Приверженец старых традиций

Возрождение традиций статья на тему

Возрождение традиций

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В. Шефнер

Национальная культура, память, уважение позволяют ощутить связь между современными людьми и нашими предками, получить духовную поддержку и жизненную опору. Задача каждого поколения — сохраняя духовность, выбрать нужные ориентиры в воспитании современных детей. Процесс познания и понимания национальной культуры должен начинаться как можно раньше, тогда она станет основой, которая формирует личность маленького человека. А в становлении личности ребенка первостепенную роль играет духовность.

Культуру России нельзя себе представить без искусства, которое раскрывает духовную жизнь народа, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности. Ознакомление с культурой своего народа многогранно: история, традиции, календарные и обрядовые праздники, фольклор, декоративно — прикладное искусство. Впечатления, которые ребенок получает в детстве, остаются надолго в памяти. Одно из направлений знакомства ребенка с культурой своих предков — народные промыслы, которые соединяют художественное и эстетическое начала, помогающие проникнуть в культуру своего народа, в истории которого есть игрушка, имеющая богатые духовные корни.

Кукла известна с глубокой древности и является одной из первых игрушек, которая нашла дорогу к детскому сердечку. Кукла – это изображение человека. Она отображает мир взрослых людей. Она не возникает ниоткуда, ее изготавливает человек, который вкладывает в нее свою душу и умения. Такая игрушка является проводником между миром взрослого и миром детей. Условная человекоподобная фигурка выполняла разные задачи: она служила оберегом, участвовала в обрядах и праздниках, в нее играли дети. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Эта часть куклы символизировала духовную сущность человека, и для выделения головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось исключительно по суеверным соображениям. Согласно языческой культуре, изображенное лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза – зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего. Иногда на месте лица рисовали крест: с приходом христианства крест всегда считался добрым знаком.

Только начав ходить, ребенок получал свою первую тряпичную куклу, которая была сделана мамой с любовью и добротой. С 3-7 лет в изготовлении, играх с куклами участвовали как девочки, так и мальчики. Дети перенимали у взрослых опыт по изготовлению игрушки и нередко передавали его от старших к младшим. Мастерили кукол-женщин и кукол-мужчин. Лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, из них изготавливали наряд для самых красивых кукол. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни. Костюм с куклы не снимался, но отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукла в темной одежде не могла быть в игре “невестой”. Куклы-дети – это, в основном, запеленатые «ляльки», отдельно или на руках у кукол-матерей. У девочек такие игрушки были постоянными спутницами. Русская тряпичная кукла включает в себя несколько видов: это кукла — «столбушка» (столбец, полено, чурка); узловая (узелковая) кукла; «пеленашка», «закрутка» (скрутка, скатка, скалка); кукла – «крестушка» или «крестец», кукла на палочке; набивная «кукла-мешочек». При изготовлении тряпичных кукол решались многие педагогические задачи, направленные на развитие мелкой моторики, эстетического вкуса, концентрации внимания, воображения, а это актуально и сейчас. Ещё недавно, в середине 20 века в каждой деревенской и городской семье дети играли в тряпичные куклы, а с развитием промышленности все больше стали выпускать игрушки из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако она не исчезла совсем. Поэтому в нашем учреждении ведется работа по возрождения национальных традиций.

Можно понять большой интерес современных детей к традиционной народной тряпичной кукле, мягкой, приятной на ощупь, с ней очень интересно играть. Кукла дорога ребенку, а кукла, сделанная своими руками, близка и любима. Поэтому в нашем дошкольном учреждении мы не только знакомим детей с народной игрушкой, но и даем возможность проявить себя в увлекательном занятии — изготовлении тряпичной куклы. В процессе изучения, а потом и работы по изготовлению тряпичной куклы, у детей складывается образ, который он воплощает в жизнь. Для игрушки малыши подбирают лоскутки из различных тканей, разноцветные нитки, при этом они получают огромный эстетический, чувственный опыт. Предоставляя возможность выбора материалов в процессе увлекательной работы, можно разглядеть индивидуальность ребенка.

Не только детям, но и взрослым мы даем возможность окунуться в мир душевной теплоты, красоты и совершенства, вспомнить о своих корнях. К сотрудничеству мы привлекаем и родителей, которые мастерят совместно с детьми замечательные игрушки. Дети гордятся ими и с огромным удовольствием используют в ролевых играх. Еще в нашем детском саду проводятся выставки, где почетное место занимают детские творения и работы их родителей.

Эта деятельность на вид проста, но решает множество задач, направленных на развитие духовной сферы ребенка. Для самих детей это не просто поделка, это «живой» игровой материал. Сделав такую куклу своими руками и видя результат своего труда, дошкольники испытывают восторг и удовольствие от игр с такими замечательными вещами. Поэтому особенно бережно и нежно дошкольник относится как к своей, так и к чужой игрушке во время ролевых игр. Занятие, где сочетается познавательная, продуктивная деятельность, переходящая в игру, сближает детей, дает возможность расширить их общение и взаимодействие между собой. Возрождая в дошкольном учреждении национальные традиции, мы способствуем развитию у детей духовности, эстетического видения красоты, самобытности, творческой индивидуальности.