Православие против либерализма

Кто такие либералы. Либерализм как политическая идеология

Либерализм — это политическая идеология, признающая главными ценностями свободу и права человека. Главные из этих прав — свободно распоряжаться собой и своей собственностью. Говоря кратко, либерализм — это «идеология свободы». Само слово происходит от латинского liber — «свободный».

Либералы — это сторонники либеральной идеологии. В политике либералы выступают за демократию, политическое равенство. В экономике поддерживают свободный рынок и частную собственность. В сфере культуры и идеологии выступают за плюрализм — признание права на разные взгляды, вкусы и мнения.

Свобода личности не противоположна интересам общества, а наоборот является главной движущей силой общественного развития, полагают либералы.

Наряду с консерватизмом и радикализмом, либерализм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от консерваторов, либералы выступают за преобразование общества путем реформ, за снижение роли государства в обществе. В отличие от радикалов, не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.

Суть либеральной идеологии

  • Главные ценности либерализма — демократизм и индивидуализм, права человека. Человеческая жизнь признается абсолютной ценностью.

  • Либералы выступают за частную собственность и экономические свободы — рыночную экономику, конкуренцию, минимальное государственное вмешательство в дела бизнеса.

  • Либералы выступают за демократию, политическое равенство всех людей, равенство перед законом и судом.

  • Либералы призвают ограничить объем и сферы деятельности государства, снизить вмешательство государства в жизнь граждан.

  • Либералы поддерживают курс на изменение общества путем реформ, постепенных ненасильственных преобразований.

Либералы и консерваторы. Либерализм и консерватизм: общее и отличия

Отличия между либерализмом и консерватизмом очевидны на уровне ценностей. Для консерваторов главными ценностями являются традиционные общественные институты — семья, государство, религия. Для либералов — индивидуализм и личная свобода.

При этом на практике либералы и консерваторы зачастую выступают за одни и те же вещи. Ведь и либералы, и консерваторы относятся к «правым»:

  • И либералы, и консерваторы считают частную собственность основой общества, поддерживают рыночную экономику.

  • И либералы, и консерваторы выступают против революций, радикальных перемен.

Таким образом, либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма. В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».

В демократических странах избиратели могут голосовать то за либералов, то за консерваторов. Так, в двухпартийной системе США Демократическая партия считается более либеральной, Республиканская — более консервативной. Партии периодически сменяют друг друга у власти в результате выборов, отчего политический курс становится то более либеральным, то более консервативным.

Дональд и Мелания Трамп голосуют на выборах президента США. 2016 год. Фото: Reuters

Что такое экономический либерализм

Экономический либерализм — это часть либеральной идеологии, касающаяся рынка и частной собственности. По мнению либералов, политическая свобода и социальная справедливость неотделимы от экономической свободы и частной собственности. Либералы выступают за рыночную экономику, поддерживают максимальную свободу торговли и конкуренции, свободу предпринимательства.

Либералы выступают за минимальное вмешательство государства в дела бизнеса, за снижение налогов и законодательных ограничений для предпринимателей. По мнению либералов, наилучшим образом экономику регулирует «невидимая рука рынка» — закон спроса и предложения.

Противоположность экономическому либерализму — централизованная плановая экономика. Также либералы расходятся во взглядах с представителями меркантилизма, кейнсианства и других направлений экономической мысли.

Либерализм в России: самая краткая история. Западники, славянофилы и «либерасты»

В Россию слово «либерализм» попало в XVIII веке из Франции. В дальнейшем слово «либерал» стали использовать как антоним слову «государственник» — сторонник сильной центральной власти.

Екатерина II (1762-1796) сама разделяла многие либеральные идеи просветителей, однако не смогла или не захотела в полной мере воплотить их в жизнь.

При Александре I (1801-1825) в стране действовали тайные общества декабристов. Многие из заговорщиков придерживались либеральных идей, мечтали об установлении ограниченной монархии или республики.

При Николае I (1825-1855) основными представителями либерализма в России были славянофилы и западники. Западники выступали за развитие России по европейскому образцу, славянофилы — за особый русский путь. Однако и те, и другие считали необходимой отмену крепостного права и ограничение самодержавной власти царя.

При Александре II (1855-1881) появилась так называемая «либеральная бюрократия» — чиновники, которые по поручению царя проводили Великие реформы. Было отменено крепостное право, созданы независимые состязательные суды, земстав и городские думы, армия перешла к всеобщей вониской повинности вместо 25-летней рекрутчины.

При Александре III (1881-1894) главной опорой либеральной интеллигенции стали земства — органы местного самоуправления. При Николае II (1894-1917) деятели земского движения создали первую либеральную политическую организацию — нелегальный «Союз земцев-конституционалистов».

С 1905 года, когда были разрешены партии и объявлены выборы в Госдуму, либералы создали Партию конституционалистов-демократов (кадетов). Она играла заметную роль в парламенте вплоть до революции 1917 года. После Февральской революции либералы-кадеты входили во Временное правительство, однако их вместе с правительством смела Октябрьская революция.

С приходом к власти большевиков и установлением однопартийной системы либерализм в России прекратил существование: уцелевшие российские политики-либералы продолжали свою деятельность уже в эмиграции.

«17 октября 1905 года». Картина Ильи Репина. 17 октября 1905 года царь Николай II подписал манифест, даровавший населению демократические права и свободы, провозгласивший выборы в Думу

В современной России ведутся споры о том, можно ли говорить о либералах и консерваторах в традиционном смысле. Сейчас, например, в стране существует Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Однако действия и заявления руководства партии далеко не всегда отражают либеральные идеи.

В России слово «либерализм» с самого начала многими воспринималось как синоним вольнодумства, излишней терпимости, низкопоклонства перед Западом. Так, герой романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Иван Шатов заявляет: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».

В современном интернет-сленге есть насмешливое слово «либераст», которым называют всех подряд: и авторов рыночных реформ 1990-х годов, и сегодняшних министров, и радикально настроенных оппозиционеров.

Карикатура с подписью, высмеивающей либералов

Кто сказал «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»?

Один из столпов либерализма — свобода слова. Иногда суть либерализма передают следующей цитатой: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать». В другом переводе: «Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить».

Это высказывание приписывают французскому просветителю XVIII века Вольтеру, однако на самом деле она впервые появилась в 1906 году в биографии Вольтера, написанной англичанкой Эвелин Холл. Оригинал звучит так: «I disapprove of what you say, but I will defend to the death your right to say it».

Фраза стала крылатой еще при жизни Эвелин Холл, и ей приходилось объяснять, что в действительности Вольтер не писал этих слов: «Я не хотела создать впечатление, что это подлинные слова Вольтера… Это всего лишь парафраз его слов из «Очерков о терпимости» — «Думайте и позволяйте другим думать тоже»».

Бюст Вольтера. Жан-Антуан Гудон. 1778

О либералах и Церкви

Виталий Аверьянов

В последнее время на портале «Православие и мир» выходит немало материалов, поднимающих тему православной политики, христианской партии, Церкви в ее взаимоотношениях с политиками и т.д. Связано это не в последнюю очередь с общим пробуждением гражданской активности в обществе, «встряской», которая иногда производит впечатление срежиссированности, неслучайности тех или иных ходов и акций. Судите сами: еще год назад оппозиционно настроенным организациям просто не дали бы возможности провести массовые митинги. Сегодня разрешают проводить их с числом заявленных участников в несколько десятков тысяч. Это же, как говорил известный персонаж, неспроста.

Было бы несправедливо, если бы на густой росе гражданских чувств опять выросли бы одни либеральные грибы и заполонили бы все СМИ своими штампами и лозунгами про увеличение степеней свободы, и возврат от полусвободы к полной свободе.

В этой связи непраздным представляется вопрос о политической партии или движении, которое сумело бы опереться на православие не номинально, а предметно, не в смысле получения рейтинговых благословений, а в смысле соприкосновения политики с реальной благодатью, которая содержится в наших духовных и культурных традициях, в толще нашей истории. Полагаю, что сама постановка вопроса о партии, отстаивающей православные ценности, вполне разумна и даже полезна.

Но сегодня хотел бы затронуть другую тему: тему совместимости либерализма и православия. Попытки совместить их встречались нередко, особенно в 90-е годы. Дело это трудное и неблагодарное, свидетельством чему и новая статья священника Филиппа. И неблагодарное не только потому, что такой идейный коллаж не симпатичен церковному большинству и не созвучен его убеждениям. Дело еще и в том, что здесь есть некоторое противоречие в основании, которое сквозит из контекста. Так отец Филипп приводит цитату из Брокгауза и Эфрона, где черным по белому значится: в религии либерализм противополагается ортодоксальности. И эта цитата остается по существу без комментария. Как это понимать? Разве можно не отвечать на столь сущностные и радикальные вопросы, заложенные в самом предмете, о котором идет речь?

Сопоставляются две максимы, новозаветная: «все мне позволительно, но не все полезно», и либеральная: «допустимо все, что не нарушает свободы другого». Здесь мы видим как будто две параллельные реальности. Так же как в 10 заповедях на первом плане стоит не забота о «нарушении свободы других», а забота о самом потенциальном нарушителе, о его душе, о тех корнях, из которых может вырасти грех. Ведь бывает и такое, что свобода окружающих ничем не нарушена, а в душе человека – ад. Между либеральной и библейской заповедями в таком случае разверзается бездна.

Возможен ли христианский либерализм как политическое явление? Очень сомнительно, особенно на нашей почве, в наше время. Не вижу никаких оснований для православного человека как он есть сегодня предпочесть хиленькую и не слишком «благонадежную» в смысле подлинности ее христианских убеждений линию либерального консерватизма другим, более мощным традициям отечественной мысли, таким как национальный консерватизм в стиле русских почвенников и цивилизационщиков или евразийство в духе Н.Трубецкого и П.Савицкого с их идеей «бытового исповедничества» православия.

Ни В.Соловьев, ни С.Франк, ни С.Левицкий (к ним можно добавить П.Струве, Г.Мейера, а также более мелкотравчатых либерал-консерваторов уже постсоветского образца), откровенно говоря, не тянут на ту идейную традицию, которая могла бы сегодня подпитать формирование «политического православия» в России. Не ассоциируются эти лица со столпами Святой Руси – и ничего с этим не поделаешь.

А вот столпами чего являются консервативные либералы – это вопрос интересный.

Не берусь дать на него исчерпывающий ответ, тем более что среди них сегодня могут оказаться люди ищущие, люди, находящиеся в идейном брожении. Выскажусь лишь по двум моментам: подоплеке либеральной идеологии в России и свободе как ее главной ценности.

Итак, либерализм и в политике, и в экономике – это не только инструмент общества. Это еще и инструмент капитала, причем, что особенно важно, капитала крупного, выступающего заложником самого себя. Кто перетянет – общество с его стремлением к расширению прав и свобод или капитал с его умением и возможностью обращаться с этими свободами, торговать ими, покупать элиты, формировать политические тренды? На одной чаше весов кучка людей, которым достались большие ресурсы. На другой – миллионы наших сограждан, связывающие свою личную судьбу с судьбами страны и Церкви (это их два важнейших «ресурса», самое главное, что у них осталось).

Розанов в начале века писал, что состояния у нас очень редко сколачивались кропотливым трудом и поступательными усилиями: «Все богатства в России от того, что кто-то у кого-то что-то украл или выпросил у царя в подарок». Очень похоже на наши 90-е годы, где «царь» провел целую кампанию по раздаче подарков алчущим (залоговые аукционы). Про «украденное» и рейдерски захваченное лучше здесь умолчу.

Итак Фемида либерализма (которая может приплести здесь и заповедь «не пожелай имущества ближнего») склонна к тому, чтобы вторая чаша весов первую не перевешивала, скорее даже наоборот. Хотя очевидно, что сами состоятельные «ближние», имущество которых неприкосновенно и собственность которых священна, не так давно «пожелали» всего того, что эта заповедь запрещает. И пока они живы, пока их активы не перешли по наследству их правопреемникам, это несоответствие будет стоять костью в горле российского либерализма и не позволять ему смело смотреть в глаза обществу.

Еще один интересный вопрос – а как относятся сегодня к Церкви внецерковные либералы? Многие ли из них готовы отстаивать православные ценности и позиции? Самая либеральная из партий, которые последнее время проявляли амбиции, партия Прохорова показала себя как антиклерикальная, антицерковная – и это характерно.

Есть здесь и еще одна тема – либерализма в вере, в религиозных институтах, в их развитии. Не буду ее сейчас развернуто излагать. Но важно отметить, что в этой сфере либерализм, как правило, ведет к реформаторству, обновленчеству, стремлению осовременить Церковь, обмирщить ее нравы и установления.

С большим нажимом и пафосом либералы требуют почитать ценность «свободы». Якобы, достаточно освободить человека от внешних ограничений, поставить пределом его свободы только свободу другого человека, а как именно он этим воспользуется – никто не вправе ему указывать. Однако безногому никто не мешает танцевать, но сказать, что он может «свободно танцевать», нельзя. Точно так же представление о негативной свободе не способно дать ответ на вопрос: свободен ли человек, который сам не знает, чего он хочет?

Прекрасный документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», к которому трудно что-то добавить, мог бы разрешить все сомнения церковных либералов. Но почему-то не разрешает. Либералы-интеллигенты часто напоминают, нет, не сложных детей, которых нужно твердо и последовательно воспитывать, а скорее подростков, которых лучше оставить в покое, чтобы они изжили, вывертили из себя свой «пубертат» и стали полноценными гармоничными деятелями. Но этим субъектам нельзя все-таки доверять большой политики и тем более судьбы Церкви.

Они хотят выглядеть и казаться очень взрослыми, самостоятельными индивидуумами, выросшими из условий консервативной и государственной опеки. Но почему тогда они столь щепетильны в отношении границ своего «я»? Почему их кожа столь болезненно реагирует и не выносит малейшего прикосновения к их «свободе»?

Зрелый индивид, которого не проймет агрессивная реклама порока и пропаганда зла, который сам способен решить свои правовые и финансовые вопросы, заплатить налоги и спланировать семью – это все-таки результат долгого воспитания и образования. И в этом смысле либеральный образ нормального человека, который всем навязывается – это нечто глубоко антипедагогичное. Такая установка отражает, может быть, даже склонность к развращению и растлению малолетних, выражаясь метафорически.

В народном мировоззрении всегда присутствовало понимание двойственности свободы: как высокой ценности и одновременно как опасности, связанной со своеволием. О последней говорят пословицы: «Своя воля страшнее неволи», «Воля заведет в неволю», «Волю неволя учит». По выражению отечественного мыслителя Н.Г. Дебольского, проблема политической свободы постоянно ставится как проблема освобождения, обретения свободы, тогда как на деле труднее всего не завоевать, а сохранить обретенную свободу и не впасть при этом в новое рабство.

Христианская свобода расцветала в условиях социальной несвободы, гнета и даже гонений. Где примеры и доказательства того, что «либеральные свободы» дают дорогу той внутренней свободе, о которой говорил Христос? В Евангелии сказано, что свободными нас делает истина. А в чем либеральная «истина» – в знании законов, в мастерстве ловкого адвоката?

Человек может быть подлинно свободным только при условии своей духовной самостоятельности. А это значит: сначала авторитет, а уже потом инициатива, сначала труд и дисциплина, а уже затем широкие возможности. Наши идейные и геополитические противники способствовали тому, что свобода в современной России на уровне массового сознания понимается как независимость «я» от «мы», частника от государства, человека – от собственной страны и культуры, индивидуума – от общего дела. Свободу, эту святыню духа, сделали основанием для десуверенизации России, для уничтожения солидарности между нашими людьми. На уровне отдельного человека проповедь свободы использовали как оправдание нигилизма, цинизма, распущенности, праздности и даже бесхребетности (то есть свобода обращается в собственную противоположность!). Узкое понимание свободы, свойственное уголовному миру («откинуться», выйти по амнистии) было узаконено, а широкое и мудрое понимание свободы нашим народом и нашими философами забыто и отброшено как наследие отсталости, коллективизма и векового рабства.

Диагноз современности в ее «глобалистском» варианте позволяет прийти к выводу, что свобода частной жизни не оберегает человеческую личность от подавляющего влияния посторонней воли. Сегодня «свободный» человек мал и слаб, зависим от сильных мира сего, подвержен рекламе и моде сомнительного достоинства, определяющей многие его решения.

Либерализм сегодня явно испытывает дефицит эсхатологических чувств, сомнений и подозрений. Он очень подозрителен ко всему, в чем ему видятся признаки восстановления коммунизма, «тоталитаризма», фундаментализма. Но он совершенно не подозрителен, не разборчив и чрезвычайно благодушен по отношению к тем силам и субъектам, которые стоят за разворачивающимися транснациональными процессами: уничтожением своеобразных культур и традиций, стандартизацией политической жизни, подменой векторов развития на векторы деградации через так называемый постиндустриализм, нагнетанием мирового хаоса с волнами новой массовой варваризации и люмпенизации, расчеловечиванием цивилизации.

Аверьянов Виталий Владимирович, философ, директор Института динамического консерватизма

Либерализм в христианстве

Христианство
Портал:Христианство

· ‎

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства

Ветви христианства
Католицизм · Православие
Протестантизм
Антитринитарии

Либерализм в христианстве проявляется в богословских взглядах, в отношении к заповедям (Божьим, церковным, человеческим традициям), к образу жизни, науке, политике и другим сферам жизни.

  • 1 Основные особенности либеральных взглядов в христианстве
  • 2 Современные проявления либеральных взглядов
    • 2.1 Богословие
    • 2.2 Стиль богослужения
    • 2.3 Наука
    • 2.4 Образ жизни, нравственность
    • 2.5 Убийство в ходе защиты
  • 3 Критика
  • 4 Интересные факты
    • 5.1 Мнение представителей различных конфессий
  • 6 См. также

Основные особенности либеральных взглядов в христианстве

Либеральное христианство открыто к нововведениям, настроено на интеграцию в современное общество, сотрудничество с государством. Либеральные христиане считают, что в Писании нет ошибок в вопросе спасения и христианской веры, но могут встречаться неточности в изложении исторических фактов и других деталей.

Либеральное богословие подразумевает, прежде всего, наличие широкого диапазона трактовок Библии. Термин «либеральный» также используется для негативной оценки учений, которые, по мнению их критиков, проявляют излишнюю снисходительность к трактовкам Библии в угоду плотских желаний. Например: «Не дай Бог обидеть свой или чей-то грех, назвав его грехом».

Среди либералов открыто распространяется процесс секуляризации — объединения мирского и христианского начал в единое целое.

Современные проявления либеральных взглядов

Христианские либералы, как правило, исходят из значения свободы как базисной ценности человеческого бытия и одной из основ богоподобия человека. Прочие их идеи и концепты весьма различны и связаны с разнообразными приложениями свободы к сфере религиозного опыта и метафизической спекуляции. Критики либерализма в христианстве часто рассматривают его как отступление от Библии. Либеральные взгляды могут касаться многих аспектов христианской веры:

Богословие

  • Отрицание буквальной точности Библии в решении духовных и бытовых вопросов
  • Экуменизм, конформизм в богословских вопросах
  • Позволение женщинам нести пасторское служение (на основании слов Писания Гал.3:28 и 1 Пет.2:9). С точки зрения критиков, это противоречит посланиям Нового Завета: 1-е Коринфянам 14:35 и 1-е Тимофею 2:12)

Стиль богослужения

  • Нетрадиционная практика богослужения, направленная на привлечение людей в церкви (см. также литургия).
  • Использование «мирской» музыки в богослужебной практике; нейтральное или одобрительное отношение к роли современной музыки в повседневной жизни христиан

Наука

См. также Креационизм в христианстве

  • Отрицание буквального сотворения мира.
  • Согласие с теорией эволюции. По мнению критиков либерализма в христианстве, эта доктрина имеет материалистические корни.

Образ жизни, нравственность

  • Христианский гуманизм. С точки зрения критиков, гуманизм предполагает попустительство ко греху (в общем смысле).
  • Отсутствие осуждения гомосексуальности и трансгендеризма, назначение священниками гомосексуалов и трансгендеров.
  • Редкое применение или полное отсутствие церковных взысканий к отступникам и согрешившим членам Церкви

Убийство в ходе защиты

В частности, Русская православная церковь в лице некоторых фундаменталистов не осуждает убийство, если оно «является как мера защиты дома и живущих в нем от грабителя», несмотря на то, что Библия запрещает лишать людей жизни (заповеди: Из ВЗ «не убий», из НЗ «возлюби ближнего твоего» Марк 12:31, «молитесь за обижающих вас» Лука 6:28, «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.» Римлянам 12:14). Представители фундаменталистского крыла РПЦ объясняют это тем, что «Буквализм в отношении заповедей (без понимания духа и смысла) очень опасен». В Писании также сказано «нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за друзей своих» Ин. 15. 13. В качестве примера можно привести Сергия Радонежского, причисленного к лику святых, который благословил Дмитрия Донского на битву с татарским войском. Также во время ВОВ РПЦ МП призвала последовать примеру предков и изгнать врагов из Отчизны.

Подобные либеральные взгляды на службу в армии для христианина имеют многие западные богословы различных христианских конфессий.

Критика

С критикой либерального христианского богословия выступают отдельные представители всех основных христианских конфессий:

  • Православные христиане
  • Евангельские христиане
  • Лютеранство и другие реформатские церкви
  • Католики

Многие критически настроенные христианские богословы осуждают либералов из собственной конфессии, равно как и либеральную мысль в христианстве в целом. Некоторые христиане (в том числе богословы) считают что либеральное богословие в общем — причина великих войн и других социальных проблем общества (особенно в XX веке), так как либерализм — отступление от христианских истин, указанных в Слове Божием.

Консервативные христиане считают, что в Библии имеются тексты, где Бог осуждает отношение либералов к христианской вере:

  • Уступки властям и активное участие в политике
Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
(Мк.12:14-17)

  • Отсутствие ревности
знаю твои дела; что ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч!

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.

  • Влияние мира
Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
(Иак.4:4)

Интересные факты

  • В США некоторые верующие христиане переходят из чрезмерно, по их мнению, либеральных протестантских церквей в православие. Этих людей в православии привлекает фундаментализм и консервативное строгое следование традициям

== Сноски == Не являются ли эти факты давлением одной религии другой? Я думаю нужно исключить религиозную рознь из обсуждений.

  1. Может ли женщина быть пастором? — Мнение консервативных баптистов
  2. страница о пасторах Женщина-пастор в либеральной церкви Хиллсонг
  3. Вероучение традиционных пятидесятников о богослужении
  4. Голосование на сайте BaptistYouth.ru Баптистская молодёжь голосует за современную музыку
  5. www. jesuschrist.ru/news/2007/5/6/12872 — Константин Кинчев и православие — Новости о рок-музыке в православной среде
  6. Давид Клауд «Современная христианская музыка» — Консервативные баптисты о духовной музыке
  7. «Слово Наставления, 7 выпуск»- Консервативные пятидесятники о духовной музыке
  8. www.pravoslavie.ru
  9. Совместимы ли армия и христианство?
  10. О либеральном богословии на сайте журнала «Голос Истины»
  11. Попытка отрицать либерализм в России
  12. Дж. Мак-Артур РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ
  13. «За последние годы на американском континенте происходит массовый переход людей в православие» (рус.). Christianity Today (28 Мая 2007). Проверено 6 июня 2007.
  14. «Протестантский пастор из США Джон Фентон принял православие» (рус.). Православие и мир (14 ноября 2006 г.). — Статья со ссылкой на блог Джона Фентона. Проверено 6 июня 2007.
  15. MacDonald, Sally; translation by Mark Markish «Нетрадиционная идея: пастор ведёт свою … паству к обращению в древнее, таинственное Православие» (рус.). «Образование и Православие». — перевод статьи из «Seattle Times», 3 февраля 1997 года.. Проверено 6 июня 2007.
  16. (рус.). Интерфакс-Религия (22 января 2007 года, 15:14). Проверено 6 июня 2007.

Ссылки

Мнение представителей различных конфессий

  1. Священник Вадим Семчук, «Истина: проблемы восприятия», см. также Андрей Кураев, «Вызов экуменизма» — точка зрения православных христиан.
  2. Олег Щербак, «Либерализм в христианстве» — лютеранин о либерализме в христианстве.
  3. Владимир Солодовников — «То, о чём я думаю на самом деле» — лютеранин, бывший баптист о либерализме в среде русского протестантизма см. также.
  4. Болезнь либерализма — баптист Игорь Колгарев о либеральном богословии.
  5. Либерализма в России нет — ответ И. Подберезского на статью И. Колгарева.
  6. О болезни либерализма — а все-таки он есть — ответ И. Колгарева на статью И. Подберезского.
  7. «Кризис христианства» — Владимир Пудов, президент Синода Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания в России
  8. «В защиту либерального христианства» — Яков Кротов, священник Украинской автокефальной православной церкви (обновлённая)
  9. «Критика христианского либерализма» — Нибур Райнхольд, американский протестантский философ и теолог.

См. также

  • Консерватизм в христианстве
  • Христианская демократия