Ростовские святые

Храм Всех святых

АДРЕС

344011, Россия, г. Ростов-на-Дону,
пер. Халтуринский, 103

КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ

НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА

Иерей Алексей Кашуба

День тезоименитства: 30 марта
Рукоположен: 7 января 2012
Награды: набедренник, камилавка

СЛУЖЕНИЕ

Настоятель храма окормяет:

  • Детское отделение «Дворца здоровья»;
  • ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону»;
  • Благотворительный фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Мамины руки»,
  • Проект «Кризисный центр для женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

Детская воскресная школа

При храме действует молодёжный клуб.

ИСТОРИЯ ХРАМА

Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Материал разбираемого ветхого Покровского храма использовали для постройки церкви на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка». Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена.

По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое городское кладбище. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова.

Во время строительства нового кладбищенского храма в старо­кладбищенской церкви 3 октября 1865 года вспыхнул пожар, но значительную часть церковной утвари, удалось спасти. Эту спасенную церковную утварь на время перенесли в деревянную Никольскую церковь, находившуюся в Соборном переулке между Никольской (теперь Социалистической) и Казанской (теперь Серафимовича) улицами (на месте, где сейчас расположен Ростовский почтамт).

После окончания строительства новой каменной церкви на городском кладбище всю церковную утварь с Соборного переулка крестным ходом перенесли в новый храм во имя Всех Святых, который был освящен 27 октября 1868 года. Изначально это была средняя по размерам церковь, увенчанная декоративным пятиглавием. В 1897 году к ней была пристроена двухъярусная колокольня. Согласно «Ведомости о церкви» Донской Духовной консистории, в ней значатся:

— главный престол — во имя Всех Святых,
— правый придел — во имя Великомученика Пантелеимона Целителя;
— левый придел — во имя Святых равноапостольных царя Констан­тина и матери его царицы Елены.

В 1930-е годы церковь была закрыта. В 1942 году в ней возобновились регулярные богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. С помощью городских властей и слушателей Высшей партийной школы церковная утварь была перемещена в храм Рождества Пресвятой Богородицы (на Старом базаре), а здание Всехсвятской церкви было взорвано.

Взрыв разрушил его до основания. Разрушение совершалось при активном сопротивлении прихожан и молчаливом неодобрении жителей прилежащих районов — Нового и Затемерницкого поселений. Это был последний взрыв в летописи храморазрушительства Ростова-на-Дону.

Исчезло и городское кладбище, закрытое еще перед Отечественной войной. В памяти старожилов остались высокохудожественные надгробия, скульптурные памятники, обелиски и могилы известных ростовцев XIX века. В рукописи о городских кладбищах ростовских историков М.Б. Краснянского и А.Г. Парецкого, подготовленной в 1917 году, говорится: «Шестым по счету кладбищем является Старое кладбище, ныне функционирующее и находящееся в Новом поселении». На Всехсвятском кладбище находился пантеон знаменитой купеческой семьи Парамоновых, их родственников Царда, здесь были погребены городской голова А.М. Байков, писатель Д.Л. Мордовцев и многие другие выдающиеся ростовчане. Краснянский и Парецкий особо отметили, что большинство старых надмогильных плит были сделаны из чугуна, на Луганском чугунолитейном заводе.

До революции, и некоторое время после нее это кладбище было хорошо ухожено и представляло собой парк с большими деревьями, скамеечками у гробниц, и даже уличным освещением. Сюда приходили ростовчане не только затем, чтобы помянуть своих близких, но чтобы просто отдохнуть в тени и прохладе деревьев. В середине 30-х годов советская власть приняла решение снести Старое кладбище как наследие буржуазного прошлого.

Летом 1934 или 1935 года местные власти начали целенаправленно «ликвидировать буржуйские могилы». Рано утром на рассветена кладбище свозили заключенных. Вперёд пускался каток для утрамбовки асфальта: он наезжал на памятники, валил их, а потом люди волокли их к машине и увозили. Все происходило быстро, и к тому времени, когда солнце всходило, вандалы уезжали. А на следующее утро все повторялось…

В городе говорили, что с кладбища увезли не только памятники из черного мрамора, но и розовый камень, точно такой, на котором в те же годы в Ростове был поставлен памятник С.М. Кирову. Памятники с кладбища оказались сначала в мастерской НКВД, где с них пытались срезать надгробные надписи, а потом плиты использовали при строительстве нового театра.

Полностью уничтожить Старое кладбище большевикам помешала война. Во время одной из бомбежек Ростова авиабомба попала в здание Всехсвятской церкви, где укрывались люди, были убитые. В конце 40-50-х годах Старое кладбище представляло собой печальное зрелище. Все ограды были снесены, еще остававшиеся могильные плиты втоптаны в землю. На территории бывшего кладбища возник стихийный базарчик. На могильных плитах, до которых не добрались руки большевиков, продавцы раскладывали товар.

Единственным уцелевшим памятником со старого кладбища было большое мраморное надгробие с семейного склепа известного писателя Даниила Лукича Мордовцева. Его не утилизировали, как другие памятники, а перенесли на Братское кладбище, где оно стоит до сих пор. Само захоронение переносить не стали. В 1967 году на месте кладбища и взорванной Всехсвятской церкви возвели здание Дворца спорта.

Храм восстанавливается по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в Халтуринском переулке на площади Здоровья (р-н Дворца спорта). Со временем на выделяемом Администрацией города земельном участке будет возведен каменный храм.

Работы по обустройству временного храма еще не закончены. Настоятелем храма с лета 2012 года является иерей Алексей Кашуба. В организации приходской жизни нового храма помогают прихожане и неравнодушные жители города.

10 ноября 2013 г. настоятель Всехсвятского храма г. Ростова-на-Дону иерей Алексей Кашуба и община храма совершили первую Божественную Литургию во временном здании храма. Позднее был установлен купол и освящены колокола, стали совершаться оглашение и Таинство Крещения, идёт фромирование православной общины…

СОБЫТИЯ

О важнейших событиях, связанных с храмом Всех святых, можно прочитать в специальной рубрике сайта.

( 3559 просмотров)

Shel1983 ›
Блог ›
Монастыри и храмы Ростова Великого на старинных открытках.

МОНАСТЫРИ И ХРАМЫ РОСТОВА ВЕЛИКОГО В СТАРИННЫХ ОТКРЫТКАХ
Ростов Великий — один из древнейших городов России, впервые упомянутый в «Повести временных лет» под 862 г. Он имеет богатую церковную историю. 26 июля 991 г. ростовцы -приняли крещение в водах озера Неро. Это был день св. Кирика и Иулитты, и потому первый христианский храм Ростова, построенный в тот же день, был посвящен этим святым. С конца X в. Ростов стал центром распространения христианства в Северо-Восточной Руси, а с XI до конца XVIII в. — центром одной из крупнейших русских епархий.
В 991 г. на вечевой площади города была построена деревянная церковь во имя Успения Богоматери, на месте которой в 1164 г. возвели первый каменный Успенский собор. В настоящее время на его месте стоит уже пятое по счету здание собора, построенное в 1508-1512 гг.
До начала 1930-х гг. в Ростове действовали двадцать два приходских храма, многие из которых были сооружены в камне в конце XVII — начале XIX в. на месте более древних деревянных церквей. До наших дней в разной степени сохранности дошли двенадцать храмов.
Согласно старинным преданиям, в Ростове за его одиннадцативековую историю существовало пятнадцать монастырей, девять из которых (Козьмодемьянский, Андреевский, Лазаревский, Сретенский, Иоанно-Богословский, Григорьевский, Петропавловский, Иоанно-Златоустовский, Спасо-Песковский) были упразднены в разное время еще до конца XVIII в. В начале XX в. в Ростове и его окрестностях действовало шесть монастырей.
Первым монастырем Ростова (и в Северо-Восточной Руси) был Богоявленский Авраамиев монастырь, появившийся в XI в. в Чудском конце города. В XIII в. неподалеку от него был основан Петровский монастырь.
Столетие спустя, в XIV в., на юго-западе Ростова, близ озера, епископ Иаков основал монастырь, называемый ныне Спасо-Яковлевским Димитриевым.
В XIV в. в центре города был основан женский Рождественский, или Девичий монастырь.
В XV в. неподалеку от Ростова появляются еще два монастыря: Белогостицкий, расположенный к северо-востоку от города, на берегу реки Вексы близ ее истока из озера, и Троице-Варницкий, стоящий к северо-западу от Ростова, на реке Ишне.
До наших дней в разной степени сохранности дошли все ростовские обители. Их облик сохранили открытки и фотографии начала XX в.

БЕЛОГОСТИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (середина XVII — конец XIX в.).
Точное время возникновения обители неизвестно. По одному из преданий, она была учреждена князем Дмитрием Донским в XIV в., по другому — ростовским архиепископом Григорием в середине XV в. На территории монастыря располагались храмы, построенные во второй половине XVII в. ростовским митрополитом Ионой III
Сысоевичем: Благовещенский, Собора архангела Михаила и Казанской иконы Богоматери. Главными благотворителями монастыря в то время были ростовские князья Темкины. Церковь св. Ефрема Сирина построена в 1879 г. В советское время в монастыре располагались концлагерь и колония для малолетних
преступников. Ныне монастырь почти полностью разрушен.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР АВРАМИЕВА МОНАСТЫРЯ
Богоявленский собор Авраамиева Богоявленского монастыря с приделами преподобного Авраамия
и апостола Иоанна Богослова (1555).По преданию, монастырь основан преподобным Авраамием в конце XI в. на месте языческого Велесова капища. Первый оплот христианства в Северо-Восточной Руси, древнейший монастырь Ростова. Богоявленский собор обители возведен в 1553-1555 гг. по распоряжению царя Ивана Грозного «на победу и одоление Казанского царства». В XVII в. сооружены Введенская и надвратная Никольская церкви. Ныне монастырь возрождается.

ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ БОГОЮДИЦЫ ВО ХРАМ
Церковь Введения Богородицы во храм (1760-1769 гг.) построена на месте деревянной, двухъярусная. Престолы Введения во храм и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Уничтожена в 1930-е годы.

ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Церковь Воздвижения Креста Господня (1688-1692 гг.) была полностью перестроена на средства купца П.А. Веснина в 1859 г. Имела три престола: Воздвижения Креста Господня, святителя Николая Чудотворца и архангела Гавриила. Сохранились колокольня, приспособленная в 1930-е годы под пожарную каланчу,
и церковная сторожка. На колокольне-каланче установлены единственные в городе башенные часы.

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Церковь Вознесения Господня (Исидора на Валах — по приделу блаженного Исидора Твердислова) — один из самых древних ростовских храмов. Построен в 1566 г. «на пучинках» (болотце), на месте древней деревянной церкви, по приказу царя Ивана IV. Согласно преданию, зодчий Андрей Малой был казнен грозным государем за то, что построил храм меньших размеров, чем стоявший здесь ранее деревянный. В 1630-е гг. при строительстве
земляной крепости (валов) церковь оказалась в одной из ее «куртин», а вода из «пучинок» ушла в ров, окружающий валы.В XVIII в. к церкви были пристроены колокольня, притвор и ныне уже не существующий придел во имя блаженного Исидора Ростовского.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ НА ПОДОЗЕРЬЕ
Церковь Николы на Подозерье (1745 г.) построена на месте деревянной. Теплый придел в честь иконы Богоматери Всех скорбящих радости. Возобновлена в начале XXI в.

ВИД СПАСО-ЯКОВЛЕВСКОГО ДИМИТРИЕВА МОНАСТЫРЯ СО СТОРОНЫ ЮСТОВСКОГО КРЕМЛЯ
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь (конец XVII — середина XIX в.) по преданию, был основан в конце XIV в. изгнанным из Ростова епископом Иаковом. Отстроен в камне в конце XVII — середине XIX в. К собору Зачатия св. Анны (1686 г.) вплотную пристроен Яковлевский храм (1836 г., архитектор П.Я. Паньков). Димитриевский храм (1795-1801 гг., архитекторы Душкин, Миронов, Назаров) возведен на средства графа Н.П.
Шереметева. В 1920-е гг. монастырь был закрыт. На его территории размещались концлагерь, склады, воинская часть, детский сад, коммунальное жилье. В 1991 г. возвращен Русской православной церкви.
В настоящее время в Яковлевской храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, мощи святителя Иакова находятся под спудом. На территории монастыря действует епархиальное духовное училище.

СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ ДИМИТРИЕВ МОНАСТЫРЬ (КОНЕЦ XVII — СЕРЕДИНА XIX В.)
По преданию, был основан в конце XIV в. изгнанным из Ростова епископом Иаковом. Отстроен в камне в конце XVII — середине XIX в. К собору Зачатия св. Анны (1686 г.) вплотную пристроен Яковлевский храм (1836 г., архитектор П.Я. Паньков). Димитриевский храм (1795-1801 гг., архитекторы Душкин, Миронов, Назаров) возведен на средства графа Н.П. Шереметева. В 1920-е гг. монастырь был закрыт. На его территории размещались концлагерь, склады, воинская часть, детский сад, коммунальное жилье. В 1991 г. возвращен Русской
православной церкви. В настоящее время в Яковлевской храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия, мощи святителя Иакова находятся под спудом. На территории монастыря действует епархиальное духовное училище.
ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА (слева)
По преданию, была основана до 1070 г. самим св. Леонтием, изгнанным язычниками из Ростова. Князь Константин Всеволодович в 1205 г. построил на ее месте каменный храм. Новая каменная церковь возведена в 1750-1757 гг.
В 1794 г. к ней пристроили теплую церковь свв. Леонтия, Иакова и Димитрия, Ростовских чудотворцев. Возобновлена прихожанином А.Н. Дьячковым в 1875 г. Уничтожена в 1930-е годы.

ПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (вторая половина XVII — XIX в.).
Основан, по преданию, в XIII в. преподобным Петром, царевичем Ордынским. В 1684 г. на месте деревянной церкви был построен каменный собор во имя апостолов Петра и Павла с приделом преподобного царевича Петра. В 1696 г. сооружена теплая церковь Похвалы Богородицы. Разрушенный в советское время,
монастырь ныне возрождается.

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ТОРГУ
Находится в центре Ростова, на Гостином дворе — месте старого ростовского торга. Первая деревянная церковь была построена здесь в 1216 г. В 1654 г. возведен каменный храм, перестроенный в 1685-1690 гг. Сооружался на средства посадского населения.
Теплый придел и колокольня построены в XIX в. Престолы: Всемилостивого Спаса, пророка Илии, архистратига Михаила, Владимирской иконы Божией Матери.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ АВРААМИЕВ МОНАСТЫРЬ (XVI-XIX в.).
По преданию, основан преподобным Авраамием в конце XI в. на месте языческого Велесова капища. Первый оплот христианства в Северо-Восточной Руси, древнейший монастырь Ростова. Богоявленский собор обители возведен в 1553-1555 гг. по распоряжению царя Ивана Грозного «на победу и одоление Казанского царства». В XVII в. сооружены Введенская и надвратная Никольская церкви. Ныне монастырь возрождается.

ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА (1761г.)
Возведена над стенами и сводами засыпанного валом домового княжеского храма 1287 г., который, в свою очередь, был построен на остатках еще одного, более древнего, возведенного в 1218 г. на княжьем дворе. По преданию, именно здесь, после крещения ростовцев в водах озера (991 г.), был срублен первый городской
храм — во имя свв. Кирика и Иулитты. Рядом находится теплый храмво имя святителя Димитрия Ростовского (1762 г.).

ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ
Церковь Благовещения (1695 г.) — одноглавая, двухэтажная. Главный престол Благовещения Пресвятой Богородицы; приделы святителя Григория Акрагантийского и великомученика Димитрия Солунского. Построена на средства уроженца Ростова, архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, происходившего из рода богатых купцов Кичигиных, которые вели торговлю с Англией. Уничтожена в 1930-е годы.

ВИД НА РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Слева — храм Рождества Богородицы (XVII в.), колокольня (ныне не существует). Справа — церковь Николы на Подозерье (1745 г.).
Построена на месте деревянной. Теплый придел в честь иконы Богоматери Всех скорбящих радости. Возобновлена в начале XXI в.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (ДЕВИЧИЙ) МОНАСТЫРЬ
Основан, по преданию, между 1389-1395 гг. племянником Сергия Радонежского — первым ростовским архиепископом Феодором.
Главный храм Рождества Богородицы был построен в конце XVII — начале XVIII в. В 1840-е гг. сооружена
надвратная Тихвинская церковь. Окончательно архитектурный облик монастыря сложился к середине XIX в.

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ПЕСКАХ (XVII в.)
Бывшая соборная церковь Спасопесковского Княгинина монастыря, основанного, по преданию, княгиней Марией в память о ее супруге ростовском князе Василько, погибшем в 1238 г. в битве с татарами.
В деревянном храме, стоявшем на месте существующего каменного, были погребены княгиня Мария и ее сын князь Глеб Василькович. В 1764 г. монастырь упразднили, а храм приписали к соседнему Яковлевскому
монастырю, который с этого времени стал именоваться Спасо-Яковлевским. Ныне Спасо-Преображенский храм — единственная сохранившаяся постройка древнего Княгинина монастыря.

ЦЕРКОВЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОГОМАТЕРИ (ОДИГИТРИИ)
Построена в 1762-1767 гг. Более известна в Ростове как храм Косьмы и Дамиана, по названию одного из’приделов. По преданию, в древности здесь существовал Косьмодемьянский монастырь, а затем одноименная деревянная церковь. Существующий каменный храм имеет единственную в Ростове шатровую колокольню.
В церкви три престола: Смоленской иконы Богоматери, свв. бессребреников Косьмы и Дамиана, царя Константина.

В Ростовской области очень много мест, которые имеют невероятную мистическую силу. О самых известных из них вы узнаете из статьи.

Ростовская область, а также ее центр, Ростов, известен большим количеством зон с аномальной активностью, обладающих сильным энергетическим полем. Подобные места – просто рай для тех, кто увлекается мистикой, любознательные туристы также не обходят его стороной.

Места силы в Ростовской области: описание, фото

Места силы в Ростовской области:

Крепость Димитрия Ростовского или «Храм 7-ми теней»

  • Автор проекта данного архитектурного шедевра, А. Ригельман (1761 г.), соорудил крепость, придав ей оригинальную форму звезды с 12-ю лучами.

Лучи

  • По преданию, Ригельману, члену масонского ордена, пришла в голову идея задействовать во внешнем облике строения кое-какую символику и основы учения масонов.
  • Другая версия гласит, что крепостное сооружение построили для ордена адептов «7-я тень», следовавшего традициям Стиксов – полулюдей-полурыб, живших в океане высокоразвитым племенем.
  • Из-за многочисленных природных катастроф, они были вынуждены покинуть наше измерение. Однако их контроль земной цивилизации продолжался при помощи «белых звезд» — участков скопления энергии Космоса. Крепость Д. Ростовского расположена в одной из этих зон.

Сооружение

Дворец Алфераки (Таганрог)

  • Этим красивым зданием в свое время владел Николай Алфераки, почитатель искусства, в особенности изобразительного. Среди его друзей был известный живописец, Карл Брюллов.
  • Особняк был построен архитектором, Карлом Штакеншнайдером. Впоследствии, в нем появились картины руки французских живописцев, экзотические представители флоры и т.д.
  • С 30-х гг. 20 века помещение дворца отдали под историко-краеведческий музей. Говорят, что там видели дух Сарматской правительницы, появляющейся дабы убедиться, что артефакты эпохи сарматов находятся в целости и сохранности.

Дворец

Туннели Большого Лога

  • На краю селения Большой Лог Аксайского района находятся холмы, в глубине которых находятся 4 тоннеля, созданных руками человека. Их появление датируется серединой прошлого века. Использовались лабиринты для испытания строительных устройств, также есть версия, что именно в тех местах были тайные лаборатории военных.

Внутри

  • Один из лабиринтов облюбовали ясновидящие, колдуны и любители мистики – там они впитывают в себя энергию. Поговаривают, что в тоннелях были замечены духи, внешне напоминающих 3-х высоких мужчин в плащах с капюшонами. Того, кто с ними столкнется, ожидает пробуждение сверхъестественных талантов.
  • Считается, что фантомы приходят из других миров, вызывая повышенную энергоактивность, что выводит из строя аппаратуру, а также значительно понижает в лабиринтах температуру воздуха.

Кобяково городище

  • Там, где в древности были жилые постройки (недалеко от Аксая), под землей проходят лабиринты, являющиеся источником множественных сказаний. Старики утверждают, что в подземных туннелях когда-то спрятали свои сокровища казаки-запорожцы — 32 бочки, набитые монетами из чистого золота.
  • В этих же лабиринтах спрятана статуя лошади, также отлитая из золота, которую в конце 17 века донские казаки похитили у турков. Хранителем клада считают дух женщины с черными волосами, в белом одеянии.

Место, где спрятаны сокровища

Большой камень

  • Это территория в Каменском районе, где можно увидеть уникальный рельеф. Создается впечатление, что грунт оплавили. Здесь есть небольшие пещеры и углубления, напоминающие кратеры. Некоторые валуны имеют сквозные отверстия, как будто выпилены раскаленным цилиндрическим инструментом – настолько у них правильная форма и ровные края, также один из камней имеет четкий отпечаток ноги человека.

Насквозь

  • На середине поля есть участок, поверхность которого вся изрыта кратерами. Поражают также различные фигуры, застывшие в камне: можно разглядеть маску для «Дня всех святых», булочку или шарик.

Идеальные формы

  • Встречается довольно много валунов, имеющих идеальную форму шара (10-30 см), а также статуи животных: черепахи, крокодила, сфинкса. Что еще может удивить, так это плиты из камня, чья правильная форма, хоть и не тронута руками человека, поражает своей правильностью.
  • Это место присмотрели для себя любители мистики – здесь они медитируют. Две версии подобных необычных образований в камнях были выдвинуты ученым. Первая гласит, что это дело рук пришельцев из Космоса, которым нужны были пробы местных пород. Вторая – что сюда приземлились два метеорита. Это случилось 50 млн. лет назад и привело к необычным изменениям камней.

Авилова пещера

  • Здесь, на берегу реки Калитва жил когда-то монах-старообрядец Авила. Поговаривают, что пришел он с верховьев реки Донец, вырубил в горе небольшую пещеру при помощи нехитрых инструментов и поселился в ней.
  • Его считали ведуном, и обитатели станицы Усть-Белокалитвинская, что была неподалеку, частенько наведывались к нему, дабы получить совет или предсказать будущее.
  • Прошло 20 лет. Во время наводнения старика спасли на плоту и больше он домой не возвращался. Однако, говорят, что дух его не покинул жилище. Очевидцы слышали в пещерке шаги, некоторые утверждают, что там обитает призрак Авилы. Те же, кто оставался в убежище одного из мест силы в Ростовской области на ночлег, видели во сне свое грядущее.

Авилова пещера в Авиловой горе

Зеленый остров

  • Еще одно место, славящееся своими мистическими событиями. Расположенный между Пролетарским и Кировским районами, островок известен одним случаем, произошедшим во время Второй Мировой войны.
  • Вроде бы там потерпел крушение немецкий самолет, который окружили солдаты НКВД. Но подойдя ближе, увидели, что аппарат без крыльев. Над ним тут же взялись проводить тесты научные сотрудники 3-го Рейха. Современный Зеленый остров – место посещения экстрасенсов и уфологов.

Мистическое место

Елизаветинское городище

  • Расположено в 4 км от Ростова и является известным местом силы в Ростовской области. Его название – от стародавнего поселения (6-3 в. до н.э.), обитателями были в основном скифы, проживали тут также и греки.

Часто находят захоронения жителей

  • Близлежащие курганы также были частью территории поселения. Самой необычной была признана очередь курганов «Пять братьев», под которыми был захоронен один из скифских правителей 4-го века до н.э.

Святитель Димитрий Ростовский и его труды

Святитель Димитрий Ростовский Значительную роль в процессе церковно-культурного строительства России на рубеже XVII–XVIII веков сыграли выходцы с Украины, из киевских академических кругов. Самым, пожалуй, выдающимся ученым монахом из них следует признать святителя Ростовского Димитрия (Туптало; 1651–1709) — мудрого богослова и прекрасного проповедника, истинного интеллигента-бессребреника, фактического основателя российской исторической науки и, что не менее важно, смиреннейшего инока и добрейшего пастыря.

Родился он в городке Макарове — сравнительно недалеко от Киева, в семье казачьего сотника; мирское имя его было Даниил. В Киеве будущий святитель прошел курс богословских наук и обучался иностранным языкам в «училищном» Богоявленском монастыре, где «явися довольно искусен в стихотворстве и витийстве и знающ добре все тое, чему учим бысть». В 1668 голу он принял монашество с именем Димитрий в киевском Троицком Кирилловском монастыре, не заботясь «о снискании имений и богатств временных». В 1675 году его рукоположили во иеромонаха и назначили проповедником в известную тогда Густынскую обитель; тогда же он стал и главным проповедником соборного храма в Чернигове. С большим успехом он затем некоторое время проповедовал в Литве — в Вильне (в Свято-Духовом монастыре) и в Слуцке.

По возвращении в Малороссию Димитрий жил в Батурине, где с 1682 года игуменствовал в Николаевской обители. Но не прошло и двух лет, как он, «любя безмолвное и безмятежное житие и желая наедине угождати Богу», оставил игуменские обязанности, поселившись в Киево-Печерской Лавре. Здесь собор старцев обители во главе с архимандритом Варлаамом Ясинским (будущим митрополитом Киевским) поручил Димитрию «жития святых собирати и, совершенно исправив, списати».

Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) В июне 1684 года талантливый и трудолюбивый инок начал этот подвиг всей своей последующей жизни: составление истории святых, или корпуса исторических житийных рассказов, расположенных по месяцам (в соответствии с годовым кругом церковных «памятей» прославленных святых Вселенской Православной Церкви), — так называемых «Четьих-Миней». Первый из четырех томов вышел из печати в январе 1689 года. В это время Димитрий вновь игуменствовал — в уже упоминавшемся батуринском Николаевском монастыре.

Вскоре из Батурина в Москву отправился «ясновельможный Гетман», взявший в состав своего посольства и игумена Димитрия. В подмосковной Троице-Сергиевой обители Димитрий познакомился с царем Петром I, который, по-видимому, уже тогда обратил внимание на способного и образованного монаха-украинца.

Когда тот вернулся в Малороссию, то был назначен игуменом Петропавловского монастыря в Глухове; тогда же, в 1695 году, вышел из печати второй том «Четьих-Миней». С 1697 года Димитрий уже архимандрит Елецкой Черниговской обители, а с 1699 года — архимандрит Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Несмотря на все эти частые перемещения его с места на место церковными властями, писатель-инок не оставлял привычного хода своих литературных трудов, и в 1700 году вышел третий том «житий».

В результате «особливое искусство в проповеди слова Божия, такожде и добродетельная его жизнь вскоре прозорливому монарху (то есть Петру I. — д. Г.М.) известны быть стали», и по Императорскому Указу Димитрия в 1701 году перевели в Москву, назначив митрополитом Тобольским и Сибирским. Но для болезненного и уже немолодого тогда инока-южанина такое назначение в далекую, холодную Сибирь было непосильным бременем, а главное — там, вдали от библиотек и типографий, завершение им его литературно-исторического труда становилось практически невозможным. От всего этого святитель впал в «некоторую печаль», и только объяснившись в конце концов с Петром I, Димитрий получил разрешение остаться в Центральной России. В 1702 году его назначили правящим архиереем на Ростово-Ярославскую кафедру; митрополитом Ростовским он и являлся до самой своей кончины.

Этот святитель был одним из самых образованных людей своего времени, учеником и другом украинских духовных просветителей — Лазаря Барановича и Варлаама Ясинского, неизменно поддерживавших его литературную деятельность. В «житии» Димитрия, составленном около середины XVIII века (в связи с его церковной канонизацией в 1757 г.), особо подчеркивается, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».

Живя в Ростове, святитель Димитрий открыл там первую в Московской Руси духовную семинарию, собрав для обучения в ней более 200 детей священнослужителей; «для лучшего порядка и успехов» он «разделил их на три училища… часто посещая оныя училища, сам учеников слушал и в успехах пробовал», «сам в свободные от дел церковных часы труждался, обучая их», «сам их исповедывал и Святых Таин приобщал; обучая же, определял оных к местам, истребляя невежество». Причем содержал эти семинарские училища Димитрий на свои собственные, в общем весьма скромные, средства.

Здесь же, при поддержке тогдашнего патриарха Адриана (святительствовал с 1690 по 1700 г.) Димитрий завершил и основной свой 20-летний труд — «Четьи-Минеи», которыми и поныне пользуется вся православная Россия как наиболее полным и точным источником церковной агиографии (подробных описаний жизни святых).

Кроме богословских работ и различных комментариев к святоотеческим писаниям, святитель сочинял также диалоги этического характера, вел полемику со старообрядцами («Розыск о раскольнической Брынской вере»), писал стихи и даже первые российские пьесы — на евангельские темы. Им составлены и две летописи: «О славянском народе» и «О поставлении архиереев».

«Келейный летописец» свт. Димитрия. Рукопись нач. XVIII в. (РНБ. Тит. № 957. Л. 1. об. — 2) Весьма важное значение для того времени имела еще одна его «Летопись» — «От начала миробытия до Рождества Христова». Она была особенно необходима, поскольку мало кто мог тогда приобрести для келейного или домашнего чтения дорогостоящую Библию, и порой даже представители духовенства не знали толком порядка библейских событий. К сожалению, труд этот остался незавершенным: святитель, как пишет его биограф, сей книги «за частыми недугованиями совершити не возможе: но токмо по леточислению четвертыя тысящи шестаго ста лет (то есть до 4600 г. от сотворения мира, или до 908 г. до н. э. — д. Г.М.) деяния написаны».

Среди наиболее известных трудов Димитрия следует также назвать: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), изданный в Киево-Печерской Лавре уже после смерти святителя; затем — «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон); «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).

Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный.

Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил:

«Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит».

Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны.

Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание:

«От юности и до приближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М.) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М.). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь».

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях.

Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это.

Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя.

В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

О вы! что Божество в пределах чтите тесных,
Подобие Его мня быть в частях телесных!
Вперите в мысль, чему святитель сей учил,
Что ныне вам гласит от лика горних сил:
На милость Вышняго, на истину склонитесь,
И матери своей вы Церкви примиритесь.

Шапочка, платок, посох и диплом свт. Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевский монастырь. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1911 год После митрополита Димитрия осталось богатейшее по тому времени (около 300 томов) собрание книг, перешедшее впоследствии в Московскую синодальную библиотеку.

Как заметил о замечательном ростовском владыке один из церковных наших писателей, в век наступивших тогда Петровских «реформ, иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».

Святые места донской земли

Не раз принимала участие в паломничестве по святым местам. Была во Владимире, Суздале, Оптиной Пустыни… Восхищалась красотой храмов, поклонялась святыням. А есть ли такие уголки у нас на Дону?
Н. Свиридова, Ростов

Келья и могила Павла Таганрогского

В Таганроге, в переулке Тургеневском, 82, стоит скромный деревянный флигель. Здесь окончил свои дни донской праведник, за горячую веру и любовь к людям причисленный к лику святых, — блаженный старец Павел.
Уроженцу Черниговской губернии Павлу Стожкову сама судьба сулила стать богатым помещиком.Однако, получив в двадцать пять лет родительское наследство, он поступил, как наказывало ему сердце — отпустил на волю всех крепостных, а сам со скромным узелком отправился в странствие по святым обителям.
Через десять лет скитаний Павел оказался в Таганроге. Слух о подвижнике, который своей молитвой лечит тела и души страждущих, прокатился вскоре по приморскому городу. Таганрожцы несли праведнику деньги и украшения, но Павел всё передавал в храмы. Сам он довольствовался двумя маленькими комнатками в чужом доме, одна из которых служила ему спальней, а во второй день и ночь горели перед иконами свечи.
Не меньше исцеляющей молитвы дивились горожане пророческому дару таганрожского старца. Один такой факт волею случая оказался задокументирован. «Быть тебе великим человеком, таким, что больше и быть не может», — молвил однажды Павел, обращаясь к молодому монаху. Предсказание сбылось — спустя много лет инок стал Патриархом Иерусалима.
Скончался Павел в 1879 году. Его могила в часовне на старом городском кладбище сразу стала местом паломничества. В 1999-м Синод канонизировал таганрожского праведника в лике блаженного старца — так Дон обрёл своего первого святого. Поклониться ему приезжают в Свято-Никольский храм, куда ныне перенесены его мощи, и к старой келье.

Живоносный источник в Петровке

Ежедневно в небольшую слободу, расположенную в Мясниковском районе, приезжают группы паломников, а уж по выходным и праздникам их здесь и не сосчитать.
Такое внимание неудивительно, ведь Петровка считается единственным местом на Дону, где людям было явление Богородицы.
Предание гласит, что летом 1840 года в степи заночевала ватага крестьян-хлебопашцев. Поутру младший из них отправился за водой к местному роднику. Припал к источнику — и обомлел: над водой стоял образ Богоматери с младенцем Иисусом в руках. «Здесь вы будете исцеляться», — указала она на родник.
На крики испуганного крестьянина прибежали товарищи, также застав дивное явление. Усердно помолившись, селяне тут же сообщили об увиденном поселковому старосте.
Весть о чуде тут же распространилась на всю округу, к роднику потянулись верующие. Были среди них и близкие казачки Матроны Зотовой, много лет страдавшей от эпилепсии. На глазах у сотен людей её окропили водой из источника — и припадок тут же прошёл.
Слава о чудодейственном роднике вскоре стала такой широкой, что проверкой известия о «живоносной воде» озаботился даже Святейший Синод. Специальная группа, в которую входили член правления Войска Донского, кафедральный протоиерей и инспектор врачебной управы, установила: «Употребление воды из источника… посредством обливания и внутренних приёмов привело к тому, что некоторые из жителей окрестных мест получили облегчение, а другие совершенно выздоровели от разных более или менее важных болезней…»
К 1848 году близ источника, ставшего местом поклонения, возвели часовню, затем заложили каменную церковь. В советское время её разорили, отдав помещение под склад. Сейчас возрождённый храм вновь встречает паломников, которых с каждым годом становится всё больше. Ведь каждый случай чудесного исцеления здесь тщательно документируется, что подтверждается историями болезни. Как после этого не верить в слова Богородицы?

Икона «Всецарица»

В середине мая в Волгодонске случилось событие, которое верующие заслуженно назвали историческим.
Из Греции в город атомщиков торжественно доставили образ — точную копию иконы «Всецарица», являющейся одной из самых почитаемых в православном мире.
Чудотворный образ Богородицы хранится в афонском монастыре Ватопед вместе с поясом Богородицы и частью Креста Господня. Считается, что молитва перед древней иконой помогает избавиться от раковых заболеваний. Точный список с неё сделали афонские иконописцы, а затем в течение четырёх месяцев день и ночь возносили пред образом свои молитвы. Икона предназначена для возводящегося в Волгодонске Свято-Троицкого храма. До окончания строительства её решено хранить в Свято-Ильинском храме.

Синявский храм

Церковь Всех святых в селе Синявском Неклиновского района слывёт местом, где молитвы к Богу доходят быстрее всего.
«Хранимая Богом», — называют её в народе. Ведь она единственная из всех донских храмов, где даже в суровые для религии советские годы ни на день не прекращались службы.
Впрочем, уникальна старинная церковь не только этим. Всехсвятский храм, освящение которого состоялось в 1806 году, — единственный на Юге России, построенный в форме православного креста. Не менее удивительно и его внутреннее убранство: великолепный иконостас из цветного мрамора и древние образы, многие из которых прославлены как чудотворные. Так, главная храмовая икона Всех святых в преддверии больших церковных праздников источает миро. Перед иконой мучеников Гурия, Самсона и Авива прихожане и приезжие молятся о ниспослании семейного счастья, а перед образом Софии Суздальской — о даровании радости материнства.

Башмачки святого Спиридона

На окраине Ростова, близ проспекта 40-летия Победы, стоит маленький храм-часовня, дорогу к которому успели проторить тысячи верующих. Ведь внутри храма вот уже полтора года хранится удивительная реликвия, поклониться которой считают своим долгом все православные христиане.
Хоругвями и колокольным звоном встречали весной 2011-го доставленный в Ростов из греческого монастыря ковчег с башмачками святого Спиридона Тримифунтского.
Нетленные мощи чудотворца, которого в христианском мире ставят в один ряд со святым Николаем, хранятся на острове Корфу.
Сохраняя температуру человеческого тела, они сами по себе являются чудом. Но есть и ещё одно удивительное обстоятельство: согласно поверью, святой Спиридон продолжает незримо ходить по миру, помогая людям, отчего его обувь изнашивается. Поэтому раз в год мощи чудотворца переобувают, а башмачки передают в храмы и монастыри по всему миру.
В России до последнего времени их можно было увидеть только в Свято-Даниловом монастыре, поэтому решение отдать реликвию маленькому провинциальному храму стало сенсацией. Теперь все желающие могут приложиться к ним, помолившись святому о помощи и ниспослании здоровья. Историй чудесного выздоровления местные прихожане могут рассказать множество. Да и сам настоятель храма отец Андрей излечился от смертельного недуга с чудесной помощью святителя.