Православие в Китае

Категория:Китай

Кита́й (кит. трад. 中國, упр. 中国, пиньинь: Zhōngguó), официальное название — Кита́йская Наро́дная Респу́блика (кит. трад. 中華人民共和國, упр. 中华人民共和国, пиньинь: Zhōnghuá Rénmín Gònghéguó, палл.: Чжунхуа Жэньминь Гунхэго) — социалистическое (коммунистическое) государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,35 млрд, большинство населения — этнические китайцы, самоназвание — хань); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

Крупнейшие города

  • Чунцин
  • Шанхай
  • Пекин
  • Тяньцзинь
  • Гуанчжоу

Православие в Китае

Правосла́вие в Кита́е — история распространения и положение православия в Китае. На данный момент о распространении православного вероучения среди жителей Китая можно говорить лишь относительно, хотя его история в Китае судя по всему началась ещё в первые века нашей эры, а представители русской православной традиции на территории Китая присутствуют как минимум с ордынских времён, когда русские служили в гарнизоне одной из ордынских столиц — Ханбалыка, будущего Пекина. С XVII века присутствие православных, пусть и в незначительном количестве становится постоянным, преимущественно в пограничных регионах империи — в виде военнопленных, послов и купцов.

Современная история православия в Китае началась в конце XVII века, когда пленённые в 1684 году китайской армией казаки крепости Албазин во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезены в Пекин и основали там русскую общину. Для их окормления, а также для развития российско-китайский отношений в Пекине в 1712 году была основана Русская духовная миссия.

Образованная в 1956 году решением Священного Синода Московского Патриархата Китайская Автономная Православная Церковь в конце 1960-х годов практически прекратила своё видимое существование и де-юре не восстановлена до сего времени, хотя Московский Патриархат продолжает считать её существующей.

По данным митрополита Илариона (Алфеева) в Китае насчитывается до 15 тысяч православных.

Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян.

Возникновение христианства в Китае

Согласно преданиям, христианство было проповедано в Китае ещё апостолом Фомой, однако подтверждённая история христианства в Китае начинается со времён династии Тан (VII в.), когда в Китай прибыли проповедники-несториане. Первыми европейскими христианскими миссионерами в Китае были францисканцы (XII—XIV вв.), а в XVI веке в Китай прибыли иезуиты, за сто лет создавшие в Китае мощную церковную организацию, имевшую огромное влияние при императорском дворе.

Албазинцы

После сдачи Аблазинского острога 26 июня часть казаков (45-50 человек) с семьями были уведены в Пекин, где по указанию императора им был отведён для постоянного проживания участок земли на северо-восточной окраине Пекина, близ крепостной стены. Из албазинцев была составлена особая императорская рота — отряд «Знамени с жёлтой каймой». Несмотря на малочисленность, сильное влияние китайской среды и смешанные браки, потомки албазинцев сохранили православную веру. Во многом это стало возможно благодаря трудам российских духовных миссий, регулярно направлявшихся в Пекин с согласия китайского императора с 1713 года для окормления албазинцев.

Русская духовная миссия в Пекине

В XVII — середине XX века в Пекине действовала Русская духовная миссия. Она играла важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, была центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Из-за отсутствия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представителями российского правительства в Китае.

Палладий (Кафаров), Иакинф (Бичурин), Алексий (Виноградов) и другие члены миссии внесли большой вклад в изучения религий, языка, культуры и истории Китая.

В начале XX века в Китае началось строительство новых православных храмов: в 1900 году в Харбине был освящён Никольский собор, построенный из дерева в стиле русских шатровых церквей; были заложены церкви при станциях КВЖД (среди которых одной из первых была построена в 1901 году Сергиевская церковь в Имяньпо); приобретён участок и начато строительство подворья миссии с Благовещенским храмом в Харбине.

Восстание ихэтуаней и 222 мученика Китайской православной церкви

222 мученика Китайской православной церкви

Ихэтуаньское восстание 1900 года, разгромившее здания Пекинской Миссии и физически уничтожившее 222 православных китайца, нанесло сокрушительный удар в деле проповеди православия в Китае.

Тем не менее в 1900 году в Харбине было открыто Благовещенское подворье, а начиная с 1902 года деятельность Пекинской духовной миссии была не только восстановлена, но и получила дополнительное развитие — Начальник Миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был рукоположен в епископа, усилены материальные средства, выделяемые на Миссию (вместо прежних годовых 15 500 руб. назначены 30 000 руб.; кроме того единовременно от Святейшего Синода было выделено 150 000 руб. для восстановления разрушенного «боксерами» зданий и хозяйства).

В 1902 году вместе с епископом Иннокентием в Пекин прибыл новый состав духовной Миссии: 1 архимандрит, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона и 30 послушников.

Православие в годы Китайской республики

Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года, когда из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, нашедших убежище в Китае. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан.

Монастыри на территории Китая

До 1967 года в Китайской Православной Церкви действовало восемь монастырей, а также 2 скита. Все они в конце 1960-х годов прекратили своё существование и были разрушены в годы культурной революции.

  • Успенский мужской монастырь (Пекин)
  • Покровский женский монастырь (Пекин)
  • Крестовоздвиженский скит (в горах Си-шань близ Пекина)
  • Казанский мужской монастырь (Харбин)
  • Владимирский женский монастырь (Харбин)
  • Скорбященская женская община (Харбин)
  • Скорбященская мужская община (Харбин)
  • Табынско-Казанский женский монастырь (Какагаши, Дайрен)
  • Владимирский мужской монастырь (Трёхречье, северная Маньчжурия)

Положение после 1949 года

Ввиду политических обстоятельств, в 1954 году Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена. В её ведении к тому времени было более 100 храмов и молитвенных домов; всё её имущество было передано Китайской Народной Республике и посольству СССР. Бейгуань (Северное подворье), где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведённый в Пекине для нужд православной миссии, в 1985 году отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории посольства ветшали и сносились.

24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал разрешение на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Последний был рукоположён во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве.

После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии. В условиях начавшейся вскоре культурной революции внешняя жизнь КПЦ прекратилась.

Современное состояние

В 1986 году была открыта для богослужения Покровская церковь в Харбине, где служил единственный получивший государственную регистрацию православный священник-китаец — протоиерей Григорий Чжу.

31 января 1994 года вступило в силу Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР, позволяющее иностранным священнослужителям совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций при согласии Управления по делам религии при Госсовете КНР. В 1996 году Григорий Чжу получил антиминс и миро от Московской Патриархии и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году.

17 февраля 1997 года Священный Синод РПЦ постановил:

«Поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений».В сентябре 2000 года в Харбине скончался настоятель Покровского храма города Харбина отец Григорий Чжу, единственный православный священник, официально служивший в то время в Китае.

1 марта 2005 года вступили в силу новые «Положения о религиозных делах», которые расширили религиозную свободу китайских граждан.

9 марта 2008 года, в Неделю сыропустную, клирик РПЦ иерей Алексий Киселевич совершил богослужение в помещении Генерального консульства России в Шанхае, за которым молились и причащались Святых Тайн старейшие священнослужители Китайской Автономной Православной Церкви — иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. Последним были вручены награды РПЦ в связи с 50-летием со дня дарования автономии Китайской Православной Церкви.

Многократные попытки священника Михаила Ли добиться разрешения совершать богослужения не увенчались успехом, вследствие чего отец Михаил эмигрировал в Австралию, где служит в китайском приходе в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей.

Священный Синод Константинопольской Церкви в 2008 году объявил Китай территорией своей Гонконгской митрополии, включив также в её состав ряд стран Юго-Восточной Азии, что вызвало протест со стороны Русской православной церкви.

В конце 2000-х годов правительство КНР разрешило миссионерскую деятельность православных в Китае на условии, что все миссионеры будут китайцами по национальности.

30 августа 2009 года был освящён храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в городе Лабудалинь (Лабдарин) — центре уезда Аргунь-Юци городского округа Хулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия; освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван в сослужении настоятеля прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева. Открыт также Храм преподобного Сергия Радонежского в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун). В Гонконге служит священник Московского Патриархата Дионисий Поздняев, окормляющий приход во имя святых апостолов Петра и Павла.

13 октября 2009 года епископом Егорьевским Марком (Головковым) был освящён Успенский храм, восстановленный на территории российского посольства в Пекине.

В сентябре 2010 года делегация Государственного управления КНР по делам религий посетила Россию в качестве гостей Русской Православной Церкви и познакомилась с Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами для определения места обучения студентов из Китая.

6-7 декабря 2012 года в Гонконге прошли мероприятия, приуроченные к празднованию 300-летия присутствия в Китае Российской духовной миссии. В программе мероприятий — конференция, книжная ярмарка, круглый стол и праздничные богослужения.

С 10 по 15 мая 2013 года впервые в истории состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в Китай. Состоялись встречи Патриарха Кирилла с Председателем КНР Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР Ван Цзоанем. Предстоятель Русской православной церкви совершил божественную литургию на территории посольства России в Пекине, в Покровском храме Харбина и в здании бывшего собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае. Визит Патриарха показал особый уровень российско-китайских отношений в религиозной сфере и придал импульс дальнейшим шагам в процессе возрождения православия в КНР — рукоположению первых священников, а в перспективе регистрации Китайской автономной православной церкви.

Святые

  • 222 православных китайских мученика, убитых во время восстания ихэтуаней 7-11 июня 1900 г
  • св. свщмч. Павел Ван Вэнь-хэн
  • св. свщмч. Митрофан Цзи Чун
  • св. свщисп. Сергий Сребрянский
  • св. свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
  • св. свт. Иона Покровский

Храмы

Основные храмы Китая

Собор иконы Божией Матери «Споручница грешных» (Шанхай)

Архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на Православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов. В феврале 1933 г. архиепископ Симон скончался. Претворением его мечты в жизнь занялся епископ Виктор (Святин). Благодаря его энергии и воле, сооружение храма было начато несмотря на весьма скудные средства.

Закладка фундамента Кафедрального Собора «Пресвятой Богородицы Споручницы грешных» была совершена в мае 1933 г. На церемонии закладки Собора присутствовало более 1000 человек: общественные деятели русской эмиграции, члены французского муниципального Совета, руководители китайского города, много иностранцев.

Адрес: Китай, Шанхай, перекресток улиц Синьлэ-лу и Сянъянбэй-лу

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Пекин)

15 августа 1732 года в Пекине был освящен первый Успенский храм в составе Русской духовной миссии в Пекине, построенный в месте компактного проживания потомков пленных русских казаков-албазинцев. Он был разрушен в июне 1900 года в ходе восстания ихэтуаней.

Возрождающая Русская духовная миссия начала строительство храма Всех Святых мучеников, церкви во имя Серафима Саровского на русском кладбище в районе Аньдинмэнь (ныне парк Циньняньху), надвратной колокольни Миссии; для крестового архиерейского храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского перекладывалась Красная Фанза. Но так как строительство этих сооружения требовало времени, решили построить временную Успенскую церковь, вследствие чего поэтому её отличал лаконизм композиции, простота сочленений, простота форм и деталей, отсутствие вычурного убранства.

Адрес: КНР 100600 г. Пекин, ул. Дунчжимэнь Бэйчжунцзе, 4.

Телефон: + (86) 135 526 403 94 или + (86) 135 526 430 74

Сайт: www.orthodoxbj.com

Электронная почта: uspenie_pekin@yahoo.com

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Харбин)

Украинский приход с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы был основан в Харбине в 1922 году по благословению митрополита Харбинского и Маньчжурского Мефодия (Герасимова) и до 1930 года размещался в здании Украинского Дома в Харбине. После изъятия дома из ведения украинской общины, приход некоторое время арендовал подвальное помещение на Большом Проспекте.

В 1930 году земельное управление выделило общине участок на Старом кладбище Харбина, где находились захоронения русских воинов. Храм был заложен 1 июня 1930 года и построен в византийском стиле по проекту гражданского инженера Ю. П. Жданова на средства прихода и русских жителей Харбина. 14 декабря 1930 года храм был освящен митрополитом Мефодием в честь Покрова Пресвятой Богродицы.

Стоимость постройки составила 32 тысячи иен большую часть из которых приход получил в качестве займа.

Церковь была закрыта в годы культурной революции. В период оттепели реставрирована и открыта для богослужению.

Адрес: Китай, г. Харбин, 266, Дундачжи, р-н Нанган

Проезд: 13 автобус до остановки Yi DA Yi Yuan (для ориентира — на одном пятачке Православный, католический и протестантский храмы)

Видео

Ссылки

  • Православие в Китае
  • Китайская Автономная Православная Церковь
  • Святые отцы XIX–XX веков о Китае
  • Православие в Китае вчера, сегодня, завтра
  • Православие в Китае
  • Возрождение Православия в Китае
  • Китай: весна Православия
  • Православие в Китае. Stavroskrest
  • Христианство в Китае
  • Православие в Китае
  • Православие в Китае — часть первая
  • Православие в Китае — часть вторая
  • Православие в современном Китае
  • Чем непохожи друг на друга Китай и Южная Корея в плане христианской религии?
  • Потомки китайских казаков
  • Из Поднебесной возвратясь… Китайские надежды протоиерея Павла Великанова
  • Седьмой этаж, пропахший ладаном. Заметки о жизни и служении в Китае
  • Семь картинок, на которых улыбается мой малыш
  • Христос как Дао, и другие особенности Православия в Китае
  • Пасха в Китае
  • Православие за Великой Стеной
  • Варфоломеевская ночь… В Китае
  • Христос, вечное Дао
  • Миссия на Тайване имеет большие перспективы
  • Храмы Китайской Автономной Православной Церкви

Китай – страна, готовая к христианству

С юных лет я мечтал поехать в Китай и выучить язык этой прекрасной страны. Моя мечта сбылась – в Сретенской семинарии, где есть Китайский кабинет!..

Мое первое знакомство с Китаем состоялось еще в шесть лет. Очень часто после школы я приходил на работу к маме: она работала в музее им Н.А. Островского, который на тот момент тесно сотрудничал с Обществом российско-китайской дружбы. Постоянно проводились выставки, посвященные китайской живописи, приходили послы и просто интересные люди; бывал там и великий синолог и востоковед – покойный академик Титаренко. Еще в те, совсем юные, годы я мечтал попасть в Китай и учить язык этой прекрасной страны.

Прошло много лет, но лишь в семинарии мне удалось осуществить давнюю мечту: там я начал учить китайский! Вот уже пятнадцать лет в СДС (Сретенская Духовная Семинария) существует Китайский кабинет, возглавляемый почетным работником РАН, прекрасным преподавателем Ириной Борисовной Кульчицкой. Именно ее помощь и поддержка направила на путь, связанный с Китаем, многих известных ныне востоковедов; что уж говорить о священнослужителях, которые учились у нее китайскому языку. Удалось Ирине Борисовне направить и меня – ее любовь к Китаю передалась мне.

Вскоре после того, как я начал изучать китайский язык, меня постепенно стала захватывать «сеть» православных китаистов. Со временем удалось познакомиться и с поистине великим миссионером, синологом и прекрасным человеком – протоиереем Дионисием Поздняевым, настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге. Он был обрадован и удивлен наличию семинаристов, интересующихся Китаем и изучающих китайский язык, и пригласил меня в Гонконг на Пасху и на летнюю практику. Предваряя главную нить повествования, могу сказать, что это лето было самым интересным в моей жизни!

Первый клирик-китаец в РПЦ за последние 60 лет — отец Анатолий Кун

Запрещено ли христианство в «Поднебесной»?

Много ли рядовых представителей европейской цивилизации могут похвастаться наличием широких знаний о Китае? Ответ, разумеется, отрицательный. Чаще всего в головах людей летают различные мифы. Некоторые из них хотелось бы развенчать, основываясь на собственном опыте. Один из мифов гласит: в Китае запрещено христианство.

Гонконгский храм святого Стефана рядом с одним из самых больших и престижных университетов Азии — Hong Kong University

Храм Святого Сердца Иисуса в Гуанчжоу; к несчастью, во время нашего посещения этого города храм был закрыт на реставрацию

Можно сказать, что это – не просто неправда, а вопиющая ложь. Число христиан в Китае близится к 100 миллионам, а по самым скромным прогнозам к 2040 году это число превысит 300 миллионов. Таким образом, Китай станет страной с самой большой христианской общиной – и, кстати говоря, эта страна уже имеет далеко не последнее место в этом почетном рейтинге.

Официальными законами КНР на территории страны разрешена проповедь христианства, разрешено строить храмы, приходам – иметь священников, с небольшим уточнением – они должны быть либо китайцами, либо людьми, имеющими китайское гражданство, либо женатыми на китаянках. Разумеется, бывают и исключения из общих правил, и их становится все больше – отдел по делам религий все чаще идет навстречу не только католикам и протестантам, но и православным.

Храм Девы Марии в Гуанчжоу. Находится на историческом острове Шемиен, где сохранилось очень много зданий в южноевропейском стиле: сто лет назад тут процветала европейская торговля

Безусловно, православным китайцам даже по численности пока что никак не сравняться с протестантами и католиками, коих в стране – 50 и 20 миллионов соответственно; причем это число неуклонно растет за счет активного привлечения китайской молодежи в Церковь. Побывав во многих католических и протестантских приходах Китая, я точно могу сказать: христианская молодежь Китая – одна из самых многочисленных и сильных в мире по всем критериям, и по активности участников и волонтеров различных проектов, и по организации, и по спонсированию таких организаций правительством.

О тоталитарном режиме и смертных казнях

Следующий миф: в Китае – тоталитарный режим, там жестоко обращаются с христианами.

Опять же – это неправда. Да, в Китае есть закон о смертной казни – но применяется он только в отношении не проявивших раскаяния в своих преступлениях убийц, крупно проворовавшихся чиновников и растлителей малолетних. В остальном, считается, что китайские тюрьмы – одни из лучших в мире за тридцать лет не было ни одного случая смерти заключенного, а все камеры максимально удобно устроены.

Что же касается жестокого обращения с христианами, проблемы, в первую очередь, возникают у так называемых «неофициальных» протестантских деноминаций, которые открыто выступают против светской власти. Здесь возникает вопрос: являются ли делами Церкви дела государственные? Безусловно, нет. Посему китайское правительство всячески пресекает попытки христианских деноминаций вмешиваться в дела государства и общества. При этом обходятся, чаще всего, «мирными средствами» – такую протестантскую общину просто закрывают, но всем известно, что через короткое время она вновь появится, хоть уже и в другом месте. В целом, правительство все чаще смотрит на такие неофициальные деноминации сквозь пальцы и позволяет им существовать. В отдельных провинциях Китая отношение к таким «неофициальным христианам» может быть разное, но общий курс направлен на мирное урегулирование проблемы.

Китайцы: Какие они?

Отличительными национальными чертами китайцев являются, на мой взгляд, гостеприимство, добродушие, извечное желание решить спорный вопрос мирным, мудрым путем, и, наконец, трудолюбие. Да, китайцы работают с утра до поздней ночи. Поэтому ВВП Китая неизменно растет и вскоре может стать одним из самых высоких в мире.

Городской пейзаж с самой высокой точки в Гонконге — пика Виктория — 450 метров.

Нужно отметить и исключительную выносливость и здоровье этого народа; за все время моего пребывания в Китае (в разных городах, таких как Гонконг, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и др.) я не встретил ни одного пьяного китайца. Здесь это просто не принято, хотя алкоголь стоит на прилавках в больших количествах: его покупают только иностранцы, которые как раз-таки в Китае и являются «пьяным контингентом» общества. Более того, мне очень понравилось, что многие пожилые представители этой нации утром и вечером вместе танцуют в парках под молодежную музыку – не «для похудения», «фитнеса» или еще чего-нибудь, а просто так. Потому что радостно! Они всегда радуются, как дети, и очень много улыбаются. Это ли не пример скрытых христианских ценностей в характере любого китайца?..

Церковь святой Маргариты в районе Ван Чай

Во всех моих путешествиях меня сопровождали разные люди из Миссии; за это я им особенно благодарен, ведь на первых порах всегда очень трудно самому ходить по незнакомому городу: обязательно кто-нибудь должен показать его. Китайские же города и вовсе следует обходить как минимум с двумя гидами – местным китайцем и европейцем, которые прожили в этом городе не один год. По счастью, подобных людей в Петропавловском храме оказалась предостаточно, и все они с большой радостью и отдачей соглашались помочь мне – и батюшки, и миряне.

Нужно отметить, что недавно в Русской Православной Церкви, в Петропавловском храме появился первый православный священник-китаец за последние 60 лет – иерей Анатолий Кун. Он хорошо знает и русский язык: служит на трех языках – английском, китайском и русском – и активно окормляет китайскую паству. Я хоть и не китаец, но помогал он и мне!

Особенно меня не оставлял своим вниманием молодой контингент прихода – алтарник Саша и китаец Дмитрий (в крещении), который очень хорошо ко мне относился, а также переводчики Таня и Амвросий.

Легенда о равнодушии

Лин Сен (в крещении – Амвросий) – коренной китаец из Чунцина; он прекрасно владеет русским, английским, китайским, кантонским, церковнославянским, диалектом своего города и немного греческим. В 26 лет он – главный переводчик Русской Миссии в Гонконге, и было огромной радостью узнать, что у него есть время на путешествия со мной. Многому меня научили и регенты хора – муж и жена – Роман и Светлана. Большим удовольствием было общаться и с супругой отца Дионисия – Кирой; нужно сказать, что у Киры Геннадьевны много талантов – она в совершенстве владеет английским и французским языками, знает китайский и обладает прекрасным слогом – чего стоят только ее статьи о Китае на сайте Православие.ру!

Вообще, самые неожиданные люди встречались мне в Гонконге. Это и множество русскоговорящих китайцев, и невероятные полиглоты, и русские бабушки, которым уже под сто лет – они из Харбина и говорят по-китайски как на родном языке. Встречались и очень старенькие гонконгцы, изъясняющиеся на чистом лондонском наречии английского языка: это – аристократы, учившиеся еще в колониальное время. Все эти люди так или иначе, больше или меньше, но помогали мне, как могли: везде я встречал отзывчивость и доброжелательное отношение.

Китайцы, как мне удалось наблюдать на своем личном опыте, весьма отзывчивый народ. Кто-то может сказать, что, безусловно, они с радостью помогают только иностранцам, но это не так: если китаец попал в беду, то большая часть знакомых, сокурсников, коллег по работе и зачастую просто незнакомых людей обязательно отзовутся на просьбу о помощи. А ведь к еще одной легенде относится пресловутое китайское якобы равнодушие…

Священник Анатолий Кун совершает каждение в Петропавловском храме во время Великого поста

Проповедники-ораторы и культура слова

Стоит отметить, что на протяжении всего моего пребывания на территории Китая я не услышал ни одного бранного слова (ни в свой, ни в чужой адрес) – ни на китайском, ни на английском, ни на каком-либо другом языке. Возможно, мне везло, но факт налицо: культура слова здесь имеет куда больший вес, чем во многих других странах мира, где, к сожалению, все чаще люди словом не владеют или используют его во вред себе и окружающим.

Если чуть шире коснуться темы слова, то надо добавить, что все китайские проповедники (как православные, так и протестанты и католики) обладают исключительными ораторскими дарованиями, отличным образованием, владеют 4-5 языками: чаще всего, кантонским, китайским, английским, родным (если проповедник – европеец) и французским.

Крещение китаянки из Пекина: наречена именем Иоанна. Радостное событие!

Католическая миссия в Китае, конечно, исторически имеет куда больший размах, нежели православная. Самые поразительные цифры можно встретить в официальных сводках Католической Церкви по Китаю: в год на территории страны крестится как минимум три миллиона человек – и это лишь в «официальной» Церкви. У протестантов же количество присоединяющихся в год членов общин также шокирует – около двух миллионов человек в год. Такие результаты обусловлены давним пребыванием католических и протестантских миссионеров на территории Китая, огромными ресурсами, вложенными в миссионерскую деятельность, и в итоге – семинариями, христианскими школами, училищами, доверием в обществе и т.д. Католическая Церковь особенно уважаема в Китае отчасти потому, что многие католические миссионеры удостаивались высших чинов во время правления династии Цин и ранее; ярким примером является деятельность праведного Маттео Риччи, который был удостоен звания почетного советника императора; в его честь назван один из лучших китайских университетов в Макао.

Китайская католическая молодежь на мессе в храме Непорочного Зачатия Девы Марии

Церковь методистов в Северном Районе. Интересен контраст вывесок…

К слову, в китайских университетах обучаются стажеры из православных семинарий: молодые люди изучают китайский язык, философию и историю Китая, а после – применяют полученные знания на поприще проповеди Христа. Есть ребята и из России, хоть и не так много; по счастью, некоторые из них стали моими хорошими друзьями. И напротив, как, возможно, многим известно, в России обучаются тысячи китайских студентов. Чаще всего – на факультете русского языка. Удивительно и радостно наблюдать, что все больше представителей китайской молодежи начинают интересоваться Россией и русским языком. Более того, среди китайцев даже есть эксперты по церковнославянскому языку, и мне довелось с ними общаться: это очень интересные люди! Во многих китайских ВУЗах в последнее время открывается все больше факультетов русского языка и литературы; в целом, условия, график обучения в этих ВУЗах всегда очень хорошие и гибкие: все для студентов. Многие иностранцы стремятся поступить в гонконгские вузы, так как уровень образования в них – один из самых высоких в мире.

Церковь Святого Андрея, в которой семьдесят лет назад служил свт. Иоанн Шанхайский

Люди готовы к принятию христианства

Возможно, неслучайно именно в Гонконге начинается возрождение китайского Православия. Можно сказать, что город был благословлен на Православие самим святителем Иоанном Шанхайским, который бывал в Гонконге и служил в церкви Святого Андрея. Эта встреча святителя запомнилась многим гонконгским православным как одно из самых ярких и добрых событий в их жизни. Нужно также сказать, что на местном кладбище – множество могил православных людей: тут и там мелькают наши кресты наравне с католическими. Есть немало и протестантских могил, существует и мусульманское кладбище.

Район, где находится Гонконгское кладбище, называется нетривиально — Happy Valley, что означает — «счастливая долина».

Вообще, этот город – место, где встречается множество наций, культур и традиций. Здесь люди готовы к принятию христианства. Успехи в деле миссии наглядно демонстрируют протестанты и католики, и нужно сказать, что православие их постепенно догоняет. Конечно, людей все еще недостаточно, равно как и средств, но положительный курс взят и база налажена. Например, за пятнадцать лет настоятельства отца Дионисия в Петропавловском храме Гонконга с русского языка на китайский было переведено больше православной литературы, чем за все существование Русской Духовной Миссии в Китае!

Протоиерей Дионисий Поздняев на Крещении; чаще всего таинство проходит в море — оно всегда рядом.

Был основан центр по изучению русского языка, появилась воскресная школа и новое большое помещение: храм домовый, впрочем, их в Китае огромное количество – как православных, так и принадлежащих другим конфессиям. Особенно это явление наблюдается в Гонконге: земля здесь очень дорого стоит.

Однако мне довелось увидеть огромное количество христианских храмов, построенных, разумеется, еще до Культурной революции в Китае. Красота и их величие зачастую сравнимы со многими европейскими храмами. Но попадаются и совсем простые церкви.

Протестантский храм и колледж в районе Мон Кок

Крестный ход вокруг здания храма в Гонконге в Великую Субботу

Колониальное прошлое и цифровое будущее

Разумеется, кроме помощи Миссии — в чтении и пении на службах — у меня было время и на простые прогулки и маленькие путешествия. Хотелось бы представить и небольшой фотоотчет; конечно же, это лишь малая часть фотографий, но как говорится, «и то хлеб».

Ночной Гонконг похож на картину какого-то импрессиониста.

Повсюду в Гонконге можно увидеть следы колониального прошлого этого города-государства: это и колониальные английские здания, и старые машины, трамваи, названия улиц (огромное количество – на английском языке), и сами улицы – интересно, что много построили и японцы, оккупировавшие город во время Второй Мировой войны в 1941-1945 гг.

Удалось побывать и в Гуанчжоу – в одном из городов «золотого кольца» Китая: Харбин-Пекин-Шанхай-Гуанчжоу-Гонконг. Сопровождать меня вызвался профессор университета Гуанчжоу Стефан Сю. Было очень радостно встретить в его лице не только интересного собеседника, но и прекрасного лингвиста – он свободно изъяснялся на русском и английском языках. Конечно же, только коренной житель может по-настоящему интересно представить свой город, и ему это удалось, за что я очень благодарен.

Традиционный китайский сад в Гуанчжоу.

Довелось познакомиться не только с христианской китайской архитектурной традицией, но и посетить большое количество буддийских монастырей, лаосских храмов и красивых садов в традиционном китайском стиле.

Буддийский сад и монастырь Chi Lin Nunnery в Гонконге

Вид из окна нового помещения Петропавловского храма Ночной Гонконг в континентальной его части – на Коулуне.

Ночной Гонконг в континентальной его части – на Коулуне.

Конечно, эти фотоснимки представляют лишь малую часть увиденных автором крайне интересных и красивых вещей, зданий, храмов и событий, людей и мест. Но хотя бы по этой малости можно понять, что Китай — страна открытая и готовая к переменам. Готовая к знакомству как с новыми учениями, так и с забытыми религиями. Готовая к восприятию христианства, которое китайцы, гонконгцы (особенно образованные) уважают, да и самих христиан любят, т.к. христианство давно известно в Китае, и к нему относятся с уважением и терпением.

Хочется верить и надеяться, что Китай рано или поздно станет большею частью христианским, и что православие будет занимать не последние строки в списке наиболее значимых христианских конфессий. Ведь почва для этого уже готова. Нужны лишь сеятели.

Политика Китая в области религии

В «Конституции КНР» предусматривается, что «Граждане Китайской Народной республики имеют свободу совести». «Никаким государственным органам, общественным организациям и отдельным лицам не разрешается принуждать граждан исповедовать или не исповедовать какую-либо религию, не разрешается также дискриминировать их за исповедание или не исповедание какой-либо религии». «Государство охраняет нормальное отправление религиозной деятельности». Одновременно Конституция КНР предусматривает: «Никому не разрешается использовать религию в целях нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и причинения ущерба государственной системе образования». «Религиозные организации и религиозные дела неподконтрольны зарубежным силам».

Более того, «Закон КНР о национальной районной автономии», «Общие положения Гражданского кодекса», «Закон об образовании», «Трудовой кодекс», «Закон об обязательном 9-летнем обучении», «Закон о выборах в собрания народных представителей», «Закон об организации комитетов сельских жителей», «Закон о рекламе» и пр. предусматривают, что все граждане, независимо от их вероисповедания, имеют право избирать и право быть избранным. Законное имущество религиозных организаций находится под охраной законов; религия отделена от народного образования, при этом граждане, независимо от вероисповедания, пользуются равным правом на образование. Каждая национальность должна уважать язык, письменность, обычаи и религиозные убеждения других национальностей; в трудоустройстве недопустима дискриминация по религиозному признаку; запрещаются реклама и товарные знаки, содержащие элементы, травмирующие национальные и религиозные чувства людей.

1 марта 2005 года Госсовет КНР обнародовал «Положение по делам религии», которое в законодательной форме излагает постановления, касающиеся религии: религиозных общин, мест религиозных отправлений, религиозных отправлений верующих, создания духовных училищ, издания религиозной литературы, управления имуществом религиозных общин, внешней религиозной деятельности и пр. Указанное Положение в концентрированном виде воплотило юридическое устремление китайского правительства к соблюдению и охране законных прав граждан в области вероисповедания, в соответствии с требованием администрирования на основе закона и строительства правового государства способствовало регламентации деятельности заинтересованных административных учреждений.

Существующие в Китае многочисленные религии равноправны и сосуществуют в состоянии гармонии. История не знает случаев резких конфликтов на религиозной почве. Между верующими и неверующими поддерживаются отношения взаимоуважения, сплоченности и добрососедства. Такое состояние вытекает из присущей китайцам древней идейной традиции взаимной терпимости в отношении к другим культурам, а кроме того обусловлено политикой свободы совести и адекватными отношениями между политикой и религией, установленными китайским правительством с момента образования КНР.

Религиозные общества

В Китае существуют такие общенациональные религиозные общины, как Китайское буддийское общество, Китайское даосское общество, Китайское общество исповедующих ислам, Патриотическая ассоциация католиков Китая, Китайский католический епископский колледж, Китайский комитет патриотического движения христиан за «тройную независимость», Китайское христианское общество и т.д. Все эти религиозные общины по уставам выбирают своих руководителей и органы руководства.

Находясь под охраной Конституции и законов, религиозные общины и их приверженцы самостоятельно организуют свои религиозные отправления и проповеди. Работают 74 духовного училища, в том числе Китайский институт буддизма, Китайский институт исламизма, Китайский институт даосизма, Нанкинская духовная академия китайского христианства «Цзиньлин», Китайская католическая теософская академия и другие. Они уже установили дружественные отношения с религиозными организациями и деятелями более 70 стран и регионов. Религиозные деятели широко участвуют в политической жизни государства, среди них — депутаты СНП и члены НПКС разных уровней.

Буддизм

Буддизм проник в Китай из древней Индии приблизительно в I в. нашей эры и из него сложились три главных направления: китайский буддизм, тибетский буддизм (ламаизм) и палийский буддизм. Китайский буддизм распространен сравнительно широко. Тибетский буддизм в основном распространен среди тибетцев, монголов, туйцев, юйгуров, мэньбайцев и других народностей, насчитывающих примерно 7,6 млн. человек. Палийский буддизм распространен среди дайцев, буланов, дэанцев, вайцев, число исповедующих составило 1,5 млн. человек. Во всей стране имеется более 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. постриженных монахов. В том числе тибетская буддийская община (ламаистская) насчитывает 120 тыс. лам, 1,7 тыс. живых Будд, более 3 тыс. монастырей. Палийская секта буддизма насчитывает около 10 тыс. монахов и настоятелей и 1,6 тыс. монастырей. На территории компактного проживания ханьцев имеется 142 самого известного храмов. Открыты 19 духовных учебных заведений буддизма, 14 из них — китайские, 4 — тибетские, одно — палийское. В сети Интернет открыты сайты «Буддизм он-лайн», «Китайский буддизм» и т.д.

Даосизм

Даосизм зародился в Китае в II в. В даосизме известны два течения — так называемый «истинный даосизм» и ортодоксальный даосизм. В стране насчитывается более 1,5 тыс. даосских монастырей.

Ислам

Ислам проник из арабских стран в Китай в VII веке. В исламе известны два течения — суннизм и шиизм, в Китае распространение получил главным образом суннизм, приверженцами ислама в основном являются проживающие на территории Китая нацменьшинства: хуэйцы, уйгуры, татары, киргизы, казахи, узбеки, таджики, дунсяны, салары, баоаньцы и другие — всего 10 национальностей, численность населения которых составляет 20 млн. человек. Имеется в настоящее время в Китае свыше 30 тыс. мечетей.

Католицизм

Католицизм первоначально проник в Китай в VII веке, но масштабное его распространение в стране относится к периоду, последовавшему за опиумными войнами в 1840 году. В настоящее время в Китае насчитывается 100 католических приходов, около 5 млн. приверженцев, 5 тыс. храмов и других богослужебных мест, 12 семинарий. В Китае ежегодно 50 тыс. приверженцев католицизма крестятся. После 1981 года Ассоциация католиков Китая уже подготовила 1500 молодых священников, более 100 из них отправлены на учебу в США, Францию, Великобританию, Бельгию, Италию, Германию, Филиппины, Республику Корея и т.д. Ассоциация католиков Китая имеет свои издательства, которые выпустили
3 млн. экземпляров «Библии» и других религиозных книг. Более влиятельные в Китае католические костелы — это костелы на улицах Сюаньумэнь в Пекине, «Святого Миера» в Циндао, «Святого Джосона» на улице Лаосикай в Тяньцзине, «Хунцзялоу» в Цзинани и костел на улице Шэшань в Шанхае.

Христианство (Протестантство)

В начале XIX в. христианство вновь проникло из Запада в Китай. В 1950 году последователи Христа развернули в Китае патриотическое движение за «тройную независимость> (самоуправление, самообеспечение и самостоятельное толкование вероучения), с тем, чтобы превратить протестантство в автокефальную церковь. В 1980 году было основано «Китайское общество христиан». За 30 лет под руководством Комитета патриотического движения за «тройную независимость» и Китайского общества христиан христианство в Китае получило хорошее развитие. В настоящее время в стране действуют около 53 тыс. храмов, 70% из них — новопостроенные. Сегодня протестантская община Китая насчитывает примерно 20 млн. человек, более 70% из них проживают в сельских районах. В настоящее время во всей стране открыто 18 духовных школ, которые подготовили около 5 тыс. выпускников. Комитет патриотического движения за «тройную независимость» и китайское общество христиан выпустило около 30 млн. экземпляров «Библии», 14 млн. экземпляров «Аллилуйя». Эти организации также открыли собственный сайт «Китайское христианство».