Псалом 22 1

Псалом 22

Псалом 22. Текст молитвы

Псалом Давида

1 Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:
2 Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
3 подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость <Твоя> да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Толкование на Псалом 22

  1. «Господь пастырь мой» — пишет Царь Давид, воздавая Богу благодарность за защиту от греха, покровительство, обозначая то, что он согласен следовать за Богом. Это — пример величайшего доверия.
  2. «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» — «Злачные пажити»- луга, на которых пасутся стада, богатые питательной и вкусной травой. «Воды тихие» — неиссякаемые источники. Бурные реки часто пересыхают, а тихие воды вечны.
  3. «подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» — человек не может достичь святости исключительно своими усилиями. Бог же Совершенен, без Его подкрепления и помощи человек не справится с силами, которые тащат его душу в ад. Поэтому псалмопевец благодарен Господу, не оставляющему его на этом трудном пути, направляющим на стези правды, ведущие в рай.
  4. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» — Жезлом и посохом пастух охраняет свое стадо. У Господа в этом псалме образ Пастыря, он укрывает человека, конечно, посох и жезл — лишь образы. Господь не нуждается в них, чтобы охранить человека, свое творение.
  5. «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» — на востоке голову умащивали елеем в знак великой радости, благодарности, которую человек испытывает к своему Небесному Отцу.

Почему плясал царь Давид? – Клайв Льюис (+Аудио)

История написания

Царь Давид, автор Псалма 22 — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема), и это — удивительная личность в мировой истории. Даже, если отбросить библейскую историю, мы не знаем авторов Псалмов, как литературных произведений, равных ему. Царь Давид дал Иерусалиму настолько мощную духовную основу, что он стал религиозным центром, фактически это изменило ход мировой истории. Талант Царя Давида был не только политическим. Его псалмы стали частью христианской жизни, без них невозможно представить богослужения. Речь идет не только об их глубоком христианском содержании, но и о безусловном литературном таланте, с которым они написаны. Мы видим Божественный дар, которым не обладал ни один из современников царя Давида.

Царь Давид стал родоначальником гимнографической традиции Церкви. Пусть не каждый псалом Псалтири — его авторства, но именно царь Давид открыл эту традицию. На его произведениях выросла и построилась вся гимнография Церкви. Эта форма разговора с Богом, выражения благодарности и любви сохранилась до сих пор, остается образцом и классикой.

Избранность царя Давида отмечена и тем, что Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7, 14–16).

Псалмы Царя Давида в большинстве своем — выражение счастья, радости, восторга перед величием Творца. Он ликует и славит Господа. Псалмы написаны словно для того, чтобы мы не забывали, кому обязаны своим бытием, существованием на земле и с благодарностью принимали все, что нам выпадет перенести.

Псалом 22

Псалом мог быть написан по одному поводу с псалмом IV, т. е. во время бегства от Авессалома из Иерусалима, когда Сови, Махиром и Верзеллием ввиду войск Авессалома было принесено пропитание для Давида и его спутников (см. Пс.22_5 ст., ср. Пс. 4:8). Есть здесь косвенный намек, что Давид чувствует некоторую вину пред Господом (Пс.22_3). А мы указывали, что в большинстве псалмов происхождения из времени гонений Авессалома или прямо, или косвенно выражается Давидом сознание своей виновности пред Богом.

Господь мой пастырь, покоящий меня и оберегающий даже в долине смертной (1–4). Он пред врагами приготовил мне трапезу, оказал милость, которая да охраняет меня во все дни моей жизни (5–6).

Пс.22:1. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

«Господь – пастырь мой» – основная мысль псалма, подробно раскрытая во всем его содержании. Как пастырь, Господь охраняет и питает Давида.

Пс.22:2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

«Злачные пажити» – луга, поросшие богатой травой, на которые пастухи выгоняют свои стада. «Воды тихие», покойные, не бурно текущие, образовывающиеся от сильных дождей, которые потом быстро же и высыхают, а источники не пересыхающие, всегда текущие и доставляющие воду.

Пс.22:3. подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

«Подкрепляет душу» – своим попечением о Давиде Господь подкрепляет его, «душу мою» – гебраизм – «меня». – «Направляет меня на стези правды» – разными фактами из жизни или откровениями своей воли через пророков указывает, в случае уклонений, истинный путь жизни. Так, напр., было после преступления с Вирсавией, которое обличил пророк Нафан. – «Ради имени Своего» – выражение, часто повторяемое в псалмах и вообще в Библии. Оно означает, что Господь, Который свят и не имеет в себе никакого недостатка, требует и от своих рабов – людей нравственной чистоты, почему и «направляет… на стези правды», чтобы человек, как раб и сын Бога, своим недостоинством не унижал своего Господина и Отца Бога.

Пс.22:4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.

«Долина смертной тени» – долина, полная опасностей для жизни от возможных нападений врагов. Это та долина, где он находился в данное время, полная опасностей от близости врагов. Давид верит, что Господь спасет его от смертных опасностей. – «Жезл и Твой посох» – орудия, которыми пастухи защищают свои стада от хищных зверей. Господь оберегает меня своей силой, как пастух овец посохом.

Пс.22:5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

«Умастил елеем голову», благодаря посланной помощи я испытываю радостное настроение, внешним знаком чего на Востоке являлось умащение елеем головы.