Православный рок группы

Сборник «Антология Христианского Рока в России» вышел в 1994 году на двойном виниле. С этой даты можно смело вести отсчет начала активной миссионерской деятельности христиан России в музыкальном направлении. Автор альбома, его продюсер и менеджер — Игорь Королев, директор Музыкального Христианского Продюсерского Центра «МЕССИЯ», много сделавший для развития христианского музыкального движения в России.
Христианский рок: враги или союзники?
Аннотация к Альбому “Антология христианского рока”,
изданному при участии Всецерковного Православного Молодежного Движения, Messia. 1994 г.
Сегодня мы становимся свидетелями спора, часто объясняемого конфликтом поколений, но все же к последнему не сводимого. Может ли христианин относиться к року иначе, чем опустив забрало и сжав в руках щит и меч?
Наиболее ревностно протестует против рок-культуры в своей работе “Рок-н-ролл“ католический священник Жан-Поль Режимбаль. Его выводы не оригинальны: рок воздействует на подсознание и искажает человеческую психику, повышает агрессивность, бросает слушателя в стихию необузданной сексуальности, разрушает табу, делает человека неспособным воспринять христианство.
Взгляд отца Жана повторяет ситуацию, возникавшую при появлении, пожалуй, каждого культурного направления: все непривычное казалось потрясающим основы мироздания, непонятным и опасным. Вспомним, например, как каждый новый вид церковного пения, ставший сегодня привычным и традиционным, осуждался столько-то столетий назад!
Всякий набор художественных средств, которые сами по себе нравственно нейтральны, можно использовать во благо и во зло, как и любые способности человека. Среди явлений рок-культуры, действительно, много дурного: есть там и проповедь секса без границ, и пропаганда агрессии, и многое другое, о чем пишет Режимбаль. Но те же самые человеческие пороки выражались и через классическую музыку, и через народные песни… А пробовал ли кто-нибудь прокрутить задом наперед записи католических песнопений?
В нынешней Православной Церкви есть диаметрально разные взгляды на рок-культуру. Мне лично кажется, что наряду с вещами, которые я понять и принять не могу, в творчестве “рокеров“ есть те же прорывы в искренность, те же исповеди, те же поиски Бога, что есть в любое время в любой подлинной культуре. Ибо не может человек, живущий культурой всерьез, а не ради развлечения, не проявить в ней то, что дано от Господа: образ Божий, неистребимое стремление к Нему.
Два явления в нашем роке — не “попсовом“, не рыночном, а том серьезном, умном, с распахнутой душой роке, на котором выросло целое поколение — мне хотелось бы отметить.
Первое — тоска по Эдему, по утраченной гармонии бытия, по “граду Божию“, что присутствует во всяком подлинном искусстве. Сама по себе тоска может никуда и не привести, может даже стать причиной отчаяния. Но если она есть — значит, человек духовно не мертв, значит, он не может спокойно дремать у телевизора за созерцанием милой сердцу “мыльной оперы“.
Второе — неприятие лжи, псевдогармонии построенного на неправде и компромиссе с совестью бюргерского мирка. Это неприятие порой вырывается в протест, шокирующий “мирных жителей“. Но можем ли мы осудить его? Разве мы уверены, что устои житейского мирка, его шкурническая мудрость и его табу — во всем правы? Разве забыли мы, как противостал этому мирку Сам Господь Иисус Христос, гневно сокрушивший в храме столики торговцев и сказавший: “Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч“ (Мф. 10.34)?

Что же касается общей “несолидности“ рока, якобы несовместимой с “серьезной“ церковностью, то вспомним царя Давида, скакавшего “из всей силы“ пред святыней, радуясь о Господе подобно ребенку. На возмущение собственной жены, озабоченной “уроном“ царского достоинства, Давид ответил: “Пред Господом играть и плясать буду“ (1 Цар. 6.21). И если люди выражают чувства свои, в том числе чувство любви к Богу и радости о Нем, в песнях слишком громких, слишком непривычных, слишком ликующих — не мешайте им, не осуждайте их!
Конечно, рок немыслим в храме. Но во все века христианская культура делилась на храмовую, богослужебную и ту, что соединяла верующих за церковными стенами. Всегда были и народные христианские песни, и различные игровые действа (одним из авторов последних был великий русский святой XVII — XVIII веков святитель Димитрий Ростовский). Кто знает, может быть, сегодня внехрамовая христианская культура сможет вместить в себе и рок? (впрочем, замечу в скобках, что некоторые рок-группы, нарочито употребляющие христианскую символику и церковную лексику, сильно грешат фальшью.)
Как бы там ни было, диалог Православной Церкви и рок-культуры начался. Недавно рок-исполнители выступили в Волгограде, на набережной, где перед этим совершалось богослужение, в рамках организованных епархией Сергиевских торжеств. Преподобному Сергию Радонежскому был посвящен и фестиваль “Пробуждение“, прошедший в Москве в середине октября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На сцену этого фестиваля вышли и церковные хоры, и рок-группы.
Хочется надеяться, что подобные контракты будут продолжены, что интерес к Церкви со стороны “рок-тусовки“ будет не данью праздной моде, а подлинной духовной жаждой, способной через помощь Господа обновить и преобразить человеческое сердце.
Священник Всеволод Чаплин
Пластинка 1
Сторона 1. ЛЮБОВЬ
01. Виктор Третьяков — Молитва
02. Третий Рим — Лики святых
03. Новый завет — Дева любви
04. Мономах — С нами наш Бог
Сторона 2. АЛЛИЛУЙЯ
05. Царская охота — Посмотри на небо
06. Андрей Мисин — Свеча и меч
07. Новый Иерусалим — Песнь Деве
08. Ольга Арефьева и Ковчег — Аллилуйя
09. Легион — Не бойся войти в Храм
Пластинка 2
Сторона 3. ГОЛГОФА
10. Тупые — Господи, прости
11. Если — Дева Мария
12. Акцент — Голгофа
13. Пилигрим — День гнева
Сторона 4. ПЛАЧ ПО ХРИСТУ
14. Олег Степурко и Тропарь — Пускай твои сомкнулись очи
15. Галактическая федерация — А на улице весна
16. Валерий Баринов и Трубный зов — Вы убили Его
17. Николай Парфенюк — Ангел мой
Продолжительность: 00:37:04 + 00:42:54
01. Виктор Третьяков (Москва) — «Молитва», 1990 г. Он, конечно, не рок-музыкант, но его «Молитва», без сомнения, может считаться программной вещью для всех исполнителей, представленных на этой пластинке. А его цикл песен «Бог, Россия и Любовь» есть пример служения музыкантом Богу и России.
02. Группа «Третий Рим» (Москва) — «Лики святых» (Ю.Кузнецов — М.Ломов). Запись 1990 г. О, этот противоречивый «Третий Рим»! Группа, взвалившая на свои плечи выполнение такой исторической миссии, как перенесение центра мировой цивилизации в Москву.

03. Группа «Новый завет» (Москва) — «Дева любви» (В.Волков — В.Горбачев). Запись 1992 г. Группа создана в 1990 г. вокалистом «Александра Невского» Вячеславом Горбачевым, который уже в 80-е был одержим идеей переноса Христианского учения в тексты своих композиций и утверждение основ этого учения на нашей рок-сцене.
04. Группа «Мономах» (Москва) — «С нами наш Бог» (А.Захаров). Запись 1989 г. История группы начинается с 1982 года под именем «Интервью» и только с 1990 года они — «Мономах». Свой первый концерт под этим именем группа дала в церкви св.Василия совместно с ансамблем камерной музыки.
05. Группа «Царская охота» (С-Петербург) — «Посмотри на небо» (А.Осовицкий). Запись 1991 г. Группа из Православного музыкального центра «Галактическая федерация» (Питер). Ее кредо, как это определили сами музыканты, — это «нести слово Божие в народ современными музыкальными средствами, а именно — ортодоксальным роком».
06. Андрей Мисин (Москва) — «Свеча и меч» (А.Мисин — С.Патрушев). Запись 1990 г. Человека, совершившего революцию в современной музыке (с песней «Чужой») и объяснившего наконец-то миру, что же из себя представляет так называемый «Русский рок» — особо представлять не надо. Стоит лишь добавить, и это очень печально, но факт, что серьезной конкуренции в этом жанре Андрею до сих пор никто не составляет.
07. Группа «Новый Иерусалим» (Москва) — «Песнь Деве» (М.Ю.Лермонтов — В.Хороненко — В.Филатов). Запись 1990 г. Образованная в 1988 году Володей Филатовым, группа успешно сочетает в своем творчестве религиозную направленность с русским фольклором.
08. Ольга Арефьева и «Ковчег» (Москва) — «Аллилуйя» (О.Арефьева). Запись 1990 г., перезапись 1993 г. «Звезда Свердловского блюза» (по выражению А.Дидурова), Ольга успешно дебютировала на сцене ГЦКЗ «Россия» (фестиваль «Пробуждение») с группой «Ковчег».
09. Группа «Легион» (Москва) — «Не бойся войти в Храм» (А.Булгаков — А.Афанасьев). Студия «Гранд». Запись 1990 г. Сразу оговоримся, что современный «Легион» не имеет ничего общего с прежним, запись, которая представлена на этой пластинке, хотя состав в общем-то тот же. Это прежде всего Алексей Булгаков — вокал (единственный участник состава 1979 года) и Сергей Салкин — гитара. Эта запись стала практически последней песней группы на русском языке.
10. Группа «Тупые» (Москва) — «Господи, прости» (Д.Голубев). Запись 1989 г. Группа, организованная в 1986 году, состоит из молодых художников, искусствоведов, публицистов и музыкантов, объединенных определенным строем мысли и соответствующим образом жизни. С самого начала существования выступления группы проходили в виде представлений, включающих в себя элементы театра абсурда, «неадекватного балета», пародии на эстрадные шоу и деликатного осмысления различных религиозных культов.
11. Группа «Если» (Москва) — «Дева Мария» (С.Бартеньев). Запись 1989 г. Одна из первых групп, кто серьезно начинает разрабатывать направление Христианского рока. Первые концерты в Москве с 1988 года. Участник фестиваля «Пробуждение 90» (ГЦКЗ «Россия»). Солист Валерий Анохин с 1992 года — поет партию Христа в мюзикле Уэббера и Райса в театре Моссовета и в 1993 году уезжает в США.

12. Группа «Акцент» (Моршанск) — «Голгофа» (С.Поляков — Ю.Сивнухов). Запись 1990 г. Один из немногих периферийных коллективов, кто еще активно работает в данном жанре несмотря на все трудности текущего периода.
13. Группа «Пилигрим» (Рига) — «День гнева» (Д.Федотов). Запись 1989 г. В 1983 году Дима Федотов набирает первый состав «Пилигрима». Полуподвальные концерты и частые смены составов, и уже к 1988 году постоянный состав, прочный успех слушателей и большая концертная деятельность.
14. Олег Степурко и группа «Тропарь» (солистка Л. Ульянова) (Москва) — «Пускай твои закрылись очи». Ария из музыкального спектакля «Царь Иудейский» написанного Олегом по драме Великого Князя Константина Романова на стихи С.Бычкова и Г.Зобина. Именно Олег сейчас является тем человеком, в котором в полной мере присутствует то животворное соединение глубокой духовной традиции, сохраненной Церковью, и современного музыкального языка, характеризующего наше динамичное время.
15. Группа «Галактическая федерация» (С-Петербург) — «А на улице — весна» (Т.Вишняков). 1992 г. Вера Православная и земля Русская — эти понятия стали для музыкантов группы смыслом жизни и основным стержнем их творчества. На сегодняшний день, без ложной скромности, их можно назвать сильнейшими в жанре религиозного рока.
16. Валерий Баринов и группа «Трубный зов» — «Вы убили Его» (В.Баринов). Перезапись 1992 г. В Христианском роке России — легендарная личность, вот уже 10 лет живет в Англии. Первый, кто начал петь о Христе с рок-сцены, за что и жестоко поплатился: вместе с бас-гитаристом группы Сергеем Тимохиным Баринов получает срок. Потребность свободно творить и хвалить Господа, как он умеет, привела его к тому, что он вынужден был эмигрировать.
17. Николай Парфенюк (Москва) — «Ангел мой» (Н.Парфенюк). Запись 1992 г. Великолепный музыкант, певец, композитор, аранжировщик и просто прекрасный человек. Он мало выступает («Пробуждение» 90 в ГЦКЗ «Россия»), почти незнаком широкой публике: — этакий «ЛенКомовский» затворник. Николай — оптимист и в жизни, и в творчестве, чем выгодно отличается от философски-серьезного Андрея Мисина, единственного, кстати, музыканта, с кем его можно было бы сравнить, но это все равно, что сравнивать кита и слона (кто сильнее?).