Причины для развода

Развод по-христиански?

Иудеям был разрешен развод «по жестокосердию», в Евангелии Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние. Однако в Православной Церкви есть целый перечень причин, по которым дозволяется разводиться. Почему? Отвечает иерей Димитрий ПАШКОВ, старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе.

Развод по-христиански

Согласно определению Поместного собора 1917-1918 годов, поводами к расторжению брака в Русской Православной Церкви могут быть:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года — если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Причина номер один: смерть

В Православной Церкви брак может быть прекращен по двум основным причинам. Первая — смерть одного из супругов. В этом случае брак прекращается физически и овдовевший супруг может вступить в новый брак по изволению, данному апостолом Павлом (см. 1 Кор. 7: 8-9). Вторая причина — это измена святым клятвам брака, прелюбодеяние. В этом случае брак прекращается юридически. Разводом в строгом смысле слова можно называть все то, что следует из второй причины. То, что проистекает из первой причины — смерти одного из супругов или пропажи без вести, — правильнее называть прекращением брака.

В результате накопления исторического опыта Церковь сформулировала на основании двух первоначальных причин ряд других, исходя в своем отношении из принципа икономии — снисхождения и милости к людям. К смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшийся супруг признается вдовцом и не обязан томиться дальше в безнадежном ожидании. Точно так же смотрели на невиновного супруга в случае осуждения другого супруга на каторжные (пожизненные, как правило) работы.

Однако, определяя причины для разводов, Церковь исходит из того, что все вышеперечисленные поводы являются для одного из супругов только возможностью, а не требованием. В Российской империи при осуждении к ссылке в Сибирь невиновному супругу обязательно ставился вопрос, не желает ли он последовать в ссылку за осужденным. Сам отказ уже расторгал брак, после чего для этого супруга мог наступить новый . Жены декабристов, например, могли воспользоваться своим правом и потребовать расторжения брака, однако, как мы знаем, некоторые этого не сделали. И сейчас, если муж прощает измену жены или жена готова жить с супругом, больным СПИДом, то ни о каком разводе речи быть не может.

Конечно, идеалом является только первый брак, который несет на себе печать Таинства, во образ уникального союза Христа и Церкви (см. Еф. 5: 23-33). Второй брак, строго говоря, не является уже Таинством — сам чин второго брака не радостный, а покаянный, — но не исключает супругов из церковной общины. Мы знаем, что апостол Павел даже на брак вдовиц смотрел не очень благосклонно. Но к ак апостол позволяет в виде снисхождения к немощи второй брак вдовцу, так же дозволяется новый брак и этим, условно говоря, вдовцам, потерявшим навсегда своих супругов.

Расширительное толкование измены

В своем определении причин для развода Церковь всегда исходила из слов Христа о том, что единственная причина для развода — прелюбодеяние (см. Мф. 19: 9) . Однако в истории Церкви понятие измены имело разные степени. Так, в VI веке в Византии прелюбодеянием считалось, например, если жена провела ночь вне дома своего мужа или родителей. И такая историческая условность была принята всем церковно-гражданским обществом того времени: «Так поступать не стоит, ибо квалифицируется как прелюбодеяние».

Из расширительного толкование измены выводится ряд других причин для развода. К измене приравнивается, например, если муж понуждает свою жену к прелюбодеянию. Еще одна причина для развода, которая выводится из нарушения самих клятв при вступлении в брак — о взаимной любви и верности, — если один супруг покушается на жизнь другого. Сюда же можно отнести тяжкие побои и издевательства. Кроме того, муж имеет право подать на церковный развод, если жена сделала аборт или имеет непреклонную волю этот аборт сделать. Симметрически можно сказать, что и жена имеет право просить развода, если муж принуждает ее к аборту.

Заболевание сифилисом, проказой, СПИДом указываются как возможные причины для развода потому, что их наличие делает супружескую близость между супругами невозможной. Конечно, брак возможен и без близости, но в таком случае он будет опираться на согласие здорового супруга. Если согласия нет, то Церковь, снисходя к его слабости, не имеет морального права его заставлять, потому что физическая близость является одной из важнейших составных частей брака. При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.

Развод по взаимному согласию?

Однако сегодня самая распространенная формулировка причины развода — развод по взаимному согласию. В императорскую эпоху истории Церкви, которая длилась от Константина Великого до 1917 года, такой развод был возможен, только если он совершался ради более высокого нравственного идеала. То есть если муж и жена после развода вступали в монастырь и если они при этом они обеспечивали своих детей наследством. Правда, и в поздней Византии были прецеденты, когда разводили и по непреодолимой взаимной ненависти, то есть когда супруги заявляли о том, что они не могут больше терпеть немощи друг друга. Такие разводы известны из практики известнейшего церковного канониста XIII века архиепископа Димитрия Болгарского.

Конечно, такая причина для развода свидетельствует о глубокой христианской незрелости или о полном расцерковлении.

Что делать Церкви с теми, кто пришел за разводом? Нужно понимать, что мы переживаем эпоху второго крещения Руси. Есть люди, искренне пришедшие в Церковь, есть те, для которых это осталось формальностью. Они приняли Таинство Крещения, однако, что такое церковная жизнь, ее таинства, им непонятно и они не стремятся это узнать, не исповедуются и не причащаются. Поэтому нужно разделять приходящих за разводом людей на две категории: воцерковленных, которых можно судить по церковному законодательству и для которых это будет что-то значить, и на тех людей, которые только считают себя православными (потому что крещены). В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла. В случае с прелюбодеянием мы должны были бы действовать по последнему постановлению Церкви на этот счет (от 1904 года), согласно которому прелюбодею после исполнения наложенной на него епитимьи разрешается вступить в брак еще один раз. Если же он и после этого прелюбодействует, то навсегда теряет возможность жениться. Однако это имело бы смысл только для человека воцерковленного. Сегодня мы не можем найти оснований для удовлетворения исков о разводе людей, которые только называют себя православными. Эта огромная часть абсолютно нецерковных людей нуждается в особом подходе, который Церкви еще только предстоит выработать.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Как пережить измену?

СК РФ Глава 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

  • Статья 16. Основания для прекращения брака
  • Статья 17. Ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака
  • Статья 18. Порядок расторжения брака
  • Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния
  • Статья 20. Рассмотрение споров, возникающих между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния
  • Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке
  • Статья 22. Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
  • Статья 23. Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
  • Статья 24. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
  • Статья 25. Момент прекращения брака при его расторжении
  • Статья 26. Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим

Открыть полный текст документа

Причины, по которым Церковь допускает развод

Добрый день, дорогие наши посетители!

Каковы те причины, по которым сегодня Церковь допускает возможность развода для венчанных супругов?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Первая и главная причина, как основание для развода, указана в Евангелии, когда Господь, в Нагорной проповеди, говорит о нерасторжимости брачного союза, кроме вины прелюбодеяния. То есть такого искажения брака, после которого можно говорить о том, что, по сути дела, он, как единство двух людей перед Богом, перестает существовать.

Ибо церковный развод – это не санкция супругам расстаться, это констатация того, что их брак уже перестал существовать, как такое единство, которое перед Богом в Церкви может быть освящено. И Церковь об этом свидетельствует: да, это трагедия, это беда, но этого больше нет. Грех прелюбодеяния разрушает брак или искажает его настолько, что он может быть скорее не сохранен, а воссоздан. Воссоздан покаянием, которое приносит согрешивший, и прощением, которое дарует невиновный в этом грехе. И речь здесь идет не о сохранении, а именно о воссоздании, о возрождении, о новом строительстве семьи.

Каждый, кто испытал такое несчастье, по опыту знает, что после прелюбодеяния одного из супругов, приходится заново восстанавливать и скреплять все истончившиеся или порванные ниточки отношений. И это становится возможным, если только есть действительная готовность простить. Но если прощение невозможно, то по церковным канонам, невиновному супругу дается право вступления в другой законный брак.

В исторической жизни Церкви был расширен круг оснований для развода, но это исходило из того же самого принципа, то есть присоединение к прелюбодеянию такого рода грехов, которые, по сути дела, также делают брак реально несуществующим.

И в Византии, и потом на Руси, и в более близкое нам время – на Церковном Поместном Соборе 1917–1918 годов, а затем – на юбилейном Соборе 2000 года – были перечислены причины, по которым допускается расторжение церковного брака. Собственно, достаточно будет упомянуть два последних церковных постановления.

Итак, на Соборе 1917–1918 годов говорится, что, кроме прелюбодеяния или вступления одной из сторон в новый гражданский брак, основанием для развода считается:

— Отпадение одного из супругов от Православия. То есть, в том случае, если он был верующим христианином, но после некоего внутреннего кризиса ушел или в другую веру (скажем, в какую-нибудь секту: к мормонам, к иеговистам, в московскую церковь Христа – и стал практикующим ее адептом, тем более в нехристианскую религию – к тем же кришнаитам), или просто стал воинствующим атеистом, то понятно, что такого рода отпадение делает невозможным церковный брак, и невиновной стороне дает право на развод.

— Неспособность к брачному сожитию одного из супругов, либо как следствие врожденных противоестественных телесных пороков одного из супругов, либо как следствие намеренного самокалечения, бывшее до брака. Скажем, вступая в брак, жених или невеста, по какому-то безответственному недомыслию сокрыли, что неспособны к нормальной брачной жизни. В таком случае, конечно же, второй супруг свободен от брачных обязательств. До революции была целая секта скопцов, да и сейчас есть некоторые нехристианские культы, также допускающие какие-то самокалечения, самооскопления. И ясное дело, если один из супругов впал в такое катастрофическое заблуждение, в такую ересь, то он просто, по определению, не может быть нормальным членом семьи.

— Заболевание проказой, поскольку эта болезнь поставляет человека вне всех социальных возможностей в силу необходимости его полной и пожизненной изоляции. Поэтому считать другого супруга связанным узами брака с тем, кто все равно будет оторван от него навсегда (я не имею в виду возможность материального попечения и окормления), Церковь также не считает необходимым.

— Заболевание сифилисом, ведь в девяноста девяти случаях из ста, если не в девятьсот девяносто девяти из тысячи, ответственность за это лежит на самом заболевшем, и не связана со случайными факторами.

— Длительное и безвестное отсутствие кого-то из супругов, который уехал неизвестно куда, бросил свою семью, и о нем нет никаких вестей. Или многолетнее отсутствие мужа, не вернувшегося с войны, когда уже истекли те естественные сроки ожидания, по которым можно надеяться на то, что он жив и вернется. Однако это только право на развод, но не обязанность. То есть это не значит, что вдова, ожидающая своего не вернувшегося с войны мужа, неправо поступит, если останется ему верной до конца. Конечно, она выше поступит. Но просто Церковь не связывает ее такого рода обязательствами на всю жизнь, тем более, если ей, на ее жизненном пути, еще встретится достойный человек.

— Осуждение мужа или жены к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния. Это дореволюционная норма судебного приговора, которая применялась к самым тяжким преступникам, скажем к убийцам или к покушавшимся на жизнь Государя. Понятно, что в наше время Церковь не считает жену серийного убийцы, о преступлениях которого она ничего не знала, связанной с ним узами брака, Церковь также не может возлагать на нее такие бремена.

— Посягательство на жизнь и здоровье либо супруги (супруга), либо детей – что сейчас происходит, как правило, в состоянии алкогольной или наркотической зависимости, когда человек впадает в некое неадекватное состояние и представляет угрозу для жизни близких. Конечно же, считать, что несчастная супруга такого наркомана должна претерпеть от него даже и убиение, когда он накурился очередного наркотика, в том числе, быть может, еще и детей, было бы противно самому смыслу любви, как закону церковной жизни.

— Снохачество и сводничество, то есть побуждение супруга к непотребным связям с другими лицами. (Кстати, под эту категорию подпадают и все участвующие в экстракорпоральном оплодотворении на стороне, даже несмотря на то, что элемент полового удовольствия здесь исключен.)

— Извлечение выгод из непотребств супруга (супруги). То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

— Неизлечимая тяжелая душевная болезнь, которая делает человека абсолютно и на всю жизнь неадекватным.

— Злонамеренное оставление одного супруга другим, к примеру, когда жена говорит мужу: живи-ка ты сам, как хочешь, у меня теперь своя жизнь, не лезь ко мне, как хочешь, так и обретайся. И выгоняет его из квартиры. Разумеется, это также является основанием для развода.

В настоящее время Собором 2000 года этот перечень оснований к расторжению брака дополнился такими причинами, как:

— Заболевание СПИДом (основания здесь такие же, какие и при заболевании сифилисом).

— Медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм и наркомания.

— Совершение женой аборта при несогласии мужа, увы, вошедшее в жизнь нашего Отечества скорее уже в XX столетии. То есть в том случае, если муж прилагал все возможные усилия к тому, чтобы не допустить убийства младенца во чреве матери, но она, вопреки всему, на это пошла, тогда понятно, что нравственное сознание мужа-христианина может противиться тому, чтобы и дальше жить с женщиной-детоубийцей».

<< На главную страницу Вопросы священнику >>

После встречи двух людей, и возникновения между ними обоюдного желания быть только с ним (с ней), пара принимает решение создать семью. После создания семьи начинается самый тяжёлый труд – это построение бытовых отношений. Вы начинаете притираться друг к другу, и часто на каких-то этапах развития отношений не всё идёт гладко, супруги ссорятся и даже думают о разводе. Нет дыма без огня, если человек задумался о разводе, на это были и есть весомые причины.

Частые причины, которые указывают в исковом заявлении на развод

1. Ранний брак. Когда ещё несовершеннолетние парень и девушка, увлечённые первой любовью, решили быть вместе навсегда, через несколько лет это может стать причиной распада семьи, так как в процессе взросления супруги начинают понимать, что каждый видит семью по-своему. Девушки требуют у своих молодых мужей ответственности, ждут соучастия с бытовых проблемах. А молодые мужчины в силу своей юности заинтересованы совсем другим: отдыхом с друзьями, играми в компьютер, тратами на развлеченье и т.п. Для того, чтобы ваши отношения не дошли до развода, обсудите с половинкой, как он видит вашу дальнейшую жизнь, как распределяться обязанности по дому, поделитесь с партнёром, что вы ожидаете от него.

2. Карьера. Когда супруги много времени уделяют своему росту в профессиональной сфере, личная жизнь отодвигается на второй план – они привыкают к тому, что дома всё идёт своим чередом, но забывают о том, что чтобы отношения были крепкими, их нужно поддерживать общими интересами. Довольно часто после нескольких лет совместной жизни, муж и жена перестают находить общие темы для разговора, им не о чем общаться друг с другом, кроме как разговаривать о семейном быте. И приходит момент, когда уже абсолютно чужие люди живут под одной крышей. В течение всей семейной жизни не забывайте о том, что у вас должны быть обязательно общие интересы. К тому же выходные вы (как и ваш партнёр) должны уделять только семье.

3. Быт. Одной из главных для развода причин является введение общего быта, при этом кто-то один или оба остаются не довольны совместной жизнью. Довольно часто после краткосрочного цветочно-конфетного периода два человека решают стать единым целым и вести общий быт. Быт – это тихий, размеренный процесс жизни. Чтобы серые будни не ухудшили ваши отношения, нужно помогать друг другу в делах по дому. Также обсудите со второй половинкой, кто и чем будет заниматься. Должно быть всё справедливо: муж после работы заходит в магазин за продуктами, а жена готовит ужин.

4. Привычки. Бывают случаи, что тяжело адоптироваться и привыкнуть друг к другу, смириться с привычками партнёра. Начинается раздражение и неприязнь. Чаще всего это происходит у женщин, так как они ведут домашнее хозяйство и создают домашний уют. Для того чтобы ваш брак не распался из-за неприемлемых привычек партнёра – будьте лояльны и помните, что любая привычка вырабатывается в течение одного месяца. То есть если вы хотите что-либо изменить в себе – заставляйте себя делать это ровно месяц, и через месяц вы будете это делать уже автоматически. Так мужчина может выработать у себя привычку складывать свою одежду в шкаф и возвращать вещи на место. Если мужу не нравится, что жена зависает в соцсетях, в те моменты, когда они могли бы побыть вдвоём, то стоит себе установить временные рамки, и посещать соцсети или форумы только по часу в день.

5. В современных семьях часто происходят разводы на почве финансов. Разберём ситуации по порядку:

  • Муж мало зарабатывает. Многие женщины не чувствуют себя финансово защищённой и не видят в мужчине добытчика. Сами же женщины в этом случае не могут заработать достаточно денег для семьи или вовсе не имеют возможности пойти на работу, так как сидят в декрете.
  • Жена зарабатывает больше мужа. Хоть общество у нас и современное, но многие мужчины считают себя добытчиками и им сложно, когда женщина зарабатывает больше. Хотя он может об этом никогда и не говорить, но психологически на нем ежедневно висит нагрузка. Он становиться раздражительным и ищет в своей партнёрше отрицательные качества, пытается подавлять морально супругу.
  • Муж не работает (или зарабатывает очень мало). Женщина может выдвигать требования к мужчине, чтоб он пошёл на работу или нашёл другую/вторую работу, ведь не справедливо беспокоиться о пропитании семьи только ей. Часто она вообще перестаёт себя чувствовать женщиной рядом с таким мужчиной. Отсюда вытекают ссоры и скандалы, что в будущем приводит к разводу.
  • Муж работает и достаточно прибыльно, а жена – не работает, но активно тратить заработанные мужем деньги. Это ещё один вариант причины для развода. Тут инициатива будет исходить от мужа, который подозревает жену в меркантильности. В таких союзах жена (по мнению мужа) не выполняет добросовестно роль жены и хранительницы семейного очага.

6. Держать все свои эмоции в себе. Многие люди стараются сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть свою половинку. Не говорят, если их что-то не устраивает в поведении супруга(и). Но в семейных отношениях супруги должны быть всегда открыты друг с другом. Не молчите! Это не означает, что нужно кричать и высказывать оскорбления. Нужно обсуждать и объяснять свои претензии и недовольства. Уделять хотя бы час в неделю для разговоров и адекватного объяснения друг другу претензий в обстановке без повышения тона. Есть вариант… если вы по какой-то причине не можете высказать свою точку зрения – напишите письмо.

7. Ещё одним фактором для развода является ложь. Если человек постоянно врёт своей половине, то рано или поздно все выходит наружу и правда будет видна. Причины для лжи у каждого свои. Чаще врут для того, чтобы не обидеть своего партнёра, чтобы ему не сделать больно. Но, к сожалению, это обманчивое поведение, так как со временем все встанет на свои места и вашему супругу(е) будет эмоционально тяжелей услышать правду после какого-то времени, чем сразу. В отношениях руководствуйтесь пословицей: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

8. Разные взгляды на жизнь. Люди все разные и у каждого свой смысл жизни, разные принципы и понимание, как нужно жить. Бывает что взгляды на жизнь у мужа и жены категорически разные. Тогда один из них вырывается вперёд и делает то, что хочет (работа, карьера, отдых, путешествия). Второго может не устраивать такой вид отдыха, такой вид работы, и начинается навязывание друг другу своих принципов жизни, что приводит к конфликтам. Также часто мужчины не хотят расставаться со своим холостяцким образом жизни (друзья, гулянки), что неприемлемо для женщин. В свою очередь и женщины могут вести бурную жизнь с частыми походами в клуб или на дискотеку с подружками. Есть и современная тенденция: женщины мечтают о детях, но не все мужчины торопятся их заводить.

9. Моральное угнетение. По своей природе человек либо лидер, либо подчинённый. И часто встречаются люди, любящие морально угнетать свою вторую половинку – семейные деспоты. Чаще всего эта черта выражается не вначале отношений, а через несколько лет. В таких случаях тяжело ужиться с агрессором. Решить проблему можно лишь подавив его агрессию, и показав, что вы сильнее и можете отстаивать своё мнение в любой ситуации. Деспот в свою очередь должен осознать, что для него выше и ценнее нормальные отношения в семье и начать контролировать свои действия и слова.

10. Уважение. На первых этапах отношений пары не задумываются об уважении. Их конфликты чаще спровоцированы эмоциями, и они в разгаре конфликта оскорбляют друг друга, не думая о том, что это впоследствии может вызвать обиду на долгие года. Первое, на чем строиться любой брак – это уважение. Если вы не будете уважать друг друга в течение всей вашей семейной жизни, то это послужит весомым толчком к разводу.

11. Алкоголь. В современном русском обществе главной проблемой остаётся чрезмерное употребление алкоголя одного из супругов, что приводит к конфликтам и разводу. Выяснения отношений в алкогольном опьянении чреваты последствиями, в частности, драками и потасовками.

12. Физическое насилие в семье. Если один из супругов избивает другого, это является весомой причиной для развода. Изменить поведение партнёра часто не представляется возможным, так как если человек вспыльчив и может проявлять агрессию, то при удобном случае он сорвётся. Тут надо привлекать помощь психолога, но должно быть искреннее желание партнёра искоренить в себе эту черту.

13. Супружеская измена тоже является одной из главных причин распада семьи. Большинство людей не может простить измену своей половине. Это предательство и огромная душевная боль. Но иногда можно дать второй шанс супругу(е). Главное выяснить причину измены. Нужно уметь прощать, чтобы сохранить семью.

14. Чрезмерная ревность. Когда один из супругов чрезмерно ревниво относиться к своей половинке, каждый взгляд и улыбка проходящему мимо человека расценивается, как попытка измены. Это наваждение, от которого очень тяжело избавиться. Человек перестаёт контролировать себя и не даёт ни шагу сделать без его разрешения. Ситуация разрешима лишь в одном случае, если супруг(а) сам(а) поймёт, что чрезмерная ревность – это проявление эгоизма и собственности. И чтобы семейные отношения были приятными обоим, нужно перестать чрезмерно ревновать. В отношениях ревность должна быть, но в разумных количествах.

15. Отсутствие сексуальных отношений или сексуальная неудовлетворённость. Со временем приходит момент, когда сексуальные отношения кажутся не интересными. Над этой сферой тоже нужно работать, чтоб отношения не стали пресными и не интересными. Для этого нужно раскрываться друг другу и говорить о своих фантазиях и желаниях и, конечно же, воплощать их на вашем супружеском ложе. Тогда вам никогда не будет скучно друг с другом.

16. Упрямство. Когда человек не приемлет чужую точку зрения, какой бы она не была, и настойчиво отстаивает своё мнение. Обоюдное упрямство всегда будет вызывать в отношениях конфликт и ссоры, которые приведут в будущем к разводу. Будьте мягче и умейте уступать своей половинке.

17. Подруги, друзья супругов тоже часто являются причиной для расставаний. Чаще это происходит в начале семейной жизни, в первый год совместной жизни, когда два человека привыкли жить в своей среде. С появлением любимого человека, который постоянно рядом, они начинают разрываться между друзьями и супружеской жизнью. Чаще всего круг общения людей в браке меняется, и друзья отходят на второй план. Но бывают случаи, когда один из супругов больше уделяет внимание друзьям (подругам), чем и провоцирует конфликты, и в будущем – развод.

18. Воспитание детей. Когда в семье воспитываются дети так, как не приемлемо одному из родителей. Это переходит в ссоры и развитие конфликта. Родители должны договориться, как будет проходить воспитание детей, и если один из родителей сказал «нет», ни в коем случае не должен второй говорить «да». Будьте единогласны.

20. Влюблённость на стороне. В связи с тем, что со временем краски любви могут утихать, один из супругов может влюбиться в другого человека и принять решение уйти из семьи. Это тяжёлый момент для обоих супругов.

Причин может быть множество. Но главным остаётся то, что люди не могут понять друг друга, а точнее не хотят найти общий язык и урегулировать конфликт. Всегда помните о том, что рядом с вами человек, который имеет свои амбиции, свои приоритеты, желания, цели и стремления. Уважайте его мнение, и поддерживайте его начинания. Если вы совместно будете работать над отношениями, никакой развод вам не грозит.

Если вам всё же придётся пережить развод и начать новую жизнь – не отчаивайтесь! Мы верим, что всё у вас будет хорошо!

Развод в Российской империи получить было весьма проблематично, ведь церковь всячески противилась бракоразводным процессам, поскольку считала их угрозой семейному благополучию. Но бракоразводный процесс, как явление, существовал еще со времен некрещеной Руси.

В языческие времена с разводом было просто – разрубили пояс на перекрестке дорог, полили проточной водой при свидетелях и всё – свободные люди.

Ярослав Мудрый

В письменном своде законов — «Уставе князя Ярослава о церковных судах» отмечалось, что за развод мужчину нужно наказывать рублем (суммы менялись). Кстати, развод по взаимному согласию тоже наказывался рублем (можно сказать «уплати пошлину и разводись»), хоть и не поощрялся, но признавался после уплаты нужной суммы.

А вот развестись по причине болезни одного из супругов было нельзя. В то время было популярно преследование по обвинению в занятии колдовством. Так вот с такой женой развестись тоже было нельзя – муж обязан был ее воспитывать. А вот покушение на жизни мужа или прелюбодеяние – являлись поводом для мужа наказать супругу и подать на развод.

Вообще в те далекие времена жена не имела причин и разрешения подать самостоятельно на развод.

Любой бракоразводный процесс предполагал привлечение свидетелей и придание огласке.

Развод в Российской империи 18 век

Реформы Петра 1 затронули и семейные отношения. Теперь развод в Российской империи могли дать после рассмотрения дела Священным Синодом по ряду установленных причин.

  1. Один из супругов безвестно отсутствует свыше установленного срока
  2. Доказан факт прелюбодеяния одного из супругов
  3. Осужденные и отправленные на каторгу
  4. Не способность одного из супругов к супружеской жизни по здоровью

Рассмотрим каждый случай подробнее.

Читайте интересные семейные истории на канале Яндекс Дзен

Безвестное отсутствие

Пропал человек, писем не пишет, никаких вестей от него нет. Может быть солдат погиб на войне? А может просто осел после отставки где-то в деревне, да и женился повторно? А может дворянка поехала в Европу (читай, сбежала от опостылевшего супруга) и не отвечает на письма?

В этих ситуациях вторая половина, которая терпеливо ждала дома, через 3 года (а в конце 19 века, через 2 года) могла подать прошение о расторжении такого брака. Поскольку смысла ожидать дальше не было.

Прежде всего учинялся допрос истца: где, когда и как в последний раз была установлена связь с пропавшим. Затем направлялись запросы в полицейские управления каждой губернии с целью установления факта отсутствия/присутствия разыскиваемого человека.

Метрическая книга, часть вторая о бракосочетании за 1899 год, Виленкский Кафедральный собор. Ведение о расторжении брака супругов Моро, по вине мужа.

Следствие велось неспешно. В течение года справки эти собирались и подшивались к делу. Далее дело передавали в Духовную Консисторию, где оно и рассматривалось. Дело могли вернуть, если возникли сомнения, что расследование проведено полностью, могли быть даны рекомендации по дополнительному поиску.

Разрешение на вступление в повторный брак после развода истице, а на виновника наложить епитимью, после которой он сможет вступить в брак. Развод в Российской империи

Показателен пример одного дворянина О. Супруга его уехала в Европу и пропала. Собственно, разлад в семье был давно. По прошествии нескольких лет О. решил повторно жениться, для чего и понадобилась справка о разводе. Дело его рассмотрели, но в разводе отказали. Велели обратиться в европейскую дипломатическую миссию Российской империи. Запросы дипломатов и выяснили, что супруга О. живет в Италии с молодым любовником, по супругу не скучает. Поскольку точное место проживания пропавшей было установлено, в разводе О. отказали окончательно.

Болезнь и не способность к супружеской жизни

Болезнь одного из супругов и невозможность появления детей являлась очень важной, но в то же время не слишком часто признаваемой причиной разводов.

Прежде всего данную причину можно было установить только после свадьбы (а иначе как проверишь, что детей быть не может?). Далее давалось 3 года на «проверку». По истечении 3 лет супруги могли проверить свое здоровье. И если выяснялось, что болезнь появилась уже в браке, то развод отменялся. А ведь доказать, что такой недуг был у супруга до брака практически невозможно.

Каторжные работы

Ссылка на каторжные работы до середины 19 века была самым страшным наказанием. Осужденного лишали всяческих человеческих прав. В том числе права быть супругом и родителем. Такой брак расторгался по решению Синода в течение нескольких лет после вступления приговора в силу.

В 19 веке законы по отношению к осужденным несколько смягчились, жены декабристов поехали в ссылку за осужденными супругами. Те, кто не поехал имели право попросить о разводе. Кроме того, сами осужденные теперь могли попросить о разводе через несколько лет ссылки, если решили вступить в новый брак.

Прелюбодеяние — причина развода

Предать бракоразводный процесс огласке было крайне легко через прелюбодеяние. Поскольку Духовная консистория зачастую отказывалась давать развод, то требовалось пройти долгую и не слишком приятную процедуру. Предполагалось, что для высоконравственных людей огласка их постельной жизни послужит поводом для отказа в бракоразводном процессе.

Судебная процедура расторжения брака предполагала привлечение 2-3 свидетелей, подтвердивших факт измены или наличия двух и более признанных детей на стороне. По факту же было не всё так просто.

Процедура развода в Российской империи

Обычно бракоразводный процесс растягивался на годы. Сначала обратившихся за разводом супругов пытались уговорить отказаться т этой идеи, рассказывали про важность сохранения семейных уз. Давали время на раздумья. Затем, если решение о разводе было твердым, то назначалось судебное разбирательство. Признание вины одной из сторон не являлось доказательством и поводом для развода.

Устав Духовной Консистории утверждал:

«Главными доказательствами преступления признаются: показания 2 — 3 свидетелей, а также дети вне законного супружества, но признанные официально (должны быть записи из метрических книг). И кроме того другие доказательства: письма, обнаруживающие преступную связь ответчика, показания свидетелей, не бывших очевидцами преступления, но знающих о том по достоверным сведениям или по слухам; показания обыскных людей о развратной жизни ответчика и другие — только тогда могут иметь свою силу, когда соединяются с одним из главных доказательств, или же в своей совокупности обнаруживают преступление».

Свидетели для развода

В суд приглашали свидетелей. Они должны были непосредственно присутствовать при акте прелюбодеяния и видеть все собственными глазами, чтобы подтвердить факт измены одного из супругов. Причем, как отмечается в некоторых судебных протоколах, «видеть, что под одеялом что-то происходило – не достаточно». Проще говоря, церковь противилась разводу устанавливая странные и трудно выполнимые правила.

Отметка в метрической записи о разводе супругов Лейбиных, 1917 год.

Однако, лицам, владевшим приличным состоянием и имевшим острое желание развестись, суд всё же благоволил. Благодаря большой сумме, внесенной заявителями в качестве пожертвования, свидетели сразу же находились.

Стоит отметить, что показания таких свидетелей были обычно такого рода: «Я шел в гости к своему другу в гостиничный номер. Проходя мимо номера 10 увидел через открытую дверь, как господин (или госпожа), который выступает ответчиком совершал акт прелюбодеяния с человеком противоположного пола. Я остановился и несколько минут внимательно смотрел на это действо и могу утверждать, что это был именно этот человек». Такие свидетели обычно были «профессиональными свидетелями», их часто привлекали к судебному разбирательству, где они свидетельствовали, о чем их попросят (естественно не бесплатно).

Указ о разводе супругов дворян Лейбиных по вине прелюбодеяния мужа. Супруге позволено вступить в повторный брак.

Таким образом, бракоразводные процессы по причине прелюбодеяния часто завершались успешно.

На виновника развода наложена семилетняя епитимья, по выполнении которой, он может повторно вступить в брак. Развод в Российской империи

Наказание после развода

Виновному в измене после развода полагалось наказание – церковь накладывала епитимью. В особых случаях виновнику навсегда запрещалось вступать в повторный брак. Истцу же позволялось вступить в повторный брак.

Развод у неправославных

В метрических книгах других конфессий даже была отдельная часть «О разводах». Например, у иудеев (евреев) развод мог произойти не только по вышеупомянутым причинам, но и по другим (примеры ниже).

Книга о разводе между евреями.

Пример метрической книги из Черниговской губернии за 1859 год:

Причины развод: по несогласной зизности

Часть третья — «О разведшихся» (иудеи):

Почему разводились евреи: по сильной между ними вражде. По неспособности его к супружескому сожительству. По призыву его к воинской повинности. По подозрении ее в нечестном поведении.

Разводы в Российской империи хоть и существовали, но был практически недоступным для большинства жителей государства.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Метрическая книга 18 век

Что такое генеалогический трекер: зачем нужен и как заполнять

Справка из ПФР о состоянии лицевого счета для родословной

Составить родословную с детьми