Примирение недальновидных

Филатова Е. М. «Примирение с действительностью» // Филатова Е. М. Белинский. М. : «Мысль», 1976. С. 37–53.

Глава II
________

«ПРИМИРЕНИЕ С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ»

Следующим этапом в развитии философских идей Белинского был период так называемого примирения с действительностью. В это время особенно ярко проявляются противоречия в эволюции его мировоззрения. На первый взгляд его «примирительные» идеи кажутся сплошной и досадной ошибкой. По-прежнему отправляясь в своих философских поисках от социальных проблем и поняв невозможность осуществления в России утопического «абстрактного идеала», Белинский объявляет существовавшие в стране общественные отношения исторически оправданными, «разумными» и пытается дать философское обоснование такой точке зрения.

«Примирительные» настроения критика относятся к периоду примерно со второй половины 1837 г. и до первых месяцев 1840 г. Впервые они ярко проявились в его письме к Д. П. Иванову от 7 августа 1837 г. Белинский утверждает там, что крепостное право в России не только в прошлом, но и в данный период является правомерным, что в силу особенностей развития нашей страны политическая деятельность, революционные перевороты и парламентарный образ правления для нее вредны. «Пуще всего, — пи-

шет Белинский Иванову, — оставь политику и бойся всякого политического влияния на свой образ мыслей. Политика у нас в России не имеет смысла…» (3, 11, 148).

Наиболее ярко «примирительные» настроения критика выразились в его произведениях «»Бородинская годовщина» В. Жуковского» (октябрь 1839 г.) и «Очерки Бородинского сражения». Сочинения Ф. Глинки» (декабрь 1839 г.), в которых он доходит до оправдания самодержавия. Впоследствии сам Белинский резко осудит эти свои статьи. Он выразит желание «истребить» свое вступление к «Бородинской годовщине», в котором идея самодержавия провозглашается «священной» (3, 11, 438). Но пока Белинский упорно выступает за «примирение» с русскими общественными порядками. Герцен, возмущенный «примирительными» взглядами критика и даже временно порвавший отношения с Белинским, впоследствии писал: «Он (Белинский. — Е. Ф.) веровал в это воззрение и не бледнел ни перед каким последствием, не останавливался ни перед моральным приличием, ни перед мнением других, которого так страшатся люди слабые и не самобытные: в нем не было робости, потому что он был силен и искренен; — его совесть была чиста» (18, 9, 22).

Белинский обосновывает свои «примирительные» идеи философски. Чтобы правильно понять его философию этого времени, надо прежде всего учесть, что его «примирение» не было переходом на сторону помещиков и реакции. Критик сам называл его «вынужденным». И в этот период он ненавидел николаевскую действительность и характеризовал ее как «ужасное чудовище». Но, видя забитость и невежество крестьян,

не находя в стране сил, способных пересоздать общественный строй, он делает вывод, что крепостное право еще не изжило себя полностью. Вместе с тем Белинский выражает надежду, что правительство постепенно освободит крестьян, а дворянство благодаря отсутствию майората «издыхает… само собою» (3, 11, 149). Это свидетельствует о том, что и в период «примирения» критик оставался принципиальным противником крепостничества и дворянства.

И все же кажется парадоксом, что Белинский — «самая революционная натура николаевского времени» (Герцен) — «примирился» с действительностью, которую он сам некоторое время спустя назовет «гнусной». Как объяснить этот поворот в его идейном развитии? Герцен и некоторые другие друзья Белинского рассматривали «примирение» критика и его философию этого периода лишь как ошибку, совершенную под влиянием неправильно понятого Гегеля. Такая точка зрения утвердилась и у ряда авторов, писавших о Белинском впоследствии. По-иному подошел к его «примирению» Плеханов. Он положительно оценил этот период теоретических исканий критика за некоторые выводы, к которым тот тогда пришел. Отмечая ошибочные стороны его «примирительных» идей, Плеханов вместе с тем пишет: «И все-таки новая фаза философского развития Белинского представляет собою огромнейший шаг сравнительно с предыдущей» (37, 4, 441). Какая же из этих двух противоположных оценок философских идей Белинского периода «примирения» более соответствует действительности?

Остановимся прежде всего на вопросе о влиянии Гегеля. Конечно, оно в этот период было

значительным. Белинский уже тогда очень высоко оценивал немецкого философа, говоря, что действительность «в учении Гегеля осияла мир роскошным и великолепным днем» (3, 3, 433). В период «примирения» русский критик, как и Гегель, решал основной вопрос философии с позиций объективного идеализма. Он провозглашал первичной абсолютную идею, считая ее основой всего сущего. Иногда как синоним абсолютной идеи у него фигурировала «божественная идея». Природу, общество, человеческое сознание он рассматривал тогда как проявление абсолютной идеи, абстрактного высшего разума. Все это соответствовало объективному идеализму Гегеля.

Понимание критиком действительности, прежде всего в онтологическом смысле, тоже тогда отразило взгляды немецкого философа. Белинский считал ее воплощением идеи, или, по его собственной терминологии «отелесившимся разумом». Вместе с тем его толкование действительности не совсем соответствовало гегелевскому. Хотя она и представлялась ему творением «миродержавного промысла» (3, 11, 153), все же он судил о ней прежде всего как о системе реально существующих фактов. Характерно, что, отмечая обращение к действительности всей современной ему передовой мысли — «действительность — вот пароль и лозунг нашего века», — он объяснял это объективными и даже экономическими условиями, тем, что XIX век — век «положительный и индюстриальный» (3, 3, 432). Такой подход к действительности был преимуществом Белинского по сравнению с Гегелем.

Но критик делал шаг назад от него, игнорируя при рассмотрении категории действительно-

сти момент отрицания. Это ярко сказалось в понимании им известного гегелевского положения «все действительное разумно, все разумное действительно». У Гегеля понятие «действительное» не совпадает с тем, что есть, существует; действительно лишь то, что необходимо, жизнеспособно, развивается; разумное и действительное при одних условиях становится неразумным при других и обречено на уничтожение. «По всем правилам гегелевского метода мышления, — говорит Энгельс, — тезис о разумности всего действительного превращается в другой тезис: достойно гибели все то, что существует» (1, 21, 275).

Этот вывод, к которому неизбежно приводит диалектический метод, не был сформулирован самим Гегелем в такой определенной форме. Его положение о действительном и разумном могло быть истолковано и в консервативном плане. И вот Белинский в период «примирения» понял это положение как отождествление с действительным и разумным всего существующего. «Всё, что есть, всё то и необходимо, и законно, и разумно»(3, 3, 414), — решил критик и объявил разумным существовавший в России строй.

В факте «примирения» Белинского с действительностью, безусловно, проявилось влияние Гегеля. Здесь на русского критика оказали воздействие консервативные выводы немецкого философа, в крайней форме изложенные в «Философии права». В этом труде Гегель провозглашает примирение с действительностью и подчинение личности государству, которое в его изображении является «шествием бога в мире», примиряющим все противоречия (см. 17, 7, 16,

268). Белинский как раз в годы «примирения» познакомился через Бакунина с этой работой и воспринял ее однобоко, сосредоточив свое внимание преимущественно на консервативной гегелевской системе. В «Очерках Бородинского сражения» он называет всякое государство «установлением божьим» и пытается доказать необходимость для всех членов общества полного подчинения ему. Он заявляет, что между государством, являющимся «высшим моментом общественной жизни», и субъектом, стремящимся «к своему личному удовлетворению», неизбежно возникает борьба. Это борьба противоположностей: общего (государства, общества) и единичного (субъекта, личности). Однако каждый человек представляет собой не только единичное по своей личности, но и общее по своему духу (см. 3, 3, 340). Поэтому он смиряется перед тем, что является родным его духу — перед обществом и государством, и борьба противоположностей оканчивается примирением на основе подчинения единичного общему, субъекта государству.

Анализируя эти высказывания Белинского, советский философ М. М. Григорьян (см. 19) доказывает, что критик свои аргументы в пользу примирения личности и государства заимствовал из гегелевской концепции внутреннего тождества субъекта и объекта, сделав при этом отступление от диалектики Гегеля, утверждавшего, что примирение противоположностей есть их высший синтез с сохранением рациональных элементов обеих сторон. К этим правильным положениям Григорьяна следует добавить, что не только Белинский, но и сам Гегель в своей консервативной концепции государства отступил

от диалектики. Это впоследствии понял и русский критик. Отрекаясь от своих «примирительных» настроений, он назвалих «дикими убеждениями, занятыми по слухам у гегелизма, в котором и не перевранном так много кастратского… противоположного и враждебного живой действительности» (3, 12, 38).

Из всего этого можно сделать вывод, что друзья Белинского, объяснявшие его «примирение с действительностью» влиянием неправильно понятого Гегеля, имели для этого основания.

Однако философские взгляды Белинского в период «примирения» не сводились к восприятию консервативной системы немецкого философа. Плеханов был прав, отмечая большой шаг вперед в развитии идей критика в это время. Этот шаг вперед заключался в разработке некоторых важных сторон диалектического метода, в чем сказалось положительное влияние Гегеля. Не меньшую роль сыграли здесь и самостоятельные научные поиски Белинского, который, хотя и пришел к «примирению» с действительностью, все же не переставал искать выход из нее.

Тут проявилось еще одно очень важное отличие в подходе к действительности Гегеля и Белинского. Немецкий философ рассматривал ее чисто теоретически, призывая лишь к умственной активности. Подобное отношение к ней нередко обнаруживает в годы «примирения» и русский критик. Но временами и в эти годы у него прорывается истинная направленность его миросозерцания, нацеленного на преобразование мира. Пока он говорит об этом умеренно. В октябре 1838 г. он пишет Бакунину: «У меня

надежда на выход не в мысли (исключительно), а в жизни, как в большем или меньшем участии в действительности, не созерцательно, а деятельно» (3, 11, 317). Следовательно, уже тогда Белинский обращается к действительности для того, чтобы знать, как действовать.

Как уже говорилось, критик и в период «примирения» совсем не идеализирует русскую действительность, но он приходит к правильной мысли, что не считаться с нею нельзя. «Действительность, — пишет Белинский, — есть чудовище, вооруженное железными когтями и огромною пастью с железными челюстями. Рано или поздно, но пожрет она всякого, кто живет с ней в разладе и идет ей наперекор» (3, 11, 288). И еще: «Действительность мстит за себя насмешливо, ядовито, и мы беспрестанно встречаем жертвы ее мести» (3, 11, 285). Таких жертв в мрачную николаевскую эпоху было более чем достаточно. Белинский не может не учитывать опыт декабристов. И он указывает на эфемерность стремлений к общему благу, если это «благо мечтательное, а не действительное» (3, 11, 286).

Видя неподготовленность крестьян к борьбе за изменение социального строя, Белинский развивает мысль о том, что нельзя игнорировать «господствующую идею общества», т. е. уровень общественного сознания. «…Есть коллизия, — пишет он, — род полиции или смирительного дома судьбы, которая наказывает за отпадение от господствующей идеи общества» (3, 11, 285). И критик делает вывод, имеющий большое научное значение: нельзя исходить лишь из личных стремлений к свободе; надо считаться «с внешнею необходимостью, вытека-

ющею из жизни общества» (3, 11, 285). Тут же он выдвигает другое, связанное с первым и не менее замечательное положение: чтобы освободиться от «ужасного чудовища», от страшной действительности есть только «одно средство — сознать ее» (3, 11, 288). Итак, задача состоит не в сочинении «абстрактного идеала», который в предыдущие годы выдвигался критиком на первый план; задача состоит в том, чтобы познать действительность и, опираясь на «необходимость», изменить ее.

Эти глубокие мысли Белинского были большим достижением в его философских поисках. Но они сочетались и с серьезной ошибкой критика: он не увидел в России усиливающегося разложения крепостной системы, не увидел ничего, что могло бы потрясти «железную действительность». Отсюда его «примирительные» идеи.

Но в области теории его поиски продолжаются и снова приводят его к очень важным выводам. Стремясь понять действительность, Белинский ищет научные методы ее познания. На первый план он выдвигает в эти годы идею развития. Он пытается представить современную ему действительность в историческом аспекте, философски осмыслить опыт истории России и других стран. В толковании истории он допускает серьезные ошибки (идеализация роли самодержавия и пр.), и все же исторический подход к современной ему общественной жизни содействует совершенствованию его методологии. Идея развития занимает все большее и большее место в его философских, социологических, эстетических взглядах, в его мировоззрении в целом.

В этом отношении эволюция его идей совершается в том же направлении, что и в мировой философии его времени, главным достижением которой, как отметил Энгельс, была идея развития, пришедшая на смену метафизике XVIII века. Белинский был знаком с достижениями в этой области современной ему передовой западной мысли — философской, исторической и естественнонаучной. Он критикует метафизику и механицизм французских материалистов, заявляя, что у них мироздание выглядит мертвым скелетом, а не живым организмом, развивающимся диалектически (см. 3, 3, 328). Положительный отзыв получают у него французские историки времен реставрации (Гизо, Тьерри и др.), проводившие в своих сочинениях идею развития (см. 3, 2, 467). Особенно же высоко он ценит гениальные мысли Гегеля о диалектике. Вслед за ним критик стремится осмыслить развитие диалектически. Его привлекает идея саморазвития, «возможность внутреннего (имманентного) развития из самого же себя» (3, 3, 421). Он ищет причины возникновения и изменения вещей в них самих и говорит, что «всякое явление действительности, из самого себя возникшее, рождается и развивается органически» (3, 3, 327—328).

Особенно интересует Белинского эволюция общества. Он называет историю «священной книгой человечества» (3, 3, 394) и призывает учиться у нее. Размышляя над вопросом о возникновении и развитии общества, он приходит к выводу, что эти процессы совершаются по причинам, заложенным в самом существе общественной жизни. «Общество… — пишет Белинский, — есть само себе цель… Оно развивается

не механически, но динамически, т. е. собственною самодеятельностию жизненной силы, составляющей его сущность, не чрез налипание и сращение извне, но внутренне (имманентно) из самого себя, органически, как дерево из зерна» (3, 3, 338).

Общественное сознание Белинский также представляет себе как процесс саморазвития, самодвижения. Он говорит, что пережитое человечеством не исчезает в вечности «как звук, теряющийся в пустыне», а становится законным владением в сознании последующих поколений (3, 3, 394). Критик приходит к мысли о зависимости духовной жизни общества от исторических условий. «Дух свободен, — пишет он, — но и он развивается в границах времени: Гегель мог явиться только в наше время, а не в XV или XVI веке» (3, 11, 219). Эти подступы к пониманию зависимости хода идей от хода вещей были серьезным достижением в философских исканиях Белинского.

Размышляя над проблемой развития всего сущего, Белинский приходит к выводу, что оно совершается «по законам необходимости». Он считает, что ей подчиняется не только природа, но и общество. «Возникновение и падение царств и народов не случайно, а внутренне необходимо» (3, 3, 414). Русский мыслитель рассматривает необходимость как существующую независимо от воли людей. С этих позиций он критикует французских энциклопедистов XVIII в., их философию просветительства, их убеждение, будто «мнения правят миром» (см. 3, 11, 326, 332—333). Он отвергает субъективный метод, доказывая, что он не может служить основой научных теорий. «Субъективность… в

сфере знания превратится в ограниченность и произвольность понятий» (3, 3, 339). Критик иронически называет субъективистов «маленькими великими людьми», которые «таращатся выполнить свою случайную волю» (3, 3, 393). Высмеивая их пренебрежение к объективному ходу вещей, он говорит, что, по их мнению, «напрасно солнце ни раза не взошло вечером и не скрылось утром, ни раза не вышло с запада и не закатилось на востоке» (3, 3, 393).

Белинский считает несостоятельными современные ему утопические теории. Он доказывает, что нельзя искусственно создать новое общество, как нельзя сочинить язык. «Начиная от времен, о которых мы знаем только из истории, до нашего времени не было и нет ни одного народа, составившегося и образовавшегося по взаимному сознательному условию известного числа людей, изъявивших желание войти в его состав, или по мысли одного какого-нибудь, хотя бы и гениального человека» (3, 3, 328).

Борьба против субъективизма, признание объективной необходимости в развитии мира были большими достижениями не только в философских поисках самого Белинского, но и в общем развитии русской прогрессивной философии. В значительной мере тут сказалось влияние Гегеля. Заслугой Белинского в понимании великого немецкого философа было то, что он сумел в гегелевской диалектике увидеть главное — учение о саморазвитии, о внутренне необходимом движении. В. И. Ленин указывает, что именно в этом заключается суть диалектики Гегеля. «Эту суть надо было открыть, понять, hinüberretten, вылущить, очистить, что и сде-

Спасти.

лали Маркс и Энгельс» (2, 29, 127). Белинский не мог «очистить» суть диалектики Гегеля — это осуществили лишь основоположники марксизма. Но он сумел понять, что эта суть заключается именно в идее самодвижения.

Однако в этот период Белинский не связал еще эту идею с учением о единстве и борьбе противоположностей. Хотя у него были суждения на эту тему, но он еще не видел в единстве и борьбе противоположностей источник самодвижения. В этом отношении он пока еще отставал от Гегеля.

Вместе с тем русский мыслитель делает первые шаги, еще им самим не осознанные, к тому, чтобы в гегелевской идее универсального саморазвития центр тяжести из духовной сферы перенести в реальный мир.

Гегель не только в логике, посвященной абсолютизированному процессу мышления, но и в философии природы, и в философии духа, анализирующей преимущественно вопросы общественной жизни, трактует развитие мира как движение понятий. И хотя он, по определению Ленина, в диалектике понятий гениально угадывает диалектику вещей (см. 2, 29, 178—179), все же его универсальное саморазвитие подчинено его логической схеме. Он не всегда считается с эмпирическими фактами развития природы и общества. Маркс как-то сказал о нем: «В философии истории Гегеля, как и в его натурфилософии, сын порождает мать, дух — природу, христианская религия — язычество, результат — начало» (1, 2, 185). Для Белинского же, несмотря на провозглашение им первичности идеи, главное — факты реальной жизни, действительная история, действительная современность. Он

сам видит это только еще намечающееся расхождение с Гегелем и заявляет, что он не является учеником немецкого философа в полном смысле этого слова. Он пишет Бакунину в октябре 1838 г.: «Глубоко уважаю Гегеля и его философию, но это мне не мешает думать… что еще не все приговоры во имя ее неприкосновенно святы и непреложны» (3, 11, 313).

Реалистический подход Белинского к действительности и расхождение его с Гегелем в этот период ярче всего проявляются в эстетике. «Когда дело идет об искусстве… я смел и дерзок, — заявляет он, — и моя смелость и дерзость в этом отношении простираются до того, что и авторитет самого Гегеля им не предел» (3, 11, 313). Хотя у Белинского встречаются суждения об искусстве в соответствии с учением Гегеля как об осуществлении божественной идеи (см. 3, 3, 399), все же он все больше и больше толкует его как «зеркало жизни». «Искусство есть воспроизведение действительности» (3, 3, 415), — говорит критик.

Выдвижение на первый план вместо отвлеченного мышления реалистического начала привело Белинского к расхождению с некоторыми русскими последователями Гегеля. Наиболее ярким примером этого является его полемика с Бакуниным. Последний тоже был тогда объективным идеалистом и даже раньше Белинского пришел к «примирению с действительностью». По видимости их объединяла общая точка зрения; на самом же деле между ними были принципиальные расхождения в понимании действительности.

Расхождение друзей-противников ярко проявилось в их более чем двухлетней переписке

(с лета 1837 до весны 1840 г.) (см. 8). Признавая способности Бакунина в области спекулятивного мышления, Белинский вместе с тем называл его «абстрактным героем» (3, 11, 385, 541) и указывал на его «добровольное отторжение от живой действительности в пользу отвлеченной мысли» (3, 11, 289). Характеризуя метод Бакунина как «фантастический скачок через действительность», критик обращал его внимание на необходимость связи с живой жизнью, «такта действительности». Он писал, что истина существует для него не в науке, а в жизни. Бакунин раньше Белинского начал отходить от «примирительных» настроений, чему способствовал, по свидетельству Герцена, его «революционный такт». Несмотря на это, идейные расхождения между Белинским и Бакуниным привели к разрыву их отношений на ряд лет. Уже после отъезда Бакунина в Германию, узнав о его участии там в революционном движении, критик признался, что напрасно подозревал своего друга в «сухости и мертвенности натуры» (3, 12, 120). Однако в дальнейшем, уже в конце жизни Белинского, их новая, более глубокая дискуссия подтвердила, что Белинский был прав, упрекая Бакунина в неумении отражать в теории действительную жизнь. Полемика 30-х годов имела и другое значение: она показала отход Белинского от гегелевского понимания действительности.

В период «примирения» наряду с достижениями в области философии у Белинского были и серьезные недостатки. Они вытекали из его главной методологической ошибки — из игнорирования момента отрицания. Правильное суждение критика о развитии по законам необходимости всего сущего, включая и общественную

жизнь, переросло в абсолютизирование этой необходимости, в отрицание активной роли людей в историческом процессе. В результате Белинский пришел к ошибочному выводу о бесцельности, бессмысленности борьбы против существовавших общественных отношений, более того — к осуждению революций.

Исключение отрицания из процесса общественного развития отразилось и на эстетической теории Белинского в этот период. Он выдвинул идею «объективного искусства», т. е. такого искусства, в котором «автор не вносит ничего своего — ни понятий, ни чувств» (3, 3, 11). Считая, что нельзя «требовать от искусства споспешествования общественным целям» (3, 3, 397), что «поэзия… сама себе цель» (3, 3, 431), критик отверг «всякое судопроизводство со стороны поэта» (3, 3, 442). Такая точка зрения привела Белинского к серьезным ошибкам в литературной критике. В этот период он осудил творения ранее так любимого им Шиллера «за абстрактный героизм, за прекраснодушную войну с действительностью» (3, 11, 385). Тогда же он выступил с резкой критикой стихотворений Полежаева за активное авторское отношение к изображаемому, утверждая, будто такое отношение — «смерть поэзии» (3, 3, 25). Белинский отрицательно отнесся к комедии «Горе от ума» за то, что Грибоедов в ней «не возвысился до спокойного и объективного созерцания жизни» (3, 3, 485). Однако это не помешало критику уже тогда отнести Грибоедова «к самым могучим проявлениям русского духа» (3, 3, 485).

В дальнейшем Белинский отказался и от отрицательных оценок этих литературных произ-

ведений, и от своей теории «объективного искусства».

Итак, период «примирения с действительностью», несмотря на ряд серьезных ошибок и заблуждений, был для Белинского периодом больших философских исканий и находок. Его мысль работала в том же направлении, что и передовая мысль других стран, откликаясь одновременно на специфические потребности русской действительности. Плеханов был глубоко прав, когда указывал на заслугу Белинского, отвергнувшего в этот период веру просветителей во всесилие человеческого разума, в «абстрактный идеал», оторванный от действительности, и вставшего на точку зрения развития, объективного хода вещей (см. 37, 4, 362, 457, 466). Нельзя, однако, согласиться с мнением Плеханова, будто для этого критику необходимо было примириться с действительностью, так как в те годы якобы еще не было объективных предпосылок для ее изменения. На самом деле такие предпосылки в виде глубоких экономических и социальных противоречий уже имели место, и «примирение» критика с существующим положением вещей не было правомерным. Друзья Белинского, осуждая его за «примирительные» настроения, были в общем правы, хотя они и не поняли, что эти настроения были лишь ошибочной формой его глубоких и верных по своему направлению теоретических исканий. Сам же Белинский, отрекшись вскоре от «примирительных» заблуждений, не перечеркнул своих достижений этих лет в области философии.

Пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви игумен Пафнутий о задачах православных СМИ.

— Отче, скажите, какова цель присутствия православных СМИ в информационном поле сегодня?

— Сегодня задача православных СМИ не только донести информацию, но и пытаться направить читателя в сторону духовности.

Из-за чего происходят войны, кровопролития, междоусобицы? Это суть извечные проблемы нашего общества. Мы ищем источник этих проблем, ищем «крайних», ищем причину. Но не хотим увидеть, что истинная причина нестроений в обществе – это нарушение заповедей Божьих, наша гордость. Позиция Блаженнейшего Митрополита Онуфрия относительно православных СМИ – церковные СМИ должны примирять людей, говорить людям о Божьих заповедях, должны увести читателей от информационных «сражений», напоминать о том, что есть духовная жизнь. Мы должны остановиться, забыть о вражде и посмотреть на себя, подумать — кто мы пред Богом. А по нашему смирению Господь, думаю, приглушит брань, и придет мир в Украину.

— То есть, личное покаяние — это сейчас самое главное?

— Да. И то, что происходит в нашей стране, должно напоминать нам о роли и значении покаяния.

— Вы лично — какими хотели бы видеть православные СМИ?

— Думаю, православные СМИ сейчас пытаются вести правильную политику, стараются держаться подальше от междоусобицы, стараются освещать события с духовной точки зрения. Не пытаются «искать врага».

— Война – это такой отвлекающий маневр от главного?..

— Православные люди могут придерживаться идеологии — «левой» или «правой». А Церковь должна стоять над идеологиями. Над государствами. И над нациями. Мы служим Христу, а Христос над всем. Настоящая Церковь не имеет земных параметров. Церковь – понятие духовное.

—То есть, территориальных различий нет?

— В современных условиях — очень важно не опустить значение Церкви до земного понимания — как территориального института. Важно помнить, что Церковь – это не территория, это духовная институция.

Читайте интервью с Предстоятелем УПЦ на нашем портале вскоре.

Эта занимательная игра на смекалку прекрасно подходит как для подростков и молодежи, так и для взрослого поколения — ее можно проводить в кругу семьи или друзей. А на юбилее, свадьбе или корпоративном празднике это развлечение поможет заполнить паузу и повеселит гостей.

Суть игры состоит в том, чтобы отгадать как можно больше перевертышей. Перевертыш — это название книги (фильма), или строчка известного стихотворения, либо пословица (поговорка), где все слова заменены антонимами, т.е. словами, противоположными по смыслу (трус-храбрец, земля-небо, добрая-злая, милый-противный, работать-отдыхать, бежать-стоять, горячо-холодно). Например, Черная луна джунглей — перевертыш названия фильма Белое солнце пустыни.

Для тех слов, к которым трудно найти антонимы, желательно подобрать что-то подходящее по смыслу, пусть это даже будут синонимы; также иногда можно не изменять предлоги, союзы, частицы и междометия (о правилах лучше договориться в начале игры).

Чтобы всем было понятно, рассмотрим подробно расшифровку перевертыша строчки из стихотворения:

Лежу перед окном у светлицы сухой…

Начинаем искать замену словам: лежу — стою или сижу, перед — за или над, светлица — темница, сухой — мокрый или сырой.

Большинство людей, отгадав лишь одно-два ключевых слова, довольно быстро вспоминают известные строки: Сижу за решеткой в темнице сырой…

Варианты проведения игры:

  • Как индивидуальное соревнование. Можно купить детские маленькие наклейки в виде ягод, цветочков и т.п., и каждому, кто первый отгадывает перевертыш, прикреплять на руку наклейку, а в конце подвести итог: у кого их будет больше — тот получает приз.
  • Как соревнование между командами. Для этого участники делятся на команды, далее ведущий выдает каждой команде заранее распечатанные одинаковые задания. По сигналу ведущего команды одновременно начинают игру. Побеждает команда, которая за определенное время отгадала больше перевертышей.

Практически все перевертыши (за небольшим исключением) я придумывала сама. Надеюсь, вам понравятся предложенные мной варианты.

Перевертыши названий ТВ-передач

Ведущий предлагает гостям отгадать перевернутые названия известных ТВ-передач:

  • Бодрого дня, старички! (Спокойной ночи, малыши!)
  • На войне людей (В мире животных)
  • Траги мэн (Камеди вумен)
  • Час позора (Минута славы)
  • Манекен и беспредел (Человек и закон)
  • Вечерняя планета (Утренняя звезда)
  • Лес кошмаров (Поле чудес)
  • Кружок домоседов (Клуб путешественников)
  • Радиоглазики (Телепузики)
  • Злобная ночь (Добрый день)
  • Зарубежная рулетка (Русское лото)
  • Кавказские чебуреки (Уральские пельмени)
  • Примирение недальновидных (Битва экстрасенсов)
  • Ненависть после последнего вздоха (Любовь с первого взгляда)
  • Немедленно заткнитесь или Прекратите смотреть (Пусть говорят)
  • Устаревшее помилование (Модный приговор)
  • Утренний Вахтанг (Вечерний Ургант)
  • Не будем разводиться (Давай поженимся)
  • Маленькая неспешность (Большие гонки)
  • Кто-то! Здесь! Сейчас! (Что? Где? Когда?)
  • Тропический интервал (Ледниковый период)
  • 9 негативов (6 кадров)
  • Забирай старичье! (Даешь молодежь!)
  • Прямое отражение (Кривое зеркало)
  • Трое на трое (Один в один)
  • Маленькое равенство (Большая разница)
  • Рублеговорение (Евровидение)

Перевертыши пословиц и поговорок

Ведущий предлагает гостям произнести привычный, известный текст пословицы взамен тому, который прозвучит:

  • Счастье перемещается компанией (Беда не приходит одна)
  • Леди в карете – скакунам тяжелее (Баба с воза – кобыле легче)
  • Лысина — мужское безобразие (Коса — девичья краса)
  • От смелости затылок мал (У страха глаза велики)
  • Чужое платье далеко от лица (Своя рубашка ближе к телу)
  • У полицейского ботинки промокают (На воре шапка горит)
  • Ниже пяток можно приземлиться (Выше головы не прыгнешь)
  • Прикинулся поганкой — вылезай из капота (Назвался груздем — полезай в кузов)
  • Курица кабану подружка (Гусь свинье не товарищ)
  • Попроси умницу Дьявола обругать, она и затылок заживит (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
  • Корова изредка чистоту прячет (Свинья всегда грязь найдет)
  • Трезвеннику лужа до подбородка (Пьяному море по колено)
  • Ложь уши ласкает (Правда глаза колет)
  • Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится)
  • Одно счастье — много вопросов (Семь бед — один ответ)
  • Это плохо, если плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается)
  • Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
  • Себя спасай, а неприятеля бросай (Сам погибай, а товарища выручай)
  • Заведи 1 доллар, и избавься от одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
  • Занялся ерундой — сиди трусливо! (Сделал дело — гуляй смело!)
  • Купленной (украденной) машине в капот обязательно заглядывают (Дареному коню в зубы не смотрят)
  • Там толсто, где не сшивается (Где тонко, там и рвется)
  • Забыл если сдачу — помер тогда на Колыме (Знал бы прикуп — жил бы в Сочи)
  • Служи, стоя под задом (Царствуй, лежа на боку)
  • Зануда – брат бездарности (Краткость — сестра таланта)
  • Закинь глаза на свое безделье (Не суй нос в чужие дела)
  • Некоторые жертвы могут догадываться, откуда прилетают утки (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
  • Уйти от новой стиральной машины (Остаться у разбитого корыта)
  • Новые враги хуже старого одного (Старый друг лучше новых двух)
  • Приглашенный самозванец лучше японца (Незваный гость хуже татарина)
  • Дома плохо, и в гостях неважно (В гостях хорошо, а дома лучше)
  • Рыдание с бухты-барахты – свойство гениальности (Смех без причины – признак дурачины)
  • Утка кабану приятельница (Гусь свинье не товарищ)
  • Тот прячет, кто иногда теряет (Кто ищет, тот всегда найдет)
  • Для одного воспитателя взрослый с очками (У семи нянек дитя без глазу)
  • То у пьяного в душе, что у трезвого в горле (Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке)
  • Буквы как орлы – прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит, не поймаешь)
  • Нужно и отражение хвалить, если фейс прямой (Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива)
  • Вклад невыплатой ужасен (Долг платежом красен)
  • Для Хуана не сомбреро (По Сеньке и шапка или По Ереме и колпак)
  • Маленькой байдарке – маленький полет (Большому кораблю — большое плавание)
  • Будней — пять, а выходных — два (Делу — время, потехе — час)
  • Глазами стариков умалчивается ложь (Устами младенца глаголет истина)
  • С ленцой забросишь и птицу в море (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
  • Щенят пугать – у парка бегать (Волков бояться – в лес не ходить)
  • Одна обувка, и та на кнопках (100 одежек, и все без застежек)
  • Развлечение умников ненавидит (Работа дураков любит)
  • Продай коляску зимой и самосвал летом (Готовь сани летом, а телегу зимой)
  • Над стоячим песком вино не вытекает (Под лежачий камень вода не течет)
  • Весела ночь под утро, ведь отдыхать некому (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
  • Пятьдесят четыре — мужичок огурец впервые (Сорок пять — баба ягодка опять)
  • Отдельный страус чужую пустыню ругает (Всяк кулик свое болото хвалит)
  • Кошка – враг обезьяны (Собака — друг человека)
  • Заморозить ящерицу под спиной (Пригреть змею на груди)
  • Сытость пропадает в минуту голода (Аппетит приходит во время еды)
  • Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)
  • Для единственного глупца маловато трудностей (На всякого мудреца довольно простоты)
  • У собаки сплошной пост (Не все коту масленица)

Перевертыши строчек из известных песен

Ведущий предлагает гостям отгадать «перевернутые» строчки из известных песен:

  • Зачем лежишь недвижно, толстый дуб? (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?)
  • Воды слишком мало серебряной в домах Урюпинска (Огней так много золотых на улицах Саратов)
  • Девчат очень мало замужних, и ты ненавидишь холостого (Парней так много холостых, а я люблю женатого)
  • Штили мирные ползают под вами, Светлая слабость их приветливо лелеет (Вихри враждебные веют над нами, Темные силы нас злобно гнетут)
  • Приляг, деревня небольшая, приляг под жизненной игрой (Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой)
  • 50, 50, 50 черных лилий За дверью, за дверью, за дверью слышу я (Миллион, миллион, миллион алых роз Из окна, из окна, из окна видишь ты)
  • С опаской, враги, на руки, Телом расслабимся в объятьях (Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе)
  • Гадко, сестрицы, гадко, гадко, сестрицы, умирать (Любо братцы любо, любо братцы жить)
  • Ой, так надобно уехать, Ой, так надобно исчезнуть из села! (Ах, как хочется вернуться, Ах, как хочется ворваться в городок!)
  • Жуткий, жуткий, жуткий, грубый твой черт небесный (Милая, милая, милая, нежный мой ангел земной)
  • У парка скончался тополь, у парка он усыхал (В лесу родилась елочка, в лесу она росла)
  • Вот там они, мальчишки, длиннющие штанишки (Ну где же вы, девчонки, короткие юбчонки)
  • Вах-вах-вах-вах-вах! Родился бледнолицый! (Ай-я-я-я-я-яй! Убили негра!)
  • Ложись, благословеньем ублаженный, Участок сытых и господ! Охлаждается ваше тело умиротворенное, А на живую вечеринку волочиться отказывается (Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущенный И в смертный бой вести готов)
  • Привет, татарин Саша, Будет мой язык горький, как кофе (Прощай, цыганка Сэра, Были твои губы сладкими, как вино)
  • Лунный квадрат, земля внутри — То картина девчонки (Солнечный круг, небо вокруг — Это рисунок мальчишки)
  • Прыг-скок, вы уехали по прямой. Прыг-скок, я мало для тебя отдал (Гоп-стоп — мы подошли из-за угла. Гоп-стоп — ты много на себя взяла)
  • Да, притащили тебя; да, притащили тебя, из тихого знойного места 9 черных козлов, ух, 9 черных козлов — Вторник, среда и четверг (Три белых коня, три белых коня, Декабрь, январь и февраль) (И уносят меня, и уносят меня, В звенящую снежную даль Три белых коня, эх, три белых коня — Декабрь, и январь, и февраль)
  • Большому кипарису жарко летом (Маленькой елочке холодно зимой)
  • Разврат, рок-н-ролл и лето! (Любовь, комсомол и весна!)
  • Девчонке неохота из Твери, я догадываюсь, ляля-ляля-ляля-ляля-фа! (Мальчик хочет в Тамбов, ты знаешь чики-чики-чики-чики-та)
  • За рубежом облако плывет приветливо (На границе тучи ходят хмуро)
  • Вы, бойскауты, родители интеллигентов! (Мы, пионеры, дети рабочих!)
  • Тут, перед просветом, изредка трезвым (Там, за туманами, вечными пьяными)
  • Ты забыл одну свою гладкость (Я помню все твои трещинки)
  • Отважный волк черный На дубе сидел (Трусишка зайка серенький Под елочкой скакал)
  • Дождик ему шептал стихотворение: «Вставай, дуб, давай, давай» (Метель ей пела песенку: «Спи, елочка бай-бай»)
  • Эх, жара, жара! Охлади его! (Ой, мороз, мороз! Не морозь меня)
  • Юнга, юнга, нахмурься (Капитан, капитан, улыбнитесь)
  • Красная тележка стоит, не шелохнется (Голубой вагон бежит, качается)
  • За Волгой работает грузин пожилой (По Дону гуляет казак молодой)
  • Мужское горе — не надо противной вдалеке (Женское счастье – был бы милый рядом)
  • Так жаль, когда некоторые из вас там завтра разбредутся (Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались)
  • Приземлись водою, белый день (Взвейтесь кострами, синие ночи)
  • Бодрствуют отдохнувшие орудия (Спят усталые игрушки)
  • Новая квартира, окна мои запри, Новая квартира, днем себя выдай (Старый отель двери свои открой, Старый отель в полночь меня укрой)
  • Я тебя с вечера уложу, Встретить в ботинках зайду (Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь)
  • Незачем нам, парни, страшных ненавидеть, Много наслаждения с этой неприязни (Зачем вы, девочки, красивых любите, Одни мучения от их любви)
  • Невелик город твой чужой, Маловато там парков, полян и ручьев (Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек!)
  • Вам танцы ломать и умирать мешают (Нам песня строить и жить помогает)
  • Умерла у деда одна грустная курица (Жили у бабуси два веселых гуся)
  • Увядали дыни и арбузы, тонули облака под землей (Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой)
  • Нельзя ползать грациозно водителям в песке (Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам)
  • И я какая-то теплая, словно островок из озера (А ты такой холодный, как айсберг в океане)
  • Разочарование – твоя ориентировка небесная (Надежда – мой компас земной)
  • С ухмылкой веселая ночь темней (От улыбки хмурый день светлей)
  • Ты есть всегда обычная вещь с названием (Я был когда-то странной, игрушкой безымянной)
  • Тут что-то из ямы поднялось (Вот кто-то с горочки спустился)
  • Желтенький вычурный шарфик вползал на приподнятый зад (Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч)
  • Полк твоих слов спокойных (Эскадрон моих мыслей шальных)
  • Предсказуемо так в истории зашуршало окно (Вдруг как в сказке скрипнула дверь)

Перевертыши названий книг

Ведущий предлагает гостям отгадать «перевернутые» названия известных книг:

  • Кастрюлька супа (Горшочек каши)
  • Редиска (Репка)
  • Курочка — железный клювик (Петушок — золотой гребешок)
  • Милый лебедь (Гадкий утенок)
  • Синяя бейсболка или Оранжевый платочек (Красная шапочка)
  • Квадратик (Колобок)
  • Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
  • Головастик-домосед (Лягушка-путешественница)
  • Собачья ностиница (Кошкин дом)
  • Дождливый король (Снежная королева)
  • Чернодождик и 2 великана (Белоснежка и 7 гномов)
  • Барашек-Прямоспинка (Конек-горбунок)
  • Трусливая швея (Храбрый портняжка)
  • Рабыня-жаба (Царевна-лягушка)
  • По рачьей просьбе (По щучьему велению)
  • Еросинья глупенькая (Елена Премудрая)
  • Жарилко (Морозко)
  • Принц в тыкве (принцесса на горошине)
  • Медная отмычка (Золотой ключик)
  • Бодрствующее чудовище (Спящая красавица)
  • Великан-уши (Карлик-нос)
  • Сажечка (Золушка)
  • Одетый горожанин (Голый король)
  • Серенькая травинка (Аленький цветочек)
  • Толстяк Уязвимый (Кощей Бессмертный)
  • Километровочка (Дюймовочка)
  • Джимми Короткий носок (Пеппи длинный чулок)
  • Томсон, который работает в подвале (Карлсон, который живет на крыше)
  • Петушок одноцветный (Курочка Ряба)
  • Дворец (Теремок)
  • Пациент Ойздоров (Доктор Айболит)
  • Петр Крестьяныч и белый заяц (Иван Царевич и серый волк)
  • Повесть про найденные часы (Сказка о потерянном времени)
  • Принц-Хохотун (Царевна-Несмеяна)
  • Иринушка-умница (Иванушка-дурачок)
  • Лондонские танцоры (Бременские музыканты)
  • История про живую крестьянку с 14 слабаками (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
  • Знайка под Землей (Незнайка на Луне)
  • Напрямик тенью в 10 ночей (Вокруг света за 80 дней)
  • Салатовый огород (Вишневый сад)
  • Континент безделушек (Остров сокровищ)
  • Принесенные штилем (Унесенные ветром)
  • Счастье в глупости (Горе от ума)
  • Закон и поощрение (Преступление и наказание)
  • Фиолетовые бакенбарды (Синяя борода)
  • Пешеход с ногами (Всадник без головы)
  • Матери и родители (Отцы и дети)
  • Живые тела (Мертвые души)
  • Громкая Волга (Тихий Дон)
  • Кошачья печень (Собачье сердце)
  • Бабка и пустыня (Старик и море)
  • Два миллиона километров над землей (Двадцать тысяч лье под водой)

Перевертыши строчек из известных стихотворений

Попробуйте угадать, какие стихотворные строки зашифрованы ниже. А если вам удастся еще и вспомнить их авторов и даже названия произведений, то можно будет уверенно сказать, что ваша память находится в прекрасном состоянии!

  • Ваш Толя тихо смеется (Наша Таня громко плачет)
  • Ты ненавидишь мою собачку (Я люблю свою лошадку)
  • Громче, кошки, пес в подвале! (Тише, мыши, кот на крыше!)
  • Ты нам читаешь, зачем так мало? (Я Вам пишу, чего же боле?)
  • Воскрес прозаик, господин подлости (Погиб поэт, невольник чести)
  • Чернеет мачта многолюдно над прозрачностью земли зеленой (Белеет парус одиноко в тумане моря голубом)
  • Твоя племянница заурядных лживых исключений (Мой дядя самых честных правил)
  • Безделье будет утром, бездельничать будут все (Дело было вечером, делать было нечего)
  • Ты забыла безобразную вечность (Я помню чудное мгновенье)
  • Четыре молодца в дверях ковали рано утречком (Три девицы под окном пряли поздно вечерком)
  • Лето!.. Помещик, приуныв… (Зима!.. Крестьянин, торжествуя)
  • Заткнись-ка, тетя, все напрасно… (Скажи-ка, дядя, ведь недаром…)
  • Здравствуй, чистый Китай… (Прощай, немытая Россия…)
  • Господин принимал для вокзала: раскладушку, рюкзак, косметичку… (Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж…)
  • Ползет жучок, вибрирует (Идет бычок качается)
  • Корове здесь однажды черт принес батон колбасы… (Вороне где-то бог послал кусочек сыра…)
  • Слышу, спускается быстро из ямы извозчик, оседлавший сена тележку (Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хвороста воз)
  • Ты ушла от меня, не попрощавшись (Я пришел к тебе с приветом)
  • Улетела бабочка из супа (Села муха на варенье)
  • Дылда-дочь от матери убежала, но промолчала Дылдина (Крошка сын к отцу пришел, и спросила Кроха)
  • Стою у окна в сухой гостинице (Сижу за решеткой в темнице сырой)
  • Умный страус нагло достает мысли тощие из пещеры (Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах)
  • Жара без луны; ночь ужасная! Все я бодрствую, враг безобразный (Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный)
  • Подняли собачку под потолок, Прикрепили собачке уши (Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу)

Перевертыши названий фильмов

Ведущий предлагает гостям отгадать «перевернутые» названия известных фильмов. Желательно подсказывать, если перевертыш – сериал или зарубежный фильм.

Советские и российские фильмы и сериалы

  • Печальные девчонки (Веселые ребята)
  • Прохладные ноги (Горячие головы)
  • Не бойся велосипеда (Берегись автомобиля)
  • Железная нога (Бриллиантовая рука)
  • Париж улыбкам доверяет (Москва слезам не верит)
  • Черная луна джунглей (Белое солнце пустыни)
  • Леди непрухи (Джентльмены удачи)
  • Волшебная обыденность (Обыкновенное чудо)
  • Понятие ненависти (Формула любви)
  • Личная дружба (Служебный роман)
  • Весеннее единоборство (Осенний марафон)
  • Ненависть с орлами (Любовь и голуби)
  • Русский освобожденный (Кавказская пленница)
  • Будничный день (Карнавальная ночь)
  • Предсказуемая обыденность китайцев из Америки (Невероятные приключения итальянцев в России)
  • Волчья селезенка (Собачье сердце)
  • Один невзрачный, но отталкивающий (Самая обаятельная и привлекательная)
  • Оживить ящерицу (Убить дракона)
  • Доступные всепрощенцы (Неуловимые мстители)
  • Олигофрен (Гений)
  • Малыши-дружинники (Старики-разбойники)
  • Летний абрикос (Зимняя вишня)
  • Готовый роман о ручной балалайке (Неоконченная пьеса для механического пианино)
  • Пришелец в настоящее (Гостья из будущего)
  • Южная стилистка (Сибирский цирюльник)
  • Приободренные луной (Утомленные солнцем)
  • Ласковая частушка (Жестокий романс)
  • Точку разлуки оставить разрешено (Место встречи изменить нельзя)
  • План зверя (Судьба человека)
  • Индивидуальные просторы (Государственная граница)
  • Маленький урок (Большая перемена)
  • Океан полезных животных (Остров ненужных людей)
  • Площадь склеенных светильников (Улицы разбитых фонарей)
  • Тропическая вражда (Таежный роман)
  • Мамины сыночки (Папины дочки)
  • Твой ужасный воспитанник (Моя прекрасная няня)
  • Томная немощь (Убойная сила)
  • Мистические девчата (Реальные пацаны)
  • Явность причины (Тайны следствия)
  • Училище подлых пацанов (Институт благородных девиц)
  • Злосчастен один (Счастливы вместе)
  • Добропорядочный Париж (Бандитский Петербург)

Зарубежные фильмы и сериалы

  • Ручной кактус (Дикая орхидея)
  • Солнечный мир (Звездные войны)
  • Второстепенный разум (Основной инстинкт)
  • С задницей (Без лица)
  • Законопослушное кино (Криминальное чтиво)
  • Прибывшие штилем (Унесенные ветром)
  • Толпа на улице (Один дома)
  • Легкий взрослый (Трудный ребенок)
  • Прокурор ангела (Адвокат дьявола)
  • Тело без трещин (Лицо со шрамом)
  • Невинность из маленькой деревни (Секс в большом городе)
  • Общедоступные объекты (Секретные материалы)
  • Календарь молокососа (Дневники вампира)
  • Запуганные бизнесмены (Отчаянные домохозяйки)
  • Математика фригидности (Анатомия страсти)
  • Уйти без мертвых (Остаться в живых)
  • Нищие иногда смеются (Богатые тоже плачут)

Перевертыши известных фраз из кинофильмов

Ведущий предлагает гостям отгадать «перевернутые» известные фразы из кинофильмов . Желательно, чтобы игроки называли при этом сами фильмы, откуда взяты эти фразы.

Белое солнце пустыни

  • Рабыня уволила твоего ненавистного мужа! (Господин назначил меня любимой женой!)
  • Запад – безделье толстое… (Восток — дело тонкое…)

Бриллиантовая рука

  • Расцепляй золото, приближаясь к кошельку! (Куй железо не отходя от кассы!)
  • Компот с вечера едят только мужланы и гении! (Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты!)
  • Их животные из супермаркета в коляске возят! (Наши люди в булочную на такси не ездят!)
  • Со своим чеком едят также здоровяки, но алкоголики! (За чужой счет пьют даже язвенники и трезвенники!)
  • Когда животное умница, значит на момент (Если человек идиот, то это надолго)
  • Ползи сюда, девушка и помоги! (Иди отсюда мальчик, не мешай!)

Весна

  • Уродство – значит красивая немощь! (Красота – это страшная сила!)

Двенадцать стульев

  • Расслабьтесь! Америка нас не вспомнит! Восток вам навредит! (Крепитесь! Россия вас не забудет! Запад нам поможет!)
  • Кто увидит, что это мальчик, пускай последним положит около тебя кирпич! (Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень!)
  • Подчиняться строю нужно тебе! (Командовать парадом буду я!)
  • И, наверняка, мне отобрать насовсем засов из номера, куда счета присылают?! (А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?!)
  • Велосипед — есть только нищета, и цель остановки (Автомобиль – это не роскошь, а средство передвижения)
  • Для тебя один выход запомнили! (У меня все ходы записаны!)
  • Холодный мужчина — реальность писательницы! (Знойная женщина – мечта поэта!)
  • Они нужные для той обыденности смерти (Мы лишние на этом празднике жизни)
  • Универсальна белая краска (Радикальный черный цвет)

Девчата

  • Бегите сюда! Здесь для всех вилки находятся! (Уйдите отсюда! А то у меня ложки пропадают!)
  • Правильно лежите, с предыдущего лета номера забронированы! (Зря сидите, до следующей весны квартир не предвидится!)
  • Значит, ползешь ты, уродливый, из дома, и бабы рядом совсем не поднимаются, совсем не поднимаются. (Вот иду я красивая по улице, а мужики вокруг так и падают, так и падают…)
  • И для тебя – точно вместе хуже! Заставляют семечками кормить, заставляют сухарями! (А по мне — так одной лучше! Хочу — халву ем, хочу — пряники!!!)
  • Ты тут однажды говорил, зачем же глаза плеваться мешают. И тогда понял — мешают. (Я вот все думала, как это носы целоваться не мешают? А теперь вижу – не мешают)
  • Уморил ты меня, Иван, с твоими ногами! (Откормила я тебя, Надежда, на свою голову!)

Джентельмены удачи

Здравствуйте, я ваша тетя!

  • Он дядя Петя с Воронежа, там на дачах было совсем немного прирученных котят (Я тетушка Чарли из Бразилии, где в лесах живет много-много диких обезьян!)
  • Он молодой офицер, а владеет буквой ненависти! (Я старый солдат и не знаю слов любви!)
  • Он противник еды… Этим не нужно пренебрегать! (Она любит выпить… Этим надо воспользоваться!)
  • Ты меня оттолкни… сейчас … когда расхочется… (Я тебя поцелую… потом… если захочешь…)
  • Начни молчать! Ты ее заводишь! (Перестаньте кричать! Вы меня утомляете!

Иван Васильевич меняет профессию

Место встречи изменить нельзя

  • Но потом — стройный! Ты слышишь, стройный! (А теперь — горбатый! Я сказал, горбатый!)

Ирония судьбы, или С легким паром!

  • Что за прелесть то мое жареное мясо! (Какая же гадость эта ваша заливная рыба!)
  • Зачем ты ее так редко поднимаешь! (Ну что вы меня все время роняете!)

Кавказская пленница

  • Атеист, увалень и вообще урод! (Комсомолка, спортсменка и просто красавица!)

Любовь и голуби

  • Пацаны, раззадорьте моего отца! (Девушки, уймите вашу мать!!!)
  • Чувство неподвижности мы калечили, чувство неподвижности … Прикрепить бы нам те чувства неподвижности от ангельского отца! (Орган движения они лечили, орган движения… Поотрывать бы вам эти органы к чертовой матери!)
  • А это неважно – ненавидел враг врага! (И, что характерно, любили друг друга!)
  • Радостное событие унес ты из моей хижины, Василий! Прогоняй стариков! (Печальную весть принес я в твой дом, Надежда! Зови детей!)

Москва слезам не верит

  • Научи его умирать, хуже навреди духовно! (Не учите меня жить, лучше помогите материально!)
  • Очевидно, утро становится бодрым (Кажется, вечер перестает быть томным)

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Самая обаятельная и привлекательная

  • Постоянно видим подопытного, у которого есть яблоки (Впервые вижу дрессировщиков, у которых нет ананасов!)
  • Мужчине не нужно спешить. Часы встречи отбирают у женщины обязательство много раз нервно забыться (Женщина должна опаздывать. Минуты ожидания дают мужчине возможность лишний раз спокойно подумать)
  • Ты ничего не делаешь из-за ненависти, поэтому это одна из твоих удач (Я все делаю по любви, отсюда все мои неприятности)
  • Она и неприятели не разбираются в брендах. Газету «Правда» смотрят редко (Мы с подругами понимаем в моде… журнал «Бурда» читаем ежемесячно)
  • Тот бублик они обзовут как-то прозаично… «Новичок»! (Это печенье мы назовем как-нибудь романтично… «Маэстро»!)

Формула любви

  • Горожанин, не желаешь маленькой и грязной ненависти? Уезжай утром в поле (Селянка, хочешь большой, но чистой любви?… Приходи вечером на сеновал)
  • Задница – существо светлое. Разоблачение обязательно (Голова – предмет темный. Исследованию не подлежит)

Чародеи

  • Неважно – пусть пижама висит! (Главное – чтобы костюмчик сидел!)

Человек с бульвара Капуцинов

  • Когда мужчина кого-то отсылает, не нужно у него это забирать. Все равно он отдаст это сам (Если женщина что-то просит, надо ей это обязательно дать. Иначе она возьмет это сама.)
  • Ты напомни негритянке ее молчание. Она не могла думать о мадам Грицацуевой, а также, что человек – ваш разный потомок… (Я прощаю бледнолицему его слова. Он мог не знать о сэре Чарльзе Дарвине и о том, что обезьяна — наш общий предок…)