Про цыганей

Цыгане – один из самых загадочных народов нашей Родины. Какая религия у цыган? Есть ли православные цыганские батюшки? Кто принесёт Православие в табор?

Через полмира – в Россию

Почему цыганское племя покинуло свою историческую родину Индию, северо-западные земли Раджастана, Гуджарата и Кашмира – доподлинно неизвестно. Одна версия гласит, что виной этому Могольское завоевание, другая сообщает, что группу цыганских ювелиров и музыкантов подарили персидскому шаху и часть их потомков переселилась в Европу, третья полагает, что цыгане – потомки пленников, приведённых Македонским из Индии. Язык цыган на две трети состоит из слов санскрита, остановка в Византии добавила греческих слов, в остальном он зависит от страны проживания.

В дореволюционной Российской Империи мужчины-цыгане занимались куплей-продажей и обменом лошадей, кузнечным делом, плетением корзин, а женщины – ворожбой и гаданием, вышивкой. Цыганские песни и танцы издавна вызывали интерес у окружающих народов. Поэтому немало цыган ещё до революции вошли в российские хоровые коллективы или создали собственные, успешно выступающие на отечественной сцене и гастролирующие. Русские дворяне были без ума от цыганских песен и красавиц-цыганок.

После революции новая власть попыталась сделать цыган оседлыми, это во многом удалось. Тем не менее, цыгане любят надолго покидать дом и помнят кочевой быт.
В годы Великой Отечественной войны много молодых цыган ушли на фронт. После войны оседлый образ жизни приняли 90% кочевых семей. А сегодня кочует только один процент российских цыган. Профессии у них тоже, по большей части, обычные, но есть особая склонность к творчеству. Не только сценическому, но и литературному, художественному.

В наших краях цыганских посёлков нет, этот народ для нас экзотика. Порой по улицам райцентра снуёт машина с прицепом, цыгане-мужчины скупают железо. Металлолом сдают на переплавку. Или появляются цыганки с большими клетчатыми сумками, предлагающие местным жителям недорогие вещи. На Пасху в храм откуда-то приезжают цыганские семьи. Их куличи вызывают восторг у местных прихожан своими размерами – огромные, сразу на всю семью.

А в городе Балаково, который расположен недалеко от моей малой родины, цыган много и они принимают активное участие в жизни церковной общины.

Религия цыган

Все российские цыгане – христиане, большинство православные. Но есть свои особенности.

  1. Цыгане очень суеверны. Они, ворожа, сами пылко и наивно верят в ворожбу. Бранясь между собой, позже приходят в смятение от своих пожеланий. На форуме «Диаконник» священники делятся впечатлениями о своих прихожанах-цыганах. Оказывается, темпераментные гости из табора часто каются в проклятиях и клятвах, сказанных сгоряча: «Влетает плачущая цыганка “Вай-вай, батюшка, скорее прочитай молитву, опять я сноху прокляла!» А другая в обиде на мужа поклялась не готовить ему обед, в результате и дети остались без еды. Через три дня всей семьёй пришли в храм спасаться от непосильного обещания молитвой святого Василия Великого.
  2. Источник суеверия – необразованность. Часто цыгане, пышно отмечая христианские праздники, вовсе не знают Библии. У них нет чёткого представления о том, что Всевышний запрещает, а что дозволяет. В результате, например, на похоронах в могилу кладут предметы роскоши – вплоть до телевизоров, ковров, дорогих вин и ноутбуков. В то же время приглашают священника совершить отпевание, об этом есть рассказ протоиерея Александра Дьяченко.
  3. Необразованность – следствие ранних браков и закрытости от чужаков.
    Цыгане живут замкнуто, если их много, то собираются на одной улице или в одном посёлке. Общение с инородцами у них чисто деловое, а в личную жизнь, в дом пускают немногих близких людей. Прежде нужно заслужить их доверие.
    Общение только в своём кругу даёт мало нового в культурном плане. Миссионеры о цыганах почти не вспоминают. Молодёжь покидает школу в 12-14 лет, вступая в ранний брак. Как правило, в ЗАГСе пары не регистрируются, следовательно священник по закону не имеет права их венчать. В лучшую сторону от ближневосточных мусульманских свадеб эти действа отличаются тем, что почти нет, или вообще нет разницы в возрасте невесты и жениха. Здесь девушку не отдадут за старца. Брачуются симпатичные мальчик и девочка и вскоре начинают обзаводиться детьми, обеспечивать семью.

Семья цыган в православном храме в Вербное Воскресенье

Не религиозного, ни светского образования многие цыгане не получают.

Но, между нами говоря, на что тогда списать религиозную необразованность русских, которые являются клиентурой тех же гадалок и не знают Библии? Чем оправдать блуд нашей молодёжи?…

Проблемы цыганского племени – отражение проблем прочих россиян, но со своей национальной спецификой.

В посёлке Внуково, где я когда-то квартировала, живёт цыганка. Я познакомилась с этой весёлой женщиной лет шестидесяти на платформе, ожидая электричку. Цыганка поведала, что занимается ворожбой, в том числе снимает порчу. Считала, что делает это с Божьей помощью. Ездит молиться за своих клиентов к Матроне Московской. А гадает всего за 500 рублей. Цыганка пригласила меня в гости, предложила раскинуть карты. Соблазн был велик. Я едва удержалась от визита – каждому хочется узнать будущее. Но от недостатка клиентов добрая женщина и без меня не страдала. Многие русские обращались к ней за помощью постоянно.

Проповедь в цыганской среде

Конечно, цыганская вера, смешанная с народными суевериями, нуждается в коррекции. К тому же многим неизвестны точные моральные нормы Православия. О них надо говорить.
В цыганской среде есть основа для глубокой религиозности – почтение к традициям, семейные ценности.

По наблюдениям очевидцев, у цыган есть чему поучиться остальным россиян.

  • Уважению к пожилым людям, к слову старца.
  • Многодетности, любви к детям.
  • Общинности, взаимоподдержке.
  • Самоуправлению, решению проблем на сходе.

Моральная атмосфера в цыганском поселении, в клане, объединяющем семьи, зависит от старших родственников и авторитетных людей. Но у этой медали есть две стороны. Если лидеры настроены на честный бизнес, то и в таборе всё путём. Если нет – горе и своим, и чужим.

Цыгане на службе в православном храме в Свиблово, Москва

Раз на раз не приходится – где-то зарабатывают фото- и видеосъёмкой, строительством, торговлей, музыкальными выступлениями, а где-то преступлениями. Влияет и окружение – есть запрос на гадание, есть запрос на героин – найдутся и те, кто всё предоставит.
Меня удивляет позиция прессы: если некто торгует наркотиками, то его покупатели – невинные овечки, совращённые с пути истинного. Думаю, здесь вина обоюдная.

К сожалению, со стороны православных людей нет целенаправленного миссионерства в среде цыган, как и в среде многих других наций. Статьи не заменят реального диалога, когда люди встречаются лицом к лицу. В интернете много пишут о истории цыган, о культуре, о криминале. Но если искать видео на тему миссионерства, то, как правило, сняты они представителями других христианских конфессий и сект. Им есть что сказать о своих успехах, о деятельности в цыганской среде, которая длится более десятилетия. Многие цыгане вовлечены в их организации, восторженно свидетельствуют о Христе. А со стороны православных только батюшки поругивают гадалок, предостерегая паству.

Полдня я искала сколь-нибудь содержательное видео о цыганах и православии, но чаще натыкалась на ролики протестантов, евангелистов, баптистов…

Вот рассказ одной украинской проповедницы, христианки, но не православной, которая просвещала цыган Закарпатья. Оксана Сердюк: «Что было нелегко сделать – было трудно делиться вестью о Христе со взрослыми. Причина была в том, что они боялись нам довериться. Думали, что мы, как многие другие люди, хотим их высмеять, и еще раз напомнить какое положение в обществе они занимают. Но легко было доносить Радостную Весть детям, подросткам и молодежи. Они всегда были нам доступны и были с ними почти 24 часа в сутки на протяжении всего месяца. Это послужило тому, что многие из них отдали свои юношеские жизни Христу! До тех пор я никогда не думала, что “свяжусь” с цыганами. Это было так неожиданно и странно для меня. Но факт остается фактом, и я не смею ни о чем жалеть, наоборот, я очень полюбила их. Сейчас они частичка моего сердца. Служить цыганам – супер!»

Другой украинский проповедник, увидев табор, сначала оробел, он отошёл от него на три километра, но нашёл в себе силы вернуться к кострам, возле которых отдыхали цыгане. И служение его продолжается уже 16 лет. Теперь цыгане рассказывают о встрече с ним со слезами на глазах – они счастливы, что этот человек с Библией в руках когда-то стал их другом.

А сколько цыганских заблуждений нужно развеять.

Протоиерей Димитрий (г.Кинешма) делится в своём блоге: «Не раз слышал от русских цыган (русска рома) мысль, что по-цыгански молиться нельзя – Бог, мол, не слышит».

Протоиерей Михаил (Ростовская обл.) отмечает: «В цыганских семьях невестками жестко командует старшая свекровь. Были случаи, когда заплаканные цыганки возвращали в храм иконы и крестики, купленные без “благословения”, были и “уводы” со службы».

Дело священника – служба в храме, он не может объять необъятное – тысячи людей в таборах, почти не ведающих о Христе. Нужна иницитива со стороны верующих мирян.
Вот редкое, но отрадное явление. В Петербурге действует православный цыганский культурно-миссионерский центр. Подробности в видео.

Каждый народ рождает праведников. На православном форуме я увидела размышления одной девушки о её знакомой цыганке. Живёт она честно и горячо верит в Христа. Однажды в их краях был Крестный ход и у этой пожилой женщины, шедшей вместе со всеми, случился сердечный приступ. Недавно она перенесла инфаркт. Но несмотря на тяжёлое самочувствие, цыганка не покинула Крестный ход и вела себя стоически. «Мне до такого искреннего упования на Бога далеко!» – отмечает рассказчица.

Жизнь ставропольских цыган, включая крещение младенца и мнение священника о них в этом фильме.

Своими покровителями, любимыми святыми, цыгане считают Николая Угодника, Георгия Победоносца, Василия Великого. Конечно, Христа и Божью матерь.

От сердца – к сердцу

В одной из социальных сетей я заметила блог молодого человека, который возит цыганскую молодёжь в храм и проводит с ребятами религиозно-просветительскую работу. Я попросила его поделиться опытом. Это не просто волонтёр. Миссионер, пастор цыганского служения церкви “Слово Жизни”, бакалавр богословия Евгений Черняев.

Евгений Черняев

Корреспондент: «Здравствуйте, Евгений. Я автор православного издания «Елицы Медиа». Пожалуйста, расскажите нашим читателям о проблемах миссионерства в цыганской среде. Как Вы пришли к этой идее? Как всё начиналось? С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе Вашей деятельности?»

Евгений Черняев, миссионер (г.Москва): «Я всегда мечтал быть молодежным пастором, и никогда не думал заниматься цыганами, был достаточно брезгливым человеком и не любил грязь. Однажды, во время моего обучения в семинарии, одна знакомая позвала меня сходить послужить в табор, засвидетельствовать, как я пришёл к Богу. Когда я туда пришёл, мне было не по себе. Кругом грязь, грязные дети, кричащие на непонятном языке, кидающие в тебя камни. Грязные стаканы, грязная посуда, я боялся даже попить воды. Но что меня поразило, это радость при видимой нищете. Я сказал, как они могут радоваться живя такой жизнью?..

Потом я пришёл ещё несколько раз в табор с этими миссионерами, а потом эти миссионеры пропали и я остался один, и в тот момент у меня произошёл перелом, я полюбил этот народ, такая любовь излилась в моё сердце к ним, что я понял: я не могу их оставить, и продолжил ходить один. Со временем Бог дал мне команду, мы стали еженедельно, помимо Богослужений в таборе, проводить уроки для детей, учить их читать и писать, привозить их по воскресеньям в церковь, делать медицинские осмотры, оказывать гуманитарную помощь, проводить лагеря для цыган, устраивать их в школу.

С какими трудностями пришлось столкнуться?

Достаточно тяжело стать своим для цыгана, если ты не цыган. Не один пуд соли пришлось съесть вместе с ними, прежде чем они хоть маленько начали доверять.

Они достаточно замкнуты и маргинализированы, не имеют и элементарного образования и навыков, много наркотиков и пьянства, отсутствие жилья и документов.

Евгений Черняев с цыганскими детьми

Когда я привёз детей первый раз в церковь, то церковь с подозрением смотрела на цыганят, а те на прихожан, понадобилось немало времени, чтобы примирить их. Отсутствие документов делает сложным процесс их перемещения по Москве. И нам постоянно надо арендовать транспорт. Люди часто не любят и бояться цыган, что в свою очередь даёт дефицит служителей и пожертвований. На сегодняшний день мы мечтаем о собственном микроавтобусе для служения, что значительно бы облегчило нашу жизнь.

Ещё одна значительная трудность, это культурная. Допустим, родители могут своему вполне взрослому сыну или дочери запретить ходить в церковь, или муж жене. Отсутствие образования и профессии делает сложным выбор для заработка, чаще всего это попрошайничество или музыканты в метро, электричках и переходах. Чему меня научило цыганское служение – это любить их и служить им, ничего не ожидая, потому что разочаруешься, надо много терпения и много труда.

Сегодня тебе кажется, что вот, уже пробуждение в таборе, а завтра приходишь и на служении сидят два-три человека. На мой взгляд, здесь даже больше подходит служение от сердца к сердцу».

Христианский миссионер Евгений Черняев с табором

Нужны священники-цыгане

Цыганский этнос нуждается в священниках, которые говорят на его языке, думают по-цыгански, знают цыганские обычаи и менталитет. Тогда влияние Православия на этот народ будет приносить больше добрых плодов.

Пока в России есть только один священник-цыган Элизбар Иванов. Юность будущего пастыря, тогда мальчика Эдуарда, прошла в неблагополучной криминальной среде, в семье атеистов. Интерес молодого человека к Православию сделал его гонимым родственниками. Поначалу семнадцатилетний паренёк был вынужден молиться, скрываясь на чердаке, а затем и вовсе в чистом поле. Впору вспомнить мучеников за веру. Юношу поддерживал только местный пожилой священник – отец Андрей Лазарев.
Наркоторговля в городе процветала, соплеменники Эдуарда распространяли наркотики, но и сами садились на иглу, умирали. Русские товарищи пили, спивались. Православие стало спасением для Эдуарда. Потом он повёл к этому спасению своих ближних, сумел изменить их взгляды. Всех окрестил. Сила воли плюс сила веры творят чудеса.

Слева отец Элизбар Иванов, справа отец Андрей Лазарев

В одном из интервью отец Элизбар рассказывает: «Я вспоминаю первые свои годы в храме. Надо мной все друзья, которые уже переженились, смеялись, маме доложили. Она начала пугать меня, что наложит на себя руки, если я не оставлю веру, что пойдет в церковь и переругается со всеми священнослужителями. Лучше бы мне отдать все книги церковные и обратно вернуться к цыганской жизни. Но я ей ответил: «Мама, я и так цыган, ты не беспокойся, но вот веру я никогда не оставлю. Потому что вера мне дала многое. Вера дала мне то, что я не стал наркоманом или пьяницей, вера позволила понять, что значит быть человеком и относиться по-человечески к каждому. Вера мне дала узнать, где находится душа, где находится любовь, а самое главное, что вера мне дала, – понимание, что Бог есть».

Посмотрите документальное видео о судьбе иерея Элизбара, послушайте самого героя и его наставника, отца Андрея.

Что я отметила в рассказах проповедников, священников о миссионерстве – прежде всего, нужна любовь к ближним. Не экономьте на любви. Она рождает заинтересованность и решимость войти в среду чужой нации. Она вызывает отклик в сердцах незнакомых людей и делает их единомышленниками, братьями и сёстрами во Христе.

Как полюбить незнакомых людей? Наверное, нужно больше думать о них, примерять на себя их проблемы, стараясь понять: почему они живут так, а не иначе? И как изменить их жизнь и мышление к лучшему?

Христианское миссионерство – дело любви, безотносительно конфессии.

Вспомнить только, как люди ехали проповедовать Христа в Африку, в Индию, в Японию, на крайний Север. Но цыганское служение не требует от нас отправляться на край света – этот народ живёт рядом с нами, понимает русский язык и нуждается в духовной помощи. Когда же появится массовое миссионерское движение православных, которые готовы нести Слово Божие другим народам?

Кто-нибудь знает хоть что-то об этих богах? Хотя бы имена. Нашёл в сети следующее:

Цыганское слово для обозначения Бога – «Дуввель» («Девель» или «Дэл» в разных диалектах), а для обозначения дьявола – «бен» («бенгх»).

Пишут, что от слова «Девель» произошло слово «Дьявол», но Бога скорее ассоциируют с солнцем, луной, небом, тучами и звёздами, а не с человекоподобным существом. Дьявол – это также скорее отрицательная сила, а не злобное существо.

Цыгане кальдераш утверждают, что Бог не является творцом мира и что мир существовал всегда, как наша общая мать. Землю они называют «Дэ Девелески», что значит «Божественная мать».

«Наги» – это азиатский эквивалент русалок и сирен (изначальное значение этого слова – «морской народ»). В древние времена люди верили в реальность существ в виде полулюдей, полу-рыб и даже полузмей. Считалось, что они управляют погодой и потому могут вызывать дождь, что обитают они во дворцах на дне океана, реки, озера или пруда, где охраняют свои сокровища. Если их оскорбить, они могут отомстить, но если с ними подружиться – принесут удачу. Им нравится, когда им дарят молоко, монеты и еду; всё это цыгане оставляют под деревьями возле воды или священного колодца.

Цыганское слово для обозначения духа, или привидения, – «мулло». Этим же словом могут обозначаться и «живые мертвецы», то есть вампиры.

Цыганское слово для обозначения ведьмы – «шувихани» («колдун» – «шувихано»), бывает, оно сокращается до «шувани», а в некоторых регионах – до «шувни». (Иногда его произносят как «чувихани».) Буквальное его значение – «ведающая сокровенным знанием». Тригг пишет, что шувани «выполняют важную функцию в цыганском обществе, так как способны благословлять и проклинать, исцелять и насылать болезни… чувихани уважают как за мудрость, так и за знание колдовских верований и ритуалов». Она же хранит сведения о всех общественных правилах, о магических ритуалах, таких, например, как наречение младенца именем и бракосочетание. Нигде цыгане не считают ведьм злыми, достойными порицания. Они всего лишь представительницы странствующего народа, обладающие особым знанием и способностями, которые могут использовать на благо или во зло – как им захочется.

Чанти, праздник Ганеши, индийского слоноголового бога, – это солнечный праздник. Западные цыгане отмечают его во время Лугнасада, августовского шабаша ведьм (викка). Некоторые отмечают Шанти в день солнцестояния. Во время этого праздника нельзя смотреть на луну: считается, что это принесёт несчастье.

Цыганам приписывают и культ фаллоса. Это, конечно же, один из наиболее частых культовых объектов в Индии, на исторической родине цыган, где распространён культ Шивы и почитание как лингама (мужского полового органа), так и йони (женского полового органа). Культ фаллоса встречается во многих примитивных системах верований в самые разные исторические периоды; фаллос считался символом плодородия. Югославские цыгане называют мужской половой орган «кар». Тригг пишет: «Кар настолько священен… что он упоминается в цыганских молитвах».

Сообщение отредактировал Khyilh_Nammalush — Четверг, 13.01.2011, 13:10

Почему цыгане испокон веков не имеют своей родины, разбросаны по всей Земле и ведут в основном кочевой образ жизни? А где их корни? Ученые до сих пор не могут ответить однозначно. Есть версия, что они происходят из Индии, якобы из вольноотпущенных тамошних рабов; кто-то считает, что это – побочная ветвь семитического племени. Наверное, есть и другие версии.
И якобы цыгане в свое время «приложили руку» к распятию Иисуса Христа, а потому, как и не принявшие Христа евреи, наравне с ними были обречены Господом на «космополитство» и кочевье.
Я пошукал в интернете в поисках этой самой легенды. Всё, что мне удалось найти, решил изложить в одном посте. Думаю, это небезынтересно.
Сказ о гвоздях, «крутящийся» по сути вокруг одного сюжета и артефакта, имеет существенное число вариаций.
1) Римские легионеры, которым был отдан приказ достать гвозди для распятия Христа, пошли с казенными деньгами искать изготовителей. Но часть денег пропили в местном кабачке, а затем нашли кузнеца цыганской национальности и сказали, что требуется. Цыган наотрез отказался ковать гвозди для распятия Господа, за что был тут же заколот легионерами. Нашли другого цыгана-кузнеца, тот тоже отказался, и тоже принял мученическую кончину. (Есть версия легенды, что услышал голос первого, убиенного цыгана, о том, что нельзя делать эти гвозди – убиваем будет пророк Господень, а не самозванец, оскорбивший императора, как говорят солдаты.) Точно такая же участь постигла и третьего кузнеца. И только четвертый цыганский кузнец согласился. Может, по малодушию, а может, просто потому, что плевал на всё, кроме денег, которые ему платили за это. (Тут тоже идет версия, что он слышал голоса уже всех трех убитых кузнецов, но – всё равно гвозди выковал.) Он сделал три гвоздя, но четвертый никак не мог остудить, сколько ни лил на него воду. Цыган испугался этого знамения, бежал на край пустыни, но там ему явился этот самый раскаленный гвоздь. Он вылил на него аж целый колодец воды, однако гвоздь по-прежнему краснел перед ним раскаленным металлом. Цыган бежал в пустыню и не было больше ему покоя. И такую судьбу наследовал весь цыганский народ, прОклятый Господом за поступок сына этого народа.
2) В другой версии эта легенда звучит практически без изменений, кроме одного. Первые три кузнеца, принявшие мученическую смерть, были евреями. Цыганом же был только четвертый, тот самый, кто, спасая свою жизнь, предал Господа.
3) Такая версия легенды: цыган-кузнец кует пять гвоздей – четыре для рук и ног, а пятый должен был быть вбит в грудь Христа, чтобы особенно усилить муки умирающего. Но на Голгофе среди присутствующих зрителей оказывается другой цыган, который ловко крадет этот гвоздь. В результате гвозди вбиты только в руки и ноги Спасителя, и Он в благодарность за поступок цыгана дает всем его соплеменникам такую поблажку: для вас, цыган, воровство не будет вменяться в грех (или, во всяком случае, в смертный грех).
Такая мораль легенды, отметим в скобках, конечно, сомнительна с точки зрения и христианства, и просто даже светской этики. Говорят, ее любят повторять цыгане, занимающиеся криминалом – уж понятно, почему.
4) В следующей вариации фигурируют не два цыгана (делающий гвозди и крадущий), а только один. Цыган делает гвозди, но потом – сам же крадет один из них – предназначенный для груди Христа. (В другой подвариации – для головы.) Есть еще и такая версия легенды: цыган сделал четыре гвоздя, а украл один, в результате Христос был прибит только тремя гвоздями. Как пить дать, на версии влияет их «региональное» происхождение: как известно, православные считают, что Иисус был распят с помощью четырех гвоздей, а католики – что только трех.
Такой подвид легенды: цыган изготовил намеренно пятый («головной» или «грудной») гвоздь бракованным – сделал его из олова. Оловянный гвоздь забить было невозможно, ибо он гнулся при первом же ударе, но этот обман облегчил муки Господа на кресте. Еще такой вариант: когда с цыгана (в этой версии и делающего гвозди, и присутствующего на Голгофе) спросили пятый гвоздь, он стал божиться, что они ошибаются, гвоздь уже забит. На помощь явилась Божья тварь муха – села на грудь Христа, и палачи решили, что да, это и есть тот вбитый гвоздь. Поэтому, опять же говорит предание, цыгане – единственный народ, которому не вменяется в грех божба (хотя в Евангелии Христос говорит: «не клянитесь»).
5) И наконец иная версия. Цыган-кузнец очень охотно кует четыре гвоздя для распятия и более того – даже «перевыполняет план» – самовольно делает еще и пятый. Несмотря на то, что сама Божья Матерь пыталась устыдить цыгана, тот отдал все гвозди римским солдатам, а насчет пятого пояснил: это – сами еще что-нибудь придумайте для дополнительной пытки. Ну, те и придумали – этим гвоздем и был пробит бок Спасителя (вместо, значит, более общепринятой версии, что это сделали копьем). Как видим, эта версия – самая такая роменофобская. Ну, и конечно, оканчивается тем, что чернокудрые кочевники были прокляты небом, отлучены от корней и родины, рассеяны по всей Земле, и так в основном с тех пор и занимаются сомнительной по своей моральной направленности, а то и откровенно криминальной деятельностью – дети того цыгана, как вроде дети Каина.
Есть и такой, более лаконичный, сказ: надо было изготовить три/четыре гвоздя, а четвертый/пятый был лишним. Но цыган изготовил его, и в результате он не остывал (см. версию выше) и преследовал цыгана. Почему? А просто потому, что он (гвоздь) – был лишним. Вот так. Эта версия, как видим, явно тяготеет к жанру сюрреализма и в ней нету четкой морали. Эдакая уже «народная побасенка» по жанру.
Так или иначе, впрочем, истоки всех перечисленных легенд наука не нашла. У кого изначально родились такие сказания – у евреев? у самих цыган? у какого-то третьего, «нейтрального» народа? Есть предположения, а есть и возражения против них. Но кроме предположений трудно сказать что-либо определенное. Признанное Церковью Святое Писание и Священное Предание не содержит такого сюжета (возможно, только если апокрифы и/или малоизвестные неканонические тексты). Поэтому всё это так или иначе приходится считать легендами. А легенды – то, что передается от людей к людям из уст в уста, веками, а посему собирает в себе и историю, и додумки, и отклики тех или иных уже чисто человеческих убеждений и предубеждений. Поэтому, думаю, наиболее объективно будет просто прочесть все имеющиеся легенды во всех их вариациях. Что грешный аз и попытался только что сделать.