Православная Турция

Часто, когда говорят о религии и Турции, возникает лёгкое замешательство. Ведь многие знают, что Турция – это мусульманская страна. Однако веселье Анталийских курортов, женщины, успешно занимающиеся карьерой, относительно свободное проявление нежных чувств на улицах городов никак не вяжутся с привычным нам образом мусульманского государства. Какую же религию исповедуют в Турции?

Какая религия является официальной в Турции?

В 1928 году основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк подписал указ, которым отделил государство от религии. Таким образом, Турция стала первой мусульманской страной, в которой религиозные общины не имеют права участвовать в политической жизни страны. Кроме того, в Турции каждому жителю гарантирована свобода вероисповедания. Несмотря на это, сила традиций велика, и в настоящий момент 96% населения Турецкой Республики исповедует ислам.

Ислам в Турции.

Введённый в 1928 году принцип светскости существует и до сих пор, однако с 1970-х годов в стране наметился обратный курс на муслимизацию страны. Несмотря на то, что законы шариата в Турции не действуют, сейчас большое внимание уделяется строительству новых мечетей (их уже более 78 тысяч), открытию специализированных мусульманских школ, развитию курсов по изучению Корана. Так же, хотя в Турции и нет закона, предписывающего женщине одеваться определённым образом, всё же большое число женщин предпочитают носить традиционные мусульманские закрытые одежды.

Ислам и туризм в Турции.

Несмотря на это, в курортных зонах и крупных городах всё ещё царит свобода нравов. Хотя ислам запрещает употребление алкоголя, почти все известные спиртные напитки находятся в Турции в открытой продаже. Так же здесь всегда открыты для посещений различные бары, рестораны, ночные дискотеки, часто организуются концерты звёзд эстрады.

Ещё во времена Османской Империи турки были известны своей терпимостью к иным вероисповеданиям. Именно поэтому и сегодня в Турции к другим религиям относятся достаточно спокойно. Однако, находясь на территории мусульманского государства, следует с уважением относиться к его обычаям и традициям. Так, в деревнях или городах, далёких от туризма, лучше выбирать более закрытую одежду, не увлекаться алкоголем, не разглядывать чужих женщин и мужчин.

Какие религии исповедуют на территории Турции?

Сегодня помимо ислама в Турции свободно исповедуют христианство (0,6% населения) и иудаизм (0,1%), а на юго-востоке можно встретить деревни езидов, которые исповедуют собственную синкретическую религию.

Поделиться записью

Христианство в Турции — Christianity in Turkey

турецкие христиане

Türkiye Hristiyanları

общая численность населения

оц. 200,000-320,000

Языки

Греческий , койне греческий , турецкий , армянский , сирийский , арабский , английский

религия

Христианство ( католическая церковь , Восточная Православная Церковь , Восточное православие , Греческая православная церковь Антиохии , сирийская православная церковь , протестантский )

Родственные этнические группы

Армяне Турции и криптоармяне , турецкие греки , турки , турецкие ассирийцы , турецкие грузины , турецкие русские , турецкие арабы ,

Религия в Турции

Секуляризм в Турции

Незначительные религии

Безверие в Турции

Христианство по стране

Полный список

Греко-православные мегаполисы в Малой Азии , гр. 1880.

Христианство в Турции имеет длинную историю , начиная с эрой первого века. В наше время процент христиан в Турции сократилась с 20-25 процентов в 1914 году до 3-5,5 процента в 1927 году до 0,3-0,4% в настоящее время примерно переводя 200,000-320,000 преданных. Это было связано с событиями , которые оказали значительное влияние на демографическую структуру страны, такие , как первой мировой войны , геноцид Syriacs, ассирийской, греков, армян и халдеев в обмене населением между Грецией и Турцией , и эмиграция христиан ( такие , как ассирийцы , греки , армяне и т.д.) в страны дальнего зарубежья ( в основном в Европе и Америке) , которые фактически начались в конце 19 — го века и накопленной темп в первой четверти 20 — го века, особенно во время первой мировой войны . На сегодняшний день существует более чем 200,000-320,000 люди разных христианских конфессий , что составляет примерно 0,3-0.4 процентов населения Турции, в том числе примерно 80,000 восточных православных , 35.000 католиков , 18.000 Антиохийской греков , 5000 православных греков и 8000 протестантов . Существует также небольшая группа этнических православно-христианских турок ( в основном проживающих в Стамбуле или Измире) , которые следуют греческой православному или сирийским православному храму и дополнительно протестантские турки , которых до сих пор сталкивается с трудностями , даже если они из недавнего мусульманского турецкого происхождения (а не этнических меньшинства) , которые не имеют исторические претензии к церкви или собственности в стране. Есть также этнические турецкие протестанты насчитывающих 7000-8000. В настоящее время 236 церквей открыты для поклонения в Турции. Восточная православная церковь была размещена в Константинополе с 4 — го века.

Категория:Турция

Ту́рция (тур. Türkiye), официально Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) — государство, расположенное главным образом в Юго-Западной Азии, а частично (около 3 % территории, 20 % населения) — в Юго-Восточной Европе (Восточная Фракия). Образовалось в 1923 году в результате раздела Османской империи после её поражения в Первой мировой войне и последовавшей национально-освободительной войны турецкого народа, упразднения монархии и превращения территории с преобладанием турецкого этноса в турецкое национальное государство. Государственный язык — турецкий.

Крупнейшие города

  • Стамбул
  • Анкара
  • Измир
  • Бурса
  • Адана
  • Анталья
  • Конья

Православие в Турции

Христианство (а после церковного 1054 года и собственно православие) — основная религия на территории современной Турции в III-ХV веках. Бывшее до XX века значительным православное меньшинство (греки, а также арабы) с 1920-х годов претерпело резкое сокращение и ныне сохраняется в Стамбуле и островах. Вся территория Турции находится в пределах церковной юрисдикции Константинопольского патриархата (Хатай прежде входил в Антиохийский патриархат).

История

В регионе, ставшем впоследствии территорией Турции, в I и II веках проповедовал ряд апостолов и мужей апостольских, в частности Андрей Первозванный, который почитается как основатель Константинопольской церкви; здесь проходили заседания всех церковных соборов, признаваемых в православии вселенскими. Согласно новозаветной книге Деяния (11:26), впервые именование христиан в отношении последователей Христа было применено в Антиохии (ныне Турция, близ города Антакья).

К началу ХХ века в Малой Азии, равно как и в Восточной Фракии уже преобладали мусульмане, хотя православное большинство (71 %) сохранилось в районе Айдына (г. Смирна/современный Измир) и Трапезунда (Трабзона); православные также составляли значительное меньшинство населения Константинополя (столицы Османской империи).

По условиям греко-турецкого обмена населением 1923 года православные греки обязаны были покинуть Турцию, а мусульмане — Грецию; исключения составляли мусульмане Западной Фракии в Греции, с одной стороны, и православные греки в Константинополе — с другой. Бо́льшая часть последних покинула страну после погрома 1955 года.

Современное положение

На 2011 год по оценкам некоторых исследователей число православных в Турции составляет 0,008 % от численности населения страны (т. е около 5897 человек).

На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется 5 епархий Константинопольской Православной Церкви:

  1. Константинопольская архиепископия, возглавляемая Патриархом: Стамбул и окрестности;
  2. Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
  3. Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
  4. Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
  5. Деркская митрополия.

Святые

  • св. ап. Павел
  • св. ап. и ев. Иоанн Богослов
  • св. ап. Филипп
  • св. свт. Николай Мирликийский
  • св. прав. Иоанн Русский
  • св. прп. Феодор Студит

Святыни

СТАМБУЛ (КОНСТАНТИНОПОЛЬ).

Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца Константинопольской Православной Церкви. Мощи и икона:

Монастырь Богоматери Балыклы Константинопольской Православной Церкви:

  • икона Божией Матери «Живоносный Источник»,
  • икона Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы».

РУИНЫ ЕФЕСА. Разрушенный храм Св. Иоанна Богослова:

  • могила ап. Иоанна Богослова.

ДРЕВНИЙ ИЕРАПОЛИС (Памуккале):

  • гробница ап. Филиппа, обнаруженная в 2011 году

Святые места и храмы

  • Влахернская церковь
  • Собор святой Софии (Стамбул)
  • Храм святой Ирины (Стамбул)
  • Студийский монастырь (Стамбул)
  • Церковь святых Сергия и Вакха (Стамбул)
  • Церковь Божией Матери Паммакаристос (Стамбул)
  • Пещерные поселения исторической области Каппадокия
  • Дом, где жил святой Иоанн Русский (город Югрюп)
  • Храм святых Константина и Елены (Мустафапаша)
  • Миры Ликийские
  • Древний Иераполис / Памуккале (место проповеди и кончины ап. Филиппа)
  • Могила ап. Иоанна Богослова (Эфес)
  • Грот семи эфесских отроков
  • Древний театр — место бичевания ап. Павла
  • Храм святой Софии, где проходил Первый Вселенский собор (Никея)
  • Церковь монастыря Спасителя в Хоре
  • Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • Живоносный Источник Пресвятой Богородицы и храм в Балыклы
  • Болгарская церковь святого Стефана (Стамбул)
  • Мидикийский монастырь в Зейтинбагы
  • Монастырь Панагия Сумела на скале Трабзона
  • Бывший храм на месте первоначального погребения свт. Николая (Демре)

Монастыри

  • Монастырь Святой Троицы на острове Хейбелиада (действующий)

Видео

Ссылки

  • Ефес и Иераполь. Фоторассказ о. Константина Пархоменко
  • Святыни Малой Азии: Стамбул
  • Святыни Малой Азии: Стамбул (часть 2)
  • Святыни Малой Азии: Миры Ликийские и Памуккале (гробница апостола Филиппа)
  • Святыни Малой Азии: Каппадокия
  • Святыни Малой Азии: Каппадокия (часть 2)
  • Православные храмы Турции
  • На берегах Босфора, часть 1. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
  • На берегах Босфора, часть 2. Фотоотчет (священник Филипп Парфенов)
  • Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы по прозвищу Маленького
  • Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть I
  • Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть II
  • Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть III
  • Странствия Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть IV

Турция, которую мы не знаем

Неизведанная Турция. История этой страны тесно связана с летописью православной Церкви. Некогда забытые, занесенные песками христианские святыни снова притягивают многочисленные группы паломников. Возможность побывать в местах, где некогда проповедовали сами апостолы, появилась и у наших соотечественников.

Каппадокийский пейзаж: причудливые узоры, сложившиеся под многовековым воздействием ветров и дождей

Пляжная Турция с рекламных туристических буклетов. Такой предстает страна только на первый взгляд. Ведь бывшая Османская империя — это территория древнейшей христианской цивилизации, Византии. С этой землей прочно связана жизнь и история Церкви с самых первых веков ее существования. Здесь жили и проповедовали святые апостолы Петр, Павел, Иоанн, Филипп, Андрей, а их последователи сформировали крупнейшие христианские общины. В древнем городе Миры Ликийские служил епископом и совершал чудеса святитель Николай Чудотворец. Именно здесь жили такие христианские святые, как Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Малая Азия — родина великомучеников Георгия, Пантелеимона, мученика Иоанна Русского, особо почитаемого Греческой церковью.

Один из пещерных храмов, представляющий интерес и для археологов, и для паломников

Но когда мы говорим о православной Турции, то подразумеваем не только духовное наследие, связанное с историей Церкви. Здесь находятся и материальные свидетельства давно ушедшего времени. И с этой точки зрения, прежде всего, представляют интерес пещерные храмы Каппадокии.

Один из храмов, построенных теми, кто укрывался от гонений римских императоров. Церковь (впрочем, как и жилище) вырубалась в скалах из очень мягкого камня, который хорошо поддавался обработке и после взаимодействия с воздухом затвердевал

Это удивительный край, расположенный в самом центре современной Турции. Когда-то, миллионы лет назад, здесь кипела вулканическая деятельность: миллиарды тонн пепла, лавы и глины обрушились на землю. Время, дожди и ветра за последующие тысячелетия сформировали уникальный пейзаж. А пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, стали идеальным местом для отшельнического скита, стены и своды которого украшали разноцветными фресками.

Фреска в храме Святого Онуфрия, на которой изображены святые великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат

Сейчас невозможно установить доподлинно, в честь какого святого был освящен тот или иной храм. В путеводителях они носят причудливые имена, рожденные фантазией местных жителей. «Змеиная церковь» называется так потому, что на ее фресках запечатлены великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат в образе воинов, поражающих большого змия. Название «Церковь с сандалиями» происходит от двух выемок в форме человеческих ног, находящихся внутри храма у входа. А в «Темной церкви» действительно царит полумрак, потому что в ней нет ни одного окошка. Но турецкие гиды, наделяя церковь тем или иным прозвищем, не говорят ничего о ее прошлом потому, что эти древнейшие христианские храмы пятьсот лет были практически занесены песком.

Храм святой Софии в Стамбуле. Долгое время служил мечетью, а потом был закрыт. Сейчас действует как музей

И это неудивительно, ведь история этих мест складывалась драматично: сменялись правители, страна переживала войны. В результате население изменялось не только количественно, но и «качественно»: после Первой мировой войны произошел принудительный обмен населением между нынешними Турцией и Грецией. В результате чего во многих регионах греческого населения совсем не осталось. Сегодня численность христиан на этой территории, некогда христианской по преимуществу, составляет лишь 0,2% населения. Следствием этого стало медленное угасание духовной жизни там, где когда-то жили первые христиане. Но во многом благодаря русским паломникам интерес к христианским святыням на турецкой территории возродился.

Римский амфитеатр. Руководитель паломнической группы м. Евгения читает молитвенное правило

Потому нужно ли говорить, что материальные и духовные памятники, связанные с Православием, представляют сейчас интерес не только для ученых. И такой «туризм» приносит пользу не только самим приезжающим, но и местному населению, которое начинает интересоваться истоками собственной светской и религиозной культуры. А по мере того как растет интерес к турецким святыням, оживляется жизнь в той же Каппадокии.

Город Эфес: знаменит тем, что здесь проходили Вселенские соборы, проповедовали Иоанн Богослов и апостол Павел. На снимке — церковь, возведенная на том месте, где жила Богородица

И один из результатов этого — договоренность между Константинопольской Православной Церковью, Русской Православной Церковью и турецкими властями. Православные паломнические группы получили возможность совершать Божественные литургии и молебны в древних византийских храмах. В их числе церкви в Мирах Ликийских, Эфесе, Каппадокии, Тарсе, Антиохии Сирийской, которые сегодня имеют статус музея. Поэтому присутствие паломников в этих местах — это, быть может, единственный способ сохранить о них память и не допустить, чтобы вера Христова исчезла там, где проповедовали сами апостолы. Ведь если прекратится паломничество в Турцию, то может последовать постепенное разрушение и забвение этих святынь.

Курьез из современной жизни. Ограждение перед иконной лавкой, где пишутся образы по византийской традиции

.
.

Фото Владимира ЕШТОКИНА