Про детей инвалидов

Эссе «Мир глазами ребёнка-инвалида»

Анна Климченко
Эссе «Мир глазами ребёнка-инвалида»

Люди разные, как звезды.

Я люблю всех.

Сердце вмещает все звёзды Вселенной.

(Шаталова Соня, 9 лет)

Каждый человек — уникальный, непохожий на других. Мы все живем вместе, рядом, мы интересны друг другу от всей своей непохожести. Просто надо слышать и чувствовать друг друга. Если речь идет о наших детях, то все мы, разумеется, стремимся, что бы у них было самое яркое и безоблачное детство, самый солнечный мир. Мир глазами детей – мир, в котором живут и которому радуются и удивляются наши малыши. Они у нас так мудры по жизни. Нам всем есть, чему у них поучиться — той трогательности и тому детскому восприятию, от которой мы постепенно отвыкаем в нашей повседневной обыденности. Они не могут спрятать своих эмоций, дружат искренне, а «не за что-то». Они не стесняются быть самими собой, не боятся быть трогательными и смешными и всегда верят в чудеса.

А вы когда-нибудь представляли мир глазами ребенка-инвалида? Эти дети живут рядом, но мы их стараемся не замечать. Они существуют в своем отдельном мире, о котором могут и не догадываться даже самые близкие люди. Они, зачастую, удивительно талантливые, душевно богатые люди, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в рамки всеобщей похожести. Дети-инвалиды — не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие свое лицо и индивидуальность. Они проживают свою уникальную и единственную жизнь. Мы должны осознавать, что эти дети являются людьми, такими же, как все.

В последние годы становится всё больше детей, которые имеют те или иные проблемы со здоровьем. Государство проявляет заботу о них, однако порой, дети-инвалиды остаются один на один со своими проблемами, не всегда могут общаться со здоровыми сверстниками, посещать общественные места. Но ведь каждому ребенку, каким бы он не был, необходимо чувствовать заботу и поддержку не только близких, но и окружающих, ведь эти дети, как и мы, имеют право на счастье.

Я работаю воспитателем в детском саду в группе компенсирующей направленности. У нас воспитывается ребенок-инвалид Ванечка. Почему детей-инвалидов считают «не такими»? Я считаю, что все дети одинаковы, просто они «другие».

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

Общаясь с Ваней каждый день, я видела, как он воспринимает окружающий мир, и, поверьте мне,его восприятие ничем не отличается от других детей: такой же мир улыбок и слез, мир радости и печали. Это мир, где черно-белые краски сменяются ярким фейерверком. У Вани, как и у всех детей, чистый взгляд широко открытых глаз, в котором отражается светлый и удивительный мир. Но мы, взрослые, из-за ежедневных проблем, забот и обязанностей не замечаем ярких красок вокруг, а видим одни серые будни. Все дети видят эту жизнь идеализированной и смотрят на неё, как бы через розовые очки. Они еще не знают, что такое ложь, фальшь, злость, ненависть, лицемерие и обман. Дети искренние и непосредственные в проявлении своих чувств и пока живут в мире грез, впечатлений, надежд; в мире, где самая маленькая деталь отображается в ярких красках.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что наш Ванечка видит окружающий мир искрящимся радостью и светом. Он так же, как и все дети, чувствует заботу и поддержку не только своих родных, но и нас — окружающих его людей. Дети-инвалиды имеют такое же право на счастливую жизнь, образование, работу. Необходимо, чтобы было больше специалистов, понимающих проблемы «особых» детей, готовых в любую минуту прийти им на помощь. Только тогда исчезнут барьеры в их жизни, люди начнут понимать друг друга, сопереживать ближним, а дети с особыми потребностями реализуют свои способности и возможности. Я считаю, что каждый человек может и должен помогать нуждающимся детям в преодолении жизненных трудностей, чтобы дети-инвалиды не чувствовали в мире никаких барьеров.

В заключение я хочу сказать вот что. Ребенок родился и создал свой собственный мир. Теперь он живёт в нем со своими персонажами, историями. Пустит ли он вас туда, не знаю. Но я уверена, что насильно вы туда не попадете. И если вы хоть чуточку сумеете растопить его маленькое сердечко, он будет приоткрывать дверцу, и вы сможете туда заглянуть.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество

Елена Полященко
Дети с ограниченными возможностями здоровья и современное общество

Полященко Елена Александровна

Логопед МОУ СОШ №17

Краснодарский край

Северский район, пгт Ильский

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация: данная статья посвящена проблеме социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России стоит острый во- прос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, проблемы, современное общество.

В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвали- дов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до ат- мосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше.Этому способствует: детская заболеваемость, рост трав- матизма, плохая экология, и т. д.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой термино- логии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» – это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не прием- лемо. В европейских странах, никогда не употреблялся термин «ребенок-инва- лид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По- моему, это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.

Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тя- жело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Не- понимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе.А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, иг- рают на музыкальных инструментах.

Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.

Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.

Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются роди- тели ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – отношение окружающих. Вторая – про- блема образования таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.

Сейчас государство уделяет особое внимание детям с ограниченными воз- можностями здоровья, успешно развиваются медицинские и учебно-воспита- тельные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие про- блемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы раз- вития личности ребенка,как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «са- мого себя» в обществе, уходят на второй план.

Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда от вечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реа- билитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими воз- можностями. Для реализации школьной программы недостаточно только про- фессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ре- бенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилита- ционных мероприятий, внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной ча- стью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образо- вания родителей является положение, что семья – это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача се- мейного воспитания – помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реаби- литации и адаптации в будущем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – часть человеческого по- тенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

Список литературы

2. Серебреникова Ю. В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – №2 (9). – С. 27

Творческая работа учащегося по социологии «Ребёнок-инвалид — полноценный член общества»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

» Средняя общеобразовательная школа №8 г. Красноармейска»

Саратовской области

Региональная научно-практическая Конференция

«Реализация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

Ребёнок-инвалид – полноценный член общества

Работу выполнила обучающаяся

МБОУ СОШ №8, 10 класса

Акимова Анастасия Юрьевна,

научный руководитель:

Мясникова Людмила

Александровна, учитель истории и

обществознания I категории

МБОУ СОШ №8 г. Красноармейска

Саратовской области, 412800,

ул. Луначарского, дом 33, телефон:

2-14-85, e-mail: redred555@mail.ru

Стр.

Введение ………………………………………………………….3

Глава 1. Статистические данные …………………………… .5

Глава 2. Помощь инвалидам …..…………………………….6

Глава 3. Отношение к детям-инвалидам в обществе………. 11

Заключение ………………………………………………………13

Список источников и использованной литературы …………..14

Введение

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то…

И. Романов

Тема моей работы – «Ребенок-инвалид – полноценный член общества». Я выбрала ее, потому что проблема социальной адаптации детей-инвалидов – проблема, приспособленности детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность, не только в крупных городах, но и в маленьких населенных пунктах, таких как г. Красноармейск.

Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. В последнее время инвалидов принято называть «людьми с ограниченными возможностями». Но жизнь и достижения некоторых из них доказывают, что нет никаких ограничений, нет ничего невозможного для людей, сильных духом. В данной работе я выдвигаю гипотезу: инвалидам нужна, в первую очередь, не материальная или медицинская помощь, а возможность стать полноценными членами общества, возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал.

Выполняя работу, я выяснила:

  1. статистические данные;

  2. какая помощь оказывается этим людям;

  3. отношение к детям-инвалидам в нашей школе.

Методы исследования:

1) анализ источников (законодательных актов);

2) анализ научной литературы;

3) социологический опрос.

Инвалидность. Инвалид. Согласитесь, эти слова оказывают довольно угнетающее воздействие. В переводе с английского слово «invalid» означает «недопустимый», «ошибочный», «недействительный». Эти определения рисуют нам человека, имеющего инвалидность, жалким, беспомощным, ненужным, недействительным. И часто случается так, что человек сам перестает верить в свои силы, сам ограничивает себя в достижении жизненных целей.

Таким образом, инвалидность – это одна из форм социального неравенства. Это социальное, а не медицинское понятие. Следовательно, важнейшая задача любого общества, которое провозглашает себя равноправным и справедливым – снять ограничения и условия, из-за которых человек, имеющий инвалидность, не может жить полноценной жизнью.

В 2017 году исполнится 25 лет с того момента, как ООН (Организация объединенных наций) объявила 3 декабря Международным днем инвалидов. Этим самым было подчеркнуто, что инвалиды – важная часть человеческого сообщества, которая нуждается в признании своей полноценности и равных правах со здоровой частью общества.

Глава 1. Статистические данные.

Статистика ООН утверждает, что в России проживает 10 миллионов инвалидов во всех возрастных категориях, из них около 1,6 миллионов дети. Однако точных данных привести никто не может.

Согласно статистике, за последние 10 лет число только зарегистрированных детей-инвалидов в РФ выросло более чем в 2 раза. Число детей – инвалидов ежегодно увеличивается на 10 %!

Оказывается, это связано с ухудшением экологической обстановки, особенно в зонах химического заражения, высокий уровень заболеваемости родителей ВИЧ – инфекцией, наркоманией, туберкулезом и, конечно, социально — экономические условия таких людей. Поэтому проблема стала актуальной и уйти от нее так, как делалось раньше, нельзя.

В Саратовской области по данным на 2013 год проживает 154,5 тыс. инвалидов, в том числе 5573 детей-инвалидов. Доля детей-инвалидов в общей численности детского населения составляет 1,4%.

На начало 2010 года в области проживало 5322 семьи с несовершеннолетними детьми-инвалидами, в них 5452 ребенка-инвалида.

В 2013 году в области проживало 5474 семьи в них 5573 ребёнка-инвалида. Таким образом, с 2010 по 2013 год количество семей с детьми-инвалидами увеличилось на 151-у, соответственно, детей в них увеличилось на 121. В 97 семьях – два и более ребёнка-инвалида.

В Красноармейском районе поживает 103, официально зарегистрированных, ребёнка-инвалида. Из них 4 обучается в нашей школе.

Глава 2. Помощь инвалидам.

До революции 1917 года родившихся детей — инвалидов чаще всего оставляли в приютах, воспитывались или содержались они при монастырях, воспитательных домах или богадельнях, существовавших за счет пожертвований богатых.

Иногда детей-инвалидов забирала семья, и вся она существовала за счет подаяний. Иногда, забрав ребенка, семья изолировалась от общества, оставаясь наедине со своею бедой. Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции. Практически дети-инвалиды были обречены, их изолировали от общества и лишали возможности развиваться.

В последние годы вопросы, связанные с жизнью детей – инвалидов, стали разрешаться. Во многом у нас в России был перенят опыт европейских стран: там был иной подход для оказания помощи таким людям. Например, ни в Англии, ни в Германии никогда не употребляли термина инвалид. Их называют «детьми с нарушениями», «детьми с образовательными трудностями». По-моему, это очень гуманно, ведь они в первую очередь дети, но, к сожалению, с некоторыми ограничениями умственного и физического развития. Уже давно в тех же странах существуют программы индивидуального обучения, лечения и наблюдения за ними. Одним из обязательных условий таких программ – это близкое взаимоотношение с ровесниками, обычно в классах. Если в силу ограничений возможностей ребенка он остается дома, то контакт с ровесниками обеспечивается обязательно.

Права инвалидов уже в течение длительного времени являются предметом внимания со стороны Организации Объединенных Наций. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта, полученного в ходе проведения Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983 — 1992 годы). Основой настоящих Правил являются Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Дискриминация в отношении любого лица по признаку инвалидности является унижением достоинства, присущего человеческой личности»1,— отмечается в преамбуле проекта конвенции.

Наша страна переняла опыт работы этих стран. В России права инвалидов отражены в федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят в 1995 году. Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Также в нашей стране в 1990 году была создана некоммерческая организация Всероссийского Общества инвалидов – Фонд «Филантроп». Основная деятельность этой организации заключается в проведении благотворительных программ и социальной реабилитации инвалидов. Председателем комитета фонда «Филантроп» является И.Д. Кобзон. Руководители этого фонда устраивают фестивали художественного творчества инвалидов, турниры «равных возможностей», концерты мастеров- эстрады и артистов-инвалидов.

Средства массовой информации стали издавать материалы, которые показывают, что государство и общество стало проявлять большую заботу к такой категории детей.

Но на деле в России до сих пор не созданы условия обеспечения прав и интересов инвалидов, соответствующие международным стандартом. Поэтому инвалиды с трудом приобретают профессии, а устройство на работу бывает невозможным. Самыми незащищенными оказались дети-инвалиды.

Семьи, в которых появляется ребенок-инвалид, испытывают сильный эмоциональный стресс. Родители тяжело переживают дефект своего ребенка, и скрывают это от окружающих. Редко встретишь инвалида, спокойно прогуливающегося по улице. Поэтому дети сталкиваются с проблемой одиночества и начинают считать себя изгоями. А отношение окружающих к детям с дефектом противоречиво. » И жалко, и как-то не по себе, когда видишь инвалида»,- говорит вам обычный обыватель.

Для того чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми возможности участия в жизни общества.

Все люди разные, и каждый человек неповторим и бесценен для общества. Отношение к инвалиду во многом зависит о того, насколько часто он появляется в общественных местах. Окружающие, видимо должны привыкнуть к тому, что есть и не совсем здоровые люди, но они имеют такие же права как все, и должны полноценно жить вместе со всеми.

Среди них много творчески одаренных личностей, много детей, желающих активно жить. Они могут не только обеспечивать себя, но и приносить пользу своим трудом другим. Значит, надо создать условия для их воспитания, обучения. Надо, чтобы они полноценно общались с ровесниками и не чувствовали отчужденности от общества.

Задумайтесь! Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а дети, имеющие лицо и характер, душу. Они тоже очень хотят бегать по улице, ходить в кино, играть с друзьями, но они лишены всего этого, и в этом далеко не их вина.

В тяжелых условиях инвалидности они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае тяжелой болезни, способно своим видом вызывать отторжение у здоровых людей, но душа, живущая в ограниченных возможностях тела, минимальный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни.

В настоящее время в России действует государственная программа «Доступная среда», направленная на включение людей с ограниченными возможностями в полноценную жизнь.

На территории Саратовской области социально-средовую и социокультурную реабилитацию, а также социально-бытовую адаптацию инвалидов всех категорий осуществляют 8 областных реабилитационных учреждений области, в том числе областная комплексная детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и физкультура».

Мероприятия областной целевой программы «Дети Саратовской области» позволили приобрести медицинское, реабилитационное, технологическое оборудование, автотранспорт на сумму 10012,65 тыс. руб., приобрести здание для областного реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями на сумму 40000,0 тыс. руб. и др.

Для решения задач в 2015 году проведены следующие мероприятия:

— ежегодный мониторинг потребностей семей с детьми-инвалидами в государственных услугах в сфере здравоохранения,

образования и социальной защиты в целях формирования индивидуальных

программ работы с семьями;

— разработка, издание и распространение информационных листовок,

буклетов и календарей для пропаганды активного образа жизни детей

-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов;

-организация обучения специалистов.

В школах области, в том числе и в нашей, устанавливается специальное оборудование для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

Чтобы ответить на вопрос о том, кто и какую работу с детьми-инвалидами проводит в нашем районе, мы отправили запрос в «Красноармейский центр социальной помощи семье и детям «Семья». Вот, что нам ответили. В городе работу по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями проводят Красноармейский центр социальной помощи семьям и детям «Семья», спортивный зал «РиФ», дом детского творчества, районная больница, образовательные учреждения, организации, которые оформляют и выплачивают необходимые пособия, обеспечивают наличие необходимых технических средств: коляски, ходунки и т.д.

Для комплексного решения проблем детей-инвалидов необходимо тесное и конструктивное сотрудничество всех уровней власти и заинтересованных ведомств, общественных объединений.

Мероприятия, направленные на решение проблем детей-инвалидов, позволят

обеспечить равные возможности для детей с отклонениями в развитии,

создать условия для их социальной адаптации и дальнейшей интеграции их в

общество.

Глава 3. Отношение к детям-инвалидам в обществе.

До того, как я начала заниматься этой темой, я даже не представлял себе, что эти дети, имея ограниченные возможности, обладают огромным желанием доказать самим себе и окружающим, что они полноценные члены общества. Я не вижу детей-инвалидов в детских коллективах. Каково отношение к ним их сверстников? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я провела в школе социологический опрос на тему «Моё отношение к детям инвалидам». Опрос проводился среди учащихся 5-11 классов, в опросе приняли участие 157 учащихся, и статистика такова:

Так выглядят эти данные в процентном соотношении:

Цифры говорят сами за себя. Большинство ребят готовы к тому, чтобы их сверстники-инвалиды были рядом, готовы делиться с ними радостью общения, готовы прийти на помощь в ней нуждающимся.

Заключение

В последние годы проблеме адаптации детей-инвалидов в обществе уделяется особое внимание со стороны государства и многое, как и в других странах, делается для их комфортного проживания в России. Правительство следит за выполнением законов о правах детей-инвалидов, и даже в эпоху кризиса ни одна социальная программа для детей-инвалидов не свернута. Пусть программы по обеспечению инвалидов в нашей стране только набирают обороты, но я уверена, что когда-нибудь для инвалидов будут созданы самые комфортные условия. Но всё же я считаю, что для этого детям-инвалидам надо всего лишь помочь влиться в общество и тогда они не будут чувствовать себя ущербными или отличными от обычных людей. Работая над этой темой, я впервые задумался, и предлагаю задуматься вам, о том: что мы сделали или можем сделать для этих людей?

Список используемых источников и литературы:

1. Всемирная программа действий в отношении инвалидов.

2. Всеобщая декларация прав человека.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании».

4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

5. Конвенция о правах ребенка.

6. Международный билль о правах человека.

7. Международный пакт о гражданских и политических правах.

8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

9. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

10. Семейный кодекс Российской Федерации.

11. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

12. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Дети-инвалиды: социальные проблемы и неожиданные открытия

Какой ответ можно ждать от девочки 8 лет на вопрос, что такое, по ее мнению, «наука», да еще если ее интеллект некоторые врачи приравнивают уровню имбицила? Соня дает определение недетскими словами: «Наука – это система знаний, основанных на сомнении». Но девочку спрашивают дальше. А что такое «мысль»? Как она определит свое понимание «мысли»?

Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частички бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.
Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты

Это стихотворение написала 13-летняя девочка Соня, аутист, не умеющий говорить.

В стране по разным оценкам около миллиона детей инвалидов, точная официальная статистика не вполне надежна. Проблемы этих детей, проблемы их семей, известны тем, кто в этой области работает — но и только им. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Тема касается также церковной, приходской жизни. Какотметила на прошлых Рождественских Чтениях Татьяна Любимова, для многих воцерковленных семей с ребенком-инвалидом часто большой проблемой является уже возможность причастить этого ребенка. Этому мешает как неприспособленность храмов к принятию инвалидов, так и неготовность верующих, а, порой, и священников, к встрече с такими детьми.

…Я часто вспоминаю слова одной православной женщины, ухаживавшей за детьми в психиатрическом интернате, которые она сказала про полностью неговорящего мальчика, со множественными пороками развития: «Я часто присматриваюсь к Саше. Иногда у него бывает удивительный вид, такое необычайное выражение лица …, порой, мне кажется, он видит ангелов». Помолчав, она добавила: «Матерь Божия с такими, как он. Мы-то, по грехам нашим, еще не известно, где будем…».

Из всех таких детей в 20% случаев это психические расстройства, столько же случаев врожденных аномалий, например, болезней сердца и системы кровообращения, и других. Статистика болезней нервной системы, типа ДЦП, колеблется от региона к региону, и составляет от 16% до 35% всей детской инвалидности. Детей-аутистов в стране около 150 тысяч. Слепоглухих детей, то есть и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается 12 тысяч.

Нет никакой программы комплексной адоптации этих детей. Однако совершенно ясно, с чего надо начинать помощь. Свидетельствую то, что наблюдал сам. В психиатрическом интернате я видел детей с тяжелыми патологиями, которые лежали в кроватях-клетках, и не были способны произнести ни слова. Там был и мальчик, о котором я уже говорил. Все они были с глубокими интеллектуальными нарушениями. И все нуждались не только в физическом уходе, но и в человеческом внимании к ним, в ласке. Они сияли, когда с ними общались люди, и порой, буквально бились головой о сетку клетки, в отчаянии, когда человек, проявивший к ним внимание, должен был от них отойти. Без человеческого участия они не могли развиваться.

Вначале их обслуживала одна нянька на этаж, потом пришли православные добровольцы, в основном, женщины. И вот, получая то же самое государственное питание, под влиянием только ухода и человеческого тепла, эти дети не просто оживали, умнели, но и начинали физически расти в длину.

Там же в интернате врачи показали мне карту мальчика с гидроцефалией и парализованными ногами, который немного мог говорить. Лечащие врачи сказали мне, что его нынешнее состояние, это его потолок. Впереди будет только деградация. Этого ребенка усыновила православная семья. Прошло два-три года, и мальчик учился в школе, хотя и надомно, а по воскресеньям читал в церкви!

В нашем обществе существовала и существует установка на изъятие ребенка-инвалида из семьи и социума, и помещения его в изоляцию, в интернат. И родители ребенка с явной патологией уже в роддоме подвергаются уговорам отказаться от ребенка. Работает старая советская система изъятия инвалидов из общества.

Но многие родители поступают иначе. До 90% детей с синдромом Дауна оказываются в Доме ребенка, треть всех детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии, своей семьи не видят никогда.

Дети с тяжелыми патологиями оказываются в интернате. Государство выделяет средства на их жизнь, их содержат, кормят, оказывают какую-то медицинскую помощь. Конечно, интернат интернату рознь, но в среднем его плохо переносят даже обычные дети. Опять же официальная статистика: в интернатных учреждениях, дети болеют больше, чем в семье. В среднем в интернате доля здоровых определяется в диапазоне от 2 до 15% , а в современных семьях относительно здоровы 45%.

Много острее стоит вопрос для детей-инвалидов. Из детей-даунов, попавших из роддомов в дома ребенка, по оценкам специалистов Центра лечебной педагогики в Москве, 40% детей умирают на первом же году жизни; до взрослого возраста доживает едва ли каждый десятый.

Когда же дети остаются дома, возникают свои трудности. Эти семьи почти не поддерживаются государством и обществом.

Часто, после рождения ребенка-инвалида, семья распадается, отцы уходят. Мать остается одна, она жалеет и любит своего больного ребенка, но и она часто не выдерживает. Это усугубляется тем, что семья ребенка-инвалида не защищена материально. По утверждению Уполномоченного по правам человека, доля прожиточного минимума ребенка-инвалида, покрываемая ежемесячным пособием составляет не более 3% необходимых затрат. Это тоже следствие установки на «изъятие» инвалидов из общества, потому что существует огромная 5-ти, 7-микратная разница в средствах, выделяемых государством на ребенка в интернате и на поддержку его в семье. Разница типа 14 – 20 тысяч рублей на содержание ребенка в интернате, и только 2-5 тысяч рублей – пособие на ребенка-инвалида в семье. Между тем, расходы на содержание больного ребенка, на осуществление коррекционных программ с ним, в 3 раза выше, чем на содержание здорового ребенка. И одинокая мать ребенка-инвалида нередко находится и сама в состоянии депрессии. Она замыкается в своей беде, отодвигается от друзей и сослуживцев. Она оказывается в том положении, в котором помощь окружающих ее людей, наша помощь, могла бы быть особенно эффективной. Но она обычно не получает ее, даже если она посещает церковь. Ее проблемы остаются для окружающих людей скрытыми и не понятными.

Вместе с ребенком мать имеет права, определенные законом – но без юридической поддержки даже не знает о законах. Порой она годами бьется с местными чиновниками за права ребенка. Иногда побеждает – особенно, если объединяется с другими родителями. Но часто победа бывает не полной, и достается дорогой ценой — невозвратимо потерянного для развития ребенка времени. И не каждая мама способна на такую борьбу.

Существует очень сложная проблема обучения детей-инвалидов, особенно с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. От помещения их в адекватную среду развития, среду обучения, напрямую зависит их интеллектуальный уровень. Особенно это касается детей с аутизмом и Даун-синдромом. Часто они могут учиться, но только по индивидуальным планам, и только у специально подготовленного педагога. Однако у нас в стране нет развитой системы обучения таких детей. Закон теоретически гарантирует их право на учебу, но реализовать его порой бывает очень трудно или невозможно.

И последнее: в проблеме детей-инвалидов надо иметь в виду и их будущее трудоустройство. Работа для них – это мощный инструмент социализации и реабилитации. Не все инвалиды способны работать, но даже способные не могут получить работу. У нас в стране занятость повзрослевших детей-инвалидов не превышает 15%, в то время, как в США она в два раза выше, в Великобритании – почти в три. В Китае же 80% всех инвалидов, так или иначе, включены в работу.

Обычно, комплексную помощь детям-инвалидам оказывают только общественные организации и ассоциации таких организаций, которые создают сами родители. Так до сих пор было в нашей стране, так и в западных странах – США, Германии, других — только несколько раньше.

Одной из первых родительских организаций в России была созданная в 1989 году при НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики) общественная организация родителей «Добро», для помощи аутичным детям. Главными задачами ее стало отстаивание прав детей-аутистов, спасение их от сиротства, помощь их развитию, моральная помощь семьям, создание среды общения, обеспечение отдыха.

В том же году появился «Центр лечебной педагогики» в Москве, также как общественная организация родителей и педагогов. Стали появляться и другие родительские организации, в других регионах и в связи с другими заболеваниями детей. Например, в Петрозаводске родительская организация «Особая семья» возникла уже в 1991 году. А в 1992 году тринадцать родительских организаций Санкт-Петербурга объединились в городскую ассоциацию («ГАООРДИ»). Сейчас эта ассоциация включает уже 75 родительских объединений.

В настоящее время в России существуют сотни центров или родительских организаций, накопивших бесценный опыт. В обществе постепенно осознается наличие проблемы детей-инвалидов. СМИ лишь недавно и пока недостаточно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов, общество еще не совсем готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые родители. Увидев, где граница возможностей больного ребенка, дети играют с ним в этих границах — они могут скорректировать свое поведение. Взрослые же часто боятся, что их здоровому ребенку будет вредно общение с ребенком с ДЦП, аутизмом, или синдромом Дауна. Кроме нравственной пользы ничего не будет! – хотя бы уже потому, что сила, энергия, изобретательность, приспособленность – на стороне здорового. А вот душевная чистота бывает, порой, и на стороне ребенка с ограниченными возможностями. И сами родители больных детей часто удивляются атмосфере доброты и открытости, существующих в этих родительских объединениях, так контрастирующей с атмосферой в обществе в целом. Я видел людей, которые привозили своих здоровых детей в лагерь реабилитации детей-инвалидов, чтобы они пожили в этой оздоровляющей нравственной атмосфере.

Заканчивая, возвращаюсь вновь к теме личности «ребенка с ограниченными возможностями» А именно, к той девочке, стихотворение которой я поместил в самом начале.
С Соней я познакомился два с половиной года назад. Ей было тогда еще 10 лет. И это знакомство произвело на меня глубокое впечатление.

Девочка — аутист, имеет статус инвалида, и совершенно беспомощна в жизни. На момент знакомства, например, она не была способна полить цветы из лейки, в которую уже налита вода. И не потому, что у нее что-то с руками, а потому, что она (по психологическим причинам) не могла совершать произвольные действия — действия, определяемые ее волей и сознанием. Одна нейропсихолог, знавшая Соню уже не первый год, упорно не верила в возможности этой девочки, и характеризовала ее: девочка — имбицил. Имбицил – это гораздо хуже, чем дебил. Это глубже деформация, ниже интеллект. «Я никогда не поверю, — говорила нейропсихолог, — во все то, что приписывают Соне».

Соне приписывали многое – здесь и сейчас не буду перечислять. (Например, опыт клинической смерти в возрасте шести дней, еще в роддоме, который много позже, будто бы, она описала, и др.)

Я не знал, как относиться ко всему этому. Но со временем я убедился, что все, что Соне приписывают, справедливо. Я разговаривал с нею записками. Она не могла и до сих пор не может, говорить. Не может сама и писать. Но письмо доступно ей, если мать или педагог слегка касаются ее руки (психологическая, а не физическая поддержка).

И вот, мы «говорили» с нею через письмо, и меня поразил, богатый внутренний мир Сони, может быть, даже уникальный внутренний мир. Это особая тема, я никогда, наверно, не забуду это открытие. У девочки, поведение которой, действительно, могло казаться «имбицильным», отрешенной, неконтактной (когда вы обращались к ней, она вела себя так, будто вас не было вовсе), неадекватной есть свой внутренний мир. Он не подделка со стороны близких, не чья-то фантазия, он существует на самом деле.

Соня с шести лет пишет стихи. С того возраста, когда родители впервые узнали, что девочка понимает человеческую речь (прежде думали, что не понимает ничего), и даже откуда-то умеет читать, хотя ее не учили.

В восемь была проблема научить ее пользоваться ложкой. Девочка сидела перед полной тарелкой, и была голодна, и ложка лежала тут же. Но она не может взять ложку и кушать. Она плакала от голода – и была абсолютно беспомощна. Она не могла сделать этих произвольных действий. И мать должна была ей говорить: «Соня, возьми ложку». Тогда лишь Соня была способна ее взять. «Зачерпни». Зачерпнула. «Неси в рот». И так далее. А вот некоторые ее высказывания (афоризмы) возраста восьми лет.

Какой ответ можно ждать от девочки этого возраста, на вопрос: что такое, по ее мнению, «наука», да еще если ее интеллект некоторые врачи приравнивают уровню имбицила?

Соня дает определение недетскими словами:
«Наука – это система знаний, основанных на сомнении».
Кто знаком с науками изнутри, удивится точности слов.
Но девочку спрашивают дальше. А что такое «мысль»? Как она определит свое понимание «мысли»? Когда вы спрашиваете Соню, она не смотрит на вас. Когда пишет ответ – не смотрит на лист бумаги. Смотрит в сторону, порой, противоположную. И где-то у себя за спиной пишет.
Вновь она дает свой ответ (повторяю, ей было всего восемь лет):
«Мысль – есть самая великая, после любви, сила в мире».
А что такое стыд?
«Стыд это огонь, выжигающий грех из души».
Ну а что же такое сама «душа»?
Кто из нас, взрослых и умных, решится ответить на вопрос, что такое душа? Я не решусь. Едва ли придумаю что-нибудь, кроме тавтологии.
Соня пишет:
«Душа – это пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом, или сатаной».

Читая это и в то же время видя предельно беспомощную девочку, да еще и неадекватную, невольно возникает много вопросов, но уже за пределами социальных проблем детей-инвалидов, юридической поддержки их семей, за пределами проблем реабилитации этих детей, коррекционной помощи им, психологической помощи родителям. За пределами вообще всего этого очень емкого, важного и нужного внешнего круга – вопросов другого порядка: и о нас, и об этих детях, о том, что нас разделяет с ними, и что объединяет.

Здесь возникает вопрос: как отличить, что перед нами: глубокая неполноценность ребенка или особый путь человека, определенный Богом, драгоценный путь, наше достояние и милость Божья к нам? За то, что у меня смог возникнуть такой вопрос, я благодарю всех детей-инвалидов, с которыми встретился в жизни.

Сергей Сошинский, преподаватель РПУ св. ап. Иоанна Богослова, сотрудник Православного просветительского центра «Живоносный источник», приемный отец ребенка-инвалида, автор книги «Зажечь свечу. История аутичного ребенка», постоянный участник секций Рождественских чтений, посвященных проблемам детей-инвалидов

Источник: Православие и мир

Ребенок инвалид — определение, категории и группы

Инвалидность – это состояние организма, при котором в результате ограничений жизнедеятельности в следствии физических и психических патологий человек не способен выполнять различного рода деятельность.

Это понятие имеет не только медицинский, но и юридический аспект. Потому что инвалиды нуждаются как в клинической, так и в социальной реабилитации. Они не должны ущемляться в своих правах, особенно, если речь идет о детях.

В бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) проводят освидетельствование для определения группы инвалидности, категории «Ребенок-инвалид», устанавливают какие группы заболеваний приводят к расстройствам здоровья.

Понятия «Ребенок-инвалид»

К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.


Впервые понятие детская инвалидность возникло в стране в 1979 году при проведении Международного года ребенка. В тот же период вышел регламентирующий документ Минздрава о порядке выдачи заключения на ребенка-инвалида и назначении ему органами соцзащиты пенсии.

Родителям и опекунам необходимо знать: до скольки лет дети находятся в данном статусе. Назначаться инвалидность может с рождения и до 17 лет включительно. В момент совершеннолетия категория автоматически снимается. И если того требует состояние здоровья, то гражданин проходит освидетельствование для установления инвалидности с детства и соответствующей группы.

Определение происходит в территориальных бюро МСЭ. Несовершеннолетний после выставления диагноза и заключения врачебной комиссии направляется из медицинского учреждения, где наблюдается или устанавливается болезнь.

Виды инвалидности у несовершеннолетних граждан

Различается в зависимости от ограничений жизнедеятельности, расстройств функций и вида заболевания.

Распределяется по ограничению функций в категориях жизнедеятельности:

  1. Способность двигаться;
  2. Самоконтроль;
  3. Уход за собой;
  4. Ориентация;
  5. Контактирование с незнакомыми и окружающими;
  6. Обучение;
  7. Трудовая деятельность в будущем.

Выделяется три степени ограничений: легкая, средняя, выраженная. Степень оценивается относительно нормальных функций, которые соответствуют конкретному возрасту. При определенном диагнозе регистрируется одно или сразу несколько ограничений.

«Ребенок 3 лет, страдающий психическим заболеванием – аутизмом. Нет контроля поведения, ориентации в пространстве и времени, контакта с людьми, не обучаем и в будущем не способен к труду».

Инвалидность распределяется по виду расстройств функций организма. Они встречаются в:

  1. Психической сфере;
  2. Речи;
  3. Слухе, зрение, обоняние;
  4. Движение;
  5. Работы внутренних органов: сердца, сосудов, кишечника, печени, почек, желудка.
  6. Связанные с физическими уродствами.

По выраженности нарушений устанавливают одну из четырех степеней, которая выражается в процентах. При одном заболевание идет нарушение определенной функции или нескольких.

«Ребенок с диагнозом «Сахарный диабет с сосудистыми осложнениями глаз». Регистрируются нарушения работы 2 сфер: внутренних органов (поджелудочной железы) и зрения».

Распределяют инвалидность по классам болезней, которые обуславливают нарушения в организме. Чаще всего инвалидность у детей устанавливается по причине психических расстройств, в том числе умственной отсталости и аутизма.


Играют большую роль в назначении инвалидности врожденные и генетические патологии у новорождённых. Наибольшее число случаев принадлежит аномалиям сердца, сосудов, головного мозга, внутренних органов.

Тяжелое течение болезней опорного аппарата, органов эндокринной системы, легких, бронхов также способствуют выходу на инвалидность.

Инвалиды и дети-инвалиды – в чем разница?

Между инвалидностью у взрослых и детей существуют принципиальные отличая:

  1. Возраст определяет категорию инвалидности. У взрослых устанавливается с 18 лет и старше, у совершеннолетних – с рождения до 17 лет включительно.
  2. Распределение инвалидности по группам только у взрослых. Ребенку присваивается лишь категория «Ребенок-инвалид» без дополнительного определения группы.

Группы и категории инвалидности у ребенка

Критериями установления данного статуса в РФ является нарушение функций организма со второй по четвертую степень, с ограничениями в любой из сфер жизнедеятельности.

«Мальчик 10 лет с диагнозом «Бронхиальная астма», редкие приступы болезни не более 1 раза в полугодие, легкое течение, не выраженная дыхательная недостаточность. На освидетельствование в МСЭ определяется 1-я степень нарушений равная 20%. При данных расстройствах дыхания ребенку инвалидность не положена».

Другой пример:

«Девочка 4 лет с врожденной патологией – расщелина твердого неба. Наблюдается отставание в физическом развитии, нарушение речи. На МСЭ устанавливается 2-я степень расстройств равная 40%, присваивается статус «Ребенок- инвалид».

Родителям необходимо знать: до какого возраста ребенок-инвалид может находиться в данной категории. Назначается инвалидность на любой период, вплоть до достижения совершеннолетия. С 18 лет статус снимается автоматически и определяется инвалидность с детства.

Структура причин инвалидности у несовершеннолетних

Среди причин инвалидности у детей в Российской Федерации наибольший удельный вес принадлежит:

  1. Психическим заболеваниям, включая умственную отсталость. Они составляют практически 30% от всех причин. На долю умственной отсталости приходится 47,0% среди всех психических расстройств.
  2. Не втором месте располагаются врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, в том числе сердца, сосудов, головного, спинного мозга. Доля этих заболеваний составляет 24,0%.
  3. На третьем – патология органов эндокринной системы с удельным весом 10,0%.
  4. На четвертом – неврологические болезни (8,5%), среди которых наибольший вес имеет церебральный паралич (47,0%).
  5. Пятое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата (5,0%).

Удостоверение ребенка-инвалида

В территориальном бюро МСЭ выдается заключение с указанием статуса, заболевания, ограничений жизнедеятельности.

При установлении данной категории родитель или законный опекун получает удостоверение, наличие которого позволяет иметь определенные льготы несовершеннолетнему и его семье.

Ребенку в России гарантируется получение:

  1. Бесплатного медицинского обслуживания;
  2. Реабилитации;
  3. Санаторно-курортного лечения 1 раз в год;
  4. Льготного лекарственного обеспечения;
  5. Бесплатного дошкольного, школьного, среднего профессионального образования, за счет квот обучение на бюджетном отделении высшего учебного заведения. Если ребенок по состоянию здоровья не может обучаться в общеобразовательной школе, то ему предоставляется право получать знания в коррекционных классах или школе, на дому;
  6. Выплат: ежемесячная компенсация, социальная пенсия;

Льготы семье:

  1. Одному из работающих родителей работодатель обязан предоставить 4 оплачиваемых дня в месяц;
  2. По оплате коммунальных услуг;
  3. На проезд в транспорте;
  4. Один из родителей в трудоспособном возрасте, обеспечивающий уход за ребенком, получает ежемесячную выплату.

Инвалиды, в том числе несовершеннолетние – самая уязвимая группа населения. Им необходима медицинская, социальная помощь и соблюдение прав и гарантий со стороны государства.