Православие в белоруссии

Больше храмов — крепче вера? Как Минск прирастает церквями

Культовые сооружения разных религий и конфессий особенно активно строятся в Минске в последние двадцать лет. Как и почему церквей становится больше? Влияет ли их количество на религиозность белорусов? С помощью карт и религиоведа разбирался TUT.BY.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на улице Притыцкого

В ближайшие годы в Минске станет вполовину больше храмов

На карте Минска 1984 года были всего три храма: Свято-Духов кафедральный собор, церковь Александра Невского, Кальварийский костел.

Религиовед, сотрудник Института философии НАН Беларуси Наталия Кутузова объясняет, как вышло, что советская идеология атеизма допускала работу этих храмов.

— «Допускала» — это слишком мягко сказано. Тема репрессий религиозных служителей в советское время сейчас неплохо раскрыта в исторической литературе. Храм Александра Невского расположен на территории Военного кладбища — это фактически национальный некрополь, костел Воздвижения Святого Креста на Кальварии открыли в 1980 году, и до сих пор нет точного ответа почему. Одним из мотивов называют Олимпиаду-80 и стремление хорошо выглядеть перед многочисленными иностранцами. Что касается Свято-Духова cобора, то богослужения в нем начались с 1942 года и не прекращались, а с 1961 у него был статус кафедрального собора Минской епархии. Вспомните еще историю костела Вознесения Пресвятой Девы Марии в деревне Красное Молодечненского района, который тоже не закрывался властями, но служители культа и верующие испытывали сильнейшее давление.

С отказом от коммунистической идеологии интерес к религии вернулся, начали возрождаться и церкви. По картам хорошо видно, что больше всего храмов в белорусской столице прибавилось именно в последние 20 лет.

Сейчас, по официальным данным, в Минске 58 культовых сооружений.

Больше всего в Минске православных церквей (32), на втором месте — римско-католические храмы (их 11). Еще есть три молитвенных дома религиозных общин евангельских христиан-баптистов, пять молитвенных домов христиан веры евангельской. Свой молитвенный дом есть у христиан-адвентистов седьмого дня, есть в Минске и одна новоапостольская церковь.

Кроме того, в столице работают две синагоги и мечеть.

В ближайшее время в Минске появятся еще 25 культовых сооружений. Сейчас строящимися обозначены 16 православных церквей и 9 римско-католических костелов.

Чего нет на карте?

Культовые сооружения считать непросто: часто еще до возведения большого храма община собирается в более простом помещении, которое активно используют для молитв. Например, еще до постройки мечети в Минске мусульмане молились в приспособленной под храм строительной бытовке.

Кроме того, TUT.BY нашел немало храмов, у которых официально нет статуса культовых сооружений. На карту их мы не добавляли, а это могло бы прибавить как минимум 30 объектов разных религий и конфессий.

Например, на Руссиянова есть аж две временные церкви, одна из них находится в здании «Белпочты» (Руссиянова, 9). Таких православных церквей, официально находящихся не в культовых зданиях, как минимум еще 11.

Похожая история и с протестантами: их здания не всегда имеют статус культовых.

По закону, богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии проводятся без препятствий не только в культовых зданиях, но и в «иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей».

Исполкомы могут разрешить проводить богослужения, религиозные обряды и ритуалы и в помещениях, специально для этого не предназначенных. Собираются верующие и в актовых залах, и даже на стадионах: в 2015 году евангелисты молились в «Чижовка-Арене».

Больше храмов — крепче вера?

— А что в стране с верой? Сильно ли белорусы верят в Бога? Больше храмов — крепче вера? Работает ли такая зависимость?

Наталия Кутузова ссылается на данные многочисленных исследований (в том числе исследование НИСЭПИ), которые проводились в 2000−2010 годах.

Церковь прихода храма святого Иоанна Кронштадтского расположилась в здании физкультурно-оздоровительного центра на улице Саперов в Минске

— В Беларуси относительно высокая степень декларируемой религиозности населения. 70−90% белорусов считают себя религиозными, но только 11,5% населения активны в религиозном плане. Раз в месяц и чаще церковь посещали 90,9% протестантов, 55% католиков и только 22% православных.

Религиовед добавляет, что в молодежной среде наблюдается значительный рост приверженцев католицизма и некоторый рост интереса к исламу.

Католический костел Святого Духа на Голодеда

— Важно то, что в Минске уже десять лет назад верующие были практически полностью удовлетворены наличием культовых зданий, в 2006—2007 годах это зафиксировали социологические исследования религиозности.

Любопытно, что число протестантских церквей (в культовых зданиях) в Минске сравнимо с числом римско-католических. Неожиданно, если вспомнить, что протестантами себя называют не больше процента населения.

Протестантская церковь «Свет Евангелия» на улице Яна Райниса в Минске

— Протестантских общин больше, — объясняет Наталия Кутузова. — Особенность в том, что протестанты регистрируют общины при наличии регистрационной нормы — 20 человек, в отличие от православных и католиков, общины которых могут достигать нескольких сотен человек. Такая точность и методичность вызвана довольно сложными условиями, которые власти создают для протестантов, отказывая им в регистрации, запрашивая дополнительные документы, отказывая в установлении партнерских отношений в области социально значимых проектов, мотивируя отказ отсутствием соглашения о сотрудничестве. Например, с БПЦ такое заключено.

При всей декларируемой религиозности населения Беларусь одна из стран, где религия в наименьшей степени влияет на повседневную жизнь общества. В 2009 году наша страна занимала по этому показателю 11-е место из 114 стран в обзоре Gallup, американского института общественного мнения, добавляет Наталия Кутузова.

Больше денег — больше строек

На то, чтобы построить полноценный храм, нужно немало денег.

«Сколько стоит построить церковь в Беларуси? По-разному. Это примерно как построить дом. Зависит от размеров, начинки, обустройства территории и так далее. Храм может обойтись от нескольких сотен тысяч долларов до нескольких миллионов. Я не хочу раскрывать наш объем пожертвований, но это число с пятью нулями», — рассказывал TUT.BY осенью 2018 года один из меценатов.

Минский храм-памятник во имя Всех святых, самый высокий храм в Беларуси

Религиовед Наталия Кутузова отмечает, что пожертвования — важный источник для строительства церквей, но не всегда это пожертвования именно прихожан.

— У нас сложилась практика оказания помощи православным приходам. Местные органы власти и организации, причем далеко не всегда добровольно, помогают приходам приобретать предметы культа, например, колокола… Практически каждый приход, который возводит храм, обращается в местные органы власти за помощью. При поддержке государственных органов, организаций и спонсоров в регионах реставрированы, построены и строятся десятки храмов. Предприятия и органы власти помогают православным общинам деньгами, стройматериалами, техникой.

Сооружения на территории Свято-Елисаветинского женского монастыря в Новинках, Минск

Если объект очень значимый, его могут включить в государственную инвестиционную программу. Так нередко происходит с объектами, которым нужна реставрация.

— Я не знаю последних цифр, связанных с бюджетным финансированием строительства и реставрации культовых зданий, но считаю, что эти данные, как и любые другие, должны быть открыты и доступны для налогоплательщиков, среди которых, кстати, есть и верующие других религий, и атеисты, — отмечает Наталия Кутузова.

Добавим, что при активном возведении православных церквей, например, единственная в Минске мечеть успела побыть долгостроем. В 1992 году спонсировать стройку мечети начала Саудовская Аравия, но денег не хватило, достроили церковь благодаря поддержке Турции.

— Активное строительство культовых религиозных объектов — тенденция только для Минска или это характерно для всей Беларуси?

— Для всей Беларуси, однако тут надо смотреть по степени удовлетворенности религиозного населения. Можно, конечно, заимствовать в Москве практику строительства православных храмов «шаговой доступности», но даже там это трактуется как полная недальновидность и некомпетентность властей и игнорирование общественных интересов. Компромисс можно найти только при публичных дискуссиях при участии органов власти и религиозных организаций. Например, католический храм, который планировали построить в Котовке, будут строить в другом месте (из-за протестов «зеленых» и местных жителей. — Прим. TUT.BY): сквер и зеленая зона отдыха нужны и для нерелигиозных людей тоже.

Костел святого Иоанна Крестителя на улице Плеханова в Минске

Принятие христианства на Белорусских землях

Христианство пришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X в. Это было начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточно-славянских племен.

Однако древнерусские предания связывают начало распространения слова Божия на Руси, в том числе и Белой, с апостолом Андреем. Не исключено, что задолго до официального принятия новой религии, уже во второй половине IX — середине X в. христианство было известно на белорусской земле. Участвуя вместе с дружинами русских князей в походах на Константинополь, ее воины не только знакомились с византийской цивилизацией, но и одновременно усваивали основы Православия. Источником знакомства населения древней Беларуси с христианством могла быть и Западная Европа, в том числе Скандинавия, с которой она находилось в оживленных торговых сношениях.

Можно предположить, что христианская община в Полоцке возникла в результате проповеди, с которой приходила сюда равноапостольная княгиня Ольга. При раскопках на месте возведенного в XI в. каменного Софийского собора было обнаружено большое пожарище. Вполне вероятно, это были остатки деревянного храма, сгоревшего еще во время пожара 975 г., при взятии Полоцка войсками князя Владимира. О первых шагах христианства на полотчине повествует и скандинавская «Сага о крещении», рассказывающая о святом Торвальде, крестившем в 1000 г. исландские земли. Возвращаясь из паломничества в Иерусалим и Константинополь, он скончался неподалеку от Полоцка, в монастыре, где и был погребен при храме святого Иоанна Предтечи.

Для укрепления новокрещеного населения в вере, для организации церковной жизни и дальнейшего распространения христианства в крупнейших княжеских центрах древней Беларуси были учреждены епископства, которые, как правило, совпадали с границами княжеств. Летописи называют такие древнейшие центры — Полоцкую и Туровскую епархии.

Если время основания Полоцкой епархии — 992 г. — не вызывает особых разногласий у историков, то обстоятельства возникновения Туровской епархии не совсем ясны. Предположение историка П.Ф. Лысенко, относящего возникновение епархии к 992 г., а не к 1005 г., как это принято, заслуживает внимания. Исследователь строит свое предположение, основываясь на особенностях геополитического положения Туровского княжества, дающего возможность удобного выхода в Западную Европу. Поэтому киевский князь после принятия христианства в 988 г. присылает на туровский престол своего старшего сына Святополка. Вполне вероятно, что Святополк еще не мог самостоятельно управлять княжеством (ему было не более 10-12 лет) и при нем находился епископ — Владыка, имя которого не сохранилось, но при котором и была создана Туровская епархия. Можно предположить также, что христианство не сразу утвердилось на Туровской земле. Сохранилась легенда о том, что по Припяти к Турову приплыли каменные кресты из Киева, и река была красна от крови. Кресты и сегодня есть в Турове, являясь одной из его достопримечательностей.

Однако с полной уверенностью можно говорить, что учреждение епископской кафедры в Турове не было актом случайным. Город со времени своего возникновения был не просто важным политическим, но и сакральным центром. Это отличало его от большинства других городов древней Беларуси, которые возникли благодаря развитию торговли, ремесел, как Полоцк и Витебск, либо выполнению функций военных фортпостов, как Заславль или Новогородок.

Говоря о причинах принятия христианства по православному обряду, нельзя забывать, что Византийская империя в IX-XI вв. находилась в зените духовной жизни не только Востока, но и Запада. Ни один из городов не мог соперничать с Константинополем. Его блеск оказывал сильное влияние на народы, живущие не только у границ империи, но и далеко за ее пределами, в том числе и на славян, которые считали Царьград центром мира. Рассказ летописца Нестора о том впечатлении, которое произвело на послов киевского князя Владимира великолепие Православной литургии в константинопольском храме св. Софии, объективно передает превосходство византийской культуры.

Значительную роль в выборе веры сыграло использование константинопольскими миссионерами для проповедей и богослужения славянского языка. Русь (Западная, Восточная и Южная) воспринимала христианство не просто от наиболее просвещенной страны, но и на своем родном языке.

Вместе с христианством Константинополь заложил сильный унифицирующий фактор. До принятия христианства не было Руси единой политически и духовно. Русь обрела в христианстве элементы общности: общие догматы, общее литургическое предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях человеколюбия. Единство политического и церковного управления во главе с Великим князем и митрополитом способствовали единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи» последний раз упоминается в летописи 1149 г., «кривичи» — 1162 г., «радимичи» — 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание, общее для всех восточных славян — Русь, Русская земля с общим названием ее населения — русские.

Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Мозырянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникались чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.

Общими для всей Руси были и те глубокие внутренние процессы духовного возрождения, которые произошли в связи с обращением к Православию. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи и понятия. В этом духовном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами. В числе их были как знатные, так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни.

Белорусский народ сохранил имена подвижников, прославившихся своей святостью, передавая память о них из поколения в поколение. Все они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Это — святые Евфросиния Полоцкая, Полоцкие епископы: Мина, Дионисий и Симеон, епископы Туровские — Кирилл и Лаврентий. В Туровском Борисоглебском монастыре подвизался преподобный Мартин. В Смоленске прославились святостью своей жизни преподобные Авраамий и Евфрем, святой Андрей, князь Смоленский.

Большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа играли монастыри. В каждом епископском городе был монастырь или даже несколько. Первым монастырем на территории Беларуси следует считать монастырь в Изяславле, построенный княгиней Рогнедой, в котором она и приняла иночество под именем Анастасии. Почти при каждом монастыре размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых. С монастырями древней туровской епархии были связаны и первое на Руси «Туровское Евангелие» и «Поучения» св. Кирилла Туровского. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, в котором совершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния, переписывались книги, в монастырской школе обучались дети.

Православие определило сущность средневековой культуры Беларуси, связав ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада.

Распространение христианства на территории Беларуси

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования республики Беларусь

Белорусский государственный университет

экономический факультет

Кафедра аналитической экономики и эконометрики

Реферат

по курсу «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны»

Тема: «Распространение христианства на территории Белоруссии»

Выполнил студент группы Э2

Какашка Олег Андреевич

Минск

2014

Введение

Распространение христианства на белорусских землях. Православие в Беларуси

Православная церковь в раннесредневековый период

Православная церковь в Великом княжестве Литовском

Брестская церковная уния

Киевская православная митрополия

Православная церковь в Российской империи

Православная церковь в советский период

Заключение

Список литературы

Введение

Христианство существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством. Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и попадали под влияние финских шаманов — «волхвов» и «кудесников», — то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден к христианской вере; а при его сыне Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам». Но все же, несмотря на притеснения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.

Распространение христианства на белорусских землях. Православие в Беларуси

Христианство на белорусские земли в 10 веке официально пришло как официальная религия. Зародилось оно в Палестине, в среде бедного еврейского населения. Занимались тем, что собирались по вечерам дома и читали Евангелие и тайной вечери. В евангелиях описываются основные положения христианства и жизнь Иисуса Христа. Его учение было обращено к бедным и страждущим, он отвергал власть человека над человеком. Вначале церковь обозначало не что иное как «все верующие». Властью духовные лица не обладали. христианство церковь вероисповедание уния

Немного позже происходят изменения: церковь приобретает власть, на первое место становятся пышные богослужения, складывается церковная иерархия.

В Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.), на первом и втором вселенском церковном сборе был разработан единый, в общих чертах, «символ веры», в который вошел догмат о триединстве Бога.

Вступив в соглашение с епископами, римские императоры сделали христианство господствующей религией, функция которой было поддерживание порядка в империи.

В результате распри между римским патриархом (папой) и восточными (греческими) патриархами, церковь разделилась на западную римско-католическую и восточно-византийскую. И раскол этот произошел в 1054 году.

В 988 г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство, во главе которого стоял митрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т. д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа).

В 992 году было основание Полоцкой епископской епархии, и этот год считается принятием христианства на белорусских землях. Полоцк считался центром христианизации белорусских земель. Также некоторые историки считают, что одновременно с этим центром были и другие, к примеру, Туров и Заславль.

Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем.

И именно эти три города и стали центрами христианизации Белоруссии в 10-11 веках. Далее этими пунктами становятся такие города как: Друцк, Городно, Пинск, Витебск и др. Эти 36 населенных пунктов и один монастырь были центами христианизации в 11-13 веках. Но ситуация оставалась сложной, основная часть населения оставалась языческой, и сложно сказать когда процесс христианизации закончился.

В современной историографии признается тот факт, что принятие христианства не было дело случая и никем не было навязано, а было принято как результат конкретной политической обстановки. Этому способствовало приобщение к христианству правящих кругов.

Православная церковь в раннесредневековый период

Православие оказало определяющее влияние на формирование национального менталитета, развитие нравственного сознания, художественной культуры, литературы и философии восточнославянских народов. Традиции цивилизованного образа жизни и государственности, книжности и образованности, интеллектуализма и социальной поддержки сложились на белорусских землях под базовым влиянием православия. В конце X в. белорусскими княжествами было принято христианство, в 992 г. основана Полоцкая епархия. Первый монастырь был заложен в древнем Изяславле (современный Заславль) полоцкой княжной Рогнедой. Христианское влияние проявилось в создании центров книжности и просвещения. В XI-XII вв. был создан свод житийной литературы (Ефросинья Полоцкая, Авраамий Смоленский и др.). Образцами древнебелорусских рукописных книг являются Туровское и Реймское евангелие (XI в.), Оршанское евангелие (XIII в.). Литературным языком этого времени был церковно-славянский. Знаменитым древнерусским книжником — Климент Смолятич (первая пол. XII в.). Выдающимся церковным оратором и писателем был Кирилл Туровский (XII в.), ставший первым на Руси столпником. Произведения Кирилла, созданные в жанре проповеди («слово»), притчи, послания, исповедальные молитвы были популярны на Руси на протяжении XII-XVII вв. Евфросинья Полоцкая (1110-23.05.1173) заложила основы книжного дела, традиции переписки текстов в Беларуси.

Православная церковь в Великом княжестве Литовском

В Великом княжестве Литовском закладываются характерные для белорусского общества традиции поликонфессиональности, в культурной и религиозной жизни широко представлены как христианские вероисповедания (православие, католицизм, с XVI в. — протестантизм), так и нехристианские религии (иудаизм, ислам). В ВКЛ православие было доминирующей традицией на протяжении XIII-XVI вв. Первоначально православная церковь ВКЛ была подчинена Киевской, затем Московской митрополии. В 1315/16 г. в BKЛ впервые был поставлен свой митрополит — грек Феофил с кафедрой в Новогрудке. В 1458 г. произошел разрыв между Московской и Новогрудской митрополиями. До 1686 г. Новогрудская митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху.

Брестская церковная уния

В результате Брестской церковной унии 1596 г. православный епископат BKJI признал верховную власть папского престола. Православная церковь в ВКЛ сохранила свою административную структуру, обрядово-литургическую традицию в том виде, в каком они существовали до унии. Церковнославянский и белорусский язык остались основными в богослужении. Священникам не вменялось принятие целибата. Униатство сравнительно быстро распространилось в BKЛ и в XVII-XVIII вв. стало основным вероисповеданием, к концу XVIII в. на белорусских землях Речи Посполитой униаты составляли большую часть населения. Униатская литература издавалась на белорусском языке, развивалась национальная иконография, музыкальное творчество. Элементы полонизации греко-католической церкви проявлялись в использовании польского языка, латинских элементов в униатской обрядности и богослужении, введении католических праздников.

Киевская православная митрополия

В конце XVII в. Киевская православная митрополия охватывала белорусские земли в составе Речи Посполитой и была подчинена Московскому патриархату. Известными деятелями церкви, внесшими значительный вклад в развитие белорусской культуры, были братья Лаврентий и Стефан Зизании, Симеон Полоцкий, Мелетий Смотрицкий, Леонтий Карпович, преподобномученик Афанасий Филиппович. В 1650-е гг., после церковной реформы патриарха Никона, на территории Беларуси стали оседать старообрядцы поповского и беспоповского толка. Крупнейшим поселением поповцев на Беларуси было местечко Ветка (Гомельская обл.).

Православная церковь в Российской империи

После присоединения белорусских земель к Российской империи начинается активное восстановление влияния православия. Православная церковь на территории Беларуси была включена в состав Русской православной церкви. В конце XVIII в. начался переход униатов в православие, на Полоцком церковном соборе 1839 г. было принято решение о воссоединении униатской церкви с православной. В 1905 г. был принят Указ о веротерпимости, сохранивший положение православной церкви как «первенствующей и господствующей». Вместе с тем, юридически был разрешен переход в другое вероисповедание.

Православная церковь в советский период

После Октябрьской революции в соответствии с декретом Совета народных комиссаров от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» государство было объявлено секулярным, церковная собственность национализирована, началось массовое закрытие церквей и монастырей. Преследовалось духовенство, монахи и верующие независимо от вероисповедания. Исчезли многочисленные культовые предметы, среди них — священные реликвии. В 1920-30-е гг. конфессиональная структура восточной и западной Беларуси приобрела существенные различия. В 1922 г. была учреждена, а в 1924 г. — канонически признана Польская автокефальная православная церковь, в состав которой входили Виленская, Гродненско-Новогрудская и Полесская епархии. Польские власти проводили активную политику окатоличивания и полонизации православного населения.

В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские власти проводили активную религиозную политику на захваченных территориях. Открывались православные и католические храмы, действовали протестантские общины. После войны в Беларуси продолжился рост многих конфессий. В 1950-е гг. советские власти постепенно вернулись к политике давления на религиозные организации. За исключением Минской, воссозданные православные епархии, монастыри (за исключением Жировичского) и единственная семинария были закрыты.

Заключение

И в заключении, поворотным моментом в изменении положения религиозных организаций стала перестройка. Церковь получила возможность свободной богослужебной, миссионерской, духовно-просветительной, благотворительной и издательской деятельности. Священникам был открыт доступ к средствам массовой информации.

Список литературы

1. И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик «История Беларуси»

Религия на землях белорусских
пестрая религиозная картина на протяжении веков

Термины. Список

    Беларусь

  • Беларусь X-XX вв
    10 веков в 10 абзацах
  • Беларусь и соседи.
    Общие границы, герои и войны
  • Белорусская геральдика
    от Городельской Унии до наших дней
  • Белорусский крест
    семиотика в войне культур
  • Белорусский национализм
    от филоматов до наших дней
  • Белорусский этнос
    история формирования
  • «Беларусы ў фотаздымках»
    старые фото типажей и местечек
  • Белорусская шляхта
    в академических изданиях
  • Бояре панцерные и земяне
    «военно-служилые люди»
  • Национальный герб
    символ, которому 700 лет
  • Национальный гимн
    100 лет словам М. Богдановича
  • Национальный флаг
    политый кровью и воспетый в стихах
  • Национальный язык
    і дзяржаўная мова Краю
  • «Наши фамилии»
    Ян Статкевич, 1922
  • Религия Беларуси
    пестрая картина на протяжении 10 веков

    Белорусская государственность

  • X — XIV вв Полоцкое княжество
  • 1240 — 1795 Великое княжество Литовское
  • 1569 — 1795 Речь Посполитая
  • 1658 — 1658 Речь Посполитая Трех Народов
  • 1795 — 1917 Северо-Западный край
  • 1795 — 2018 Экспансия МП РПЦ
  • 1914 — 1922 Хронлогия событий и череда границ
  • 1918 — 1919 БНР
  • 1919 — 1920 ССРБ, ЛитБел и Срединная Литва
  • 1920 — 1991 БССР
  • 1991 — н.в. Республика Беларусь

    ВКЛ

  • Литва
    локализация термина на картах и в хрониках
  • Великие гетманы литовские
    список поименно, военачальники ВКЛ
  • Великие канцлеры литовские
    список поименно, главы правительства ВКЛ
  • Великие маршалки литовские
    список поименно, «министры МВД» ВКЛ
  • Великие князья литовские
    от Миндовга до Станислава II Августа
  • «Генриховы артикулы»
    клятва выборных королей
  • Гербы воеводств и Калюмны
    в исторических документах
  • Карты ВКЛ
    старые карты XIII-XVIII вв
  • Крещение Литвы
    День Пепла — прывилей и первые фарные костелы
  • Полиция ВКЛ
    since 1791
  • Статут ВКЛ
    300 под сенью закона
  • Шляхта и шляхетская демократия
    12% населения — от магнатов до околичной шляхты

    Разное

  • Асобны атрад БНР
    легендарна марка и отряд Балаховича
  • Балты и Славяне
    археологические культуры и культурная парадигма
  • «Ваяцкі марш»
    гимн Белорусской Народной Республики
  • Венеды
    предки восточных славян
  • Геральдика ВКЛ
    от Городельской унии до разделов Речи Посполитой
  • Готы
    от Скадинавии од Черноморья
  • Гуды и Белая Русь
    миграция терминов
  • Гусария (крылатые гусары)
    в белорусской истории
  • Двинские (Борисовы) камни
    крещение языческих капищ в Полоцком кяжестве
  • Евангелие Туровское, XI век
    старейший памятник письменности Беларуси
  • Земяне и панцирные бояре
    «военно-служилые люди»
  • Иезуиты в ВКЛ-Беларуси
    интеллектуальное наследие
  • Инквизиция
    слом стереотипов
  • «Калюмны»
    herb Dawny Litewski
  • Край Западный
    9 губерний Российской империи
  • Край Северо-Западный
    6 губерний Западного Края
  • «Краёвасьць тутэйшая»
    истоки белорусского национализма
  • Крест Ефросинии Полоцкой
    семиотика в войне культур
  • Крещение Литвы
    День Пепла — прывилей и первые фарные костелы
  • Казаки в Беларуси
    Inglorious Bastards
  • Литвины
    «Ten, ktory kocha wolnosc i szanuje Statut litewski»
  • Лютичи, полабские славяне
    венды-вильцы-велеты
  • Магдебургское право
    городское самоуправление
  • Море Геродота
    Полесье
  • Музей Беларускі імя Івана Луцкевіча
    «Гэта ёсць фундамент нашага адраджэння!»
  • Музей древностей Тышкевичей
  • «Песня о зубре» 1523
    белорусский эпос
  • «Погоня»
    символ, которому 700 лет
  • Полесье
    наследие моря Геродота
  • «Православная вера»
    этимология термина
  • «Православная инквизиция»
    Грекулов Е., АН СССР «Наука» 1964
  • Пруссы
    народ Миндовга
  • Путь из варяг в греки
    путь древних городов
  • Российская империя
    от Тартарии до Московии
  • СССР
    рухнувшая империя
  • Славяне
    этнос или культурная парадигма
  • Товарищество Литовское и Земель Руских
    объединение эмигрантов после восстания 1830 года
  • Туров-Пинское княжество
    княжество на Полесье
  • Черный день 1937
    расстрелянные поэты
  • Филоматы
    романтики, изменившие край
  • Ятвяги
    от Вилии до Припяти

— наверно, это и есть причина отсутствия религиозного фанатизма в Беларуси.

Традиционную мульти-религиозность хорошо иллюстрирует образ св. княгини Софии Слуцкой — покровительницы православия на Беларуси. Из православного княжеского рода, дочь католички и православного, воспитывалась в католической семье, жена протестанта-кальвиниста. Ее мощи хранятся в Кафедральном соборе Минска (главный храм белорусского экзархата РПЦ) — бывшем католическом монастыре бернардинок.

И особо почитаемые три коронные иконы Маці Божай — Жировицкая, Остробрамская и Белыничская — равно почитаемы православными, католиками и униатами как чудотворные.

Язычество
паганства (бел.) — pagan (англ.)

Языческое наследие

1460 rerum Prussicarum

До X века на белорусских землях единственной религией было язычество.
«Гэта не зусім так. Асобныя супольнасці хрысціян і цэрквы ўжо існавалі.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.

Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах «Россия — Полное географическое описание» (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и «Живописная Россия» (1882) А. Киркора.

В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство. В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.

Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.

Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.

На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством.
Одна из первых церквей в Гродно — Каложская церковь — была построена на рубеже XII-XIII вв. Ятвяги оставались язычниками почти до самой своей ассимиляции в XIV-XVI вв. И, хотя попытки христианизации предпринимались и во времена Гродненского княжества и, позже, во времена Миндовга, язычество было популярно до 1387 года — до «крещения Литвы и Жмуди» Витовтом и Ягайло.

Так, хроника «Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg», 1326 г., рассказывает о «презрении Бога» князем Витенем и разорении им церквей в Польше. Эта же хроника называет Гедымина «нечестивым врагом веры и христиан» и отмечает, что Давид Городенский, военачальник и наместник его, со своим гродненским войском «святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял и расхищал» . И убийца Давида пришел к нему, «притворяясь другом язычников»

Христианство Византийского (греческого) обряда
«ортодоксия» или «истинная вера»

Святые XI века

Путь из варяг в греки

В 986 году Полоцкое княжество, лежащее на пути «из варяг в греки» крестил исландский викинг Торвальд Кодранссон. В 985 году в Константинополе он получает от Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики». В 986 году Торвальд приезжает в Полоцк и строит здесь церковь и монастырь святого Иоанна Крестителя.

В 1030-1050 годах строятся Софийские соборы в Полоцке, Киеве, Новгороде, как напоминание о Софийском Соборе Константинополя.

В конце X — начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Руской митрополии Константинопольского патриархата.

В 1300 году в правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.

1373 Киевская и Московская («молящаяся за ханов, освобождается от всех даней») митрополии боролись за доминирование в регионе. Болгарский монах Киприан был послан Константинопольской Патриархией в Литву и на Русь для примирения. После посещения Москвы он писал «Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский». Киприан был избран митрополитом Киевским, Литвы и всея Руси

1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей.

1453 захват турками Константинополя и падение автритета Константинополького Патриархата.

1458 После разделения Киевской митрополии, митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси, а с 1461 года московские митрополиты, имевшие кафедру в Москве — Московскими.

1596 подписана Брестская церковная уния и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви (до начала XIX века).

Літоўская мітраполія

«Літоўская мітраполія была створана ў 1299 року. Як вынікае з дакумантаў, да яе стварэньня ў Літве існавала літоўская дыяцэзія, то бо біскупства. ад 1299 яно было паднесена на ровень мітраполіі. Сядзіба мітрапаліта месьцілася ў Наваградку. Мітраполія ўлучала Наваградскае, Полацкае і Тураўскае біскупствы. Мітрапаліт таксама меў сваіх намеснікаў у Горадні і Вільні – “из старины”, як адзначана ў лісце ад 1451 р.»

Поўны тэкст артыкулу А. Дайліды

«Православие»

Термин «православная вера», неизвестный до конца XIV века, стал вытеснять термин «ортодоксия» или «истинная вера» в документах Московского государства при Иване Грозном. К XVII веку понятие «истинная вера» было полностью заменено на «православие» или «русская вера». Униатство в московских документах того периода именовали «белоруская вера».

Старообрядцы

После церковного раскола в РПЦ в середине XVII века часть староверов переселилась в ВКЛ на белорусские земли. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4% населения всего ВКЛ.

Христианство латинского (римского) обряда
католицизм

1387 Крещение Литвы

1323 Стремясь к европейскому признанию и ища поддержки в борьбе с Тевтонским Орденом, в. кн. Гедымин пишет письма (оригинал / перевод) папе римскому Иоанну XXII, властям ганзейских городов, немецким францисканцам и доминиканцам. В письмах Гедимин заявлял о своем желании принять христианскую веру и приглашает рыцарей, лекарей, ремесленников, купцов, земледельцев, а также священников, и сообщает, что уже выстроены две церкви — в Вильне и Новогрудке.

1385 Подписана Кревская уния(династическая уния с королевством Польша). В. князь Ягайло был крещен по католическому обряду и становится королем Польши.

1387 Ягайло и Витовт проводят совместное крещение Литвы. Папа Урбан VI в 1389 году признает статус Великого княжества Литовского как католического государства.

В архивах Тевтонского Ордена сохранился «Спис городов», поддержавших Свидригайло во время Гражданской войны 1432-1438, расколовшей страну по религиозному признаку (Свидригайло опирался на диссидентов греческой веры). Разделение прошло по линии Полоцк-Борисов-Мозырь.

Таким образом, на белорусских землях обосновались две христианские конфессии, что в дальнейшем породит много конфликтов и попыток влияния соседних стран через церковное противостояние.

Реформация. Протестанты. Лютеране и кальвинисты.

Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений. С ним связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере.

Кальвинизм также порожден Реформацией. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием.

Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин — «гельветских (швейцарских) сборов». В XVI в. в княжестве насчитывалось 158 общин. Первая кальвинистская община появилась в Бресте (1553).

В 1565 году кальвинисты Виленским привилеем были уравнены в правах с католиками и православными. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве (В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий — в православии остались только 16)

Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный. Он, опасаясь польского влияния с одной стороны и православного московского — с другой, прилагал все усилия к распространению третьей религии, способной объединить шляхту ВКЛ.

Иезуиты

В 1563 году (после освобождения Полоцка от войск Московии, уничтоживших библиотеку Софийского Собора) Стефан Баторий призвал в страну иезуитов — «армию папы». Орден оказал большое влияние на образование и просвещение в ВКЛ: Виленская Академия (остававшаяся центром национального духа до XIX века), Полоцкий коллегиум (а позже — Академия, был престижным европейским учебным завелдением, его выпускник — Максимилиан Рылло — был первым иследователем остатков древнего Вавилона), сеть школ и коллегиумов по всей стране.

Наследие иезуитов — первая аптека (Гродно), первые башенные часы, типографии (большинство книг XVII века в ВКЛ были напечатаны иезуитами), принесли барокко в восточную европу (первое барочное здание — Несвижский фарный костел).

Колегиум иезуитов, Минск 1910

Брестская церковная уния 1596
греко-католичество — «белоруская вера»

1569 заключена Люблинской унии и образована Речи Посполитой Двух Народов.

1573 принят акт Варшавской Конфедерации, напраленный на то, чтобы уравнять в правах представителей всех религий (религий, а не просто конфессий — и это на фоне религиозных войн в Европе, порожденных Реформацией).

1596 принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).

«Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Значимой фигурой в униатстве был архиепископ Полоцкий Иосфат Кунцевич. Он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения».

В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется «белоруской верой». Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.

Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако Московский патриархат, живший по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывал давления на внутренние дела ВКЛ.

Базилиане

Базилиане (Ordo Sancti Basilii Magni) — общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.

На основе монастырей, принявших Брестскую унию, был создан Орден Пресвятейшей Троицы. Впоследствии орден был переименован в честь святого Иосафата Кунцевича. Большой упор в деятельности ордена был сделан на воспитание молодёжи. На этом поприще базилиане, при поддержке иезитов, стремились поднять уровень своих учебных заведений до их стандартов (лучших в Европе). Братом Базилианского Ордена был Симеон Полоцкий («hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»)

Иудаизм

В 1389 году Витовтом был издан привилей евреям Гродно, который освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе. С тех пор иудаизм стал неизменной составляющей религиозной картины белорусских земель. Традиция не прерывалась веками, и в XX веке большинство лидеров Израиля были эмигрантами из Беларуси. Даже «черта оседлости 1791 года», проведенная Екатериной II в стремлении не допустить евреев в Имерию, включала в себя только исторические земли ВКЛ.

После образования БССР, с 1920 по 1936, в стране было четыре государственных языка — белорусский, русский, польский, идиш.

Ислам

В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражжение от Тимура и был принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лида. Вслед за ним пришли татары с семьями и собственностью — в страну, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после переселения, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках. Так в религиозную картину вплетался ислам.

Пришедшие татары, сохранив свою веру, приняли литвинские (белорусские) имена и язык. И оставили характерные памятники письменности — китабы. Белорусские тексты, записанные арабским алфавитом.

Московский Патриархат РПЦ

Религиозное многообразие было одной из причин «Кровавого Потопа» 1654-1667 гг. Наказ московского царя Алексея стрелецкому войску: “Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть” был равносилен объявлению геноцида — под определение попадало более 80% населения.

К концуу XVIII века униаты составляли 40-70% населения ВКЛ, православные 6,5% (до 250 тысяч человек).

После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.

В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ «Кошмар»)

Благочиние

Распространение христианства в западно-русских землях Древней Руси началось задолго до ее Крещения в 998 году. История эта связана со святым апостолом Андреем Первозванного.

В земли Белой Руси — в Полоцкое княжество вера Христова шла через прямые контакты с Византией и Скандинавскими странами. Однако решающим фактором стало крещение князя Владимира и киевлян в 988 году. После этого христианство приняла высшая знать Полоцка — приближенные князя Изяслава (сына святого равноапостольного Владимира).

Эта дата и стала началом Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. Духовную жизнь в Белой Руси XII века формировали столпы веры и великие подвижниках Православия, преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+ 1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии Мина (+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), Туровский святитель Кирилл (+ ок. 1182 г.) — образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и получивший еще при жизни имя «Златослова».

В XII веке Русь постигло величайшее бедствие: нашествие монголо-татарского полчища Батыя «Татарское иго».

Киевская митрополичья кафедра до XIV века была единой для православных Восточной и Западной Руси. Под влиянием политических обстоятельств единая на Руси Церковь в XV столетии разделилась на две митрополии, каждая из которых считала себя воспреемницей древней Киевской кафедры.

В 1316 или 1317 году Константинопольский Патриархат учредил самостоятельную Литовскую митрополию. Однако уже в 1328 году Московский митрополит всея Руси Феогност просил Константинопольского Патриарха не назначать в Литовскую митрополию особого правящего архиерея, ибо Московский Владыка вместе с Великим князем Иваном Калитой стремился объединить Русь под одним святительским омофором и единой княжеской властью.

После кончины митрополита Московского и всея Руси Феогноста в 1353 году, Великий князь Ольгерд уже через год добился открытия Литовской митрополии. Константинопольский Патриарх сделал это для предотвращения возможных смут и междоусобной войны между Литовскими и Московскими Великими князьями.

В 1382 году сын Ольгерда Ягайло принял престол Польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло примет римо-католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил римо-католичество государственной религией, а Православную Церковь лишил покровительства государства.

Однако милость Божия не оставляла православных жителей Белорусских земель, и накануне суровых испытаний, постигших Православную Церковь в XVI — XVII веках, две чудовторные иконы Пресвятой Богородицы были явлены на земле Белой Руси. В 1470 году в ветвях дикой груши дети обрели каменную иконы Божией Матери, получившей название Жировицкой, а 40 лет спустя в 1500 году жители Минска обрели образ Приснодевы Марии на водах реки Свислочь Со времени рокового введения династической унии в 1386 году положение православных постоянно ухудшалось из-за деятельности светской и духовной властей в угоду папскому престолу.

В 1591 году на тайной встрече несколько епископов решили подготовить присоединение православных епархий к Римо-Католической Церкви. Не поставив в известность ни духовенство, ни паству, они обратились к королю за содействием в путешествии в Рим для утверждения унии. 23 декабря 1595 года в большой зале папского замка происходило торжественное заседание Священной коллегии, во время которого двое униатов присягнули от своего имени и от лица остальных западнорусских архиереев на вечное присоединение Православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Польше к Церкви Римской.

6 октября 1596 года в Бресте униаты и православные собрались в Бресте, но в разных местах: униаты — в кафедральном соборе, а православные — в частном доме..

Уния утвердилась на Белой Руси на 243 года. Единственной православной епархией в период с 1633 по 1793 год была Могилевская (Белорусская) епархия с кафедральным центром в Могилеве-на-Днепре.

В 1632 году Москва выступила войною против Польши. Новоизбранный король Владислав IV был вынужден признать за православными гражданами королевства право иметь свой епископат. В 1775 году на Могилевскую кафедру был посвящен архимандрит Георгий Конисский (+1795 г.), ректор Киево-Могилянской Академии. Он открыл в Могилеве Духовную семинарию и организовал в Архиерейском доме типографию.

После разделов Речи Посполитой (1772 — 1795 гг.) начался процесс возвращения униатов в Православную Церковь.

В феврале 1839 года в Полоцке униатскими епископами было составлено соборное постановление о воссоединении униатов с Православной Церковью. Торжество Православия в Беларуси состоялось 25 марта 1839 года.

А. Соколовский