Пророк енох

Восходили ли Енох и Илия на небо?

Пророк Илия В ночной беседе с Никодимом Спаситель говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13). В этой фразе многие противники Христовы усматривают противоречие словам Писания, ведь в Ветхом Завете повествуется, как Илия вознесся на небо и Еноха Бог забрал к Себе. Но давайте попробуем разобраться с этим вопросом, используя ключ к Писанию – Предание отцов Церкви.

Енох

Рассмотрим вначале повествование о Енохе. Апостол Иуда говорит, что Енох был седьмым от Адама (см.: Иуд. 1: 14). В Библии есть две фразы, повествующие об окончании его земной жизни: в Ветхом Завете сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5: 24); о Енохе также говорит апостол Павел: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» (Евр. 11: 5). В обеих фразах нет ни слова о небе. Сказано лишь, что Енох был переселен, но разве переселение должно обязательно быть на небо? Енох был перемещен в некое место, но это не то место, куда взошел Христос. Святитель Григорий Палама говорит: «Еноха переместил Бог; следовательно – переместил его на небо? – Прочь, такая мысль! – Потому что, как говорит Евангелие, “никтоже взыде на небо, токмо Сшедый с небесе”». Столь же апофатично об участи Еноха высказывается и святитель Феофилакт Болгарский: «Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет – мы знаем, но где или как – неизвестно, так как в Писании не сказано об этом». Поэтому и говорить, что слова Христа противоречат жизнеописанию этого праведника, нет ни малейшего основания.

Особого внимания заслуживает еще один аспект в анализе текстов Ветхого и Нового Заветов. Спаситель говорит о Себе как об активном участнике восхождения на небо, а Енох пассивно участвует в переселении. Подчеркнем, что Спаситель Сам взошел на небеса, Еноха же переселил Бог и не на небо, а в некое место.

Что случилось с другим ветхозаветным праведником, который, как и Енох, пока что не вкусил смерти? Куда же вознесся пророк Илия?

Пророк Илия

Вопрос о вознесении Илии более сложный и более интересный. Что мы знаем о пророке Илии и его восшествии на небо? В Синодальном переводе Библии говорится: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Казалось бы, вот явное противоречие словам Христа, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Но неужели Спаситель не знал этой истории с Илией? Неужели ее не знал апостол Иоанн, приводящий слова Христа? Почему же знаток закона и пророков Никодим тут же не опроверг Спасителя повествованием о вознесении Илии? Вероятно, потому, что во времена Спасителя в 4-й книге царств не говорилось о вознесении пророка Илии на небо.

Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.

Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо:

«И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо» (4 Цар. 2: 11).

Единственное отличие от Масоретского текста в частице «яко», однако смысл от этого меняется кардинально. Илия был взят не на небо, но как бы на небо, то есть был поднят в воздух. Как понимали данное место Писания святые отцы?

Святитель Иоанн Златоуст: «Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь».

Святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот “аки на небо” (4 Цар. 2: 11), а Иисус прямо на небо».

Святитель Фотий: «И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо” (4 Цар. 2: 11). Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся».

Евфимий Зигабен, цитируя блаженного Феодорита Киррского, говорит: «Повелевается им (ангелам) отворить вечные врата, как никогда для природы человеческой не отворявшиеся. Ибо из людей не прошел их никто. Хотя великий Илия и вознесся, но не на небо, а – как бы на небо».

Преподобный Максим Грек: «Также и Илия взят был не на небо, но яко на небо».

Гимнографические произведения также говорят об относительном вознесении пророка:

Так, Преп Андрей Критский воспевает: «Колесничник Илия колесницею добродетелей вшед, яко на небеса, ношашеся превыше иногда от земных: сего убо, душе моя, восход помышляй».

Преп. Роман Сладкопевец, замечает, что, прор. Илия хоть и был вознесен, но не сподобился войти в рай: «Илия же, седяй на огненней колеснице взыде, яко на небо, якоже пишется, но не достиже небесе».

Из приведенных цитат следует, что пророк Илия был взят не на небо. Но куда? И где он находится сейчас? Пророк был поднят на воздух («яко на небо»), однако это небо не одно и то же с небом духовным, раем. Весьма апофатично об этом размышляет преп. Симеон Новый Богослов: «Илия был взят на огненной колеснице и прежде него Енох, не на Небеса, а в некое другое место, хотя и не сам по себе, однако же был преложен». Более катафатичный образ даёт Святитель Григорий Двоеслов. Он описывает место пребывания пророка Илии так: «Илия был восхищен на небо, но на воздушное, которое отлично от эфирного… так что он был отведен в сокровенную область земную, где должен обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти».

Пророк Илия вознесся «яко на небо» не собственной силой, но на огненной колеснице, при помощи ангелов, как писал святитель Фотий. Так в вознесении Илии проявилась его человеческая природа и человеческая немощь, он не мог сам взойти на небо и был вознесен ангелами. Христос, возносясь, показал Свою Божественную природу и всемогущество. Святитель Григорий Двоеслов говорит: «Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, яко человек, не мог быть без внешних пособий. Это пособие сделали ему ангелы, когда он восходил на воздушное небо; ибо он сам собою не мог вознестись и туда, потому что естественная слабость не позволяла ему отделиться от земли; между тем как Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Творец Своею Божественною силою вознесся на небо, потому что Он возвратился туда, откуда сошел; вошел туда, где от века имел пребывание: ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землею». Следовательно, Спаситель, Сын Человеческий, вознесся Сам на небо, как и обещал, а Илия был поднят в воздух и помещен в сокровенную область земную.

Если Илия был взят «яко на небо», то что же за небо, на которое взошел Спаситель? Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, Сын Божий «делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего» и, обожив человеческую природу, «восходит туда, где был прежде как Бог». Сын Божий, вторая Ипостась Святой Троицы, восприняв человеческую природу, возносит ее в «лоно Отца», или, как говорится в Евангелии, одесную Бога (см.: Мк. 16: 19). Туда, куда ни один из людей, ни даже ангелы, не могут взойти, туда, где только Дух проницает глубины Божии.

Вывод

Итак, мы коснулись таинственного сокрытия Богом двух ветхозаветных праведников. Пророк Илия и Енох были перемещены в некое сокровенное земное место, в котором и ожидают дня апокалипсиса. Пророки не восходили на небо, в этом не встречается разногласия со словами Христа, произнесенными в ночной беседе с Никодимом: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3: 13).

Почему Бог забрал Еноха и Илию на небеса до смерти?

Вопрос: Почему Бог забрал Еноха и Илию на небеса до смерти?
Ответ: Согласно Библии, Енох и Илия являются двумя единственными людьми, которых Бог забрал на небеса до смерти. В Бытие 5:24 сказано: «…и не стало его , потому что Бог взял его». В 4 Царств 2:11 написано: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо». О Енохе говорится следующее: «Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом» (Бытие 5:23-24). Илия, вероятно, был самым могущественным из Господних пророков в Ветхом Завете. Есть также пророчества о его возвращении (Малахии 4:5-6).
Почему Бог забрал Еноха и Илию? В Библии нет конкретного ответа. Кое-кто предполагает, что они были забраны для подготовки к роли в последнее время, вероятно, как двух свидетелей из книги Откровение 11:3-12. Это возможно, но Писание об этом четко не говорит. Вероятно, Господь желал освободить Еноха и Илию от смерти за их особую верность в служении и повиновении Ему. В любом случае, у Бога есть Свои цели, и, хотя мы не всегда понимаем их, мы знаем, что «непорочен путь Его» (Псалом 17:31).

Воскресение святых пророков Еноха и Илии

Во многих местах Священного Писания находятся указания на то, что во время царствования антихриста будут посланы в мир Енох и Илия Фесвитянин. О пришествии Илии и Еноха святой Иоанн Дамаскин говорит так: «Тогда будут посланы Енох и Илия Фесвитянин. И обратят они сердца отцов к детям, т. е. еврейскую синагогу к Господу нашему Иисусу Христу, и будут убиты антихристом» (Книга 4, гл. 27).

Все старания антихриста выдать себя за истинного Мессию встретят неожиданное и чудесное противодействие в лице двух ветхозаветных пророков-обвинителей, которые, по воле Божией, не познав смерти, были взяты живыми на небо до времени и которые должны явиться на земле перед концом мира, чтобы исполнить свою миссию и принять смерть. Имена этих святых пророков — Енох и Илия. Их пошлет Господь в Иерусалим, чтобы в эти последние земные дни дать людям последнее и чудесное предупреждение против охватывающего их обмана. Они три с половиной года будут беспрепятственно обличать ложь антихриста, т. е. на протяжении всего второго периода, когда он будет готовиться к захвату мировой власти

. Не расставаясь с личиной кротости и доброжела­тельства даже к своим противникам, антихрист в это время не сможет помешать обличительным речам пророков и применить по отношению к ним какое-либо насилие. Дух лукавый об этом прекрасно осведомлен, поэтому он пытается уже сейчас делать все возможное, чтобы человечество не приняло двух пророков, не поверило им. Для примера можно привести действия Кривоногова и Цвигун (лидеры «Белого Братства»), которые выдавали себя за Илию и Еноха. Когда же придут настоящие пророки, духовно ослепленный народ — на свою погибель — только махнет рукой: «Э-э, такие уже приходили и не раз!»

Напрасно некоторые стараются это чудесное явление Еноха и Илии истолковать иносказательно. Священное Писание и Предание Церкви определенно говорит о действительном приходе их на землю за семь лет до конца мира, об их обличительной проповеди, об их мучительной смерти, о их воскресении и восхищении на небо.

В Апокалипсисе мы читаем: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их, и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.

Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их; и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякой язвой, когда только захотят. И когда кончат они свидетельствовать свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их и убьет их. И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов, и колен, и языков, и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиной, и не позволят положить трупы их во гробы.

И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу; потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиной вошел в них дух жизни от Бога; и они оба стали на ноги свои, и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала» (11, 3—13).

В книге пророка Захарии читаем: Что значат, те две маслины… Что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото… И сказал он: это два, помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.

О том же. что под двумя маслинами пророк Захария разумеет двух пророков — Илию и Еноха — сообщает нам святой Андрей Кесарийский, ссылаясь на то, что и в Апокалипсисе они также называются двумя маслинами.

В книге пророка Малахии один из свидетелей прямо называется по имени: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением Дня Господня, великого и страшного.

Святые отцы: Ефрем Сирин («Слово на пришествие Господне») и Иоанн Дамаскин («Точное изложение Православной веры») определенно указывают, что в лице двух свидетелей, долженствующих явиться перед кончиной мира, следует разуметь святых пророков Илию и Еноха.

Предание Церкви, выраженное в наших богослужебных книгах, также говорит о буквальном понимании предсказания слова Божия о явлении Илии и Еноха перед концом мира, не давая никаких оснований для иносказательного толкования.

В Синаксаре, читаемом в Неделю мясопустную, говорится: «Прежде же седмих лет, якоже глаголет Даниил, приидет Енох и Илия, проповедаюше людям не приймати его (антихриста): сей же есмъ их умучит, таже и главы их отсечет» (Триодь Постная).

В службе святому пророку Илии, в стихире на «Господи, воззвах», поется: «Илие Фесвитянине, нетленна тя сотвориши, еже не видети смерти, дондеже убо проповеси всяческим кончину»; в тропаре пророк Илия именуется «вторым Предтечей пришествия Христова», также и в седальне по полиелее — «пророче и Предтече пришествия Христова, Илие великоимените».

В Четьи-Минеи (20 июля) мы читаем: «Святой Пророк Божий Илия, огненной колесницей с плотию взят был, жив есть даже и сейчас, в плоти виден был во время Преображения Господня на Фаворе тремя Апостолами и снова бу­дет виден плотскими смертными человеки перед Вторым Господним на землю Пришествием. Избежав прежде от меча Иезавелина, пострадает в то время от меча антихристова, и не только как пророк, но как мученик большой славы сподобится от праведного Мздовоздаятеля Бога».

В Прологе на тот же день говорится: «Сей Илия и Второму Пришествию Христову с Енохом прийти имать, к обличению нечестия антихристова и утешению верных».

Из вышеприведенных священных слов можно уяснить себе, что а) Илия и Енох будут одеты во вретише; б) будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней; в) облекутся властью — заключать небо для бездождия, обращать воду в кровь и посылать на землю всякие болезни; г) через тысячу двести шестьдесят дней, т. е. по окончании своего служения, вступят в борьбу с антихристом и, как побежденные, будут им убиты; д) тела их без погребения будут лежать в Иерусалиме на улице три дня с половиной; е) после сих дней на глазах у всех воскреснут и на облаках вознесутся на небо; и ж) сделается землетрясение, от которого разрушится десятая часть города.

Но, несмотря на все божественные предостережения, большинство людей по свойству своего плотского разума не только не увидит всей фальши во внешнем поведении антихриста, но, напротив, будет им восторгаться и прославлять. «Когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы антихриста, все возымеют одну мысль… провозгласить его царем, говоря друг другу: найдется ли еще человек столько добрый и правдивый» (Святой Ефрем Сирин).

Впечатления от актерского поведения антихриста, являющего себя всюду божественным посланником, истинным Мессией, будут столь сильными, что даже, несмотря на грозные обличения его пророками Илией и Енохом, его прежде всех провозгласит своим царем народ иудейский.

Прот. Б. Молчанов «Антихрист»