Роман Олегович рязанский
Содержание
Благоверный князь Роман Олегович, Рязанский
Краткое житие мученика благоверного князя Романа Рязанского
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть, или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.
Полное житие мученика благоверного князя Романа Рязанского
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник рода, правнук святого равноапостольного великого князя Владимира, князь Ярослав-Константин и его дети князья Михаил и Феодор (память 21 мая/3 июня) прославились святостью жизни. Внук Константина, Владимир Святославич, был примером бескорыстия и самоотвержения, святой муромский чудотворец Петр († 1228; память 25 июня/8 июля) также был внуком Константина. Дед святого князя Романа князь Олег основал Ольгов Успенский монастырь недалеко от Рязани. Два деда – князья Юрий и Олег Игоревичи – погибли в 1237 году за веру и отечество в битве с Батыем. Святой князь Роман умножил добродетели своих предков, прославив Рязанскую землю подвигом исповедничества.
Детство и юность святого князя Романа пришлись на самый первый период монголо-татарского ига и это оставило отпечаток на судьбе святого князя Романа, как и тысяч его современников. Он лишился также и родителей. Об отце святого князе Олеге Игоревиче известно, что он был взят Батыем в плен и вернулся на родину в 1252 году. Неизвестно, как уцелел от татар юный князь Роман. Существует предположение, что он был увезен епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем в Муром.
Лишенный родных и крова, святой князь Роман с юности шел к исповедническому подвигу путем скорбей и страданий. Воспитание его было, по благочестивому русскому обычаю, церковное. Начало премудрости – страх Божий – полагалось в основание жизни через чтение Священного Писания. Кроткий князь с юности пламенел любовью ко Христу и утверждался в православной вере. Благочестие и терпение, любовь к отчизне и совершенная преданность воле Божией отличили будущего страстотерпца и исповедника.
Когда отец вернулся из татарского плена, благоверный князь был уже семейным человеком. Его супруга княгиня Анастасия происходила из рода великого князя киевского и отличалась искренней верой и благотворительностью. Трое сыновей – княжичи Феодор, Ярослав и Константин – воспитывались в благочестии и страхе Божием.
20 марта 1258 года, после кончины отца князя Олега, перед смертью принявшего монашеский постриг, благоверный князь Роман вступил на престол обширного Рязанского княжества, которое в то время медленно оправлялось от татарского погрома. Святой князь Роман принял управление княжеством с одной надеждой на Промысл Божий и в продолжение двенадцати тяжелейших лет своего княжения сумел сохранить Рязанские земли от новых разорений. Благоверный князь со слезами молился о своей родине и старался облегчить участь разоренного народа. Словом и примером своей жизни он внушал окружавшим любовь к родной земле и Святой Церкви. Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Орду на суд.
Спокойно выслушал печальную весть кроткий князь и стал собираться в Орду, к горести семейства и всех жителей Рязани, искренно его любивших.
Отправляясь к хану, благоверный князь Роман распределил между сыновьями уделы своего княжества и причастился Святых Христовых Таин. В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: “Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую”. Тогда начаша его бити. Он же глаголаша: “Христианин есть, и воистину, христианская вера свята, а ваша татарская вера погана есть”». Татары пылали яростью и скрежетали зубами на святого, но, видя непреклонность, устремились на него и начали бить немилостиво. «Христианин есть, – восклицал князь, осыпаемый ударами, – и свята воистину вера христианская!» Он хотел еще говорить, но ему заткнули рот и, заковав цепями, бросили в темницу. В душном подземелье, связанный по рукам и ногам, св. князь Роман ослабевал телом, но укреплялся духом. Покорность Промыслу Божию, бывшая одной из основных добродетелей его жизни, поддерживала страдальца и вливала в него новые силы для перенесения наступивших мучений. Князь предчувствовал, что его ожидает, и только молился. Жребий его уже был решен ханом: он дал татарам повеление умертвить благоверного князя Романа. С жестокими ругательствами извлекли мученика из темницы и повели на место казни. Князь спокойно шел на мучение; на лице его отражалось чувство христианского смирения и душевного спокойствия, которые даются в удел немногим, очистившимся в горниле искушений. Исповедник Христов не страшился умереть за Него, но не знал, что ожидает его ужаснейшая из смертей – смерть медленная. Пришедши на место казни, святой в последний раз решил испытать силу своего слова над варварами и начал укорять их в суеверии и жестокости, грозил им гневом Божиим. Ему отрезали язык, а затем предали страшным мукам: выкололи глаза, обрезали губы. Бесчеловечие мучителей не пощадило ни одного члена страдальца, св. страстотерпца рубили по частям: сначала отняли персты рук и ног, потом отсекли руки и ноги. «И яко остася труп един, они же одраша кожу от главы его и копие возоткнуша».
Такие страдания претерпел в Орде доблестный князь Рязанский Роман Олегович в 19-й день месяца июля 1270 года. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным. Церковное почитание благоверного князя Романа в лике святых началось сразу же после его мученической кончины. Современники называли его новым мучеником и сравнивали с великомучеником Иаковом Персянином († 421; память 27 ноября/10 декабря). Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим, великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за православную христианскую веру».
В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа. По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа. В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский
День памяти: 19 июля
Мученик князь Роман Рязанский
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.
День памяти: Июль 19
Мученик князь Роман Рязанский
Князь Роман Рязанский.
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский был из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере (князь жил в слезах и молитвах) и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, зашищал их от насилий и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром. Роман Олегович был вызван в Орду, где хан Менгу-Тимур объявил, что он должен выбрать одно из двух: или мученическую смерть или татарскую веру. Благоверный князь отвечал, что христианин не может изменить истинную веру на ложную. За свою твердость в исповедании веры он был подвергнут жестоким истязаниям: ему отрезали язык, выкололи глаза, обрезали уши и губы, отсекли руки и ноги, содрали с головы кожу и, отрубив голову, насадили ее на копье. Это произошло в 1270 году.
Почитание князя-мученика началось сразу же по его смерти. Летопись говорит о святом: «Купи себе страстию Царствие Небесное и венец прият от руки Господней со сродником своим великим князем Черниговским Михаилом Всеволодовичем, пострадавши по Христе за Православную христианскую веру».
С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.
святые покровители
Житие святого благоверного князя Романа Рязанского
Икона Святого благоверного князя
Романа Рязанского
Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский, в миру Ярослав, род которого восходил к святому Владимиру Святославичу, крестившему Русь и положившему начало христианизации ее, родился в 1237 (по другим сведениям в 1236) году. Весь его род рязанских князей славился благочестием и преданностью своей земле, многие из них были причислены к лику святых благоверных князей и почитаются Православной Церковью, другие прожили славную жизнь, и память об их добродетельном и полезном для родных уделов и Руси княжении сохранилась и почитаема, особенно на Рязанской земле.
Его отец, Олег Игоревич Пронский, по прозванию Красный, в боях с Батыем был тяжко ранен и пленен. Как уцелел в детстве и отрочестве сам Роман-Ярослав – известно лишь приблизительно: существует версия, по которой он был вывезен в Муром епископом Рязанским и Муромским Евфросином Святогорцем. Первые годы жизни юного княжича были посвящены изучению Священного Писания, святоотеческой литературы, посещениям богослужений. Он не интересовался детскими забавами, был с малолетства доброжелателен к людям, но к себе строг и предан Богу, мечтая о благочестивой священнической жизни.
По возвращении из четырнадцатилетнего плена князь Олег Игоревич Пронский княжил еще шесть лет и перед кончиной принял схиму с именем Космы. А 20 марта 1258 года на престол большого Рязанского княжества взошел его сын Роман. Молодому князю исполнилось примерно 22 года, он был женат на княгине Анастасии, происходившей из рода великих князей киевских, благочестивой и добродетельной девице. Имена ее и отца князя Романа Олега Пронского почитаются на Рязани 10/23 июня. С княгиней у него родилось три сына: Феодор, Ярослав и Константин – они тоже воспитывались в христианском благочестии и чистоте помыслов.
На престоле он находился 12 лет, разумно оберегая вверенную ему Господом часть Русской земли от излишних поборов и прочих разорений со стороны Золотой Орды и следуя советам митрополита Кирилла и благоверного князя Александра Невского, имевших с молодости над ним заботу и попечение.
Все это время он горячо молился о своей земле, о ее освобождении от иноземцев, беспощадно обиравших Рязанское княжество и стремившихся ослабить веру, навязывая свои верования и обычаи. Сборщики дани – баскаки – ненавидели его за постоянное его заступничество за свой народ, в котором он препятствовал насилию над ним и не давал им чинить обиды крестьянам и горожанам его княжества.
В Золотой Орде дела на рязанских землях вел хан Менгу-Темир – один из самых жестоких и хитроумных. Баскакам надоело терпеть преграды, которые чинил им князь Роман, не позволявший обирать обложенный данью народ до нитки. К тому же в 1257 году татары приняли магометанство и начали попытки внедрения ислама на русских землях, чему князь Роман всячески препятствовал. Задумав избавиться от князя, баскаки сочинили на него донос, из которого следовало, что князь Роман бесчестит хана словесно и поносит магометанскую веру. Князя вызвали в Орду.
Собираясь на суд, кроткий князь понимал, что, скорее всего, он уже не вернется оттуда. Его семья, все рязанские жители, лишаясь главного их заступника, дружно горевали, поскольку все искренне любили его за добрый и справедливый нрав. Поэтому, уходя, князь заранее распределил между сыновьями свой княжеский удел, вручил им наказы и причастился Святых Христовых Тайн.
В Орде ему удалось оправдаться от клеветы о поношении ханского имени, но его начали склонять к признанию и принятию языческой веры. Вот тут уже кротость князя оказалась сродни кротости Христовой, с которой Господь принял Его пленение, пытки и Крестную смерть. Ни побои, ни пребывание в темнице в оковах, ни все последующие пыточные муки, поскольку вера была новой, а жестокие языческие представления об обращении с «неверными» – старыми, не остановили святого князя-страстотерпца в горячем утверждении им как единственной истинной веры – святой веры Христовой и открытом свидетельстве, что басурманская вера – «погана есть». Тело его слабело, но дух укреплялся. То, чего он не говорил ранее, стремясь уберечь Рязань и ее жителей от насилия, в том числе и нападок на Христову веру, он теперь сказал в лицо своим мучителям.
Гнев Менгу-Темира из-за отказов святого князя Романа от измены своей вере распалялся все более, застилал ему глаза, и он изобретал все новые мучения. Но дух святого, который сызмальства был предан Господу, был сильнее страданий телесных. Когда его повели на казнь, как известно из летописей, лицо его было спокойно и смиренно. Его казнили медленной смертью, но до последних минут жизни словом и горящим верою взглядом он обличал нечестивцев.
После казни истерзанные останки князя были тайно перенесены в Рязань и преданы земле, но место их упокоения осталось неизвестным. Церковное почитание его имени началось сразу же после этих трагических событий – его причислили к лику святых мучеников.
Какое чудо произошло
Икона Святого благоверного князя
Романа Рязанского
Многие счастливые и удивительные победы русских войск, подобно победе 19 июля 1812 года при Клястицах, случались именно в дату памяти святого благоверного князя Романа Рязанского. Во время Крымской войны 1853 – 1856 годов в году 1853-м архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил вручил Рязанскому ополчению освященные им 14 крестоносных знамен, а по прошествии года, день в день, защитники Рязанского ополчения вернулись на родину невредимыми: они были убеждены, что их оберегал под этими знаменами святой князь Роман.
Икона Святого князя Романа Рязанского, написанная в рост, была поставлена в церкви Владимирской семинарии в приделе Трех Святителей, а вторая, при благотворительном содействии купца Мокия Панова, пожертвована в церковь Спаса на Яру для крестных ходов и совершения молебнов. Ее написал художник Императорской Академии художеств Николай Шумов, и с ней была связана такая чудесная история.
В 1864 году у художника родилась дочь. Девочка от рождения была больна, и врачи считали недуг неизлечимым. Тогда художник от всего сердца обратился к святому князю Роману, говоря, что он украсил храм его – так может, святой исцелит дочь его. Моление было таким сердечным, что святой исполнил просьбу горевавшего отца. Это было также 19 июля. В тот же день художник узнал, что от этой болезни у доктора, лечившего его дочь, появилось лекарство, которого раньше у него не было, и с помощью него девочку поставили на ноги.
Если же и сегодня с верой и любовью просить святого благоверного князя Романа Рязанского, кроткого и смиренного защитника всех незаслуженно обиженных или терпящих недуг, о помощи, он непременно обратится с заступнической молитвой ко Господу и Богородице и будет усердно молить о нас, и все исполнится по вере нашей, ибо известно – «Дивен Бог во своих святых!»
Значение иконы
19 июля/1 августа 1812 года в день памяти святого благоверного князя Романа Олеговича Рязанского, принявшего мученический венец за Христову веру и родную землю, в сражении под деревней Клястицы русские войска одержали победу над численно превосходящими их французскими войсками и закрыли Наполеону путь на Санкт-Петербург.
В память об этой удивительной победе в Москве, на одной из стен храма Христа Спасителя был написан образ святого князя – молодого человека со светлыми волнистыми волосами, в собольей шубе – традиционном атрибуте одеяния, свидетельствовавшего о его принадлежности к княжескому роду. Правая рука была поднята в молитве, а на левой лежал город с возвышающимся над ним храмом как символом защиты им святой веры и родной земли. Эта икона и прочие списки напоминали и напоминают нам, на какие великие подвиги шли наши предки, самоотверженно, ценой жизни защищавшие не только земные уделы, но и все вместе – Небесный удел, данный им на сохранение Господом и Матушкой-Богородицей.
В память о подвиге святого князя Романа Рязанского в Рязани в день его памяти совершается крестный ход, традиция проведения которого началась в 1854 году. В 1861 году в столице Рязанской губернии был освящен храм в его честь. Ныне в главном алтаре рязанского кафедрального Борисоглебского собора, что стоит в Рязани на Соборной площади, находится переносной престол, который освящен во имя святого благоверного князя-мученика Романа Рязанского.
Он недолго, но разумно и благочестиво правил своим княжеским уделом, и за него сложил голову, не предав ни веры своей, ни своей земли. Тем он сохранил преемственность и верность благочестивому роду, идущему от святого великого князя Владимира Святославича, и подал достойный пример для подражания своим потомкам.
Добавить комментарий