Разрушенная церковь

Разрушение Храма

Прекращение жертвоприношений

Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония . В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу сообщил евреям волю римлянина — без кровопролития сдать Храм. Йоханан ответил категорическим «нет».

И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.

Пылающий Храм

Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.

Девятого ава 3830/70 года римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.

Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.

Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу. Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.

Разгром

Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.

На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.

Пленники снова отправились в изгнание

Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.

В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.

Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ. Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.

Еврейская традиция о разрушении Храма

Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.

В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».

Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».

Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.

Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».

Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.

Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.

В начале прошлого века на территории района действовало 26 храмов, к концу 30-х годов не осталось ни одного

Лана Панова

Можно долго спорить, доказывать, перечислять завоевания Октябрьской революции. Бесспорно, они имелись. Но невозможно объяснить решительность, с которой новая власть взялась за истребление традиционной, сложившейся веками веры людей, – православия.

По всей стране были закрыты и разрушены тысячи храмов. В моем понимании, не только сбросили оземь купола: обезглавили наши села, лишили их живой православной души. Долго ли можно жить с убитой душой? Совершите поездку в Круглое, Карповку, Племянниково, Сланское, Зыково или другое похожее село, встаньте возле поруганных церквей (или там, где они стояли) и посмотрите вокруг себя. Когда-то здесь кипела жизнь…

Сегодня я хочу рассказать вам о православных святынях, которые в начале прошлого столетия имелись в каждом селе района. Большинство из них впервые упоминаются в архивных документах второй половины 17-го века. В основном это были деревянные церкви, которые со временем ветшали, погибали в пожарах, на их месте на средства прихожан, землевладельцев, благотворителей возводились новые. С середины 19-го века началось строительство каменных церквей. Сохранились из них единицы. От других остались одни стены, от третьих – лишь воспоминания.

В селе Астапово было 2 храма, один из которых относился к Раненбургскому, а другой к Данковскому уезду (село находилось на границе этих уездов). Храм святого Димитрия Солунского был деревянным, с каменным фундаментом. Из воспоминаний уроженки села Марии Депутатовой: «У нас был очень хороший батюшка – Александр Спешнев. Всю жизнь с нами прожил – крестил, венчал, отпевал. Полсела его духовные дети, и мы его очень любили». При новой власти «активисты» стали издеваться над священнослужителем, поджигали его сараи, амбар, пытались сжечь дом, запугивали. Ему пришлось покинуть Астапово. В 1937 году, будучи священником в селе Секирино Скопинского района, отец Александр был арестован, а затем расстрелян на Бутовском полигоне в Москве. В 1929 году был арестован другой священник Димитриевского храма Павел Кузовлев – за антисоветскую агитацию и противодействие попыткам закрыть церковь, а также за запугивание «концом света и страшным судом» местных комсомольцев. Димитриевская церковь была закрыта в середине 1930-х гг. До начала 70-х здание, лишенное куполов и крестов, использовалось под зерносклад. Затем было разобрано для отопления местной школы. Говорят, что церковные дубовые бревна не брала пила… В настоящее время на северо-восточном берегу озера в Астапове еще видны следы кирпичного фундамента Димитриевского храма.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Астапово закрыли в 1929 году, священника арестовали. В 1934 году Покровский храм был разобран, а из полученных материалов построен детский сад на ул. М.Горького. В 2006 году на месте храма установлен Поклонный крест.

Храм Архистратига Михаила и Иверской иконы Божией Матери в Большой Карповке закрыли в конце 30-х годов. Из воспоминаний членов бюро райкома комсомола 1929 года: «За нами закрепили один из самых трудных участков — территорию Карповского сельсовета. Крестьяне не хотели добровольно отдавать нажитое своим трудом имущество. Проведению коллективизации мешала церковь. Поэтому в первую очередь было решено ее закрыть. После проведенной агитационной работы комсомольцам удалось убедить священника отречься от сана. Отречение произошло на сельском сходе. Оказавшуюся без настоятеля церковь закрыть уже не составило труда». Для мощения дороги разрушили колокольню, а пиленые блоки известняка из цоколя выбрали для строительства клуба в райцентре, в алтаре храма устроили мельницу. Карповка давно опустела, а изуродованный храм, словно стойкий оловянный солдатик, до сих пор возвышается над селом. Однако время делает свое дело – с каждым годом он разрушается все сильнее.

Здание каменной церкви святителя Николая Чудотворца и Рождества Христова в селе Гагарино в 1932 году верующие села были вынуждены, «учитывая настоятельные требования рабочих совхоза», передать «для культурных целей». Она долгое время использовалась местным хозяйством в качестве гаража для техники. В 1993 году здание вернули верующим, предпринимаются попытки восстановить храм, но вряд ли это удастся – слишком обезображен его внешний облик.
Каменная церковь Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила села Гагино была закрыта в 1931 году, последним священником стал Алексий Грацианский. Незадолго до войны церковь решили взорвать, чтобы забрать кирпич для строительства Троекуровской школы. От прекрасного архитектурного творения осталась груда обломков, разобрать которые на кирпичи так и не удалось – слишком крепким оказался раствор. Сейчас для проведения богослужений восстановлено здание церковно-приходской школы.

Когда-то в селе Головинщино имелись деревянные церкви – святителя Алексия, святых Космы и Дамиана и Казанской иконы Божией Матери. Несколько раз они погибали от пожаров, восстанавливались, перестраивались. В конце концов в 1864 году приступили к строительству нового каменного храма Преображения Господня. Строительство затянулось до 1905 года. Были освящены приделы – Алексиевский и Космодамианский. Храм был закрыт в 1937 году. Последний священник Николай Георгиевский был вынужден уехать в Лев Толстой и устроиться рабочим в стройпоезд, по некоторым данным он был арестован.

В 1810 году в селе Загрядчино была достроена Казанская церковь с Архангельским приделом. В 1930-х годах она была закрыта, а спустя годы полностью разрушена. Кирпич употребили для постройки фермы, амбара, отсыпки дороги. В 2017 году на престольный праздник села Михайлов день на месте церкви установлен Поклонный крест.

В 1928 году часть храма св. Николая Чудотворца в селе Домачи была приспособлена для хранения зерна, в 1932 году он был официально закрыт для переоборудования под школу. В последующие годы использовался под склад, за годы безжалостной эксплуатации зданию был нанесен огромный ущерб. Но, видимо, Богу было угодно возродить эту святыню, и в 1996 году началось восстановление храма. В настоящее время церковь св. Николая Чудотворца радует своей возрожденной красотой, в ней регулярно совершаются богослужения.

В храме села Знаменского на первом этаже располагалась церковь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом в честь св. Николая Чудотворца, на втором – Вознесенская церковь. Иконостас, кроме икон, поступивших из фамильной образной графов Толстых, был написан в Петербурге художником М.И. Скотти. Ее закрыли, разграбили и затем разрушили, а кирпичный бой использовали на отсыпку дороги в сторону райцентра и Данкова. В 2010 году на месте церкви была поставлена небольшая часовня, а после постройки в ней алтаря она получила статус храма.

Не осталось ни эскизов, ни фотографий уникальной Богоявленской церкви в селе Топки. В конце 1930-х годов храм закрыли, а затем разобрали на стройматериалы для постройки семилетней школы. В ноябре 2017 года на месте, где стояла церковь, установлен Поклонный крест.

Мало кому известно, что когда-то в селе Золотуха находился монастырь — говоря современными словами, филиал Задонского Свято-Троицкого Тихоновского мужского монастыря. Его появление связано с тем, что местный землевладелец статский советник Василий Воейков в 1877 году передал в вечную собственность Задонскому монастырю часть своих земель. В одном из усадебных строений была устроена церковь святителя Тихона Задонского, святой Марии Магдалины и святой Марфы. В 1920 году обитатели монастыря были изгнаны, а монастырь и церковь прекратили свое существование. В настоящее время о том периоде напоминают лишь остатки двухэтажного здания, лишенного кровли, окон и дверей, с едва различимым декором на стенах и печурами в углу второго этажа.

Уникальную архитектуру имела церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Зыково – это видно даже сегодня. Старый деревянный храм, стоящий на этом месте, был оснащен местными землевладельцами богатым иконостасом, содержался в отличном состоянии, но в 1908 году сгорел. После пожара зыковцы приступили к строительству каменного храма. Окончание постройки и отделка церкви пришлась уже на послереволюционное время. В 1919 году произошло событие, редчайшее для того периода – ее освящение. В этот день в храме собралось огромное количество людей. Однако радоваться новому храму долго не пришлось: в конце 1930-х гг. он был закрыт и стал использоваться как зернохранилище. В 1990-х в нем выломали полы и разобрали деревянную часть колокольни – на совхозные нужды.

Села Сланское и Круглое – самые древние и, в прошлом, самые многочисленные в районе. Каменные церкви Спаса Нерукотворного Образа с приделами в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Великого (в Круглом) и святого Сергия Радонежского (в Сланском) строили большие мастера своего дела. Это видно невооруженным глазом по интересной архитектуре зданий, по искусной кладке кирпичей. Прекрасные строения вмещали большое количество людей, приходы были богатыми. В 1933 году арестовали и приговорили к заключению на 5 лет священника Сергиевского храма Иоанна Федорова, в 1937 году приговорили к расстрелу проживавшего в Сланском другого священнослужителя – Николая Розанова. Такая же участь постигла, вероятнее всего, и священников села Круглого. Храмы долгое время использовались для колхозных нужд, пока не пришли в аварийное состояние. Лет 20 назад стали предприниматься попытки их восстановить, но они вряд ли завершатся успехом – слишком велико разрушение, да и села уже относятся к разряду вымирающих.

В 1929 году был арестован и осужден на 3 года концлагерей священник храма святого Георгия Победоносца в селе Кузовлево Сергей Лебедев. Через 3 года, только сроком на 5 лет, осудили другого сельского батюшку — Василия Погонина. Богослужения в Кузовлевском храме совершались до 1935 года приезжавшим из села Путятино отцом Иоанном. В советское время здание использовалось для хозяйственных нужд и пришло в аварийное состояние. Восстановление Георгиевского храма началось в 1989 году. Сегодня храм полностью восстановлен и является одним из лучших в районе.

До начала 19-го века село Митягино относилось к приходу Алексиевской церкви села Головинщино. В 1907 году, после многочисленных ходатайств жителей, была достроена своя деревянная церковь из соснового леса, с приходами во имя Преображения Господня, безсребреников Космы и Дамиана и святителя Алексия, Митрополита Московского. Закрытие Митягинского храма произошло в 1936 году после ареста священника Иоанна Чиликина и псаломщика Павла Благовестова. После войны здание разобрали на дрова. Следов от церкви не сохранилось, на ее месте теперь стоит газовая котельная.
На месте старой деревянной церкви в селе Свищевка в 2008 году построена часовня. Старая деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы простояла почти 2 века. В начале прошлого столетия свищевцы приступили к постройке каменного храма и довели его до сводов. Революция помешала закончить строительство, и в 1936 году, несмотря на отчаянное сопротивление жителей, здание разобрали, а кирпич вывезли на возведение больницы. Место, где должен был стоять каменный храм, в настоящее время отыскать уже невозможно.

В Орловке закрытие храма св. Иакова Алферова произошло в 1930-х гг., а после войны здание было разобрано для строительства клуба в селе Троекурово. Сейчас на месте храма возле старого кладбища на средства благотворителей воздвигнута каменная часовня. Ничего не осталось от красивых церквей в Грязновке, Племянникове, Старочемоданове, Колычах. Вымерли и села.

Каменная церковь святого Георгия Победоносца села Первомайского была закрыта в 1932 году после ареста священника Мирона Ледовских, приговоренного к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Храм использовался под зернохранилище, под спортзал. В 1990 году верующие обратились с просьбой вернуть им храм. Начались восстановительные работы, первое богослужение после долгого перерыва состоялось в январе 1991 года.

Троицкое. Прошение о разрешении на строительство в своей вотчине каменной церкви подал в 1775 году полковник Николай Салтыков. В конце 18-го века церковь Святой Троицы с приделами свв. Космы и Дамиана и св. Марии Египетской была построена. В 1864 г. с южной стороны колокольни была сделана пристройка для караулки, с северной – для кладовой. Через 10 лет священник Иоанн Сапфиров «с употреблением собственных средств» открыл в караулке приходское училище. В 1907 году церковь была основательно отремонтирована. Закрыли храм в 1930–х гг. и здание стали использовать для нужд колхоза. Была разобрана колокольня, а к алтарю пристроено безобразное складское помещение. В середине 2000-х гг. храм начали восстанавливать, сейчас в нем регулярно проходят богослужения.

Когда-то в селе Острый Камень находилась деревянная церковь, которая в 1887 году Императорской археологической комиссией была поставлена под охрану как памятник деревянного зодчества. К строительству каменного храма, того, который мы видим сегодня, приступили в самом конце 19 века и построили в 1903 году. Деревянный храм сохранялся до 1911 года, затем был отдан крестьянам деревни Хрущевка Данковского уезда. Никольская же церковь перестала действовать в 1930-х годах. В 1945 году жители села подали заявление об открытии храма. Учитывая то, что здание церкви на тот момент пустовало, а в районе не осталось ни одной действующей церкви, исполком Рязанского облсовета эту просьбу удовлетворил. Храм был открыт в апреле 1946 года и на долгие годы оставался единственным действующим в районе.
КСТАТИ
В поселке Лев Толстой закрытие Троицкого храма произошло 20 марта 1924 года. Решение о закрытии церкви принимали якобы жители поселка, но было сделано все, чтобы прихожане на это собрание попасть не смогли. В последующие годы в здании находилась школа. В 2000-м году оно было возвращено верующим.

—————————
В свое время были включены в список исторических памятников и поставлены под охрану государства церкви в селах Знаменское, Грязновка, Топки, Троицкое, но и это не спасло их от закрытия и разрушения.
* * *
В 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья произошло изъятие ценностей из всех православных храмов. Затем были арестованы и осуждены на несколько лет ссылки или расстреляны большинство священников нашего района.

13 разрушенных православных храмов из разных уголков России


Разрушенные храмы России.
В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Главным объектом гонений была Русская Православная церковь. В нашем обзоре фотографии 13 разрушенных храмов из разных уголков России.
В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Эти данные относятся к сохранившимся на 1987 год действующим храмам и монастырям. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.

1. Церковь Антипия Пергамского


Церковь Антипия Пергамского (Вологда).

Построена в конце XVIII — начале XIX веков при помощи купцов Рыбниковых вместо деревянной кладбищенской. В 1930 году церковь закрыли и начали использовалась под склад. Храм был возвращен верующим в 1999 году, но активные ремонтные работы пока не начались.

2. Церковь Архангела Михаила


Церковь Архангела Михаила. Село Гудаловка (Тульская область)

3. Введенская церковь


Введенская церковь в селе Пёт Пителинского района Рязанской области

Церковь была построена в 1910 году, а перестала действовать в 1930.

4. Храм Димитрия Солунского


Храм Димитрия Солунского в Можайском районе Московской области.

Храм Димитрия Солунского в деревне Шимоново Деревня Шимоново находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Кирпичная ротондальная церковь в стиле классицизма, повторяющая московский храм Космы и Дамиана на Маросейке, была возведена здесь в 1801-1805 годах. О судьбе самого села, равно как и о Храме в советское время практически ничего неизвестно. После событий 1917 года храм закрыт, колокольня – разобрана.
В постперестроечные годы село практически полностью обезлюдело. Храм находится в аварийном состоянии: алтарь (главный, Дмитриевский престол) разобран, утрачено внутреннее убранство, крыша трапезной обрушилась. Однако, если вглядеться, то в очертаниях руин действительно угадывается сходство с Московским Храмом на Маросейке.

5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Село Кузовка (Грязинский район, Липецкая обл.)

6. Церковь Рождества Божией Матери


Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны

Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны — каменная церковь в стиле эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества была построена здесь в конце XIX — начале XX вв. Невдалеке от нее, в южной стороне села, располагались усадьба (от которой осталась часть парка) и деревянная церковь XVIII в. В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили помещение по ремонту тракторов, позднее разрушили южную и северную стены. И по сей день она находится в разрушенном состоянии.

7. Никольская церковь


Никольская церковь в Лыткарино Московской области.

Никольская церковь в Лыткарино — древнейшая церковь в округе, возведенная в 1680-х годах. В настоящее время находится на территории усадьбы Петровское – также пустующей. За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Были утрачены внутренние интерьеры храма и разрушен шатер. В 1970-х годах началась его реставрация, которую доверили В.В. Кавельмахеру.
За прошедшие годы был восстановлен шатер, возобновлены наличники окон, а над входом возвели трехпролетную звонницу. Сама усадьба Петровское находится на высоком берегу Москва-реки. Сейчас от нее остались только цокольный и первый белокаменные этажи, над которыми надстроен в 1959 году второй кирпичный этаж, остатки парка и цепь прудов.

8. Заброшенный храм казанской иконы божией матери


Заброшенный храм казанской иконы божией матери .

Необычный величественный храм, строительство которого началось в 1780 году напротив усадебных ворот имения графа Чернышева. Каменный храм строился более 50 лет и был красивейшим образцом классицизма в архитектуре. Сегодняшнее состояние постройки — результат закрытия храма в 1962 году и использования его как подсобного помещения. Попасть сюда можно свободно, пока он окончательно не превратился в романтические руины

9. Церковь Рождества Христова


Церковь Рождества Христова в урочище Илкодино в Московской области.

Бывшее село Илколдино находилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый. Каменный храм в селе возвели в середине 19 века. Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма.
Закрыта церковь была в 1930х годах, в 1953 опустело и окружающее ее село: в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех его жителей вынудили переселиться в другие места. Сейчас месторасположение бывшего села угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев — тополям, черёмухе и кустам сирени, а церковь медленно, но неумолимо, продолжает разрушаться.

10. Церковь Покрова Божией Матери


Церковь Покрова Божией Матери.

Белокаменная одноглавая церковь с богатым декоративным убранством, построенная в 1762 году в стиле барокко. В конце 19 века к ней были пристроены кирпичная трапезная, придел и колокольня. В советское время храм закрыли. Священник Михаил Алексеевич Успенский был арестован и расстрелян – многие годы спустя, в 2000 году за ним было закреплено звание священномученика. Церковь была возвращена верующим в 1993 году, однако активный ее ремонт так и не был начат.

11. Никольская церковь в Лыткарино


Никольская церковь в Лыткарино (усадьба Петровское).

12. Храм Рождества Христова


Храм Рождества Христова.

Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино.

13. Церковь Спаса Нерукотворного Образа


Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Тверская область, август 2013.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в бывшем селе Сергино (села уже нет). Храм был построен в 1897 году, роспись иконостаса выполнил художник Шишкин. В советское время храм закрыт и разграблен.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: