Православие и бизнес

Газета «Вестник» №33

Продолжение. Начало в №32.

Юхневская Ольга Леонидовна, индивидуальный предприниматель, мастер спорта по дзюдо, тренер по фитнессу, владелица спортивного клуба»Джамп», г.Тверь

Юхневская Ольга Леонидовна — Что бы вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
— Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, должна соотноситься с Божественной волей. Труд благословен Богом, если он направлен на благо людей. У российского предпринимательства тысячелетняя история, и издавна в его основе были духовно-нравственные мотивы, которые преобладали над материальными. Многие люди, далекие от Церкви, скажут, что предпринимательская деятельность, не направленная на получение выгоды, — утопия. Да, мы должны заботиться о себе, о своих семьях, о достойном уровне жизни. Забота о собственной пользе не отвергается христианством. Забота о себе — исходный путь доброделания, но не потакания своим душевным и телесным похотям. Поэтому предпринимательская деятельность не должна ориентироваться только на конкретный материальный результат и личное потребление. В первую очередь, она должна быть общественно полезной и соответствовать нравственным устоям, данным в учении Церкви. Являясь творением Божиим, человек отвечает за все, что создано на земле Богом. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», — эта заповедь говорит нам о внимательном отношении не только к своим близким, но и к своим подчиненным, партнерам по бизнесу, клиентам, т.е. ко всем участникам хозяйственной деятельности.
При этом мы не должны забывать и о людях, нуждающихся в помощи. Благотворительность всегда играла существенную роль в жизни нашего общества. Всем известны русские меценаты П.М. Третьяков, С.И. Мамонтов, С.Т.Морозов, П.П Рябушинский и многие другие. Будучи богатыми людьми, они не забывали помогать нуждающимся. Материальные ценности сами по себе не делают человека счастливым. Помощь ближнему — только такая мотивация делает человеческий труд ценным, приносящим внутреннее удовлетворение и радость.
— Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
— Каждый христианин старается идти по жизни путем спасения, а для это необходимо прикладывать определенные усилия. Православная вера предлагает ряд нравственных ограничений человеку, желающему достичь Царства Небесного. Это касается не только бизнеса, но и любой сферы человеческой деятельности, будь то супружеские отношения, воспитание детей, отдых.
В бизнесе главное — отношения, и они должны строиться на уважении прав и законных интересов всех участников. Любовь к своему делу и людям, профессионализм и честность в отношении с клиентами, подчиненными и партнерами сделает любой бизнес успешным, приносящим не только доход, но и душевное удовлетворение.
— Сложно ли в России заниматься бизнесом?
— Бизнесом вообще заниматься нелегко, особенно, женщине. Когда я начинала свой бизнес, грянул дефолт. Начальный капитал был неизмеримо мал. Помогала финансовая поддержка семьи. Но и физически было тяжело. Как и любой женщине, наряду с работой нужно было вести домашнее хозяйство, заниматься воспитанием ребенка. Но я очень люблю свое дело, наверное, именно это и помогло тогда остаться на плаву.
Высокие налоги, бюрократическая волокита, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства — неполный перечень того, с чем приходиться сталкиваться нашим предпринимателям. Но вера в Бога, отношение к людям, как к самому себе, профессионализм и желание работать — хорошее подспорье в этом нелегком деле.
Священник Алексей Зайцев, клирик Свято-Троицкого храма города Челябинска. До принятия сана окончил Уральский Горный Университет и Немецкую Академию Менеджмента (г.Целли, Германия).
— Отец Алексий, что бы вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
— К сожалению, приходится говорить об отсутствии духовной основы в нынешнем русском предпринимательстве. Причины этого достаточно очевидны.
Основание современного русского предпринимательства, заложенное в 90-е годы прошлого века, было уже бесчестным. За редчайшим исключением, преуспели в обогащении те, кто для достижения своих целей не останавливался перед преступлениями, откровенным воровством и обманом. За последние годы появилось больше возможностей для ведения честного бизнеса, но нельзя сказать, что ситуация здесь принципиально изменилась к лучшему. Бесчестное начало в развитии различных сфер бизнеса по-прежнему резко преобладает. Возможно ли в такой ситуации ожидать от людей бизнеса духовности и жертвенной любви к ближним? По слову святого Евангелия, худое дерево не дает добрых плодов. Современное русское предпринимательство, за редким исключением, стоит очень далеко от духовных, культурных и социальных проблем нашего общества. Вложения в эти сферы остаются незначительными и формальными. На Западе бизнесмены вкладываются преимущественно в те области, от которых зависит будущее государства, а отечественные представители бизнеса, по большей части, расточают средства на взятки чиновникам, собственный имидж, финансирование высокобюджетных профессиональных спортивных клубов.
В данной ситуации существенное влияние на развитие благотворительности могла бы оказать государственная власть, поставив необходимым условием для нормального развития бизнеса на всех уровнях обязательную поддержку духовной, культурной и социальной сферы. Пока в России успешно развивается бизнес, в основном, у тех, кто заручился поддержкой сильных мира сего и дает взятки чиновникам. А благотворительность остается не у дел. Увы, и государству принадлежит в этом деле, в целом, отрицательная роль.
Необходимо подчеркнуть, что в вопросах духовности предпринимательства и развития благотворительности Церковь не остается в стороне. Её задача в данном случае, с одной стороны, направлять внимание бизнесменов на духовные и социальные проблемы простых людей, а с другой — побуждать чиновников самого разного уровня к работе с предпринимателями в приоритетных для нашего Отечества направлениях. Мы являемся свидетелями того, что подобные усилия не остаются тщетными. В тех епархиях, где государство и Церковь активно сотрудничают с предпринимательской средой — налицо существенные положительные сдвиги: характер и уровень благотворительности принципиально меняются.
— Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
Для того чтобы заниматься успешным бизнесом и не сойти с пути спасения, необходимы три условия:
1) избегать откровенно преступных путей развития бизнеса;
2) жертвовать из своих доходов существенную часть на развитие духовной, культурной и социальной сферы;
3) не забывать о своей личной духовной жизни, ибо от Бога невозможно откупиться пожертвованиями за собственное духовное нерадение.
Церковь не призывает, чтобы все ее чада оставляли предпринимательство ради сохранения православного образа жизни. Однако в современном мире нередко складываются такие обстоятельства, когда развивать своё дело, не отступая от христианских принципов нравственности, оказывается невозможным, ибо продвижение бизнеса требует откровенно безнравственных и преступных средств. В этом случае следует предпочесть бизнесу единение со Христом и вечное спасение.
— Вы окончили Немецкую Академию Менеджмента. Как известно, менеджмент базируется на светской психологии. Может ли православный бизнесмен применять знания менеджмента на практике, не нарушая при этом заповеди Божии?
— Менеджмент, напомним, — это управление предприятием… Безусловно, теоретически можно управлять предприятием и развивать бизнес, не нарушая Заповеди Божии. Однако внешние обстоятельства, как правило, не зависят от наших желаний и не всегда этому способствуют. Здесь нужно проявить духовную мудрость, чтобы, продвигаясь по земному пути, не остановиться на пути к Небу.
Существенная проблема современного мира, в том числе и сферы бизнеса, — практически полное отсутствие жертвенности. Наши система воспитания и система ценностей приучают людей жить для себя, а не для других; помогать ближнему не ради добра, а ради прибыли в дальнейшем. Однако человек, который практически полностью живет для себя и не способен на жертву, находится вне благодатного единения с Богом.
Поэтому он легко поддается соблазнам этого мира и падает при искушениях.
Если бы мы были более расположены к жертвенному служению ближнему и внимательны к своей внутренней жизни, то и у нашего предпринимательства были бы духовные основы, а занятие бизнесом не ассоциировалось бы в народном сознании с безнравственностью и корыстью.
Александр Чернавский имеет успешный опыт предпринимательской деятельности в сфере культуры (организация выставок, выставок-продаж, съемок фильмов), бизнес-образования, консалтинга и книжной торговли.
— Что бы Вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
— Вчера русские предприниматели сказали мне, что в переводе с греческого экономика — домострой. А домострой — это жизненный уклад православного христианина. И тут — ни убавить, ни прибавить.
Святой старец-молитвенник Серафим Вырицкий был очень успешным предпринимателем до принятия монашества. В своей книге он рассказывает о Промысле Божьем в его жизни: «Не как ты хочешь, а как Бог даст». Основой его предпринимательства был поиск Воли Божьей и жизнь по заповедям.
На одном из семинаров с предпринимателями мы разбирали корпоративную этику через призму Декалога.
1. … не должно быть у тебя других богов. — Един Бог Христианский!
2. Не сотвори себе кумира. — Не поклоняйся Мамоне и никакой твари, бойся суеверий.
3. Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно. — Следи за своей речью, не допускай словесной неряшливости. Слово есть дело. Будь человеком слова. Преклонение перед святостью есть признак смирения и духовного здоровья.
4. Помни день субботний… знай о Божественном укладе, ритмах, циклах, Богу отдавай должное во времени и пространстве своей жизни.
5. Почитай отца… уважительные отношения строятся на уважение к рангу, возрасту, полу, традициям. Чтобы управлять, необходимо научиться подчиняться.
6. Не убивай. Можно убить словом, мыслью, желанием зла, небрежностью, безответственностью, неудержанием от зла, плохой организацией работы.
7. Не прелюбодействуй. Плотские страсти ведут ко всем другим страстям. Одной рукой созидая, другой разрушая, нельзя достигнуть внутренней гармонии и цельности.
Прелюбодейство разрушает семью, разрушает тело и дело. Рушатся государства, города, традиции. Целомудрие — источник Божественной силы и мудрости.
8. Не кради. Что легко приходит — то легко уходит. Доброе имя — капитал, который никогда не обесценится, а только будет возрастать в цене.
9. Не произноси ложного свидетельства… Клевета разрушает мир, ведет к войнам, ненависти и злобе. Все тайное становится явным. Очернил — и сам измазался. Груз на душе не дает возможности летать, творить, созидать.
10. Не желай… Зависть омрачает жизнь и ведет к союзу с дьяволом — первым завистником на Земле.
— Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
— Прежде всего нужно научиться благодарить Бога. Благо дарить, молить о спасении. Жить по десяти заповедям, и если Бог благословил иметь богатство и достаток, то уметь правильно ими распоряжаться.
Десятину отдавай Богу. Не обязательно это будет десятая часть дохода, выручки. Это может быть и десятая часть мыслей, времени, энергии, сил, памяти Тому, кто дал тебе достаток, талант, дарование. Правильное распоряжение дарами. Православный уклад. Если ты жил в православной традиции и Господь доверил тебе богатство, то нужно помнить, что все это временное, а в случае неуспеха относиться к этому так: «Бог дал — Бог взял». Не только богатство, но и саму жизнь.
Евгений Данилов — продюсер, журналист, ведущий радиопрограммы «Благовещенье»
— Евгений, что бы вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
— Существовавшее еще до революции русское предпринимательство базировалось на основах христианской веры, многие русские купцы были не просто православными, но глубоко воцерковленными людьми… На Рогожском кладбище в Москве так много могил людей, которые поднимали отечественную экономику до мирового уровня. Все много жертвовали на благотворительность, получали церковные награды, дворянский титул.
Но так, к сожалению, было в далеком прошлом. Сегодня Россия оказалась в кризисе, и в его основе лежит отнюдь не экономика, но кризис духовности. Современный бизнесмен российского разлива если и жертвует на Церковь, то лишь по принципу: как бы чего не вышло: лучше дам немного на благое дело — а не по внутреннему духовному порыву.
Служение Богу и Мамоне есть вещи несовместные. Сегодня бизнесмены, в большинстве своем, истово служат Мамоне, а это, как известно, одна из ипостасей диавола.
Все сие накладывает свой отпечаток на образ предпринимателя: кино, многочисленные сериалы, к сожалению, показывают нам весьма неприглядный образ нынешних нуворишей.
— Сложно ли в России заниматься бизнесом?
— В сегодняшней России это в высшей степени сложно. Сегодня, чтобы вести в нашей стране успешное дело, необходимо все время нарушать закон, обманывать, давать взятки, не платить налоги… Заповедь «не укради» в российском бизнесе — одна из самых нарушаемых.
Законы в России так устроены, и чиновниками сделано это во многих случаях специально, чтобы бизнесмен, как ни крути, просто был вынужден их нарушать.
— Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
— Это трудно, но возможно. Нужно сверять каждый свой шаг с заповедями Божьими, не делать людям гадостей, стараться не обманывать своих работников, держать свое слово. Купцы в старой императорской России под честное слово, без всяких письменных договоров, осуществляли многомиллионные сделки.
Сегодня любая крупная фирма в России содержит огромный штат высокооплачиваемых юристов, не может сделать и шагу без их совета, и все равно нередко попадает впросак.

Елена Скороходова А все дело в том, что в основе нынешнего бизнеса не лежат честь, совесть и заповеди Христовы.
Но это, впрочем, беда не только бизнеса, но и всей нашей жизни, всех ее форм и проявлений. И причина большинства социальных болезней России. Если Россия сможет вернуться к Христу, то многие проблемы решатся сами собой.
Елена Скороходова — актриса, драматург, режиссер.
— Елена, что бы вы могли сказать о духовной основе русского предпринимательства?
— Если говорить о духовной основе русского предпринимательства, то нельзя не отметить того факта, что русские бизнесмены испокон веков были людьми православными и богобоязненными. А значит, заповедь «не укради» была для них не пустым звуком. Более того, раньше было принято десятину нести в храм. Люди работали и зарабатывали с молитвой. Сейчас это всё, составляющее духовную основу предпринимательства, конечно, утеряно… Впрочем, единичные случаи всё же есть, и, слава Богу, есть примеры их преумножения.
— Как совмещать успешный бизнес и православный образ жизни?
— Надо просто не гнаться за сверхприбылью. Есть такое хорошее русское слово «достаток». Почему-то о нем сейчас забыли, стремясь к богатству и роскоши. Видимо, потому что такой образ жизни широко рекламируется глянцевыми журналами. А народ у нас очень внушаемый. Но для нормальной жизни роскошь не нужна, надобен лишь достаток. Счастье не определяется богатством. «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения», — сказано в Писании. (Лк. 12:15).
Многие мои знакомые бизнесмены часто говорили мне о том, что невозможно заниматься бизнесом в России и платить все налоги. Поэтому даже православные предприниматели вынуждены прибегать к «двойной бухгалтерии». Если нарушения в бизнесе вызваны несовершенными законами, то это дело совести каждого бизнесмена в отдельности. А в общем-то, конечно, надо усовершенствовать законодательство.
— Как вы считаете, сложно ли в России заниматься бизнесом?
— У нас в России всё непросто. Ежедневная борьба — это наш российский стиль жизни.
Я считаю, что возрождение России напрямую зависит от воцерковления русского народа, от возрождения в России Православия. Поэтому я верю в победу честного бизнеса, которым когда-нибудь станет прибыльно заниматься.
Идеальный бизнес — это когда партнёры работают взаимовыгодно, а не один уничтожает другого. К сожалению, такая тенденция взаимного уничтожения у нас в российском бизнесе, как и на Западе, тоже есть. Люди не понимают, что, уничтожив надёжного партнёра, они проиграют. Но большие акулы пожирают меньших, не думая о последствиях. Это закон джунглей и современного бизнеса.
Но я всё-таки верю в наш особый русский путь, в наш российский менталитет и в нашу врождённую духовную составляющую, в её победу во всех проявлениях нашей жизни. В том числе и в российском бизнесе.

Беседовал Андрей Сигутин

Что говорит Библия о бизнесе? Каковы русские купеческие традиции? Как вести торговое дело по-Божьи? Какие святые помогают бизнесменам?

Торговля всегда была делом сложным и опасным. В древние времена и средневековье купцам приходилось везти товары из-за тридевять земель. На караваны и корабли нападали разбойники, кто-то становился добычей стихии, кто-то умирал в пути от болезней, не выдержав трудностей. Во времена предреволюционные риск для жизни снизился, но по-прежнему оставалась вероятность разориться, стать жертвой аферистов, угодить в долговую тюрьму.

В наши дни бизнес тоже подстерегают немало опасностей — организованная преступность, трудности с кредитованием, происки конкурентов и многое другое.

Поэтому люди, занимающиеся торговым делом, просят помощи у Бога. И правильно делают.

Как относится к бизнесу Библия?

В Книге книг немало упоминаний о торговле и купцах в положительном контексте.

Ис. 23.8. «которого купцы были князья, торговцы — знаменитости земли»;

Мф. 25:27. «тебе следовало вложить мои деньги у менял, и я, придя, вернул бы своё с прибылью»;

Деян 16.14. «и торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала»;

Ис. 23.18. «торговля его и прибыль его будут посвящаемы Господу»;

Мф. 25.9. «пойдите лучше к продающим и купите себе».

Торговля, как и в наши дни, знакомила граждан с новинками из соседних стран, помогала ремесленникам и крестьянам сбыть свою продукцию. Благодаря ей развивались международные отношения и производства. Приёмный отец Иисуса, праведный Иосиф, будучи плотником, тоже торговал своими изделиями или отдавал их торговцам для сбыта.

Порой благочестие и способность к спасению души сравнивается в Библии с финансовыми операциями.

Так, в притче о талантах, хозяин упрекает раба, который не отдал деньги в рост, а зарыл. На самом деле речь идёт о человеке, который скрыл и не преумножил свои лучшие качества, данные Творцом, этим огорчив Его. «Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:26-30).

И притча о жемчужине, где говорится о человеке, который множество мелких жемчужин меняет на одну крупную. Подразумевается милость Бога к праведникам, которые по своей душевной чистоте превосходят обычных людей. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 45-46).

Читатели могут спросить: а как же изгнание Христом торгующих из Храма?

Это не повод считать, что торговля неугодна Богу. Причина Его поступка иная. Вспомним, что приносили в жертву в Храме: волов, овец, голубей. Продавцы и покупатели увлечённо рядились о цене. Соответственно, грязь и шум там были, как на крестьянском дворе. А ведь рядом находилась Святая святых с Ковчегом завета…

Отметим, что сегодня в каждом храме продают свечи, иконы. Но всё происходит тихо и пристойно. Чему учит библейский сюжет? Не погружайтесь всецело в мирскую суету.

Бог видит нас в любой ситуации и может в любое время остановить тех, кто забыл о Нём.

Купеческие традиции на Руси

Семейные ценности купечества

Будучи выходцами из крестьянской среды, купцы хранили православную веру чистой, незамутнённой современными влияниями. В семье царствовал патриархальный уклад, важные решения принимал старший мужчина в роду. Сыновья обычно продолжали дело отца. Дочерям выбирали женихов родители.

Помните, в комедии «Женитьба Бальзаминова» дядя-купец выставляет за дверь главного героя, молодого чиновника, который сватается к его племяннице? Дабы не промотал приданого.

Самостоятельные решения молодёжи считались бунтом и становились поводом для лишения наследства. На этом основании писатели порой обвиняли купцов в мракобесии и самодурстве. Кстати, сегодня такие же обвинения слышат православные консерваторы. Ничто не ново под луной.

Купцы, в свою очередь, критически относились к европейским трендам, как сказали бы сегодня. Так, в одной из моих любимых книг «В лесах и на горах» отец-купец приходит в ужас от модного платья своей дочери с откровенным декольте. Жених, подаривший платье, получает отказ, хотя он богат. Дело не в деньгах, а в морали.

Отношение к женщине в купеческой среде зависело от того, как она себя проявляла. Дочерью руководили, жене покровительствовали, но если женщина оказывалась в роли богатой сироты или вдовы с капиталом, она сама могла развивать своё дело, записаться в купеческую гильдию и с нею считались, как с каждым преуспевающим человеком.

Честное купеческое слово

При сделках разного рода решающую роль играла честность. Долгое время купцы не заключали договоры на бумаге, но скрепляли их рукопожатием. «Между купцами — одно рукобитье», гласит поговорка.

Купец Сергей Иванович Четвериков

Купец Сергей Иванович Четвериков после смерти отца, который оставил крупные долги, пообещал рассчитаться со всеми кредиторами. Ему понадобилось на это 36 лет! За это время большинство кредиторов забыли о долгах, но Четвериков продолжал рассчитываться, пока не выплатил весь долг. Благодаря такой честности, его компания приобрела безграничное уважение в деловом мире.

Репутация честного человека открывала новые возможности, обеспечивала поддержку и большой кредит в трудный час. Это была лучшая реклама.

Сегодня бизнесмен, генеральный директор Пётр Базунов рассуждает о православном предпринимательстве:

«У деловых отношений должна быть здравая суть, которая будет удерживать их в конструктивном русле. Нельзя, например, предлагать к продаже то, в чем ты не уверен, что оно нужно покупателю. Это попытка обмана, которую нельзя потом понять и оправдать. Нельзя, пользуясь своим положением, заставлять продавца отдавать почти задаром то, что тебе нужно, и что ты знаешь, он уже предлагает тебе за вполне приемлемую цену. В нашем бизнесе в нашей культуре не должно быть насилия и манипуляций».

Торговое дело по-Божьи, значит, не по лжи.

Купцы заботились о своих работниках, как отмечают в мемуарах их современники. Проявляли щедрость и повышали в должностях более усердных. Порой воспитывали из приёмышей-сирот новых предпринимателей. Великодушие и покровительство, это тоже по-Божьи.

Купцы не вкладывали средства в дела противозаконные и безнравственные. Вряд ли кто-то из них отсыпал бы денег на современный спектакль или фильм непристойной тематики, даже если он принесёт дивиденды.

Такой подход актуален и в наши дни. Архиепископ Амвросий, ректор Московской духовной академии, подчёркивает:

«Для православного человека недопустима деятельность, связанная с коррупцией, с подкупом, с отмыванием денег, с наркоторговлей, с индустрией безнравственности. Все, что противоречит евангельскому образу жизни, безусловно, не может быть положено в основу экономической или предпринимательской деятельности человека, который заявляет о себе как о христианине». Чистота помыслов и благие цели, это тоже по-Божьи.

Главные благотворители

Купцы тратили огромные суммы на благотворительность. Введите в поиск Интернета фразу «церковь построена купцом», и увидите десятки красивейших фото. Старинные церкви, которым сотни лет, начиная со времён Иоанна Грозного, заканчивая предреволюционным периодом. Без купеческой щедрости Россия была бы лишена многих архитектурных памятников.

церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках

Один из примеров, церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках, которая долго служила образцом при возведении российских храмов. Построена по заказу купца Григория Никитникова в 1628-1651 годы. По смерти он упокоился в усыпальнице под её сводами.

Благодаря своему великодушию многие негоцианты остались в истории.

Так, купец Гаврила Солодовников (1826-1901) из своего капитала в 22 миллиона, 20 миллионов пожертвовал на благотворительность, остальное оставил родственникам.

Его радениями появились: роддом в Серпухове, Детские приюты и профессиональные школы в Серпуховском уезде, женские училища в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях. Кстати, обучение женщин в те времена поддерживали просвещённые люди. Представьте, сколько бедной молодёжи бесплатно получили образование, благодаря этому купцу и вышли в люди.

Среди благотворителей: семейство Бахрушиных, Морозовых, фон Дервиз, Третьяков, всех не перечесть, истории на несколько томов.

Добрые традиции купечества:

— Строительство храмов, пожертвования на монастырские нужды.

— Возведение и финансирование сиротских приютов, богаделен, больниц.

— Меценатство, попечение о талантливых людях и образовательных учреждениях.

— Создание музеев, собирание лучших произведений искусства для них.

Святые «третьего» сословия

Купечество считалось на Руси третьим сословием, после духовенства и аристократии.

Любовь к Богу и стремление каждый поступок сверять с Заповедями порождали в купеческих семьях чад, которые стремились к монашеской жизни. Родители не препятствовали им. Такой оказалась судьба Серафима Саровского.

Серафим Саровский

Его отец был хозяином нескольких кирпичных заводов в Курске. Незадолго до своей смерти он начал строительство собора в родном городе, но почил. И дело его продолжила супруга. Когда младший сын, Прохор, будущий преподобный Серафим, решил уйти в монастырь, она поддержала его решение.

Ныне Курск украшает Сергиево-Казанский собор, а Русскую церковь озаряет образ преподобного Серафима.

Преподобный Иринарх Ростовский, в миру Илья, был из купеческого сословия. В тридцать лет он принял постриг. И после восьми лет обычного монашества, тридцать лет прожил в затворе. Именно он благословил Минина и Пожарского на борьбу с польскими оккупантами.

Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий, тоже был из купцов. До пострижения в монахи отмечен Священным Синодом как щедрый благотворитель. Десятки тысяч рублей золотом отдал на храм и добрые дела. Во время Великой Отечественной войны, будучи ветхим старцем, Серафим часами молился, склонив колени на камень в саду. Под снегом, под дождём, в любую погоду старец просил у Бога победы для русских войск. И дожил до неё. Перед смертью, в 1949 году ему явилась Богородица и указала десницей на небо.

Из купеческой среды вышли много Оптинских старцев, Игумен Оптиной пустыни Моисей, игумен Саровской пустыни Исайя, игумен Малоярославецкого Никольского монастыря Антоний и много других молитвенников за Россию.

Какие святые помогают бизнесменам?

Чтобы стать успешным предпринимателем, принято, прежде всего, обращаться к подвижникам, которые были не чужды руководящей или торговой деятельности.

Святые равноапостольные царь Константин и царица Елена были могущественными владыками и богатыми людьми. Они занимались строительством в своих обширных владениях. К ним обращаются с молитвой основатели фирм и политики, чтобы преуспеть.

Николай Угодник никогда не позволит своему почитателю обеднеть. При жизни он был епископом и жертвователем на добрые дела. Также он странствовал и был способен остановить морскую бурю, чтобы сохранить корабль. Поэтому к нему стоит обращаться тем, кто перевозит товары на дальние расстояния.

Николай Чудотворец

Иосиф Волоцкий при жизни построил монастырь, который быстро разбогател. Святой проявлял талант в хозяйственных делах, финансировании и организации работ.

Иоанн Воин охраняет имущество и дом молящегося от грабителей и недоброжелателей.

Иоанн Сочавский был торговцем и благотворителем.

Икона Божьей Матери «Экономисса», что значит «Домостроительница», помогает пережить кризис и достичь процветания. Также она покровительствует тем, кто возводит или приобретает себе дом, а также занимается строительством.

Икона Божьей Матери «Экономисса» или «Домостроительница»

Икона Божьей Матери «Спорительница хлебов» способствует обильному урожаю. Она помощница хлеборобов.

Икона Божьей Матери «Хлебная» заботится о материальном достатке в целом и помогает в экстремальных обстоятельствах: безработица, большие убытки, потеря уверенности в себе.

Также принято обращаться к святым, не занимавшимся предпринимательством, но проявляющим особое милосердие.

Матрона Московская отвечает на все просьбы, в том числе финансового характера.

Аспекты православного предпринимательства

Лучшие традиции русских купцов развивают современные православные предприниматели России.

1.»Умная благотворительность» — это не просто финансовая помощь, а созидательные и просветительские проекты, направленные на позитивное изменение мышления и условий жизни сограждан.

Вот примеры.

Бизнесмен создаёт православную социальную сеть. Пользователи сети укрепляются в своей вере, узнают христианские новости, вместе молятся. Находят новых друзей и любовь. Это меняет настроения в обществе и жизнь людей к лучшему.

Предприниматель открывает центр помощи бездомным. Не просто предоставляет крышу надо головой, но восстанавливает документы, даёт работу, защищает матерей от ювенальной юстиции, следит за трезвостью подопечных. Это спасение душ человеческих.

Активные граждане вкладывают средства в организации https://media.elitsy.ru/istorii/inkljuzivnye-masterskie-dlja-osobennyh-ljudej/, где работают инвалиды. В школы и тьюторов для них. Помогают людям с ограниченными возможностями жить полной жизнью, а не прозябать в четырёх стенах. Блаженны милостивые.

2. Корпоративная социальная ответственность — это осознание ответственности бизнеса перед народом. Поддержка национальных традиций — крепкой семьи, уважения к старшему поколению, нравственности. Важный аспект — отношение к экологии страны и здоровью населения. Отказ от производства вредной продукции.

3. Сотрудничество с российскими партнёрами. Покупка товаров не за рубежом, а на родине. Инвестиции в российские заводы, а не в зарубежные. Заключение сделок с соотечественниками. Приём на работу россиян, а не мигрантов даже при условии, что последние обходятся дешевле.

4. Помощь провинции. Есть примеры, когда выходцы из русской глубинки, которые создали в столице крупный бизнес, затем вкладывают деньги в свою малую родину.

Есть два уроженца нашего района, которые поступили так, безвозмездно украсив свои посёлки: центр выложили плиткой, отремонтировали ряд зданий, поставили красивые фонари в старинном стиле. Среди реализованных проектов — огромный храм Александра Невского, который я вижу каждый день.

Церковный стартап: 10 необычных бизнес-идей

Абсурдный бизнес

Чтобы не остаться без прихожан, церковь вынуждена идти в ногу со временем, подстраиваясь под нужды современных людей и осваивая технологии. В этой подборке мы собрали 10 идей, связанных с церковью.

Сервис по доставке священников на скутере

В Риме шеринговый сервис Scooterino, сводящий водителей мотороллеров с попутчиками, решил опробовать новую услугу под названием Scooterino Amen. Суть ее заключалась в том, чтобы в честь Юбилейного года милосердия жители Рима могли заказать священника с доставкой. Получив уведомление, тот прибывал вместе с водителем на мотороллере прямо к заказчику, чтобы выказать тому свое благословение. Как было заявлено создателями, сервис не был нацелен на извлечение прибыли, а просто “тестировал спрос”. Как функционирует такой сервис Scooterino решили продемонстрирова в видеоролике.

Интим-товары для строгих христиан

Пожалуй, нет таких социальных групп, которые бы индустрия интимных товаров обошла бы стороной. Не обошла она и Евангельскую церковь с ее последователями, которые весьма строго относятся ко всему, что связано с наслаждением. Супружеская пара, Лидия и Джон Рибейро, решили открыть небольшой бизнес на дизайне упаковке интимной продукции для семейных пар евангелистов, которые, в общем-то согласны пользоваться некоторыми товарами “для здоровья”, но их отпугивают нескромные упаковки. Продукция же In Heaven («В небесах») создана с благочестивым тоном оформления товаров и преподносится как “новый секрет счастливого брака”. В линейку входят лубриканты, вибраторы, гели и прочие милые вещи для разнообразия интимной жизни.

Молитвенный автомат для всех конфессий

В 2008 году в Европе появился автомат, предоставляющий возможность всем желающим прослушать в записи около 300 молитв на 65 различных языках. За прослушивание пятиминутной записи предлагалось внести 50 евроцентов. В автомате были представлены молитвы для христиан, иудеев, буддистов, исламистов и даже молитвы тибетских монахов, сайентологов и африканская песня-заклинание о ниспослании дождя. Придумал молитвенный автомат берлинский художник и режиссер Оливер Штурм. Для этого от переоборудовал старую фотокабинку, снабдив ее сиденьем, шторкой и сенсорным монитором для выбора молитв.

Бесконтактная система пожертвований

В церкви Сен-Франсуа де Молитор в Париже нашли новый способ сбора пожертвований. Новая система представляет собой умную “корзину” для безналичной оплаты, которая теперь предлагается прихожанам вместе с традиционной корзиной для наличных. Терминал, расположенный внутри, имеет пластмассовое покрытие, которое скрывает машину Vivopay, которая связана с мобильным телефоном Samsung. Пожертвование в размере от 2 до 10 евро происходит с помощью бесконтактных карт.

Интернет-магазин православной косметики

Еще в 2010 году в России был запущен первый интернет-магазин православной косметики “Первая монастырская здравница”, который продает брендовую продукцию, созданную в православных монастырях. Среди товаров можно найти православные шампуни, скрабы, гели, крема, маски, масла, ректальные свечи, фитоворонки для ушей, а также всевозможные настои, леденцы и сборы трав. Цену на продукцию можно назвать демократичной, в основном товары продаются по 200-350 рублей. Магазин сообщает, что вся косметика натуральная. Это особо подчеркивается и в названиях. Например, на сайте можно найти пилинг-масло “Яблочко наливное”, маску-скраб “Овсянка”, твердый шампунь “Дубок”, шампунь-мусс “Белый виноград” и так далее.

Церковь в баре

Церковь в Уэльсе Ararat Baptist Church решила выйти в народ весьма оригинальным способом. Чтобы завлечь прихожан, священник Реверенд Джеймс Карран на время перенес церковные службы в ночные бары и клубы, в которых “прихожанам” разрешалось пить, курить и слушать музыку во время проповеди. Проповеди проходи в барах по воскресеньям в качестве эксперимента, цель которого было сделать церковь более современной, демократичной и общедоступной.

Церковь конопли

В США придумали новый способ общения с богом, открыв первую в мире Международную церковь конопли. Члены этого религиозного движения считают, что люди должны собираться вместе, чтобы познавать таинства вселенной через ритуальное курение марихуаны. Церковь была открыта в здании бывшей христианской церкви в Денвере и интерьер ее был украшен тематической росписью. Создатель церкви Стив Берк является главой компании, занимающейся маркетингом марихуаны в США, но утверждает, что открытие церкви никакого отношения к его бизнесу не имеет. Кроме раскуривания марихуаны, которая разрешена в штате Колорадо, в церкви проводят кинопросмотры, встречи с художниками, музыкантами и известными личностями.

Услуги поддельного священника

В Японии, где колоссальным спросом пользуются услуги по проведению свадеб на западный, христианский манер (90% свадеб), свадебные компании придумали новый бизнес. Они нанимают на работу носителей английского языка с европейской внешностью и учат их проводить торжественную церемонию. Реальные священники из Европы и Америке здесь нарасхват, а местные японские не пользуются популярностью из-за того, что выглядят “не аутентично”. Меньше чем за полчаса действия поддельные священники могут заработать 120 долларов.

Проповеди со скейтборда

Преподобный Золтан Лендвай, 45-летний священник из венгерской деревни Редикс во время своих проповедей использует скейтборд. Благодаря своей инициативе священник не без успеха привлекает юную паству: молодые люди восхищаются его трюками. Такой способ продвижения слова Божьего Лендваю “подсказал” итальянский священник XIX века Иоанн Боско, который посвятил жизнь образованию молодых людей с помощью игр.

Надувная церковь в формате поп-ап

Голландский философ Фрэнк Лос придумал церковный поп-ап сервис — временную надувную церковь Transparante Kerk или Transparent Church, которая путешествует по Нидерландам и появляется на фестивалях, городских праздниках и частных вечеринках. Церковь вмещает в себя около 30 прихожан, а служба в ней проходит в неформальной обстановке: внутри обсуждаются вечные философские вопросы бытия и сознания.