Предательство апостола Петра


Апостол Петр.
Апостол Петр, как мы знаем, был одним из самых горячих и ревностных последователей Спасителя. Когда Петр говорил: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33), он говорил правду. Не только словом, но и делом Петр подтвердил свою решимость стоять насмерть за любимого Учителя, когда начал с мечем в руках защищать Его во время ареста. Петр не был трусом, и он на самом деле любил Христа всем сердцем.
Если он не испугался воинов, пришедших арестовывать Спасителя, и готов был сражаться с превосходящей силой противника в одиночестве, то неужели бы Петр испугался какой-то служанки или безоружных людей, греющихся у костра, которые всего лишь высказали подозрение о том, что и он был в числе учеников Христа? Кончено нет, если бы потребовалось, Петр стал бы на суде рядом с Иисусом и страдал вместе с Ним.
Причиной отречения апостола была кажущаяся нецелесообразность и бессмысленность в сложившейся ситуации выдавать себя за ученика Христова. Зачем рисковать или иметь проблемы там, где их можно просто обойти, сказав лишь одну краткую фразу: «Нет, я не Его ученик». Петр вел себя как разведчик в тылу противника, выдавал себя за другого, чтобы скрытно наблюдать за тем, что будет происходить дальше. Он бы и сам не счел это за предательство и не обратил на свои слова никакого внимания, если бы его глаза не встретились со взглядом Спасителя. Тогда он вспомнил пророчество, в реальность которого Петр не верил, потому что был уверен – он ни за что не предаст, даже если нужно будет умереть. И тут он понял, что предал. Предал неожиданно для самого себя.
Оказывается, Христа можно предать и так. Не в бою, не в схватке за веру, а в быту, «за между прочим». Отречься можно и бездействием: постеснявшись, к примеру, перекрестить пищу, когда сидишь за столом среди безбожников, промолчав, когда хулят Христа. Можно предать, веря в душе, но при этом скрывая свою веру снаружи. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Лк. 9:26).
История предательства Петра промыслительно и поучительно описана нам в Евангелии. Это пример того, как можно легко оказаться в числе тех, кого Христос будет стыдиться. Да избавит нас Бог от такой участи на Страшном суде! У Петра, несмотря ни на что, сохранилась горячая любовь ко Спасителю, которая помогла ему преодолеть стыд и дала надежду на то, что Господь, который велел прощать «до седмижды семидесяти раз», сможет простить и его.
Предательство Иуды.
С предательством Христа апостолом Иудой все намного сложнее и трагичнее. В Новом Завете ничего не сказано о том, как он стал апостолом, кем был позван, почему именно он был назначен казначеем общины? В самих Евангелиях Иуде уделяется основное внимание только в связи с предательством Господа. Святое Писание также указывает на его сожаление о «бесполезной», как ему показалось, трате драгоценного нардового мира, которым Мария помазала Спасителя. Еще апостол Иоанн упомянул о том, что Иуда, пользуясь должностью казначея общины, подворовывал.

Несомненно то, что Иуда был со Христом с самого начала благовествования, слушал Спасителя, видел Его чудеса, сам творил чудеса, когда был послан вместе с Симоном Кананитом на проповедь. Иуда не ушел от Господа в то время, когда от Него отвернулись многие ученики (Ин. 6:66-68). Но именно в этом отрывке упоминается о том, что возможно Иуда в Христа, как Мессию, до конца не верил. «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» (Ин. 6:64). Правда, говорится здесь о неверующих во множественном числе, и нет прямого указания на то, что Иуда не верит в Него. Но несомненно так же и то, что об Иуде Христос сказал очень страшные слова: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24).
То, что происходило в душе Иуды во время предательства, для нас остается загадкой. Сребролюбие, как основной мотив, будет самым обоснованным, исходя из Евангельской истории. Но при этом возникают вопросы. Зачем вору продавать (в общем — то не за слишком большие деньги) Того, кто дает тебе возможность получать стабильный доход? А потом еще и аннулировать эту сделку, вернув все деньги обратно. Или степень его цинизма и неверия была такова, что Иуда понимая неизбежность ареста Иисуса, решил заработать на нем свой последний куш ?
Конечно, участие дьявола, который нашел доступ к душе Иуды через его страсть к деньгам, может объяснить абсурдность его действий. Иуда мог пойти на этот шаг в состоянии одержимости, но при этом мы видим, что, раскаявшись, он обвиняет не сатану, а себя в том, что «предал кровь неповинную». К тому же замысел предать Христа у него родился еще до того, как с куском Хлеба в него вошел дьявол.
Очень красиво и эффектно выглядит версия о том, что Иуда хотел убить сразу двух «зайцев». С одной стороны, получить деньги за предательство и спровоцировать ситуацию, когда бы Христос вынужден был явить Свое могущество и силу, и таким образом ускорить Его воцарение на Израильское царство. Но поняв, что этот расчет ему не удался, апостол был глубоко подавлен и разочарован, поэтому отдал деньги и от стыда повесился. Но эта версия не имеет ни малейшего обоснования в Евангельской истории.
Другие версии поступка Иуды, которые выдвигают разные богословы и писатели, еще дальше уводят нас от того, о чем мы читаем в Новом Завете. Так или иначе Христа предали все апостолы. Каждый в своей мере. Кто-то своим неверием и разочарованием, кто-то бегством, кто-то отречением. Но все они были прощены, кроме Иуды, которого тогда уже не было в живых. Мы не знаем, как бы сложилась его земная участь, если бы он дожил до Воскресения Христа. Но можно быть твердо уверенными в том, что главным грехом Иуды было даже не предательство, а отчаяние, которое его и погубило. В мире нет такого греха, который Бог не смог бы простить, при искреннем раскаянии грешника.
Еще можно добавить то, что Иуда все-таки не был циничным и прагматичным предателем, у которого не осталось ни совести, ни чести. Если б это было так, он не стал бы раскаиваться в своем поступке, не стал бы так убиваться от горя и стыда, которые и подвигли его на самоубийство. Поэтому митрополит Антоний Сурожский считает, что конечная судьба Иуды в Новом Завете осталась недописанной, потому что вышла за рамки земной истории. Иуда повесился незадолго до того, как был распят Христос. Владыка Антоний уверен, что встреча Христа и Иуды состоялась тогда, когда Спаситель душой сошел во ад. И чем она закончилась, известно только Богу. Но эту версию можно отнести к частному мнению владыки Антония. Несомненным остается одно – для спасения нам нужны вера, надежда и любовь. А самым главным их противником остается отчаяние.

Вопрос:

В чем состоит грех малодушия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Понтий Пилат умывает руки

Христианин – человек, имеющий не только твердую веру, но и крепкую волю и мужество, следуя за Иисусом Христом, претерпевать все испытания на пути спасения.

Святая Библия дает примеры отступления от Бога по малодушию: «От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея» (Числ. 21: 4–5). Апостол Павел призывает: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5: 14). Малодушен тот, кто падает духом от постигших его неприятностей, гонений, притеснений, скорбей и болезней. «Малодушие бывает причиною погибели, подобно беспечности. Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений – именно он и есть посеянный на камне» (10-я беседа на 1 Послание к фессалоникийцам). Такой человек легко бывает побеждаем страстями, потому что не имеет воли вести с ними борьбу.

Для избавления от малодушия надо стяжать мужество. Это не природное качество, а добродетель, основанная на полном доверии к Богу. Господь говорит праведному Иисусу Навину: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Нав. 1: 9).

Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания только преодолевая малодушие. «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13).