Развитие ребенка нет

Раннее развитие ребенка

В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах занятий по раннему развитию ребенка.

Что такое раннее развитие ребенка?

Сегодня в каждом городе можно увидеть школы и центры, которые занимаются ранним развитием ребенка. Но далеко не все понимают, что означает понятие «раннее развитие детей». Оно взяло основу из определения «раннего детства» – это возраст малыша от 1 до 3 лет, хотя некоторые также относят к нему и период младенчества до 1 года.

Раннее развитие – это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления.

Заблуждения по поводу раннего развития ребенка.

Конечно, многие считают, что обучение в центре полезно его чаду, там он учится чему-то новому и повышает свой интеллектуальный уровень. Но поскольку многие не знают, как проходят обучение и процесс воспитания, формируются определенные мифы.

Заблуждение 1. В детских центрах учат определенному навыку (рисованию, чтению, счету, пению и т.п.).

На самом деле педагоги занимаются всесторонним обучением ребенка: его учат речи, математике, творчеству, а разнообразие занятий позволяет поддерживать интерес у малышей, что положительно влияет на их развитие.

Заблуждение 2. Для обучения используются специально разработанные методики.

Развитие детей подразумевает не только учебу, дети могут получать новые знания и навыки с помощью игр, чтения сказок и даже простого общения.

Заблуждение 3. Посещение школы раннего развития лишает ребенка детства, оно не нужно, поскольку его всему научат в детском саду и в школе.

Это мнение совершенно ошибочно. В подобных центрах дети получают отличную возможность обучаться в дружеской атмосфере, общаться со сверстниками, там проводятся специальные игры, чтобы малыш не заскучал. Дети не воспринимают центр как место для обучения, для них это кружок, где можно весело провести время.

Почему так важно раннее развитие ребенка?

Считается, что в первый год жизни мозг ребенка развивается примерно на 50%, а к трем годам – уже на 80%. Именно поэтому малыш нуждается в обучении в таком возрасте. Задача раннего развития заключается не в том, чтобы он научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. В этом возрасте обучение состоит в улучшении памяти, концентрации, внимания и наблюдательности.

Раннее развитие поможет ребенку в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками.

Стоит ли отдавать ребенка в центр раннего развития?

Отличным вариантом будет посещение школы раннего развития малыша совместно с родителями. Ребенок будет чувствовать поддержку, не испугается новых людей. Потом постепенно, освоившись, малыш сможет оставаться на занятиях без мамы. Ни для кого не секрет, что ребенок, который проводит время постоянно только наедине с мамой, потом сложнее общается с другими людьми. Когда дети, не посещавшие школу, идут в садик, они сильно переживают, нередко плачут и просятся домой к маме.

В центре же ребенок постепенно начинает привыкать к новым людям, к общению. Занятия в группах раннего развития ребенка, как правило, проходят несколько раз в неделю по 1-2 часа. Такое расписание будет комфортным для малыша, он понемногу привыкнет проводить время без мамы, поэтому после быстрее адаптируется в садике.

Для хорошего развития ребенка ему необходимо внимание: проводите время с малышом, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, водите на занятия в центр раннего развития, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания.

В чём плюсы и минусы раннего развития

Анна Герасименко Редактор издательства Clever, психолог, автор статей.

Плюсы

Общение с ребёнком

Какими бы ни были занятия, игры и уроки, вы занимаетесь вместе. Мама и папа проводят с ребёнком время за чем-то интересным. Вы сидите рядом, вы разговариваете, вы смеётесь… Взаимодействие с родителями очень важно для правильного психического развития малыша.

Новая информация

Ребёнок во время занятий узнаёт много нового и интересного. Он, конечно, в любом случае узнает, кто такой медведь, и поймёт, как выглядит лиса. Но с помощью развивающих книжек, например с карточками и фотографиями животных, ребёнок узнает, как медведь и лиса выглядят на самом деле, а не на рисунках.

Развитие мозга

Во время развивающих занятий вы приучаете малыша учиться. А поскольку в раннем детстве мозг схватывает всё на лету, ребёнок тренируется без напряжения. Зато в школе ему будет намного проще, ведь мозг уже привык работать, запоминать, учиться.

Приобретение полезных навыков

Раннее развитие — это не обучение счёту. Это развитие логики, мышления, навыка, который поможет в будущем считать. Это подготовка базы для дальнейшего обучения. Научиться читать легче, если ты уже хорошо знаком с буквами. Научиться писать просто, если ты уже умеешь рисовать ровные линии и кружочки. Чем лучше вы подготовитесь к началу обучения, тем легче будет учиться.

Умение направлять внимание

Раннее развитие приучает заниматься. Не получится так, что малыш бегал, прыгал, смотрел мультики, а потом внезапно ему уже нельзя бегать и прыгать, а нужно сидеть за столом и внимательно слушать. Регулярные, хоть и короткие, несложные занятия научат малыша усидчивости. Ребёнку будет легче мотивировать себя и в школе, и в институте.

Повышение самооценки

Похвала необходима всем. Мама, занимаясь с ребёнком, чувствует себя молодцом. Ребёнок, выполняя простые и интересные задания, слышит похвалы от мамы, видит одобрение, а это важно для самооценки малыша.

Раскрытие талантов

Занятия с малышами помогут вам понять, что интересует ребёнка, и выявить склонность к тем или иным вещам. С большим удовольствием рисует, обожает задания на счёт, любит рассказывать истории… Вы многое узнаете о своём гении и, возможно, выберете для него подходящую секцию в будущем.

Минусы

Родители увлекаются

Раннее развитие становится для них целью. Обидно, что ребёнок тут уже ни при чём. Это цель самого родителя — доказать и показать, как он может, ведь у него такой развитый малыш. Давайте всё-таки помнить, для кого мы это делаем. Это прежде всего общение, а не гонка.

Занятия требуют сил

Занятия с ребёнком — дело хлопотное. И мама, которая и так всю себя отдаёт малышу, может совсем забыть о себе. Важно помнить, что раннее развитие должно быть в радость.

Не учитываются интересы ребёнка

Делая раннее развитие своей целью, родители забывают о ребёнке. Они смотрят в книжки, изучают методики, но не замечают, что хочется детям. Известный методист и мастер раннего развития малышей француженка Сесиль Лупан говорила о том, что самое важное в занятиях с ребёнком — это его интерес. Что интересует ребёнка? О чём он спрашивает? В какие игры больше всего любит играть? Именно об этом надо думать и от этого танцевать, а совсем не от «надо» и ни в коем случае не «через не хочу».

Неподготовленность к занятиям

Фанаты раннего развития иногда не замечают того, что их ребёнок не готов. Организм (как мозг, так и пальчики) должен быть готов к обучению и освоению навыка. Важно в занятиях ориентироваться не на своё желание похвастаться, что малыш у вас вундеркинд, а на готовность ребёнка. Если малыш не готов, а вы ждёте от него ровную линию и чтение вслух, он услышит от вас не похвалу, а замечания, и увидит разочарование. Для маленького ребёнка это окажется кошмарным сном и вдребезги разбитой уверенностью в себе.

Нежелание учиться

Непонятные занятия, давление взрослого, развитие не по возрасту — всё это может сослужить плохую службу. Малышу станет трудно, неинтересно, ваши уроки будут для него мучением, появится мысль, что учиться — это ужасно. Как думаете, что дальше? А дальше — вечное «не хочу-у-у-у в школу!»

В заключение

Мы перечислили все плюсы и минусы. И поняли, что нет никаких минусов. У раннего развития, если его верно понимать, если правильно и с удовольствием заниматься, не может быть отрицательных сторон.

Благодаря занятиям родители проводят больше времени с детьми, дети развивают важные жизненные навыки, чувствуют себя более уверенными. Есть опасность переборщить: давать сложные задания, требовать многого. Но это проблема в родителях. Помните, что в развивающих занятиях важны игра и удовольствие. Тогда у ребёнка всё получится.

Что такое раннее развитие…

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» — интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие — это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие — это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе — не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке — речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать — интересно, необходимо каждому.

Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

Развивающие занятия с детьми до года

Ошибочно полагать, что в младенчестве ребенку требуется внимание лишь в физиологических потребностях и родительской любви. Развитие начинается с первых минут жизни новорожденного, поэтому важно постоянно заниматься с малышом, начиная с первого месяца его появления на свет.

Занятия с детьми до года тренируют психологическую, умственную и физическую деятельность, помогают быстрее адаптироваться к внешнему миру, укрепляют взаимоотношения и приносят массу позитивных эмоций. Задача каждого родителя не ускорить естественный рост малыша, а стимулировать его интерес к окружающей среде и желание учиться новому.

Что такое раннее развитие

По сути, ранее развитие – это нормальное развитие, каким оно должно быть. Разумеется, каждый малыш индивидуален и развивается в своем темпе, но не стоит забывать о возрастных нормах. К ним в первую очередь относится время, когда ребенок должен уметь сидеть, стоять, ходить, бегать, а также рисовать, читать и писать.

Нужно помогать учиться малышу, приступая к занятиям своевременно, а не тогда, когда по возрасту ему уже нужно уметь, а он не умеет.

Если ежедневно уделять время на развивашки, подбирать их по возрасту, ребенок будет развиваться интенсивнее. В конечном итоге такие дети разительно отличаются от сверстников, с которыми не занимались, они сообразительнее, изобретательнее, лучше запоминают и контролируют свое тело. И речь идет о малышах в возрасте до 1 года.

Мифы о раннем развитии малышей до года

К сожалению, есть родители, которые избегают младенческих занятий из-за предубеждений и недостатка информации. Но на практике истинной причиной нежелания уделять время малышам в плане развивающих игр является чаще лень, и нежелание развиваться самим. Почему это так? Давайте сопоставим мифы с реальностью.

Стереотип

Реальная картина

Стандартные программы обучения переносятся на ранний возраст Младенческие занятия не имеют ничего общего со школьным или даже детсадовским обучением. Их задача – создать благоприятные условия для раскрытия потенциала малыша, двигательного и сенсорного развития, психологического и физического здоровья.
Западная «модная» концепция Новации в этой области применяются повсеместно по всему миру и доказали свою эффективность, внеся вклад в мировую систему образования.
Нет необходимости Практика показывает, люди, родители которых применяли методики раннего развития, более успешны, способны и приспособлены добиваться больше. Они опережают сверстников в детстве, подростковом возрасте и взрослой жизни.
Дорого Сейчас все качественные детские игрушки стоят денег, и лучше потратить их с толком. Кроме того, есть масса вариантов сделать развивающие игрушки самостоятельно и быстро, используя недорогие, безопасные материалы.
Дети лишаются детства Малыши любознательны и им нравится все новое. Ни одна из методик для новорожденных не строится на принуждении, наоборот, на интересе и позитивных эмоциях.
Нет идеальной методики, которой можно строго следовать Не всем подходит одна и та же, каждая методика – это общие рекомендации, а не неуклонная инструкция. Никто не запрещает использовать лучшие элементы разных методик, подбирая их индивидуально для своего ребенка.

Основные принципы занятий с детьми до года

Младенческие игры существенно отличаются от игр с детьми постарше, поскольку новорожденный еще не знает, что это и еще не имеет собственных предпочтений.

Он лишь откликается на инициативу родителей, поэтому следует придерживаться пяти основных принципов занятий с малышами до 12 месяцев, чтобы извлечь из занятий максимальную пользу.

Отсутствие инициативы от ребенка

Грудничок не может демонстрировать открытое желание поиграть, поэтому родители должны проявлять инициативу самостоятельно в первые месяцы его жизни. Игры должны быть дозированы, начиная с 2-3 минут и постепенно увеличиваясь по времени и по мере взросления малыша.

Чтобы ребенку было интересно, занятия также должны соответствовать возрасту, то есть не должны быть сложными для понимания. Если у малышей нет интереса к игре, подбирайте разные варианты, пока не найдете то, что ему понравится.

Учет возрастных особенностей

Особенно важный фактор. Неправильно думать, что новорожденный в месяц, 3 месяца, полгода — это одно и то же. Чем младше ребенок, тем быстрее он развивается, это происходит каждый день.

Доказано, что за первый год жизни человек получает информации больше, чем сможет получить за всю дальнейшую жизнь. При этом новое усваивается в разы лучше.

Занятия следует подбирать строго по возрасту, учитывать каждый детский месяц, стимулировать развитие сенсорной сферы (обоняние, осязание, слух, зрение, тактильные ощущения). Если не учитывать возрастные особенности, большой риск психической и физиологической перезагрузки.

Личностные особенности

Помимо возраста, важны индивидуальные особенности каждого грудничка. Это нормально, когда кто-то начинает переворачиваться и садиться немного раньше или позже условных норм, например. Задача родителей – следить за тем, как малыш выполняет задания, чтобы вовремя заметить отставание в развитии и своевременно на это повлиять.

Также нормально, когда детям нравятся одни игры и не интересны другие. Поэтому для каждого месяца новорожденного есть несколько вариантов занятий.

Регулярность занятий

Играть с малышом важно ежедневно и желательно в одно и то же время. Занятия должны быть систематичными, а распорядок дня вводится с рождения. Это важно, поскольку младенец очень чувствителен к изменению режима и реагирует на него негативно, поскольку это сказывается на психологическом состоянии.

Лучше всего отводить время на игры утром и днем (то есть дважды в день), заранее планируя, какие упражнения и в какой последовательности будут идти.

Учет детского интереса

Заинтересованность ребенка — это то, без чего не будут работать четыре перечисленных выше принципа. Не начинайте занятия сразу после сна малыша, сразу после еды, при температуре, коликах, метеоризме и других раздражающих его факторах, включая мокрые подгузники.

Чем младше грудничок, тем меньше времени должно длиться упражнение, так как он быстро устает и не может поддерживать интерес долго. Это не тот случай, когда чем больше, тем лучше, наоборот, перегрузка психики сильно вредит.

Пробуйте разные варианты игр, следя за тем, что больше всего нравится малышу, а к чему у него нет интереса совсем. Не принуждайте делать то, что новорожденному не нравится, ищите альтернативу.

Игрушки для ребенка до 1 года

Кроха от 0 до 12 месяцев активно знакомится с окружающим миром, поэтому нужно подбирать игрушки, которые дадут малышу всестороннее представление.

Хорошая игрушка должна быть:

  • легкая и эластичная;
  • без острых углов;
  • привлекательная (для новорожденных не обязательно яркая);
  • разнофактурная (сделанная из разных на ощупь материалов);
  • без сменных и хрупких деталей;
  • достаточного размера, чтобы ребенок не смог ее съесть;
  • без резких пугающих звуков;
  • простая в уходе.

Чем старше становится грудничок, тем шире становится набор его игрушек. Имеется в виду не их количество, а разнообразность и сложность. Если в первые месяцы достаточно игрушек, которые дают представление о цвете, форме, ощущениях, звуках, то во втором полугодии должны быть простые решаемые задачи. Например, матрешки, наборные пирамиды, мягкие кубики, прочее.

Нельзя давать ребенку все игрушки за раз. Лучше всего сконцентрировать его внимание на одной-двух, заменяя их через несколько дней, чтобы поддерживать интерес к играм.

Развивающие упражнения от 0 до 3 месяцев

Первые три месяца жизни грудничка отличаются невысокой его активностью. Но и для этого возраста есть хорошие развивающие упражнения, которыми не стоит пренебрегать.

Первый месяц

Игрушки не требуются, внимание концентрируется на родителях.

Упражнения со звуком – приближаясь к ребенку, сменяя подгузники, подмывая, разговаривайте с ним, меняя громкость и интонацию голоса. Громкие слова привлекают внимание, настораживают, а тихие наоборот убаюкивают. Зовите кроху по имени с разного расстояния и разных углов комнаты, чтобы научить отслеживать направление звука.

Фокусировка на маме – малыш должен видеть материнское лицо и запоминать его. Удерживая внимание грудничка на себе, медленно ходите влево-вправо, чтобы ребенок поворачивал за вами голову.

Наблюдение – привлеките внимание к игрушке, держа ее на расстоянии примерно 25 см от новорожденного, и неспешно водите ней в разные стороны.

Тактильные упражнения – осязание развито у грудничка лучше всего, поэтому чаще касайтесь его и позволяйте ему касаться вас. Благоприятно влияет массаж, но только после консультирования со специалистом.

Второй месяц

Малыш оживляется, что особенно заметно, когда приближается мама. Внимание уже концентрируется дольше.

Звон колокольчика – положив новорожденного на живот, позвените колокольчиком перед ним. Заинтересовавшись, малыш будет поворачиваться на этот звук, когда колокольчик будет звучать уже не перед ним, а в стороне.

Тактильные занятия – гладьте ладошки и пальцы ребенка разными на ощупь материалами для усовершенствования осязания. Хорошо подходят для таких упражнений грубая вязка, трикотаж, мех, шелк.

Наблюдение – игрушка перемещается быстрее, чем в упражнении из первого месяца. Для этого, например, можно привязать ее к резинке над постелью крохи, имитируя подпрыгивание интересного предмета.

Плаванье – придерживая аккуратно под спину или за плечи выполняется упражнение «восьмёрка». Особенно полезно при проблеме с гипертонусом мышц.

Третий месяц

Грудничок уже может сам удерживать голову, держать небольшие предметы в руках, следить за собственными руками. В этом возрасте возрастает интерес к окружению, поэтому малыш делает попытки переворачиваться.

Упражнения с фитболом (надувным мячом) – ребенка кладут животом на мячик и в разные стороны медленно покачивают.

Игра с погремушками – кроха на животе, перед ним на расстоянии несколько разных погремушек. Когда грудничок тянется к одной из них, создайте для его стоп своей опору рукой. Таким образом, ребенок попытается оттолкнуться, что важно для ползания.

Приучение к музыке – включите детскую песенку, хлопайте в ладоши в такт музыке, медленно кружите в танце.

Направление звука – поочередно вешайте на разные руки и ноги малыша трикотажный браслет с колокольчиками. Шевелясь, они будут звенеть, а малыш будет поворачивать голову, ища откуда звук.

Игры из предыдущего месяца можно также оставить, особенно массаж и интонации.

Занятия от 4 до 6 месяцев

Грудничок в этом возрасте сильно меняется в развитии. Он уже переворачивается и садится сам, может есть более «взрослую» пищу, более вынослив. Поэтому занятия с ребенком по месяцам становятся активнее.

Четвертый месяц

Развитие речи – склонившись над грудничком, проговаривайте короткие стишки. Важно, чтобы в них слышались четкие гласные звуки. Ребенок в ответ должен гулить, после чего вы продолжаете с ним разговаривать (проговаривать стишки).

Возьми-отдай – в руку малышу по очереди вкладываются разные по фактуре предметы. Дайте ему возможность изучить каждый из них, после чего осторожно забирайте, одновременно предлагая другой (обмен).

Знакомство с зеркалом – можно прикрепить небольшое зеркальце к бортам кровати на расстоянии не менее 30 см от лица новорожденного. Также сейчас есть комбинированные игрушки с зеркальцем.

В 4 месяца детям уже нужно показывать книжки с красочными картинками.

Пятый месяц

Лежать в этом возрасте скучно, куда интереснее играть сидя, ползать. К занятиям добавляются упражнения на физическое развитие, продолжительность игр увеличивается.

Забавы с мячиками – разные размеры и материалы, мячики с сюрпризом внутри, с колокольчиками, пупырчатые. Все они для хватания, слуха, зрения.

Прятки – знакомая всем игра «ку-ку», когда мама закрывает лицо ладонями или прячется за простыней. Это упражнение на внимание и эмоции – смех.

Попрыгун – поддерживая малыша в вертикальном положении, имитируйте прыжки. Но ни в коем случае не ставьте грудничка на ножки.

Реакция на визитеров — когда в комнату входит кто-либо из родителей, членов семьи, живущих вместе с малышом, приветствуйте их эмоционально: «Кто пришел? Папа пришел!». Точно так же когда кто-то выходит из комнаты.

Учим слова – давая грудничку игрушку, обязательно четко произносите ее название. Делайте так каждый раз и с любым предметом, расширяя лексикон ребенка. Даже если он просто агукает, регулярно разговаривайте с ним, стараясь не коверкать слова

Шестой месяц

Мешочек с сокровищами – возьмите или сшейте небольшой трикотажный мешочек, наполнив его разными предметами. Подойдут мячики, кубики, шишки, игрушки, главное, чтобы проглотить их малыш не мог. Суть игры: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, а мама или папа произносит, как они называется.

Имитация полета – новорожденного придерживают, в том числе под грудь, и раскачивают в воздухе на разной высоте.

В этом возрасте хороши комплексные игрушки, например, с зеркальцем, музыкальным инструментом, разными фактурами. Если грудничок активно ползает по квартире, уберите все бьющиеся, острые, опасные конструкции. Дайте ему больше пространства и вещей для изучения.

Игры для малышей от 7 до 9 месяцев

Этот квартал отличается любопытством – дети уверенно ползают, а к 9 месяцам уже встают на ноги. Круг занятий тоже расширяется.

Седьмой месяц

Большинство ребят в 7 месяцев чаще сидят, поэтому задействовать нужно их руки.

Пальчиковая игра – знакомый всем стих «сорока-ворона», в которой детям по очереди загибают пальчик. Это нужно для моторики и подготовки к манипуляциям руками.

Мешочки с крупами – также для мелкой моторики в разные тканевые мешочки сыпят разные крупы. Мешочков должно быть несколько, например, с фасолью, с рисом, с гречкой, с горохом. Такое упражнение должно быть под присмотром родителя, если малыш начнет есть крупы, это не смертельно, но крайне нежелательно.

Молоток с пищалкой – им ребенок стучит по всему, до чего дотягивается. Это полезно для координации движений.

Тактильные книги – их можно делать самостоятельно, использую разные ткани, пуговицы, другие мелкие предметы, которые ребенок трогает пальчиками.

Еще в 2006 было доказано, что математические способности есть у детей 7 месяцев. Поочередно 2 или 3 женщины говорили одинаковое слово, после чего грудничку предлагали выбрать один видео кадр из двух – с двумя и соответственно с тремя женщинами. Дети безошибочно выбирали кадр с тем количеством женщин, которое совпадало с количеством голосов.

Восьмой месяц

Большой интерес к животным, поэтому нужно показывать ребенку картинки или игрушки, живность на улице, и показывать, какие звуки издает то или иное животное. Очень важно, чтобы игрушечные и нарисованные звери при этом внешне были больше похожи на настоящих, а не на фантастических несуществующих.

Изучение состояний – берется обычная пластиковая прозрачная бутылка, в которую насыпают крупу или наливают воду. Малыш трясет, переворачивает бутылку, крутит ее и рассматривает, как себя при этом ведет то, что внутри, и как это звучит.

Для тех, кто еще плохо ползает – недалеко от ребенка кладется яркая игрушка, до которой он должен доползти. В дальнейшем игрушка постепенно кладется все дальше и дальше. Вместо игрушки можно играть в прятки. Например, мама прячется за угол, ребенок видит это и ползет искать.

Девятый месяц

Игры в ванной с водными игрушками – уточки, кораблики, мельницы и фонтаны, сегодня выбор очень большой.

Матрешка, разборная пирамида с кольцами – развитие моторики, понимание разных размеров, синхронизация действий.

Коробка с отверстиями разной формы – суть такой игры, подобрать предмет той же формы, которой и отверстие, куда его нужно протолкнуть.

Для моторики хороши также любые игры, где нужно бросать или складывать разные предметы в одну емкость, коробку, бутылку. Избегайте слишком мелких предметов, особенно если оставляете ребенка без присмотра.

Игры для ребенка от 10 до 12 месяцев

Нужно уделить особое внимание хождению ребенка, обучая его ориентироваться по предметам. Все предыдущие упражнения или их часть остаются.

Десятый месяц

Игрушки на колесах – учат кроху оценивать результат, связывая его с усилиями, которые были приложены. Например, сильно толкнул машинку – она поехала быстро и далеко, слабо толкнул – быстро остановилась.

Крупный конструктор – развивает мелкую и крупную моторику, мышление, сообразительность и фантазию.

Куклы с крупными чертами лица – по ним дети узнают о расположении частей тела у человека. Нужно показывать и спрашивать, где у куколки нос, глаза, губы, руки и так далее.

Учимся рисовать – сначала рисует мама, показывая, что карандаш, ручка, краски, фломастер оставляют на бумаге следы. Чтобы ребенок не разрисовал всю квартиру, можно соорудить специальное большое полотно для рисования, например, купив несколько листов формата А2.

С 10 мес. ребенок понимает социальную иерархию. Кто главнее, малыш определяет по размеру, выделяя самого большого человека или самый большой предмет особым вниманием.

Одиннадцатый месяц

В 11 месяцев ребенок уже активно ходит. Двигательная активность должна поощряться, как и проявляемый интерес ко всему новому. Если малыш делает что-то неправильно, не имеет смысла его ругать и уносить подальше, намного лучше на своем примере показать, что и как делать правильно.

Игрушки-каталки – с виду это может быть совершенно нелепая игрушка, например, колесо на палочке, но эти вещи помогают улучшать навык хождения, удерживать равновесие, развивать координацию движений и при этом рассматривать все вокруг.

Качели, лошадки-качалки – улучшают вестибулярный аппарат. Если вкратце, чтобы в будущем ребенка не укачивало.

Песочница – куличи, пересыпание песка из ведерка в ведерко — это та же моторика плюс помощь в освоении столовых приборов.

Двенадцатый месяц

У годовалого ребенка взгляд на игры и вещи в целом меняется, поэтому рекомендуется привычные до этого предметы и упражнения показывать в новом свете.

В 12 месяцев развивающие занятия более творческие, например, пальчиковые краски, лепка из пластилина или соленого теста. Речь не идет о фигурках, достаточно мять пластилин или тесто, работая над моторикой.

В этом возрасте дети уже различают основные цвета, так что следует начинать учить их названия. Для этого берется предмет, игрушка и ребенок должен выбрать из других предметов вещь того же цвета. Удачные попытки активно поощряются похвалой, интонацией.

Еще одно полезное упражнение – высыпать в небольшой таз фасоль и горох, перемешать и показать ребенку, что фасоль нужно перекладывать в одну емкость, а горошины – в другую. С этим занятием не оставляйте малыша одного, предметы слишком мелкие, он может их проглотить или засунуть себе в нос.

Какую методику раннего развития выбрать

Не забывайте, что требования к современным детям выше, чем были к малышам предыдущего поколения. Это еще один аргумент начать заниматься как можно раньше.

Помимо отдельных упражнений, разработаны целые методики. Но чтобы они были эффективны именно в вашем случае, внимательно наблюдайте, нравится ли выбранная методика вашему ребенку, как он на нее реагирует, к чему у него проявляется больший интерес.

Также стоит обратить внимание на различные развивающие занятия: Говорим с пеленок или Первые эмоции.

Метод Монтессори

Мария Монтессори – педагог-дефектолог, поэтому ее метод применялся в первую очередь к детям с проблемами развития. Она основана на тактильных ощущениях, мелкой моторике и образном мышлении. Малыш многому учится самостоятельно посредством специальных карточек, рамок, кубиков. С помощью метода Монтессори даже дети с умственными отклонениями учатся читать, писать и считать.

Но есть и свои недостатки – метод эмоционально скуден, поэтому больше подходит детям, которые лучше воспринимают информацию зрительно.

Буквы и цифры

Это метод обучения по кубикам, на каждой грани которого изображена одна буква или цифра. Все они разных размеров и цветов. Кубики дают общее понимание алфавита и цифр, а запоминанию способствует фотографическая память.

Насколько целесообразно начинать учить буквы и цифры в годовалом возрасте — зависит от индивидуального развития каждого малыша.

Игры с манкой

Польза сенсорных упражнений доказана многолетней практикой, и самый простой способ позаниматься в этом направлении – метод с манной крупой. Суть его прост – в контейнер нужно насыпать манку и предоставить грудничку возможность ее трогать, щупать, набирать в руку, сыпать, пересыпать из емкости в емкость, рисовать на ее поверхности. Если потереть в манку цветные мелки, игра станет еще интереснее. Занятие развивает усидчивость и координацию.

Глена Домана

Метод обучения с помощью черно-белых карточек, на которых изображены животные, растения, разные предметы, люди. Малышу показывают одну такую карточку в течение 5-10 секунд, что способствует быстрому визуальному запоминанию, тренирует мозг и расширяет интеллектуальный потенциал.

Из минусов – этот метод не очень хорош для совсем маленьких, так как запоминание происходит автоматически, без понимания смысла. Также родителям нужно вносить свою лепту, чтобы придать методу эмоциональности.

Методика рисования Марии Гмошинской

Главная цель – укрепление контакта малыша с родителем через творческую деятельность. Пальчиковое рисование позволяет развивать цветовосприятие, сенсорную сферу, мелкую моторику, развивает психоэмоционально.

Этот метод также служит профилактикой девиантной формы поведения в дальнейшем.

Сесиль Лупан

Главные принципы – тесное общение с ребенком, в результате которого родители могут точнее определить способности малыша и развивать их.

Принципы метода Лупана:

  • обучение по мере заинтересованности без навязывания;
  • использование материалов из окружающей среды;
  • отсутствие ограничений одной тематикой;
  • общение на равных.

Развитие происходит через органы чувств, гармонично с точки зрения психики, психологии и физического роста. В результате применения данного метода ребенок становится общительным и адекватно воспринимает окружающий мир.