Проповеди о причастии

Вечеря Господня

Необходимо, чтобы всякий верующий составил себе вполне ясное представление о цели и значении Вечери Господней. Он этого может достичь, изучив описание последней тремя евангелистами и то, что о ней говорит апостол Павел в 1 Кор. 11 гл.

Матфей — 26, 26 — 28:

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, идите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Марк — 14, 22 — 26:

Лука — 22, 19 — 20:

«И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается».

Апостол Павел — 1 Кор. И, 23 — 26:

«Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет».

По словам евангелиста Луки и апостола Павла, Вечеря Господня является Вечерею воспоминания о Господе, причем апостол Павел называет ее возвещением смерти Господней. Но это воспоминание и это возвещение не заключается только в произнесении слов, всегда выражающих известную мысль, но главным образом, в совершении действия, а именно: во вкушении хлеба и в питии из чаши. В Евангелии ясно говорится: «приимите», «едите», «пейте», «сие творите».

Здесь речь идет, конечно, не о возвещении исторического факта смерти Христовой вообще, но о возвещении неизмеримой спасительной силы этой смерти. Смерть Христа, принесение в жертву Его тела и крови, то есть Его жизни, согласно всем вышеприведенным новозаветным повествованиям, является жертвою за нас, смертью ради нас. Тело было принесено в жертву за нас, кровь пролилась за нас.

Возникает вопрос: почему жертвой за нас могла явиться только драгоценная жизнь Иисуса Христа?

Смысл ветхозаветных жертв, особенно пасхального агнца, может дать нам на это определенный ответ.

Пасха Господня была праздником избавления от суда Божия (Исх. 12, 12 — 13; Ис. 31, 5), праздником спасения от губителя, не касавшегося домов тех израильтян, которые заклали непорочного агнца и его кровью помазали оба косяка и перекладину своих дверей (Исх. 12, |7). Израильтяне могли воздавать хвалу пощадившему их милосердию Божию. Принесение в жертву прообразного агнца и кропление его кровью домов, предохраняли верующих израильтян от судов Божиих. Сохраненные Богом верующие израильтяне должны были в первый день созвать «священное собрание» (Исх. 12, 16). Праздник продолжался затем семь дней, то есть целую неделю. И во все эго время израильтяне не должны были держать что-либо квасное в своих домах (удаление квасного — прообраз очищения и отделения от нечистого). Нарушение этого предписания наказывалось смертью (Исх. 12, 15). Пасха являлась для Израиля днем «памятным», праздником Господу (Исх. 12, 14).

С того времени придается особенно важное значение крови агнца и жертвенных животных вообще в богослужении, установленном Самим Богом для Израиля, которого Он сделал Своим избранным народом и с которым вступил в торжественный завет. При празднично обставленном заключении завета, описанном в книге Исход (24 глава), половиной жертвенной крови был окроплен жертвенник. Затем, по прочтении народу Моисеем книги завета, народ также был окроплен кровью, при словах: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24, 8). Далее Бог повелел Моисею, Аарону, Надаву, Авиуду и семидесяти старейшинам израилевым взойти на гору, и они «видели Бога израилева». «Под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов израилевых. Они видели Бога, и ели, и пили» (Исх. 24, 9 — 11).

Здесь мы видим смертных и грешных людей очищенными и освященными жертвенной кровью, что дало им возможность предстать пред лицо Бога Святого и не умереть. Они ели и пили в присутствии Его. Так проявилось на них действие крови завета. И когда впоследствии священник входил в священные покои скинии собрания или когда однажды в год первосвященник входил во святое святых, всегда употреблялась снова примирявшая с Богом и очищавшая жертвенная кровь (Евр. 9, 6 — 12). «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9, 22).

Итак, собираясь, как верующие, вокруг Трапезы Господней, чтобы с особенным благоговением вспоминать и возвещать смерть Господню, мы это делаем с исполненными благодарения сердцами. Мы вновь и вновь свидетельствуем тот факт, что мы примирены с Богом через смерть Сына Его, что благодаря этой, Им раз навсегда принесенной жертве, получили прощение грехов. Ничто не отделяет нас от Бога: вина наша прощена, совесть очищена, общение сделано доступным, наследие даровано. Все это получили мы на основании совершенного на кресте искупительного дела. Мы предопределены послужить в похвалу славы благодати Его, «которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов» (Еф. 1, 6 — 7; сравните Матф. 26, 28).

Если таково значение Вечери Господней, то и цель и смысл ее заключается также в воспоминании Самого Господа, ее установившего словами: «Сие творите в Мое воспоминание». Он за нас умер и Он жив. Ему дана вся власть на небе и на земле. Он также снова придет во славе. Этого дня Его возвращения ждут Его избранные, жаждущие увидеть Его, «как Он есть» (I Иоанн. 3, 2), и всегда быть с Ним (I Фес. 4, 17). Это живое упование уже теперь наполняет ликованием сердца верующих. Они обрели всю полноту благодати от Бога, жертвою Христа даровавшего им чудное положение, так что они радостно могут восклицать: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римл. 8, 31 — 32). Поэтому всякий раз, когда верующие собираются, чтобы особенно вспомнить Господа и Им. Самим установленным способом возвестить Его смерть, сердца их полны хвалы и благодарности, полны небесного благоговения и радости.

Уже в евангельских повествованиях о первой Вечере Господней мы встречаем выражение «возблагодарить» или «восхвалить». Знаменательно то, что в первые времена христианства Вечеря Господня часто называлась «восхвалением», «вознесением хвалы». Вознесение хвалы и благодарения за искупление составляло, как видим мы, главную суть этого духовного торжества. Вечеря Господня признавалась, прежде всего, собранием хвалы и благодарения.

Конечно, Вечеря Господня возвещает нам еще и другие истины. Она свидетельствует о фактах общения верующих с Господом и общения их друг с другом. Вкушение Трапезы Господней показывает соучастие наше в ней Самого Господа, смерть Которого есть и смерть наша и жизнь Которого есть и жизнь наша. Вкушением хлеба и вина в Трапезе Господней мы символически свидетельствуем о нашем участии в смерти и воскресении Господа, умершего, но и воскресшего. Собираясь на Трапезу Господню, верующие свидетельствуют также и о своем общении друг с другом: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (I Кор. 10, 17).

Отсюда, между прочим, древнее греческое слово «коинонина», обозначавшее «общение», по-латински «коммунио».

Многим верующим особенно трудно отказаться от перешедшей из так называемых исторических церквей, а отчасти присущей и многим протестантам, мысли о так называемом «пресуществлении», или «претворении» видимого хлеба и вина в тело и кровь Христа («таинство евхаристии»). По учению западной и восточной церквей хлеб и вино фактически, при произношении на литургии известных слов и молитвы, становятся истинным телом и истинной кровью Христа.

Лютер отрицал зависимость «пресуществления» от тех или иных священнодействий служителя алтаря (священника), но все-таки в своем учении о Вечере Господней он еще не мог вполне освободиться от твердо установившегося взгляда западной, католической, церкви. Лютер также утверждал, что вкушающий хлеб и пьющий вино Вечери Господней, под видом хлеба и вина, вкушает тело и кровь Господа.

Великий реформатор, между прочим, обосновал свою мысль словами: «Сие есть тело Мое». Он утверждал, что слово «есть» не значит «представляет» или «изображает». Но почему же нет? — спросим мы. Именно такие образные выражения особенно часто встречаются в Священном Писании.

Другой известный реформатор Кальвин не отрицает благодатного воздействия жизненных сил Христовых, но он опровергает лишь то, что это воздействие тесно связано с вкушением именно хлеба и вина. Только личною, живою верою получает душа то, что они — хлеб и вино — собою прообразно изображают. Силы исходят не от них, но непосредственно от Христа распятого, через Духа Святого, и поэтому только для человека верующего. Действительно, нигде в Священном Писании не говорится, что с вкушением хлеба и вина связано дарование Богом особенных благодатных сил, как для души, так и для самого тела.

Мы не будем здесь рассматривать разницу, которая имеется по этому вопросу в учениях лютеран, последователей Цвингли и Кальвина, обычно ведущую к бесплодным и бесконечным спорам.

Мы не упоминаем о словах Христа, записанных апостолом Иоанном (6, 51 — 58), так как в этом случае Христос говорит не о Вечере, а о Самом Себе, с чем вполне согласен и Лютер. Усвоение жизненосных сил Христа умершего, воскресшего и прославленного необходимо для всякого верующего (Иоан. 6, 53 — 54). Но это совершается через веру (Иоан. 6, 40 и 47 — 50). Если бы это совершалось через участие в Вечере Господней, то всякий, в ней не участвовавший, был бы обречен на гибель (Иоанн. 6, 53). Сам Господь предупреждает «ас, что мы не должны понимать эти слова в буквальном, внешнем смысле. «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан. 6, 63). В шестой главе Евангелия от Иоанна Господь говорит не о Вечере Господней, но о духовном восприятии, усвоении жизни Его, всех заслуг и духовных благ, с Ним связанных. Конечно, можно установить известное отношение этого описания евангелиста Иоанна к Вечере Господней в том смысле, что и вкушение хлеба и питие из чаши есть также прообразное изображение через веру совершающегося духовного усвоения нами сил Господа воскресшего, явленных в смерти и жизни Его.

Следует дать себе отчет в том, что Писание совершенно не приписывает хлебу и вину каких-либо особенных сил, якобы приобретаемых ими при совершении Вечери Господней. Великое благословение, однако, получает участвующий в ней верующий, если он находится в правильном отношении к Богу и людям. Другими словами, если он имеет живое упование на своего Искупителя, любовь ко всем святым, твердую, непоколебимую надежду на возвращение Господа и горячую благодарность от всего сердца. Этого особенного благословения лишает себя тот, кто не выполняет установленных Господом священных актов — крещения и Вечери Господней преломления хлеба). Благословение это, однако же, не заключается ни в воде, ни в хлебе, ни в вине, но всецело в радостном послушании верующего Самому Господу.

Полностью читать в PDF формате — Журнал «Братский вестник» 1947, № 3

Чтение на каждый день Великого Поста

Суббота первой седмицы Великого Поста

Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше:
каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Отцом и Духом обитает.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.

Таинство причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы.

Песнопения 1-й седмицы Великого поста

Тело Христово приимите. Источника безсмертного вкусите.

Причастен

Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, Живущего Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.
«Благодаря причащению Святых Таин, Владыка, да освящусь душой и телом, да просвещусь, да спасусь, да буду Твоим домом, в котором живешь Ты, многомилостивый Благодетель, со Отцом и Духом».

Из последования ко Святому Причащению

Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех, благодарю Тя о всех, яже ми еси подал благих, и о причащении пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю убо Тя, Блаже и Человеколюбче: сохрани мя под кровом Твоим, и в сени крилу Твоею; и даруй ми чистою совестию, даже до последняго моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты бо еси хлеб животный, источник святыни, Податель благих, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Сыном и Святым Духом, ныне и присно и вот веки веков. Аминь.

Молитва святителя Василия Великого

О Святом Причащении

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.

Ин. 6:56

Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

Православный катихизис

О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам.

Иннокентий, архиепископ Херсонский

Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом.

Святитель Иоанн Златоуст

Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, Тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», – сказал Он.

Святитель Иоанн Златоуст

Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией (благодарением) потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог.

Иеремия, патриарх Константинопольский

Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде.

Преподобный Исихий

По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего».

Преподобный Никодим Святогорец

После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение.

Святитель Тихон Задонский

О Святом Причащении

Возлюбленные о Христе братья! Ныне раздается в сердцах ваших утешительный глас воплотившегося Бога Слова: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного таинства; каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы – Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его (1 Кор. 6, 19-20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия.
Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению? Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей – и Он пребудет в вас. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности. Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

О Таинстве Причащения

Все цитаты взяты из книги «Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского». Собранные вместе они дают развернутую картину, отражающую пастырско-богословский опыт Владыки.

Можно заметить, что живое экклесиологическое и сотериологическое осознание Евхаристии часто идет в разрез со сложившейся практикой: редкое приобщение, уход после пасхальной Заутрени до причастия (что по мысли Владыки обессмысливает не только сам праздник Пасхи, но и весь подготовительный Великий пост (см.19)), сведение причащения до индивидуальных, часто бытовых нужд (здоровье, благополучие и т. п.). Последнему св. Иоанн противопоставляет бескомпромиссно высокое предназначение причащения: оно не только освящает (см. 3), укрепляет (см.4), преображает человека (см. 7), но открывает ему лицезрение славы Христа (см. 11), через Которого приобщает его ко всей полноте Божества (см. 6). В причастии святых Тайн, которые вводят верующих в вечную жизнь (см.16) и являются залогом их будущего общения со Христом (см. 10), реализуется также (и на этом не раз останавливается св. Иоанн) Церковь, как новое неотмирное собрание ее членов объединенных в «великое Тело Христово» (см. 12, 14). Владыка Иоанн также настаивает, что достойно причащается тот, кто на полученный дар отвечает своим устремлением ко Господу (см. 17), вплоть до самоотречения (см. 8).

Цитаты собраны из различных проповедей (ни одна из которых не посвящена специально Таинству причащения) и для удобства снабжены заголовками.

1. Таинство Причащения установлено Господом на Тайной вечери.

В то же время в Тело и Кровь Христовы прелагаются хлеб и вино за Божественной литургией и верные причащаются их. Так установил Сам Христос, причастивший Своих апостолов за Тайной вечерей со словами «приимите, ядите: сие есть тело Мое; пиите от нея вси, сия бо есть кровь Моя новаго завета» (Матф 26, 26-28).

2. Причастие – литургическое воспоминание Тайной вечери.

В Великий четверг совершает Господь Тайную Вечерю и литургия того дня особенно ярко напоминает о том, что, причащаясь Святых Тайн с благоговением, мы с апостолами вкушаем Тела и Крови Христовых, а причащающиеся недостойно уподобляются Иуде. Но каждый пусть стремится причаститься, искренно каясь в грехах своих, и получить милость от Господа.

3. Причастие освящает человека.

Для полного освящения человека, тело раба Господня должно соединиться с Телом Христовым и то совершается в таинстве Святого причащения.

4. Причастие – источник умиления и духовной теплоты.

Уже теперь дает Христос ощутить радость и сладость Его Благости. Укрепляет наши души и тело Божественными Своими Таинствами… Наполняет иногда нас невыразимым умилением и теплотой духовной после благоговейного причащения святых Его Тайн.

5. Причастие – начало рая на земле.

Начало ада уже здесь на земле. Также и рай начинается в душе человека уже в земной жизни. Здесь уже бывают касания Божественного в день Светлого воскресения, и когда достойно причащаемся.

6. Причастие приобщает ко всей полноте Божества и к вечной жизни.

Соединяясь с Воскресшим Господом и через Него со всей Присносущей Троицей, человек почерпает от Нее силу для вечной жизни и сам становится безсмертным.

7. Через причастие и содействие собственной доброй воли человек становится новым творением.

Освящается и общается с Богом не только душа, но и тело человека в причащении Тела и Крови Христовых, через Которого соединяется со всей Святой Троицей. Благодатью Божией, при участии собственной воли и усилия, человек становится новой тварью, участником вечного Царствия Божиего.

8. Достойно причащающийся и готовый послужить Господу делается орудием Божественной воли.

Причащающиеся же с благоговением, любовью и готовностью принести себя на служение Ему, тесно соединяются с Ним и становятся орудием Его Божественной воли.

9. Причастие – победа над грехом и смертью.

Причащение Тела и Крови Христовых есть принятие в себя Воскресшего Христа, победителя смерти, дарующего тем, кто с Ним, победу над грехом и смертью.

10. Причастие – предначатие вечной жизни.

Сохраняя в себе благодатный дар Причастия, мы имеем залог и предначатие вечной блаженной жизни души и тела.

11. Причастие – источник вечной радости и лицезрения славы Воскресшего Христа.

Соединившийся духом и телом со Христом в сей жизни, духом и телом будет с Ним и в грядущей жизни. Благодатные струи Животворящих Тайн Тела и Крови Христовых являются источником нашей вечной радости в общении с Воскресшим Христом и лицезрении Его Славы.

12. Через причастие верующий делается членом великого Тела Христова (т.е. Церкви).

Принятые нами истинное Тело и истинная Кровь Христовы становятся частью великого Тела Христова.

* * *

Мы причащаемся Тела и Крови Христовых (в святых Тайнах), чтобы самим быть членами Тела Христова (Церкви).

* * *

Божественная Евхаристия, приношение безкровной жертвы и причащения ее, освящает и укрепляет ее участников, делает вкушающих Тело и Кровь Христовы истинными членами Тела Его Церкви.

13. Спасение людей через сроднение с Божественной жизнью Тела Христова – есть цель Церкви.

Все части Вселенской Церкви имеют одну общую цель – проповедь Слова Божия, подготовку людей к тому, чтобы они становились способными быть членами Тела Христова и, ставши таковыми, все более и более, все искреннее и крепче сроднились с Божественной Спасительной жизнью Тела Христова, ибо в том и есть спасение людей.

14. Но также и сама Церковь — есть евхаристическое единство верующих.

По православному пониманию Церковь составляют не только иерархи и священнослужители, но и весь верующий православный народ. Эта их совокупность и единство, приобщающееся в Святых Таинствах Христу, и есть Церковь, Тело Христово.

15. Для чего необходимо постоянно причащаться.

Христианин через покаяние, очищается, соединяется теснейше со Христом в причащении святых Тайн, но потом опять оседает на него пыль греха и отдаляет от Христа и Церкви, почему снова нужны покаяние и причащение.

Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого, духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или же стремительное, глубокое падение в бездну греха. Посему необходимо для каждого причащение святых Тела и Крови Христовых, укрепляющее наше общение с Ним и орошающее живительными струями Благодати Святого Духа, текущими по Телу Церкви. Насколько важно причащение святых Тайн показывает житие преподобного Онуфрия Великого, которому, как и другим пребывавшим в той пустыни отшельникам, ангелы приносили святое Причастие; преподобной Марии Египетской, конечным желанием которой, после многих лет пустынной жизни, было принятие святых Тайн; преподобного Савватия Соловецкого и множества других. Не напрасно ведь изрек Господь: «Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6, 53).

16. Частота причастия – залог общения со Христом в грядущем Царствии.

Чем больше человек находится под действием благодати причащения и теснее соединился со Христом, тем больше он будет наслаждаться общением со Христом и в грядущем Его Царствии.

17. Приобщаясь Тела Христова, устремимся к Нему духовно.

Церковь Христова есть Тело Христово, Сам Он возглавляет ее и Божественным Своим Телом и Кровию питает верующих, питает чад Своей Церкви, так что мы едино со Христом и телесно должны быть, и духовно. Мы телом соединяемся со Христом через Божественное Причащение, должны душевно примкнуть и сразу следовать Его заповедям.

* * *

Конечно, для единения со Христом недостаточно только соединение нашего тела с Телом Христовым. Вкушение Тела Христова бывает благотворно, когда духом устремляемся к Нему и соединяемся с Ним. Принятие Тела Христова, при отвращении от Него духом, подобно прикосновению ко Христу тех, кто Его били, и заушали и распинали Его. Прикосновение их к Нему послужило им не во спасение и исцеление, а в осуждение.

18. О причащении в грядущем Царстве.

В грядущем Царстве Христовом не будет уже нужды в причащении Тела и Крови Христовых, ибо все удостоившиеся будут в теснейшем общении с Ним и наслаждаться превечным светом Живоначальной Троицы, испытывая блаженство невыразимое языком и непостижимое нашим слабым умом. Посему после причащения святых Христовых Тайн за литургией, в алтаре возносится всегда молитва, поемая в пасхальные дни: «О, Пасха велия и священнейшая Христе! О! Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».

19. О причащении на Пасху.

Какой же драгоценнейший дар Божий получаем мы тогда, что является завершением нашего постного подвига? О том говорит нам уже первое песнопение, начинающее ежедневное пение стихир поста: «И подается нам в снедь Агнец Божий, во священней и светоносней нощи воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства».

Приобщение Тела и Крови Воскресшего Христа, в жизнь вечную, вот что является целью святой Четыредесятницы. Приобщаются не только на Пасху. Наоборот, на Пасху должно приобщаться тем, кто говел, исповедался и причастился во время Великого поста. Перед самой Пасхой нет возможности хорошо, во всем, исповедаться, время и священники заняты службами Страстными. Подготовляться к тому нужно заранее.

Всякое причащение Христовых Тайн есть соединение с Самим Христом и для нас спасительно. Почему же такое значение придается причащение в ночь Святой Пасхи и к тому мы все призываемся? Особенно тогда дается нам ощутить Царство Христово. Особенно мы тогда озаряемся Вечным Светом и укрепляемся для восхождения духовного.

То незаменимый дар Христов, несравнимое благо. Пусть никто сам не лишается сей радости и вместо причащения в Пасхальную ночь не торопится вкусить мясные и прочие снеди. Приобщение тогда Святых Тайн подготавливает нас к трапезе в вечном Царствии Божием.

* * *

Снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения. Мы о том молимся еще лишь начиная готовиться к посту и затем неоднократно в течение Великого поста: чтобы Господь сподобил нас приобщиться в нощь Святой Пасхи. Особенно действует тогда благодать Божия на сердца людей. Мы приобщаемся тогда Христа Воскресшего, делаемся участниками Его Воскресения.

Конечно надо поговеть раньше и уже причастившись Великим постом, снова причаститься Святых Тайн. Пред Пасхальной литургией нет времени подробно исповедоваться, это нужно сделать раньше. А в светоносную ночь, получив общее разрешение, приступать к Божественному Агнцу, залогу нашего Воскресения. Пусть никто не уходит из Церкви преждевременно, торопясь вкусить мяса животных, вместо того, чтобы вкусить Пречистых Тела и Крови Христовых.

* * *

Главное в Светлый день Пасхи — наше общение со Христом Воскресшим, что особенно проявляется в причащении в Светлую Службу, о чем неоднократно возносим моления в службах Великого поста. Уход с Пасхальной службы до окончания литургии есть грех или непонимание церковной службы.

Подборка цитат, заголовки – протоиерей Леонид Грилихес.

Свт. Иоанн Златоуст.
«Время приобщения определяется не праздником или торжеством, но чистою совестью и безукоризненною жизнью. Как человеку, не сознающему за собой ничего худого, можно приобщаться каждый день, так напротив погрязшему во грехах и не раскаявшемуся не безопасно приступать к этой трапезе и в праздник. «…» Посему увещеваю всех вас приступать к божественным таинствам не по поводу праздника только; но если вы пожелаете приобщиться этого святого приношения, то за несколько дней должны очищать себя покаянием, молитвою, милостынею и занятием духовными предметами, и не возвращаться назад, как пёс на свою блевотину (2 Петр. 2:22)».
( Творения, том 1, кн. 2, М.,- 1991г., с.554)
«Кого нам одобрить? Тех ли которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью».
( том 12, Спб.Д.А.,- 1906г., с.153)
«В древности многие приступали к Святым Тайнам без разбора и как случалось, особенно в то время когда Христос преподал их (видимо имеется в виду Великий Четверг — день воспоминания Тайной Вечери—прим. моё). Заметив вред какой бывает от небрежного приступления, отцы, собравшись вместе, назначили сорок дней поста для молитв, слушания Слова Божия, и церковных собраний дабы все мы тщательно очистив себя в эти дни молитвою, милостынею, постом, всенощными бдениями, слезами, исповедью, и всеми другими средствами, приступили таким образом чистою совестью, сколько нам это возможно».
( том 1, кн.2, с.674)
«Главное благо в том, чтобы приступать к ним (Св.Тайнам) с чистою совестью. «…» Не так, как поступаем теперь мы, сообразуясь более со временем, нежели с душевным расположением. Мы стараемся не о том, чтобы приступить приготовившись, очистившись от всего злого и с полным благоговением, но — чтобы бы в праздники и тогда, когда приступают все».
( том 10, кн.1, с.277)
«…нам не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями. Под именем порочных пожеланий я разумею, как телесные, так и душевные – любостяжание, гнев, злопамятность, и вообще все порочные наклонности. Приступающему должно очиститься от всего такого, и тогда касаться этой чистой жертвы». (Цит. по: Свт. Феофан Затворник. Толкование первого послания ап. Павла к Коринфяном. М.,- 1998г., с.426)
«Повинны мы в нечестии против Господа,когда без достаточной готовности тела приступаем к соединению с Его Телом…».
(том 8, Спб.Д.А.,-1902г., с.932)
«Немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. «…» Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается этою жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая эту плоть, уста, наполняемые духовным огнём, язык, обагряемый страшною кровию?».
( том 7, кн. 2, с.826 )
«Приобщившись такой трапезы, тебе следовало бы сделаться смиреннее всех и уподобиться ангелам, а ты сделался жестокосерднее всех; «…» после принятия крови Господней, когда тебе следовало бы соблюдать пост и воздержание, ты предаёшься пьянству и безчинию. «…» Вспомни, что делали апостолы, причастившись священной вечери; не к молитвам ли и песнопениям обратились они, не к священному ли бдению, не к учению ли продолжительному и исполненному великого любомудрия? «…» А ты, если прежде причащения постишься, чтобы сколько-нибудь оказаться достойным причащения, то после причащения, когда надлежало бы усилить воздержание, погубляешь всё. Но не одно и тоже поститься прежде или после: должно быть воздержанным и в то и в другое время, но особенно после принятия Жениха; прежде для того, чтобы сделаться достойным принятия, а после для того, чтобы не оказаться недостойным принятых даров. Неужели же, скажешь, должно поститься после причащения? Я не говорю этого, я не принуждаю; хорошо разумеется, делать и так, однакож и не насилую, а лишь увещеваю не предаваться безмерному пресыщению. «…» Или не знаешь сколько зол происходит от пресыщения? Неуместный смех, непристойные речи, пагубные шутки, бесполезное пустословие и многое другое о чём и говорить неприлично».
( том 10, кн.1, с.274 )
Прп. Исидор Пелусиот.
«Падающие и не осмеливающиеся приступить к Священным Тайнам, благосознательны и скоро могут достигнуть того, чтобы не грешить. А согрешающие и осмеливающиеся нечистыми руками касаться Пречистых Тайн…достойны тьмочисленных наказаний. Ибо по неложному слову Павлову, делают они себя повинными телу и крови Господни (1 Кор. 11:27). Почему к первым не с такою силою приступает диавол, зная, что хотя они и падают, но сознавая сие, хранят уважение к Божественному, а на последних, которые грешат и не сознают того, или хотя и сознают, но пренебрегают тем и осмеливаются касаться Священных Тайн, диавол, справедливо почитая сие признаком совершенного бесчувствия и развращения, нападает всеми силами. Так поступил он и с предателем. Ибо вошёл в него не потому, что пренебрёг…Владычнюю Кровь, но потому, что из лукавства Иуды заключил о неисцельной болезни его. Поскольку Иуда замышляет предать, но не отказывается от приобщения, то диавол увлекает его. А если бы увидел его сохраняющим благоговение к Божественному Таинству и отрекшимся, то, может быть, миновал бы его как ещё трезвенного. Но поскольку увидел, что он отуманен любостяжательностью, что нет уже в нём правого помысла, но выходит он из себя от ненасытного упоения, а сверх того осмелился прикоснуться к тому, к чему в таком состоянии и касаться не надлежало, то познав его безчуствие, всецело вошёл в него».

( Письма. Часть 2. М.,-1860г., с.359)
Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
«Со всем тщанием, сколько для нас возможно, мы должны стараться, чтобы сохранить не осквернённою чистоту целомудрия, особенно в то время, когда хотим приступить ко святому жертвеннику…».
(Писания. Собеседования египетских отцов, авва Феона. Т.С.Л.,-1993г., с. 569)
«Кто будет есть…эту небесную пищу не отличая от маловажной, обыкновенной пищи и не считая её такою, которую бы надобно принимать только с чистым духом и телом;…духовные немощи и смерти происходят от такого причащения. Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, т.е. подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости».
( там же с. 570 )
«Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаём себя грешниками; но ещё более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однакож с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящения и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они, подлинно, больше гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется; потому, что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый господский день принимали их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их».
( там же с. 605 )
«Если бы мы считали себя недостойными принятия таинств, всякий раз, как подвергаемся ране греховной, то прилагали бы старание, чтобы, исправившись чрез покаяние, мы могли достойно приступить к ним, и не наказывались от Господа, как недостойные, жестокими бичами немощей для того, чтобы, хоть таким образом сокрушаясь, мы прибегли к уврачеванию наших ран, чтобы иначе, быв признаны недостойными краткого вразумления в этом веке, не были осуждены в будущем вместе с грешниками этого мира».
(там же с. 570 )
Прп. Феодор Студит.
«Весьма удивляюсь, видя, что мы не имеем ревности и усердия часто причащаться. Причащаемся только в день воскресный, а если в иной день бывает Литургия, нет. Между тем как монахам, в особенности общежительным, если бы можно было, надлежало бы всем и каждому повседневно причащаться святых Тайн…это я говорю об очищающих и душу и тело, а не то, чтобы причащаться как случится, просто и без испытания себя».
( Огласительные поучения и завещание. М.,-1998г., с.221 )
«Хлеб этот даёт вечную жизнь; и блажен тот, кто вкушает его, не зная за собой ни одной злой похоти, или вражды, или пьянства, или чревобесия, или сребролюбия, или малакии и всякой иной нечистоты».
(там же с.221 )
«А оскверняющий плоть свою не член Христов, и злопамятный не член Христов, и недостоин причащения, и всякую иную страсть питающий не член Христов. Поэтому каждому надлежит испытать себя, чтобы не был он нечист и злопамятен. И когда очистится и исправится чрез исповедь, тогда пусть причастится Тела и Крови Христовых. Ибо кто недостойно причащается, подвергается великому осуждению, не рассуждая тела Господня. Посему многие и умирают, когда недостойно причащаются, и одержимые недугами не исповедаются».
(там же с. 249 )
Прп. Симеон Новый Богослов.
«Горе недостойно причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, неочищенных покаянием и епитимиёю, он всё больше и больше подпадает власти диавола, и наконец, и совсем им завладевается. И Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданного ему Христом Господом сей Божественной Вечери, тотчас по хлебе тогда вниде в онь сатана».
(Слова. Выпуск 1, изд.2. М.,-1892г., с.280)
«Если любящий грех и недостойно причащающийся Пречистых Тайн – Тела и Крови Спасителя, не подвергается тотчас вразумительным мучениям, то всячески не избежит вечных мучений…Лучше для него, воздержавшись некоторое время от причастия Пречистых Тайн, покаяться, поплакаться пред Богом, потрудиться по силе своей над изменением произволения своего и пресечь злой навык свой греховный и тогда уже причащаться без опасности для души своей: и ижденется из него сатана который, живя в нём, насильственно подверг его на распутство и всякую нечистоту».
( там же, с.283)
«Одному юноше, живущему в миру, прп. Симеон советует: «до тех пор, как твоё состояние духовное будет неизменным касательно дурных действий греха и пока ты не приобретёшь неприклонную волю и окончательную ненависть ко греху…тебе нужно воздержаться от божественных и страшных Тайн»».
(Василий Кривошеин, архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. М.,-1995г., с.104)
«Блаженны ежедневно ядущие Христа с таким видением и ведением, как пророк Исайя уголь, ибо они очистятся от всякой грязи души и тела».
( там же, с.97 )
«Проводящий свою жизнь в стенаниях и слезах, весьма достоин не только в праздник, но каждый день <…> быть в причастии этих Божественных Тайн».
( там же, с.103 )
«Брат, без слёз никогда не приобщайся!».
( прп. Симеон Благоговейный, там же, с.102 )
Прп. Анастасий Синаит.
«Разумем и размышляем о принемающих Святые Тайны Тела и Крови Господни, что если имеют какие-нибудь малые и простительныя грехи, как например: языком, слухом, или взором невольно погрешили, или тщеславием, или печалью, или яростью, или чем-то подобным, осуждая себя и исповедаясь Богу, и таким образом Святыя Тайны принемая, веруем, что во очищение таковых грехов бывает им принятие Святых Тайн «.
( Цит. по: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Оптина пустынь.,-2001г., с. 119 )
Свт. Григорий Палама.
«Если без исповеди и последующего покаяния … человек не будет достоин приятия даже божественных слов, то каким же образом кто воспримет в себе Кровь Христову и Тело, без того, чтобы предъочиститься исповедью и, соответственным прегрешениям, покаянием?».

(Беседы. часть3. М.,-1993г., с.158)
«Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обременённом грехами. «…» Каким образом в нас самих возъимеем Бога и станем одно тело с Ним, если предварительно, путём исповеди, мы не отстраним от себя грехи, и не очистим скверну, наступившую в душе по причине их, очищая её творением милостыни, чистотою и воздержанием, молитвой, сокрушением и прочими делами покаяния?».
(там же, с.159)
«Предварительно смыв с себя скверны, сущия в глубине души, приступим. Потому что таким образом мы придём во спасение. Если же с дурною совестию, и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем, то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самыя Божии щедроты и терпение Его к нам. «…» Божественный Дар, конечно, не терпит ущерба: потому что он – неуязвим; но он тайно улетает от нас; если же этот Дар потерпит урон в том смысле, что окажется бесполезен, то за это взыщется с того, кто недостойно принял его».
(там же, с.160)
«Посему не только предъочистим себя и таким образом приступим, но и после того, как получили Сей Божий Дар, будем внимать себе и проявим большую бдительность, чтобы пребывать выше страстей и возвещать добродетели. «…» Причащаясь Крови Завета Христова, будем внимать, чтобы нашими поступками не сделать его недействительным для нас».
(там же, с.164)
Свт. Тихон Задонский.
«Как христианам должно к причащению Тела и Крови Христовой приступать? Многие много читают молитв, псалмов и акафистов, но сие приготовление недовольно. Ибо молитва от неисправного и непокаявшагося сердца не приемлется Богом. Страшно приступить неочистившемуся истинным покаянием; страшно, также, и приступившему и причастившемуся мирскими похотями оскверняться. «…» Многие христиане, причащающиися сей Св. Тайне, не в лучшее, но в худшее успевают, ослепляются более, не просвещаются, ожесточаются, не исправляются, и так от греха в грех падают, но греха своего не познают, и греха за грех не поставляют, делают то, чего язычники не делают. Причина тому сия есть, что презирают Божию благодать. «…» Должно себя грешникам исправить да не в суд причащаются. «…» Всякому нужно исправить, очистить и обновить себя, да неосужденно приступит. «…» Опасно и страшно приступать не оставляющему греха и совесть замаранную и раздраженную грехами имеющему, да не в суд себе яст и пиет. Рассуждай себе христианине и берегись неисправным приступать и, приступивши, опять мирскими похотями оскверняться. Ибо Господь наш огнь есть, недостойныя поядаяй».
(Творения, том 3. Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь, — 1994г., с. 244-245)
Свт. Феофан Затворник.
«Что касается до чаще то не надо учащать, потому что частость эта отнимет немалую часть благоговения к сему величайшему делу, разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырёх. А в посты пред Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более своё внутреннее упорядычивать и приводить в совершенство.»

(Собрание писем. Свято-Успенский Псково-Печёрский монастырь, — 1994г. выпуск 3, письмо 500, с.177)
«Как часто говеть? Так часто как сможете. Но наперёд положите все посты говеть и из больших великий и рождественский, раза по два или по три.»
(выпуск 4, письмо 556)
«Уж коли положили причащаться во все двунадесятые праздники, и надо бы так вести. Но и то правда, что иногда сии праздники идут скоро один за другим, так что их на один месяц приходится два, тогда как на другой не одного. В таком случае точно лучше в один какой праздник опустить Св. Причастие, и перенесть его в другой месяц, приурочив к какому нибудь дню».
(выпуск 4, письмо 743, с.234)
» О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного. Но мера в месяц однажды, или два раза – самая мерная».
(выпуск 4, письмо 757, с.255)
«Вы спрашивали о Св. Причащении. Нисколько не помешает часто причащаться с приготовлением истинным. Хорошо бы каждый пост, а в великий и предрождественский и по дважды. Впрочем как Господь по сердцу положит; только хорошо (т.е. с правильным приготовлением, — прим. составителя) причащаться. Где же и живот!».
(Начертание христианского нравоучения. Том 1. М., Паломник – 1994г., с.70)
Cвт. Игнатий (Брянчанинов)
Из письма к заболевшей сестре:
«Советовал бы и тебе провести Великий пост безвыходно дома с пользою для души и тела, «…» а говение и причащение Св. Тайн отложить до Петрова поста. Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению, и потому пожать обильную пользу.
Св. Мария Египетская во всю многолетнюю жизнь свою в пустыне не приобщилась ни разу: эта жизнь была приготовлением ко причащению, которого она удостоилась перед концом жизни».
(Собрание сочинений. Том 7. Избранные письма. М.; «Благовест», 2001г. – с.542)
Прп. Амвросий Оптинский
«По заповеди церковной, православные христиане должны приобщаться св. Тайн во все четыре поста; а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться кроме постов и в большие промежутки, как например, между Успенским и Рождественским постом».
(Собрание писем иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Часть 1. Сергиев Посад, 1908г. – с.185)
«Ты в болезни приобщалась Святых Тайн Христовых каждую неделю, и сомневаешься не часто ли. В серьёзной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Тайн и чаще. Нисколько не сомневайся в этом».
(Цит. по: Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Том 2. Оптина пустынь. 2003г. — с.171)
Прп. Макарий Оптинский
«Частое причащение Пречистых Тайн Христовых весьма хорошо бы и спасительно, ежели бы не сопрягалось в вас с сим ропота и осуждения других за сребролюбие; вы видите в других сучец, а в себе бревна не замечаете… Посему лучше раз или два приступить, но без ропоту, нежели часто с роптанием и осуждением других».
(Цит. по: Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев Том 2. Оптина пустынь. 2003г. – с.171)
Прп. Никон (Беляев) Оптинский
«Что лучше – редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая своё недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению – одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству».
(Цит. по: «Нужно жить нелицемерно…».Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь. – с.125)
Из Лавсаика епископа Палладия:
«Видели мы и другого пресвитера, по имени Евлогий, который во время принесения Богу Даров получал такую благодать ведения, что узнавал мысли каждого из приходивших монахов. Часто бывало, заметив, что какие-нибудь монахи хотят подойти к жертвеннику, он удерживал их и говорил:
— Как вы осмеливаетесь приступить к Святым Тайнам с худыми мыслями? Вот, в эту ночь ты имел нечистую мысль. Иной размышлял во сне своём, что нет никакого различия в том, грешником или праведником приступит кто к Святым Дарам. Другой имел сомнение касательно самих Даров и думал: освятят ли они меня?
Итак, удалитесь на некоторое время от Святых Таинств и покайтесь от души, чтобы получить отпущение грехов и стать достойным общения со Христом. Если же не очистите сперва мыслей, то не можете приступить к благодати Христовой».
(Лавсаик. Об авве Евлогии пресвитере. Клин. 2001г.)
Каноны:
8-е правило святых Апостолов: «Аще епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из священного списка, при совершении приношения, не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извенён. Аще же не представит: да будет отлучён от общения церковного, яко соделавшийся причиной вреда для народа, и на совершавшего приношение наведший подозрение, что тот будто-бы неправильно совершал»
9-е правило святых Апостолов: «Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не
пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви произвдящих, от-
лучати подобает от общения церковного».
2-е правило Антиохийскаго собора: «Все входящие в церковь , и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное…»
Толкования этих правил.
Иеромонах Матфей Властарь(14 в.) считает, что под эти каноны подпадают «отвращающиеся от причащения по гордости, может быть, или по уклонению от порядка, или по пренебрежению». Применяя данный канон к современной ему действительности Матфей (ссылаясь на Вальсамона) пишет: «сии правила постановлены относительно священнодействующих…и мирян , не пребывающих до тех пор , пока наступит время причащения верных: ибо весьма обременительно и насильственно – принуждать всех каждый день причащаться, в противном же случае — отлучать; ибо как можно вращающемуся в среде и оскверняющемуся мирскими вещами навсегда иметь душу чистою к принятию духовного мира?». «Я думаю,- пишет Матфей,- что у древних верных не меньшим предметом заботы было и жить право, как и право веровать; потому-то многое из провозглашенного тогда канонами представляется иначе, чем теперь…»
(Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996г. — с.294).
Епископ Никодим (Милаш): «не может быть, чтобы все верные принуждались причащаться каждый раз при посещении церкви, т.к. легко могло быть что не все бывали всегда подготовлены к причащению или по внушению голоса собственной совести, или в силу каких-либо других причин из личной или общественной жизни»
( Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского, т.1, Т.С.Л., 1998г. – с.69 )
Оригинал взят у glas_v_pustyne в Святые отцы о Причащении