Псково печерском монастыре

Псково-Печерский монастырь — история, адрес, как добраться и официальный сайт

Фото Псково-Печорского монастыря

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – это один из самых крупных в России мужских монастырей, имеющий многовековую историю. Занимая важные позиции у западных рубежей государства, Псково-Печерский монастырь имел стратегическое значение для обороны русских земель. В трудные времена обитель также служила укрытием для мирных жителей.

Адрес и телефон

  • Адрес обители: 181500, Россия, Псковская область, город Печоры, ул. Международная, 5
  • Телефон – (83149) 2-63-60 или 2-18-60.

Как добраться до Псково-Печерского монастыря

Обитель расположена в 340 км к юго-западу от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.

Чтобы добраться до обители, удобнее всего доехать до города Пскова, затем с автовокзала, расположенного в 200 метрах от ж/д вокзала, ехать автобусом №207 или маршрутным такси до города Печоры.

Из истории

Согласно древнему преданию, недалеко от Пскова, в пещере жили выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в эти земли из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена отшельников неизвестны, сохранилось лишь имя одного из них — преподобного Марка. Однако, обитель на этом месте была основана значительно позже, после смерти инока.

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма города Юрьева (ныне город Тарту), который устроил в песчаном холме у ручья Каменца церковь Успения Пресвятой Богородицы. Датой основания храма считается 1473 год, когда построенная церковь была освящена.

Вскоре владелец земли, на которой находились пещеры, подарил подвижнику этот участок для основания обители. Так, у западных границ Руси, в 20 километрах от Ливонской крепости Нейгаузен, появился знаменитый Псково-Печерский монастырь.

В 1510 году, когда Иона уже умер, Псковские земли, а вместе с ними и монастырь, перешли в состав Московского государства. С этого времени начинается новый этап существования обители.

Укрепление монастыря

Обитель находилась на границе между Россией и Ливонией и не раз подвергалась нападению со стороны немцев, шведов и поляков. Учитывая такое важное стратегическое значение, Московские власти усиливают обитель крепостными стенами.

Самые крупные работы по укреплению крепости были выполнены при Иване Грозном, в 1552-1565 годах. В этот же период над Святыми воротами при участии Павла Заболотного (в иночестве Пафнутий) была возведена Никольская церковь с колокольней.

Крепостные стены и башни Псково-Печерского монастыря построены из местного известняка, причем башни имеют различную форму и размер.

Земля, на которой размещается обитель, неровная и по ней протекает ручей. Сооружение стен велось с учетом этих природных факторов — две башни крепости стоят над ручьями, протекающими через специально установленные решетки.

В 1570 году в обители произошли кровавые события. Иван Грозный у Святых ворот убил настоятеля игумена Корнилия и одного из его учеников – Вассиана Муромцева.

По преданию, Иван IV заподозрил игумена в связях с боярской оппозицией, по другой версии, в своих сочинениях Корнилий осуждал жестокость царя. В связи с трагическими событиями дорога, ведущая в обитель, получила название «Кровавый путь», поскольку она была залита кровью, когда иноки несли убитого игумена от Святых ворот до пещеры, в которой его похоронили.

В обители постоянно находился военный гарнизон, также, в случае опасности, здесь могли укрыться местные жители.

Монастырь во время войны с королем Стефаном Баторием

В 1581 году во время войны с польским королем Стефаном Баторием крепость обстреливалась из пушек, которые пробили одну из ее стен. Русские воины перешли в атаку и отбили врага.

Баторий вновь направил свой отряд на крепость и приказал не возвращаться без победы. На этот раз враги разрушили крепостную стену с двух сторон и пытались взять крепость штурмом, но снова потерпели неудачу. В итоге, воины Стефана Батория так и не взяли монастырскую крепость.

В последующие годы на крепость нападали шведы, польские отряды и снова шведы. Лишь один только раз враг смог ворваться в крепость: это произошло ночью, а уже утром неприятель вынужден был покинуть укрепление.

Летопись также свидетельствует о героической обороне защитников крепости против отрядов пана Лисовского и гетмана литовского Яна Ходкевича.

Оборона во время Северной войны

К началу XVIII века крепость была усилена земляными валами и бастионами, причем, один из бастионов заложил сам Петр Первый. Кроме того, были выполнены земляные насыпи и рвы. На земляных бастионах было установлено новое орудие.

Шведы нападали на Псково-Печерский монастырь в 1701, а затем в 1703 году, но благодаря хорошему укреплению, все вражеские походы были отражены, причем, неприятель понес значительные потери.

В 1709 году русские воины под предводительством Петра Первого одержали победу под Полтавой и опасность для обители уменьшилась.

Некоторое время крепость еще продолжает играть роль важного форпоста у западных границ Российского государства, но после заключения в 1721 году Ништадтского мира Псково-Печерский монастырь начинает утрачивать военное значение и остается лишь важным религиозным центром на северо-западе страны.

Псково-Печерский монастырь — памятники

Среди сохранившихся памятников можно отметить следующие:

  • Церковь Николы Вратаря со звонницей 1565 года
  • Михайловский собор, расположенный на высоком месте, построен в классическом стиле в 1827 году. Это крупнейшее здание, купол которого виден еще на подъезде к обители
  • К востоку от Успенской церкви в 1523 году построена двухъярусная звонница с 17-ю колоколами
  • Благовещенская церковь, построенная преподобным Корнилием в 1540 году, в 1870 году к ней была пристроена Сретенская церковь
  • Ризница XVII века, трехъярусная постройка имеет праздничный нарядный вид: ее стены окрашены в красный цвет, а наличники окон и пояски белые.
  • Успенский пещерный собор — главный и древнейший соборный храм, освященный 15(28) августа 1473 года, в день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Уцелели каменные крепостные стены с девятью мощными башнями:

  • Тайловская
  • Башня Верхних решеток, выделяющаяся стройными пропорциями и высотой почти 25 метров. Всего она имеет шесть боевых ярусов, а другие башни — по четыре-пять ярусов
  • Тарарыгина башня, разрушенная шведами в 1615 году, была восстановлена уже в несколько измененном виде
  • Изборская башня интересна тем, что ее ворота защищены устройствами, подобными захабам некоторых крепостей Северо-Западной Руси (захабы – это длинный коридор, защищавший крепостные ворота)
  • Благовещенская
  • Башня Нижних решеток
  • Никольская воротная башня построена рядом с Никольской церковью, возведенной во времена игумена Корнилия
  • Проездная Петровская башня была построена уже после Смуты, в 30-х годах XVII столетия, тогда пришлось переделать ближайший к ней участок крепостных стен
  • Тюремная башня.

На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I.

Псково-Печерский монастырь – официальный сайт

ПЕЧОРСКИЙ БЛАГОЧИННИЧЕСКИЙ ОКРУГ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.
В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).
Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.
В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).
Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).
Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих.
Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Псково-печерский монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нем пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми Богом зданными (т. е. созданными) пещерами.
По дороге к монастырю мы прошли мимо деревянного храма святой великомученицы Варвары, построена в 1779 году. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.
За Варваринской — каменная церковь Сорока мучеников Севастийских.
01. Панорама Соборной площади

Здесь же, у этой церкви, расположен памятник Корнилию Псково-Печерскому.
Корнилий Псково-Печерский (Корнилий Псковский; 1501, Псков — 1570) — игумен Псково-Печерского монастыря (1529—1570). Канонизирован православной церковью в лике преподобномучеников.
Православная церковь, причислившая Корнилия к лику преподобномучеников, и некоторые ученые считают, что он был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Согласно третьей Псковской летописи Корнилий в 1570 году во главе псковского духовенства встретил Ивана Грозного во время его приезда в Псков и служил молебен в Троицком соборе. После этого, встречая царя уже в своём монастыре, он был убит (Иван Грозный заподозрил его в измене).
02

03. Петровская башня. Это вход в монастырь.

Последняя по времени строительства монастырская башня — надвратная Петровская (1699 г.), создавалась как новый главный вход в монастырь. Название свое она получила в честь Петра I. Башня изящная, с крытой галереей в верхней части и с многоярусным завершием в стиле барокко. В башне устроена церковь Корнилия.
04

05
06
07. Проходим через Святые врата под Петровской башней и попадаем на внутренний двор.
08
09. Здесь церковь Николы Вратаря (1565 г.). Церковь примыкает к Никольской башне.
При Никольском храме устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию.
Справа вход в Никольскую церковь, слева — проход в монастырь.
10. На каждом храме в монастыре укреплены таблички, где указано название и год постройки.
11. Входим в часовню на первом этаже. Через неё пролегает путь в нижнюю, главную часть монастыря.
12. Дорога носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.
13. Спускаемся по широкой дороге всё ниже и ниже.
14. И перед нами постепенно разворачивается сказочная, сказочная по красоте картина.
Успенский Пещерный храм — главный и древнейший соборный храм монастыря. Это так называемый пещерный храм. Мы видим только фасад, сам храм скрыт, он простирается далеко в горе. На крыше храма — пять ярко нарядных куполов. Это визитная карточка обители, таких индивидуальных куполов больше нигде не встретишь, хотя говорят, что они похожи на киевские.

Между Успенскою церковью и колокольней, — которая, надо сказать, в Печерах необычна: звонят в колокола, стоя на земле, опираясь ногой в специальную педаль, от которой тянутся веревки к колоколам — находится вход в пещеры. Вход имеет вид комнаты, в которой, почивают мощи первооснователей монастыря. От входа тремя лучами расходятся «улицы мертвых». Вот уже на протяжении четырех столетий в пещерах погребают, потрудившихся в обители монахов и его благодетелей. Первая улица полукругом вправо от входа до конца простирается на 55 метров, а остальные шесть имеют длину от 40 до 8 метров. Ширина каждой улицы от 1 до 4,5 метров. В глубоких пещерах штабелями сложенные древние гробы. Замечательно, что здесь никогда не бывает тяжелого запаха, несмотря на то, что некоторые гробы в стенах пещер едва прикрыты. Я нашел в сети разные оценки количества захоронений: от десяти до двацати тысяч. Новые захоронения отмечены табличками на стенах, останки подвижников покоятся внутри стен. Среди них славные старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся здесь в ХХ столетии. Сколько людского горя приняли на себя старцы, сколько добрых советов получили от них люди и ушли утешенными и понесли вековечную мудрость, сохраненную в веках, в народную толщу — из уст в уста, от отцов к детям и внукам. И сейчас в Псково-Печерской обители подвизаются богоносные старцы, известные на всю страну — архимандрит Иоанн и архимандрит Адриан.15.
16. Если оглянуться назад, наверх, то увидим церковь Николы Вратаря не вершине
17. Коляска императрицы Анны Иоанновны (1732 г).
18. Лестница к Михайловскому собору. Там мы тоже побываем в конце нашего путешествия. Лестницу освещают очень красивые фонари.
19. Купол Михайловского собора. Он наверху, на вершине, потом и туда поднимемся, но сначала осмотрим монастырь внизу. Здесь есть чем полюбоваться.
20. Еще одни купол, но это мы уже спустились вниз к храмам монастыря на Успенскую площадь.
Мостик над ручьем Каменец ведет к дому настоятеля. 21
Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов.
22
23
Первые сведения о святом колодце появились в описании монастыря в начале XVII века, в котором сообщалось, что в обители издавна существует святой колодец, обустроенный и покрытый в виде часовни. Вода же в этом колодце «Благодатию Пречистой Богородицы и молитвами преподобных отцов начальников – Марка, Ионы и Корнилия – идет из земли свята; и берут её на всю монастырскую потребу». На этом колодце неоднократно в году совершается тожественно освящение воды. Вода эта употребляется многими как благодатное врачевание от глазной и других болезней. Благодатная помощь от святой воды, по вере употребляющих её, не оскудевает и в наши дни.

(Составлено по описания монастыря 1602 – 1603 гг. и в 1893 г.) 24
25
26. Братский корпус построенный в стиле классицизма с колоннами — утопает в зелени и цветах.
Дом настоятеля Псково-Печерского монастыря — окрашен в зеленый цвет. Мостик над ручьем Каменец к дому настоятеля, построен по проекту Алипия. 1883 г. 27
Здесь же взору посетителям монастыря предстает Большая звонница, насчитывающая семь пролетов (6+1)… Помимо того, что сама звонница достаточно уникальна (такие сооружения можно пересчитать по пальцам), но и каждый из ее колоколов имеет свою судьбу и продолжительную историю, обладая при этом неповторимым звоном…28
На стене звонницы нарисован ангел с протянутой вверх рукой. На что он указывает рукой? Правильно, на часы. А в другой руке он держит свиток, где написано.
Взирай с прилежанием, человече, Како век твой проходит И смерть недалече. Готовся на всяк час, рыдай со слезами, яко смерть тя похитит с твоими делами. Ангел твой хранитель тебе извествует, краткость жизни твоей показует. Придите люди в Вере просвященные Грядите во святый Храм, кроткую смиренную молитву прилежно к Богу воссылайте. (из жития Св.Димитрия Ростовского)29
Первые башенные часы рядом со звонницей были установлены еще в XVI веке. В настоящее время работает часовой механизм производства XVII века. В прошлом веке они дважды ремонтировались реставратором Ю. Завариным. После второй реставрации был восстановлен секундный круг со стрелкой, имеющей 80 делений, что свойственно некоторым часам XVII века.
Старцы очень бережно и благоговейно относились ко времени и монастырским часам. Схиархимандрит Александр (Васильев) был Благочинным монастыря более двадцати лет. Он говорил ответственному за часы монаху Варлааму (Смирнову): — Заводи часы ежедневно, следи за точностью хода, потому что вся жизнь монастыря распределена по часам. Старец Симеон (Желнин), ныне преподобный Псково-Печерский, незадолго перед своей кончиной обратился к келейным часам: — Благодарю вас, часики, за то, что я никогда не опаздывал к церковному Богослужению… Жизнь в распорядке дня по Монастырскому Уставу — самое плодотворное использование времени для насельников обители… Башенные часы напоминают всем слова апостола, что нужно жить «…дорожа временем, потому что дни лукавы»30
31
32
33
34
Один храм переходит в другой, они расположены рядом. Успенский собор, затем звонница, а она в свою очередь переходит в ризницу (красного цвета на переднем плане), а за ней белый — Сретенский храм. Слева к нему примыкает церковь во имя Благовещения Богоматери (Благовещенский храм), которая была построена при участии уже известного нам Корнилия.
Согласно летописным источникам, строителем Ризницы был игумен Корнилий, который являлся бывшим настоятелем Псково-Печерского монастыря, работающего там с 1539 по 1570 годы, в период особо значимой деятельности которого при монастыре проходило бурное развитие церковного строительства.

36
37
В Ризнице находится на хранении большое множество предметов, относящихся к церковной утвари, причем многие из них стали интересными образцами прикладного русского искусства 16-19 столетий. К отдельным произведениям прикладного искусства относятся вклады, которые тесно связаны с именами знаменитых исторических личностей, например, Борис Годунов, Иван Грозный, царь Федор Иоаннович, Анна Иоанновна, Петр Первый и многие другие. Именно в этом месте хранились серебряные и золотые кресты, богато украшенные самоцветами и крупным дорогим жемчугом, Евангелия, оформленные в драгоценных окладах, серебряные и золотые сосуды, митры, чеканной работы кадила, парчовые ризы и другие интересные вещи, которые отличались высоким классом художественной работы. Все эти ценные предметы были вывезены немецкими захватчиками во времена Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, после чего возвращены при помощи правительства ФРГ в город Печоры в 1973 году.

38
Две белки на поляне играют в догонялки.
39
40
Неподалеку от главного Успенского храма, ближе к восточной части, расположена церковь, освященная во имя Благовещения Богоматери. Церковь была устроена преподобным Корнилием на том месте, где ранее стоял храм во имя Сорока мучеников Севастийских, который вскоре был разобран и перенесен за монастырский забор. Освящение храма состоялось 15 октября 1541 года.
41
42
От Ризницы взят образец наличников окон северного фасада храма – они побелены белым цветом и таким же цветом оставлена горизонтальная тяга между первым этажом и цоколем.
43
У Лазаревскаого храма.
44
Ворота и фреска на стене Лазаревского храма.
45
46
47
48
49
50
51
52. Сад перед домом настоятеля огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.
Часовня с артезианским колодцем. Это часовня над Живоносным источником, о ней я упоминал выше, когда рассказывал о корнильевском колодце, который расположен поблизости. 1880-е г.
Ротонда — многоугольная одноярусная центрическая построена в стиле эклектики. В нишах на фасаде помещены иконы.
53
54
55
56
57
58. Окна братского корпуса.
59
60. Мы поднялись наверх. Вид на Михайловский храм.
От нижней части монастыря наверх ведет крутая лестница, поднявшись по ней, мы попадаем на площадку пред самым большим собором Псково-Печерского монастыря — во имя Архангела Михаила. Храм был построен в ХIХ веке в память о воинах, защищавших Псковский край и святую обитель от врагов во время Отечественной войны 1812 года.

62. В сквере за Михайловским собором.
63. Вид на Михайловский собор.
Еще раз парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса. На этот раз мы смотрим на нее сверху.
64
65. На верхней площадке у крепостной стены. Часовня в честь иконы Божией Матери «Умиление Псково-Печерское».
66.Особенностью Михайловского собора является наличие выхода на наружную сторону крепости, он словно соединяет город с монастырем.
67. Стены и башни монастыря.
68. Здесь проходил крепостной ров. На старых фотографиях видно, что он заполнен водой.
69
В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название).
70
71. Купол сторожевой башни со шпилем. При большом увеличении можно разглядеть, что на проволочках — железные птицы.
72. Ветер поднимает опавшую листву в аллее. Сильный ветер поднялся, сейчас дождь начнется.
73. Иконы на стене портика Михайловского собора.

Псково-Печерский монастырь в Печорах

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположился в 50 километрах западнее Пскова, буквально в нескольких километрах от границы с Эстонией. В августе 2003 г. монастырю исполнилось 530 лет. Это один из самых почитаемых монастырей на Руси и единственный, не закрывшийся в советские годы. В самое тяжелое для Церкви время монастырь находился на территории Эстонии, по договору 1922 года, вплоть до 1940 -го, чем и спасся. Очень интересно про историю и жизнь обители рассказывает Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей замечательной книге «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ». «Одной из удивительных особенностей Псково-Печерского монастыря являются святые пещеры. С них шестьсот лет назад и началась обитель. Подземные лабиринты тянутся под церквями, кельями, садами, полями на многие километры. Здесь когда-то и поселились первые монахи. Под землей они соорудили храмы, здесь же, по древнему библейскому обычаю, хоронили в песчаных нишах почивших братий. Лишь позже, когда число иноков увеличилось, монастырь принялся обустраиваться и на поверхности.» Пещеры Псково-Печерского монастыря – уникальное место упокоения святых. Предположительно в этих местах захоронено около десяти тысяч человек. На протяжении года в пещерах температура не поднимается выше +5 ° С.

Одним из егуменов монастыря был Иоанн Крестьянкин, почитаемый по многих странах старец.

На территории есть источник, где можно набрать воды.

Помолиться и спросить мудрого совета в монастырь приезжали все властители государства Росссийского, от Иоанна Грозного до Владимира Путина.

от г. Пскова с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры. В Печорах есть гостиница.