Православный союз

Содержание

Возглавляемый патриархом Кириллом Русский собор испугался вакцины от COVID-19

Правозащитный центр Всемирного русского народного собора (ВРНС, находится по эгидой Русской православной церкви и возглавляется патриархом Кириллом) потребовал от Следственного комитета и Генпрокуратуры расследовать происхождение нового коронавируса SARS-CoV-2, а также проверить процесс создания вакцины от него. Соответствующее обращение опубликовано на сайте организации.

В тексте говорится о заявлении французского вирусолога Люка Монтанье о том, что новый вирус якобы создан в лаборатории, и об этом свидетельствует наличие в его геноме частицы ВИЧ. Юристы ВРНС ссылаются на многочисленные выступления представителей США и Китая, которые обвиняли друг друга в искусственном создании инфекции. Также упоминаются Фонд Рокфеллера и Фонд Билла и Мелинды Гейтс, которые исследовали тему возможных пандемий, и критикуется деятельность Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Во Всемирном русском соборе считают, что ВОЗ может лоббировать интересы фармацевтических и других транснациональных корпораций, чтобы страны закупали их продукцию. Правозащитники испугались, что всемирная организация потенциально может продвигать вакцины, созданные «на основе сбора генетического материала», которые можно использовать в качестве «этнического генетического биологического оружия».

«Просим провести проверку сведений, изложенных в данном обращении на предмет достоверности информации, распространенной приведенными в ссылках источниками», — сказано в обращении.

В середине мая Генпрокуратура потребовала заблокировать интернет-материалы с фейками о том, что коронавирус создан для решения проблемы перенаселения планеты и для чипирования людей через вакцинацию. 7 мая прокуратуры Москвы выступила за возбуждение уголовного дела по факту распространение фейков об искусственном происхождении вируса.

Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!

Правозащитный центр Всемирного русского народного собора, который возглавляет патриарх Кирилл (Гундяев), обратился в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ с требованием проверить обстоятельства возникновения пандемии коронавируса и обратить внимание на сферу производства вакцины.

«Просим провести прокурорскую проверку с последующим объективным расследованием обстоятельств, приведших к возникновению и распространению (…) пандемии вируса COVID-19 во всем мире и России, в том числе повлекших как вред здоровью, так и смерть граждан Российской Федерации», — написано в обращении правозащитников, текст которого опубликован на сайте «Интерфакс-Религия».

Авторы заявления обеспокоены возможностью выявления признаков умышленного создания коронавируса и злонамеренного распространения как самой инфекции, так и фейковой информации о ней в рунете. Во Всемирном русском соборе призывают провести прокурорскую проверку в сфере разработок и производства вакцины от заболевания COVID-19 с учетом Стратегии национальной безопасности, в том числе проверить, проводятся ли мероприятия по самостоятельным исследованиям в указанной сфере силами исключительно российских ученых и под контролем компетентных органов РФ.

Во Всемирном русском соборе также опасаются централизованной разработки и производства вакцин и создания банка генетической информации отдельных этносов, что в ситуации попадания ее к злоумышленникам потенциально создает предпосылки для создания этническо-генетического биологического оружия.

Всемирный русский народный собор — международная общественная организация, созданная в 1993 году под эгидой РПЦ. По уставу ВРНС его главой является патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания. В них традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, представители молодежи. В 2005 году ВРНС был предоставлен специальный консультативный статус при ООН.

Публикуем полный текст обращения:

Религии и религиозные организации в современном об- ществе и их функции.

Каждая сфера жизни людей (производственная, политическая, личная и т. д.) рано или поздно порождает те или иные учреждения, организации. Их задача — упорядочить все более усложняющуюся сферу жизни людей. Этот процесс характерен и для религиозной сферы. В первообытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись служители культа — шаманы, колдуны, вещуньи и др. Складывались религиозные группы — «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним — и религиозные организации.

Социология выделяет четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (вероучение) и культ.

Церковь (от греч. — божий дом) — это открытая, массовая религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри его. Основными признаками церкви являются наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы, особого слоя людей — служителей культа (духовенства) и рядовых верующих — прихожан; централизованная система управления отдельными церковными подразделениями, наличие специфических культовых зданий и сооружений.

Секта — особая религиозная организация (группа верующих), отвергающая основные ценности официальной церкви и основной массы верующих. Обычно секту образует отколовшаяся от основной церкви группа верующих. Секта представляет собой закрытую или полузакрытую организацию, для вступления в которую требуется пройти определенный ритуал посвящения. Выйти из секты также бывает не просто.

Деноминация представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой. Она более открыта и многочисленна, чем секта, но также по сути является религиозной организацией, отколовшейся от официальной церкви. Например, такие протестантские деноминации, как баптисты, пресвитериане, методисты и др. возникли в результате откола от римско-католической церкви. Иногда деноминации образуются в результате расширения (укрупнения) сект. Деноминации в наибольшей степени присущи тем странам, в которых свобода вероисповедания стала основой религиозного плюрализма (США, Канада и др.).

Культ — закрытая религиозная организация (крайняя форма секты), в основе которой лежит поклонение какому-либо лживому мессии. Негативное влияние некоторых культовых религиозных организаций на молодых людей (подростков) вызывает законное негодование их родителей и общественности. Нередко деятельность таких организаций становится предметом разбирательства для правоохранительных органов.

В России в настоящее время насчитывается более миллиона адептов (приверженцев) различных тоталитарных религиозных культовых организаций, которые зачастую вступают в конфликт с законом.

Какие же виды религий являются наиболее распространенными в современном мире? Одной из крупнейших монотеистических религий является христианство, возникшее в I в. Сейчас численность верующих, называющих себя христианами, превышает миллиард человек. Однако различные течения внутри христианства расходятся в вопросах теологии и различаются по типу церковной организации. Основными ветвями христианства являются католицизм, протестантизм и православие.

Христианство возникло как секта внутри иудаизма. До сих пор не установлено, желал ли Иисус создать свою собственную религию. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по — древнееврейски означало «помазанник» (соответствующее греческое слово — «Христос»). Основные заслуги в распространении христианства связываются с именем Павла, римского гражданина, владевшего греческим языком и проповедовавшего во многих городах Малой Азии и Греции. И хотя первоначально христиан жестоко преследовали, император Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Быстро распространившееся христианство стало движущей силой общественного развития в западной культуре на следующие две тысячи лет.

Ислам, являющийся второй по величине мировой религией, и христианство имеют отчасти общее происхождение. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII в. н.э. Согласно исламу Аллах, единственный Бог, который управляет природой и людьми. Последователи пророка (мусульмане) верят, что Аллах говорил устами предшествующих пророков, включая Моисея и Иисуса, до появления Мухаммеда, чье учение наиболее точно выражает его волю.

В настоящее время ислам получил очень широкое распространение: численность его приверженцев во всем мире составляет более 600 миллионов человек. Большая часть их проживает в Северной и Восточной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Пакистане. Как и любая крупная религия, ислам имеет внутри себя (или уже организационно оформившиеся) течения, каждое из которых считает себя единственно правильной, «чистой» (шииты, сунниты, ваххабиты и др.).

Старейшей из всех религий, которые сохранили свое значение в современном мире, является индуизм, ядро которого сложилось около шести тысяч лет тому назад. Индуизм является политеистической религией, т. е. индуисты почитают множество богов, значимость которых для различных общин верующих отличается. Однако эти предпочтения не исключают веру и в других богов в границах индуистской религии.

Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что все живые существа участвуют в бесконечно повторяющемся цикле рождений, смертей и повторных рождений. Индуизм допускает возможность существования большого числа различных религиозных точек зрения и не делает явных различий между верующими и неверующими. Численность индуистов и мусульман примерно равна (около 600 миллионов). Фактически все индуисты сконцентрированы на территории Индии и прилагающих районов.

Особое место среди мировых религий занимают так называемые этические религии восточных стран (Китая, Японии, Юго-Восточной Азии).

К этим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов. Напротив, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

Буддизм берет начало в проповедях Гаутамы, или Будды («просветленного»), который был по происхождению индусом, сыном царя небольшого государства в южном Непале и жил в VI в. до н.э. Согласно учению Будды, человек может избежать дальнейшего цикла перевоплощений, отрекшись от желаний. Путь к спасению лежит через внутреннюю дисциплину и медитации, преодоление всех земных привязанностей. Конечной целью для буддизма является достижение нирваны — состояния полной духовной отрешенности. Будда отвергал индуистские ритуалы и деление на «высшие» и «низшие» касты. Буддизм, так же как и индуизм, отличается терпимостью по отношению к другим религиям, в том числе к вере в местные божества, и не требует полного единства религиозных воззрений.

Конфуцианство составляло основу культуры правящих кругов в традиционном Китае. Конфуций (латинизированная форма имени Кунфуцзы) жил в VI в. до н.э., тогда же, когда и Будда. Как Лаоцзы, давший начало даосизму, Конфуций был учителем, а не религиозным пророком подобно ближневосточным религиозным вождям. Конфуций не обожествляется своими последователями, но полагается ими «мудрейшим из мудрых». Конфуцианство добивается подчинения человеческой жизни законам внутренней природной гармонии, уделяя особое внимание почитанию предков.

Даосизм разделяет похожие принципы, подчеркивая важность медитаций и непротивления как способов достижения высшей ступени в жизненном развитии.

В современной России существует около 70 конфессий, религиозных организаций и течений. Приняв в конце X в. византийский вариант христианства, Русь восприняла и идею подчиненности церкви светским властям, которая легла в основу государственно-церковных отношений. Тенденции к централизации власти в целях укрепления государственности сопровождались созданием единой церковной структуры. Укрепление монархии при Иване IV повлекло за собой усиление и церковной централизации. При этом был усилен приоритет государственной власти, церкви же вменялась охрана «правильной веры» и борьба с еретическими и антиклерикальными движениями. Главенство государственной власти и статус православия как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

Эта тенденция подчинения церкви светской власти нашла дальнейшее отражение в деятельности Петра I, который вообще упразднил патриаршество, полностью подчинив церковь государству. Церковь была лишена самостоятельности и стала одним из учреждений государственного управления. Царь признавался верховным правителем церкви, которой он руководил через Синод, возглавляемый царским чиновником — обер-прокурором.

Согласно «Своду законов Российской империи» все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное исповедание), терпимые (католицизм, протестантизм, армянская церковь, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты»: духоборцы, молокане, скопцы, иконоборцы, иудействующие и др.). Внеисповедное состояние государством не признавалось. Переход из православия в другую веру или подстрекательство к подобному шагу, распространение ересей и расколов считались особыми видами преступлений, наказания за которые были ужесточены в конце XIX в. в связи с распространением протсстатизма и других «сектантских» объединений.

Первые декреты советской власти коренным образом изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Обобщающим документом советской власти в области религиозной политики явился декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (от 23. 01. 1918 г.). Согласно этому декрету каждый гражданин имел право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещалось ущемлять свободу совести и устанавливать какие-либо привилегии на основании вероисповедного выбора граждан. Указание на религиозную принадлежность устранялось из официальных документов. Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы союза церкви и государства. Школа отделялась от церкви, вводилась государственная система светского образования.

В 1920 — 1930-е гг. шел процесс ограничения сферы деятельности религиозных организаций, которая по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. сводилась к единственной функции — удовлетворению религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Конституция 1936 г. запретила религиозную пропаганду, оставив за верующими лишь право на «свободу отправления религиозных культов».

В середине 1980-х гг. начался процесс коренного изменения в государственно-церковных отношениях: происходило активное включение религиозных объединений в общественную жизнь страны.

Принципиально иной характер носят отношения государства и церкви в современной России. Согласно Конституции, принятой в 1993 г., Российская Федерация является светским государством, ни одна из религий не устанавливается в качестве государственной или обязательной.

Исходя из светского характера государства, закон одновременно провозглашает принцип уважения христианства, ислама, буд дизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом подчеркивает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Только с конца 1980-х до конца 1990-х гг. количество приходов Русской православной церкви возросло с 6,9 тыс. до 19 тыс., монастырей — с 21 до 478. Действуют 5 духовных академий, 26 духовных семинарий и 29 духовных училищ, а также воскресные школы, открыты Свято-Тихоновский богословский институт и Православный университет. Работают 160 православных библиотек. Издается «Журнал Московской патриархии» и другие печатные издания.

Какие же социальные функции присущи отмеченным выше мировым религиям и другим религиозным верованиям? Во все времена при любых условиях религиозные институты, кроме религиозных функций, выполняли и социальные функции, т.е. действовали как социальные институты. Следует выделить несколько основных функций религии: мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую, легитимирующую.

Мировоззренческая функция состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченной обыденности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, морального падения.

Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование — максимуму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Можно назвать и другие социальные функции религии, например: воспитательная, функция социализации, нормативноправовая, политическая, идеологическая и др.

Продолжая занимать важное место в жизни людей, религия и церковь все же постепенно теряют свои позиции и как социальный институт, и как форма общественного сознания. Несмотря на рост влияния религии в жизни отдельных государств (как, например, в современной России), в целом она характеризуется таким специальным термином, как секуляризация.

Секуляризация (от лат. заесикпв — мирской) — процесс снижения роли религии в жизни общества, переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Секуляризация сопровождается отделением религии от государства и школы, признанием права человека на свободу совести. Впервые термин «секуляризация» был применен в XVII в. и означал передачу земельных владений из церковного в светское управление.

В настоящее время термин «секуляризация» используется в двух значениях. Часто под секуляризацией понимается уменьшение религиозности населения, выражающееся в снижении посещаемости культовых сооружений, в отходе от строгого следования религиозным обрядам, распространении атеизма и т.д. Однако социологи используют термин «секуляризация» и в другом значении — как переход от религиозного регулирования общественных и государственных институтов к рационалистическому обоснованию их деятельности. При таком определении рост индивидуальной религиозности не противоречит секуляризации — до тех пор, пока религия остается свободным выбором индивида, а государственные органы не обосновывают свои решения религиозными нормами. Например, усиление религиозности в современной России не является отходом от секуляризации.

Православные общественные организации и их руководители

В начале марта Святейший Патриарх Кирилл встретился с представителями православных общественных объединений и членами бюро президиума Всемирного Русского Народного Собора. Кто возглавляет православные общественные организации, и в чем заключается их деятельность? Рассказываем о некоторых участниках встречи.

Протоиерей Всеволод Чаплин: Праведность книжников и фарисеев — это самый высокий стандарт нравственного авторитета в обществе

Организация. Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО)
Описание. Протоиерей Всеволод Чаплин хорошо знаком нашим даже нецерковным соотечественникам благодаря ярким и запоминающимся высказываниям по самому широкому спектру вопросов — от классической музыки до усыновления детей за границу.
Возглавляемый им отдел ответственен за связи Церкви с органами законодательной власти, политическими партиями и иными общественными институтами.

Цитаты.
О власти и законе: «Должно быть лицо в стране – президент, монарх, кто-то еще, – который имел бы право не просто в резонансных случаях, а в любых случаях, которые требуют незамутненного нравственного суждения, на абсолютное помилование или на абсолютно жесткую кару».

О фарисействе: «Праведность книжников и фарисеев — это самый высокий стандарт нравственного авторитета, который есть в окружающем нас обществе. Это такие светочи, как Сахаров и Солженицын. Это гражданская святость. Это ситуация, в которой человек умный, активный имеет гражданскую позицию за которую его уважают и он принимает это уважение. Как только он принимает уважение, он уже получает награду свою. А мы не можем себе этого позволить».

Кирилл Фролов: Ставя подпись за «закон Димы Яковлева», вы ставите подписи за телепрограмму Патриарха Кирилла вместо программы Познера

Организация. Ассоциация православных экспертов.
Должность. Глава.
Описание. АПЭ, как сказано на сайте организации, это «аналитическая структура, призванная давать адекватную оценку актуальным общественным, политическим и культурным процессам и явлениям. Основная работа АПЭ будет состоять в проведении периодических семинаров и подготовке необходимых аналитических докладов, а также в координации усилий православного экспертного сообщества России и других стран».

Глава АПЭ, Кирилл Фролов — православный активист и публицист, активный блогер, выступает за «союз сильной власти в лице президента Путина с Церковью в лице Патриарха Кирилла».

Цитаты.

Об отношениях Церкви и государства: «Тотальная миссия необходима еще и потому, что без воцерковления, без крепкой духовной основы здание Великой России не устоит, это будет «дом на песке», поэтому союз собирателя большой страны Владимира Путина и великого миссионера Патриарха Кирилла безальтернативен».

О «Законе Димы Яковлева»: «Детьми прикрываются именно Госдеп, а не защитники закона и российского суверенитета. Русская Православная Церковь берет своих детей под защиту, об этом свидетельствует вчерашнее решение Священного Синода о праздновании праздника покровителей семьи св. Петра и Февронии в непостное время, со специальными проповедями и молитвами об укреплении семьи… Чтобы народ слышал эту проповедь, чтобы люди усыновляли детей в России, нужно пусть Церковь в «прайм-тайм» на общенациональных телеканалах ТВ, построить в Москве «стахановскими темпами» 600 храмов, из них 200 временных — к Рождеству 2013 года. Поэтому, ставя свою подпись за «закон Димы Яковлева», Вы ставите своими подписи и за 600 храмов, и за телепрограмму Патриарха Кирилла вместо программы Познера».

Протоиерей Александр Пелин: Церковь не одобряет форму хозяйствования, когда человек хочет легких денег

Организация. Мордовская Республиканская Молодежная Общественная Организация «Союз Православной Молодежи Мордовии».

Описание. «Союз православной молодежи Мордовии» существует уже одиннадцать лет. Протоиерей Александр Пелин руководит им со дня основания. При «Союзе православной молодежи Мордовии» существует клуб исторической реконструкции,братство молодых следопытов-скаутов, клуб православных журналистов и даже своя футбольная команда.

Ежегодно «Союз» проводит массу благотворительных и просветительских мероприятий: Межрегиональная научно-практическая конференция «Кирилло-мефодиевские чтения», приуроченная к Международному дню славянской письменности и культуры, Фестиваль-слет творческой молодежи Мордовии «Саранская лира», Детский морской лагерь-экспедиция «Море зовет!», Благотворительный рок-фестиваль «Михайлов День», Масловские педагогические чтения и другие.
Кроме руководства «Союзом», отец Александр Пелин несет послушание ректора Саранского духовного училища.

Цитаты.

О взаимодействии Церкви и некоммерческих общественных организаций: «К сожалению, у нас весьма многие батюшки в силу обстоятельств вынуждены постоянно «вещать» на разных уровнях, по радио и телевидению, и это постепенно вырабатывает у них склонность к безапелляционным, совершенно не подкрепленным знаниями и опытом суждениям по самому широкому кругу вопросов. … Нужно предоставить возможность принятия решений профессионалам».

О труде. «Одна из заповедей Божьих неизменно сохраняется от райских времен — Земля дана человеку, чтобы он трудился. Это заповедь Божья и мы не можем ее нарушить, потому что труд является основой любой деятельности человека. Иногда тяжелый, неблагодарный труд, но другого пути не определено. Конечно, церковь не совсем одобряет форму хозяйствования, когда человек хочет легких денег – подешевле купить, подороже продать, когда это не соответствует реальной цене товара, услугам, которые предъявлены».

Роман Силантьев: Массовый переход русских в ислам, сильно преувеличен

Организация. Правозащитный центр Всемирного русского народного собора

Описание. Директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев — известный отечественный религиовед. С 2009 года заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ. Исламовед. Автор множества статей по истории и социологии религии (в т.ч. Энциклопедических).

Цитаты. О русском исламе: «То, что переход русских в ислам – носит массовый характер, сильно преувеличено. Русских мусульман очень мало по сравнению даже с русскими буддистами. Учитывая, что ислам у нас в стране является второй по численности религией, в нее по логике и переходить должны в наибольшей степени. Однако протестантов американского толка у нас полмиллиона, а совсем маргинальных «свидетелей Иеговы» – более ста тысяч. На этом фоне несколько тысяч русских мусульман – капля в море».

О детской литературе: «Место книг о Гарри Поттере находится где-то между душеполезной и душевредной литературой. Чему они научат ребенка — зависит исключительно от родителей… Что, впрочем, верно и для подавляющего большинства других детских книг — ведь при желании из «Трех мушкетеров» можно вынести идею о пользе пьянства, блуда и государственной измены, а «Три толстяка» и «Граф Монте-Кристо» открыто полемизируют с заповедью о прощении врагов. … для некоторых людей чин отрицания «богохульного колдуна в очках» сравнялся по значимости с чином отрицания сатаны».

Вадим Квятковский: Важно делать проекты, интересные любой молодежи – нашедшей веру или только ищущей.

Организация. «Георгиевцы», всероссийское православное молодежное движение, Совет православных молодежных организаций Москвы

Описание. «Георгиевцы» — одно из наиболее крупных православных молодежных движений в Москве и России. «Георгиевцы» проводят множество акций в защиту Церкви и христианской нравственности. Еще в 2007 году «Георгиевцы» попытались организовать постоянный патруль возле памятника героям Плевны, где уже традиционно собираются московские представители нетрадиционной сексуальной ориентации (тогда «Георгиевцам» не повезло — между православными активистами и гомосексуалистами произошла драка и патруль прекратил свое существование).
Весной 2012 о сотрудничестве с «Георгиевцами» сообщил режиссер и бывший священник Иоанн Охлобыстин — ими совместно была создана партия «Коалиция Небо».
Контакты с прессой осуществляет в основном председатель правления движения Вадим Квятковский, одновременно являющийся координатором Совета православных молодежных организаций Москвы и руководителем кафедры молодежного служения РПЦ.

Цитаты. О суде над Pussy Riot (Вадим Квятковский организовал подготовку к деятельности православных активистов возле здания Мосгорсуда во время суда над панк-феминистками): «Мы не требуем и не требовали для них никакого срока. Все по Евангелию: не судите и не будете судимы. Надо подчеркивать эту мысль. Наша задача — переломить общественное мнение и убедить всех, что в храме Христа Спасителя было совершено кощунство».

О молодежных проектах. «Сейчас как никогда важно делать проекты разноплановые, интересные совершенно любой молодежи – не важно, нашедшей для себя веру, или же только ищущей. Нельзя обособляться в некую субкультуру, понятную и открытую только узкому кругу людей, только участникам приходских объединений или студентам православных вузов».

Аркадий Малер: Человек воспринимает Церковь либо как Церковь, либо как все остальное

Организация. Византийский клуб «Катехон».

Описание. Византийский клуб «Катехон» был создан в 1999 году в Институте философии РАН Аркадием Малером, тогда — студентом факультета философии Государственного университета гуманитарных наук. В «Катехоне» проходят встречи с яркими представителями церковной, творческой и гуманитарной интеллигенции. За двенадцать лет существования клуба в нем выступили такие разные люди, как архимандрит Тихон (Шевкунов), Никита Михалков, протоиерей Всеволод Чаплин, писатель Сергей Шаргунов, иерей Даниил Сысоев, философы Сергей Хоружий, Юрий Шичалин и другие.
Аркадий Малер на сегодняшний день является одним из активно пишущих православных философов в России.

Цитаты. О праздновании 23 февраля: «Празднование 23 февраля как Дня защитника Отечества это двойной абсурд. Это день основания не российской, а именно Красной армии, то есть того большевистского ополчения, которое воевало с Белой армией. Воспринимать эту дату как “день защитника Отечества” это то же самое, что отсчитывать всю русскую историю от 1917 года. … Во-вторых (хотя первого вполне достаточно), редчайший советский и постсоветский человек может внятно объяснить, в честь какого события именно 23 февраля отмечается день основания Красной армии, потому что никакого такого события просто не было…».

О восприятии Церкви: «Если суммировать все проблемы внутри и вокруг Церкви, то они сводятся к очень простой дилемме… Либо человек воспринимает Церковь именно как Церковь… Либо как всё остальное: как государственное учреждение, как политическую партию, как коммерческую фирму, как семейный подряд, как приятную компанию, как интеллигентский кружок, как ролевую игру и т.д., и т.п. В первом случае, человеку будет принципиально важна истинность этой Церкви, а всё остальное он будет воспринимать как, может быть, и очень досадные, но вторичные и преходящие проблемы. Во втором случае, человек будет совершенно равнодушен к вопросу об истинности этой Церкви… уйти из Церкви он может от одного только дуновения утреннего ветерка».

Иеромонах Никон (Белавенец): Священник должен помогать людям разных взглядов находить общий язык

Организация. Движение «За веру и Отечество».

Описание. Иеромонах Никон (Белавенец) — духовник монархически ориентированного политического общественного движения «За веру и отечество» (с 1998 по 2001 годы был его руководителем).

Цитаты. Об участии священника в митингах: «На мой взгляд, не стоит , именно потому, что на одном митинге будет выступать священник с позиции дикого либерализма, на другом митинге – дикого национализма или консерватизма. У людей может возникнуть естественная реакция отторжения. В этот храм я не пойду, здесь священник – либерал. В этот храм я не пойду, здесь священник – националист. Священник должен объединять, умиротворять и помогать людям разных взглядов находить общий язык».

О русской эмиграции: «Думаю, что значение русской эмиграции смело можно назвать апостольским, поскольку благодаря этому явлению Европа открыла для себя Православие, которое раньше казалось своего рода экзотикой».

Иеромонах Димитрий (Першин): Самоубийство для подростка — это протест

Организация. Братство православных следопытов

Описание. Иеромонах Димитрий (Першин) — наш постоянный автор, в течение пятнадцати лет является заместителем председателя православного движения скаутского типа «Братство православных следопытов». Движение объединяет детей, подростков и молодежь. Члены «Братства» изучают основы веры, получают патриотическое воспитание, ориентированы на социальную работу. Походы и лагеря, городские акции, помощь интернатам и домам престарелым — все это деятельность «православных следопытов». Одна из самых известных акций братства — «Вифлеемский огонь»: передача огня от Негасимой лампады в Вифлееме в скаутам по всей России.
Кроме «следопытов», отец Димитрий руководит миссионерской комиссией при Московской епархии.

Цитаты. О вандализме и антиклерикальных акциях: «Много чести — уделять столько внимания хамству, хулиганству и вандализму. И неважно, где — у памятника павшим воинам, в храме, синагоге или на мусульманском кладбище, — наша реакция будет точно такая же. Остановим безобразие, сохраняя при этом внутреннее спокойствие и прося Бога вразумить этих несчастных людей».

О миссии к подросткам. «Если мы не найдем с ними общий язык, его найдут другие, и у нас есть шанс просто потерять своих детей. Подростковый возраст — это время, когда ребенок ищет самостоятельности, взрослые для него уже не авторитет. Но это отнюдь не поиск свободы самой по себе, это поиск смысла. В неверующих семьях стали реальностью подростковые суициды. Та пошлость, которую демонстрирует телевидение, — это не человеческое существование, так жить человеку нельзя, так безобразничают только обезьяны в клетке, но иначе жить подростка не научили, и самоубийство для него — это протест, отказ от той роли юного гедониста, которую ему навязывают масс-медиа».

Леонид Донатович Симонович-Никшич: Мы — священная инквизиция

Организация. Союз Православных братств.

Описание. Председатель Союза Православных братств Леонид Донатович Симонович-Никшич давно и хорошо известен в православной среде благодаря эксцентричным выступлениям и активности возглавляемого им Союза православных хоругвеносцев. Сожжения книжек о Гарри Поттере , разгон гей-парадов, реабилитация графа Дракулы — вот лишь немногие примеры деятельности Симоновича-Никшича и хоругвеносцев.

Цитаты. Объяснение сожжения книг о Гарри Поттере: «Мы против пропаганды оккультно-магических идей под видом детских книжек. Мы не допустим, чтобы наших детей вовлекали в сатанизм, в черную магию… Мы — священная инквизиция, поэтому как боролись с ересью, так и будем с ней бороться».

Об Иване Грозном. «Царь Иван Васильевич Грозный был прославлен как местночтимый святой. Он упоминается в святцах XVII века как местночтимый святой московской епархии, кстати, великомученик. В Москве, в Кремле, в Грановитой палате есть изображение царя Ивана Васильевича Грозного, где он изображен с нимбом над головой. Каким образом в Грановитой палате могли изобразить царя с нимбом, если все его считали параноиком, убийцей и садистом?».

Лебедев Валентин Владимирович: Оппозиция окончательно потеряла доверие

Организация. Союз православных граждан.

Описание. Союз православных граждан — организация религиозно-патриотической направленности, основной своей задачей ставит защиту Русской Православной Церкви. «Союз» является сторонником симфонических отношений между Церковью и государством и резко критикует как антицерковные, так и оппозиционные настроения.
Председатель Союза православных граждан и главный редактор газеты «Православная беседа» Валентин Владимирович Лебедев публикуется в различных православных СМИ.

Цитаты. О проигрыше во время чемпионата мира по футболу: «Сегодня нас должно печалить не поражение в футбольном матче, но то, что мы до сих пор не научились строить нашу жизнь на подлинных, глубинных основаниях и убеждениях, прямо противоположных принципам неолиберализма и монетаризмана, основаниях, на которых зиждилась многовековая жизнь нашего великого народа и выковывалась воля к победе!»

О власти и оппозиции: «Совершенно очевидно, что так называемая оппозиция окончательно потеряла доверие даже той части российского общества, которая сначала наивно поверила их лозунгам. Не вызывает сомнения и активная поддержка «болота» международными организациями, заинтересованными в том, чтобы в России воцарился хаос. Мы видим, что курс Президента Владимира Путина на укрепление российской государственности, желание проводить независимую международную политику, соответствующую национальным интересам России, вызывает яростное сопротивление антироссийских сил, которые привыкли во всем безоглядно ориентироваться на Запад».

Александр Щипков: Верующие люди ничуть не более аполитичны, чем люди светских убеждений

Организация: Православный правозащитный центр «Территория Церкви»

Об организации. Александр Щипков — социолог религии, религиовед, главный редактор портала «Religare.ru», директор правозащитного центра «Территория Церкви». Центр оказывает информационную поддержку в ситуациях конфликта между православными общинами и чиновниками, ведет статистику и собирает информацию о случаях дискриминации христиан, организует круглые столы и семинары, проводит акции по сбору подписей за строительство новых храмов.

Цитаты. Об отношении христиан к политике: «Верующие люди ничуть не более аполитичны, чем люди светских убеждений. У них лишь несколько иной путь принятия решений. И вот этот тонкий момент неясен людям нерелигиозным. В их сознании это уложиться не может, они не понимают логику религиозного мышления. Не ощущают, что в основе всего лежат процессы духовные, которые связывают конкретную личность, принимающую решения, с иным, горнем миром. Этот момент неуловим для секулярного сознания».

Об антиклерикальной кампании: «Мощная антицерковная пропагандистская кампания в СМИ, начатая в 2011-м году, возникла не стихийно… Противники русского православия стали воспринимать православных верующих как опасного конкурента… Антиклерикально настроенные политики организовали не просто антицерковную политическую кампанию, но кампанию превентивную. Три её основных направления: критика священноначалия, осуждение морального облика духовенства; призывы к обновлению Церкви, к ее реформированию на секулярной основе; борьба с клерикализацией, так называемым «сращиванием» государства с Церковью».

Игумен Иоанн (Ермаков): Если не будет религиозно и национально сформированного общества — не станет и будущего

Организация. Союз военно-патриотических клубов при Патриаршем подворье храма Иоанна Предтечи в Сокольниках

Цитаты. О патриотическом воспитании. «Наш долг и святая обязанность перед Богом и перед будущим многострадального Отечества — сделать все, чтобы у юных граждан — ориентирами стали духовные светочи православной Руси, её герои, её святые, чтобы культура, нравственность, религиозность, гражданственность, жертвенность и патриотизм были для них не пустыми словами и не чуждыми понятиями. … Если не будет религиозно и национально сформированного общества, воспитанного на лучших примерах своего прошлого — не будет и народа, не станет и будущего».

Об исторической памяти: «Мы должны, наконец, покончить с отречением от своего славного прошлого. Давайте вспомним, в конце концов, что мы ведём свою родословную не от октября семнадцатого года, а нам как цивилизации 1150 лет. Признание этого факта государством и, как следствие, восстановление исторических названий всех городов и иных населённых пунктов, улиц и площадей, я уверен, сильно нам поможет в том, чтобы пробудить у молодых людей интерес к славному прошлому».

Евгений Никифоров: Мы не могли осознать, насколько низко пали

Организация: Православное братство «Радонеж»

Об организации: Православное братство «Радонеж» существует с 1987 года и является одной из старейших религиозных организаций в стране, ставит просветительские задачи и объединяет несколько проектов. Самый известный из них — радиостанция «Радонеж». Почти так же хорошо известна паломническая служба «Радонеж».

Кроме того, в рамках работы общества «Радонеж» действует международный фестиваль кинофильмов и телепрограмм «Радонеж», программа перезахоронений «Погост», газета «Радонеж» и т.д.

Евгений Константинович Никифоров, председатель общества, стоял у его истоков и руководит им и поныне. Награжден многими орденами Русской Православной Церкви.

Цитаты. О критике и профессионализме: «Критика — крайне полезна. Я и сам прошу наших слушателей критиковать нас, потому что двадцать лет в эфире выдержать популярность не просто. Приходят новые люди, новые проблемы, новые настроения и если мы не будем их остро чувствовать и отвечать, слушатель просто выключит приемник. … Понятно, что где-то мы обречены на несовершенство, потому что совершенство требует еще и денег, требует средств. Дайте денег — и будет краткость, которая с одной стороны сестра таланта, а с другой стороны производная от денег».

О постсоветском обществе: «Мы сами, вышедшие из советского плена, не могли осознать, насколько низко пали, что собой представляли. Это было чудовищно изолгавшееся общество. И любой разговор о нравственных понятиях зачастую воспринимался чуть ли не как агрессия… Люди не готовы были воспринимать разговор по существу своей жизни, вот в чем дело. Не готовы были к самым главным вопросам. И когда такие вопросы ставились, они входили в ступор, раздражались, не знали, как на это вообще реагировать. И нас поэтому воспринимали какими-то радикалами».