Посмотрите на птиц небесных

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут»

Продолжая дальше излагать Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Матф.6:26). Как нужно понимать эти слова?

В этих словах выражена мысль о том, что если Господь Бог подарил человеку великое чудо – жизнь, дав ему возможность трудиться, неужели Бог, давший большее (то есть жизнь), не позаботится о том, чтобы человек имел и меньшее, в виде пищи, необходимой для жизни.

Перед тем как Иисус Христос во время Нагорной проповеди собрался произнести эти слова, прилетели две красивые птицы и грациозно сели на ветку недалеко растущего кустарника. Спаситель заметил птиц и сделал паузу. А птицы, как бы воспользовавшись этой паузой, стали заливаться прекрасными трелями, будто воспевая хвалебные песни Богу, в которых прославляли Его за доброту и милосердие. Птицы пели так самозабвенно и упоенно, что все присутствующие обратили внимание на их переливчатые прекрасные трели. И тогда Иисус Христос, радостно взглянув на птиц и указав на них легким жестом руки собравшимся людям, сказал Свою знаменитую фразу: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»

В Своих поучениях Иисус Христос часто обращается к простым и доступным примерам, взятым Им из окружающей природы. Это Он делает для того, чтобы на конкретных иллюстрациях и примерах доходчиво пояснить слушателям Свое учение. В данном случае Иисус Христос в качестве примера указал на птиц небесных, которые нагляднее и убедительнее всего выражали Его мысль. Птицы, это очень трудолюбивые живые существа. Их труд состоит в построении гнезда, в выкармливании потомства, в собирании для него и для себя кормов, что приносит большую пользу человеку в защите садов, огородов и лесов от насекомых вредителей. Трудолюбие птиц по собиранию своего корма очень показательно. Например синица за день съедает столько насекомых-вредителей, что их количество в два раза превышает её собственный вес. Птицы небесные, в приводимом Спасителем примере, олицетворяют собой творения Божии, которые в силу своей биологической природы не способны ни сеять, ни жать, ни собирать в житницы. Но в разбираемых словах птицы не являются символом безделья, потому что согласно предназначению Божьему, трудятся по своему, о чем было сказано выше. Поэтому Отец Небесный обеспечивает птиц небесных необходимым пропитанием. Этим примером Иисус Христос также показал сколь дорого для Отца Небесного любое из Его творений. И если Господь сотворил какое-либо творение, будь то трава, птица или человек, то Он и заботится о Своем творении как внимательный и любящий Отец. А поскольку человек является венцом творения Божия (так как завершал, то есть венчал собой процесс творения Божьего), то Бог заботится о людях более чем о каком-либо из Своих творений. Эта мысль и выражена Иисусом Христом в словах, обращенных к слушателям. » Вы» (люди) » не гораздо ли лучше их?» (то есть птиц небесных).

Однако человек, в отличие от птиц небесных, которые не могут сеять и жать, сотворен хозяином земли, которому Господь передал землю в пользование. Например, обязанностью первого человека было хранить и возделывать рай. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Наряду с этим, в отличии от птиц небесных, человек сотворен как существо, способное трудиться и созидать, и за свои труды быть достойным награды. «Ибо трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук.10:7). Поэтому слова Иисуса Христа о птицах небесных, которые ни сеют, ни жнут и в житницы не собирают, ни в коем случае не означают поощрения безделья и лени, и эти слова нельзя воспринимать как призыв к бездеятельности и отказу от работы. В этих разбираемых словах Иисуса Христа говорится не об отказе от труда, а о том, что Бог заботится о всех Своих творениях. И более всего эта забота проявляется о венце творения Божьего – человеке. Иными словами усматривать в разбираемых словах Иисуса Христа о птицах, призыв к отказу от работы и к праздному образу жизни неверно, так как в других местах учения Христова неоднократно поощряется труд и трудолюбие человека. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2.Фес.3:10). И если Господь Своей заботой и вниманием окружает даже птиц, то тем более Он будет заботиться о человеке, венце Своего творения.

Таким образом, суть сравнения между птицами и человеком в разбираемых словах сводится к тому, чтобы показать всеобъемлющий характер заботы Божьей, которая распространяется на все Божьи творения, и даже на птиц. И такая Отеческая забота Бога конечно будет адресована человеку, как лучшему творению Божьему, умеющему, в отличии от птиц, трудиться более совершенно, сеять, жать, собирать в житницы, создавать полезные творения технического творчества, науки и искусства, а также заниматься полезным созидательным трудом, и при этом способному разумно воспринимать Бога, как своего Творца, и осознанно и усердно служить Богу совершением добрых поступков и соблюдением законов Божиих.

Если же человек совершает не пользу, а зло, то естественно такому человеку в его злых делах Господь помогать не будет, и не будет заботиться о нём. «Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» (1Пет.3:12). «И будет Господь с добрым» (2Пар.19:11).

Толкования Священного Писания

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их

Другими же примерами Он так поучал: «взгляните на птиц небесных». Чтобы не сказал кто-либо, что заботы нам необходимы, Он отклоняет от этого сравнениями — как говорят — и от большего, и от меньшего, от большего — примером души и тела, от меньшего — примером птиц. То есть: если Бог так печется о самых низших тварях, то ужели вам не даст того, в чем вы имеете нужду? Так Он говорит к простому народу, но дьяволу не так отвечал. Как же? «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф. 4:4). Здесь говорит Он о птицах, и очень убедительно; пример их имеет великую силу. Впрочем, некоторые нечестивцы дошли до такого безумия, что порицают и этот пример. Кто хочет действовать на свободную волю, говорят они, не должен для этого заимствовать примеры из природы физической, потому что здесь действует необходимость.

Что же нам сказать на это? Хотя здесь, точно, действует необходимость, но мы можем то же делать и по своей воле. Спаситель не сказал: смотрите на птиц — они летают; это человеку невозможно; но сказал: смотрите — они питаются без заботы. А это и нам, если захотим, легко исполнить. И это доказали те, которые самым делом то исполнили. Потому-то особенно и должно удивляться благоразумию Законодателя, что Он, хотя и мог представить в пример людей и указать на Илию, Моисея, Иоанна и других подобных, не заботившихся о пище, но чтобы сильнее поразить слушателей, упомянул о бессловесных. Если бы Он указал на тех праведников, то слушатели могли бы сказать Ему, что мы еще не сделались подобными им. А теперь, умолчав о них и приведши в пример птиц небесных, пресек всякий повод к извинению, подражая и в этом случае древнему закону. И ветхий завет посылает то к пчеле, то к муравью, то к горлице, то к ласточке. Немалую честь приносит нам, когда мы силой воли совершаем то, что они имеют от природы. Итак, если Бог имеет такое попечение о вещах сотворенных для нас, то тем более о нас; если печется о рабах, то тем более о господине. Вот почему Спаситель сказал: «взгляните на птиц»; и не прибавил, что они ни корчемствуют, ни торгуют (так как это относилось у иудеев к делам презренным), а прибавил: «не сеют, ни жнут». Итак, неужели не должно сеять, скажет кто-либо? Нет, Он не сказал, что не должно сеять, но что не должно заботиться; и не сказал, что не должно работать, но что не должно быть малодушным, и изнурять себя заботами. Он велел и кормиться, но не заботиться о пище. На эту мысль намекает и Давид, когда говорит: «открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144:16); и в другом месте: «дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» (Пс. 146:9). Кто же, скажешь ты, не заботился? Неужели не слышал ты, скольких многих праведников я представил тебе в пример? Не видишь ли между ними и Иакова, который вышел из отеческого дома без всего? Не слышишь ли его молитвы? «Даст мне хлеб есть и одежду одеться» (Быт. 28:20), говорил он. Это означало, что он ни о чем не заботился, но просил всего от Бога. То же исполнили и апостолы, которые, отвергнув все, ни о чем не заботились; то же самое показали и те пять тысяч, и три тысячи уверовавших. Если же, слыша такие слова, не хочешь освободиться от тяжких житейских уз, то, по крайней мере, помыслив о бесполезности своей заботы, оставь ее.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Посмотри на птиц и от них научись любомудрию. Потому и Христос сказал: «взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их». Если неразумные животные не заботятся о пище, то какое оправдание будешь иметь ты, когда не оказываешь даже такого презрения к на­стоящему, какое – птицы?

Беседы на псалмы. На псалом 110.

Примеры

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

«Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 4, часть I, XV. Умирающий князь Андрей Болконский рассуждает:

«»Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по-своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга».».