Пузаков Алексей

Синодальный хор

Synodal Choir

Город Москва Год основания 1710 Тип

Один из старейших русских профессиональных хоров. Был создан в 1710 (по другим данным, в 1721) на базе мужского хора патриарших певчих дьяков (Москва). Основанный в конце 16 века, он славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров; наряду с пением в церкви выступал и на придворных празднествах.

Синодальный хор первоначально состоял из 44 певцов-мужчин, в 1767 были введены и детские голоса. В 1830 при Синодальном хоре было открыто Синодальное училище (см. Московское синодальное училище церковного пения), в котором стали обучаться малолетние певчие, принятые в состав хора. В 1874 училище возглавил регент Д. Г. Вигилев, много сделавший для музыкального развития певчих.

Переломным моментом в истории Синодального хора явился 1886, когда к руководству пришли хоровой дирижёр В. С. Орлов и его помощник А. Д. Кастальский. Директором Синодального училища в этот же период был С. В. Смоленский, при котором уровень подготовки юных певчих значительно повысился. Энергичная работа трёх видных музыкальных деятелей способствовала росту исполнительского мастерства хора. Если прежде деятельность Синодального хора ограничивалась рамками церковного пения, то теперь он стал принимать участие в светских концертах. Орлов и Кастальский приобщали молодых певцов к русской народно-песенной традиции, знакомили их с образцами знаменного распева, не тронутого позднейшей гармонической обработкой.

Уже на первых концертах, состоявшихся в 1890 под управлением Орлова, Синодальный хор показал себя замечательным исполнительским коллективом (в его составе к этому времени было 45 мальчиков и 25 мужчин). В репертуар Синодального хора входили произведения Палестрины, О. Лассо; он принимал участие в исполнении сочинений И. С. Баха (месса h-moll, «Страсти по Матфею»), В. А. Моцарта (Реквием), Л. Бетховена (финал 9-й симфонии), а также П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова.

Большое значение для художественного развития коллектива имело творческое общение с ним московских композиторов — С. И. Танеева, Вик. С. Калинникова, Ю. С. Сахновского, П. Г. Чеснокова, создававших многие свои произведения в расчёте на исполнение их Синодальным хором.

В 1895 хор выступил в Москве с циклом исторических концертов русской духовной музыки от В. П. Титова до Чайковского. В 1899 с большим успехом прошёл концерт Синодального хора в Вене. Пресса отмечала редкую слаженность ансамбля, красоту нежных детских голосов и мощную богатырскую звучность басов. В 1911 Синодальный хор под руководством H. M. Данилина гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом русской хоровой культуры. Восторженно отозвались о Синодальном хоре А. Тосканини и Л. Перози, руководитель Сикстинской капеллы в Риме.

В Синодальном хоре получили художественное воспитание известные советские хормейстеры М. Ю. Шорин, А. В. Преображенский, В. П. Степанов, А. С. Степанов, С. А. Шуйский. Синодальный хор существовал до 1919.

Московский Синодальный хор возродился весной 2009 года. Ныне хором руководит заслуженный артист России Алексей Пузаков. Помимо участия в торжественных богослужениях хор выступает с концертными программами, принимает участие в международных фестивалях.

Литература: Разумовский Д., Патриаршие певчие дьяки и поддьяки, в его кн.: Патриаршие певчие дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки, СПБ, 1895, Металлов В., Синодальные, бывшие патриаршие, певчие, «РМГ», 1898, No 10-12, 1901, No 17-18, 19-26; Локшин Д., Выдающиеся русские хоры и их дирижеры, М., 1953, 1963. Смотрите также литературу при статье Московское синодальное училище церковного пения.

Т. В. Попова

Алексей Александрович Пузаков родился в Москве в мае 1966 года. Детство и юность будущего церковного дирижера прошли на Тверском бульваре и около Патриарших прудов, где жили его родители Александр Федорович Пузаков и Маргарита Николаевна Богданова.

Алексей рос в обычной для 60-70-х годов семье добрых, скромных, образованных, но тогда еще далеких от веры русских людей и с детства, как и многие его сверстники, не был крещен. С первого по восьмой класс учился в известной в кругах московской творческой интеллигенции школе № 31 в Леонтьевском переулке (в те годы – улица Станиславского). Атмосфера школы и круг общения способствовали увлечениям, связанным с искусством театра, поэзией, литературой и музыкой. Однако специального музыкального образования Алексей не получил, не считая участия в десятилетнем возрасте в детском духовом оркестре и любви к любительскому пению и музицированию.

Семья часто проводила выходные, посещая музеи, концертные залы и памятники истории и культуры, к которым относились закрытые, а иногда отчасти действующие монастыри и храмы.

По рассказу Алексея, в его памяти осталось очень яркое впечатление от посещения в холодный зимний день Троице-Сергиевой лавры. Древние полутемные храмы, таинственные лики, иконы, мерцание разноцветных лампад – рождали в душе необъяснимое щемящее чувство причастности к неведомому и где-то в глубине подсознания родному горнему миру. По дороге в Лавру сильно разболелись зубы. Родители набрали святой воды в надкладезной часовне и дали попить – боль неожиданно прошла. Алексею было лет девять, и это осталось в памяти как нежданное благодеяние, нечаянная радость от доброго, но еще неведомого Бога.

В переходном возрасте пришло увлечение Достоевским. Любимой книгой стал роман «Братья Карамазовы», где нет однозначно положительных и отрицательных героев, но сам сюжет расставляет все по своим местам.

Действующих храмов в те годы в Москве было немного. В шестнадцатилетнем возрасте Алексей, увлеченный театром, неожиданно для себя попал на богослужение Страстной седмицы – чтение Двенадцати Евангелий в храм «Всех скорбящих Радости» на Большой Ордынке. Необыкновенная красота и глубина службы, приглушенный свет, тихое стройное пение знаменитого Матвеевского хора – все поразило и не позволило уйти из храма до окончания богослужения, хотя и было непонятным по букве. В душе утверждалось чувство возвращения в Отчий дом. Вся предыдущая жизнь показалась пустой и бессмысленной. На следующий день – в Великую пятницу Алексей пошел на вынос Плащаницы в ближайший храм Воскресения в Брюсовом переулке (тогда – улица Неждановой). Служил архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев) с длинной седой бородой и необыкновенно красивым лицом.

Потом была Пасха, Троица, праздник преподобного Сергия с многотысячным молебном на Лаврской площади, Успение Богородицы. 4 сентября 1982 года Алексей принял Крещение, началась новая жизнь. Эта жизнь проходила в почти ежедневных посещениях храмов – «Всех скорбящих Радости», где служил духовный отец, и ближайшего к дому храма Воскресения на улице Неждановой. Там произошла встреча с Григорием Алфеевым – будущим митрополитом Иларионом, которая стала очень важной в судьбе Алексея.

В престольный праздник Воскресения Словущего, когда в конце сентября на всенощной поются пасхальные песнопения, храм был переполнен людьми. В давке Алексей оказался вытолкнут на левый клирос, который располагался на приступке у западной стены четверика храма. «Ты что стоишь и молчишь – подпевай», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное пение стало делом жизни Алексея.

Главное влияние на формирование музыкального вкуса оказал хор Николая Васильевича Матвеева. Творчество этого мастера, основанное на традиции и репертуаре Московского Синодального хора, стало для Алексея Пузакова краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном служении.

В восемнадцатилетнем возрасте его приняли на работу в должности чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет по благословению почетного настоятеля Скорбященского храма архиепископа Киприана (Зернова), Алексей становится вторым после Матвеева регентом, управляя левым клиросом.

Далее был первый профессиональный церковный хор – архиерейский хор Виленской и Литовской епархии. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, Пузаков впервые принял участие в концерте духовной музыки в соборе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

Первым московским храмом, где Пузаков руководил правым хором, стала церковь Воскресения на Ваганьковском кладбище, там произошла знаменательная встреча с протоиереем Николаем Соколовым. Затем он был регентом правого хора Николо-Кузнецкого храма.

В 1994 году Алексей Пузаков при поддержке настоятеля храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова и сотрудников Третьяковской галереи основал церковно-государственный хор при этом прославленном музее. Богослужения перед великой святыней – чудотворной Владимирской иконой Богоматери, концерты, записи, гастроли наполняли духовную и творческую жизнь до 2008 года.

В 2006 году Алексей Пузаков был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России». Он также награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святителя Иннокентия Московского.

Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма «Всех скорбящих Радости» председателя ОВЦС епископа (ныне митрополита) Илариона Алфеева, началась работа по возрождению некогда знаменитого на всю Россию Московского Синодального хора. Алексей Пузаков возглавил новый коллектив, объединяющий 80 хористов и призванный стать ведущим профессиональным церковным хором России.

Концерт был посвящен 80-летию Папы Франциска и приурочен к престольному празднику русского храма великомученицы Екатерины в Риме; он подготовлен при поддержке Фонда Григория Богослова

На открытии прозвучала «Рождественская оратория» митрополита Илариона в исполнении Московского синодального хора

В программе концерта «Путь к Пасхе» – произведения П. Чеснокова, А. Архангельского, А. Львова, Н. Голованова, С. Рахманинова, А. Кастальского, Д. Бортнянского, Г. Свиридова, митрополита Илариона (Алфеева), протоиерея Николая Ведерникова. Музыка классиков русской духовной музыки и современных композиторов в сочетании с техническими возможностями зала перенесут слушателей в контекст переживаемых в эти дни христианами событий

Произведение для чтеца, солистов, хора и оркестра исполнил Московский синодальный хор под руководством А.А. Пузакова при участии Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под руководством В.И. Федосеева. Текст Евангелия читал митрополит Иларион

Художественные руководители форума – президент ММДМ, член Патриаршего совета по культуре В. Спиваков и председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион. В день открытия музыкального форума выступил Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России Алексея Пузакова

В исполнении Московского Синодального хора, детского хора Московской академии хорового искусства имени В.С. Попова и афинского оркестра Центра греческой музыки прозвучала «Рождественская оратория» митрополита Волоколамского Илариона

Во время пребывания на Словацкой земле митрополит Иларион встретился с вице-премьером Словакии Я. Фигелем, пообщался с местным духовенством, а также посетил Прешовский университет. Поездка состоялась при поддержке Фонда святителя Григория Богослова

Были исполнены как песнопения знаменного распева, так и произведения современников, в частности, митрополита Илариона (Алфеева). Концерт состоялся в рамках года России в Испании и Испании в России

Впервые в стенах этого храма была совершена архиерейская хиротония. Предстоятель Русской Церкви рукоположил архимандрита Гурия (Федорова) во епископа Арсеньевского и Дальнегорского. За Литургией пели Московский Синодальный хор (регент — А.А. Пузаков) и хор мальчиков и юношей хорового училища им. А.В. Свешникова (регент — Н.Н. Азаров). На богослужении присутствовали соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова В.С. Якунин, исполнительный директор Фонда Л.М. Севастьянов

Московский Синодальный хор и хор Московского Сретенского монастыря исполнили избранные песнопения Георгия Свиридова, после чего Синодальный хор впервые исполнил песнопения Божественной литургии современного композитора Антона Вискова

Богослужебные песнопения классического репертуара (П.Г. Чеснокова, А.Д. Кастальского) и современных авторов (митрополита Волоколамского Илариона, Арво Пярта и др.) прозвучали в исполнении Московского Синодального хора (Россия) и православного хора богословского факультета университета Йоэнсуу (Финляндия)

Концерт прошел в рамках Года русской культуры в Италии. В исполнении Московского Синодального хора под управлением Алексея Пузакова и Симфонического оркестра «Академия духовной музыки» (Италия, дирижер Диего Монтроне) прозвучали духовные сочинения русских и итальянских композиторов. Поездка делегации ОВЦС в Италию состоялась при финансовой и организационной поддержке Фонда Григория Богослова

Среди тех, кто входит в состав Попечительского совета — председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель храма свт. Николая при Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев, композитор Алексей Рыбников, ректор академии хорового искусства имени В.С. Попова Николай Азаров, ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов, руководитель Фонда социально-культурных инициатив Татьяна Шумова, генеральный директор благотворительного фонда Святителя Василия Великого Зураб Чавчавадзе

Мероприятия организованы Благотворительным фондом имени святителя Григория Богослова и издательским домом «En Plo» при поддержке Афинской Архиепископии, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и Посольства России в Греции

Раз в год — в день кончины великого композитора или в один из ближайших к нему дней — это произведение исполняется в храме на Ордынке. Богослужение возглавил митрополит Волоколамский Иларион

Выступление Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга (руководитель – Владислав Чернушенко) и Московского Синодального хора (руководитель – Алексей Пузаков) стало частью программы Великопостных концертов, которые проходят этой весной в северной столице

Они выступят в программе «Исторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России» 12 марта в Исаакиевском соборе. Оба коллектива имеют древнюю историю, уникальные исполнительские традиции, богатую хоровую литературу и оказали мощное влияние на историю русской музыки и русского хорового мастерства

Спустя 100 лет после создания «Литургия» С.В. Рахманинова остается, по сути, неизвестным произведением, требующим своего нового открытия, осмысления и нового исполнительского опыта

«Литургия» – наиболее значимое из духовных произведений Чайковского. Композитор признавался, что созданное им сочинение – попытка возвратить русской церковной музыке самобытность, насильно от нее отторгнутую

Это событие стало частью Дней русской духовной культуры на Балканах. Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия)

Московский синодальный хор

Художественный руководитель и главный дирижёр

Алексей Александрович Пузаков родился в Москве в мае 1966 года. Детство и юность будущего церковного дирижера прошли на Тверском бульваре и около Патриарших прудов, где жили его родители Александр Федорович Пузаков и Маргарита Николаевна Богданова.

Алексей рос в обычной для 60-70-х годов семье добрых, скромных, образованных, но тогда еще далеких от веры русских людей и с детства, как и многие его сверстники, не был крещен. С первого по восьмой класс учился в известной в кругах московской творческой интеллигенции школе № 31 в Леонтьевском переулке (в те годы – улица Станиславского). Атмосфера школы и круг общения способствовали увлечениям, связанным с искусством театра, поэзией, литературой и музыкой. Однако специального музыкального образования Алексей не получил, не считая участия в десятилетнем возрасте в детском духовом оркестре и любви к любительскому пению и музицированию.

Семья часто проводила выходные, посещая музеи, концертные залы и памятники истории и культуры, к которым относились закрытые, а иногда отчасти действующие монастыри и храмы.

По рассказу Алексея, в его памяти осталось очень яркое впечатление от посещения в холодный зимний день Троице-Сергиевой лавры. Древние полутемные храмы, таинственные лики, иконы, мерцание разноцветных лампад – рождали в душе необъяснимое щемящее чувство причастности к неведомому и где-то в глубине подсознания родному горнему миру. По дороге в Лавру сильно разболелись зубы. Родители набрали святой воды в надкладезной часовне и дали попить – боль неожиданно прошла. Алексею было лет девять, и это осталось в памяти как нежданное благодеяние, нечаянная радость от доброго, но еще неведомого Бога.

В переходном возрасте пришло увлечение Достоевским. Любимой книгой стал роман «Братья Карамазовы», где нет однозначно положительных и отрицательных героев, но сам сюжет расставляет все по своим местам.

Действующих храмов в те годы в Москве было немного. В шестнадцатилетнем возрасте Алексей, увлеченный театром, неожиданно для себя попал на богослужение Страстной седмицы с чтением Двенадцати Евангелий в храм иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Необыкновенная красота и глубина службы, приглушенный свет, тихое стройное пение знаменитого Матвеевского хора – все поразило и не позволило уйти из храма до окончания богослужения, хотя и было непонятным по букве. В душе утверждалось чувство возвращения в Отчий дом. Вся предыдущая жизнь показалась пустой и бессмысленной. На следующий день – в Великую пятницу Алексей пошел на вынос Плащаницы в ближайший храм Воскресения в Брюсовом переулке (тогда – улица Неждановой). Служил архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев) с длинной седой бородой и необыкновенно красивым лицом.

Потом была Пасха, Троица, праздник преподобного Сергия с многотысячным молебном на Лаврской площади, Успение Богородицы. 4 сентября 1982 года Алексей принял Крещение, началась новая жизнь. Эта жизнь проходила в почти ежедневных посещениях храмов – иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», где служил духовный отец, и ближайшего к дому храма Воскресения на улице Неждановой. Там произошла встреча с Григорием Алфеевым – будущим митрополитом Иларионом, которая стала очень важной в судьбе Алексея.

В престольный праздник Воскресения Словущего, когда в конце сентября на всенощной поются пасхальные песнопения, храм был переполнен людьми. В давке Алексей оказался вытолкнут на левый клирос, который располагался на приступке у западной стены четверика храма. «Ты что стоишь и молчишь – подпевай», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное пение стало делом жизни Алексея.

Главное влияние на формирование музыкального вкуса оказал хор нашего храма под управлением Николая Васильевича Матвеева. Творчество этого мастера, основанное на традиции и репертуаре Московского Синодального хора, стало для Алексея Пузакова краеугольным камнем и ориентиром в его дальнейшем церковно-музыкальном служении.

В восемнадцатилетнем возрасте его приняли на работу в должности чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет по благословению почетного настоятеля Скорбященского храма архиепископа Киприана (Зернова), Алексей становится вторым после Матвеева регентом, управляя левым клиросом.

Далее был первый профессиональный церковный хор – архиерейский хор Виленской и Литовской епархии. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, Пузаков впервые принял участие в концерте духовной музыки в соборе Свято-Духова монастыря в Вильнюсе.

Первым московским храмом, где Пузаков руководил правым хором, стала церковь Воскресения на Ваганьковском кладбище, там произошла знаменательная встреча с протоиереем Николаем Соколовым. Затем он был регентом правого хора Николо-Кузнецкого храма.

В 1994 году Алексей Пузаков при поддержке настоятеля храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова и сотрудников Третьяковской галереи основал церковно-государственный хор при этом прославленном музее. Богослужения перед великой святыней – чудотворной Владимирской иконой Богоматери, концерты, записи, гастроли наполняли духовную и творческую жизнь до 2008 года.

В 2006 году Алексей Пузаков был удостоен почетного звания «Заслуженный артист России». Он также награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святителя Иннокентия Московского.

Весной 2009 года, с назначением настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополита Илариона (Алфеева), началась работа по возрождению некогда знаменитого на всю Россию Московского Синодального хора. Алексей Пузаков возглавил новый коллектив, объединяющий 80 хористов и призванный стать ведущим профессиональным церковным хором России.

«Петь с чувством предстояния перед Богом». Беседа с руководителем Московского Cинодального хора Алексеем Пузаковым

Молитвенное пение в храме, как и фрески, и иконы – важнейшая составляющая богослужения. Поэтому так много сил Церковь прилагает, чтобы возродить богатейшую певческую традицию, которая была прервана в момент своего наивысшего расцвета. Тогда, перед революцией, в Московском Синодальном училище и существующем при нем хоре были собраны лучшие церковные исследователи, регенты, певцы и композиторы.

Выдающиеся композиторы, такие, как Сергей Рахманинов, Александр Кастальский и многие другие писали свои сочинения специально для Синодального хора.

Но и в наши дни церковное творчество не останавливается в развитии, — оно не может быть подобно бережно сохраняемому музейному экспонату. Сейчас наступил благоприятный момент для возрождения на новом этапе Московского Синодального хора. Молитвенно желаю хору быть достойным продолжателем накопленных веками традиций, свидетельствуя о возрождении нашей Святой Церкви и нашего возлюбленного отечества.

3 января 2010 года в Успенском соборе Кремля, Святейший Патриарх Кирилл благословил возродить Московский Синодальный хор на базе церковного коллектива при храме Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Наше главное предназначение – продолжать традиции русского богослужебного пения.

Митрополит Волоколамский Иларион

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА началась работа
по возрождению Московского Синодального хора.

Синодальный хор, был одним из старейших профессиональных хоров в России. До 1589 года он был хором киевских, затем владимирских и московских митрополитов. В XV веке кафедра русских митрополитов была перенесена из Владимира в Москву и основным местом службы митрополичьих певчих дьяков стал Успенский собор Московского Кремля. При учреждении в России патриаршества (1589 г.) хор переименовали в Патриарший. Наряду с хором Государевых Певчих дьяков, Патриаршие певчие дьяки участвовали как в торжественных богослужениях, так и в важнейших государственных церемониях. С упразднением патриаршества и учреждением Синода в 1721 году Патриаршие певчие дьяки были переименованы в Синодальный хор, который продолжал петь за службами в Успенском соборе.

Первоначально в состав хора Патриарших певчих дьяков входили только певцы-мужчины. В XVII веке Патриарший хор одним из первых освоил пришедшую с запада линейную нотацию и партесное пение (то есть «пение по партиям» многоголосных партитур), в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты), партии которых сегодня исполняют женские голоса.