Риторика, что это?

Речевое событие — речевые роли — речевые цели

Любая передача идей при помощи слов как законченный факт есть речевое событие. Это может быть монолог, диалог, диспут, отдельная фраза или даже междометие. Единичный акт речевого события есть речевой акт (действие).


Рис. 2. Структура информационного контента
Речевое событие состоит из двух основных компонентов: 1) речевого поведения, в которое входят: собственно слова (содержание речи); звучание слов (форма речи); жесты и мимика;
пространственное поведение (взаимное расположение собеседников).
2) речевой ситуации, которую определяют: социальный фактор — отношения между участниками речевого события — оратором и речевой средой (аудиторией); фактор места действия (физический фактор) — материальная обстановка (дом, сад, улица, самолет и т.п.).
Каждый участник речевого события играет свою речевую роль, выполняет закрепленную за ним функцию в процессе общения. Эта роль зависит от статуса участников общения, от их личных взаимоотношений, от настроения в данный момент и от поворота событий в процессе общения. Речевая роль есть проекция социальной роли на речевую ситуацию плюс влияние речевой ситуации как таковой.
Любое сознательное действие имеет цель. Речь не исключение: мы всегда говорим ради чего-то. Цель выражает осознанный или неосознанный, но оттого не менее важный, интерес. Речевая цель — это результат, который мы хотим получить от нашей речи. Общий смысл всех речевых (как и вообще всех жизненных) актов — чтобы после его совершения нам стало лучше, чем было до него. Если мы справились с нашей речевой целью, наш язык — наш друг, не справились — враг.
Каждый участник речевого события должен четко представлять себе свою речевую роль и речевую цель, а также речевые роли и речевые цели своих собеседников. Он должен знать, что, кому и зачем говорит, а также понимать, кто, что и зачем говорит ему.
Основные речевые цели сводятся к тому, чтобы: проинформировать; доказать свою правоту (убедить); побудить к действию (сагитировать); обсудить проблему с целью найти истину; выразить свое понимание и дать свою оценку чему-либо; доставить себе и собеседнику удовольствие самим процессом
общения; дать выход собственным эмоциям; создать определенную психологическую атмосферу.
Речевые цели словесных действий, взятые без учета содержания последних, называются общими речевыми целями.
В речевом акте может быть несколько общих целей, но второстепенные цели необходимо подчинять главной, уметь выстраивать их иерархию.

Рис. 3. Смысловое поле речи
Речевая цель есть не только у оратора, но и у слушателя, у него она называется речевым ожиданием; это то, что слушатель желает узнать от оратора, то, зачем он, например, пришел на лекцию, на митинг, включил телевизор и т.п. Совершать любое речевое действие следует только, если у оратора и у слушателя в достаточной мере пересекаются их смысловые поля.
Смысловое поле речевого события — это его содержание, рассматриваемое с учетом его общей речевой цели: что и зачем я хочу рассказать (как оратор) или услышать (как слушатель). Зона пере-

сечения смысловых полей оратора и слушателя определяет собою смысловое поле речи.

Искусство говорить красиво и правильно, как этому научиться

Как научиться красиво говорить? Каждому хочется свободно доносить свои мысли, достойно выглядеть в глазах собеседника, завоевывать к себе интерес, пользоваться успехом.

А что для вас — красивая и грамотная речь:

  • возможность озвучивать красивые мысли, передавать свое возвышенное настроение;
  • умение влиять на людей, управлять их поступками;
  • качество человека с высокой самооценкой;
  • одно из условий становления в профессии? —

давайте поговорим на эту тему.

Какая она — красивая и грамотная речь?

Говорить красиво и грамотно — это искусство.


Когда хорошо поставленная речь:

  • льется легко, не спотыкаясь и не спеша;
  • не пестрит словами-паразитами;
  • воодушевлена и эмоционально окрашена;
  • сопровождается умеренной мимикой и жестикуляцией;
  • содержательна и грамотно выстроена,

можно говорить об искусстве красноречия.

А знаете почему? Потому что красивой и правильной речью обладает не каждый, а только энергичный, уверенный в себе, образованный человек. Это его энергия посредством слова течет к слушателю и воздействует на него. По-разному, конечно.

Когда говорит гармоничный человек, его речь завораживает, проникает в самые тайные уголки души, наполняет теплом, вызывает доверие и симпатию, мотивирует к развитию и самосовершенствованию. Хочется слушать и воплощать в жизнь свои самые смелые мечты.

И напротив, речь искусного оратора может содержать призыв, например, к военным действиям. История знает немало таких примеров. И чем более такая речь эмоциональна, тем больший успех будет иметь.

Ну что, хотите сделать свою речь красивой?

Постановка речи для умения говорить красиво

Техника красивой и грамотной речи включает в себя такие обязательные элементы, как:

  • Дикция. Отчетливое произношение звуков дает возможность четко выговаривать слова и быть понятым слушателем.
  • Громкость голоса. Умение менять силу своего голоса, не кричать, не говорить сипло или визгливо для того, чтобы быть услышанным — это значит, правильно разговаривать и уважать слушателя.
  • Темп речи. Навык говорить быстро или медленно, не тараторя и не тормозя, помогает донести до собеседника смысл сказанного вами.
  • Тембр голоса. Приятное звучание, не слишком высокое или низкое, лучшим образом сказывается на восприятии и информации, и вас как личности.
  • Интонация. С нею ваша речь не звучит монотонно, а слушатель не устает и не теряет интерес.
  • Грамотность. Правильно ли произносятся слова, ставится ударение, строятся словосочетания и предложения напрямую связано с понятиями “правильно говорить”и “грамотно разговаривать”.
  • Чистота. Отсутствие слов-паразитов: короче, типа, как бы, ну, это самое, в общем, собственно говоря, в принципе, допустим, кстати, кажется, вообще, на самом деле, не изменяет смысл сказанного, но делает вашу речь намного приятней слуху.
  • Словарный запас. Чем он богаче, тем выразительней звучит ваша речь.
  • Точность. Когда используются слова, наилучшим образом выражающие вашу мысль, а сама речь структурирована, вас поймут быстрее, чем когда на слушателя льется вода.
  • Выразительность. Речь, богатая синонимами, метафорами, образными выражениями и другими языковыми средствами, производит впечатление и запоминается надолго.
  • Мимика и жестикуляция. Правильно говорить слова — этого мало. Куда деть руки? А лицо? Спокойные движения руками и живое лицо передадут ваше доброжелательное внутреннее состояние, и слушатель это оценит!

Посмотрите, как об осени пишет классик русской литературы:

Красиво? Попробуйте воспроизвести этот отрывок, отчетливо выговаривая слова, мягко, не слишком громко, соблюдая интонацию и сопровождая все это плавными движениями рук. А теперь, когда образ оратора вами создан, можно приступать к делу:)

Итак, если вы все еще хотите научиться красиво выражать свои мысли и правильно говорить, давайте работать:)

Как научиться красиво говорить и излагать свои мысли?

Учимся говорить правильно, даже зная, что развитие красноречия — процесс продолжительный. И если вы настроены решительно, вот несколько проверенных способов этому научиться:

1. Работайте над дикцией.

Научиться четко и внятно говорить помогут артикуляционная гимнастика, массаж языка, проговаривание скороговорок и другие упражнения для развития речи у взрослых.

2. Практикуйтесь и овладевайте навыками регулировать силу голоса, его тембр, темп речи и интонацию.

Для этого не обойтись без “самопрослушивания”. Сделайте аудио- или видеозапись со своим участием в уроке “Говори правильно!” и послушайте, как у вас получается прочесть отрывок из любого литературного произведения. Оцените услышанное на предмет правильности речи. Попросите дать оценку своих близких, не забудьте поблагодарить их за конструктивную критику:)

Чтобы поставить речь и научиться хорошо говорить поможет дыхательная практика. Размеренное дыхание сделает уверенным голос, мягким тембр, спокойной речь и живой интонацию.

3. Позаботьтесь о том, чтобы говорить грамотно.

Сейчас речь вот об этом: приоткрытая настежь дверь, оплачивайте за проезд, в полуторастах километрах — так не надо.

Как правильно научиться говорить грамотно? Для начала можно вспомнить базовые школьные знания по русскому языку. Это поможет тем, кто хочет научиться грамотно разговаривать на нем.

Старайтесь правильно общаться с людьми, подбирая грамотные слова для общения.

Художественная литература, театры, выставки, общение с образованными людьми — повышение своего культурного уровня поможет развивать речь и научиться говорить красиво.

4. Увеличивайте словарный запас.

Для того, чтобы пополнить свой словарный запас и правильно поставить свою речь, читайте вслух художественную литературу — так лучше запоминается. Находите интересные выражения, добавляйте их в свой обиход. Обращайте внимание на то, как правильно произносить слова.

Записывайте отдельные понравившиеся отрывки. Подбирайте синонимы к знакомым словам, а за смыслом новых обращайтесь к толковому словарю. Это необходимо для того, чтобы научиться красноречиво говорить.

Слова-паразиты сами собой исчезнут за ненадобностью заполнять паузы в поисках нужного слова.

5. Будьте внутренне собранными и одновременно свободными и раскованными.

Это даст возможность не потерять нить повествования, донести смысл речи до слушателя и в то же время сделать ее яркой и живой.

Чтобы обладать этими качествами, нужны уверенность в себе и позитивный настрой.

Чтобы научиться правильно формулировать свои мысли, красиво и грамотно излагать их, развивайте свой творческий потенциал. Это позволит мыслить нестандартно, развивать креативное мышление, выражать свои мысли оригинально и нескучно.

Говорить грамотно, красиво, уверенно, живо, нестандартно, попадая “в самую точку”, без пауз, заполненных словами-паразитами, общаясь при этом со слушателем и языком жестов тоже — вот к чему надо стремиться. У вас получится!

То, что хочется сказать в заключение

Ваше желание развивать свою речь и говорить красиво похвально, но не забывайте, что главное — это посыл. Какую энергию будет нести ваша красивая и грамотная речь? Пусть она будет творческой и созидающей.

Course options

Курс разработан Институтом Пушкина при поддежрке Департамента образования г. Москвы

Авторы курса

Щербаков Андрей Владимирович – кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Института Пушкина. Область научных интересов: лексическая семантика, культура речи, стилистика русского языка, риторика и теория коммуникации. Автор более 120 публикаций, включая словарные статьи в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи» и словаре-справочнике «Эффективное речевое общение (базовые компетенции)».

Ясвин Витольд Альбертович – доктор психологических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования. Область научных интересов: экологическая психология образования, гуманитарная экспертиза и проектирование образовательных сред, управление развитием образовательных организаций, экологическое воспитание, социально-психологический тренинг.
Автор более 210 научных и научно-методических публикаций, Индекс Хирша по направлению «Народное образование. Педагогика» – 9. Автор 16-ти книг: «Педагогический мажор дополнительного образования», 2014; «Экспертно-проектное управление развитием школы», 2011; «Школа как развивающая среда», 2010; «Экспертиза и мониторинг образовательных условий в современной школе», 2009; «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», 2001; «Гроссмейстер общения», 2000; «Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде», 1997; «Экологическая педагогика и психология», 1996 и др., Соавтор учебника для старшеклассников «Экология. Основы безопасности жизнедеятельности», 2013, а также ряда образовательных программ (для школьников, студентов, специалистов, руководителей), экспертно-диагностических и проектных методик и методических комплексов.

О курсе
Онлайн-курс «Эффективная коммуникация и практика речевого воздействия» нацелен на формирование и совершенствование коммуникативных навыков, востребованных в повседневной жизни, учебной и профессиональной деятельности.
Ключевым понятием курса является понятие коммуникативной компетентности личности, подразумевающее знание законов и правил эффективной коммуникации и умения, связанные с использованием арсенала коммуникативных средств в зависимости от ситуации общения и интенций коммуникантов.

Структура курса
1. Социально-коммуникативная сущность человеческой личности
2. Профессионально-психологические барьеры коммуникативной эффективности
3. Эффективные и неэффективные коммуникативные стратегии управления человеческими ресурсами
4. Трансакционный анализ Эрика Бёрна
5. Искусство нравиться людям
6. Приёмы профессионального слушания
7. Социально-психологический тренинг
8. Принципы эффективного речевого воздействия и взаимодействия
9. Коммуникативная компетентность личности
10. Коммуникативные барьеры
11. Мастерство публичного выступления: инструменты воздействия
12. Подготовка к публичному выступлению
13. Ситуация публичного выступления: вербальные средства выразительности
14. Ситуация публичного выступления: невербальная коммуникация
15. Диалоговые формы речевой коммуникации: инструменты взаимодействи
16. Переговоры
17. Спор и его разновидности.

Целевая аудитория курса
Курс рассчитан на старшеклассников, абитуриентов, преподавателей школ и вузов, молодых специалистов.

Необходимый уровень подготовки
От обучающихся требуются базовые знания социально-гуманитарной направленности

Длительность курса
36 часов

Результаты изучения курса
В результате изучения курса «Эффективная коммуникация и практика речевого воздействия» слушатели:
• приобретут знания, умения и навыки эффективного речевого воздействия и взаимодействия
• освоят основные приемы построения публичной речи
• научатся вести эффективную коммуникацию с учетом тематики, ситуации, особенностей аудитории
• получат практические навыки преодоления коммуникативных барьеров и избегания коммуникативных неудач
• овладеют умениями профессионального слушания

Дикция

Дикция — четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносительных) характеристик звуков.

Дикция, являясь одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для профессионала, поскольку его речь является образцом, по которому слушатели учатся правильно и красиво говорить. Без дикции просто невозможно нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.

Работа над дикцией заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. Начинать упражнения на дикцию нужно с общей артикуляционной гимнастики, а затем переходить к тренировке отдельных звуков.

Целесообразность речи

Если ключевым понятием грамматической правильности речи является норма, то целесообразность, предполагающая коммуникативный эффект и достижение в речевом процессе определенных задач и сверхзадач, обращена к понятиям речевых качеств (точность, логичность, краткость, уместность, ясность, действенность, выразительность) и контекстов (лингвистический, паралингвистический, экстралингвистический, ситуационный). В ряде случаев целесообразность — это социальный «пароль», позволяющий войти в определенную среду и утвердиться в ней. Но целесообразность публичной речи невозможна без знания и соблюдения норм; она носит коннотативный (предписывающий) характер, а значит, оратор и в языковом плане является воплощением норм.

Логичность речи

Логичность речи — ее структурно-смысловое качество, означающее организованность высказывания, всех его частей, в соответствии с законами логики и композиционной оптимальности. Логичность — это умение должным образом организовать последовательность текста, раскрытие проблемы или движение сюжета по схеме; а) введение (в устной речи — вступление) — 1/12 часть общего объема; б) развитие мысли в ходе основного рассуждения — 5/6 текста; в) заключение, сводящее воедино основные итоги или ставящее новую проблему, следующую из решенной. В конце обычно формулируется вывод или призыв, ради которого произносилась речь.

Точность речи

Точность речи — это максимальное соответствие тому содержанию и той форме, которые были запланированы говорящим и объективно характеризуют предмет и явление. Это умение представить предмет, действие и признак с максимальной полнотой без двусмысленности и возможности двоякого толкования. По традиции точность ставится на важное место среди речевых качеств, ведь возможность говорить точно предполагает высказывание достаточно полное и эквивалентное, а главное для человека — именно возможность оказаться правильно понятым.

Точность речи может быть предметной и понятийной (коммуникативной). Предметная точность обеспечивается тогда, когда говорящий превосходно знает предмет, о котором идет речь, когда его сведения широки многогранны. Точность понятийная — это высочайший уровень владения словом, речью, когда говорящий находит наиболее точное соответствие конкретного предмета привлекаемым словом, когда он для обозначения одного явления может подобрать множество пон6ятий, умеет по-разному рассмотреть его в различных аудиториях и разных ситуациях.

Таким образом, точность речи определяется:

— знанием предмета,

-логикой мышления,

-умением выбирать нужные слова.