Причастие в осуждение признаки

Что значит причаститься во осуждение?

… Господь, говорит: «Придите и ядите — сие есть Тело мое, пейте, сие -есть Кровь Моя, изливаемая за вас во оставление грехов». Христос говорит: «Кто ест Тело Его и пьет Кровь Eго, тот наследует Царствие Небесное и будет находиться со Христом». С другой стороны, наша Церковь говорит о причащение во осуждение. Как такое возможно? Такое утверждение, на мой взгляд, противоречит словам Христа. Дорогой Алексий!
Таинство Святого Причастия — не лекарство для плоти или даже для духа, а вполне конкретное действие, которым руководит Сам Христос, это Его взаимодействие с нами. Поэтому Он и заповедал нам: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Ин. 6:53-56)
Как в таинстве брака без физической близости супругов Бог не будет создавать новую жизнь, так и в причастии нет никакой магии, которая бы соединяла людей с Богом помимо их воли. В этом тайнодействии мы должны приходить именно к Нему, как в дом к родному Отцу, как к ближайшему Другу, а не просто как к врачу за таблеткой. От нас зависит, сможем либо находиться в Его доме, либо отвернёмся и уйдём обратно в мир. В любом случае Любящий Отец встретит блудных Своих детей, и поможет, и насытит и исцелит, но это будет Его слава, Его благодать, а не магическое зачатие иной высокодуховной жизни от кусочка просфоры и глотка вина. Но если мы пребываем в Его доме, то причащаясь, мы как бы прививаем свою неокрепшую почку к Его могучему Стволу, по Которому течет животворящий сок Его Крови. А если по-прежнему остаемся сердцем в мире, то невозможно привить мертвую плоть к Вечной Жизни. И, приступая к к этой целебной «прививке», то есть дерзая причащаться, мы, подобно доброму садовнику, обязательно должны приплюсовывать собственное волевое усилие по борьбе с греховным отторжением – поэтому и дано нам предупреждение: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1Кор.11:29,30). Прп. Серафим Саровский про таких говорил: «На земле причастился, а на небе остался непричащенным», подчеркивая не магический характер Таинства, а встречу двух личностей: человека и Господа Бога.
А свт. Иоанн Златоуст так пишет о недостойном Причастии: «Никто пусть не приступает коварным, никто — исполненным злобы, никто — имеющим яд в мыслях, чтобы не причащаться во осуждение. Вот в Иуду вошел дьявол, презрев не тело Господне, но презрев Иуду за его бесстыдство, дабы ты знал, что на тех, которые недостойно причащаются божественных тайн, особенно нападает и постоянно входит дьявол, как и тогда в Иуду. Так почести приносят пользу достойным, а недостойно пользующихся ими подвергают большему наказанию. Говорю это не для того, чтобы устрашить, но чтобы предостеречь». То есть если в таинстве исповеди мы очищаемся от греха, то в таинстве причастия получаем силы для борьбы с ним. Так что можно часто причащаться — и погибать душой, и можно редко подходить ко Святой Чаше, но оставаться с Богом. Вот, например, афонские монахи причащаются весьма редко, мотивируя тем, что «нужно возможно дольше сохранять память причастия». Им, отрешенным от мирской суеты, это удается… А мы, к сожалению, зачастую вспоминаем о Христе только в момент причащения, и , едва выйдя из храма, вновь погружаемся в жизнь рядовых грешников. Увы, и такое возможно — причащаясь, оставаться Иудой…
Почему же мы так скоро забываем о Христе? Ведь ясно сказано Им: «…сие творите в Мое воспоминание»(1Кор.11:24,25). Воспоминание о Нем – это активное соединение со Христом, приготовление к будущей жизни с Богом — но почему же эту Встречу мы превращаем в пассивные поминки? Причащение – таинство Вечной Жизни, которое созидает нас едиными с Богом, но делается это не на “автопилоте” – для того, чтобы достойно причащаться, надо реально рулить «штурвалом»своего христианского корабля, направляя его к путеводному Свету Христова маяка, непрестанно и в полноте благодатных даров тайнодейственной Божией «картографии» точно следуя Евангельским координатам…

Великая пятница. Признаки причастия в осуждение

Страстна’я пятница… Христа распяли на кресте за грехи человечества. За наши грехи. За мои грехи…
Много ли сегодня истинных христиан?.. Много ли тех, кто сражается с грехом в себе до пота и крови? Много ли тех, кто выполнил заповеди Христа? Кто’ выполнил то, что Христос сказал богатому праведному юноше? Кто’ выполнил то, о чем Христос говорил в нагорной проповеди? Много ли тех, кто восходит с Ним на Голгофу? Тех, кто, действительно, идёт узким путём спасения?
А путь ОЧЕНЬ узкий… ОЧЕНЬ тесный… Скорбный, терновый. Полный страданий и покаянных слёз.
К сожалению, из тысяч спасающихся только один, действительно, спасается. Для современного, развращённого многими удобствами и страстями, человека путь спасения стал слишком тесен, слишком узок, слишком некомфортен. Но комфортно ли было Христу?.. И разве сказал Он, что кто-то войдет в Царство Божье не тесными вратами? Не через скорби и страдания? А через веселие и радость?
Нужно понимать, то НИКТО из истинных христиан в радостях и веселии не приходит ко спасению. При нашей греховной природе это невозможно в принципе. Все мы, рожденые на Земле, от земных родителей, порабощены грехом. Кто-то в бОльшей, кто-то в меньшей мере — но все. Веселиться могут лишь те «христиане», которые не имеют в себе дара Духа, а потому не способны видеть всю свою греховность. Остальные спасаются через покаяние, плач о своих грехах, перенесение скорбей, Причастие Тела и Крови Христовой.
Христос говорил: «Горе смеющимся ныне». «Возьми свой крест — и следуй за Мной». За Мной куда?.. Путь у каждого истинного христианина, как у Христа — один: до личной голгофы и последующего воскресения вместе со Христом. Так бывает ли путь христианина весёлым?..
О ДУХОВНОЙ РАДОСТИ
Да, есть духовная радость. Есть посещения Божественной благодати, которые дают неизъяснимую сладость в сердце молящегося, внутреннюю радость. Её могут испытать те, кого Господь хочет привлечь к Себе и даёт вкусить эту благость авансом. Её могут испытывать подвижники при духовных подвигах, при перенесении скорбей: так укрепляет и поддерживает Господь идущего узким путём спасения.
Но нам до чистой духовной радости, которую испытывали святые праведники после многих аскез, духовных подвигов, духовных трудов, пока очень и очень далеко… Мы ещё не прошли и начальной стадии пути спасения: покаяния, полного очищения от грехов, отречения от мира, от всех мирских удовольствий, развлечений, не понесли духовных подвигов.
ОБ ИСТИННЫХ ПАСТЫРЯХ И ЛЖЕПАСТЫРЯХ
Истинных пастырей, которые, действительно, ведут людей узким путём спасения, в современном мире осталось очень и очень немного. После столетнего гонения на православное христианство, которое люто ненавидит дьявол, истинных пастырей осталось мало. Даже в нашей церкви есть священники, которые не до конца стоят в истине. Есть те, которые не могут провести человека путём спасения, потому что сами пока не имеют достаточного духовного опыта, духовных даров. Последнее время тяжелое в этом плане: жатвы много, а делателей мало. Очень мало духовников.
Не говорю уже о том, сколько в современном мире развелось ересей. К сожалению, ереси сегодня растут, как грибы после дождя. Из-за духовной безграмотности современных людей, любой активный лжепастырь легко увлекает в свои сети множество душ, которые погибают вместе с ним. И я не знаю, есть ли среди лжепастырей те, кто может провести людей путём спасения? Мне бы очень хотелось в это верить… К сожалению, вижу другое: очень много расхождений с Библией. А я верю Богу и Библии.
Обманывают такие горе-христиане и горе-пастыри (лжепастыри) себя всевозможными иллюзиями о спасённости. Но там, где слепой ведёт слепого, оба в яму упадут. Путь узкий, очень узкий. И на этом духовном пути столько расставленно сетей диавольских, столько подводных камней, что протестантским лжепастырям, самонадеянно отказавшимся от опыта Церкви Христовой, даже не снилось.
Эти люди надеются на то, что они сами, люди последнего времени, которые в духовном плане слишком слабы и неопытны, которые не берут на себя никаких подвигов и аскез, знают всё лучше святых. Ними, якобы, руководит Дух. Зачем им проверять, что это за духи? Зачем сверять всё с духовными наставлениями святых, которые, действительно, имели дары Духа? Они поймут, что обманываются — Духа там нет. Их это разочарует: потеряют свою власть, большие деньги, влияние. Поэтому и отвергли Предание Церкви Христосой, вопреки Библии. Ну что ж, это их право и их погибель. Но горе той нерассудительной пастве, которая верит лжепастырю, служит лжепастырю: все погибнут…
О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ
Радует то, что есть церковь Христова, которая стоит в истине. И пребудет она до скончания века. Есть истинные пастыри. Они нас учат духовной рассудительности, а не слепому подчинению:
«Несмотря на всё уважение к пастырям и на подчинённость им, несмотря на общую евангельскую заповедь: «Не судите!», пасомым Самим Господом вменяется в нравственную обязанность крайняя духовная бдительность и рассудительность даже в отношении самих пастырей: по истинному ли пути они сами идут и всё стадо словесное за собой ведут?
Об этой крайней осторожности и смиренной духовной рассудительности говорит святой апостол Павел: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:15-17).
Заповедано: «Не судите», но одновременно с этим добавлено: «Не будьте и нерассудительны».
Не осуждайте ближнего, а в нашем случае — старшего, за его слабости, ошибки, погрешности и грехи, — но о самом ошибочном пути, не осуждая, рассудите. Дабы и вам не принять за истину — ложное, так как это ложное может касаться самых основ жизни духовной: «Ибо я знаю, — говорит божественный апостол, прощаясь с Церковью земною, — что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (это говорится пастырям) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте…» (Деян.20:29-31).
Вот для такого бодрствования и нужна духовная смиренномудрая рассудительность. Дабы превратное, т.е. ошибочное, неистинное понимание не признать за истинное»
Огромным подспорьем при катастрофической нехватке духовных наставников является Предание Церкви, творения святых отцов. Собственно, по ним мы и учимся, как спасаться. Святые, обоженые люди прошли этот путь, знают все его подводные камни — и передали свой духовный опыт будущим поколениям.
Церковь Христова, которой больше 2000 лет, накопила большой опыт прохождения духовного пути, пути спасения. И грешно быть настолько самонадеянными, чтобы не внимать наставлениям святых.
Протестанты не признают Предание Церкви Христа, но Библия учит иному. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное.
Кому, как не святым, которые стали обожеными людьми, передавать нам свой опыт?
Протестантское отречение от опыта Церкви Христовой — отличный сатанинский ход. Благодаря этому несметное множество душ, считающих себя спасёнными, попались в сети диавола.
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НЕТ ДУХОВНИКА
Несмотря на то, что в наше, последнее, время огромный дефицит хороших пастырей, духовников, не будет унывать, братья и сёстры! Благодать Божья даётся в таинствах не по достоинству священника, но по Божьему произволению и по достоинству причащающегося.
Если нет духовника, но есть искреннее устремление к Богу — такого человека ведёт и обучает Сам Господь. Господь всегда с нами. Он Сам укрепляет тех, кто Его.
В последние времена на Земле остался лишь малый остаток Церкви Христовой — и тому надлежит быть.
Радуемся тому, что у нас пока есть возможность спасаться, причащаясь Тела и Крови Христа. Благодарим Бога за Его Великую Жертву за наши грехи. И внимательно исследуем себя, чтобы Причастие нам было во спасение, а не в осуждение.
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ В ОСУЖДЕНИЕ
Предлагаю вашему вниманию рассуждения на эту тему православного катехизатора Масленникова Сергея Михайловича:

А также рекомендую его сайт:

Спаси нас, Господи!

Что значит причаститься недостойно?

  • Недостоин Причастия тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий
  • Как мы должны готовиться к принятию в себя Христа? игумен Иларион (Алфеев)

Одним из основных тезисов сторонников редкого Причащения является утверждение о том, что ежевоскресное Причащение будет недостойно, так как не будет предваряться длительным постом. Таким образом, говение (пост) становится критерием доступа к Святым Дарам (обратим внимание на последнее слово). Происходит регресс от понимания Причастия как дара к пониманию его как заслуги.

В качестве примера обычно вычленяется из контекста известная цитата из Первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам (11:29-30):

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

Для правильного толкования этой цитаты имеет смысл рассмотреть весь евангельский эпизод вцелом и попытаться понять причину и цель слов Апостола. Прочтём отрывок 1Кор.11:17-34 по этой ссылке.
«Недостойно», т. е. без всякого благодарного воспоминания о Страданиях Христовых, без подобающего благоговения» – поясняет нам Толковая Библия, т.е. речь идёт об отношении к Таинству, а не о внешних ограничениях.

Итак, мы видим, что в среде верующих акцент в определении недостойного Причащения исторически сместился от внутренней неподготовленности (понимаемой как недостаток благоговения, безразличное отношение к Святыне, небрежение и легкомысленность) к дисциплинарной (внешней).
Из строгости внешней подготовки вырастает и мнение, что только дополнительно длительно постившееся могут быть достойными Божественного Дара. С человеческой точки зрения подход кажется верным. Но нельзя забывать, что Святая Евхаристия – установление не человеческое, а Божественное, Сам Христос установил его, придя на землю. Что же требовал от Своих сторонников Христос? Покаяния и чистоты веры, искренности и любви.
Соответственно, именно такое духовное настроение прежде всего и должно пониматься как условие подхода к Чаше. Нелицемерное покаяние, жажда соединения с Богом, искренность намерений (Бог должен быть целью, а не средством) – именно эти качества в первую очередь важны для причастника.

Ещё один важный аспект регулярного Причащения – гармоничное сочетание всех составных частей правильной духовной жизни. Евхаристия не заменяет собой молитвы, духовного чтения, дел милосердия. Также не следует советовать людям, впервые переступающим порог храма, ставить первой целью приступить к Чаше Господней, если они имеют весьма смутное представление об этом Таинстве и практически ничего не знают о христианстве.

Подготовка к Таинству, безусловно, необходима, как внутренняя, так и внешняя. При этом не правильно догматизировать дисциплинарные установления, превращать их из помощника в заградителя. См. .

Опасность привыкания к Таинству, о которой предупреждают сторонники редкого Причащения, должна предотвращаться не искусственным избеганием Святых Даров, а возгреванием в себе жажды Бога, размышлением о спасительном подвиге Христа и необходимости приобщения к его плодам, правильном устроении духовной жизни.

Что же касается высказываний тех или иных святых или старцев о частоте Причащения и подготовке к нему, то следует принимать в расчёт эпоху, в которую они жили, учитывать традицию, свойственную тому времени.

«Схиигумен Савва (Остапенко) говорил, что лишить человека Причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка молока матери. Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишает себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В Причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не причащайся часто». Откуда же он возьмет эти силы?
Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был другой духовный уровень». Но разве духовный уровень не зависел от частого Причащения? С другой стороны, иногда слишком идеализируют духовный уровень членов первохристианских общин; достаточно прочитать Новый Завет, чтобы убедиться в том, что нестроений было достаточно много (например, см. Деян.6:1; 1Кор. 5:1-2; 1Кор.6:1-6, 1Кор.11:21; Иак.4:1-4; Гал.2:12-13; 1Тим.1:19-20).

Схиигумен Савва (Остапенко) редко отлучал грешников от Причастия. Он говорил: «Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».

Преподобный Симеон Новый Богослов:
Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым воспрещается от святых отцов приступать ко Святому Причастию:

  • первый – оглашенные, как еще некрещеные;
  • второй – крещеные, но возлюбившие срамные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для коей крещены, как-то: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятливые, которые все, будучи таковыми, не чувствуют, что суть враги Богу и находятся в бедственном положении, почему не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются;
  • третий – бесноватые, если они хулят и поносят божественное таинство сие;
  • четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию стоять вне церкви определенное время; и
  • пятый – те, у которых еще не созрел плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и безукоризненною. Эти пять классов очевидно недостойны Святого Причастия.

Достоин же причаститься Пречистых Таин тот, кто чист и непричастен грехов, о коих мы сказали. Но когда кто-либо из таких достойных осквернится каким-либо осквернением, как человек, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился. Таким образом, и тот есть ядый и пияй недостойне, кто, будучи достоин, не приступил достойно ко Святым Таинам.

***

«Аргумент, который чаще всего приводится в пользу как можно более редкого причащения, является недостоинство. На наш взгляд, это обоснование – от лукавого, даже если такое определение звучит крайне жестко. Почему? То недостоинство, которое держит нас вдали от Христа, внушается врагом. Божественным же является то недостоинство, которое приближает нас ко Христу – Единственному, Кто делает нас по-настоящему достойными («И удостой меня неосужденно причаститься непорочным Твоим таинствам»), если наши сердца сокрушены болью покаяния.

Лукавый всегда действует от противного. Когда Господь сказал первым людям Адаму и Еве не вкушать от древа познания добра и зла, то враг стал нашептывать им, чтобы они отведали этих плодов и стали такими, как Бог. Когда же Христос по Закону благодати говорит нам: «Примите, вкусите (…), пейте из нее все (…)», то лукавый внушает нам, что мы недостойны и, значит, не должны вкушать. Таким образом, лукавый подстрекает нас есть как раз тогда, когда этого делать не надо, и, наоборот, побуждает нас не есть тогда, когда это необходимо.

В сознании очень многих существует такой штамп: частое причащение означает профанацию; соответственно, редкое причащение предполагает сознательность, благоговение, почтение. На наш взгляд, эти штампы можно перевернуть: частое причащение связано с благоговейным страхом и трепетом, а редкое причащение говорит о небрежении.

Игнатий (Триф), епископ Хушский. Евхаристия — таинство нашего исцеления и обожения.