Призри на смирение

В православных храмах находятся разные чудотворные образы с ликом Богородицы и младенца Иисуса. Икона «Призри на смирение» входит в их число и особо почитается верующими. О происхождении образа, его значении и сильной молитве, с которой следует обращаться к иконе, пойдет речь в статье.

Икона Божией Матери «Призри на смирение»

Икона Божией Матери «Призри на смирение».

Обретение верующими образа «Призри на смирение» относится к середине XV века, точнее, к 1420 году, когда в Псковской губернии люди находились в тяжелом положении по причине голода и болезней. Город был осажден врагом с Литовской территории, князь которой хотел завоевать русские земли для своего обогащения. Состояние жителей Пскова было настолько удручающим, что им явился образ Божией Матери, который назван «Призри на смирение», символизирующий, что Дева Мария сопереживает этому горю и молится перед Господом за прекращение человеческих мучений.

Достоверной информации о происхождении иконы «Призри на смирение» не имеется, но в летописях содержится упоминание об обретении образа Богоматери на озере Каменное. Из глаз Богородицы, изображенной на иконе Призри на смирение, в течение нескольких дней сочилась кровь, что было свидетельством ее сопереживания псковскому народу и надеждой на Божью помощью, что и случилось позже. Враги оставили свою затею завоевать Псковскую землю и покинули ее, что стало спасением жителей от голода и смертельной болезни.

С этого момента икона была перенесена в Псковский храм, о чем существует документальное подтверждение. 16 сентября было принято за дату почитания явленной иконы.

История иконы Божией Матери Призри на смирение

О месте нахождения оригинала иконы в настоящее время ничего не известно. Упоминания о святыне обрываются уже в XIX веке, когда при описи церковной утвари в списке нет информации о данной иконе. Существует версия, что икона Божией Матери «Призри на смирение» погибла в пожаре, которые случались часто в те времена на Псковской земле.
Но с этого образа были сделаны списки, которые почитаются верующими и хранятся в разных православных святынях:

  • Фроловский женский монастырь в Киеве.
  • Введенский мужской монастырь в Киеве.

В настоящее время подробная информация есть о чудотворном списке «Призри на смирение», находящемся именно в мужском монастыре. Автором иконы является княгиня, которая решила посвятить свою жизнь служению Богу и стала монахиней, получив имя Мария. За ее глубокую веру и благодетель Всевышний даровал ей художественный дар, что позволило женщине написать образ Богоматери, который приобрел чудодейственную силу:

дело в том, что при написании образа «Призри на смирение» Мария читала Иисусову молитву и использовала вместо кисти кость от святых мощей, к которым ей было позволено прикасаться. Краски княжна разводила святой водой. Именно способ написания образа Божией Матери «Призри на смирение» напитал его силой и способностью являть чудо истинно верующим людям.

Чудотворная Икона Божией Матери «Призри на смирение» Фроловского женского монастыря в Киеве

О списке, который находится в мужском монастыре, есть информация от 1917 года, когда было гонение и уничтожение всего церковного с целью искоренения веры. Икону «Призри на смирение» спрятал у себя священник Борис Квасницкий. Он был арестован, но успел передать образ на хранение своей дочери, которая тоже относилась к церкви и была монахиней по имени Феофания. Ей пришлось оберегать образ Божией Матери 55 лет, перенося икону за собой из одного храма в другой.

Во Фроловском монастыре образ Богородицы явил первое чудо, исцелив девочку от недуга немоты. Немая девочка усердно молилась перед святым образом и смогла произнести первое слово «бабушка». Об этом чуде стало известно многим прихожанам и икона стала почитаться как чудотворная.

Постоянное место обитания образ Богородицы получил именно в мужском монастыре, которому монахиня завещала икону «Призри на смирение» перед смертью. С тех пор святыня хранится во Введенском монастыре и от нее было получено исцеление от разных недугов.

Известен этот список еще одним событием, которое можно назвать только божественным чудом. Служителями монастыря было принято решение провести реставрацию образа, потому что им казалось, что краски потеряли свою яркость. С иконы было снято стекло, которым образ был защищен от внешнего воздействия. Монахи заметили, что на стекле полностью отпечатался образ Богоматери и младенца, без нарушения формы и контуров святого лика. Как это произошло? Объяснить служители монастыря не могли, потому что стекло не соприкасалось с полотном. Была назначена экспертиза для подтверждения чуда и объяснения происходящего. Через некоторое время после проведения современных экспериментов над отпечатком на стекле было дано заключение, что это изображение не является делом рук человека, а Божьим промыслом.

Икона «Призри на смирение» и стекло с чудесным отображением. Свято-Введенский мужской монастырь.

Стекло было помещено рядом с иконой «Призри на смирение», после чего было зафиксировано большое количество исцелений, о чем свидетельствуют приношения от людей, получивших помощь от чудотворной иконы. С 1995 года икона официально получила статус чудотворной и стала для православных еще более почитаемой.

Описание образа иконы Божией Матери Призри на смирение

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Призри на смирение из Свято-Введенского монастыря города Киева

Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение» принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница»). На иконе изображена Дева Мария и Иисус во младенческом возрасте. Этот образ имеет следующие художественные символы:

  1. На голове Богородицы изображена корона, символизирующая, что власть находится именно в Божьей власти. Иисус без головного убора и на коленях матери, но не в сидячем положении, а стоя на ножках.
  2. В руке Богородицы скипетр — символ власти, а у Христа шар — символ державы, что также подтверждает, что все в руках Божьих.
  3. Очень ярко выражены глаза Девы Марии, которые пристально наблюдают за всем происходящим. При любом ракурсе размещения человека перед образом возникает ощущение, что взгляд устремлен именно на него.
  4. Правая рука Иисуса касается щеки Богородицы, что является символом мольбы Христа за человечество и о спасении его от разных бед и о всепрощении.

Название Иконы происходит от слов Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея».

Значение чудотворной иконы Божией Матери Призри на смирение

Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к типу Путеводительницы, которая сопровождает человека в его мирской жизни и помогает обрести духовное единение с Господом.

Учитывая историю происхождения данного образа, можно сказать, что икона явилась людям, чтобы защитить их от различных бед и укрепить веру в Божественный промысел и спасение.

Исцелив Псковский народ от эпидемии и вернув к нормальной жизни, Богородица продолжает спасение людей на земле, которые усердно молятся и верят, что Всевышний не дает человеку испытаний, с которыми тот не может справиться. Чудеса, исходящие от иконы «Призри на смирение» являются этому подтверждением.

О чем молятся иконе Пресвятой Богородицы Призри на смирение

  1. Образу Богородицы «Призри на смирение» молятся при различных обстоятельствах, причиняющих страдания человеку.
  2. Чудотворная икона исцеляет от различных болезней, чему есть письменное подтверждение и приношение даров от людей, получивших ее благодать.
  3. Отмечается, что к иконе можно обращаться с молитвами о помощи умершим людям, которые при жизни не успели исповедаться и покаяться в своих грехах. Родные и близкие умерших при усиленной молитве перед иконой «Призри на смирение» могут вымолить заступничество Богородицы перед Всевышним.
  4. По заступничеству Пресвятой Богородицы происходят исцеления от сердечно-сосудистых заболеваний, женских болезней.
  5. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.

Текст молитвы иконе Божией Матери Призри на смирение и толкование

При обращении к образу нужно читать слова следующей молитвы, которая составлена служителями церкви по всем канонам.

Молитва содержит обращение о заступничестве Богородицы, ее милости и оказании помощи в разрешении конкретной проблемы. О том, что верующий обрел смирение и молится об укреплении этого смирения.

«зменить шрифт

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»

О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном.

Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помимо основной молитвы перед чудотворной иконой, можно произносить следующие обращения к образу Богородицы:

«зменить шрифт

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»
глас 4

Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси душа наша яко любвеобильная Мати.

«зменить шрифт

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»
глас 3

Пренепорочная Дево, отображение Лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына Твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.

«зменить шрифт

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.

Икона Божией Матери “Призри на смирение”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Икона Божией Матери “Призри на смирение”. Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает

Рис. 1. Икона Божией Матери «Призри на смирение» является чудотворной. Молясь перед ней, люди обретают очень важное духовное качество, необходимое для спасения души — смирение.

Про смирение в Православии

Смирение — это Божественная добродетель, обрести которую можно лишь только тогда, когда человек будет надеяться не только на себя и свои силы, а вручит себя в руки Божии. Это возможно только с помощью Божией, превозмогая свою гордость и другие произошедшие от неё грехи. Также обрести смирение помогает участие в церковной жизни: молитва на Богослужениях, Исповедь и Причастие.

В Священном Писании много говорится про смирение:

«Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренным Духом спасет».

Псалом 33: 18.

«Возьмите иго Моё на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим».

Евангелие от Матфея, гл 11.

«Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время».

1Пет. 5:6

Смирение — добродетель, дающая нам благодать и открывающая нам двери в Царствие Небесное, но не всегда всем легко обрести её, живя в суетном мире. В помощь на этом пути, Господь и Его Пречистая Матерь даровали нам чудотворную икону «Призри на смирение», молитвы перед которой помогают православным обрести эту великую добродетель.

История образа

Если судить по стилю иконописания, икона Божией Матери «Призри на смирение» была написана в XII веке. Первое упомянание о ней относятся к XV веку. Но название свое она получила только в XVII столетии.

Первые сведения об иконе датируются 1420 годом, во время княжения Василия II, когда на псковичей обрушилось великое бедствие: моровое поветрие (голод и эпидемия) и вторжение в псковские земли литовцев. В эти страшные для Пскова дни, на озере Каменном в ските был явлен образ Пресвятой Владычицы, на глазах которой были кровавые слезы.

Псковичи уверены, что чудотворная икона была явлена им для защиты и поддержки в трудные дни, Господь и Его Пречистая Матерь тем самым призвали их к покаянию, смирению и вручению себя в руки Божии.

16 сентября 1420 года образ переносят в храм Живоначальной Троицы в Пскове. В этот знаменательный день и решили отмечать праздник иконы. Празднуется он в этот день и сейчас.

Подлинник, к сожалению, до наших дней не сохранился. Зато у чудотворного Лика есть несколько списков, некоторые из которых также являются чудотворными.

Рис. 2. Пожалуй самым известным чудотворным списком является образ, хранящийся в Свято-Введенском мужском монастыре в Киеве.

Этот чудотворный образ был написан принявшей монашество, княгиней Марией, у которой ещё с рождения был удивительный художественный дар. При написании иконы, монахиня постоянно молилась, краски она замешивала на святой воде.

В 1917 году святой образ был передан протоиерею Борису Квасницкому, у которого он хранился до 1937 года. В этот год батюшка был репрессирован, но перед этим, он успел передать икону своей духовной дочери монахини Феофании.

В 1961 году Введенский монастырь закрыли и сестёр разогнали. Матушка Феофания вместе с иконой переселяется во Флоровский монастырь. Святая икона хранилась у схимонахини вплоть до 1992 года, когда она решается подарить образ Введенскому храму.

Примерно через год после этого, Господь являет через образ «Призри на смирение» великое чудо: на стекле, которое покрывало киот вдруг появляется нерукотворное изображение Пресвятой Девы и Богомладенца.

Важно! Учёные до сих пор не могут объяснить появление Нерукотворного отпечатка. Целый год доктора наук и заведующие кафедрами ведущих Вузов Украины исследовали отпечаток. В исследовании были задействованы последние достижения науки и техники, но научное объяснение так и не нашлось: анализ отпечатка святого образа показал органическую природу его происхождения. Это явление признали чудом XX века.

Православная Церковь также признала его как проявление Божьего чуда.

Рис. 3. Сейчас этот удивительный отпечаток выставлен в том же храме, рядом с чудотворной иконой.

В 1995 году, по решению Священного Синода Украинской православной Церкви Московского патриархата, икона Божией Матери «Призри на смирение» была официально признана чудотворной, благодаря множеству чудес, произошедших по молитвам перед этой святыней.

Иконография и значение образа

Рис. 4. Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к иконографическому типу «Одигитрия» (Путеводительница). Богородица изображена по пояс, на Её коленях стоит, обнимающий Свою Матерь, Богомладенец.

Для образа также характерно:

  • Голову Пречистой Владычицы венчает корона;
  • В деснице Богородица держит скипетр;
  • Левой рукой Пресвятая Дева обнимает своего Божественного Сына;
  • Одной рукой Христос прикасается к лику Своей Пречистой Матери;
  • В другой руке Христос держит шар, символизирующий Вселённую.

На иконах, Господь может быть изображён сидящим, а в руке Его Матери вместо скипетра также может быть свиток. Оба варианта символизируют собой Божественную власть.

Богомладенец как бы старается повернуть Свою Матерь к людям, прося Её откликнуться на моления всех с верою приходящих и молящихся.

Чудотворные списки иконы есть в следующих местах:

  • В Флоровском женском монастыре в Киеве;
  • В кафедральном соборе Живоначальной Троицы в Псковском Кремле;
  • В Киевской Свято-Введенской мужской обители, там также есть список, выполненный в мозаичной технике.

В чем помогает и от чего оберегает молитва перед образом

Задачей каждого православного верующего является смирить свои душу и тело и вручить их в руки Божии, без этого не возможно быть вечно с Богом.

Рис. 5. Перед святым образом молятся о даровании смирения и покаяния себе, а также близким не желающим раскаяться и поэтому страдающих от различных недугов, посылаемых Господом для нашего смирения.

Также молятся:

  • О прощении грехов;
  • Об обращении к истинной вере близких людей;
  • Об избавлении от лицемерия и обмана;
  • О решении семейных конфликтов и даровании любви;
  • Об облегчении страданий умерших близких;
  • Божия Матерь подаёт помощь всем, кого притесняют, гонят;
  • Помогает всем, кто отчаялся и не крепок в вере;
  • Даёт оправдание невиновным;
  • Особенно помогает при сердечно-сосудистых заболеваниях и женских болезнях;
  • Помогает решить жилищные проблемы.

Чудотворения по молитвам перед образом

Рис. 6. Много чудес произошло перед чудотворной иконой Богородицы «Призри на смирение». Об этом свидетельствует огромное количество украшений, которые приносят паломники в благодарность за помощь, произошедшую после усердных молений перед святыней.

  1. Первым чудом, произошедшим по молитвам перед этим образом считается исцеление девочки, которая от рождения была глухонемой. После того, как она вместе со своей бабушкой подошла и приложилась к святому лику, она повернулась к бабушке и сказала: «Бабушка, Тётя на меня подула».
  2. Одна беременная женщина узнала, что больна гепатитом. Медики убежали её сделать аборт. Женщина три дня молилась перед чудотворной иконой о спасении ребёнка. Повторные анализы показали, что женщина абсолютно здорова!
  3. Мать и её малолетняя дочь совершали прогулку на лодке. Женщина, на мгновение загляделась на водные лилии, девочка выпала из лодки и пошла ко дну. Мать стала усердно молиться Богородице и вскоре увидела в воде чудотворный лик Богородицы и рядом всплывшую дочь, которая была жива и здорова.

Как молиться

Рис. 7. Чтобы Господь услышал нашу молитву, она должна быть искренней и исходить от чистого сердца.

Молиться можно как дома, так и в храме, главное, чтобы ничто вас не отвлекало от молитвы. Для особенного молитвенного настроя и в знак нашей искренней молитвы, идущей к Богу, перед иконой можно зажечь свечу или лампаду.

Молиться нужно как своими словами, так и используя специально составленный текст молитв перед этой иконой. При молитве своими словами важно хорошо подумать, что вас больше всего беспокоит в данный момент и искренне, с покаянным сердцем и смирением обратиться сначала к Господу, а потом к Его Пречистой Матери

Совет#1 Православные христиане, молясь перед образом Господа, Богородицы или святых, обращаются в своих молитвах не к самой иконе, не к дереву и даже не к изображению на ней (как это делают язычники), а к Первообразу, то есть к тому, кто там изображён к Господу, Богородице или святым).

Также нельзя читать молитву, как какое-то заклинание. Молитва — это наше живое обращение к Богу и Его святым, разговор с ними, просьба о помощи и заступничестве.

Для молитвы хорошо использовать акафист перед данной иконой, тропарь, кондак и молитвы. Читая молитвы, нужно проводить каждое слово молитвы через свои душу и сердце.

Молитва

О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном. Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси, тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси души наша, яко любвеобильная Мати.

Кондак

Пренепорочная Дево, отображение лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.

Где повесить икону

Каких-либо особенных правил для размещения данной иконы в доме нет, на её размещение действуют те же правила, что и на все иконы.

Рис. 8. Выбирая место для иконы, важно помнить, что оно должно быть светлым, чистым и удобным для молитвы.

На этом месте не должно быть никаких посторонних предметов и изображений, которые могут отвлекать внимание молящегося или вызывать у него мысли, не относящиеся к молитве или какие-либо воспоминания.

Лучшим местом для размещения икон было и остаётся размещение в специальном молитвенном уголке, который можно устроить хоть в каждой комнате (за исключением ванной и туалета). Разместить иконы можно в углу, на стене (лучше выходящей на Восток) или же выделить для икон отдельную полку в открытом шкафу.

Не забывайте также, что иконы — это святыни, требующие благоговейного к себе обращения. Необходимо своевременно ухаживать за молитвенным уголком и иконами, не допуская скапливания пыли на них и беспорядочного расположения икон.

Иконы ставятся в следующем порядке: в центре ставятся самые почитаемые иконы в семье (например, венчальная пара), справа стоит икона Спасителя, слева — Богородицы. Также справа от Спасителя может стоять икона особопочитаемого святого или вашего Небесного покровителя. Над Спасителем можно разместить икону Святой Троицы. Остальные иконы аккуратно размещаются вокруг этих икон.

29 сентября праздник чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ»

Эта икона ХІХ века является списком чудотворного образа 1420 года, который явился на Каменном озере в Псковской области. В Свято-Введенский монастырь икона Божьей Матери «Призри на смирение» была передана схимонахиней Феодорой, которая хранила ее у себя на протяжении 55 лет.

В августе 1993 года образ Богородицы с младенцем странным образом отобразился на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее. Киевские ученые, проведя исследование, пришли к выводу, что изображение является нерукотворным, при этом не смогли дать научного объяснения случившемуся чуду.

Приказом Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года святой образ Божьей Матери «Призри на смирение» был признан чудотворным.

Ризы таких икон по давней традиции украшали ценным металлом и драгоценными камнями. Поэтому в 1996 году святой лик Богородицы был оправлен в драгоценную ризу, которая, по мнению специалистов, имеет высокую художественную ценность.

В разные времена со многих почитаемых икон делались списки (копии). Что же касается иконы «Призри на смирение», то таких списков известно немного. Один список конца XVII ст. находится и поныне в Киевском Флоровском Вознесенском женском монастыре, и второй — икона Божией Матери «Призри на смирение» — украшает в настоящее время главный храм в Киевском Свято-Введенском мужском монастыре.

Поскольку в литературе и в архивных документах дореволюционного периода не встречаются какие-либо упоминания о ней, почти невозможно с точностью определить время ее написания и установить имя, несомненно талантливого иконописца, создавшего этот образ. Предположительно, киевская икона была написана в конце XIX ст.

Икона «Призри на смирение» (XIX в.) была принесена в дар Введенскому храму осенью 1992 года схимонахиней Феодорой. В то время при храме еще существовала община, которую возглавлял игумен Дамиан. Икона явилась в эту святую обитель, в которой едва затеплилась монашеская жизнь, и благословение в лице чудотворной иконы, пришедшей в нее Промыслом Божиим и освятившей храм, послужило знамением к возрождению обители и ее дальнейшему процветанию.

Схимонахиня Феодора (в миру Тоцкая Феодосия Дмитриевна) родилась в 1906 году в селе Хрещатое Черниговской губернии. С раннего детства она имела желание поступить в Киевский Введенский монастырь, где несла свое послушание ее родная тетя монахиня Фотиния. В Великий пост вместе с мона-хиней этого же монастыря, девочка в возрасте 12 лет пришла в обитель и поступила послушницей с именем Феодосия. Обладая хорошим слухом, несла послушание регента, управляла хором, во многом помогала игумений Еливферии, которая заботилась об обучении и воспитании девочки. С ранних лет Феодосия пользовалась уважением сестер. Со временем она приняла монашеский постриг с именем Феофания.

В 20-х годах священником Введенского женского монастыря был отец Борис Квасницкий, который вместе со своей семьей проживал при обители. Этому священнику и принадлежала икона «Призри на смирение». В 30-е годы, уже после закрытия монастыря, отец Борис был репрессирован. Незадолго до аре-ста, как бы предвидя свою трагическую судьбу, он обратился к монахине Феофании с просьбой позаботиться о его семье и сохранить икону. Просил также вернуть эту икону сыну Михаилу при благоприятных обстоятельствах. Выполняя наказ своего духовного отца, матушка Феофания помогла отправить сына священника к родственникам в Москву, а икону бережно хранила у себя.

После закрытия Введенского монастыря, матушка Феофания вынуждена была оставаться в миру и работала домработни-цей, а, когда после оккупации Киева немцами, в 1941 году мона-стырь возобновил свое существование, вернулась в обитель, принеся с собой икону Божией Матери.

В 1960 году монастырь был вторично закрыт, матушка Феофания, став насельницей Флоровского Вознесенского монастыря, разместила икону в своей келье. Все это время монахиня поддерживала связи с сыном священника — Михаилом, который вернулся в Киев через много лет уже со своей семьей. Он был настолько напуган расстрелом отца, что, стремясь оградить от возможных неприятностей свою семью, никогда и никому, кроме дочери, не рассказывал о трагедии. Михаил часто наведывался во Флоровский монастырь к матушке Феофании и радовался, что удалось сохранить икону. В течение всех этих лет икона «Призри на смирение» находилась в келье у монахини, которая со временем приняла схиму с именем Феодора. Каждый год, 16/29 сентября, в день памяти иконы, в келье у матушки вечером читался акафист «Благовещения Пресвятой Бо-городице», а утром, с благословения игумений монастыря, служился молебен с водосвятием, в котором принимали участие насельницы обители. По воспоминаниям матушки Магдалины, в последний год пребывания иконы в этом монастыре, произошло событие, запомнившееся многим. Схимонахиня Феодора, в то время уже немощная и слепая, практически не выходила из своей кельи. Ее келейница, монахиня Магдалина, приводила в порядок келью, готовясь к утреннему молебну. Время было позднее, она прилегла отдохнуть и не заметила, как уснула. Проснулась внезапно, как будто кто-то толкнул ее в бок, и с ужасом увидела, что келья заполнена дымом. От свечи, стоявшей перед образом в массивном подсвечнике, воспламенилась бумага на столике, рядом обгорела стена. Пламя уже готово было перекинуться на занавеси, и тогда могло произойти непоправимое. Но Божия Матерь отвела несчастье, пожар был вовремя замечен и потушен.

По рассказам старицы схимонахини Феодоры, у иконы Божией Матери «Призри на смирение» исцелилась глухонемая отроковица, которая молилась вместе со своей бабушкой. Однажды девочка вдруг позвала: «Бабушка». Удивленная бабушка стала расспрашивать внучку, как это произошло? — «Эта тетя на меня подула» — проговорила девочка, указывая на чудесный образ Богоматери.

Незадолго до своей кончины, схимонахиня Феодора пригласила к себе Михаила с тем, чтобы решить, как в дальнейшем поступить с иконой. Матушка предложила оставить икону во Флоровском монастыря, поскольку много лет она хранилась и почиталась здесь. Но Михаил отказался. В память об убитом отце, он пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место в том храме, где мог бы стать действительно почитаемой святыней, доступной многим верующим. Он знал, что Введенская церковь вновь была открыта, в ней возобновились богослужения, и передал икону возрожденной обители. Таким образом, икона «Призри на смирение» оказалась в храме, где она пребывала прежде, и где отсутствовала долгих и трудных 30 лет.

Для иконы, размером 110×72 см, изготовили специальный киот, и она была установлена в храме, слева от иконостаса.

Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к так называемому типу изображения Богородицы — «Одигитрия» (Путеводительница), о котором упоминалось выше. Тип изображения «Одигитрии» не соотносится ни с текстом Священного Писания, ни с акафистом Божией Матери, что дает определенную свободу решения композиции иконы. Поэтому существуют варианты изображения «Одигитрии», когда Младенец может находиться на правой или левой руке Богородицы, изображаться в полный рост, или сидящим на коленях у Матери, в руке может держать свиток или атрибут царской власти. Появление какого-либо варианта изображения могли разделять целые столетия.

Традиционно на иконах этого типа Богоматерь держит Младенца на левой руке, причем Иисус изображается фронтально, взирая на молящихся и благословляя их правой рукой. В этом величественном единстве, благородной гармонии особенно подчеркивается Божественность Христа, Его неземная власть и сила. Киевская икона «Призри на смирение» соответствует этому типу изображения Богородицы с Младенцем. Образ Богородицы, наделенный Божественной силой, высокой духовностью, торжественен и строг. Все в Ее облике овеяно какой-то удивительной тонкой красотой и изысканностью. В лице, почти классическом по правильности пропорций, особое внимание привлекают ее огромные, внимательные глаза, которые смотрят на тебя, в какой бы части храма ты не находился. Столько в них глубины и понимания, от этого проницательного взора ничего невозможно скрыть. Причем, выражение глаз бывает разным: иногда Богородица строга и серьезна, а в другой раз Ее глаза светятся добротой и участием, и едва заметная улыбка просветляет Лик. Это трогательный образ материнской любви, хрупкости и призрачности материнского счастья в жестоком мире. Нежность сочетается с задумчивостью, тревогой и печалью Матери, предчувствующей гибель Сына. Такой представляли образ Матери, разделившей с Сыном тернистый жизненный путь, наши предки, такой Она предстает перед верующими и ныне, через тысячелетие после принятия христианства.

Идеальный образ Богоматери, вместе с чертами человеческой скорби, обретает просветленное неземное величие, что пе-редается в композиционном решении чудотворного образа. Икона строится по принципу текста — каждый элемент прочитывается как знак, символ, имеющий определенное значение. Толкование чудотворных икон раскрывает духовную значимость Богородицы, способствует пониманию христианских добродетелей.

На иконе Богородица облачена в красный мафории — это верхняя одежда в виде четырехугольного плата, покрывавшего голову, окутывавшего грудь и спадавшего на спине мантией. Мафорий был частью одежды замужней женщины. Пурпурный цвет мафория Богородицы означает Ее материнство, а голубой цвет туники, длинного платья с расшитыми узкими рукавами, — символ целомудрия, девства и небесной чистоты. Пурпурный цвет, (по-русски — багряный), был выражением красоты, драгоценности и принадлежности к царскому роду. Пурпурные одежды и обувь носили только императоры.

Орнаментальная кайма на одежде Богородицы — это знак Ее прославления, а три золотых звездочки на мафорий символизируют Ее Приснодевство. Поверх мафория изображена ко-рона, которая является символом Царства, Богоматерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа. Святой Кирилл, архиепископ Александрийский (V век) называл Богородицу «досточтимым сокровищем всего мира, неугасимым светильником, венцом девства, скипетром православия, храмом неразрушимым». В правой руке Богородица держит жезл, скипетр православия, который является также атрибутом царской власти и свидетельством происхождения из царского рода. Левой рукой Она нежно поддерживает Младенца, стоящего у нее на коленях. Спаситель облачен в белый хитон. Белый цвет — соединение всех цветов, символ чистоты, непорочности, причастности Божественному миру. В руках у Иисуса мы видим державу, которая символизировала царственную власть над миром. Золотые нимбы, из-лучающие Божественный свет, служат выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей.

Редкое и не понятное, на первый взгляд, название иконы, которое можно истолковать по-разному. В хвалебной песне Богу сама Пресвятая Дева рекла так: «…яко призре на смирение рабы своея «(Еванг. от Луки, гл. 1, ст. 48 ). Глубочайшего смирения исполнена была чистейшая душа Преблагословенной, за которое Она была увенчана высочайшей славой. Бог призрел, посмотрел, заметил, оценил чистоту этой святой Отроковицы и даровал Ей огромную милость — воплотить слово Бо-жие, и чрез это соделал Ее обильным источником милостей и исцелений всем страждущим, обездоленным, нуждающимся в Ее помощи. А второе толкование явствует из композиции этого чудотворного образа. Взглянув на икону, мы видим, как Христос взял за ланиту Богоматерь, как бы говоря ей: „Призри на смирение тех, кто обращается к тебе. Посмотри, согрей своей теплотой, даруй радость и покой, исцели, пожалей и принеси их молитвы ко Мне, и Я помилую и спасу их“. И те, кто поклоняется несравненной и лучезарной святыне Пречистой и Преблагословенной Девы Марии, те, над которыми сияющий в смирении Ее образ имеет великую силу, пусть почтут Ее тем самым смирением, каким была Она полна. Будем смиренны перед Богом, чтобы чувствовать все Его благодеяния и испытывать благодарность к Нему.

Икона своей необычайной красотой привлекала к себе вни-мание верующих, которые часами могли молитвенно простаивать перед образом. Благодаря этой иконе и сам Введенский храм стал известен в городе. Но вскоре произошло событие, которое стало выдающимся в истории этой обители и взволновало не только прихожан, но и всю общественность Киева.

Летом 1993 года, настоятель Введенской общины, игумен Дамиан обратил внимание на потемневшие краски иконы, находящейся в деревянной раме под стеклом. Было принято решение пригласить реставраторов, чтобы определить причины изменения красочного слоя.

Однако, 1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, когда рама со стеклом была снята, все присутствовавшие увидели, что тональность красок на иконе не изменилась, а на стекле с обратной стороны явился чудесный серебристый отпечаток, в точности повторивший силуэты Богоматери и Младенца. Многие иконы в храме находятся под стеклом, это древняя традиция, имевшая своей целью предохранение от повреждений и сохранение святых икон, которые зачастую были украшены драгоценными окладами. Но подобного явления с остальными иконами в Введенском храме не произошло, хотя все канонические иконы священны, благодаря своему духов-ному содержанию и смыслу. Киевское чудо можно было сравнить со знаменитой Туринской плащаницей, сохранившей точный отпечаток тела Христа. Весть о произошедшем чуде быстро распространилась по городу, в храм стали приходить не только паломники, чтобы принести молитву Небесной Заступнице, но и люди, имеющие к церкви весьма отдаленное отношение, которых сюда привело простое человеческое любопытство.

Свято-Введенский монастырь в Киеве

Отношение к произошедшему событию с самого начала было неоднозначным. С одной стороны, верующие люди с огромной радостью приняли весть о знамении, произошедшем от иконы Божией Матери, и само явление не вызывало никакого сомнения. В то время, как некоторые киевские ученые были убеждены, что это — очередная фальсификация. Они потребовали проведения всестороннего исследования отпечатка на стекле, а также и чудотворной иконы, с тем, чтобы разоблачить обман. Его Блаженство Владимир (Сабодан) Митрополит Киевский и всея Украины дал свое благословение на проведение исследовательских работ. При этом было поставлено одно условие, чтобы икона и стекло с отпечатком не выносились из храма, ибо подобное деяние явилось бы явным непочтением к образу Божией Матери.

В течение года проводились тщательные исследования сотрудниками Института судебной экспертизы, Политехнического и других научных институтов. С этой целью в храм была привезена специальная аппаратура. Учеными высказывалось много научных гипотез, однако, было установлено, что произошедший процесс наука пока что не может ни объяснить, ни воспроизвести, поскольку подобное явление в то время больше нигде еще не встречалось. В результате изучения произошедшего чуда киевскими учеными установлено, что светлосерого цвета отпечаток изображения на стекле органического происхождения и является нерукотворным отражением Лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом. Таково заключение украинских ученых, которые имеют в своем распоряжении современную аппаратуру и новейшие методы научных исследований. Ответы на многие вопросы так и не найдены, но все были единодушны во мнении, что речь идет об одном из чудес XX века. Все эти волнующие события были запечатлены в видеофильме режиссера А. Лесового „Киевское чудо“, который можно и сейчас приобрести в обители.

Тайна подобных знамений смущает многих скептиков. Почему мы всегда хотим докопаться до сути, всему дать объяснение? Чудо — это сверхъестественное событие, прямое действие Промысла Божиего в нашем земном мире, совершаемое Господом по Его благой воле, по заступничеству Своей Пречистой Матери или молитвам святых угодников для нашей душевной и телесной пользы. Чудо, произошедшее в Введенском храме, это достоверный факт, который случился в окружающем нас реальном мире. Однако, это событие нельзя объяснить никакими известными нам законами природы. Чудеса совершаются Богом не для того, чтобы поразить наше воображение, а имеют конечной целью укрепить веру и помочь нам исправить нашу жизнь. Святитель московский Филарет писал: „Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а другие — нет ? На сие могу отвечать просто — не знаю. И не стыдно дать такой ответ. Если мы не можем изъяснить многих действий и тайн природы, то как можно требовать, чтобы мы могли изъяснить действия и тайны благодати, которые, несомненно, выше и сокровеннее действий и тайн природы. Объясните, каким образом силы природы у одного и того же растения, — лилии, дают листку зеленость, а цветку, возникающему из зеленого стебля, белизну? Как же можно объяснить, каким образом сила благодати простирает свое действие через один избранный предмет и дает ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия… Если бы не было сокровенного и неизъяснимого, к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим, открытое и объясненное просто знаем.“

Из истории церкви мы знаем, что наибольшие чудеса происходят во времена потрясений, как это было, например, в период первых гонений на христиан. В то время Апостолы и мученики творили неисчислимые благодатные чудеса. В истории Православной церкви еще не было периода, когда чудесные явления от икон были бы столь многочисленны и следовали одно за другим, как это наблюдается в наше время. Так например, обновилась Барская икона Божией Матери, которая находится сейчас в Киево-Печерской Лавре, а Боянская икона (с. Бояны, Черновицкой обл.) начала источать слезы. Отпечатались на стекле лик святителя Спиридона в Иерусалимском храме и образ Спасителя во весь рост в церкви в Симферополе. Можно привести еще множество примеров, поскольку чудеса, таинственным и непостижимым образом посылаемые Господом через иконы, безчисленны и многообразны, и рождают в человеке радость и трепет от близости Господа, Его участия в нашей жизни.

День явления чуда в Введенской обители стал началом непрекращающегося праздника, непреходящей радости оттого, что отныне мы, как недавно наши предки, имеем возможность припадать еще к одному чудесному образу Божией Матери, этому великому и неисчерпаемому источнику милостей и щедрот роду человеческому. Милость Божия, даже явленная в одном месте, принадлежит всем. Храм, точно осиянный ее светом, преобразился. Стекло с отображением было установлено в киоте рядом с иконой.

22 ноября 1995 года в Киево-Печерской Лавре состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира (Сабодана). Священный Синод заслушал сообщение Митрополита Никодима о чудесном явлении от иконы Божией Матери „Призри на смирение“ в Киевском Свято-Введенском монастыре и последующих исцелений, произошедших как от самого образа, так и от отпечатка на стекле. Священный Синод постановил считать Киевскую икону Божией Матери „Призри на смирение“ — чудотворной, с празднованием в ее честь 16/29 сентября. Каждый год, 19 июля/1 августа, в день памяти прп. Серафима Саровского, в обители так же торжественно отмечается день явления чуда.

Перед иконой возжигают свечи, преклоняют колени, к ней благоговейно прикладываются, испрашивая благодатной помощи во всех житейских невзгодах. С древнейших времен существует обычай украшать Святые иконы окладами — ризами». Красота окладов именно Богородичных икон говорит о богатстве, чистоте и святости души Богородицы, украшенной множеством духовных дарований. Это свидетельство особой любви и почитании Ее в православном народе, за постоянные молитвы к Господу о спасении, просвещении и очищении душ человеческих. Оклад чудотворной иконы отличается особым мастерством и красотой исполнения. Тончайший сканный орнамент покрывает поле иконы, оставляя открытыми фигуры Христа и Богоматери.

Присутствие в храме чудотворной иконы распространяет особую благодать. Главным основанием для почитания образа чудотворным всегда было удостоверенное дарование конкретной помощи, будь то исцеление, спасение и т. д. Одним из первых подтверждений чудотворности образа, был случай исцеления молодой женщины, заболевшей гепатитом (желтухой) в то время, когда она готовилась стать матерью. Врачи, проводившие наблюдения за больной, были единодушны во мнении, что болезнь губительно скажется на здоровье младенца, поэтому требовали немедленно прекратить беременность. Но молодая женщина, будучи верующим человеком, побоялась взять на себя грех, совершить убийство во чреве собственного ребенка. Три дня она молилась перед образом Богородицы, моля о помощи. Вскоре были сделаны повторные анализы, которые показали отсутствие в крови вируса гепатита, что означало внезапное приостановление болезни. Родившаяся девочка была совершенно здорова, и игумен Дамиан окрестил младенца в Введенском храме.

Но самое главное, икона несет душевное врачевание, многим людям она помогла вернуться в храм, к посещению служб, к исповеди и причастию. Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась не только по нашему городу, но и по всей стране. К ней стали стекаться паломники со всех концов земли. Приходят сюда и гости из-за рубежа, католики и протестанты, чтобы почтить православную святыню, и остаются глубоко взволнованы встречей с чудотворной иконой.

Многие прихожане имеют возможность приобрести святый елей от чудотворной иконы. Помазание елеем от иконы накладывает на нас обязательства быть милосердными в своих поступках. Святой елей обладает еще и даром телесного врачевания. И наглядным подтверждением этому явился случай исцеления мальчика из Борисполя, получившего 60 процентов ожога тела.

Ежедневно в церкви за богослужением произносятся песнопения, воспевающие величие и славу Богородицы. В конце литургии, по заамвонной молитве, перед иконой Божией Матери читается канон «параклисис». «Богородицу и Матерь Света» возглашают перед чудотворной иконой. В пятницу, по 6-ой песне канона на утрени читается акафист «Невеста Неневестная», а на Похвалу Пресвятой Богородицы перед чудотворной иконой читается часть акафиста. Стало традицией, по воскресеньям, после литургии, совершать молебное пение с чтением акафиста, посвященного иконе «Призри на смирение».

Богородичных акафистов существует более 20, одни из них касаются событий из благодатной жизни Богородицы, другие написаны в честь некоторых Ее чудотворных икон. Первыми были составлены в Константинополе акафисты ко Благовещению и Успению Божией Матери. Дальнейшее развитие этого вида православной церковной гимнографии связано с историческим бытием Русской церкви. Киевской чудотворной иконе «Призри на смирение» тоже был посвящен акафист, составленный Архимандритом Дамианом и иереем Анатолием Шереметьевым. Молитвами и пением акафиста славится Пречистая Божия Матерь, и в чудных словах слышится не только преклонение пред Ней, но и радость оттого, что город наш не забыт Царицей Небесной и что у него опять появилась благая Заступница, надежно оберегающая его покой.

За последние годы чудотворная икона пребывала по приглашению во многих местах Украины и России. И где бы она не была, сила благодати Божией от этой святой иконы проявлялась в исцелении недужных, которую Божия Матерь подавала от многоцелебного своего образа. Самое первое свое путешествие икона совершила в Запорожье, где состоялась первая не только в нашей стране, но и в мире, церковно-светская конференция, посвященная 2000-летию Рождества Христова, которая называлась «Аще возможно, будьте в мире со всеми». Для делегации из Киева, которую возглавлял Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, авиакомпанией «Моторсіч» был предоставлен специальный самолет, вылет которого в назначенное время не состоялся из-за неблагоприятного прогноза погоды. Не принимал самолет из-за метели и аэропорт Запорожья. Участникам конференции, в числе которых был губернатор Запорожья Головко А. С. и видные бизнесмены, предложили совершить свое путешествие на поезде, но в таком случае делегация не успела бы к началу форума. «Полетим, с нами Пречистая»- произнес Блаженнейший Владыка. И вечером, в 18 часов, самолет все-таки поднялся в воздух. Полет прошел успешно, несмотря на непогоду. Сама Пречистая сопровождала свою икону, и самолет благополучно приземлился в Запорожье, где святыню торжественно встретили Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, епископат и многочисленные верующие. Утром перед иконой был совершен молебен, и торжественно открылась конференция, на которой сама чудотворная икона была символом мира и любви.

В тот же день работники аэропорта рассказали о том, что они явились свидетелями явления, с которым им не приходилось сталкиваться до сегодняшнего дня. Радары, следившие за полетом самолета, в котором находилась чудотворная икона, показали, что авиалайнер летел в воздушном коридоре, вокруг которого бушевала стихия. Участники события полностью подтвердили этот рассказ.

В Запорожье Чудотворная икона посетила все храмы города и многие церкви области, где она даровала особое общение с собой и совершила множество чудес. Так, от иконы получила исцеление женщина, страдавшая во время беременности токсикозом. Затем, в Вольнянске, исцелилась слепая женщина, которую в церковь обычно водила внучка. Приложившись к иконе, женщина повернулась к людям со словами: «Люди, я теперь вас всех вижу!»

Поездка по Киевской и Черниговской областям была отмечена радостным ожиданием встречи с чтимым образом Божией Матери, который ожидали паломники во многих храмах, скитах и монастырях.

Памятным было путешествие чудотворной иконы по Елисаветградской епархии по приглашению Архиепископа Елисаветградского и Александрийского Василия. Посещение иконой этой епархии было отмечено также многочисленными исцелениями, особую благодать получили люди, страдавшие заболеваниями рук.

Сердечную благодарность выразил Наместнику Свято-Введенского мужского монастыря Архимандриту Дамиану Епископ Херсонский и Таврический Иов за предоставленную возможность посещения иконой Херсонской епархии, что способствовало духовному благосостоянию епархии и ограждению от раскольников. Почти целый месяц чудотворный образ пребывал на Волынской земле, которая занимает огромную территорию и включает в себя несколько епархий. Были получены приглашения от Епископа Владимире-Волынского и Ковельского Симеона, Архиепископа Луцкого и Волынского Нифонта и Архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея. За это время икона посетила свыше 300 храмов в различных районах области.

В октябре 1998 года верующие Днепропетровской епархии имели великую радость лицезреть образ Божией Матери на прославленной чудотворной иконе. Здесь она находилась по приглашению Архиепископа Днепропетровского и Павлоградского Иринея. Икона посетила все основные храмы, в которых в этот период собралось огромное множество православных христиан, с одним единственным желанием, хотя бы увидеть святыню.

«К концу пребывания святого образа в нашем городе действительно люди поняли, какая это великая милость Матери Божией. Это не только то, что над собором очень ярко светила многоцветная радуга, было и другое сияние — в сердцах, человеческих душах» — сказал Архиепископ Ириней. Пребывание Иконы в Днепропетровской епархии широко освещалось в печати, как и те чудеса и исцеления, которые были ниспосланы Милостью Божией. Так, отец Георгий, настоятель храма в честь Св. Равноапостольного князя Владимира, рассказывал, что в тот день, когда икону привезли в храм, была очень плохая погода, шел дождь с мокрым снегом, и только над храмом не было ни облачка.

Все притекающие к Иконе люди, измучившись от невзгод, потерявшие веру в свои силы, пришли к последнему упованию и получали Божию Милость. Прошло воспаление после прививки на руке у девочки. Родители приложили к чудотворной иконе копию с изображением Богородицы и затем этой копией обернули руку.

Торжественным было завершение пребывания чудотворного образа «Призри на смирение» в епархии. Ни один человек не остался без утешения, верующие с честью и благодарностью смогли отправить икону в Киев.

Впереди у нее еще длинный путь, ее приглашают в Россию, в Белоруссию, и возможно, «…эта икона действительно совершит великую святую просветительскую миссию среди народов Святой Руси, которая начиналась в незыблемом единстве и пребывает духовно такой по сей день», — сказал Архиепископ Днепропетровский Ириней.

Обычно в зимний период икона пребывает дома, в храме, в котором она всем явила чудо. С самого раннего утра и до позднего вечера, пока открыт храм, постоянно приходят к иконе люди со своими бедами и радостями, подолгу стоят перед Образом, доверчиво обращаясь к Небесной заступнице, как к родной матери, поверяя ей свои тайны и надеясь на ее заступление и теплое участие. И просветленные лица многих говорят о том, что уходят они с надеждой и утешением, чтобы вскоре опять вернуться сюда, потому что уверены, — Божия Матерь готова выслушать и подать Свою помощь просящим Ее об этом. Со временем сложилась такая традиция, перед началом важного дела приходить к чудотворной иконе за благословением Божией Матери на свои труды. Безмерная благодатность Девы Марии выражена в ответ на молитву глубоко верующего человека, взывающего к ней из глубины своего сердца. И как правило, такая молитва к Божией Матери находит отклик.

Икона Божьей Матери «Призри на смирение»

Икона Божьей Матери «Призри на смирение» Введенский монастырь

Киевское чудо Призри на смирение О чудотворной иконе Божией Матери

Призри на Смирение
Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, преславным явлением иконы Ея святыя «Призри на смирение», люди богоспасаемаго града Киева дивно посетившей, благодарственное возглашаем пение. Ты же, яко Всеблагая Заступница рода христианскаго, от всяких нас бед свободи, и от всех враг видимых и невидимых защити, да с верою Тебе зовем:
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Икос 1 Ангелов Царице и всея твари Владычице, Пречистая Дево Богородице, милостивым явлением нам образа Твоего Святаго, древле богоспасаемый град Псков, а ныне град Киев благодатно озарила еси и струи чудес от нея источила еси верным. Темже со усердием и любовию припадающе ко пречистому Твоему образу, умиленныя моления возсылаем милосердому Твоему к нам заступлению и со страхом зовем:
Радуйся, Царице наша преблагая, надеждо наша Богородице;
Радуйся, приятелище сирых и странных предстательнице.
Радуйся, скорбящих радосте и обидимых покровительнице;
Радуйся, Милосердная, яко зриши нашу беду, зриши нашу скорбь.
Радуйся, Милостивая, помогаеши нам, яко немощным, окормляеши нас, яко странных;
Радуйся, Всеблагая, яко не имамы иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы.
Радуйся, яко не имамы благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати;
Радуйся, Ты бо сохраняеши нас и покрываеши во веки веков.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 2 Видящи милосердие Твое неисчетное, Всенепорочная Владычице, и многая чудеса, Тобою явленная и присноявляемая чрез святыя иконы Твоя, имиже, яко звездами богосветлыми, весь мир христианский украсила еси, величаем Тя, возвеличившую род наш Твоим благоволением, и с любовию припадаем к чудотворному образу Твоему, поюще Сыну Твоему Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 2 Видеша вси вернии людие Киевстии святый образ Божия Матери, чудесно отобразивыйся на стекле кивота, зело удивишася и, с благоговением взирающе на цельбоносную икону телесныма очима, потщашася честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим возопити сице:
Радуйся, образ Твой честный предивно, без содействия рук человеческих на стекле кивота отобразившая;
Радуйся, всех верных явлением сим зело возрадовавшая и умилившая.
Радуйся, Пречистая, призирая на смирение, слышиши глас наш и вся беззакония наша очищаеши;
Радуйся, Богородительнице, жизнь нестареющую улучити молитвами Твоими нам помогаеши;
Радуйся, Дево, Живоносным Рождеством Твоим древняго змия мертва соделавшая.
Радуйся, Слово Отчее рождшая, пламень страстей наших росою молитв Твоих погашающая.
Радуйся, Благая Утешительнице, матерними молитвами Твоими бури сердец наших утишающая;
Радуйся, по молитвам рабов Твоих, разрешение многих наших прегрешений подающая.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 3 Сила Вышняго содела Тя, Благодатная, источник неоскудевающ утешения бедствующим. Людем бо нашим, люте страждущим от неверия и заблуждения, благоволила еси милостивно явити благодатное сокровище сие — чудотворный образ Твой, во храме Свято-Введенстем в знамение милости Твоея ко земле нашей, на защиту от враг видимых и невидимых. Темже, помощию Божиею подкрепляеми, Спасителю Богу поим: Аллилуиа.
Икос 3 Якоже древле царь повеле при Тихвинстей иконе братии поселитися, и славу Тебе, Пречистей, воспевати, и о всем мире молитву приносити, тако и ныне повеле митрополит Киевский обители зде быти, и братиям, собравшимся пред Твоим новоявленным чудным образом, моления о всех людех приносити, и воспевати Ти:
Радуйся, освятившая землю киевскую Своим явлением;
Радуйся, утесняемым ослабу и свободу дарующая.
Радуйся, ненаказанных милостивая наказательнице;
Радуйся, неразумных премудрая вразумительнице.
Радуйся, обидящих всегрозная устрашительнице;
Радуйся, обидимым всеблагая заступнице.
Радуйся, духа уныния и боязни отгнание;
Радуйся, всех родов земных удивление.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 4 Яко лучезарную звезду, яко новое знамение милости Своея явила еси ныне, Пренепорочная Дево, верным богоспасаемаго града Киева честную икону Твою «Призри на смирение» в годину новых спытаний, нестроений и злых развращений, врагами веры и отечества нашего воздвизаемых, да утвердится благочестие и укрепится вера православная в людех. Мы же в сем явлении уразумев знамение велие попечения Божия о месте сем, с трепетом и благоговением глаголем: «Ты еси нам щит непобедимый и стена необоримая восхваляющих Тя и воспевающих Богу песнь: Аллилуиа».
Икос 4 Слышавше о дивном явлении святыя иконы Твоея во граде Киеве, Преблагословенная Царице неба и земли, вси людие притекоша во храм Твой, взирающе и дивяшеся чудеси сему и со благоговением и радостию поклоняхуся чудотворному образу Твоему, хвалебне зовуще Ти:
Радуйся, обретшая благодать у Бога и паче Ангелов и всех святых возвеличенная;
Радуйся, Мати Божия, крепкаго во бранех Христа рождшая, избавляющая нас от печалей и лютых нападений вражиих.
Радуйся, Живодавца Христа несказанно рождшая, мертвых нас душами оживотворяющая;
Радуйся, Владычице, Яже Пресвятое Слово рождшая, освящающая оскверненныя сердца наша.
Радуйся, Милостивая, простирающая нам руку помощи, да спасаеми выну ублажаем Тя;
Радуйся, Дево Богорадованная, кроплением милости Твоея углие страстей наших погашающая.
Радуйся, угасший светильник сердец наших возжигающая;
Радуйся, милостива нам Судию, Сына Твоего сотворяющая.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 5 Егда явися чудо от иконы Твоея, вернии возрадовашася, а невернии удивляхуся: «како сие может быти?», и испытоваху сие, и познаваху силу Пречистыя, и по недолзе времени возгласиша вселюдно, яко сие отображение нерукотворно явися. Мы же паки и паки милости Твоей дивимся: како и на наши недостойныя молитвы призирает Господь, и слушает прошения всех с верою призывающих имя Твое святое, и Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.
Икос 5 Возсия нам благодать светозарная от чудотворныя иконы Твоея, Богоизбранная Отроковице, к ней же со слезами припадающе, молим Ти ся: отжени облак нашедших на ны искушений и бед, да вопием Ти радостно:
Радуйся, Всепетая, дверь небесная, отверзающая нам дверь спасения;
Радуйся, Чистая, руку помощи нам простирающая и из глубины болезней возводящая.
Радуйся, Всесвятая, Свет Невещественный рождшая, тьмы страстей нас свобождающая;
Радуйся, Ангелов радосте, праведников доброто, верных надеждо и всех нас прибежище.
Радуйся, мосте, к жизни нестареющей приводящий верою и любовию Тя величающия;
Радуйся, возносящая рог верных, поющих Тя, Дево, и поклоняющихся честному образу Твоему.
Радуйся, наставляющая к добродетели Небеснаго Царствия и покоя Божественнаго;
Радуйся, руку помощи нам подающая и ко пристанищу спасительному направляющая.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 6 Проповедник неизреченных чудес Твоих, Мати Божия, явися святый храм Твой во граде Киеве, в нем бо дивное Божие смотрение о нас Тобою, Дево Чистая, исполнися, егда сокровенное желание сердца нашего: украсити пречудный лик Твой, драгоценным венцем из каменей честных, милостивно услышала еси. Мы же, грешнии и недостойние, прилежно притекающе к преславному образу Твоему, в покаянии зовем из глубины души: «Владычице, спаси ны, погибающия от множества прегрешений наших, да выну благодарим и величаем Тя, нашу скорую и дивную помощницу, поя Богу: Аллилуиа».
Икос 6 Якоже древле иудеи для скинии приношаху злато и сребро, тако и людие наши, получающии Тобою исцеления, благодаряще Тя, приношаху Ти сребро и злато, Пречистая Скиние, и тако образ Твой святый украсися благолепными дары, ризою драгою и венцем. Мы же вси припадаем Ти и со слезами вопием тако:
Радуйся, Богородице Дево, яко и рождаеши, и чиста по рождестве явилася еси;
Радуйся, Благая, дух сокрушения и смирение сердец, ума же чистоту и жития исправление нам подающая.
Радуйся, Всенепорочная, прегрешений оставление и слез источники нам дарующая;
Радуйся, силою молитв Твоих язвы душ наших исцеляющая.
Радуйся, Боготечная звездо, к Солнцу правды нас приводящая;
Радуйся, от многих бед и скорбей и от муки вечныя нас избавляющая.
Радуйся, Живоносный источниче нетления и радости, жаждущия души наша напояющая;
Радуйся, Всемилостивая, кротким сиянием Твоим мрак страстей и пороков наших разгоняющая.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 7 Хотяй долготерпеливый Господь явити Своего человеколюбия и щедрот неизследимую бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение, да аще кто и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, обаче Твоим державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуиа.
Икос 7 Новая купель Силоамская паче оныя древния явися, Пречистая Владычице, храм Введения Твоего, в немже вси вернии поклоняются чудотворней иконе Твоей и молебныя пения выну пред тою совершают, да не сокрыт будет источник благодатных врачеваний от всех требующих. Сего ради и мы не таим Твоих благодеяний, Всенепорочная, но благодарственне вопием:
Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземлющего грехи мира;
Радуйся, Дево Пречистая, скверну душ наших очищающая.
Радуйся, освященная сене, исцеления от дланей Твоих нам точащая;
Радуйся, виноград Божественный, Красный Грозд израстившая, душам нашим дающая питие неоскудеваемое.
Радуйся, реко приснотекущая исцелений, и море, вся наша страсти потопляющее;
Радуйся, едина нетленная, в земном житии сем покровом милости Своея нас покрывающая.
Радуйся, яко матерними молитвами Твоими избавляемся от болезненных напастей и всякаго вреда душевнаго и телеснаго;
Радуйся, всеблагая наша наставнице, за вся благодеяния Твоя благодарению нас научающая.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 8 Все житие наше на земли болезней и печали исполненно явися от клеветы, досаждений, укорений и иных многовидных бед и напастей: немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Благодатная, к пречистому образу Твоему припадающе: исполни радости и веселия скорбныя сердца наша, да вопием выну Богу: Аллилуиа.
Икос 8 Странное видение бысть человеку некоему, егда стоя на молитве и за сродницу, без покаяния почившую, молитву принося, внезапу узре святый образ Твой, Владычице, на стене явленный, и абие на том же месте саму почившую, небесною радостию осиянную. В видении же сем уразуме, Мати Света, ходатайство за живых и мертвых, Сыну Твоему выну приносимое, исполнися духовныя радости и веселия скорбное сердце его и возопи таковая:
Радуйся, от приносящих Тебе благодарныя дары лика Твоего не отвращающая и почившим сродникам их загробную участь облегчающая;
Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая.
Радуйся, и по смерти за отшедшия на суд Господень души пред Сыном Твоим неотступно ходатайствующая;
Радуйся, о лишении чад скорбящих родителей благодатною Твоею помощию утешающая.
Радуйся, неустанная молитвеннице наша, тихий и безболезненный отход из сей юдоли плача и скорби нам низпосылающая;
Радуйся, в грозный час смерти о верно чтущих Тя предстательствующая и от воздушных мытарств избавляющая.
Радуйся, Милостивая, милость Свою нам являющая в день испытания, в оньже открыются вся дела наша добрая же и злая;
Радуйся, Милосердая, покаяния грешников не отвергающая и от рова погибели милосердием Твоим исхищающая.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 9 Все естество ангельское похвальная песни приносит Тебе, истинней Матери Божией и заступнице всех приходящих к Тебе и просящих Твоея помощи, яко твердым и крепким Твоим предстательством праведных веселиши, грешных заступаеши, печали утоляеши, сродником нашим почившим загробную участь облегчаеши, и молишися о всех нас, верою зовущих Сыну Твоему: Аллилуиа.
Икос 9 Человечестии ветии суемудрении недоумевают познати Божественную тайну Твоего Приснодевства, Богородице, ниже могут изъяснити силу чудотворную, от икон святых Твоих истекающую во исцеление недужных и на всякую пользу душевную и телесную человеком. Мы же благочестно Матерь и Деву Тя исповедающе, достойно хвалим славный иконы Твоея праздник, и, верно поклоняющеся образу Твоему святому, с любовию вопием:
Радуйся, Богоневесто, Свет рождшая Божественный и Превечный;
Радуйся, Мати и Дево Преблагословенная.
Радуйся, матерей присное радование;
Радуйся, едина непорочная и добрая в женах.
Радуйся, Ангелов славо, веры утверждение и сокровище спасения;
Радуйся, Царице Небесная, источник нетления и дверь покаяния.
Радуйся, благосердая Мати всех скорбящих и обремененных;
Радуйся, державная заступнице рода христианскаго.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 10 Спасителя падшему человечеству родила еси, Всенепорочная Дево, и Сего, яко Младенца, во объятиях Твоих носила еси. Егоже Божественное изображение и на честней иконе Твоей нам являеши и многая милости и щедроты Твоя нам даруеши. Сего ради с верою и любовию чествуем образ чудотворный Твой, Владычице, и молимся Тебе прилежно: буди покров и защита нам в день Судный, да Твоим матерним предстательством помилует нас Судия праведный, Сын Твой, и сподобит деснаго стояния и пения Ему со всеми избранными: Аллилуиа.
Икос 10 Стена и покров граду Пскову дадеся святая икона Твоя, Царице и Владычице, многажды бо град сей от разорения ратного сохраняла еси. И ныне нас, грешных и недостойных чад Твоих, милостивно посетила еси чудным явлением пречистаго Твоего образа, и благоутробно приемлеши пред ним возносимыя Тебе от благодарных сердец наших молитвы с пением таковым:
Радуйся, якоже древле иконою Успения славный град Киев многажды спасала еси, тако и ныне нас пречудною иконою Твоею от бед ограждаеши;
Радуйся, Лавры Киево-Печерския славная строительнице и храмов ея всечестная украсительнице.
Радуйся, хранительнице дивная и иных обителей святых, яко Твоею благодатною силою оныя зиждутся и преуспевают в благочестии;
Радуйся, прославившая место явления иконы Твоея дивными чудодеиствии и всем милость преизобильную нам показавшая.
Радуйся, Богоневесто пречистая, святый лик Твой чтущия от осуждения на суде и мук многообразных избавляющая;
Радуйся, многомилостивая покровительнице наша, от пречудныя иконы Твоея милости нам неоскудно источающая.
Радуйся, Владычице, всесильными молитвами Твоими души наша от мрачнаго сна к Твоему славословию восставляющая;
Радуйся, радосте миру, яко о Тебе радуется ангельский собор и человеческий род.
Радуйся, Пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 11 Пение молебное наше, с верою и любовию Тебе возносимое, милостивно услыши, Госпоже Владычице, и утробу щедрот Твоих не затвори от нас. Се бо, обнищавше в добрых делех, к сокровищнице милости Твоея — чудней иконе Твоей, со усердием притекаем, Всеблагая, и припадающе к Ней, молимся: сохрани ны от тлетворных учений, избави от лукавых совращений, спаси отечество наше от нестроений и злых нападений вражиих и сподоби в любви и единомыслии со всеми верными чадами Святыя Христовы Церкве благоприятно пети Создателю нашему песнь: Аллилуиа.
Икос 11 Светлыми лучами чудес немерцаемо сияет святая икона Твоя, Всенепорочная Богородице Дево, просвещаеши бо нас, помраченных греховною мглою, и приводиши к немолчному славословию имене Твоего пресвятаго. Темже и мы, грешнии, радуемся имуще таковый залог Твоего к нам благоволения, и Тебе, скорой помощнице нашей, благодарственно взываем:
Радуйся, Царице и Владычице, светом Твоим небесным нас освящающая и под кровом Твоим выну сохраняющая;
Радуйся, благословенная и препрославленная, Мати неискусомужная, умерщвленныя грехами души наша оживотворяющая.
Радуйся, чистая и непорочная Дево, Ты бо родила еси Сына, избавляющаго нас от искушений;
Радуйся, всеславная Владычице Богородице, от всяких ны зол и скорбей исхищающая и нозе наша на камене Божественнаго спасения поставляющая.
Радуйся, чистая Агнице, Дево, Мати, Отроковице, чисты ны сотворяющая от страстей телесных;
Радуйся, Богорадованная, яко льстиваго сетей избавляются вси песнословящия Тя.
Радуйся, горо велия, Юже Даниил провиде, из Неяже Камень краеугольный — Христос отсечеся;
Радуйся, Дево Чистая, жезл из корене Иессеова цветовозрастившая нам — всесильнаго Господа.
Радуйся, пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 12 Благодати Божия святое и непорочное жилище, Мати Господа Вышних сил, не возгнушайся похвалы от нас грешных и недостойных, воспевающих милости, от всечестныя иконы Твоея нам явленныя, и Твоим невечерним сиянием озари темныя души наша, приводящи к свету Трисолнечнаго Божества. В Православии укрепи нас, Всеблагая, и сподоби до конечнаго воздыхания нашего пети немолчную песнь Вседержителю: Аллилуиа.
Икос 12 Поюще песнь хвалы и благодарения Тебе, Богорадованная Дево, проповедуем велегласно величие чудес Твоих и богатство милости Твоея, на нас и в отечестве нашем явленных, и от глубины Сердечныя приносим Тебе со смирением похвальныя дары сия:
Радуйся, Православия несокрушимая крепосте и оградо;
Радуйся, непобедимая воеводо вождей и воинств христианских.
Радуйся, неложное спасение и предстательнице мира, рождшая Зиждителя всея твари;
Радуйся, мысленная двере жизни, покаяния нам двери отверзающая.
Радуйся, едина Благословенная, в час смерти темныя зраки лукавых бесов далече от нас прогоняющая;
Радуйся, едина Милосердая, в страшный день Суда вечныя муки нас избавляющая и неизреченныя славы Сына Твоего наследники показующая.
Радуйся, Всенепорочная, выну человеколюбие Твое являющая и от соблазнов и сетей вражиих нас свобождающая;
Радуйся, Пречистая, сотворившая с нами знамение во благо, да видят ненавидящии нас и постыдятся.
Радуйся, пренепорочная Богородице Дево, с высоты небесныя на смирение рабов Твоих призирающая.
Кондак 13 О Всепетая Мати Господа нашего Иисуса Христа, неисчерпаемое море Божественных даров Ты еси, Всесвятая Дево Яко Светоподательную лампаду, елеем милости исполненную, созерцаем Тя очами веры и, кротким сиянием Твоим озаряемы и любовию Твоею присно согреваемии, Тебе, яко благой заступнице нашей, со умилением глаголем: приими благоутробно молебное пение наше, пред чудною иконою Твоею с верою Тебе возносимое, и умоли Владыку, да избавит нас, грешных, от временных бед и вечныя муки, да спасеннии Тобою, прославим и в будущей жизни Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, верно зовуще Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангелов Царице…» и 1-й кондак: «Взбранной Воеводе…»
Молитва ко Пресвятой Богородице О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и славнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице!
Призри с высоты небесныя милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем.
Спаси нас, в погибели и скорби сущих, и воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших.
О всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем и нелицеприятнем суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Призри на Смирение»
Тропарь, глас 4: Необоримая стена и источник чудес явися образ Твой, Владычице, якоже бо древле от него заступление граду Пскову даровала еси, тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави, яко любвеобильная Мати, и спаси души наша.
Кондак, глас 3: Пренепорочная Дево, отображение лика Твоего чтущии, благодарныя дары приносим Ти, яко живым и мертвым помогаеши, град и страну наши ограждавши и пред Сына Твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.
Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.
Главная / Библиотека / Акафистник / Акафисты Божией Матери в честь Ея икон / Призри на Смирение