Поведение в храме для детей

Храм — это место особое, святое. Это дом Божий. Поэтому вести себя здесь нужно по-особому. Существует правила поведения в храме для детей, которых стоит придерживаться при посещении храмов. Это касается не только взрослых, но и детей. Ведь именно благочестивые родители, добрые наставники подскажут и научат, как правильно вести себя в храме, дадут советы и подсказки для детей.

С чего начинается посещение храма

Вера для ребенка должна быть не обузой, не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма — это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение.

В православный храм дети приходят по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Таинством Крещения и воцерковления церковная жизнь ребенка не завершается, а только начинается. Таинство крещения — это духовное рождение человека.

Крещение ребенка в церкви

Следующий путь родители должны пройти вместе с ребенком в ограде церковной. Должны показать, как нужно жить по-христиански. Если родители каждый воскресный день присутствуют в храме Божием за литургией, освещают воскресный день исповедью, причастием, вполне правильно, разумно и логично, чтобы ребенок был вместе с ними с самого начала, шел по этому пути полноценного члена церкви Христовой.

Священнику очень радостно видеть на литургии большое количество детей, радостно, что вместе с ними пришли родители. Приходя в храм с ребенком, родители определяют место, где будут стоять, чтобы малышу было видно и слышно происходящее, чтобы у него появился интерес к пребыванию в храме.

Малышей приносят или приводят за 5-10 минут до начала причастия и уводят после совершения евхаристии минут через 10, чтобы малыш не утомился, но при этом почувствовал присутствие Духа Святого, ощущение благодати, красоты песнопений, аромата ладана.

Иногда дитя плачет перед чашей, потому что не приучено к церковной обстановке. Родители — нецерковные люди, и он первый раз попадает в многолюдный храм. Может, в это время он привык спать или его нужно покормить. Потому что в основном детей приводят на праздники, когда многолюдно, душно, и родители пытаются продержать ребенка всю службу.

Что делать в таких случаях? Ничего страшного, если папа с мамой выведут расплакавшегося мальца из церкви, таким образом поступят мудро. Не нужно насиловать детей святыней. Христос вряд ли одобрил такое. Господу угодны лица смеющихся малышей, спокойных, которые с радостью принимают таинство.

Важно: задача детей в храме — молиться. Они не должны мешать другим людям. Если ребенок балуется, лучше выйти из храма, привести малыша в благоразумное чувство и вернуться на службу.

Малыш не может выстоять всего времени долгой службы, но его молитва искренняя, добрая и идет от чистого сердца.

Православие и дети:

  • Как рассказать детям о смерти
  • Как и когда рассказать детям о Боге
  • Беседы с детьми о монашестве и монахах

Основные правила поведения в храме

Перед входом в храм осеняют себя трижды крестным знамением и молятся: «Господи, помилуй!». Затем покупают свечи в церковной лавке. Свечи очень разные: восковые, парафиновые, большие, маленькие. Неверно думать, что размер свечи влияет на то, чтобы скорее Бог услышал наши молитвы. Ведь Господь обращает взор не на свечу, а на наше сердце.

Ребенок в храме

Центр храма — это место для праздничной иконы. Здесь ставится первая свечка. Зажигается она от другой свечи, которая уже стоит на подсвечнике, потом оплавляется низ свечи, чтобы она лучше стояла, и ставим ее. По благочестивой традиции православные прикладываются к святыне. Сначала дважды крестятся, затем прикладываются к иконе и крестятся третий раз.

После этого идут к Распятию, которое обязательно есть в каждом храме. Перед ним тоже ставят свечу. Если на подсвечнике нет свободного места — не огорчаемся. Можно положить свечу на подсвечник, а служители обязательно ее зажгут в удобное время. Перед распятием делают земной поклон.

Важно: поклоны перед святынями — это лишь внешнее проявление нашего благоговения, нашего сильного чувства. Бывает, что в храме много людей, что своими поклонами мы можем помешать другим молящимся. Не будем же мы расталкивать окружающих, делая поклоны. Стараемся всегда помнить о других.

Прикладываться к Распятию нужно касаясь лишь ног Спасителя. Если прикладываемся к иконе Богородицы, то касаемся губами только руки и ни в коем случае лика. Это не благоговейно. Таким же образом мы ставим свечи у икон святых, которых мы особенно почитаем. И молимся перед этими иконами о здравии самих и наших близких.

Исповедь и причастие для детей

С детьми нужно готовиться к исповеди и причастию. Перед посещением храма потрудитесь объяснить сыну или дочке, что с ними там будет.

Причастие детей в храме

Если речь идет об исповеди, то простыми словами дайте разъяснение, что такое исповедь. Объясните, кто присутствует на исповеди, кто такой священник и зачем его участие в таинстве исповеди. Познакомиться нужно с батюшкой. Может заранее привести и показать священника, рассказать, что значат его необычные одежды, почему он с бородой, как к нему правильно подходить, что он будет спрашивать на исповеди.

Те же правила относятся и к Таинству Причастия. Если ребенок понимает, то расскажите, что с ним будет происходить в момент таинства. Такая манера общения с детьми — уважительная. Детей надо своих уважать, восхищаться ими, ценить.

Видя пример старших детей, малышам хочется приобщиться к исповеди — не отказывайте им. Батюшка в свою очередь проводит всю процедуру исповеди — беседует с малышом, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву об отпущении грехов — это для дитя важно и помогает приобщиться к службе.

Когда переходить ко взрослому стоянию на службе

Лучше это делать уже в школьном возрасте. Школьник понимает, что всё что хочется, не всегда можно, и есть свои обязанности. С этого момента можно пробовать приходить на службу чуть раньше.

О церкви и службе:

  • Можно ли опоздать на службу в храме
  • Алтарь в православном храме
  • Правила поведения в храме для мужчин и женщин

Ход богослужения ребенок постигает тогда, когда регулярно посещает службы. Дети могут ставить свечи, прикладываться к иконам, святыням. Самый главный принцип — не мешать молящимся взрослым.

Как правильно вести себя в храме детям Важно: чтобы детям было хорошо в храме, необходимо обязательное его присутствие. И понимание того, что попали во взрослое место, где не шумят.

Если и церковную жизнь детей сделать подконтрольной родителям, это может погубить то, ради чего мы ходим в церковь. Для него очень важно, особенно в переходном возрасте, провести границу между собой и родителями. Если мы приводим своих чад в церковь — это удобный способ показать, что храм — пространство духовной свободы. Здесь он сам решает, о чем ему каяться, а о чем нет. Не мы ему указываем, а он сам становится самостоятельной личностью.

Если ребенок не хочет идти в церковь — настаивать надо. Если не хочет исповедоваться, то здесь уже выбор подростка. Когда область духовного находится в руках самого подростка, он реально начинает взрослеть. Он понимает, что не захочет исповедоваться и не будет. Но в то же время понимает, что у него есть такая потребность. И он идет и осуществляет эту потребность сам. Это его выбор, решение — это очень важно.

Есть и другая сторона взгляда на церковь. Родители воспринимают ее как нечто магическое. Если привести ребенка в храм, то священник совершит что-то магическое и с малышом всё будет как надо.

Нет, так не бывает. Ребенок — это ваша частица. И как вы его воспитаете — так и будет.

Видео о правилах поведения детей в храме.

Психолог Сергей Ключников

ВОПРОС. У меня становятся все более сложными отношения с моим 22-летним сыном. Он меня не ставит ни во что, говорит, что я неудачница, что я мешаю ему жить так, как он хочет. При этом я его содержу – два раза проплачивала его поступления в вуз, но он уходил оттуда, говоря, что Билл Гейтс стал миллиардером не кончив вуза.

Помогла ему избежать армии, но он начисто лишен какой-либо благодарности. Всё воспринимает как должное. Пытается заниматься бизнесом, все время прогорает ( я ему давала на развитие бизнеса немалые для меня суммы – 150 000 рублей, а второй раз 220 000 тысяч, но мне их не вернул). Сейчас в основном сидит с друзьями на кухне, пьёт пиво на нашей кухне с друзьями, не даёт мне готовить и строит прожекты. Но это-то ладно, но его хамство и пренебрежение зашкаливает.

У меня при этом возникает чувство какой-то вины, что я не могу ему дать той жизни, которую дают его друзьям родители. Например, не могу купить ему сейчас машину – кризис, а свою перестала давать после того, как он однажды попал в ДТП. Я менеджер компании, начальницей не удалось стать, но зарабатываю неплохо. Раньше ездила с ним в Хорватию, в на Кипр, но теперь и он уже не хочет, и мне и с ним все тяжелее.

Мне кажется, что то чувство вины, на которое он меня всё время пытается подвесить, чтобы выклянчить побольше денег, мешает мне устроить личную жизнь. Да, да, на меня это влияет, опускает самооценку. Я начинаю думать, что мужчины на меня не обратят внимания и я навсегда останусь одна. Он правда трус, когда однажды он меня довёл своими наездами при всех, я на него наорала, сказала, что перестану кормить, то он два дня подлизывался.

Но убедился, что я просто так это сказала, и снова начал хамить. Говорит, что родители существуют исключительно ради того, чтобы делать детям хорошо. Все сводит к деньгам, начиталя американских книг по бизнесу, говорит как ходячий калькулятор, всё время подсчитывает, сколько я ему не додала. Ежедневно выслушиваю поток обвинений по любому поводу. Называет меня неудачницей, лузером. И всё это таким наглым издевательским тоном. Не помогает ни на полпроцента. Всё время берет карманные деньги.

На слова, что ты еще можешь долго пытаться заняться бизнесом, но пока надо идти на работу, нагло смеётся и говорит, что работают только дураки, а умные занимаются бизнесом и существуют за счёт дураков, это всё естественный отбор. А я всё время чего-то боюсь сказать против.

Что вы мне посоветуете, какую тактику занять?

ОТВЕТ. Французские психологи говорят: нельзя капитулировать перед наглостью подростка.

Он пробует свои силы и если убедится, что вы дали слабину, то совсем на шею сядет.

А Ваш сын не подросток, а вполне взрослый молодой человек.

И ведет он себя так в отличии от подростка, с распирающими его слепыми силами во многом сознательно, ему нравится это делать и нравится он сам.

Современный мир внушает таким как он культ силы и презрение к старшему поколению.

При этом его освобождают от ответственности за свою жизнь и настраивают на то, что родители существуют исключительно для удовлетворения его желаний.

Чем больше Вы ему будете уступать, тем наглее он будет с Вами себя вести.

Я не говорю, что Вы должны ему хамить в ответ или драться с ним физически.

Но, во-первых, Вы ему достаточно много дали, даже в материальном плане, включая занятые на бизнес деньги.

20 лет – это возраст, когда человек, отказавшийся от учёбы может и должен содержать себя сам.

Не думаю что Вы хоть как-то виноваты в том, что он два раза бросил вуз.

Увещевать его бесполезно, он будет нагло смеяться Вам в лицо.

Я, думаю, Вам нужно собраться с силами, поверить в свою правоту и принять решение — Вы перестаёте ему помогать, если он не будет искать нормальную работу и если продолжит хамство.

Пообещайте, что перестанете кормить его, если он еще раз оскорбит Вас.

Не бойтесь даже, если он день – другой поголодает.

Вы сами сказали, что он трус и в своей наглости исходит из того, что вы ему никогда не ответите.

Когда вы один раз проявили твёрдость, то он как Вы сами говорите, сразу же испугался и на какое-то время сдулся.

В Ваших руках всё, в том числе и деньги, поймите это, Вы всегда сможете поставить его на место.

Уверен, Вы найдите в себе силы ответить уверенно, с чувством собственного достоинства.

Можете также отказать ему в том, что он с компанией друзей оккупировал кухню.

Но хорошо подумайте, сможете ли Вы реализовать такой жесткий план на практике.

Что Вы будете делать, если он всё равно приведет своих друзей на кухню?

Вы, конечно, не сможете запретить ему приводить их к себе в гости, но Вы легко можете переместить их в его комнату.

Подумайте, как запретить ему есть приготовленное Вами, если он будет Вас оскорблять.

У меня были клиенты с похожей ситуацией, дети которых поливали родителей грязью, много употребляли алкоголя и при этом поливали родителей грязью.

Из-за наглости сына, который просто подходил и ел материнские продукты, план демонстрации «кто в доме хозяин?» никак не срабатывал.

Тогда пришлось матери покупать свой отдельный холодильник, поставить его в свою комнату и класть туда покупаемые продукты.

Один раз сын сломал дверь.

Но мать по моему совету вызвала полицию и те провели с сыном очень серьёзный разговор.

Была поставлена новая исключительно прочная дверь, которую невозможно сломать.

Сын сдался и стал как шёлковый.

Какую тактику выбрать?

Я задал этот вопрос священнику, который ответил, что нужно молиться.

Действительно, религиозно настроенный человек мог бы начать молиться о смягчении жестоких сердец ( есть такая специальная молитва в православной традиции), проделал и прибег бы к силовому варианту в последнюю очередь.

Попробуйте с ним вести себя холодно и выдержать свою линию в течении нескольких дней или двух-трёх недель.

Пока он не почувствует, что на его наглую силу есть другая, более мощная и справедливая сила, он не остановится.

После того, как Вы увидите, что он пошёл на попятную и пытается восстановить с Вами отношения, попробуйте объяснить ему, что он существует благодаря Вашим профессиональным достижениям, какими бы скромными они не были.

Если он всё переводит на деньги и монетизирует ваш вклад в семью, проделайте тоже самое с ним: посчитайте, сколько денег вы потратили на его образование, на поездки, на бизнес.

Притом, что он уже четыре года несовершеннолетний.

Если он вас обзывает неудачницей и лузером, спросите его, к какой категории он относит себя, даже при наличии финансовой помощи матери не сумевшего раскрутить бизнес.

Если он обвиняет во всём мать, скажите, что даже в американских книгах по психологии успеха и бизнесу человек, во всём обвиняющий себя других, а не себя считается ярчайшим вариантом неудачника.

Если бы не Ваша зарплата, он не смог бы вполне сыто существовать сейчас, и ездить с Вами на Средиземное море в прошлом.

Никита Михалков рассказал случай, произошедший с ним в юности, когда он во время поездки со своим отцом на его машине пренебрежительно отозвался о стихах отца.

Сергей Михалков был очень рассержен и высадил своего сына со словами, что эти стихи кормят Никиту.

В результате Михалкову- младшему пришлось идти пешком целых 20 километров.

Никита Сергеевич утверждает, что это был для него урок на всю жизнь.

Подумайте, какой урок Вы можете дать своему сыну, исходя из Ваших возможностей.

Важно, чтобы идущая за Вами зрелая сила справедливости оказалась сильнее, чем его наглая сила.

Но сила – это не только одноразовое решение, это еще и настойчивость и терпение.

И мудрость: ведь Вам нужно провести в жизнь это жесткое решение не для того, чтобы отомстить ему, а чтобы всё это в конечном счёте пошло ему на пользу и помогло ему увидеть, насколько он неправ.

Вам как матери будет непросто это сделать.

Возможно, что Вам придется действовать как-то по — другому.

Но важно, чтобы все-таки сделали правильный выбор и осуществили это.

Продумайте всё и совершите правильное действие.

Если трудно сделать это самостоятельно, всегда можно найти подходящего психолога , который поможет реализовать этот или какой-то похожий план и даст на это психологический ресурс.

Дети в храме: что делать?

На страницах портала Православие.Ru уже несколько раз поднималась тема, когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы получить и ваши ответы. Если вы – «состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере, имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по адресу editor@pravoslavie.ru Лучшие заметки будут опубликованы.

***

Анна Мазур (пятеро детей): «Братья и сестры! Будем снисходительны друг к другу»

Здравствуйте! Я мама пятерых деток. Старшие – мальчики, уже большие: 11 и 14 лет. Младшие – девочки: 6 лет, 3,5 года и 11 месяцев.

Напишу о своем опыте.

Конечно, маме в ее работе по воспитанию детей невозможно оставаться без церковных служб и таинств. Дети забирают очень много сил – физических, душевных, духовных. Конечно, и радости они приносят много, но всё же нужно очень много отдавать.

Без сил мама становится раздражительной, часто впадает в уныние, а ведь ей постоянно надо проявлять деятельную любовь к детям и к мужу и еще, желательно, к остальным людям! А где же ей взять эту любовь, как не попросить у Господа?! Принести к Нему и Его Пречистой Матери свои тяжести! Попросить исцелить душу и наполнить ее любовью Христовой! Попросить вразумления, чтобы воспитывать чадо во славу Божию и на радость людям!

Как без этого? Я точно знаю, что невозможно!

Это ответ тем людям, которые спрашивают, зачем мама идет в храм и дитя с собой тащит.

Спасибо всем неравнодушным, кто считает, что чужих детей не бывает! На самом деле таких людей очень много! Они часто находят, как помочь маме, у которой уже на лице написано, что стоит она со своими малышами из последних сил, одного держа на руках, другого пытаясь утешить прикосновением руки, а третьему пытается подбадривающе улыбнуться.

Но, конечно же, надо стараться в храме сильно не шуметь, не отвлекать молящихся и не нарушать атмосферу службы. Мы стараемся приходить к Херувимской песне или даже еще позднее, к Символу веры, когда с нами совсем малыши.

Если в семье не один ребенок и даже не два, то это уже коллектив, который не может быть совсем тихим, особенно если в нем есть маленький младенец.

«Каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить».

Мне кажется, каждая мама примерно представляет, как долго именно ее семья может не сильно беспокоить молящихся, – из этого и нужно исходить.

Постепенно это время будет увеличиваться.

А периодически можно стараться все-таки находить, с кем оставить деток, и маме приходить одной – спокойно помолиться. Пусть это будет нечасто, но ничего: именно в эти моменты многое понимаешь и набираешься новых сил!

Братья и сестры! Давайте будем стараться быть снисходительны к слабостям друг друга! И стараться помогать друг другу в трудный момент, и, конечно же, стараться не мешать и не раздражать друг друга! Ведь так учил нас Христос! По-моему, это и есть любить ближнего, как самого себя…

Простите, если в чем-то не права, и за многословие!

С Любовью о Господе,
Анна Мазур

***

Наталья Черненко: «На нашем приходе был один интересный случай»

Дети в храме – это такая же тайна, как и взрослый в храме. Как каждый человек приходит к Богу, только Ему и известно. Как это случается с детьми? Точно так же.

На нашем приходе был один интересный случай.

Одного 4–5-летнего ребенка нельзя было привести в храм даже к моменту Причастия. Переступая порог храма, он устраивал вопли во всю силу своих легких.

Нет, он не плакал, он кричал – от переизбытка чувств, видимо. Его бедная бабушка, свечница в том же храме, милейший, добрейший и скромнейший, к слову, человек, очень переживала за своего внука.

Ни уговоры, ни «выведение на улицу», ни запугивания не помогали. Он мешал не только прихожанам, но и священников отвлекал.

Наш дорогой батюшка, тем не менее, благословил ребенка в храм приводить, да почаще. Видимо, так нужно было: нам, прихожанам, – потерпеть, бабушке – посмиряться, священникам – проявить любовь к несмышленому чаду. Через некоторое – не очень продолжительное – время Господь призрел на любовь и терпение нашей большой православной семьи, усмирил малыша. Теперь это один из самых благочестивых маленьких прихожан.

***

Протоиерей Владимир Гамарис: «Нельзя приучать к небрежному отношению к Литургии, говоря “онижедети”»

«Онижедети» – часто слышу я в моем родном Киеве, когда «дети» уже не просто шалят, а совершают тяжелые грехи и преступления. Для того, чтобы этого не было, обязательно детей надо приучать к храму и к богослужению.

Умный родитель постарается сделать так, чтобы посещение храма было не тяжелой обязанностью, а совместной духовной радостью.

К преподобному Серафиму Саровскому пришла молодая мама и спросила: «Батюшка, а с какого возраста надо приучать ребеночка к храму и к молитве?» – «А вашему сколько?» – «Полгода». – «Вы уже опоздали на полгода», – ответил ей святой.

Мои маленькие сыновья всегда с радостью шли со своими родителями на Литургию. С 3–4-летнего возраста выстаивали Литургию полностью, крестились на каждом прошении диакона, хорошо знали богослужение. Хотя священнослужителями не стали, а вторая их радость в жизни (после православного церковного богослужения) – скрипка – привела их в Гнесинское училище.

По опыту приходского служения знаю, что дети с самого маленького возраста вполне могут приучиться к церковной службе. Для особо подвижных и нетерпеливых деток мы сделали детские площадки и возле собора, и возле Борисоглебской («детской») церкви.

В нашей Борисоглебской церкви есть специальные скамейки, где мамы могут переодеть ребенка зимой, богослужение состоит только из Божественной Литургии. Мы сознательно не совершаем в «детской» церкви требы, панихиды, заказные молебны, чтобы не переутомлять детей. Каждое воскресенье, каждый праздник Борисоглебская церковь полна молящимися детьми и их мамами. Когда мы восстанавливали этот храм, то по благословению правящего архиерея – Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия – расписали ее радостными, светлыми, пасхальными, яркими традиционными церковными росписями. Внутри храм стал похож на сказочную шкатулку. Детям очень нравится.

Ребенок чувствует благодать Духа Святого не хуже, а иногда лучше, чем мы, грешные взрослые.

Недостатки в отношении дитяти к службе надо исправлять, но с любовью. При этом нельзя приучать к небрежному отношению к Литургию, говоря «онижедети».

Хотел бы закончить цитатами святых преподобных Оптинских старцев в помощь родителям: http://www.optina.ru/lection/13/#1.

***

Марина Леванович: «Какой радостный сегодня день – как много в храме деток!»

Хочу высказать свою точку зрения по этому вопросу, поскольку эта тема затрагивает всех верующих, бывающих в храме на службах.

Когда я только начинала ходить в храм, воцерковляться, мне запомнилась проповедь батюшки, которая была как раз этому посвящена. Была воскресная служба, как всегда, много деток, которые то пищали, то разговаривали, то плакали. То и дело раздавались детские голоса. Многие молящиеся шикали на них и их родителей, одергивали, выказывали недовольство.

Батюшка же после службы сказал следующее: «Посмотрите, какой сегодня замечательный день – как много сегодня в храме деток. Какая радость, что становится больше верующих в Господа, которые уже с детства приходят в храм. Для них это уже неотъемлемая часть их жизни, это обязательно и естественно».

Мне настолько запомнились эти слова, эта неподдельная радость, что я тоже взглянула на это под совершенно другим углом.

Поэтому когда заплакал ребенок в храме или ребятишки не могут долго стоять спокойно, я стараюсь относиться к этому по-доброму. Главное – что они в храме.

У нас в храме Покрова Богородицы в Покровском-Стрешнево на службах часто бывают казаки – воспитанники самых разных возрастов, лет от 7. И, конечно, некоторым трудно еще почти неподвижно стоять всю службу, но как больно смотреть, когда умудренные и такие правильные взрослые начинают их дергать и ругать! Ну вряд ли от этого они смогут сосредоточиться на службе, молитве. Так же, как и окружающие. Ведь Господь нас учит терпимости, смирению.

Но высказывая свою точку зрения, я, конечно же, не имею в виду тех взрослых, которые устраивают из храма детскую площадку или, видя, что ребенка не удается успокоить, не выходят с ним из храма.

Истина, на мой взгляд, как всегда, где-то посередине. Суть – в отношении родителей, приходящих с детьми.

Если родители забывают об окружающих – это, безусловно, неправильно.

«Если родители забывают об окружающих – это неправильно. Но так же неправильно чрезмерно резко реагировать на любой писк».

Так же неправильно, как и чрезмерно резко реагировать на любой писк ребенка.

Ведь это – жизнь. У детей свой темперамент, физиология. Но это не значит, что они не должны привыкать к правильной церковной жизни. Кто же тогда их научит?

Мне, например, гораздо больше мешают сосредоточиться бабушки, помогающие в храме, громко обсуждающие свои насущные проблемы и новости.

С уважением,
Марина

***

Вера Петровна Терехова: «Все, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки»

Давно наблюдаю за дискуссией о детях в храме, которая разворачивается на любимом мною сайте. Читаю, сравниваю с тем, что вижу в нашем храме, вспоминаю собственное детство. Начну с последнего.

В моей семье верующей была бабушка, причем она была воцерковленным человеком всю свою жизнь. А прожила она почти 96 лет, на которые пришлись события 1917 года, страшный 1918 год, гражданская война, эпоха борьбы с Православием, когда верующие ходили пешком за много километров, чтобы причаститься в чудом уцелевшем сельском храме, немецкая оккупация, послевоенная разруха, причуды земляка Хрущева и 80-е годы прошлого столетия. Умерла она на Сретение, 15 февраля 1986 года.

Перед смертью строго говела пять дней, причастилась, пришла домой после Причастия, прилегла и больше не встала. Через два дня потребовала священника, который после праздничной службы пришел только в 12 часов. Соборовалась, причастилась и через два часа отошла ко Господу.

Всё, что я знаю о Православии, начинается с моей бабушки и передается, теперь уже через меня, из поколения в поколение.

Я не помню, водила ли она в храм моих брата и сестру, но то, как ходила с ней в храм я, сформировало во мне четкие представления о том, как можно, как нельзя и как нельзя никогда.

Бабушка была неграмотная, с трудом расписывалась, никогда не читала молитвословов и Святое Евангелие. Всю жизнь молилась коротким молитвенным правилом Серафима Саровского. Хорошо понимала церковнославянский и пересказывала то, что читалось на службе.

Шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа

Если меня брали в храм, то об этом мне объявлялось заранее. Независимо от того, шла ли я на Причастие или просто на службу, независимо от моего возраста, со мной накануне велась духовная беседа (это теперь я так называю тот серьезный разговор).

Надо сразу заметить, что большую часть своей жизни я была невыносимо болтлива, лезла через головы взрослых и всегда вставляла свое мнение там, где этого не нужно было делать.

Разговор был всегда очень серьезный (бабушка была крутого нрава, жестким, иногда жестоким человеком). Смыслом его был Страх Божий, который она пыталась поселить во мне.

Второе чувство, которое мне прививалось, – это отношение к Дому Божиему как к Великой Святыне. До сих пор я вспоминаю то чувство, с которым я переступала порог Введенской церкви: страх перед Богом, благоговение перед Богом и еще какое-то странное чувство, прорезающееся внутри меня, – любовь к Богу, любовь, преодолевающая страх.

В храм одевалось лучшее платье, которое только находилось в моем скудном гардеробе, а вот платок на голову мне не повязывался. Бабушка говорила, что отроковицам он не обязателен, а вот когда девочка становится девушкой – вот тогда одевается косынка или шарфик. Она и своим дочерям, а было их у нее пять, и мне завязывала ленты, как когда-то завязывали ей. Все готовилось вечером: гладилось, штопалось, начищалось. Утром, после короткой молитвы, мы отправлялись в храм.

Отдельная часть беседы посвящалась тому, как в храме нужно себя вести. Категорически запрещалось разговаривать в храме. Запрет этот объяснялся просто: «Это грех». Понятие греха воспитывалось с детства, и никаких поблажек на возраст, незнание и неумение не давалось. Категорически запрещалось отходить от взрослых, сновать по храму между людьми, задавать вопросы. Моя сознательная память начинается с трехлетнего возраста, но я не могу вспомнить, когда и как меня учили осенять себя крестом. Мне кажется, что это я знала всегда.

Бабушкина крепкая рука держала меня за левое плечо, я стояла чуть впереди, рассматривала иконы и слушала, как идет служба.

Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась

Когда я уставала, в этот самый момент служба чудесным образом заканчивалась и начиналась подготовка к Таинству Причастия.

Я не знаю, может, мне это кажется, а может, детские воспоминания стерлись, но как-то тогда это было иначе.

Если мы не причащались, то шли в конец храма, где бабушки и больные присаживались на лавку. Они дружно двигались и выделяли местечко для Лениной внучки (мою бабушку звали Елена Яковлевна). После службы полагалось принять просфору.

Особым образом помолившись, дав обещание не потерять ни одной крупинки, я получала этот Священный Хлеб в свои детские ладошки. Ничего вкуснее в моей жизни не было и нет.

Недавно в одном из величайших храмов России, прихожанкой которого, по великой милости Божией, я состою, еще молодая бабушка протягивает просфору внучке, только что получившей Святые Дары. Внучка, лет пяти или шести, громко восклицает: «Ой, булочки!» – и начинает хлопать в ладоши. Меня действительно прошил «столбняк». На все мои попытки объяснить ребенку, что это Святая Просфора, был категоричный ответ бабушки: «Она еще маленькая».

Когда мне исполнилось десять лет, мы с бабушкой отправились на Великую Пасхальную службу. В храм меня не пустил комсомольский патруль. Бабушка после этого как-то сникла и больше не брала меня в храм. Через четыре года она выдала нам с братом (по нашей просьбе) Святое Евангелие, которое хранилось в святом углу за иконами, подробно объяснив нам, как бережно нужно относиться к этой книге, и мы его прочитали.

Своего сына я водила в храм до восьми лет. Потом наступил период, когда мы в храм не ходили. В 2010 году я начала воцерковляться, а год назад ко мне присоединился и мой сын.

Два года назад я стала прихожанкой Сергиево-Казанского кафедрального собора, который построили супруги Машнины, с колокольни которого выпал обычный отрок Прохор, а на землю приземлился Великий Святой – Серафим Саровский.

До этого я была прихожанкой другого храма – новостроя в спальном районе, в пяти минутах ходьбы от дома.

Однажды пришла в Сергиево-Казанский собор и больше не смогла расстаться с этим особенным местом, осененным стопами Пресвятой Богородицы. Опыт моих наблюдений позволяет сделать выводы, которые я попытаюсь изложить в этих заметках.

В нашем храме много детей разных возрастов, есть семьи, в которых три поколения прихожан стоят на службе, есть многодетные семьи, много молоденьких родителей с грудничками. Маленьких деток много, а вот подростков 13–14 лет можно пересчитать по пальцам. Все семьи разные, а проблемы у всех одни (как-то эта фраза похожа на Толстого, но поверьте, это действительно так).

Можно привести много примеров, но я ограничусь выводами. Часто мамочки уклоняются от необходимости одернуть свое разыгравшееся чадо, жестко взять за руку и поставить рядом с собой, запретить вести себя так, как это делает ребенок. Они перекладывают это на плечи отцов, сохраняя при этом свою безучастность. Мне, воспитавшей своего сына в одиночку, бывшей для него и мамой, и папой, это странно и непонятно. Как можно безучастно смотреть и ничего не делать?!

Все-таки без примеров не обойтись. В нашем храме есть семья, в которой двое девочек-близняшек семи лет и брат лет пяти. Между сестрами конкуренция за первенство, но они мгновенно объединяются, когда нужно побороться с братом. Героический папа приходит на утреннюю службу (в 7 часов), чтобы помолиться, а к следующей службе приводит детей. Иногда с ними приходит мама.

Лето. Двунадесятый праздник. В храме много народа, открыты окна. Папа где-то замешкался, и дети остались одни. Служба подходит к концу, и дети собрались в правом углу храма, где большую часть времени стоит Гроб Господень, на который в Страстную пятницу укладывают Плащаницу. Сестры борются друг с другом, брат, как всегда, держится в сторонке. Одна из сестер пытается с ногами взобраться на церковный подоконник. Мама безучастно наблюдает за происходящим. Стоя за ее спиной, громко говорю: «Ну правильно, еще на окнах не висели как обезьяны». После драматической паузы мама все-таки зовет дочь. Дети мгновенно преображаются и собираются вокруг нее. Скажите, почему нужно ждать реакции прихожан? Что мешало этой мамочке вмешаться в ситуацию раньше?

Рассказывать можно много, дело ведь не в этом. К этому примеру можно добавить много других, совершенно положительных. Я хочу ответить мамочке, у которой есть время писать такие обширные статьи с такими обширными рассуждениями.

В начале советы:

– любую проблему, возникающую в вашей жизни, начинайте решать с себя. Не с мужа, не с ворчливых и скандальных прихожан, а с себя драгоценной. Первый вопрос самой себе: «Что же я делаю не так, и почему возникают эти проблемы?»;

Если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам

– посмотрите вокруг, обратите внимание на своих братьев и сестер по вере и по Церкви. Среди них полно добрых и отзывчивых людей. Это и те самые бездетные девушки, которые еще не успели обрести свое семейное счастье, и бабушки, у которых собственные внуки далеко, которые с любовью смотрят на ваших деток и готовы помочь. Шагните им навстречу. Но помогать можно только тогда, когда духовные основы в детях уже заложены. Так что если вы беременны – самое время начать обучать будущего ребенка духовным основам, привлекая к этому младших детей.

Еще несколько слов о вашем отношении к людям. Время, когда ваши дети вырастут и разлетятся из родного гнезда, наступит неизбежно, и тогда вы поймете, что ничего из этой жизни нельзя забыть. Материнская память так устроена, что в ней сохраняется всё, периодически возникает и заставляет задуматься снова и снова. В далеком 1993 году священник-монах, положив руку на голову моего шестилетнего сына, сказал мне такие слова: «Держите, матушка, своего сына и учите, хотя учить уже поздно, уже вдоль лавки лежит, а учить надо, когда поперек». Только 20 лет спустя я начинаю понимать всю глубину и мудрость этого совета.

Вы не просто мамочка, вы – Матушка, жена священника, предмет внимания и заботы его прихожан. Вы сами выбрали этот путь, вас никто не заставлял. Храм – это Дом Божий, а не место работы. Проявите талант и духовную зрелость, организуйте свою жизнь и жизнь своих детей. Помогите в этом своему мужу и всей Православной Церкви. Станьте духовным ориентиром для наших детей.

С уважением и пожеланием духовной благодати –

Вера Петровна Терехова,
прихожанка Сергиево-Казанского кафедрального собора,
г. Курск

***

Татьяна (трое детей, живет в Германии): «Проблемы закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу»

Здравствуйте! Мне хочется поделиться опытом по поводу детей в храме. У меня с третьей дочерью проблемы совмещения молитвы и внимания к ребенку закончились, когда я начала воспринимать роль матери как службу Богу.

Например: читаю вечернее правило. Ребенок заметил, что я отошла (вниманием) от нее, и начинает как-то привлекать меня обратно.

Я откладываю молитвослов и (с любовью!) обращаюсь к ней (ведь она – тоже образ Божий).

Вопросы, проблемы решаю быстро и снова возвращаюсь к молитвенному чтению (вслух).

Дочка вскоре поняла, что я не ухожу от нее, и стала воспринимать длинные молитвы как совместное таинство…

Одним словом, мне помогло понимание того, что человек – это образ Божий и молитва неотделима от делания своего дела. Вот. Простите.

***

Светлана Колосова (матушка, шестеро детей): «Почему я должна ставить свою молитву выше, чем спокойствие окружающих?»

У нас шестеро детей. Было время, когда я ходила к Причастию с тремя детьми одновременно, с четырьмя. Но помолиться и причаститься самой получалось один раз в месяц, когда приезжала моя мама и отпускала меня.

Муж у меня священник, со временем мы перешли в отдельный храм, я стала регентовать и должна была приезжать на каждую службу. Поэтому пятый и шестой ребенок родились, не отходя от клироса, часто спали в коляске рядом.

Считаю, что многодетная мама должна изыскивать возможность причаститься без детей (раз в месяц, мне кажется, это реально). Остальное время приводить детей к Причастию, чтобы не мучить их, если они не могут спокойно находиться в храме, и окружающих людей, включая клиросных, которым очень тяжело петь, если в храме шумно, и служащего священника, который должен предстоять перед Престолом Божиим, не думая о чьем-то малыше, который чувствует себя некомфортно в храме и мучает маму и всех молящихся.

Я со своими маленькими детьми «пулей» вылетала из храма, если они только начинали «пищать», и считаю это правильным: почему я должна быть такой эгоистичной и ставить свою молитву «любой ценой» выше, чем спокойствие окружающих?

***

Дарья Лапшина (сын Георгий, 6 лет): «Дети не должны стать помехой в духовной жизни взрослых»

Точно помню этот день – это было Вербное воскресенье (я очень люблю этот праздник – особенный, светлый, яркий, наполненный счастьем и светом, духом Святым). Мы пришли на Литургию с сыном. Я – купаясь в этом внутреннем солнце предстоящего Причастия, а сын – с красивым пушистым букетом вербы. На тот момент ему было без малого 6, тот возраст, когда дети, как я считаю, уже могут осознано понимать, что и как происходит в Церкви, как идет служба и вообще зачем туда ходят люди.

И вот в тот самый день, в Вербное воскресенье, стоя со мной в очереди на исповедь, он вдруг САМ решил, что тоже пойдет на исповедь. Хотя не должен, мал еще.

Но он сам пошел, что-то говорил, отец Владимир пытался скрыть в окладистой бороде добрую улыбку…

Как так вышло? Я была невероятно обрадована, но отнюдь не удивлена таким поворотом событий. Я думаю, что это вполне закономерно, если есть семья – «единая чаша».

Ведь невозможно, например, чтобы родители постились, а ребенок даже не знал, что это такое. Или не знал, имя какого святого он носит и чем этот святой известен.

(Естественно, что в свои теперь уже полные 6 лет он постится – это однозначно решение уже взрослого человека.)

Дети ни в коем случае не должны стать досадной помехой в духовной жизни взрослых.

Они непременно должны быть вовлечены в духовную жизнь родителей. Таким образом, они – по примеру взрослых – раньше начнут формировать и собственный путь внутреннего развития, а это ох как поможет в будущем…

И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи…

Мы объясняли ребенку какие-то моменты очень постепенно – примерно с 4 лет. Раньше, думаю, это бессмысленно: до четырех лет храм для него – это где красиво горят свечки (разные по размеру, что важно), вкусно пахнет ладаном, крестятся, плачут и так далее, но смысл в общем и целом – не ясен. Хочется побегать, пошалить, заняться, наконец, этими свечками. Ох, как же они манили моего сына…

Весьма важным я бы назвала в этом случае принцип наглядности: ребенок берет пример с взрослого.

И ему нужно всё объяснять – и в храме (шепотом), и дома, конечно же.

Еще очень важен и внешний вид дома – иконы, например.

Никогда не забуду, как радовался ребенок, когда я подарила большую, ручной работы икону Георгия Победоносца – он ни одной машинке так не радовался, как этому подарку.

Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но поразительная вещь: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово, они, как губки, всё впитывают в себя и прекрасно запоминают. Еще бы: им не надо терпеть скучные наставления – они подслушивают взрослый разговор.

И если папа с мамой обсуждают за столом страдания 40 святых мучеников Севастийских, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей.

С огромным уважением, для любимого портала,

Дарья

Нельзя сказать, что тема детей в храме новая или необычная.

На эту тему пишут в основном на церковных досках объявлений и приходских листках, но зато всегда одинаково: дети в храме не должны мешать молиться. Другими словами, они должны вести себя в храме как взрослые. Причём, исходя из того, как долго и регулярно печатают такие наставления, несложно предположить, что их авторы нимало не сомневаются в своей правоте. То есть детей, способных провести полтора-два часа в спокойствии и неподвижности, они где-то видели или по меньшей мере не сомневаются в их существовании.

А я вот сомневаюсь, что такие дети существуют в природе, сомневаюсь, что дети, даже шумящие в храме, способны помешать молитве, сомневаюсь, в конце концов, в необходимости и целесообразности богослужебно-воспитательной муштры. Впрочем, обо всём по порядку.

Начнём с очевидного: ребёнок не взрослый. Ребёнку свойственно быть непоседой, проказничать, совать нос во все углы и даже самые серьёзные вещи обращать в игру. Ребёнок по определению не способен вести себя по-взрослому, и заставить его, например, сидеть на богослужении тихо, если у него энергии через край, либо невозможно вовсе, либо возможно посредством не абы какого давления на психику. Потому первое, чего хочется пожелать церковным родителям: воцерковляя своё чадо, не лишайте его детства. Ребёнок имеет право быть ребёнком. Дома, на прогулке, в детском саду, в храме – везде. Это естественное положение вещей. С тем, что естественно, бороться бесполезно. Да и надо ли?

«А как по-другому»? – спросите меня вы. Ведь ходящие-гомонящие-шумящие дети мешают молиться! Но тогда и у меня будет вопрос: что же это у нас за молитва такая, что ей так легко помешать? Мы целую жизнь проживаем в суматохе, работаем, крутимся, мечемся. Живём в суете, даём суете жить в нас. Раз-два в неделю сбегаем от суеты в храм, и что же? На полтора-два часа мы не можем сосредоточиться на Боге, посвятить Ему всё внимание, перестать замечать что бы то ни было помимо Него. Ведь каждому из нас заповедано возлюбить Бога «всем сердцем, всей душой и всем разумением». И вдруг нашей молитве мешает детский лепет… Знаю, знаю, мне непременно возразят, что это святые молились так, что им ничего не могло помешать, а мы люди несовершенные, слабые, грешные. Но, позвольте, как можно научиться внимательно молиться, не понуждая себя, не трудясь для того, чтобы не рассеиваться, не отвлекаться, не обращать внимания ни на что постороннее? Да и если бы только дети отвлекали молящихся! У нас же в каждом храме найдётся добрый десяток ревнителей разных возрастов, которые и замечание сделают, и совет дадут, и отчитают при случае. И всё это, конечно же, никак не шёпотом и даже не вполголоса. Вспомним, что обычно отвечают тем, кто жалуется на церковных бабушек: «Где ваше смирение»? «Не можете ради Христа и минуты потерпеть»! «Друг друга тяготы носите», «они же из добрых побуждений», «не осуждайте ревнителей»… Причём говорят такие вещи в основном те, кому в храме мешают дети. Так что же выходит? Бабушкам можно, а детям нельзя? Когда в храме шумят и мешают молиться те, кто вполне в состоянии стоять спокойно и молча, кто себя контролирует и за свои действия сполна отвечает, кто отвлекает других не от непонимания, а от скуки, недовольства или даже со злости, то это пустяки, а стоит только ребёнку голос подать, так сразу на мамочку и зашипят. Кстати, вам не мешают молиться те, кто посреди службы шикает на детей и их родителей?

«Но можно же, – скажете вы, – что-то сделать? Всё-таки шумящий в храме ребёнок – это ненормально». Ненормально. И неразумная ревность мамочек, которые, переступив порог храма, напрочь забывают о том, что пришли с ребёнком и спешат погрузиться в молитву, в то время когда чадо предоставлено само себе, если чего и достойна, то только порицания. И, я согласен, делать с этим действительно что-то надо. Только вот беда: некоторые незадачливые, но «очень церковные» родители иногда это что-то делают как раз так, как делать не надо. Начинают, например, трёх- четырёхлетнего малыша откровенно муштровать, требуют он него в храме быть тихоней, пугают, что священник на него будет сердит или даже Господь прогневается, наказывают за шум в храме, за разговоры или игры с другими детьми, прививают чаду комплексы и чувство вины: «Другие дети молятся, а ты», «Ты же не хочешь, чтобы из-за тебя Бог маму наказал»… А потом, когда чадо вырастает, плачут, что, мол, мы с ним и каждое воскресенье в храме, и по святым местам, и даже к старцу N ездили, а он теперь в Церковь ни ногой, а про исповедь и слышать не хочет. А чего же вы, дорогие, хотели? Ценой неимоверных усилий вы добились того, что Церковь у человека с раннего детства ассоциируется с родительским недовольством, давлением и принуждением. Какой церковности вы от него ждёте?

Спрашиваете, как же тогда надо? Надо с умом, с любовью и с чувством меры.

Прежде всего, незачем, без особой необходимости, водить маленького ребёнка на всю службу. Поначалу можно приходить с ним конкретно к моменту причащения, увеличивая время пребывания младенца в храме по мере его адаптации. Взрослеющее чадо не нужно загружать взрослым молитвенным правилом, долгой подготовкой к причащению и полноценным постом. Вполне достаточно 5-10 минут молитвы утром и перед сном, отказа от мяса постом в отроческом возрасте и 3-4 молитв из «Последования накануне причащения». О поведении в храме с ребёнком нужно говорить не на службе или после неё, а дома, в спокойной обстановке и спокойным голосом. Не следует ребёнка стращать. Не Бог наказывает грешника, каждый из нас так поднаторел, наказывая себя сам, что Богу просто незачем посылать на нас кары небесные, даже если бы Он того хотел. Но ведь не хочет же! И именно это надо донести до чада. Бог не грозный царь и не беспощадный судья. Он не злая воспитательница из детского сада, вымещающая на ребёнке злобу за нескладывающуюся личную жизнь. Он Отец, так сказать, самый главный в мире Папа, бесконечно любящий Своих грешных, слабых, бестолковых чад. И если родителям не удалось сформировать в ребёнке именно такое восприятие Бога, то это не у ребёнка проблемы с поведением, а у родителей проблемы с мировоззрением. Нельзя требовать от малыша серьёзности в храме, он спокоен и тих в течение двадцати минут – это уже повод для похвалы и радости. А там причастился, запил и ну играть с другими детьми во дворе. Ничего предосудительного в этом нет. Детям в храме должно быть хорошо: хорошо молиться и хорошо общаться, хорошо стоять на службе с родителями и хорошо гонять вокруг здания с другими детьми. Не следует забывать и о личном примере родителей. Не научится искренне молиться ребёнок, чьи папа с мамой христиане только по воскресеньям с утра, а время от утреннего до вечернего правила проводят в выяснении отношений и умело сочетают посты со сплетнями, кляузами и клеветой. В храм ходить будет, на службах стоять будет, с готовностью исповедоваться и причащаться, чтобы с такой же готовностью, повзрослев, уйти из Церкви и больше никогда в него не вернуться. Воспитать в ребёнке благоговение к храму, молитве и Таинствам сможет только тот, кто сам благоговеет перед богослужением, перед святыней семейных отношений и перед образом Божиим в ближнем.

А если уж случилось вашему малышу нарушить церковную тишину, не спешите выказывать недовольство, не раздражайтесь, не наказывайте напоказ. Успокойте ребёнка, возьмите на руки или поставьте рядом с собой. Если нужно, выйдите с ним из храма и подождите, пока угомонится. А на недовольных, спешащих сделать замечание или дать совет по воспитанию, не обращайте внимания! В конце концов, дети совершенно не шумят лишь в тех храмах, где детей попросту нет. А если в приходе нет детей, есть ли у него будущее?

Протоиерей Владимир Пучков

Дети в храме (Опыт протоиерея Константина Островского). Поведение ребенка в церкви: 15 правил.

«Привести в храм маленьких детей — это полдела: нелепо приводить ребенка в храм, бросать его там, а самому молиться где-то в углу или даже уходить куда-то. Вот это действительно детей разлагает… Когда я с детьми ходил в церковь, то сам с ними стоял обычно всю Литургию. Я решительно проходил с детьми к амвону, и там мы всегда стояли… Дети были маленькие, им, конечно, было тяжело, и то сделаешь поклончик с ними вместе, то свечку дашь поставить, то на батюшку покажешь, что-то пояснишь шепотом»

Поведение ребенка в церкви: 15 правил.

На Рождество и на другие церковные праздники верующие посещают церкви, храмы. И если взрослые уже знают, как себя вести, то поведение ребенка в церкви часто вызывает недоумение. Каковы же главные правила поведения деток в православных церквях и храмах?

  1. На службу важно приходить заранее – за 5-10 мин. Заранее уходить лучше только по самой серьезной необходимости или усталости ребенка.
  2. Желательно, чтобы девочки (особенно, старше 3-х лет) входили в храм не в брюках или шортах. Не везде уже придерживаются таких правил, но вполне обоснованно могут не пустить в таком виде. Не стоит забывать и о покрытой голове девочки (платок или косыночка)
  3. На входе нужно перекреститься (помочь ребенку) и поклониться в пояс, духовно настроиться и оставить все мирское.
  4. Предупредите ребенка, что громко разговаривать в церкви нельзя. А лучше беседы отложить на потом. Поздороваться со знакомыми можно кивком.
  5. Попросите ребенка выбросить жевательную резинку до церкви, также мелкие светские игрушки и развлечения.
  6. Держать руки в карманах также не полагается.
  7. Не нужно разрешать ребенку ходить по храму без нужды, а тем более бегать.
  8. Совсем запрещено ходить, разговаривать во время чтения Евангелия, пения Евхаристического канона на литургии и «Херувимской». Прикладываться к иконам и ставить свечи тоже нельзя в этот период.
  9. Смеху и праздным разговорам также не место в храме.
  10. Не разрешайте ребенку ничего есть в храме, если это только не благословенный хлеб от священника (исключение трапеза в Воскресной Школе по благословению).
  11. Если вы учите с ребенком церковные песни, не позволяйте подпевать громко – это можно делать только тихо (исключение пение на клиросе по благословению).
  12. Если ребенок устал, его можно посадить на скамью. Хотя их обычно и не так много в православных церквях. Закидывать ногу на ногу не позволяется.
  13. Если не получается успокоить ребенка (плач или баловство), то лучше выйти с ним из церкви. Также можно позволить ребенку выйти, если он сам попросится от усталости. Но предупредите, что нужно перекреститься и только потом тихо выйти.
  14. Научите ребенка ставить свечи – аккуратно поджечь верх и низ, чтобы свеча хорошо стояла.
  15. Девочек постарше приучайте приходить в храм без косметики или хотя бы прикладываться к иконам без губной помады.

Не всех детей можно сразу приучить к благоговейному поведению в храме. Пока ребенок сам не поймет важности поведения, организовывать его достойное поведение придется родителям. Возможно, сначала это будут очень краткие посещения. Важно и не доводить до баловства или конфликта, и не создавать для ребенка неприятных ощущений от церкви.

Дети очень любят ритуалы, вводите ребенка в них постепенно, объясняйте, позволяйте участвовать. Спрашивайте, за кого он хочет поставить свечу, заказать молитву и т.п.

Нередко «знающие» бабушки начинают поучать молодых мам об их поведении и поведении детей. Не спорьте, скажите: «Простите», и отойдите в другое место, но не берите близко к сердцу. Никого одергивать в церкви не позволительно, если это не хулиганство.

А просвещать – это дело священника или преподавателей Воскресной Школы храма.