Православные статьи

2.2.1. Формирование права на мир

Наиболее часто в качестве доказательства существования нрава на мир исследователи ссылаются на положения Устава ООН. Преамбула Устава ООН гласит: «Мы, пароды Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны,…

вновь утвердить веру в основные права человека, … и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом … и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности и обеспечить, …чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах решили объединить наши усилия для достижения этих целей» Ст. 1 Устава провозгласила в качестве цели ООН поддержание международного мира и безопасности. С правом на мир тесно связаны такие принципы международного права, как принцип неприменения силы или угрозы силой, а также принцип мирного разрешения международных споров.

Право на мир как право человека впервые было закреплено Генеральной Ассамблеей ООН в 1978 г. в Декларации о воспитании народов в духе мира78, преамбула которой указывает, что поскольку войны зарождаются в сознании людей, то именно в сознание людей необходимо внедрить идею заицггы мира. Согласно ст. I Декларации «Все народы и все люди, независимо от расы, убеждений, языка и пола, обладают неотъемлемым правом на жизнь в мире».

При этом слсдуег отмстить, что право на мир тссно взаимосвязано с правом на развитие и на благоприятную окружающую среду. Даже в условиях поддержания негативного мира государства затрачивают огромные ресурсы на производство и закупку все новых вооружений. В это же время остаются нерешенными проблемы искоренения нищегы, всеобщего доступа к системам здравоохранения и образования и т.п. Таким образом, ресурсы, жизненно необходимые для целей развития направляются на вооружения. Что же касается окружающей среды, то любое нарушение мира влечет за собой самые негативные экологические последствия.

Осознание вышеизложенного привело к принятию в 1984 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о праве народов на мир79. В Декларации подчеркивается, что жизнь без войны служит основной международной предпосылкой для материального благополучия, развития и прогресса стран, полного осуществления прав и основных свобод человека. Закрепляя право на мир, Декларация указывает на то, что для этого требуется, чтобы политика государств была сориентирована на устранение угрозы войны, на исключение применения силы в межгосударственных отношениях и разрешение международных споров мирными средствами на основе Устава ООН.

Хотя Декларация является рекомендательным документом, при се принятии ни одно государство ис голосовало против, она основывается на положениях Устава ООН, а также на принципах международного права и может рассматриваться как конкретизирующая их.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые на международном уровне попытки создания более справедливой системы отношений между государствами и просветительскую работу, направленную на то, чтобы помочь людям осознать важность мира и разоружения, расходы государств на вооружение постоянно возрастают.

Так, по данным Стокгольмского международного института по исследованиям вопросов мира расходы на военные нужды в мире за десятилетний период с 1996 по 2005 год возросли на 34 процента и составили 1118 млрд. долларов в 2005 году80. По данным Института в 2006 году были отмечены 17 крупных вооруженных конфликтов81. Вызывает беспокойство и тот факт, что военные расходы в странах третьего мира возрастают существенно быстрее, чем их ВВП114.

Необходимо, однако, отметить, что международное право, несмотря на общий запрет применения силы, делает несколько исключений. Так, это возможно по просьбе правительства иностранного государства, при самообороне, а также но решению Совета Безопасности ООН в случаях, предусмотренных гл. VII Устава ООН. По-видимому, следует признать, что в условиях продолжающегося роста расходов на вооружения, существования очагов нестабильности на Земле такие исключения необходимы, причем направлены они именно на поддержание мира.

Сам факт того, что данное право не всегда удается реализовать на практике, не является обоснованным доводом в пользу того, что права человека и народов на мир не существует. Нет таких прав, которые бы никогда не нарушались. Здесь следует исходить и принципа, что правонарушение не создает права.

2.2.2. Содержание права на мир

Несмотря на то, что в современном мире ни одно государство не отрицает право на мир, необходимо признать, что относительно точного его содержания международное сообщество еще не достигло всеобщего согласия. Многие элементы права на мир еще достаточно долго будут содержаться в актах «мягкого права». Таким образом, хотя некоторые элементы права на мир окончательно сложатся посредством достаточно долгого процесса формирования международного обычая, другие элементы являются уже видимыми в форме международных договоров. Сам факт тою, что точное содержание права на мир на сегодняшний день окончательно установить невозможно не умаляет сю значения как права человека. Продолжающееся уточнение содержания правовых норм является характерной чертой права вообще и в международною права прав человека — в частности.

Право на мир прямо или косвенно закреплено в ряде источников международного права — в Уставе ООН, в международных договорах, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и подтверждено обычной практикой государств. Все это свидетельствует о важности данного права, являющегося, по сути, необходимой предпосылкой реализации всех других прав человека. И, несмотря на то, что большинство элементов данного права можно чегко установить, относительно некоторых из них имеются разногласия. Так, в юридической литературе высказываются различные мнения о правомерности или противоправности гуманитарной интервенции и ее соотношении с правом на мир (эта проблема подробно рассматривается во второй части настоящей диссертации). Некоторые авторы (А. Эйде82, С.П. Маркс83), идут еще дальше и предлагают включить в право па мир право индивида в определенных случаях (например, в случае если военные приготовления его государства превышают уровень, необходимый для защиты) отказаться от прохождения военной службы. Вряд ли, однако, такое является возможным, поскольку достаточность подготовленности вооруженных сил — оценочное понятие. Если бы каждый военнослужащий получил возможность самостоятельно, исходя из своей личной оценки уровня подготовленности вооруженных сил, определять целесообразность несения им военной службы, то невозможно было бы говорить о какой-либо их эффективности. Как отмечает Г. Кардос84, определенное влияние, на данную концепцию, расширяющую политические возможности индивида до почти утопических пределов, оказала философия экзистенциализма. Более реалистичным является подход, при котором за индивидом признается право на отказ от прохождения военной службы, если это противоречит его убеждениям, поскольку такое положение уже закреплено во внутреннем праве ряда стран. К этому призвала и Комиссия по правам человека в своей резолюции 1998/77. Комиссия, ссылаясь на ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, указала на то, что каждый человек имеет право отказаться от прохождения военной службы, если это противоречит его убеждениям, что является законной реализацией права на свободу мысли, совести и религии118 и рекомендовала государствам с системой обязательной военной службы, где такие положения еще не приняты, ввести для лиц, отказывающихся от несения военной службы по соображениям совести, различные формы апьтернативной службы85. Комиссия также призвала государства предоставлять убежище таким лицам, если они были вынуждены покинуть свое государство вследствие опасения преследования в нем за отказ от несения военной службы по убеждениям86.

В идеале право на мир должно предполагать разоружение, что в первую очередь относится к оружию массового поражения. Па практике, однако, полное разоружение вряд ли возможно, поскольку’ право на мир может нарушаться не только в результате вооруженных конфликтов между государствами, но и вследствие внутригосударственных конфликтов. Кроме того, в последнее время все большее значение приобретает проблема терроризма. Для того чтобы противостоять этим явлениям государства должны иметь вооружения.

Как отмечает Ф. Олстон, важность права на мир может быть лучше оценена, если попытаться понять диалектическую взаимосвязь, существующую между миром, правами человека и развитием. Рамки данных понятий постоянно расширяются, и это приводит к тому, что они частично перекрывают друг друга. «Однако это перекрытие является преднамеренным, поскольку оно акцентирует тесную связь этих понятий и показывает, что рассмотрение только одного из этих понятий, находящихся в диалектической взаимосвязи, пренебрегая остальными, обречено на провал»87.

Книги, спасающие душу… (Любимые православные книги)


Книги, спасающие душу… (Любимые православные книги)
Раньше я уже выкладывал список лучших русских книг-боевиков про спецназ и разведку. https://www.chitalnya.ru/work/1182592/Но в последнее время меня не покидает чувство вины: я рекомендовал интересные книги, но есть книги куда более духовно важные. Ведь, откровенно говоря, книги-боевики нынче я читаю очень мало.
Основное место у меня сегодня занимают книги духовного содержания, в которых содержатся ответы на важнейшие вопросы существования мира и человека. Только Православие, на мой взгляд, является носителем Божественной истины, поэтому только книги общепризнанных православных авторов я со спокойной совестью могу рекомендовать всем для спасения души.
Когда я задумывался об этом списке, понимал, что надо различать читателей, делающих первые шаги в познании православных истин и тех, кто эту стадию уже миновал. Себя я считаю всё ещё новоначальным. И в этой связи, конечно, сомневался: имею ли я право что-то предлагать. Но как, по словам Господа, всякий больной нуждается во враче, так и всякий больной, вероятно, имеет право поделиться радостью прочтений спасительных книг, которые могут помочь ещё кому-то. Я попытался собрать книги разного уровня, исходя из духовной пользы и собственного мироощущения. Никому не навязываю этот мой список. Он и не претендует на какую-то универсальность. Вполне понимаю его неполноту, но, поскольку у меня просят порой совета: какие духовные книги почитать, вот это именно то, что я сам читал и что рекомендую. Пусть каждый выберет то, что ему ближе и спасительней. Начните с того, на что откликнется Ваша душа, Ваша совесть, Ваше сердце.
ПЕРВОЕ. Основа основ христианства – это Евангелие (Благая Весть), т.е. Новый Завет Бога с человеком. Это Библия, Священное Писание.

Это самое первое, самое важное. С этого должен начать человек, желающий постигнуть основы Православия. И только изучив Новый Завет, переходить Ветхому. (Те, кто начинает с Ветхого, нередко не успевают дойти до самого главного и, сталкиваясь с трудностями в понимании, прекращают чтение). Новый Завет православному христианину нужно читать постоянно. И насколько же удивительно бывает, как вновь и вновь открываешь для себя новое в, кажется, уже давно известном тексте. Такова сила Божественного Откровения.
ВТОРОЕ- это святые отцы. Это Священное Предание.
Именно оно научат правильно понимать Святое Писание. Этого свершено не понимают протестанты и весьма поверхностно понимают католики. Убеждён: только глубоко изучив понимание различных положений Евангелия святыми отцами можно понять смысл христианства. Уже потом — всё остальное. Советы Святых Отцов о спасении воистину бесценны. Книги Нового Завета, как и труды святых отцов, желательно читать, совершив молитву.


Если текст Нового Завета сегодня легко доступен, известен всем и не очень велик по размеру, то писания святых отцов многочисленны и обширны. На чём же остановиться в первую очередь? И здесь мой ответ однозначен.

Самые лучшие труды святых отцов собраны в «Добротолюбие», многотомное издание, которое можно купить или скачать бесплатно. «Добротолю́бие» (греч.Φιλοκαλία — «Филокали́я») — сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков. Большая часть текстов принадлежит к традиции исихазма. Сборник составлен Макарием Нотарасом, митрополитом Коринфским и Никодимом Святогорцем и был впервые опубликован на греческом языке в 1782 году. Напомню имена великих святых, труды которых в включены в сборник: Святой Антоний Великий, Святой Макарий Великий, Преподобный Исаия Отшельник, Святой Марк Подвижник, Авва Евагрий, Преподобный Феодор Студит, Святой Иоанн Кассиан Римлянин, Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, Преподобный Нил Синайский, Святой Ефрем Сирианин, Святой Иоанн Лествичник, Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн, Преподобный Авва Дорофей, Святой Исаак Сирианин, Святой Симеон Новый Богослов, Преподобный Никита Стифат, Феолипт, митрополит Филадельфийский, Святой Григорий Синаит, Никифор Уединенник, Святой Григорий Палама, архиепископ Солунский, Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий Ксанфопулы, Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, Преподобный Петр Дамаскин, Святой Каллист Катафигиот, Диадох Фотикийский, епископ Фотики в Епире Иллирийском, Преподобный Иоанн Карпафский, Блаженный Авва Зосима (Палестинский), Святой Максим Исповедник, Блаженный Авва Фалассий, Святой Феодор, епископ Едесский, Преподобный Феодор, Преподобный Иоанн Дамаскин, Преподобный Авва Филимон, Преподобный Феогност, Преподобный Филофей Синайский, Илия Пресвитер и Екдик, Симеон Метафраст.
На русский язык переводили этот знаменитый сборник Святой Паисий Величковский, а позднее Святитель Феофан Затворник. Имеется и аудиоверсия «Добротолюбия» (http://azbyka.ru/audio/dobro.html). Выжимки содержатся в «Добротолюбии для мирян», но, на мой взгляд, это слишком усечённое чтение.
Другой безусловный отбор работ и наставлений Святых Отцов – это Отечники, Патерики (многие знают, что «патер» переводится с греческого как «отец») и Прологи.
Рекомендую «Отечник», составленный св. отцом Игнатием Брянчаниновым, а также «Скитский Патерик», «Древний Патерик», «Афонский Патерик», который также легко найти в сети. Например, вот эта ссылка: http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh
Очень я люблю Отечники. Русские Отечники особенно интересны тем, что позволяют ближе узнать наших святых отцов (Киево-Печерский Патерик, Соловецкий патерик, Русский Афонский Отечник, Оптинский патерик и другие). Книги эти вполне доступны и очень познавательны.О Святых Отцах древности, их прозорливости, душеспасительных советах можно почитать книги блаженного Иоанна Мосха «Луг духовный. Лимонарь или Синайский патерик», епископа Палладия Еленопольского «Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов».
Но есть и знаменитые писатели среди святых отцов, на труды которых следует обратить внимание (частично эти труды включены в «Добротолюбие»). Это великие святые Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Василий Великий, Григорий Богослов и другие. Их книги заслуживают высочайшей оценки. Про каждого из них можно рассказывать много.

В России выпущено 12 томная «Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли». Эта антология собрала в себе душеполезные слова святых отцов, живших со II по XIX века. Она составлена по выборкам из творений 64 святых отцов и 30 патериков, подобранных по тематическим разделам в алфавитном порядке. В антологии святоотеческой мысли собрано около 386 тем, которые содержат в себе как чисто богословские проблемы, так и проблемы, касающиеся устроения жизни человека, спасения его души, нравственные вопросы, также и проблемы семьи, благочестия, воспитания детей, быта и другие. Такие книги можно читать бесконечно. Все 12 томов можно найти в интернете.
Среди великих православных книги нельзя не упомянуть труд Св. Иоанна Лествичника «Лествица». Назову также труд, который любят многие христиане за сочетание доступности и глубины: Авва Дорофей «Душеполезные поучения».

Из святых более позднего времени большой популярностью пользуются по праву труды двух жителей Святой Горы Афон: преподобного Никодима Святогорца (1749-1809) («Невидимая брань») и нашего современника Паисия Святогорца (1924 – 1994) («С болью и любовью о современном человеке», «Духовное пробуждение», «Семейная жизнь» и «Страсти и добродетели», «Духовная борьба»). Об афонских отцах рекомендую почитать ещё одну книгу преподобного Паисия Святогорца: «Отцы-святогорцы и святогорские истории».
(Если по каким-то причинам книги этих Святых Отцов читать трудновато, то ни в коем случае не следует унывать. Вы к этим книгам обязательно вернётесь. Начните тогда читать документальную художественную литературу, которая указана в пятом и шестом разделах этого списка).
Люблю я и православные притчи, которые научают нас жизни через очень интересные истории. . Сам Иисус Христос давал мудрость через притчи и, таким образом, нас назидают и святые отцы. Есть книга, которая так и называется , в которой собраны евангельские притчи с пояснениями Святых отцов и притчи православных старцев и духовных писателей.
Среди великих русских святых, наших замечательных соотечественников, оставивших нам духовные наставления, нельзя обойти вниманием труды святых Киево-Печёрской лавры, и прежде всего, Антония и Феодосия Печёрских («Патерик Печёрский»), Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Оптинских Старцев. Многие вопросы жизни Православия рассмотрены именно у святых Игнатия и Феофана. В то же время мирянам удивительно близки и понятны поучения, составленные всенародными любимыми народными батюшками — святыми Серафимом Саровским, Иоанном Кронштадтским.

Из святых ХХ века, написавших душеполезные труды, назову святого Луку Крымского (Войно-Ясенецкого) (1877 — 1961), оставившего нам замечательную книгу проповедей «Спешите идти за Христом».

ТРЕТЬЕ- это жития святых.
Собственно жития и труды святых отцов тесно связаны. Замечательные житии Антония Великого, Марии Египетской, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и др. Ну и конечно, упомяну наших родных русских святых, и особо, преподобного Сергия Радонежского, который хоть и не оставил нам духовных писаний, но вся его святая жизнь стала великим посланием нашему народу. Помимо официально жития, о жизни святого Сергия есть замечательная книга классика русской литературы Бориса Зайцева (Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский.).
Также следует обязательно изучить жизнь и подвиги других русских святых, и особенно, Антония и Феодосия Печёрских, Нила Сорского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, Матроны Московской, Серафима Вырицкого, великих Оптинских Старцев. Есть фундаментальный многотомный труд, в котором рассказано о многих святых: «Жития Святых». Его автор Святитель Димитрий Ростовский.
ЧЕТВЁРТОЕ.Труды известных православных богословов и любимых народом батюшек.
Книг этих очень много. Блаженный Феофилакт Болгарский (XI-XII века) написал ряд книг, в которых даётся толкования на весь Новый завет, включая Послания апостолов. (http://azbyka.ru/otechnik/feofilakt_bolgarskij)
Не могу не сказать о замечательных книгах святителя Николая Сербского (Велимировича) (1880 — 1956). Рекомендую его книги: «Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви», «Верую. Вера образованных людей», «Во что мы верим? Объяснение Символа веры», «Беседы на Евангелия». Сразу даю ссылку: http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij
И ещё два замечательных старца. Всемирную известность получил преподобный схимонах Паисий Святогорец (1924 — 1994) — святой блаженный старец , один из самых уважаемых духовных светил греческого народа XX века, старец и монах Афонской горы. Его перу принадлежит интереснейшая книга «Отцы-святогорцы и святогорские истории». Хорошо, что нашлись люди и записали беседы со старцем, которые составили целых шесть томов. Их можно найти здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/
Пожалуй, не менее знаменит в Греции и другой чудесный старец, труды которого тоже читают во всём мире — старец Порфирий — преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906–.1991). Я испытал глубокую духовную радость, читая его книгу «Цветослов советов». Это сборник изречений старца Порфирия и рассказов о нём, извлеченных из разных публикаций его духовных детей. Изречения систематизированы по рубрикам «Брак», «Ссоры», «Любовь» и пр. Вот два небольших отрывка из книги:
«— Моя дочь, Геронда, ведет греховную жизнь. Как мне ее спасти?
— Своей собственной святостью. Только так. Святость родителей спасает их детей».
«Иной раз лучше промолчать и не разбирать поступки других. Я вспоминаю отца Порфирия, который говорил: «Когда ты отругаешь виновного, то что он станет делать? Он не только не станет тебя слушать, но еще и будет стараться защититься и доказать тебе, что ни в чем не виноват. Душа его закроется еще больше. Но если ты не будешь его ругать, душа его смягчится, вы станете друзьями, и рано или поздно он придет и признает свою ошибку». Поэтому будем чаще обращаться к Богу с теми просьбами, какие мы хотели бы высказать ближним. Хотим, например, чтобы муж стал лучше, переменился, покаялся? Выскажем это Богу, а супруга будем продолжать любить»».
Не менее интересна и автобиографическая книга старца Порфирия («Автобиография). Обе книги есть здесь:

Хочу напомнить имя святителя Василия (Преображенского) (1876–1945) и его удивительно глубокую книгу «Беседы на Евангелие от Марка». В этой книге даже много раз прочитанные слова Евангелия предстают перед нами в ещё более глубоком понимании.
Протоиерей Валентин Свенцицкий (1881 — 1931) — богослов, философ и духовный писатель. Его перу принадлежат и великолепный рассказ о путешествии к отшельникам Абхазии «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор», и написанная в лагере книга «Преодоление земного притяжения».Диалоги о вере и неверии». В последней новоначальные христиане могут найти ответы на многие волнующие их вопросы.
Назову ещё нескольких авторов: митрополита Антония Сурожского (Блума), мемуары и богословские книги митрополита Вениамина (Федченкова), книги Святителя Николая Сербского (Велимировича). У святого Николая, в частности, есть небольшая книга, удивительно глубоко объясняющая молитву Господню («Объяснение молитвы «Отче наш»»).
Всем новоначальным рекомендую прочесть книги архимандрита Иоанна Крестьянкина («Письма и проповеди»), схиигумена Иоанна (Алексеева) «Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.)».
Отец Александр Мень, как известно, написал большое количество богословских трудов. (Но некоторые из них всё-таки требуют определенной подготовки для понимания).
Для тех, кто более глубоко интересуется основами Православия рекомендую книгу русского профессора, вынужденного стать эмигрантом после революции, Георгия Александровича Знаменского (1890-1975) «Азбука православного вероучения».
Упомяну здесь и профессора Алексея Ильича Осипова, который, без сомнения, внёс большой вклад в просвещение миллионов православных через свои аудио и видео лекции. Среди его книг, особо рекомендую труд «Посмертная жизнь души».
Этой же теме кстати посвящён труд ещё одного удивительного православного писателя американца, принявшего православие, иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти». И другие книги тоже очень интересны.
ПЯТОЕ. Иная духовная литература. Документальная проза, мемуары, публицистика.
Творчество замечательного церковного писателя Евгения Поселянина (настоящая фамилия — Погожев) (1870-1931 гг.), начавшееся по благословению прп. Амвросия Оптинского и продолжавшееся более четверти века, оставило глубокий след в русской духовно-просветительской литературе. Он был репрессирован и почти забыт, но сегодня его труды возвращаются к нам. Уже издано его 11-томное собрание сочинений. Отмечу здесь некоторые его труды: «Святые вожди земли русской», «Пустыня. Очерки из жизни древних подвижников», его перевод с церковно-славянского книги «Патерик Печёрский или Отечник», в котором описаны житие и советы самых первых русских святых Киево-Печерской Лавры.
Большое впечатление получил я от книг русского духовного писателя Сергея Нилуса «Святыня под спудом», «На берегу Божьей реки»и др. Он собрал удивительные истории из жизни монахов Оптиной пустыни и православных чудесах. Его книги, написанные накануне страшных революционных потрясений, свидетельствуют, во-первых, что революционные события готовились прежде всего распространением массового безбожия в России. (Не в последнюю очередь по вине правящего класса и так называемого «образованного общества»). Во-вторых, что сами революционные события и братоубийственная война предвиделись святыми отцами и понимались как часть роста сатанизма в мире.

«Материнский Плач Святой Руси. Воспоминания княгини Наталии Владимiровны Урусовой»
Сборник воспоминаний «Отец Арсений».
Борис Ширяев «Неугасимая лампада».
Архимандрит Тихон (Агриков). «У Троицы окрыленные (Воспоминания)».
Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые». Очень популярная и интересная книга, которая читается на одном дыхании.
Монах Меркурий. «В горах Кавказа».
Священник Ярослав Шипов. «Долгота дней», «Лесная пустынь», «Райские хутора».
Протоиерей Андрей Ткачёв. «Страна чудес и другие рассказы».
Протоиерей Николай Агафонов. «Непридуманные истории». «Преодоление земного притяжения» (первая из книг — мемуарного характера, вторая — художественная проза).
Протоиерей Александр Авдюгин. «Батюшковские рассказы».
Священник Александр Дьяченко. «Плачущий ангел».
Иеродьякон Никон Муртазов. «Рассказы».
Олеся Николаева. «Небесный огонь».
Нина Павлова. «Рассказы».
«Мечеть Василия Блаженного» (публицистика).
Александр Богатырёв. Ведро незабудок и другие рассказы.
Валерий Лялин. Бесогон из Ольховки.
ШЕCТОЕ. Художественные произведения православного характера.
Начну с классики, с православного писателя Ивана Сергеевича Шмелёва («Пути Небесные», «Богомолье», «Лето Господне», «Старый Валаам»).
Очень рекомендую роман архим. Иоанна (Экономцева). «Свет Преображения. Записки провинциального священника».
Протоиерей Александр Торик написал серию замечательных книг о священнике Флавиане: «Флавиан», «Флавиан. Жизнь продолжается», «Флавиан. Восхождение». Его перу принадлежат и другие интересные книги: «Димон», «Русак», «Селафила».
И ещё одна книга, которая пользуется ныне популярностью. Юлия Николаевна Вознесенская «Мои посмертные приключения». Её с особенным интересом читают женщины.
Православные сайты, где можно скачать электронные и аудиокниги (назову лишь несколько):

http://azbyka.ru/ (разнообразные форматы)

Прошу Вас не как гордец, а как кающийся грешник: найдите время для спасения своей души!
Для самых начинающих (новоначальных) ещё раз скажу. Если у вас есть электронная книга, то скачайте и прочтите хотя бы рассказы батюшек для того, чтобы прикоснуться к нашей великой святыне — Православию.
17.10.2015, Омск
————————-
Это только предварительный список книг. Далее будет редактирование текста и пополнение списка. Буду рад Вашим советам и рекомендациям по пополнению списка.
Крайняя редакция 06.12.2018
———————————————————————
А вот мои ещё рекомендации по книгам:
—————————————————
Книги для младших школьников, которые я рекомендую (7-11 лет)

Книги для подростков, которые я рекомендую (12-16 лет)

Об антиправославных высказываниях в статьях портала «Православие и мир»

В этой статье собрана лишь мизерная часть высказываний авторов и героев публикаций портала «Православие и мир», которые противоречат тому, что говорится в Православном Катехизисе, Священном Писании и творениях святых. Также здесь собраны некоторые примеры нападок модернистов, сплотившихся вокруг «Правмира», на Церковь. Некоторые из них уже дошли до того, что объявили опасным посещение православных богослужений и обвинили членов Церкви в зомбировании невоцерковленных россиян.

Две тысячи лет назад Христос создал Церковь и снабдил ее Своим учением, в котором содержится истина. Когда воцерковленный человек принимает ложные воззрения, противоречащие этому учению, он отпадает от Церкви — иногда даже невидимым для него самого и его окружения образом.

Духовник «Правмира» обличил святых

Осенью 2017 года духовный руководитель «Правмира» протоиерей Александр Ильяшенко вступил, возможно, сам того не понимая, в заочную полемику со святыми и обвинил их в извращенном понимании христианства, людоедской логике и даже в расхристанной жизни. Статья с его высказываниями озаглавлена уже вызывающе: «Мучиться от боли, чтобы искупить грехи — людоедская логика» (http://www.pravmir.ru/muchitsya-ot-boli-chtobyi-iskupit-grehi-lyudoedskaya-logika/). Те положения, которые в ней выдвигаются, можно опровергнуть при помощи огромного количества цитат из книг святых разных веков.

Например, отец Александр говорит:

«Подчас приходится слышать мнение, будто люди должны страдать и мучиться от боли, якобы таким образом искупая свои грехи. Согласиться с таким мнением нельзя, тем более странно слышать такое утверждение от верующего человека».

Святые не подразделяли болезни на болезни с сильной болью и болезни с чиханием, зудом или кашлем. То есть они говорили обо всех без исключениях болезнях, что они полезны, так как благодаря болезням человек может очиститься от грехов. Например, преподобный Иоанн Лествичник писал: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». А преподобный Макарий Оптинский говорил: «Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом: ими и грехи очищаются, и от страстей избавляются».

Вот здесь протоиерей Александр Ильяшенко обвиняет святых в людоедской логике:

«Из этой странной мысли вытекает еще более странное следствие, что святые чудотворцы, которые исцеляли людей, трудились зря и чуть ли не против воли Божией. Ведь пусть лучше страждущие страдают и умирают в страданиях. Какая-то людоедская логика».

Тут отец Александр делает вид, как будто он не знает, что у Бога Свои планы в отношении каждого человека: одного Он хочет исцелить чудесным образом, другого — с помощью врачей и лекарств, а третьего не хочет исцелить никогда. И праведный Иоанн Кронштадтский, через которого Бог исцелял чудесным образом многих больных, как минимум одному человеку писал, чтобы тот терпел сильные боли: «И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение, в волю наказующего тебя Господа, не теряя веру в благость Божию, не падая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему, — и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик».

А вот здесь протоиерей Александр Ильяшенко говорит, что у святых было извращенное понимание сути христианства:

«Смотреть на страдающего человека и говорить: «Это тебе по твоим грехам» — это, мне кажется, верх гордости, неразумия, жестокости, бездарности и бессердечия. Какое-то крайне извращенное понимание сути христианства».

А святые так и говорили, но, может быть, и не так в лоб. Например, святитель Феофан Затворник писал одному человеку: «Болезнь! Что делать? Терпите и Бога благодарите, говоря в себе: «Эта болезнь грех ради моих великих и неисчетных»».

Приведем и такое высказывание отца Александра, противоречащее тому, чему учат святые:

«То, что среди православных есть те, кто утверждает, будто болезнь дается грешным людям в наказание, чтобы те духовно очистились, так это наша, священническая, недоработка. Да еще сложились такие вот искаженные представления из-за многих, многих лет расхристанной жизни».

Про эвтаназию

В статье «Эвтаназия: право на смерть или крик о помощи?» (http://www.pravmir.ru/evtanaziya-est-pravo-zhit-no-est-li-pravo-umeret/) оправдывается эвтаназия, которая была однозначно осуждена в Основах социальной концепции РПЦ как убийство со стороны врача и самоубийство со стороны пациента.

В этой статье «Правмира» иеромонах Феодорит (Сеньчуков) говорит, что Церковь относится с пастырским снисхождением к самоубийцам, которые убили себя из-за тяжелых жизненных обстоятельств и что он верит в то, что Господь помилует этих самоубийц, и думает, что Бог, возможно, помилует и врачей-убийц:

«Другое дело, отмечает иеромонах Феодорит, что Церковь с пастырским снисхождением относится к грешникам, совершившим свой грех из-за невозможности противостоять внешним обстоятельствам: «Поэтому мы верим, что человек, возжелавший эвтаназии по причине тяжкой нестерпимой неизлечимой болезни, мучительных некупируемых болей, будет Господом помилован. Возможно, что врач, совершающий этот акт из милосердия, также будет прощен»».

Слова иеромонаха Феодорита просто чудовищны и могут пополнить ад новыми душами самоубийц. Я никогда раньше ничего подобного не читала и не слышала. Только тот человек не приравнивается к самоубийцам, который наложил на себя руки бессознательно, в припадке тяжелой психической болезни, когда он не соображал, что делает. Все остальные наложившие на себя руки люди лишаются отпевания. По учению Церкви, какая бы тяжкая обида ни была нанесена человеку и какие бы тяжелые боли он ни испытывал, он не в праве убивать себя — он должен выпить до дна чашу скорбей, подаваемую ему Господом для его же блага. И никто из святых отцов и подвижников благочестия никогда не говорил, что существует убийство из милосердия, которое Бог может простить за то, что у убийцы были милосердные цели. Когда Бог увидит, что у человека больше нет сил терпеть боль, Он Сам разрешит его душу от тела.

Православное богослужение объявляется опасным

Психолог Наталия Скуратовская, которая позиционирует себя православным и давно воцерковленным человеком, доходит до того, что называет опасным для людей, которые только начали ходить в храм, чтение Псалтири и посещение богослужений. В статье «Когда с батюшкой мечты неуютно» (http://www.pravmir.ru/natalya-skuratovskaya-kogda-s-batyushkoy-mechtyi-neuyutno-video/), составленной по выступлению этой женщины, во время которого она клеветнически обвиняет православных в манипуляциях, приводятся такие слова:

«Теперь о специальных техниках. Конечно, цинично было бы причислить все наше богослужение к этим техникам, но есть специальные практики, когда людей, к тому не подготовленных, не монашествующих, благословляют по четкам 500 «Богородиц» в день читать или благословляют что-то читать, чего они не понимают, например, неофита по-церковнославянски читать Псалтирь. Когда вместо молитвы у нас это странное вербальное занятие — произнесение непонятных звуков, то это именно мыслетормозящая техника, которая просто отупляет и отключает сознание человека, причем всерьез и надолго. К сожалению, для некоторых людей, если богослужение невнятное, если возгласы все непонятные, если на слух человек плохо понимает церковнославянский, такой мыслетормозящей техникой может стать и все богослужение. Человек приходит в храм и входит в транс, привыкая к этому состоянию, потихоньку отучается думать».

Еще никому чтение Псалтири и православное богослужение не нанесли вреда, и ничья мысль от этого не затормозилась. И ни я, и никто из моих знакомых никогда в трансе в храме не был. Фактически в этой статье Скуратовская приравнивает православных христиан к сектантам, которые психологически обрабатывают поступивших к ним новичков. Она там даже употребляет такие термины, как «зазомбировать» и «адепты».

Про колдовство

Священник Александр Пикалев в своем интервью «Земля на пороге и нож в дверном косяке» (http://www.pravmir.ru/zemelka-na-poroge-i-nozh-v-dvernom-kosyake1/) утверждает, что не существует никакого колдовства, а колдуны и экстрасенсы — это простые шарлатаны. По мнению иерея Александра Пикалева, человек повреждается от порчи следующим образом: гражданин, верящий в колдовство, видит землю на своем пороге, думает, что на него наслали порчу, из-за этого у него появляется стресс и от стресса человек заболевает.

Но дело в том, что Церковь признает наличие колдовства, и признает, что колдуны могут очень сильно вредить людям. С волхвами боролись древние святые, и некоторые святые убивали их. О том, что могут делать колдуны, говорится в книге святителя Димитрия Ростовского «Жития святых» в житиях священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Льва, епископа Катанского, первоверховного апостола Петра, апостола Иоанна Богослова, преподобного Макария Великого. И известная всем блаженная Матрона Московская боролась со слугами сатаны. Про то, что творят колдуны, современными священниками написано достаточное количество книг — например, книга игумена Ефрема (Виноградова-Лакербая), печатающегося под псевдонимом Игумен N, «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны».

А высказывания иерея Александра Пикалева вредны тем, что люди, пострадавшие от слуг сатаны и поверившие этому священнику, вместо того, чтобы побежать в Церковь, где их могут избавить от колдовского воздействия, будут страдать в гордом одиночестве. И неизвестно еще, к каким трагедиям эти страдания могут привести.

Про Таинства Церкви и благодать священства

В том же интервью священник Александр Пикалев говорит и более чудовищные вещи:

«Магическое мышление — это вера в то, что если ты правильно произнес какие-то слова, совершил правильные действия, то сам обряд как таковой обязывает потусторонние силы совершить то или иное действие. Если христианин, например, верит, что сам факт накрытия его епитрахилью и прочтения разрешительной молитвы на исповеди избавляет его от грехов (а не факт его покаяния), то такой человек является носителем магического мышления: он верит в таинства, как верят в колдовство, в то, что таинство имеет автоматический результат».

Священник Александр Пикалев тут при помощи словесной эквилибристики извращает суть дела и обзывает настоящих православных людей, верящих в действенность церковных Таинств, носителями магического мышления. Да, мы верим в то, что когда священник во время Таинства накрывает наши головы епитрахилью и читает разрешительную молитву, то с нас снимаются исповеданные нами грехи. При чтении разрешительной молитвы священник говорит: «И аз, недостойный иерей, Его властию мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». А Господь наш Иисус Христос сказал Своим апостолам, а вместе с тем и всем их преемникам по священству: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Не знаю, почему священник Александр Пикалев не верит Богу. И его выражение «потусторонние силы» в данном контексте — это просто какое-то безобразие, граничащее с богохульством.

Мы, православные христиане, кстати, и во многое другое верим. Например, мы верим, что когда священник на водосвятном молебне вычитывает положенные молитвы и совершает положенные действия, то вода освящается, даже если этот молебен совершается недостойным священником в тюрьме в присутствии убийц и воров. И мы знаем на своем опыте, что вода, освященная на крещенских водосвятных молебнах, никогда не портится. А автор «Правмира» обвиняет нас за это в магическом мышлении.

Дальше — больше. Иерей Александр Пикалев отрицает и благодать священства. Он говорит:

«Есть такое расхожее мнение, что при рукоположении священник получает некие особые магические права: право крестить, право прощать грехи, право совершать службы. Но на самом деле у священника нет особых прав по сравнению с мирянином, у него есть особые обязанности: служить, выслушивать исповеди, крестить. А когда священник начинает думать про себя как носителя сверхспособностей: батюшка руки вверх поднял — все грехи с него упали, то он сам попадает в бедственное положение».

Тут тоже есть словесная эквилибристика — благодать священства называется магическими правами и сверхспособностями. В Православном Катехизисе святителя Филарета Московского мы читаем про то, что священник в Таинстве священства получает особую благодать: «В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств».

Из слов иерея Александра Пикалева можно сделать вывод, что и обычный человек может совершать Таинства. Однако это не так. Таинства будут действительны только в том случае, если их совершит священник, не запрещенный в служении. Есть лишь одно исключение — в случае смертельной опасности любой крещеный человек может крестить умирающего, произнеся определенную формулу. Если же умирающий выживет, то священник должен довершить таинство Крещения таинством Миропомазания.

Побуждение к теплохладности

Очень часто через статьи «Правмира» читателей побуждают к теплохладности: им говорят, что люди специально приходят не к началу литургии, что на литургии скучно (заголовок: «Почему мы скучаем на литургии»; http://www.pravmir.ru/pochemu-myi-skuchaem-na-liturgii/) и прочее. А между тем, есть такой пропагандистский прием: надо говорить, что большинство людей делает что-то, и тогда натуры податливые тоже будут это делать. Теплохладность очень опасна. В Апокалипсисе Господь Иисус Христос говорит, что извергнет всех теплохладных христиан.

Более того, через сайт «Правмира» людям говорят, что быть ревностным христианином вредно. Например, психолог Екатерина Бурмистрова заявила в интервью («Самодельный крест православной семьи»; http://www.pravmir.ru/samodelnyiy-krest-pravoslavnoy-semi1/):

«Сложно бывает в ситуации воцерковления и многодетности на этом фоне в случае, когда супруги отрезают себя от привычных впечатлений культуры, от всех развлечений, от всех общений, которые выходят за рамки их «церковности». Они лишаются дополнительных источников супружества. Это приводит к душевному обезвоживанию. Когда угар неофитства проходит, выявляется очень сложная ситуация: все удовольствия от себя люди отрезали, не по разуму, что называется, совместно перестали ходить в театр, например, или к друзьям. А взамен ничего другого не появилось, кроме труда».

Не буду долго объяснять от себя, почему это высказывание в корне неверно. Скажу только, что у настоящих христиан «угар неофитства» по-бурмистровски (так, возможно, выражаются и бесы на своих сходках), или ревность по Богу по-святоотечески, не проходит в течении десятилетий — до самой их смерти, и что православные семьи скрепляются не театрами, а Богом.

Лучше процитирую святителя Луку Крымского, который вел людей не в адову бездну, а в рай. «Были величайшие христианские подвижники, которые всю жизнь проводили в неустанной молитве и посте… Так ли живут сейчас люди?… Нет, мы заняты домашними и служебными делами, погоней за почестями, за обеспеченной жизнью, а запросы духа нам чужды. Люди не только не ищут собранности души, а напротив, стремятся заглушить все беспокойные запросы духа, ищут рассеянности: толпами идут в кино, предаются пошлым развлечениям. Они не выносят одиночества, им всегда нужно общество пустых людей, подобных им, с которыми они тратят время в развлечениях, болтовне и сквернословии, картежных играх, — и тем отвлекают свои сердца и мысли от самого высшего», — сказал святитель Лука Крымский в своей проповеди в 1944 году. То есть тут святой осуждает то, к чему призывает Бурмистрова.

Клевета на православных

Клевета на православных в «Правмире» многообразна: смешивают с грязью и монахов, и священников, и мирян. Есть и виртуозы своего дела.

«Вы замечали, что мужчина, начинающий ходить в церковь, как-то незаметно «обабливается»? Некоторые отпускают длинные волосы, становятся рыхлыми в теле и характере, нерешительными, вялыми, слезливо-сентиментальными».

Я лично обабившихся мужчин в Церкви никогда не видела — ни среди прихожан, ни среди певчих, ни среди алтарников. Если кто-то из авторов «Правмира» где-то и увидел обабившегося православного или высокомерного священника, то к чему вытаскивать из разных углов единичные случаи перекосов и недостатков, выставлять их на обозрение многомиллионной аудитории, а то еще и подробно расписывать? С теми явлениями, которые описывают такие авторы, столкнутся, как говорится, три с половиной калеки. К тому же Церковь была создана Христом не для того, чтобы из ее членов делали посмешищ и тем отпугивали от Церкви тех, кто еще только присматривается к православию, а для спасения через нее людей.

Есть и еще один момент. Конечно, могут быть какие-то неприятные моменты в общении между всеми православными. Но люди в этом каются на исповеди, Господь их прощает и дает силы бороться с грехом, и со временем православные исправляются. Нормальный человек, приходя в Церковь, не копается в грехах других прихожан, а стремится к Богу, и проявление чужих немощей, по совету святых отцов, использует себе во благо — например, для развития терпения. Если же рассматривать под лупой, кто тебе что сказал у подсвечника, а потом еще бежать в «Правмир» и говорить, что раз мне сказали грубое слово у подсвечника, то давайте напишем статью о том, что церковные бабки изгоняют неофитов из храмов, то навредишь этим только себе и аудитории «Правмира». А та бабка к моменту выхода статьи уже давно на исповеди покаялась, Господь ее простил, и она уже пятерым мальчишкам, пришедшим в храм, раздала по две конфетки.

Проект «Матроны» — путь в ад

С сайта «Правмира» можно перейти на сайт проекта этого портала «Матроны». Здесь отношения между мужчиной и женщиной разбираются не с позиций православных христиан, а с позиций мiра сего, лежащего во зле. Верх того, что я увидела на этом сайте — это статья «Кто молодец? Я молодец!» (http://www.matrony.ru/kto-molodets-ya-molodets/). В ней читательниц побуждают хвалить себя: «Благодарность себе, признание собственных заслуг помогают нам расти дальше. Когда мы гордимся результатами своего труда, нам намного легче браться за новые задачи и проекты, и они лучше у нас получаются».

Эта статья — полное нарушение основополагающих принципов христианства и восстание против слов Господа нашего Иисуса Христа. В Евангелии приводятся слова Христа о том, что «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11).

Святые не только не хвалили себя, но они бегали похвал, некоторые из них даже плохо относились к тем, кто их хвалил. Потому что, как учили отцы, человек не может без вреда для себя слышать похвалы. От них у человека возникают страшные страсти — гордость и тщеславие. И если сам будешь хвалить себя и гордиться, то этим будешь взращивать свою гордость, которая потом уведет тебя навеки в адскую бездну. А Своим детям Бог не дает долго гордиться — за приступы гордости Он посылает им через окружающих унижения и оскорбления.

Портал «Правмир» — проводник церковного модернизма

Люди, объединившиеся вокруг этого портала, — это не какие-то маргиналы, у которых нет соратников за пределами их тесного кружка. Это представители новой, страшной либеральной идеологии — церковного модернизма. Вот как архимандрит Рафаил (Карелин) говорит о том, что такое церковный модернизм: «Модернизм является продолжением и новым этапом обновленчества — антицерковного авангардистского учения, возникшего на волне революции в первой половине прошлого столетия. Тогда обновленчество представляло собой преимущественно экклесиологическую ересь, стремящуюся извратить и разрушить канонические основы, иерархическую систему и богослужебный устав и сразу же проявило себя как мятеж и раскол Церкви. Поэтому границы между обновленчеством и православным традиционализмом были довольно ясно очерчены. Теперь модернизм действует более осторожно, планомерно и последовательно, без крикливых лозунгов и эксцессов, но диапазон его борьбы стал значительно шире. Модернизм делает глубокий подкоп под православную догматику, и, что самое опасное, выступая против Православия, старается говорить от имени православия».

Преподобный Анатолий Оптинский (Потапов), умерший в 1922 году, вот что пророчески сказал про церковных модернистов: «От того ереси распространятся всюду и прельстят многих. Враг рода человеческого будет действовать хитростью, чтобы, если возможно, склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы Святой Троицы, Божества Иисуса Христа и достоинства Богородицы, а незаметно станет искажать переданные Св. Отцами от Духа Святаго учение Церкви, и самый дух его и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни». В конце концов все это, по словам преподобного Анатолия, приведет к тому, что еретики захватят власть в Церкви и откроют гонение на истинных христиан.

А то, что на сайте «Правмира» наряду с антиправославными статьями публикуются и православные статьи, не должно никого удивлять — еретики никогда полностью не искажали учение Церкви, они делали это лишь частично, чтобы соблазнить в ересь большее число православных.