Я многажды слышала это изречение, но всей его глубины до конца постичь тогда
была не в силах, а вот нынче, в самом начале Страстной Седмицы до меня дошло.
Великий Понедельник рассказывает о проклятой смоковнице, не приносящей плодов,
так и человек, в сознание которого по-прежнему бытует рыночное понятие
«ты мне – я тебе», не ощущает в себе нивы бескорыстия, приносящей жито спасения
для потомства…
А в довершение к сказанному, скажу о своей маме, которая приняла тогда по моему
призыву и наш Божий Храм и всю его церковную молитвенность за ближних своих
и всех соотечественников: по сей день мама моя дважды в сутки, как струна стоит
на молитвенных часах пред образами Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы
и Всех Святых в домашней церкви, и никто не помешает ей свято исполнять свой
христианский долг посредством подвига материнской православной молитвы! Аминь.
Вот, она – родная мама
Отворяет двери храма:
Дочка мать свою ждала,
Ночь почти всю не спала!
Примет веру ли она?
В раз отступит сатана,
Если дочкины молитвы
Мать возьмёт в основу битвы!
Дочка знала: в стенах храма
Вновь воспрянет её мама,
Возродится в сердце вера,
Освещая длань примера!
* Х *

«Мудрость людей открыта Богу!»