Роль церкви в России

Роль русской православной церкви в период смуты

Смутный период для России длился, начиная с 1598 года, закончился в 1613 году. Это время было стихийных бедствий, кризисным периодом в политической, социальной и экономической сферы. В стране царил хаос и разруха в первую очередь из-за неграмотного правления государством. На Россию обрушилась волна агрессии со стороны Польши и Швеции. Соседние державы хотели полностью ликвидировать Русь как государство, разделив ее на отдельные части. Столица государства находилась в руках польских захватчиков.
Православная церковь и вера были подвержены всяческому гонению со стороны католической церкви. Но православная церковь, несмотря на столь сложный период гонений, всячески помогала освободительному движению. Церковь была очень сильной экономической и духовной поддержкой для царя в столь сложные годы.
При условиях вмешательства иностранных государств в политику России, именно патриархам и другим представителям духовенства приходилось вести политику последовательности, чтоб полностью сохранить традиции и вероисповедания страны. Монастыри, лавры, храмы находились в самом центре противостояния иностранным захватчикам, по-особенному из них выделились Кирилло-Белозерский монастырь, а также Пафнутьевский и Ипатьевский монастыри. Истории также известны факты об осаде подмосковной Лавры Троице-Сергиевой, которая длилась год и четыре месяца.

Деятели церкви смутного периода

Первый московский и всея Руси патриарх Иов (1589-1605). В 1525 году родился будущий самый первый святитель, который возглавил противостояние русских против вмешательства на территорию Руси иностранных захватчиков. В совершеннолетнем возрасте Иов принял постриг, а через время стал настоятелем мужского монастыря в Старице. В 1571 году он был переведен настоятелем в московском монастыре, а через шесть лет стал Коломинским епископом. В 1581 году Иов становится архимандритом московского Новоспасского монастыря. Самые главные события при патриаршестве Иова: причисление к лику святых Волоцкого Иосифа и Блаженного Василия, распространил христианскую веру в Сибирь и Поволжье. После смерти Бориса Годунова власть досталась Лжедмитрию, который требовал от патриарха Иова признание его сыном Годунова. Иов отказался признать мошенника, после чего он был отправлен в заточение в монастырь, а после отправили в изгнание, в котором он пробыл около двух лет и умер.
Второй московский патриарх Гермоген (1606-1612). Гермоген был ярым общественным деятелем эпохи в период смуты. В 1579 году к нему было совершено явление Казанской чудотворной иконы во время перенесения ее в церковь. По политическим предпочтениям Гермоген поддерживал политику Василия Шуйского. Гермогеном было совершено благословение двух ополчений, целью которых было незамедлительной освобождение от поляков Москвы. Патриарх Гермоген отказался признавать королем Речи Посполитой Владислава IV Сигизмундовича. За это неповиновение патриарха Гермогена заточили поляки в монастыре Чудово, в котором он чуть позже после этого умер от голода.

В период смутного периода можно выделить две очень яркие позиции ведения политической деятельности церковными патриархами. Первая позиция ведения политики выделялась своей непримиримостью в борьбе с иностранными захватчиками. Вторая позиция была более лояльной сдержанной, способная на гибкость и перестройку действий по обстоятельствам в любых национально-государственных вопросах. Именно эти две столь разные позиции дополняли одна другую. Более сдержанная политика заменяла непримиримую при различных направлениях политических действий. Также эти позиции ведение политических дел в независимости друг от друга полностью сохраняли всю свою силу и при необходимости могли начать борьбу друг с другом. Такое произошло в истории намного позже, и известен он нам, как церковный раскол.
Деятелям церкви удалось даже в условиях большого кризиса достучаться до разума своего народа, всячески способствовать к организации освободительных движений по освобождению своей земли от иностранных захватчиков. Все долгие годы смутного периода церковь выступала, как очень мощная, несокрушимая сила стабилизации государственной политики.

Русская Православная Церковь в новой России

Роль Русской Православной Церкви в истории формирования, становления и развития Российского государства трудно переоценить.

После 1917 г., в эпоху государственного атеизма, Русская Православная Церковь вместе с другими конфессиями была подвергнута гонениям, религиозные убеждения преследовались как несовместимые с официальной идеологией правящей Коммунистической партии. Это заставило её сосредоточить основную деятельность на совершении богослужений и духовном окормлении своих членов, оставив многие традиционные формы христианского служения.

Сегодня Русская Православная Церковь имеет возможность вернуться ко многим практически запрещённым в советский период видам деятельности: открытой проповеди веры, социальному служению обездоленным, беспрепятственному развитию религиозного образования, восстановлению и строительству новых храмов и монастырей.

Оставаясь ныне наиболее значительной по численности верующих религиозной конфессией и занимая активную общественную позицию, Русская Православная Церковь является одной из самых значимых и активных сил российского общества, оказывая плодотворное влияние на его внутреннюю жизнь и деятельность.

Регулярными стали Рождественские чтения, в ходе которых на самом высоком государственном уровне обсуждались формы участия церкви в возрождении духовности и нравственности россиян. Представители РПЦ и других конфессий активно участвовали в работе Общественной палаты РФ и других общественно — государственных структур.

В 2000 г. завершилось восстановление храма Христа Спасителя в Москве, уничтоженного в 1931 г. Он стал главным православным храмом страны.

По всей России шло возрождение церквей, монастырей, приходов. За 18 лет служения Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 число монастырей выросло с 35 до 769, а действующих церквей — с 7,5 до 30 тыс. Такого масштаба церковного строительства не знала ни одна страна мира за всю историю христианства. Наряду с церквями возводились мечети, синагоги, буддистские дацаны. Мечети в Казани и Грозном стали самыми крупными на территории России. Несколько миллионов верующих разных конфессий совершили паломничества к святым местам.

Крупнейшим событием в жизни Русской православной церкви стало её воссоединение с Русской зарубежной православной церковью, состоявшееся в мае 2007 г., когда патриарх РПЦ Алексий и митрополит РЗПЦ Лавр подписали Акт о каноническом единстве.

Усилиями государственной власти церкви была возвращена часть имущества, включая утраченные в советское время здания Русской духовной миссии в Иерусалиме, русское подворье в итальянском городе Бари.

Представители разных конфессий принимали активное участие в духовном возрождении российского общества. Церковные школы, духовные семинарии, православные гимназии были приравнены к государственным и обучали десятки тысяч детей. Священнослужители впервые после революции 1917 г. вернулись в армейские подразделения для работы среди военнослужащих (капелланство), ведётся большая воспитательная работа с военнослужащими.

После смерти в декабре 2008 г. Алексия 2 новым патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе РПЦ был избран митрополит Смоленский и Калининградскии Кирилл.

Активная роль Русской Православной Церкви в жизни современного общества проявляется во многих делах: при монастырях организуются детские приюты для сирот (в Калужской епархии построен большой молодёжный православный центр «Златоустъ»: во многих школах России организовано факультативное изучение курса «Основы православной культуры». Русскую Православную Церковь отличает терпимость в отношении других конфессий, готовность к диалогу с ними во имя решения тех задач, которые стоят перед страной. Огромным событием в духовной жизни России было примирение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом.

Протоиерей Димитрий Смирнов так оценил позитивный процесс осуществляющийся в РПЦ сейчас: «За такой короткий срок рукоположено огромное число священников. Если в других странах мы наблюдаем процесс, который очень настораживает, потому что случается, что в течение года там нет ни одного призвания к священству, то здесь, на Руси, мы видим конкурс на поступление в духовные семинарии. И это опять же трудами и заботами нашего первосвятителя. (патриарх Алексий, ум. в 2008 г.) Ещё недавно разорённые храмы преображаются, но скоро количество новых уже превысит количество восстановленных. Святейший патриарх Алексий предпринял огромные труды, чтобы посетить все, даже самые удалённые епархии нашей Русской Православной Церкви. Во многих городах его встречали десятки тысяч людей, которые выходили на улицы, для того чтобы хотя бы одним глазком увидеть того, чьим благословением созидается это духовное возрождение. Несмотря на свой далеко не юный возраст, патриарх трудился так, что молодым священникам он был всегда в укор, потому что он у нас в Москве совершал Божественную литургию чаще, чем любой клирик».

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2108 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ГОСУДАРСТВЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

С древних времен церковь (в переводе с греч. церковь — дом Бога, дом Господний) играла важную роль в жизни общества и государ­ства.

Когда мы говорим о церкви, понимаем данное явление не в уз­ком смысле — здание для отправления обрядов христианской ре­лигии, имеющее определенные атрибуты, а в широком смысле.

В этом смысле церковь — это особый тип религиозной организа­ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

При таком подходе можно выделить признаки церкви:

— наличие разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

— наличие иерархической, централизованной организации;

— разделение принадлежащих к церкви на духовенство и ми­рян (рядовых верующих).

В различные исторические периоды и в различных странах цер­ковь играла и играет неодинаковую роль в государстве и в полити­ческой системе. Существовало и существует три вида взаимоотно­шений церкви и государства:

1) слияние церкви и государства — теократия;

2) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероиспо­веданиями;

3) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Рассмотрим подробнее эти виды.

Теократия. В период рабовладельческого строя и раннего феода­лизма влияние церкви на политическую жизнь было велико. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-госу­дарств, было три центра управления — городская община, дворец и храм. Во многих государствах того периода существовала теокра­тия — форма государства, в котором политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека. Теократия имеет ряд при­знаков.

1. Церковь является основным (особым, центральным) инсти­тутом политической системы.

2. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам, признаваемым зем­ными божествами, первосвященниками, жрецами.

3. Верховенство религии над правом: основные стороны жиз­ни общества регламентирует не право, а система религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государ­ства. По существу, религиозные нормы в данном случае — это и есть «право».

4. Государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

В настоящее время к теократическому государству относят Ва­тикан, где организация публичной власти возглавляется римским папой (главой католического духовенства). В современный пери­од многие мусульманские государства близки к теократическим моделям общественно-политического устройства. Например, та­кие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции — ее роль выполняет Коран. Во мно­гих странах существует запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разреше­ние только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Ал­жир, Египет). В таких государствах, как правило:

— отсутствует в полном понимании разделение властей;

— церковь играет доминирующую роль в обществе;

— религиозные тексты играют роль источников права;

— существуют неправовые способы разрешения споров, телес­ные наказания (членовредительские экзекуции) и т.д.

Некоторые сторонники ортодоксальной мусульманской церкви выступают за вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т.п.

Статус государственной церкви позволяет одной религии иметь привилегии перед другими. Кроме привилегий этот статус предпо­лагает тесное сотрудничество государства и церкви в разных облас­тях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус имела Русская православная церковь. В Великобритании офици­альной государственной церковью является англиканская, главой которой выступает монарх. Почти в 30 мусульманских странах го­сударственной религией официально признан ислам. Некоторые из них, как мы отмечали, близки к теократии.

Статус государственной церкви характеризуется следующими признаками:

а) церковь является важным элементом политической системы. Она участвует в политической жизни, в частности через свое пред­ставительство в государственных органах;

б) обладает значительными полномочиями в области воспита­ния и образования подрастающего поколения. В образовательных учреждениях, как правило, предусмотрено обязательное препода­вание государственной религии;

в) наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). Так, заключение брака, как правило, — прерогатива церкви;

г) получает от государства различные привилегии: субсидии, материальную помощь. За церковью признается право собст­венности на широкий круг объектов — землю, сооружения И т.д.

С началом новой истории во многих странах начался процесс секуляризации, т.е. освобождения от влияния религии (в узком смы­сле секуляризация означает процесс обращения церковной собст­венности в светскую). В XX в. процесс секуляризации привел к тому, что многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Они предполагают режим отделе­ния церкви от государства и школы от церкви.

Для этого режима характерно следующее:

— церковь не является элементом политической системы, а значит, не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религи­озных потребностей граждан;

— отношения между государством и церковью строятся на ос­нове юридически закрепленного принципа свободы совес­ти и вероисповедания;

— государство регулирует деятельность религиозных органи­заций, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицер- ковную деятельность;

— государство не оказывает церкви материальной, финансо­вой поддержки;

— в образовательных учреждениях не предусмотрено обяза­тельное преподавание религии.

Как известно, в Советском государстве светские основы госу­дарственной власти были доведены до абсолюта. Все религии под­вергались гонению, а священников репрессировали. Таким обра­зом, нарушался основополагающий принцип светского государ­ства о свободе совести и вероисповедания.

В современной России в соответствии со ст. 14 Конституции:

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая ре­лигия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

На основе этих положений Конституции РФ государственно­конфессиональные отношения в России регламентируются Феде­ральным законом «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях», который каждому находящемуся на территории РФ гаран­тирует свободу совести и свободу вероисповедания.

Следует отметить, что нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга. В современной России все основные религиозные конфессии участвуют в решении многих сложных задач, стоящих перед нашим обществом. Особо следует выделить роль церкви в формировании нравственных основ общества.

Церковь и ее функции в обществе

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Церковь как социальный институт

2. Функции церкви как социального института

3. Роль церкви в обществе

1. Церковь как социальный институт

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих. Важным элементом религиозного комплекса является церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков своего существования построила свою иерархию по «феодальному образцу». Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем поведения, включающего в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в, различного рода, уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности. Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа, с закрепленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.), христианские объединения превращались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества. Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.

2. Функции церкви как социального института

В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила. Свод морально-этических правил — это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность, социальное неравенство. Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

Согласно Дюркгейму, религия не только отражает структуру общества, но и укрепляет ее, концентрирует внимание и надежды людей на общих верованиях и объектах поклонения, т. е. вырабатывает общие ценности и нормы, выполняя, таким образом, функцию объединения или интеграции членов данного общества. Эта интегрирующая функция религии наглядно проявляется в исполнении ритуалов. Например, христианское таинство причащения (вино и хлеб) символизирует кровь и тело Христа. Отведав их, христиане верят, что тем самым они приобщаются к святому духу Христа. Подобные ритуалы поддерживают ценности общества и препятствуют нарушению господствующих в нем норм. Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира; компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида; интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума. Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря, прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр.

Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе. Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с Богом. Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

3. Роль церкви в обществе

Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия «функции» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.

Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляризации (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях. Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвлекает их внимание от проблем этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность. религия церковь мировоззрение ритуал

Самое убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не вселяет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия; сторонники теории конфликта анализируют, каким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.

В религиях представлены и самые различные культуры. Переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях—история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко «закреплены» за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой. С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Размещено на Allbest.ru

Возрастающая роль Русской Православной Церкви

Надежда Кеворкова для Russia Now, www.telegraph.co.uk/

Перевод с английского специально для портала «Православие и мир» Анны Даниловой.

Поиск идентичности, начавшийся после крушения коммунизма, по-прежнему остается центральным вопросом для русских. Сегодня только Православная Церковь, выстоявшая на протяжении долгой истории страны, объединяет русских с «ближним зарубежьем». Именно государство нуждается сегодня в Церкви больше, чем Церковь в государстве.

Иностранцы принимают православие чаще всего потому, что их до глубины души поражает торжественность и великолепие русской Литургии. Они очень ценят то, что православные священники не потворствуют человеческой слабости и не льстят индивидуумам, привыкшим к послаблениям. Их по-настоящему манит многовековая духовная традиция, неизбежно консервативная и негибкая, но именно потому сильная.

Она являет собой разительный контраст с «гибкостью» западного христианства, постоянно адаптирующегося к переменчивым обстоятельствам, что привело его в состояние «социального гетто». Русская вера, как и русская революция и как сама Россия, никогда не опускала планку до индивидуума.

В двадцатом веке, после распада Советского Союза, Русская Церковь была восстановлена и возрождена из руин, среди которых оставались только бабушки и некоторые эксцентричные ревнители, она стала самым сильным институтом на территории бывшего Советского Союза.

Ни одной другой инстанции не пришлось восставать из таких руин. И ни в одной стране не найдем мы такого подъема веры, как в современной России.

Недавно в Россию впервые после 1920 на несколько ней была принесена одна из самых чтимых икон – Курская Коренная — икона Русского Зарубежья. После революции 1917 года ее вывезли из России и она стала главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ, Церковь русских эмигрантов).

После многих лет усиленной работы Московского Патриархата при активном участии соотечественников в мае 2007 года единство Русской Церкви было восстановлено.

С тех пор русские святыни приносились к зарубежной пастве, а верующие России, в свою очередь, смогли увидеть великую святыню зарубежья.

Люди стоят по 2-3 часа в очереди, благоговейно крестятся, встают на колени, целуют икону и уходят.

Бог знает, зачем это нужно им в наше время, когда кажется, что все подчинено одному закону: «время – деньги».

Церковь в последнее время не ищет союза с государством, скорее, государство пытается всячески продемонстрировать свою лояльность Церкви, и ищет ее совета.

Оказалось, что после распада Советского Союза, только лишь в Церкви еще есть какие-то идеи, есть понимание того, что происходило и есть видение будущего.

Россия пребывает в поиске своей индивидуальности, ей предстоит восстановить ключевые ориентиры, утраченные в период Советской власти. А Церковь, не призывающая к тому, чтобы полностью восстанавливать прошлое, опирается на национальные ценности, стержневые для многовековой истории русских – христиан, мусульман или последователей других религий.

Когда Патриарх Кирилл обращается к верующим, он часто говорит о Святой Руси, и это не просто историческая отсылка. Сегодня только церковь соединяет народы России, Украины, Беларуси, Молдовы и других стран, несмотря на конфликты и ссоры, то единственное, что объединяет сегодня народы в единое и неразрывное целое – ощущение причастности к единому духовному пространству русской православной цивилизации.

Активные действия Патриарха на постсоветской сцене – это не ностальгия по великой Власти – это приверженность сущности Православия, которое не имеет национальности и границ.

Во время последнего визита Патриарха Кирилла на Украину в восточной части страны, которую не считают уже сферой доминирующего влияния Русской Православной Церкви, его встретили десятки тысяч верующих.

Выступления Святейшего Патриарха, транслируемые на украинском телевидении, посмотрели примерно 30% телезрителей Украины – беспрецедентная цифра. Очевидно, что для большинства верующих Украины московский Патриарх – духовный лидер, которого они считают главой своей Церкви.

В то же время Русская Церковь принципиально отказалась принять в свою юрисдикцию территории Абхазии и Южной Осетии, признанные Россией независимыми территориями. Стало абсолютно ясно: тот факт, что Россия признала эти территории независимыми, не значит, что они перестали быть каноническими территориями Грузинской Православной церкви.

Государству трудно не брать в расчет результаты опросов общественного мнения, включая опросы, проведенные американской организацией Gallup, показывающие, что примерно две трети населения поддерживают идею религиозного образования в школах и введение института капелланов в армии.

Сегодня в Церкви больше людей, чем в больших корпорациях.

Верно, большинство верующих – это небогатые люди, нередко и просто бедные.

Русская церковь глубоко чтит красоту церковной архитектуры и величие службы. Именно поэтому чаще можно увидеть прекрасные, как на картинке, храмы среди лачуг, чем маленькие невзрачные храмы среди вилл новых русских.

Кризис истощил мировые богатства: вчерашние мешки денег не умеют жить скромно, и живут в страхе перед тюрьмой, разрухой и нищетой.

Церковь имеет бесценный опыт: она видела не только роскошь, золотые украшения и парчу епископских облачений, но и траншеи, казни, мученичество и полное разрушение. Из этого уничтожения Церковь воскресла еще более могущественной.

Так зачем Церкви искать милости у государства, если оно само пребывает в состоянии беспорядка?

Некоторые цитаты:

Архиепископ Илларион (Алфеев), председатель Отдела Внешних церковных связей.

«Церковь абсолютно свободна во всех вопросах внутренней организации: выборе Патриарха, епископов – это то, что называется невмешательством. Со своей стороны, мы не вмешиваемся в политику. Это не значит, что Церковь не высказывается по различным вопросам политического и общественного характера. Мы исследуем не только богословские и моральные темы, но и историю и современные события.

Из речи на заседании Валдайского дискуссионного клуба:

«– Главный вопрос, который остается сегодня нерешенным, – это вопрос церковной собственности. Дело в том, что сейчас у Церкви как будто очень много собственности, но на самом деле зачастую церковным имуществом она не владеет. Даже те храмы, которые были восстановлены из руин благодаря усилиям Русской Православной Церкви, сегодня принадлежат не ей, а государству. Церковь не является хозяином своих храмов. До сих пор Церковь существует исключительно на частные пожертвования верующих – но этого недостаточно для того, чтобы Церковь могла развернуть на постоянной основе широкую благотворительную или социальную деятельность.»

Перевод с английского специально для портала «Православие и мир» Анны Даниловой.