Преображение икона

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

Дата празднования: 19 августа

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Описание иконы «Преображение Господне»

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной. Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния. В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных.

По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Другие языки

См. ниже: Публикации на иностранных языках • Апокрифы См. также: Список литературы •

  • «Воображены подобия князей». Стенопись Архангельского собора Московского Кремля
  • «На ратный труд благословляющие»: Иконы Ярославля XVI — начала XX века из собрания Ярославского художественного музея: Каталог выставки / авт.-сост. О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук
  • Архангел Михаил. Икона «Архангел Михаил с деяниями» из Архангельского собора Московского Кремля
  • Древности из собрания Глеба Александровича Покровского : / авт. Н. И. Комашко, С. В. Гнутова
  • Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV — начала XX века: Каталог выставки
  • Крест — хранитель всея вселенныя…: Памятники христианского искусства X–XX веков в России: Из музейных и частных собраний / Буклет выставки. Автор текста и концепции выставки С. В. Гнутова
  • Лицевая рукопись Успенского собора. Евангелие начала XV века из Успенского собора Московского Кремля
  • Обретенные сокровища. Из собрания В. А. Бондаренко / авт. текста И. А. Шалина
  • Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX веков из собрания Ярославского художественного музея: Каталог выставки / Авт.-сост. О. Б. Кузнецова, А. В. Федорчук
  • София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собраний музеев России:
  • Храм Покрова на Нерли. Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века
  • Царство и Царствие: Русская икона XVI века / авт. текста Л. Нерсесян
  • ААлпатов М. В. Андрей Рублев
  • Алпатов М. В. Андрей Рублев и русская культура
  • Афонин С. Два новых памятника деревянной резьбы XVI века Ростова Великого
  • ББелобородов С. А. «Найди ящерицу живую желтую и положи ее в ртуть…». (Сборники рецептов для художественных работ из собрания Лаборатории археографических исследований УрГУ)
  • Бенчев И. Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне
  • Бенчев И. К иконологии и иконографии иконы Тихвинской Богоматери
  • Бусева-Давыдова И. Л. К иконографии Богоматери Владимирской в XVII веке
  • ВВздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век
  • Винокурова Э. П. О типологии медной художественной пластики конца XVII — XIX в. (Принципы формирования научного каталога)
  • Вуйцик В. С. Новый памятник древнерусской белокаменной резьбы
  • ГГнутова С. В. «Константинов крест» — древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России
  • Гнутова С. В. Медная мелкая пластика Древней Руси (типология и бытование)
  • Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков
  • Гнутова С. В. От редактора
  • Гнутова С. В. От редактора
  • Гнутова С. В. Проблемы современной ставрографии
  • Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
  • Гнутова С. В., Щедрина К. А. Кийский крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона
  • Горматюк А. А. Коптские древности: храм Эль-Моаллака в Каире
  • Губарева О. В. Вопросы иконографии святых царственных мучеников
  • Гукова С. Н. Знаки приснодевства Богоматери
  • ДДанченко Е. А., Красилин М. М. Материалы к словарю иконописцев XVII–XX веков (по данным обследований церковных и других коллекций 1973–1993 гг.)
  • Демина Н. А. О связях Андрея Рублева и мастеров его круга с искусством и культурой Киевской и Владимиро-Суздальской Руси
  • Демина Н. А. Отражение поэтической образности в древнерусской живописи (на примере иконы «Георгий-воин» XI–XII веков)
  • Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев. Биография. Произведения. Источники. Литература
  • ЕЕвсеева Л. М., Кочетков И. А., Сергеев В. Н. Живопись древней Твери
  • ЗЗограф Н. Ю. Творческая история картины Н. Н. Ге «Тайная вечеря»
  • Зонова О. В. «Богоматерь Умиление» XII века из Успенского собора Московского Кремля
  • ИИванов Д. Уникальный крест из Владимирской области
  • Изопольская Н. В. Об иконах праздничного чина конца XVII в. из Подмосковья
  • Монахиня Иулиания (Соколова М. Н.) Труд иконописца
  • ККвятковский В. Ю. Поздние иконки-образки
  • Козлова Ю. А. Иконостас церкви Богоматерь Живоносный Источник в селе Богородицкое (Черная Грязь)
  • Колесникова Л. А. К вопросу об организации иконописного промысла на Тихвинском посаде XVII в.
  • Комашко Н. И. Богоматерь «Всех скорбящих Радость»
  • Комашко Н. И. Русская икона XVIII века
  • Комашко Н. И. Русская иконопись Нового времени в частных собраниях
  • Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона
  • Кондаков Н. П. Иконография Богоматери
  • Кочетков И. А., Баранов В. В. Восстановление истории бытования иконы как метод экспертизы (на примере иконы «Борис и Глеб» из собрания С. П. Рябушинского)
  • Кочетков И. А., Баранов В. В. Мнимая подделка древней иконы
  • Красилин М. М. «Северные письма»
  • Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство
  • Красилин М. М. Обследование памятников изобразительного искусства на территории Латвийской ССР (древнерусская живопись и ее традиции в XVII–XX вв.)
  • Красилин М. М. Памятники искусства XVII — начала XX вв. в немузейных собраниях Москвы. Троицкая церковь на Пятницком кладбище. Каталог-2
  • Кузнецова О. Б. Заметки о творчестве ярославского иконописца XVIII века Андрея Денисова
  • ЛЛазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа
  • Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески
  • Лазарев В. Н. История византийской живописи
  • Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века
  • Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде
  • Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской
  • ММакарова Е. Ю. Икона «Богоматерь Знамение» из церкви Федоровской Богоматери в Ярославле: особенности иконографии
  • Малков Ю. Г. К изучению «Троицы» Андрея Рублева
  • Масленицын С. И. Ярославская иконопись
  • Маясова Н. А. Памятник с Соловецких островов. Икона «Богоматерь Боголюбская с житиями Зосимы и Савватия». 1545 г.
  • Мосунова Т. М. Иконы-врезки
  • Мосунова Т. М., Нерсесян Л. В. Икона «Избранные святые». Новая атрибуция
  • ННикитина Т. Л. Традиционное и индивидуальное в монументальных росписях Дмитрия Григорьева Плеханова
  • ППуцко В. Г. О системном изучении русского художественного литья малых форм
  • Пуцко-Бочкарева М. Н. Памятник русской металлопластики XIV в.
  • РРозанова Н. В. К вопросу об изображении художника в древнерусском искусстве
  • ССавина Л. Н. «Делан самым добрым и дивным строением…» Иконостас Сергиевского храма трапезной палаты Троице-Сергиевой Лавры
  • Савина Л. Н. К истории иконостаса трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры
  • Савина Л. Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX — начале XX вв.
  • Савина Л. Н. К истории установки иконостаса в Сергиевском храме Трапезной палаты Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
  • Савина Л. Н. О картинах П. И. Нерадовского из Сергиевского храма Троице-Сергиевой лавры
  • Савина Л. Н. О судьбе иконостаса церкви святителя Николая «Никола Большой Крест»
  • Савина Л. Н. Праздничный ряд иконостаса церкви Николы «Большой Крест». К вопросу об атрибуции
  • Савина Л. Н. Русские писатели-этнографы XIX века о меднолитых иконах, крестах и складнях
  • Салько Н. Б. Икона Николы с музыкальной записью
  • Самойлов Л. Ю. Проблемы нормативного описания медного литья (мелкой пластики)
  • Сарабьянов В. Д. Георгиевская церковь в Старой Ладоге
  • Сидорова Т. А. К вопросу о миниатюре из Евангелия попа Домки
  • Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века
  • Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век
  • Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия)
  • Станюкович А. К. Звенигород: девять веков христианства. Новые открытия звенигородских археологов
  • Станюкович А. К. Крест Прончищевых
  • Станюкович А. К., Медынцева А. А. Наперсный крест с датированной надписью из Звенигорода Московского
  • Сухова О. А. Древности Муромского Спасского монастыря
  • Сухова О. А. Кресты-мощевики в собрании Муромского музея
  • ТТарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России
  • Тарасов О. Ю. Некоторые аспекты сравнительного изучения религиозной народной живописи России, Дунайских княжеств и Трансильвании XVII–XIX веков
  • Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве
  • Тарасов О. Ю. Русские иконы XVIII — начала XX в. на Балканах
  • Трубачева М. С. Житийный образ Леонтия Ростовского из собрания Муромского музея и его литературный источник
  • УУльянов О. Г. 1700-летняя судьба главной святыни Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря
  • Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля
  • Ульянов О. Г. «Окно в ноуменальное пространство»: обратная перспектива в иконописи и в эстетике о. Павла Флоренского
  • Ульянов О. Г. «Страсти Христовы»
  • Ульянов О. Г. «Успение» на Святой горе Афон
  • Ульянов О. Г. Архангел Михаил хранитель Святой Троицы
  • Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)
  • Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры
  • Ульянов О. Г. Наша национальная идея — это рублевская Троица
  • Ульянов О. Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса
  • Ульянов О. Г. Правое и левое, или эпистемология «царского пути» в исихастской традиции
  • Ульянов О. Г. Рождение Царства Русского
  • Ульянов О. Г. Русский на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонов монастырь перед вызовом времени
  • Ульянов О. Г. Цикл миниатюр лицевого «Жития Сергия Радонежского» о начале Андроникова монастыря
  • ФФедорчук А. В. Икона «Варлаам Хутынский в житии» из собрания Ярославского Художественного музея: проблема происхождения
  • ХХохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея
  • ЧЧернышев В. Я. Муромские иконописцы XVII–XVIII веков
  • ШШакурова Е. В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского монастыря
  • Шполянская Д. В. Наперсные кресты-мощевики XIV–XVI вв. и кресты-мощевики с владельческими надписями в собрании Отдела драгоценных металлов Государственного Исторического музея
  • ЮЮрьева Т. В. Иконостасы Д. С. Стеллецкого

Публикации на иностранных языках:

Апокрифы:

  • Евангелие псевдо-Матфея
  • Протоевангелие Иакова

Преображение Господне — картины, иконы и фрески

Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?

От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.

В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».

Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.

Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.

Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.

Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия

Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.

Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент

Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.

Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.

В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».

Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.

Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.

Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.

В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.

Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.

Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.

Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.

В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.

В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.

В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).

В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.

* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва

Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент

Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция

Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция

Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция

Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция

Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.

Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб

Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва

Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва

Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва

Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Икона. Кон.XVIII — нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник

Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция

Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех

Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция

Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.

Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва

Иконография Преображения Господня

Преображение Господне. Икона.
Великий Новгород. XVI в.

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

История возникновения иконы Преображения

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Источник: ru.wikipedia.org

Первая известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Хлудовская Псалтырь, миниатюра «Преображение»

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.

Символика иконы Преображения

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

Преображение Господне, икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, xv в

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона.
Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
Собрание ГТГ. Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля.

Преображение Господне. Икона.
XVI в. Владимирская область.

Преображение Господне. Фреска.
Церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом. Конец XIV века.

Преображение Господне. Византийская икона XII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Преображение Господне. Икона из иконостаса церкви Свв. Флора и Лавра с. Мегрега, Олонецкого р-на.
Россия. Карелия. XVII в.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск

Преображение Господне. Икона из Праздничного чина.
Псков. XVI в.
Псковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

. Преображение Господне. Фреска.
Мирожский монастырь. Псков. XII в.

Преображение Господне. Икона.
Греция. XVI в.
Местонахождение — Канада. Монреаль. Частная коллекция

Преображение Господне. Икона.
Россия. XVI в. Находится в частной коллекции

Преображение Господне. Икона.
Россия. Великий Новгород; XVI в.

Преображение Господне. Псковская икона.
XVI век

Преображение Господне. Мозаика.
Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.

Преображение Господне. Икона с праздниками в 24 клеймах.
Первая половина XVI в.

Преображение

Другие языки

Шитье Литье Разное Литература
Иконография, информация Иконы Мозаики Фрески Миниатюры

Древнейший иконографический сюжет, основанный на Евангелии (Мф.17:1-13; Мк.9:2-13; Лк.9:28-36).

Своими корнями иконография Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов. Покровский приводит в качестве первого хронологически определенного примера мозаики Св. Аполлинария в Равенне (St. Apollinare in Classe). В VI же столетии произошел переход от символических форм изображения к прямым, и в мозаике церкви Святой Екатерины на Синае мы уже видим все фигуры, изображение которых в дальнейшем закрепится в каноническом представлении сюжета: Спаситель, по сторонам которого стоят Моисей и Илия, и три павших ниц апостола внизу.

В дальнейшем сюжет почти не подвергался изменению. Спаситель обычно изображался в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображался молодым, а Илия – старцем, но встречаются редкие варианты, изображающие Моисея мужчиной средних лет. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.

Базовый сюжет может быть дополнен следующими деталями:

а) Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков (либо делают это с помощью ангелов). Покровский указывает, что «это наглядное выражение древней по своему началу мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых: они явились, по словам Иоанна Златоуста, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; сверх того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым». Выражение этой мысли приводится в служебной минее в нескольких местах: » от земли убо — апостоли, яко с Небесе же — Фесвитянин Илия, Моисей же — от мертвых» (6 авг. 3-й тропарь ин. ирмоса 8-ой песни); «Моисей же и Илиа Тебе предсташа, мертвым и живым Тя Господа поведающе» (6 авг. 2-ая песня стих. на хвал.).

б) Моисей и Илия переносятся ангелами к месту Преображения на облаках (на иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского);

в) с левой и правой стороны иконы добавляются сцены, в которых Спаситель восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы соответственно. У Покровского говорится, что иногда добавляется четвертый момент – Христос возбуждает апостолов после Преображения.

Изображения Илии и Моисея на горках напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на Преображение.

Общеизвестность изображения рассматриваемого сюжета в иконописной практике привела к тому, что во многих иконописных подлинниках приводятся лишь краткие замечания по краскам окружающей среды и одежд. Например, Буслаев цитирует филимоновский подлинник: «На Илье риза празелень, на Моисее багор; под Спасом гора празелень; под Ильею и Моисеем гора вохра с белилами и киноварь; на Иоанне риза багор, на Иакове риза празелень, на Петре вохра». Однако, в той же работе Буслаев приводит примеры и более подробных описаний. Например, (по подробному Филимоновскому подлиннику) «Спас в облаке, одеяние белое, рукою благословляет, в другой свиток. С левой стороны Спаса стоит Илия Пророк, смотрит на Спаса, с другой строны Моисей, в руках у него скрижали каменные, как книжка. Петр под горою лежит, Иоанн на камне пал, а смотрит вверх, Иаков головою оземь, а ноги вверх, закрыл рукою лицо свое. На Илии риза празелень, на Моисее багор, на Иакове празелень, на Петре вохра, на Иоанне киноварь».

Преображение входит в число церковных двунадесятых праздников, и его празднование восходит еще к IV веку, но его торжественное повсеместное отмечание началось только с XV века, когда папа Каллист III сделал его общим на всем Западе в честь победы малых сил христиан над большим войском Магомета II.

Ниже цитируются:

  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • БЭКМ 2001 = Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.
Антонова, Мнева 1963

На основе Евангелия (Марк IX, 2–9; Матфей XVII, 1–9; Лука IX, 28–36) иллюстрируется чудесное преображение Христа на горе Фавор перед его учениками Иаковом, Иоанном и Петром. Рассказывается о том, что лицо Христа «просветися яко солнце», «ризы же его быша белые, яко свет» (по Матфею, по Марку «яко снег»). Явились принесенные ангелами пророки Илья и Моисей, которые беседовали с Христом.

Истоки композиции Преображения, известной на Руси с домонгольского периода, восходят к древнехристианскому искусству. Изображаются горки. На горках стоят: в центре, в ореоле света — Христос, по его сторонам — пророки Илья и Моисей, ниже — три пораженных чудом апостола. Часто к основной композиции добавляются сцены: «восхождения» Христа с тремя апостолами на гору и «нисхождение» их с горы. В последних сценах обычно фигуры пишутся меньшего размера и вписываются симметрично по сторонам, между уступами горок. Иногда еще вверху изображаются «носимые» (приносимые) ангелами в облаках пророки Илья и Моисей (Н. Покровский, Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских, Спб., 1892, стр. 195; G. Millet, Recherches sur l’iconographie de l’évangile aux XIV, XV et XVI siècles…, Paris, 1916, стр. 216–231; L. Ouspensky und W. Lossky, Der Sinn der Ikonen, Bern und Olten, 1952, стр. 210–212).

БЭКМ 2001

ПРЕОБРАЖЕНИЕ Господне, христианский праздник, посвященный воспоминанию Преображения Иисуса Христа. Празднуется 6 (19) августа. В Православной Церкви — Господский двунадесятый праздник. Все три синоптических Евангелия содержат сходные описания Преображения Господня (Матфей 17:1; Марк 9:2; Лука 9:28). Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Иисусом о Его близком отшествии. Всех их осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение состояло не в изменении Божественной природы Христа, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Согласно Иоанну Златоусту, Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV в., о чем свидетельствуют поучения и слова Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Мать Константина Великого, святая равноапостольная Елена, построила на горе Фавор храм в честь Преображения, разрушенный в XII в. Салах-ад-дином. Песнопения в честь праздника были написаны Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским (VIII в.). На Западе праздник еще в XII в. не был всеобщим; его учредил в 1457 папа Каллист III, установив тогда же богослужебный чин.

Празднование Преображения продолжается 9 дней, с 5 (18) по 13 (26) августа. В этот праздник по древнему церковному обычаю совершается освящение первых плодов (злаки, виноград или яблоки).

Источник: «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия», www.km.ru