Правильный крестик православный

Почему православный крест такой сложный?

Господь перед распятием никому не предлагал поверить Ему — все слова были уже сказаны во время трехлетней проповеди. По обеим сторонам от Него были распяты два разбойника. Тот, кто находился слева, несмотря на жесточайшие муки, нашел в себе силы поиздеваться над Христом. Он слышал, как стоявшие рядом люди и воины смеялись над Иисусом («Других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий!»), и решил присоединиться к ним: «Если Ты Христос, — говорил он, — спаси Себя и нас!»

Другой же преступник, по всей вероятности, не смог злословить Человека, страдавшего так же, как и он сам. Видимо, и сердце его было не так сильно ожесточено — он увидел во Христе не просто бродячего религиозного проповедника, каких было довольно много в то время в Палестине. Распятый по правую сторону от Господа человек в последние часы своей жизни решился признать в Иисусе Мессию — Того, Кого ждали уже много сотен лет. И он попросил Господа вспомнить его в Своем Царстве. Происходит поистине удивительный диалог двух людей, находящихся на границе между жизнью и смертью. Разбойник признает (исповедует) Иисуса Мессией, а Иисус отвечает ему, что сегодня же он будет с Ним в раю.

Вопрос о причине появления на православном кресте наклоненной нижней перекладины восходит к древнейшей традиции символического изображения основ христианского учения. Здесь подножие креста становится весами душевного состояния человека. Злословие одного разбойника перетянуло эту перекладину вниз, вера другого устремила ее вверх. Такое учение Церкви подтверждается литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню, где один разбойник назван «низводимым во ад тяготою хуления», а другой своим покаянием был возведен «к познанию богословия».

В Западной Церкви повсеместно распространилось изображение четырехконечного креста, на Руси же наибольшее распространение получили шестиконечная и восьмиконечная формы. Любая из них исторически достоверно изображает крест Христов, но несет несколько различную смысловую нагрузку.

Жанна ГРИГОРЬЕВА,

студентка Российского православного университета св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Нательные кресты в традиции русского благочестия

Фото Андрея Гутынина

Нательный крест — особенная, «личная» святыня каждого православного христианина. Процесс изменения его внешнего вида весьма интересно вплетается в ткань отечественной истории. О том, что такое крест-энколпион, как выглядели первые кресты с изображением Распятия и почему некоторые старинные кресты совмещены с полумесяцем, рассказывает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерей Михаил Воробьев.

Первые киевские кресты

Крещение Руси имело следствием широкое приобщение ее населения к христианской культуре Византии. «Повесть временных лет» сообщает о большом количестве предметов церковной утвари, вывезенных князем Владимиром из Херсонеса в Киев. Среди них были, несомненно, и первые нательные кресты, ставшие образцом для изготовления их уже на русской земле.

Первое упоминание о нательных крестах содержится в Новгородской летописи и относится к 1071 году. Документ середины XII века «Вопрошания Кирика» позволяет с уверенностью говорить о том, что к этому времени ношение крестов уже было распространено.

Нательные кресты домонгольской Руси были весьма многообразными, притом все эти многочисленные формы укладываются в несколько типологических рядов. Основная масса крестов этого периода, найденных на территории России, изготовлена в Среднем Поднепровье. Художественная восприимчивость и духовная чуткость русских мастеров позволили им в считаные десятилетия освоить искусство работы с металлом и создавать подлинные миниатюрные шедевры. Ученые отмечают, что умельцы Руси, овладевая новыми технологиями, создавали и новую иконографию своих изделий.

Вероятно, самыми первыми крестами-тельниками, появившимися в Киеве, были равносторонние каменные крестики, зачастую обрамленные серебряными обоймицами, именуемые корсунчиками. Их находят на территории всех древнерусских княжеств. Были обнаружены они и при раскопках золотоордынского Увека — на территории современного Саратова.

При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI–XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие кресты воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются в Прибалтике — не ранее XIV века. А формирование классического русского восьмиконечного креста, который не очень сведущие люди, вслед за старообрядцами, считают единственно правильной формой православного креста, завершается только к началу XVII столетия.

Что было до князя Владимира?

Археологические раскопки в Старой Ладоге и других поселениях, связанных с Великим Новгородом, позволили обнаружить большое количество христианских древностей, в том числе и нательных крестов, которые могут быть отнесены к IX и X столетиям — времени до Крещения Руси. Заметим, уже Е. Е. Голубинский допускал, что первое приобщение славян к христианской вере могло быть связано с появлением в Новгороде Рюрика и его дружины, в которой могли быть люди, служившие прежде в Константинополе и принявшие там христианство. Кроме того, существует гипотеза, согласно которой Рюрик — это не кто иной, как Рерик Ютландский, который вместе со своим другом Харальдом Вороном в 826 году принял крещение в Ингельгейме. Это предположение позволяет объяснить появление в Новгородской и Киевской Руси значительного числа крестов так называемого скандинавского типа.

Первыми изделиями такого рода стали крестовидные подвески, изготовленные из листового серебра, а точнее, из расплющенных арабских дирхемов. Несколько десятков таких находок было обнаружено в окрестностях столицы Рюрика — города Старая Ладога. Они естественным образом перемежаются с литыми медными крестами, которые могли быть предметом европейского импорта, но, скорее всего, отливались в русских мастерских в подражание скандинавским образцам. Интересно, что именно такая форма креста — с расширяющимися концами — присутствует в граффити, процарапанных на стенах Софийского собора в Новгороде в середине XI столетия.

Наследие святых Кирилла и Мефодия

К крестам скандинавского типа примыкает группа крестов с изображением Распятия. Древнейшие из них имеют слегка расширяющиеся лопасти, фигура Христа облачена в коллобиум — длинное одеяние с большим количеством складок, а маленький четвероконечный крестик, изображаемый над головой Спасителя, вероятнее всего является редуцированным изображением таблички Понтия Пилата. Эти кресты, которые, по мнению А. Е. Мусина, происходят из Новгорода и датируются рубежом X–XI веков, очень близки к изделиям, найденным на территории Северной и Средней Европы.

Известный исследователь новгородских древностей В. В. Седов связывал происхождение этой группы крестов с мастерскими Среднего и Нижнего Подунавья. Опираясь на данное предположение, А. Е. Мусин высказывает версию, что эта форма пришла в древнерусские земли из Великой Моравии и связана с наследием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. По его мнению, после падения Великой Моравии «кирилло-мефодиевские» кресты, бывшие там крещальными символами местного населения, через посредство Священной Римской империи распространились в Северной Европе, а оттуда вместе с варягами появились на Руси.

Солнце и Луна

Кресты Успенского собора во Владимире. XII век

Становление христианской культуры Руси было процессом, растянувшимся на столетия. Среди археологического материала нередко встречаются ожерелья, элементами которых являются как нательные кресты, так и разнообразные языческие подвески. Это является свидетельством о существовании некоторого переходного периода в распространении в русских землях христианской веры, для которого характерен был своеобразный сплав языческого и христианского мировоззрения.

Этот синкретический комплекс языческих верований и начатков христианского мировоззрения особенно ярко проявился в предметах с двойственной символикой, каковыми, в первую очередь, являются солярные подвески и лунницы.

На археологическом материале нетрудно проследить эволюцию солярной подвески, которая постепенно утрачивает свое языческое содержание, превращаясь в подвеску крестовидную, а затем — в настоящий нательный крест. Под влиянием христианства подвески-лунницы также претерпевают значительные метаморфозы. Между «рогов» лунницы появляется небольшое изображение креста. О том, что крест в ту эпоху воспринимался как некое средство духовной защиты, говорит тот факт, что в некоторых лунницах присутствует изображение не одного, а целых трех крестов.

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательные кресты. XI–XIII века

Нательный крест. XI–XIII века

Историки советского времени говорили о двоеверии человека Древней Руси, о «контрабанде» язычества в христианство, о непримиримом антагонизме Церкви и народного самосознания. Безусловно, Церковь боролась с двоеверием, однако эта борьба сочеталась со стремлением к освоению языческого культурного наследия, поскольку христианская проповедь должна была стать понятной языческому миру. Церковь не боялась язычества: использовала для выражения своего богословия терминологию и методологию языческих философов, а в бытовом плане допускала совмещение привычных языческих праздников с новыми христианскими для отвращения недавних язычников от привычных для них разнузданных игрищ. В этом отношении судьба Масленицы и Святок в древнерусском церковном календаре аналогична судьбе римских сатурналий, совмещенных с Рождеством в календаре Древней Церкви. Этот процесс постепенного вытеснения привел к тому, что, как отмечали выдающиеся исследователи новгородских древностей В. Л. Янин и А. А. Зализняк, «не ученые книжники, а сами сельские жители в берестяных грамотах начинают называть себя “хрестианами”, крестьянами».

Кресты-энколпионы

Наиболее интересной и разнообразной группой нательных крестов домонгольской эпохи является группа крестов-энколпионов, получившая широкое распространение в Киевской Руси.

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

В Византии энколпионом (в переводе с греческого — «коробочкой») называли любой носимый на груди предмет, в который помещалась частица мощей или какой-либо иной святыни. Частным случаем энколпиона являлась панагия, предназначенная для переноса частицы богородичной просфоры. В ставрографии энколпионом называют нательный или наперсный полый двустворчатый крест, предназначенный для хранения святынь.

Древнерусские кресты-энколпионы. XI–XIII века

Кресты-энколпионы впервые появились на рубеже IV–V столетий как символ причастности верующего человека Церкви. Мощи, частицы которых находились в таких крестах, символизировали единство Церкви земной и Небесной. Христиане со всей отчетливостью осознавали, что в совершении Евхаристии принимает участие не только община, находящаяся в храме, но и вся Небесная Церковь, присутствие которой обозначалось могилой мученика, лежащей в основании престола, на котором совершалось таинство. Это единство и соборность Церкви, состоящей не только из живущих на земле людей, но и из прославленных Богом святых, впоследствии воплотилось в антиминсе с вложенной в него частицей мощей, без которого невозможно служение Литургии.

Появление первых крестов-энколпионов было вызвано также обретением в 326 году подлинного Честного и Животворящего Креста Господня. Первыми вложениями в энколпионы были малые, иногда микроскопические частицы Честного Древа. В это время в Палестине и Сирии началось производство литых энколпионов для многочисленных паломников, которое к VI–VII столетию достигло промышленных масштабов. Традиция сохранения и передачи этих святынь существовала и в домонгольской Руси. В одной из новгородских берестяных грамот, датированной рубежом XI–XII столетий, прямо говорится о «честном древе» стоимостью «полупяты гривны».

Цена — «полупяты гривны» — показывает, что в домонгольскую эпоху, особенно после Четвертого Крестового похода, разорившего Константинополь, приобрести энколпион с подлинной или выдаваемой за подлинную частицей Креста Господня мог не только соборный храм или монастырь, но и просто зажиточный новгородец. Однако большое количество древнерусских энколпионов заставляет предположить, что внутри них чаще всего находились «вторичные святыни» — предметы, всего лишь соприкасавшиеся с подлинными святынями. Это могли быть частицы ткани, намоченные маслом из лампады, возжигаемой перед Крестом, кусочки покровов, лежавших на мощах святых, и т. д. Как считает А. А. Пескова, «на Руси, когда фонд мощей собственных святых еще не сложился, а мощи святых Вселенской Церкви были малодоступны, такие “соотнесенные” с источником культа реликвии должны были быть особенно актуальными».

Древнерусские энколпионы изготавливались из медных сплавов. Исключение составляют лишь два серебряных энколпиона, найденных при раскопках древнего Владимира, однако и они являются переливками начала XIII века более древних медных святынь. Это связано не только с дороговизной серебра, которое было привозным, но и с определенной аскетичностью Церкви и глубоким осознанием ценности самого содержимого энколпионов. Еще одну версию того, почему русские нательные кресты изготавливались преимущественно из меди, представляет известный специалист по древнерусскому искусству С. В. Гнутова: «Кресты-тельники должны были быть обязательно медными, так как, по библейскому преданию, пророк Моисей сделал “медного змия” и выставил его на знамя, и когда змей жалил человека, он, взглянув на него, оставался жив (см.: Числ. 21, 8)».

* * *

Киевская Русь была одним из самых просвещенных государств Европы своего времени. Русские мастера быстро осваивали навыки своих коллег по цеху из Византии и Западной Европы. Обилие берестяных грамот и содержание их надписей свидетельствуют о том, что грамотой владели представители всех сословий, а также женщины и дети. Литературные шедевры — такие, как «Слово о законе и благодати» и «Слово о полку Игореве», а также сохранившиеся до нашего времени храмы, иконы и произведения прикладного искусства, включая нательные кресты, по своему художественному уровню стоят вровень с лучшими образцами культуры европейского Средневековья.

Нательный крест прибалтийского происхождения. XIV век

Крестовидная привеска «скандинавского типа». IX век

Древнейший крест «скандинавского типа» с Распятием

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Нательные кресты «скандинавского типа». X–XII века

Катастрофа монгольского нашествия не прервала, но в большой степени замедлила духовное и культурное развитие русского этноса. Упадок искусств и ремесел в XIV–XV веках проявился и в медной пластике. Исчезли крупные мастерские с развитыми технологиями литья, инкрустирования и эмалирования изделий. Но поскольку без нательного креста русский человек и в эту эпоху не мыслил своей жизни, появилось множество мастеров-одиночек, отливавших кресты по своему собственному вкусу. Помимо того что эти изделия XIV–XV столетий зачастую оказывались технологически несовершенными, с плохо пролитыми и неясными изображениями, их стилистика настолько невнятна, что говорить о какой-то типологии просто невозможно. К тому же при большом количестве иконографических форм этого времени каждая из них, изобретенная кустарным литейщиком, сохранилась в весьма малом числе экземпляров.

Солярные подвески с крестами

Лунницы с крестами

Впрочем, непокоренным оставался Великий Новгород, где даже в самую темную эпоху продолжалось изготовление великолепно проработанных нательных крестов и энколпионов. Производились разнообразные нательные кресты и в Тверском княжестве, издавна тяготевшем к Новгороду. Недалека была эпоха Русского Возрождения, начавшаяся в искусстве и духовной жизни Руси уже во времена преподобного Сергия Радонежского, задолго до обретения политической независимости и государственного суверенитета…

Часть 2

Газета «Православная вера» № 04 (624)

Каким должен быть православный крест?

Нас часто спрашивают, покупая крест нашей мастерской: «А он точно православный? Он правильный?» «Конечно, — отвечаем мы, — ведь все наши изделия создаются с благословения священника и всегда строго по канонам».

Давайте сегодня поговорим о том, что значит «правильный» православный крест.

Крест с молитвой

Еще в IX веке преподобный Феодор Студит учил, что «Крест всякой формы есть истинный крест». То есть православные кресты могут быть разными: четырех, шести ли восьмиконечными, с округлыми концами или острыми, с перекладинами или без них, они могут быть выполнены из разных материалов (дерево, перламутр, драгоценные металлы). Кресты могут украшаться вставками или драгоценными камнями.

Крест с кабошонами

Крест белое золото, алмазы

Совершенно не важно, на чем носить крест: на цепочке или шнурке (многие неверно считают, что носить крест надо только на шнурке), ведь главное — наша вера. Подчеркнем только, что изображения креста на кольцах, серьгах и других украшениях не заменяют нагрудного крестика, который сопровождает верующего всю жизнь.

Подвеска «Просвети всех»

Крест – главный символ православной веры. Его можно увидеть на храмах, на могилках почивших (как свидетельство веры умершего) и, конечно, на груди каждого православного человека (см. статью «Зачем носить крест?»).

Как мы уже сказали, видов крестов огромное множество. Наверное, всем хорошо известны такие кресты, как: Андреевский, Греческий («корсунчик») или Георгиевский…

Подвеска-складень с крестом внутри

Большое распространение наряду с простым, четырехконечным, на Руси получил шестиконечный крест, его еще так и называют, «Русский православный». Этот крест представляет собой две скрещенные перекладины, и внизу еще одна скошенная перекладина-подножие. Это подножие символизирует весы и напоминает нам о судьбе разбойников, распятых рядом с Господом. Приподнятый конец направлен в Небо, в Рай, куда отправился покаявшийся Благоразумный Разбойник, а другой разбойник, который был слева от Христа, умер без покаяния, и с его стороны конец перекладины опущен вниз (подробнее о символах на кресте читайте в статье «Что значат символы на Кресте?»).

Крест «Голгофский»

Также в Православии распространен восьмиконечный крест. Он похож на шестиконечный, но в верхней части его изображается еще одна перекладина – титло. Это табличка, которая была прибита над главой Спасителя, когда Его распяли. На таких дощечках писали вину казненных. На Кресте Господнем было написано: «Иисус Назорей Царь Иудейский», сейчас на крестиках можно увидеть сокращения IHЦI (о том, что означают надписи на кресте можно прочитать в статье «Что значат надписи на Кресте?»).

Крест с райской птицей

Конечно, особого внимания заслуживает крест с Распятием. Сразу оговоримся, что Распятие не является обязательным на православном кресте. Кресты без Распятия тоже каноничны.

Крестик желтое золото

Если все же вы решились приобрести крестик с Распятием, обратите внимание на то, как изображается Спаситель на Кресте в православной традиции, ведь в разных христианских конфессиях Распятый Господь изображается по-разному.

Вот, например, главные отличия православного Распятия от католического.

1. Руки Спасителя на католическом кресте могут быть сжаты, на православном же – ладони всегда раскрыты. Такой жест означает, что Сын Божий как бы принимает нас в свои объятия.

2. На православном Распятии Господь изображается с крестчатым нимбом, что подтверждает Божественную сущность. На католическом Распятии глава увенчана терновым венцом.

3. На православном Распятии ноги Христа пригвождены каждая раздельно. У католиков на Распятии Господь пригвожден к кресту тремя гвоздями: по одному на руках, и одним гвоздем прибиты обе ступни Спасителя. В католической церкви это объясняют тем, что в Ватикане хранятся все гвозди с Креста Господнего, и их три. Однако есть исторические свидетельства о том, что царица Елена в IV веке нашла на Голгофе 4 гвоздя.

4. На православных распятиях Господь изображен как живой – тем самым, олицетворяется торжество Божественной жизни над смертью. А у католиков тело и глава Господа изображают смертные страдания. На лбу Его видны следы крови от тернового венца, а в области ребер – рана от копья.

Кстати сказать, изображения Иисуса Христа на кресте живым, воскресшим появились еще в V веке, тогда как натуралистические изображения умершего Христа, стали появляться только в X веке.

Предлагаем Вам подборку наших крестов с Распятием.

Крест с образом святого Георгия Победоносца

Годеновский крест с позолотой

Крест-мощевик

Крест-складенец с образом Богородицы

Крест «Лоза»

Крест с Предстоящими

Крест малый с перламутровой подвеской

Крест с изображениями Распятия и Ангела-Хранителя

Крест «Да воскреснет Бог»

Крест «Древо» из эбена

Вопрос:

Крест – символ очень древний. Что он символизировал до крестной смерти Спасителя? Какой крест считается более правильным – православный или католический четырехконечный («крыж»). С чем связано изображение Иисуса Христа на кресте с перекрещенными ступнями у католиков и отдельно стоящими ступнями в православной традиции.

Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):

В разных религиозных традициях крест символизировал разные понятия. Одно из самых часто встречающихся – встреча мира нашего с миром духовным. Для еврейского же народа с момента римского владычества крест, распятие было методом позорной, жестокой казни и вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский, муж Апостольский, восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью – это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел, апостол языков, писал в своем Послании: «желаю хвалиться… только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

Рис. 1. Четырехконечный крест На Западе наиболее употребительным ныне является четырехконечный крест (рис. 1), который старообрядцы называют (почему-то по-польски) «крыж латынски» или «рымски», что значит – римский крест. Согласно Евангелию, казнь крестная была распространяема по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился, – говорит святитель Дмитрий Ростовский. – И проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Рис. 2. Восьмиконечный православный крест Восьмиконечный православный крест (рис. 2) наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» (святитель Димитрий Ростовский). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19, 18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19, 19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27, 35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37). Рис. 3. Православное распятие Издревле известны и изображения распятия Спасителя. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим (рис. 3), и только в X веке появились изображения мертвого Христа (рис. 4).

С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем (рис. 3). Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем (рис. 4), впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа – это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45, 22).

Поэтому в традиции Православия – изображать Спасителя Вседержителя именно как уже Воскресшего Крестоносителя, держащего и призывающего в Свои объятия всю вселенную и несущего на Себе новозаветный жертвенник – Крест.

Рис. 4. Католическое распятие А традиционно католическое изображение распятия, с провисающим на руках Христом, напротив, имеет задачу показать то, как это все происходило, изобразить предсмертные страдания и смерть, а вовсе не то, что по существу есть вечный Плод Креста – Его торжество.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания».

Виды вышивальных швов

Вышивка – замечательный вид рукоделия, который богат разнообразием техник и способов, с помощью которых он выполняется. Каждый вид вышивки или национальной техники вышивки имеет свои особенности. Но общим у них у всех остается одно – швы для вышивки. Существует несколько видов стандартных швов для вышивки, которые в различных комбинациях друг с другом и создают такие неповторимые стили и техники вышивки. В этой статье мы разберем, какие бывают швы для вышивки и как их использовать.

Основные термины и определения

  1. Игла – длинный тонкий заостренный стержень из твёрдого вещества с ушком для вдевания нити с одной стороны. Применяется для шитья.
  2. Рабочая нить – вдетая в иглу нить, с помощью которой выполняются стежки
  3. Прокол – место, в которое игла с рабочей нитью втыкается в ткань
  4. Стежок – расстояние между двумя проколами иглы на поверхности ткани, как на лицевой, так и на изнаночной стороне.

Существует четыре направления, по которым движется игла:

  • острие иглы направлено вперед
  • конец иглы направлен назад
  • игла смотрит вверх
  • острие иглы направлено вниз

и множество вариаций видов швов для ручной вышивки, которые используются по этим направлениям.

Таким образом, швы для вышивки состоят из стежков, разнообразие которых мы разберем ниже по тексту.

Какие бывают швы для вышивки

Шов “вперед иголку”

Шов «вперед иголку» – простейший шов в своем исполнении. При окончательном виде, шов с двух сторон ткани выглядит одинаково. Используется для вышивания четких границ и контуров рисунка, например, при вышивке гладью или крестиком, узоры на блузах, сумках.
Выполняется шов по очерченным линиям рисунка, проделывают «вперед иглу» справа налево, двигаясь, все время вперед, набирая при этом один и сразу несколько стежков. Во время исполнения нужно следить за расстояниями между стежками – они должны быть одинаковыми и равномерными.

Шов “назад иголку”

Этот шов еще называют “за иголку” или “строчка”, “бэкстич”, также очень просто выполняется, а стежки также нужно делать в направлении справа налево. «Строчка» очень похож на шов, проделанный машинкой для шитья. С лицевой стороны шов «строчка» выглядит очень аккуратно, все готовые стежки плотно прилегают друг к другу, а на изнаночной стороне стежок можно сравнить с длиной двух стежков с лицевой части ткани.

Стежки этого шва все должны быть одинаковые. Шов выполняется двумя разными способами, вы можете выбрать тот, который проще для вас.

Способы выполнения:

  • В первом случае иглу с ниткой выводят на лицевую сторону, следующий прокол иглой на ткани делают правее места первого прокола на расстояние, равное длине стежка. Это будет ваш первый лицевой стежок. Далее иглу с нитью протягивают по изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее 1-го прокола на то же расстояние. Это ваш первый изнаночный стежок.

При выполнении второго стежка, иглу с ниткой ведут слева направо и вкалывают в место прокола, которым заканчивался первый лицевой стежок. Снова проводят иглу на изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее второго стежка. Потом опять вводят иглу в прокол, который закончил ваш предыдущий стежок. На лицевой стороне этот шов выглядит сплошной строчкой стежков, очень похож на строчку от швейной машины.

  • Во втором случае выполнения строчевого шва, после того, как вывели иглу с нитью на лицевую сторону, делают прокол справа от выхода рабочей нити на то расстояние, которое вы хотите видеть у стежка. Потом протягивают ее по изнаночной стороне ткани и выводят левее первого прокола на расстояние, немного большее, чем длина вашего первого стежка. В этом случае применения такого шва на лицевой стороне получается пунктирная строчка с равным расстоянием между стежками.

Папоротниковый стежок

Такой вид стежка используют для создания на поверхности красивых закругленных кружевных строчек. В основном им вышивают ветки деревьев, листьев, водоросли или папоротники. В основном используют такие швы для вышивки природных и цветочных мотивов. Сам шов является секцией из трех прямых стежков (вперед иголку) и все они выходят из одного прокола в ткани.

Выполняется такой папоротниковый шов несложно:

  1. Сделайте диагональный стежок из верхнего левого угла к нижнему правому углу (на рис. из точки 1 в точку 2)
  2. Второй стежок делаем из этого же прокола, идущим прямо. Для этого выводим иглу с изнаночной стороны в точку 3 (на рис. из точки 2 к точке 3)
  3. Третий стежок делается по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний. Заканчивается он опять-таки в точке 2 (на рисунке из точки 4 к точке 2).

Вот и все. Продолжайте вышивать такими секциями, пока не дойдете до конца ряда.

Шов в раскол

Этот стежок – базовый среди видов ручных швов для вышивки. Выполнять его можно как самостоятельный элемент мотива, либо как контур, который используют в некоторых видах вышивки.

Техника вышивки этого стежка немного похожа на выполнение тамбурного шва. Выполняется он очень просто, но необходимо, чтобы в игле всегда было четное количество нитей.

  1. Выводим иглу с нитью на лицевую сторону нашей ткани и делаем прямой стежок как в технике “вперед иголку” (рис.А).
  2. Теперь выводим иглу на лицевую сторону близко к предыдущей точке входа иглы и прокалываем нить стежка посередине (поэтому желательно четное количество нитей, чтобы шов смотрелся красиво). (рис.Б)
  3. Далее повторяем всю предыдущую процедуру со следующим стежком. У нас должен получится вот такой красивый шов “в раскол” (рис. В).

Тамбурный шов

Классический тамбурный шов

Тамбурный шов – простой шов, выполнение которого происходит крючком с острым концом или иглой по готовому рисунку на льне, хлопчатобумажной ткани, шелке или другой ткани. Шов чаще всего выполняется шелковыми, хлопчатобумажными или льняными нитями. Шов применяется для аккуратной вышивки по контуру изделия, для гобелена и глади, в счетных швах, для фиксации края изделия, а также для ровной строчки и ажурной вышивки изделия.

Для облегчения шитья, тамбурный шов советуют исполнять сверху вниз. Игла с нитью выводится на лицевую сторону, делается петля и ведется в ту же точку или рядом, откуда было начало. Все это время петелька не затягивается полностью, и иголка выводится на поверхность ткани в точке, примерно на 0,5 см ниже точки начала. Далее нужно натянуть нитку так, чтобы петля аккуратно легла на ткань. Когда сделана следующая петелька, игла ведется в последнюю точку, где была закончена и выводится опять же на лицевую сторону внутри данной петли. Можно заметить, что шов получается аккуратный, петля в петлю, а на изнаночной стороне – строчный шов.

Тамбурный шов зигзагом

Тамбурный шов можно сделать зигзагообразным. Для этого шва иглу с ниткой для следующего стежка цепочки вкалывают в ткань не строго вниз по вертикали, а с наклоном то вправо, то влево. Наклон вы устанавливаете сами по желанию. Он может быть небольшим, а может и существенно отклоняться в стороны. Образуется зигзагообразная цепочка. Такой тип шва можно использовать для вышивания мелких деталей, листиков и лепестков.

Петля с прикрепом

Этот шов является вариацией тамбурного шва. Единственная разница – при выполнении петли игла вкалывается не в тот же самый прокол, из которого она выходила изначально. Она входит очень близко к нему, но не рядом. Игла с рабочей ниткой выводится на лицевую сторону, но не в середине петли, а в вершине дуги и делается закрепка этой петли. Такие швы используют при вышивании цветов с лепестками, например ромашек или маргариток. Также шов петля вприкреп используется в вышивке лентами.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов – простой шов, выполняющийся при вышивании гладью на льне или на хлопчатобумажной ткани. При вышивании он выглядит как пара прилегающих друг к другу горизонтальных стежков. Используются такие швы для вышивки рисунков по контуру и для обработки самых маленьких деталей мотива. Вышивка производится на хорошо закрепленном полотне, заранее постиранном и поглаженном. Нить для работы должна быть не слишком длинной, чтобы избежать возможного перекручивания и запутывания.

Техника подразумевает вышивание слева направо. Прикрепляется нить на изнаночной стороне без узелка – двумя последовательными стежками по самому краю рисунка. После в правую сторону вышивается первый стежок. Затем под изнанкой игла возвращается влево и выводится на лицевую сторону в середине первого стежка. Это начало вашего второго стежка.

Нить не должна быть сильно натянута, так как может пойти перекос по рисунку. Важно следить при выполнении следующего стежка, чтобы нитка всегда находилась над иглой. Не под иглой, и всегда с одной стороны от иглы – справа или слева.

Шов Гольбейн

Шов Гольбейн – простой шов, одинаково выглядящий при вышивке с лицевой и с изнаночной стороны. Вышивка швом Гольбейн выглядит как стежки «вперед иголкой». Но после игла возвращается назад, заполняет оставшиеся пустые места между стежками. Опытные вышивальщицы при этом переворачивают ткань и вышивают в обратном направлении к самому первому стежку.

Ткань под вышивку швом Гольбейн подходит хлопчатобумажная или льняная равномерного плетения. Иголка подойдет тонкая гобеленовая с тупым кончиком, такая игла не будет разделять ткань на нити. Рабочая нить должна соответствовать толщине нитям ткани, обычно одинарная.

Петельный или обкидной (краеобметочный) шов

Шов петлями или обкидной шов – несложный шов. Такие швы для вышивки используются при создании узоров на ткани, а также для обметки проделанных петель и аккуратной обшивки краев изделия.

Шьют обкидным швом всегда слева направо. Во время вышивания, необходимо следить за нитью, она должна всегда быть перед иглой, делая петлю. Надо вытянуть иголку с рабочей ниткой с изнаночной на лицевую сторону. Опустить нитку вниз и выполнить петлю. Потом выполнить стежок с изнаночной стороны так, чтобы нить находилась под острием иглы. После этого протянуть иголку, чтобы образовалась петля.

Ширина, высота и направление шва всегда определяется самостоятельно. Расстояние между стежками варьируется в зависимости от того, какой шов вы хотите получить – плотный (рис. а) или нет (рис. б).

Шов “елочка”

Шов «елочка» – простой шов для отделки изделий. Внешне шов похож на петельный (обкидной) шов или раскрытую тамбурную петлю.

Шов «елочка» выполняется в два шага. После закрепления нити игла прокалывает лицевую сторону на изнаночную и выводится на лицевую сторону. Рабочая нить обязательно должна находиться под острием иглы. Образовалась одна сторона шва. Следующий стежок выполняется также, но с другой стороны шва и ниже.

Крестиковые швы для вышивки

Полукрест или шов роспись

Шов «полукрест» или «роспись» – несложный двусторонний шов, выполняющийся сначала вперед, потом назад (рис. а). По сути, это первая палочка стандартного крестика. Шов начинают с левой стороны направо по контуру узора, прокладывая стежки «вперед иголкой». После этого, наоборот, двигаются с правой стороны налево. При этом заполняют оставшиеся расстояния с предыдущего ряда. Два раза сделанные стежки не перекрываются. Идеальная линия получается при правильном уколе иглой в предыдущий укол.

Шов крестик

Шов «крест»– простой шов, получающийся путем двух перекрещивающихся между собой стежков. Вышивают таким швом обычно различные узоры на льне по обозначенной канве или по контуру с определенными точками.

Гобеленовый шов

Он напоминает шов «полукрест», выполненный по диагонали (косое гобеленовое шитье) или по вертикали.

Гобеленовый шов всегда вышивают в одном направлении — слева направо. Косое гобеленовое шитье выполняют диагональным стежком снизу вверх, т.е. из левого нижнего угла в правый верхний. Стежки с изнаночной стороны выглядят вертикально.

Гладьевые швы для вышивки

Шов «косая гладь» служит для заполнения узора, где сама форма, например, небольшие цветы, не предназначена для равного создания стежков. Шов начинается с наметывания контурного шва «вперед иголкой». Далее вся площадь заполняется косыми небольшими стежками. Стежки делаются сверху слева направо.

“Пышечка”

Шов «Пышечка» или «Горошек» исполняется по двухслойному настилу, поэтому шов на изделии имеет выпуклую поверхность. Контур узора наметывают швом «вперед иголку». Настил прокладывают вдоль формы, далее по настилу контура вышивают двустороннюю гладь.

Венгерский шов

Если вас заинтересовали счетные швы для вышивки, то венгерский стежок – один из них. Это рисунок, состоящий из прямых швов разной длины. Он довольно легок в выполнении и его можно использовать для заполнения больших участков в рисунках. Такой шов очень эффектно выглядит, если он выполнен нитками контрастных цветов.

Как выполняется:

  1. Иглу надо вывести на лицевую сторону из левого верхнего угла вашего рисунка. Направление вышивки слева направо. Далее вышейте блок из 3 вертикальных стежков в форме ромба. Длина стежков в 2, 4 и 2 нити канвы. У вас получился ромбик. Продолжайте вышивать ряд с промежутками в 2 нити канвы. Вы их потом заполните другими ромбиками. Направление движения не принципиально. Вы можете начать вышивку с той стороны, с которой вам наиболее удобно.
  2. Чтобы вышить следующий ряд, разверните иглу в конце ряда. Продолжайте вышивку в обратном направлении, справа налево. Таким образом, ваш первый стежок второго ряда будет расположен под первым стежком верхнего блока. Следующий ряд вышивайте такими же блоками стежками той же длины (2-4-2). Накладывать их нужно вплотную к уже ранее вышитым блокам.
  3. Чтобы заполнить ваш рисунок, просто повторяйте ряды.