Порфирий кавсокаливит
Содержание
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) — это один из самых известных подвижников благочестия ХХ столетия во всем мире. Бог наградил этого великого человека множеством духовных даров, среди которых:
- кротость;
- дар исцеления;
- прозорливость;
- любовь к людям и Господу;
- долготерпение.
Люди говорят, что он мог одним прикосновением излечить человека и избавить его от самых страшных болезней. Хотя сам святой всю жизнь болел и никогда не просил Господа об исцелении своего тела. Праведник мог понимать язык птиц, он видел ангелов и демонов, мог рассказать о безднах морских, недрах земли и древних событиях так, как сам бывал там. Говорят, что он даже мог разглядеть душу человека.
Житие Парфирия Кавсокаливита
Настоящее имя праведника Евангелос Баирактарис. Он родился в провинции Эвиа в селе Иоанна Карустия, что в Греции. Родители святого были обычными бедными крестьянами. Евангелос учился два года в сельской школе. Все остальное время мальчик помогал своим родителям с хозяйством: работал на огороде, пас овец. В возрасте восьми лет мальчик пошел работать на угольную шахту. Позже стал продавцом в одном из магазинов.
Однажды Евангелос прочитал о жизни Иоанна Кущника. Эта история произвела очень большое впечатление на мальчика. Вскоре он втайне от своих родителей подался на Гору Афон, где отдал себя послушанию духовно опытным старцам.
Одного дня старцы послали мальчика за дровами для печи. В поисках дров он добрался до оврага, который находился от Кавсокаливия. Мальчик начал рубить дрова, как вдруг случилось несчастье. С рукоятки топора сорвалось лезвие и глубоко вонзилось в ногу Евангелосу. Кровь хлынула из раны, а мальчику никто не мог помочь, так как он забрался очень далеко в лес. Он должен был умереть там. Чувствуя, что он не сможет сам выбраться, юный послушник начал громко зазывать на помощь Божью Матерь. И кровь остановилась.
Так Евангелос принял монашество. Он хотел провести всю жизнь на Афоне, но судьба так не решила. В 19 лет Никита (такое имя он выбрал, когда принял постриг) заболел воспалением легких. Старцы оправили его лечиться. Порфирий излечился от болезни и вернулся назад на гору. Но болезнь снова дала о себе знать.
Монахи поняли, что климат Горы Афон может убить их ученика, поэтому они отправили его назад, приказав больше не возвращаться. С того времени Старец Порфирий Кавсокаливит без устали служил Богу и людям.
Порфирий Кавсокаливит — житие и слова
Старец всегда охотно делился своим советом с людьми, которые в нем нуждались. Если собеседник не принимал первый совет. Праведник давал ему следующий, который был понятнее и легче. Но как он сам говорил, первый совет всегда был лучшим и духовно полезным.
Праведные слова святого старца Порфирия:
- Берегите лампаду жизни;
- Если бы вы знали, как Христос нас любит!;
- Молись о терпении;
- Читайте больше Священное Писание;
- Кто не покается, тот погибнет;
- Кто умер ради Христа, для того нет смерти!;
- В результате раковых болезней наполнился рай.
Также старец очень много говорил о том, как правильно вырастить будущее крепкое поколение. Порфирий Кавсокаливит о воспитании детей говорил следующее:
- Детям не нужно много слов
Многие матери не умеют молиться. Они могут многословить, советовать, переживать. Но этого не достаточно. Ваши указания и советы приносят вред. Нужна молитва. Молитесь. Дети не требуют многих слов. Ваши слова ударят в уши, а молитва притронется до самого сердца.
- Никогда не должно быть никаких ссор при детях
Ваши дети не должны слышать ссор и повышенных голосов. Никогда!
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео, в котором старец Порфирий рассказывает о труде:
Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита
Порфирий Кавсокаливит
Когда идёт речь, по крайней мере в журналистской среде, о духовной жизни и духовных людях, как правило, невольно приходит мысль о какой-то области высшего образования, учреждениях культуры, имеющих отношение к лицам, достигшим профессионального успеха в исследованиях науки и искусства. В таких случаях обычно имеется в виду «духовность» в абсолютно абстрактном значении, что означает развитие определенных умственных способностей, приверженность некоторых людей определённым идеологиям и системам мировоззрения.
Такой подход вызвал бы немалое удивление по отношению к названию этого исследования, ведь речь идёт о человеке малообразованном, не имеющем никакого отношения ни к идеологиям, ни к интеллекту, ни к культуре, ни к письменности. С другой стороны, Отцы Церкви характеризуют человека духовного как человека, обладающего “силами Духа”, подчеркивая при этом, что духовный человек “возник из трех стихий: Благодати Небесного Духа, логики души и земного тела”, которое, конечно, тоже является духовным, когда оно участвует в Благодати Святого Духа.
Даже тому, кто лично не знал Порфирия Кавсокаливита, а только читал книгу “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова”, нетрудно будет понять, что старец был святоотечески духовным человеком и что его учения носят надёжный руководящий характер в подлинно духовной жизни. Впрочем, не только содержание этой книги, но и сама духовная жизнь не может ограничиваться рамками простого контекста. Поэтому мы представляем некоторые простые замечания по этому вопросу. Взяв на вооружение выражение: “Гомер через Гомера поясняется”, мы попробуем передать вам не только дух, но и стилевую подлинность речи старца.
Старец Порфирий не отделяет духовную жизнь от остальной человеческой жизни, не ставит непреодолимых преград и разделений, как это обычно делаем мы. Он сам является целостной личностью, поэтому отрицает всякого рода обедняющие жизнь абстракции. Таким образом, придавая большое значение интересу к молитве и изучению Библии, гимнологии, правилам и церковным тропарям, он параллельно обращает наше внимание на простую тропу в сельской местности, на садовые растения, цветы и деревья, подчёркивая, что занятия “искусством и музыкой очень полезны для души”. Он считает, что все это действует, как “лекарство”, помогающее в лечении человека.
Он был чистым и цельным человеком, который хотел видеть и всех остальных людей цельными и счастливыми. Поэтому он видел все предметы и весь мир как “путеводители” к великой любви Христа. “Все свято: и море, и купание, и еда. Радуйтесь всему. Всё нас обогащает, всё приводит нас к великой любви, всё ведёт нас ко Христу”.
Когда старец Порфирий говорил о духовной жизни, он не ссылался на вещи, которые он где-то читал, а свидетельствовал о своём личном опыте. Поэтому и слова его были более чем убедительными, они опирались на жизненный опыт и личные отношения старца с величайшим и важнейшим на этом свете – с Христом, Который превыше всего. Он всегда говорил: “Если ты найдёшь Христа, это будет предостаточно для тебя, ты больше ничего не захочешь, ты успокоишься. Ты станешь другим человеком. Ты живёшь там, где есть Христос. Ты живешь в звездах, в бесконечности, на небесах с Ангелами, на земле с людьми, с растениями, животными, со всем и вся”.
Там, где есть любовь во Христе, одиночество исчезает. Ты становишься кротким, счастливым, целостным. Нет ни тоски, ни болезни, ни давления, ни тревоги, ни мрака, ни ада. Христос живёт во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Ты обладаешь Благодатью, поэтому ты готов пострадать за Христа. Ты в состоянии принять даже несправедливые страдания. Более того, ты с радостью принимаешь несправедливые страдания за Христа… Когда Христос приходит в сердце, твоя жизнь меняется. Христос есть всё “.
Эти отношения со Христом есть отношения сокровенные и пронизанные любовью. Жизнь христианина “сокрыта со Христом в Боге”. Тот же опыт и то же наставление апостола Павла мы обнаруживаем у старца Порфирия: “Никто не должен видеть вас, никто не должен уловить даже движения вашего в поклонении Божественному. Все это должно происходить в глубочайшей тайне, как у отшельников. Помните, что я рассказывал вам о соловье? Он поёт в лесу. В тишине. Разве можно с уверенностью сказать, что кто-то его слышит? Что кто-то хвалит? Никто. Как хорошо петь в пустыне! Вы видели, как он раздувает горло? Такое происходит и с тем, кто влюбляется в Христа. Если любит, “раздувается гортань. Любящий Христа прикладывает огромные усилия”.
Смысл духовной жизни, как учил старец, это не принудительный труд, духовную жизнь приводит в движение любовь к Богу. Чтобы утвердить и засвидетельствовать эту истину, он проводит параллель с человеческой любовью: “Давайте возьмём пример из человеческой жизни. Любящий не может жить вдали от любимого человека, у него нет необходимости переносить образ любимого человека из ума в сердце, но, увидев свою возлюбленную, сердце его трепещет. Когда он находится вдали от неё и думает о ней, сердце его опять трепещет. Он не прилагает для этого каких-либо усилий, всё это происходит непроизвольно. Так и со Христом. Но там, конечно же, всё Божественное. Божественная любовь, любовь эта носит не плотский характер. Это безмятежная любовь, но более пронзительная и глубокая. Так же, как и в естественной любви, когда ты не видишь любимого человека, ты безмерно страдаешь. Но и тогда, когда ты находишься рядом с любимым человеком, ты страждешь от любви и умилённо плачешь, таким образом, в этом случае ты тоже страдаешь от любви, сам того не замечая, ты заливаешься слезами любви, благоговения и радости. Это и есть благочестие”.
То, что в духовной жизни главное – это любовь, является связующим звеном между учением старца и его жизнью. Поэтому он подчёркивает, что “когда ты искренне любишь, то, даже если живёшь на площади Омония (центральная площадь Афин – Прим. ред.), не замечаешь, что ты на Омонии. Ты не видишь ни автомобилей, ни людей, н и ч е г о. Ты внутри себя с человеком, которого любишь. Ты живёшь, ты радуешься, ты вдохновляешься. Разве это не реальность? Представьте, что лицо, которое ты любишь – Христос. Христос в сознании твоём, Христос в твоём сердце, Христос во всей твоей сущности, Христос везде”. Кроме того, он уверяет, что всё это не пустые теории, а его собственный опыт и видение мира: “Этим я и занимаюсь. Я пытаюсь найти средства полюбить Христа. Такой любовью невозможно насытиться. Насколько возрастает твоя любовь ко Христу, насколько кажется тебе, что этого мало, настолько тебе хочется полюбить Его ещё больше! Не осознавая происходящего, ты будешь подниматься всё выше и выше!”
Учение старца о духовной жизни, основанной на любви, остаются для нас насущными и побудительными. В другом контексте он подчеркивает, что духовная жизнь, это “любовь, волнение, безумие, Божественная тоска. Это всё есть в каждом из нас. Наша душа требует их приобретения. Для многих, однако, религия является борьбой, мукой и беспокойством. Поэтому многих религиозных людей считают несчастными, потому что видят, как они далеки от счастья…” Здесь, конечно, старец говорит о некоторой патологии, которая может появиться в отношениях человека с Богом, о ситуации, к сожалению, очень часто встречающейся у так называемых «религиозных» людей.
Понимание Христа как основы внутреннего мира верующего, необходимость горячей любви к Нему – главные моменты не только в учении старца Порфирия, они были и большим достижением его жизни. Он прожил полноту этих отношений и призывает и нас настроиться на ту же частоту: “Постоянно смотрите вверх, ко Христу, чтобы приблизиться к Нему, вы можете работать со Христом, жить с Христом, дышать со Христом, болеть со Христом, радоваться со Христом. Пусть будет для вас Христос всем. Ваша душа пусть просит, кричит, взывая к Нему: «О, Жених мой, желанный…” Христос есть Жених, Отец, Он – всё. Нет на свете ничего возвышеннее, чем любить Христа. Всё, чего мы хотим, – во Христе. Христос есть всё. Вся радость, все радости, райская жизнь. Всё великое у нас есть, когда внутри нас Христос. Душа, которая влюблена в Христа, всегда весела и счастлива, каких бы трудов и жертв это не стоило”.
Для достижения любви к Богу необходимым условием является любовь к ближнему. Таким образом, мы становимся одним целым со Христом и признаём Его как Отца нашего и главу Церкви. “Любовь к своему брату воспитывает любовь к Богу. Мы будем счастливы, когда полюбим втайне всех людей. Мы почувствуем тогда, что всё и вся вокруг нас любят. Никто не может прийти к Богу, если проходит мимо людей». Эта любовь распространяется и на тех, о которых мы думаем, что они идут не по правильному пути, потому что не от нравственности зависит любовь к нашим ближним. Кроме того, наши попытки исправить кого-то “являются своего рода проекцией себя. На самом деле, мы хотим, чтобы мы стали хорошими, и из-за того что мы не можем стать такими, мы требуем этого от других, иногда даже настаиваем на этом. Хотя всё можно исправить через молитву, мы часто становимся раздражительными и начинаем переживать, а затем и осуждать. “Моралист”, который засел в нас, когда видит кого-то неправильного, начинает протестовать, в то время как в большинстве случаев он-то поступает так же. Но он обижается не на себя, а на другого. А этого Бог не хочет”.
Такое отношение старца продиктовано не какой-либо моральной психологией, а глубокой церковностью, ведь всё это существует в реальной церковной жизни. Отец Порфирий подчеркивает, что Христос явится среди нас в единстве и любви, в Его Церкви. Для всех нас важно то, чтобы войдя в церковь, мы объединились с нашими ближними, принимая и их радости, и их горести. В церкви мы молимся за всех, страдаем во спасение всех и становимся единым целым с несчастными, больными и грешниками. Никто не должен желать спасения только для себя, без того, чтобы просить о спасении ближних. Когда мы отделяем себя от других, мы перестаём быть христианами. Напротив, мы становимся истинными христианами, когда мы глубоко чувствуем, что мы являемся членами мистического Тела Христова, то есть, когда мы живем в единстве в Его Церкви. Это показывает истинное значение Церкви.
Также старец Порфирий учит нас, что всё, что мы делаем в духовной жизни, должно быть сделано из любви и без задних мыслей. Каждый поклон, любые усилия имеют значение, когда сделаны без каких-либо расчетов – не выиграть что-то, даже если это рай, а из чистой любви к Христу. Таким образом, любовь дает смысл всему, это путь страданий, который делает истинного христианина поэтом. “Тот, кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом. Вот в чём дело! Ты должен страдать. Любить и страдать. Страдать ради того, кого любишь. Любовь заставляет трудиться для блага любимого. Она бежит, не спит, кровоточит, чтобы встретиться с любимым. Она жертвует всем, не считая ничего, ни угроз, ни трудностей. Любовь ко Христу – другое дело, это что-то бесконечно возвышенное”. И сразу же спешит уточнить: “И когда я говорю о любви, я не имею в виду те качества, которые мы приобретаем на своём жизненном пути, а о сердечной любви ко Христу и ближним”.
Ссылки:
1 . Иоанн Златоуст, О пользе смутного пророчества 2,5 , PG56 , 182
2. Григорий Палама, За святых Исихастов 1,3,43 , в Писаниях, изд П. Христу, том 1-ый, Салоники 1962, стр. 454 .
3. Книга была впервые опубликована в марте 2003 монастырём Хрисопиги (Золотой источник) в городе Ханья на Крите. Сегодня вышло её 7-е издание, в то время как книга переведена и распространяется на английском, арабском, румынском, русском, немецком, болгарском, итальянском и других языках. Сноски в статье относятся к этой книге.
4. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 379 .
5. Там же, стр. 462 .
6. Там же, стр. 219 .
7. Кол. 3,3 .
8 . Житие и Слова, стр. 238 .
9. Там же, стр. 260 .
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Порфирий Кавсокаливит является одним из наиболее почитаемых старцев 20-го века. Жил в Греции, какое-то время на Афоне, и нес обычный подвиг священника-монаха. Старца отличало то, что любил людей всех без исключения. Принимал, исцелял, несмотря на то, что сам до конца жизни страдал от тяжелых болезней.
Житие старца
Весь жизненный путь старца был наполнен служением и любовью к Богу, людям. С самого раннего детства встал на стезю монашеского подвига и не сходил с нее до самой смерти.
Старец Порфирий Кавсокаливит
Детство
Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года. Сам родом из небольшой деревни Айос-Иоаннис в Греции, в провинции Эвиа. Родители были бедняками, поэтому отцу мальчика пришлось уехать на заработки в Америку в качестве простого рабочего на строительство Панамского канала. Евангелос, так назвали при рождении, вместе с другими крестьянскими детьми трудился в поте лица с малых лет. Присматривал за скотиной, ухаживал за садом, огородом, выполнял поручения взрослых.
Мальчик с самого раннего возраста пас овец в горах. Был застенчивым и наивным ребенком. В школу ходил очень мало, всего лишь один класс. Почти ничему там не научился, так как учитель часто болел и пропускал занятия. Там, высоко в горах, Евангелос по слогам прочитал житие св. Иоанна Каливита, и у него впервые появилось сильное желание покинуть мир и стать монахом.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отправили в другой город на работу в магазин. Там всегда толпилось много народу, и однажды зашли два старичка. Они разговорились о Святой горе Афон, и один из них предался воспоминаниям о том, как хорошо там было служить монахом. Старик сокрушался, что когда-то сделал большую ошибку и ушел из монастыря обратно в мир.
Интересно! Желание посвятить себя монашеской жизни с новой силой вспыхнуло в сердце мальчика. Он очень хотел подражать св. Иоанну Каливиту, житие которого перечитывал время от времени, мечтал стать пустынником.
Евангелос сделался грустным и задумчивым. Хозяин подумал, что мальчик скучает за своей матерью и отправил его на несколько дней домой, проведать семью.
Мальчика посадили на корабль, который шел через его родные места до самой Святой Горы. Его мечта начинала сбываться. В дороге Евангелоса охватил страх и беспокойство, сомнения терзали душу. Мальчик не знал, правильно ли он делает, бросая свою семью. В результате Евангелос пересел на другой корабль и вернулся к своим хозяевам в магазин.
О других старцах:
- Илий Ноздрин
- Старец Гавриил Ургебадзе
- Старец Серафим Тяпочкин
Но мысль о монашеской жизни не оставляла мальчика, и вскоре он предпринял новую попытку добраться до Святой Горы. Также, как и в первый раз, отпросившись проведать свою мать, Евангелос сел на корабль и вновь, испугавшись, вернулся. Лишь на третий раз цель была достигнута. Мальчик вместе со своим дядей, который стал и одновременно и его духовником, попал на Афон. Несмотря на то что запрещалось детям приезжать сюда, Евангелос, благодаря заступничеству своего старца чудом оказался на Святой Горе и остался подвизаться в свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.
Пребывание на Афоне (1818-1925 гг.)
С тех пор у мальчика началась совершенно иная, благодатная жизнь во Христе, — ежедневные посещения храма, послушания. Благодаря частому чтению псалтыри, молитв Евангелос хорошо стал читать, многое выучил наизусть. Первое время молодого подвижника искушали мысли о родителях, брате, которого он хотел привезти на святую гору, чтобы тот также приобщился этой счастливой равно ангельской жизни.
От мучивших его мыслей мальчик весь, побледнел, осунулся. Но исповедуя их своему духовнику, получил освобождение, радость и мир в душе. Он продолжал лишь молиться о спасении своих родных, не предаваясь мучительным переживаниям, как раньше. Если до этого Евангелос скучал за ними, то теперь он испытывал те же чувства по отношению к своему старцу. Так было пройдено первое искушение.
Молодой послушник весь горел духовной ревностью. Он стал больше поститься, подвизаться. Теперь одним его желанием было неотлучно находиться в церкви и исполнять все послушания, данные старцами, чтобы доставить им радость. Евангелос ходил в сад, полол, поливал, обучался рукоделию (резьбе по дереву), читал псалтырь, учился, как смиряться, как укрепляться в любви к Богу. Жизнь его была молитвой, радостью, послушанием старцам. Вскоре принял монашество с именем Никита. Никогда не хотел юноша уехать со Святой горы, но Божья Воля была иной.
Святой Порфирий Кавсокаливит
Как-то раз после дождя молодой монах, как и другие святые отцы, пошел собирать улитки. Набрал полный мешок и уже двинулся в сторону келии, как тут незаметно для себя попал в осыпь. В борьбе со смертельной опасностью юноша очень вспотел, а так как был уже вечер, холодный ветер продувал насквозь его тело. После этого случая он заболел гнойным плевритом и ему становилось все хуже. Старцы приняли решение отправить юношу в мир, чтобы тот мог избежать смерти и поправить свое здоровье.
Возвращение в мир
Так, в 19 лет молодой монах покинул Афонскую гору и вернулся в свою деревню. Одним из первых кого он увидел, был его отец. Встреча была радостной и очень умилительной. К сожалению, мать так и не простила сына за то, что тот стал монахом, и юноша поселился в монастыре святого Харлампия. Когда почувствовал себя лучше, вновь поспешил на Афон. Но через две недели юноше стало хуже и его благословили снова вернуться в монастырь св. Харлампия. Итак повторялось три раза.
С тех пор молодой монах окончательно поселился в монастыре св. Харлампия. Ходил на послушания, молился. Его мать изменила к нему отношение и теперь гордилась своим сыном. В 21 год юноша по благословению Владыки Синайского Порфирия III был рукоположен во иерея, хотя и не стремился к этому. Ему больше нравилась уединенная монашеская жизнь, наполненная тишиной и молитвой.
О молитве в православии:
- Молитвенное правило Серафима Саровского
- Как учить детей молитве
- Какое бывает молитвенное правило
Теперь же он исповедовал людей, приходящих в монастырь, и порой исповедь длилась по двое суток без перерыва. Людям нравился молодой батюшка и они вновь и вновь возвращались, ища исцеления от грехов и душевных ран. Вскоре был назначен, несмотря на юный возраст, монастырским духовником.
Вереницей потянулись люди, и священник без устали принимал их, утешая, врачуя, наставляя на пути к Богу. Это послушание он выполнял до 1940 года, а в 1938 году за неустанный и тяжелый труд духовником был присвоен сан архимандрита. Затем старец был переведен в Афины, где прослужил приходским священником при больнице, в церкви св. Герасима, целых тридцать три года.
Интересно! За это время исцелил от различных болезней, наставил на путь спасения множество людей. Уйдя на пенсию, старец Кавсокаливит не перестал служить Богу и людям.
До 1978 года, пока не случился инфаркт, выполнял обязанности священника в заброшенном храме св. Николая (район Пендели). Отлежавшись несколько месяцев после болезни у своих друзей, переехал жить в район Милеси. Там он вновь занялся активной деятельностью и выстроил большой храм с подворьем в честь Преображения Господня.
Последние годы жизни
Все это долгое время старец не оставлял надежды вернуться обратно на Святую гору. В 1984 году его мечта осуществилась и последние два года своей земной жизни он провел на Афоне. Узнав, что последний обитатель свято-Георгиевской келии ушел жить в монастырь, старец поспешил отправиться в родные ему места.
Недалеко от келии, по его просьбе, была выкопана могила. Старец чувствовал приближение своей смерти. В последнюю ночь он исповедовался, а собравшиеся ученики стали читать канон на исход души, затем по четкам схимническое правило. Светлая душа старца покинула этот мир 2 декабря 1991 года. А в 2013 году, 1-го декабря, о. Порфирий Кавсокаливит был прославлен в лике святых Синодом Константинопольского Патриархата.
Чудеса
Господь наградил отца Порфирия Кавсокаливита обилием духовных дарований. Кротость, любовь к людям и Богу, прозорливость, сила молитвы об исцелении души и тела, — все это было присуще старцу. От одного его прикосновения многие избавились от тяжелых недугов, мучающих их годами.
Дар нахождения воды
Старец был очень близок к природе и чувствовал ее красоту и глубину как никто другой. Он понимал язык птиц, а недра земли и бездны морские мог читать как раскрытую книгу. Однажды жители одной горной деревушки обратились к нему за помощью, так как не могли найти место, где можно было бы выкопать колодец. Обращались в различные инстанции, но все в один голос твердили, что в этих местах подземных вод нет. Для обеспечения своих нужд жителям деревни приходилось собирать осадки после дождя, чем и перебивались.
Икона святого Порфирия Кавсокаливита
Один человек, который был духовным чадом старца Порфирия и знал о его удивительных способностях, в том числе находить воду глубоко под землей, обратился с просьбой помочь в этой ситуации. Старец, не задумываясь ответил, что в местности, где расположена деревня, очень много хорошей воды, и сразу же указал на карте, где следует искать. По просьбам людей он сам сходил на это место и точно определили, где следует бурить скважину.
Дар прозорливости
Мать о. Порфирия очень болела и уже несколько дней находилась в Афинской больнице. Врачи давали хороший прогноз и уже через несколько дней обещали выписать. Брат, навестивший мать, позвонил о. Порфирию с радостной вестью о скором выздоровлении. Но тут через короткое время раздался обратный звонок, на этот раз от отца Порфирия. Он сказал своему брату, что нужно торопиться, мать вот-вот умрет и они не успеют взять у нее благословение.
То вначале не поверил, но послушал старца, и оба поспешили в больницу. Случилось то, о чем предупреждал о. Порфирий. Братья едва успели попрощаться с матерью, как та умерла. Так Господь в очередной раз подтвердил дар прозорливости у своего избранника.
Дар исцеления
Однажды к старцу за духовным советом зашел один доктор со своей женой. Поговорив с батюшкой, семейная пара стала вскоре прощаться. Старец, по-отечески улыбаясь, взял женщину за руку, как раз в том месте, где у нее была сильная боль. Он не знал об этом, так как ему об этом не рассказывали. Женщина долго лечилась уколами, различными противовоспалительными лекарствами, но ничего не помогало.
Когда старец прикоснулся, по телу больной разлилось тепло, от которого ушла боль из ее тела. У женщины на глазах выступили слезы радости и благодарности старцу за оказанную милость. С того дня она больше не прибегала к помощи лекарств и докторов.
Просветительские труды
Афонский старец написал ряд книг духовного содержания. В «Автобиографии» о. Порфирий сам рассказывает о своем детстве, монашеской жизни на Афоне и в других местах, где ему доводилось подвизаться. Он передает переживания, духовный опыт, полученные на земном пути, делится воспоминаниями о людях, близких ему. Читая книгу, мы можем непосредственно прикоснуться внутренним зрением к монашескому бытию, получить представление о его сути и цели.
Книга Порфирия Кавсокаливита
«Цветослов советов» — сборник духовных поучений, наставлений старца Порфирия Кавсокаливита. Старец старается разобраться не только в духовных проблемах человека, но и материальных в том числе. В книге можно встретить его размышления на темы:
- монашество;
- брак;
- семья;
- исповедь;
- причастие;
- молодежь;
- дети;
- одежда;
- многое другое.
Интересно! Старец всегда учитывал духовный уровень того, кому давал он советы, а также семейный, общественный статус, физическое состояние. Его отличали неформальный подход к людям, часто парадоксальный, нетрадиционный.
Его богословие также несколько отличается от общепризнанного. Например, главное внимание он уделял не тому, чтобы бороться со страстями, а тому, чтобы неотступно пребывать рядом со Христом, — тогда, считал старец, и страсти отступят сами собой. Для отца Порфирия Христос всегда был всем, — радостью, светом, жизнью истинной.
Поучение старца Порфирия Кавсокаливита
Преподобный Порфи́рий Кавсокаливит (Баирактарис)
Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7 февраля 1906 года в Греции, в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея. Его родители были бедные благочестивые крестьяне. Свое образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства он помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В 8 лет мальчик пошел работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.
В ранней юности Евангелос прочитал житие святого Иоанна Кущника. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он втайне от родителей ушёл на Святую Гору Афон. Там Евангелос отдал себя в послушание двум добродетельным и духовно опытным старцам, жившим в Свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.
Однажды утром они послали его наколоть дров для печки. В их поисках юный послушник добрался до оврага, находившегося довольно далеко от скита Кавсокаливия, в котором он тогда жил со своими старцами. Когда мальчик начал рубить дрова, с ним случилось несчастье: с топора сорвалась рукоятка, и лезвие вонзилось ему в ногу, сильно ее поранив. Из раны хлынула кровь. Поблизости никого не было, и, вне всякого сомнения, отрок должен был умереть от потери крови. Чувствуя смертельную опасность, он изо всех сил начал громко призывать на помощь Матерь Божию: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» И кровь немедленно остановилась.
Вскоре Евангелос принял монашество с именем Никита. Однажды он, придя рано в церковь, стоял в темном углу и молился. В этот момент в храм вошел монах Димитрий, 90-летний русский старец. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма, не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока Никиты. По пути назад в келлию после приобщения Святых Таинств сердце отца Никиты переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!»
Он хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но Господь распорядился иначе. Девятнадцатилетний Никита получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.
Так в 19-летнем возрасте отец Никита оставил Афон и поселился в монастыре святого Харалампия в Левконе, недалеко от своего родного села. В возрасте 21 года Никита был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре св. Харалампия до 1940 г. Многие из окрестных жителей обращались к нему, ища исцеления своих душевных ран. Отец Порфирий без устали служил Богу и людям. Вереницы людей ждали своей очереди, т. к. исповеди длились часами без перерыва. И так продолжалось изо дня в день. За свои неустанные труды в 1938 году отец Порфирий получил сан архимандрита.
В 1940 году отец Порфирий приехал в Афины, где был назначен приходским священником в церкви святого Герасима при афинской больнице. За тридцать три года своего служения на этом месте отец Порфирий помог тысячам людей обрести душевный мир, многих из них по благодати Божией он исцелял от разного рода болезней.
После ухода на пенсию отец Порфирий продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели до 1978 года. Когда с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и построил большое подворье с храмом в честь Преображения Господня.
Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келлии оставил ее и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору. Господь исполнил заветное желание Своего верного слуги, и последние два года своей жизни старец провел на Афоне.
В это время он часто говорил о том, как будет давать ответ на Страшном суде. Вспоминал историю из Патерика, в которой один старец, чувствуя приближение смерти, приготовил для себя могилу и сказал своему ученику: «Мой сын, камни скользкие и тропа крутая, ты можешь покалечиться, если решишь нести мое тело к могиле. Давай пойдем туда, пока я еще могу ходить». Ученик, поддерживая старца под руку, довел его до могилы. Старец лег в приготовленную могилу и предал душу свою Богу.
По просьбе старца недалеко от келлии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника.
Последними словами старца стали евангельские строки: «Да будут все едино». Затем еле слышно он прошептал: «Гряди» и испустил дух. Господь забрал его светлую душу в 4:31 утра 2 декабря 1991 года.
Чудеса
Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, другой всемирно известный греческий старец, Паисий Святогорец, говорил: «У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый».
Бог есть
Некоторое время вместе с батюшкой в монастыре жил один профессор богословия. Он был намного моложе отца Порфирия и был его духовным чадом. Однажды профессор предложил побеседовать о существовании Бога. Обсудив эту тему со всех возможных точек зрения, профессор и батюшка пришли к заключению, что Бог есть. Однако молодой профессор обратился к старцу с просьбой. Когда тот умрет, то придет к профессору и расскажет, есть ли Бог. В ответ на это батюшка спросил, почему профессор считает, что первым умрет именно он? На это молодой человек ответил, что батюшка старше его в два раза, поэтому, естественно, быстрее умрет тот, кто старше. Но отец Порфирий по благодати Божией знал, что раньше умрет профессор, причем очень скоро. Этого батюшка не стал говорить, но пообещал, что придет после смерти сказать, есть ли Бог. Такое же обещание дал батюшке и профессор на случай, если он все-таки умрет раньше.
Через некоторое время профессор покинул монастырь и уехал в город. Не прошло и года, как батюшка и профессор расстались, но вот в один из великих праздников, когда отец Порфирий с братией готовились к праздничной трапезе, в монастырь пришел человек из соседней деревни и сообщил, что профессор скончался. Спустя какое-то время после долгой молитвы отец Порфирий выключил свет в келлии и попытался заснуть. Вдруг из тьмы раздается громовой голос, сопровождаемый непонятным шумом. «Бог есть! Бог есть! Бог есть!» – трижды повторил голос. Это был голос профессора! В страхе батюшка встал на колени и начал молиться о его душе. И так до утра! Можно ли после этого сомневаться, что «Бог есть»?!
Источник
В одной горной деревушке не было воды. Ее жители обращались в разные инстанции, платили деньги, но все без толку. Все в один голос говорили, что в этом районе нет подземных вод. Так что жители деревни вынуждены были собирать дождевую воду. И вот один человек, который был чадом батюшки и знал о его способности находить воду, попросил его помочь этой беде. Батюшка сразу ответил, что в деревне много хорошей воды, и показал на чертеже место, где она протекает. После горячих и настойчивых просьб отец Порфирий сам пошел на это место и точно указал, где находится вода и на какой она глубине. И действительно: когда стали искать, именно на том месте и на той глубине нашли воду, которая била чистейшим ключом!
Тогда все жители деревни стали называть батюшку святым и пророком. Все хотели к нему прикоснуться, поцеловать его руки, ноги, обласкать, все наперебой хотели принять его у себя дома. И поскольку они приходили и кланялись ему в ноги, почитая за святого, батюшка очень расстроился и попросил немедленно найти способ увезти его из деревни. Так случилось, что в это время шел автобус в Афины.
Отец Порфирий с большим трудом вырвался из объятий жителей и сел в автобус; и хотя народ пытался задержать его, он все-таки уехал. И вот тут-то, после стольких восторгов и поклонений, батюшку ожидало большое испытание. Кондуктор автобуса, человек неверующий, начал говорить разные глупости, вызывавшие смех у неверующих пассажиров и негодование у верующих. Таким образом, пассажиры автобуса разделились на два лагеря: одни за батюшку, другие – против. Шум и перебранка грозили перейти в рукопашную. Кондуктор же продолжал подогревать страсти. Батюшка был очень расстроен и старался не принимать участия в склоке. Когда автобус остановился, чтобы пассажиры немного отдохнули, батюшка подошел к кондуктору и сказал: «Я, быть может, и не умею находить воду, но знаю, что ты страдаешь сифилисом. Будь осторожен, не женись теперь, потому что можешь заразить жену и детей. Продолжай лечиться, ты поправишься, а потом женишься». Кондуктор просто онемел, услышав слова батюшки, и с того момента всю дорогу молчал, словно язык проглотил. Пассажиры также умолкли.
Кончина матери
В афинской поликлинике уже несколько дней лежала больная мать отца Порфирия. Врачи ему говорили, что она выздоравливает, но батюшка благодатью Божией предвидел, что живой из больницы она уже не выйдет. Однажды пошел навестить свою больную мать батюшкин брат Антоний (он скончался на год раньше батюшки). Когда он спросил врачей, как здоровье его матери, те ответили: «Отлично! Завтра она выйдет из больницы, а сегодня вечером мы приготовим выписку из истории болезни». Антоний, которого отец Порфирий очень любил, пришел домой успокоенным. Внезапно зазвонил телефон. Это был батюшка. Он сказал Антонию, чтобы тот немедленно поезжал в больницу, иначе мама умрет, и они не успеют взять у нее благословение. На это брат батюшки сказал, что он только что вернулся из больницы, и врачи ему сказали, что завтра их мама будет уже дома. Но отец Порфирий настаивал на своем. И действительно, как только они приехали в поликлинику, мать едва успела их благословить. Господь призвал ее к себе, а батюшкин дар прозорливости подтвердился и на сей раз.
Исцеления
Старец мог исцелять прикосновением к больному. Однажды его навестил один доктор с женой. Изложив старцу волновавшие их вопросы и, получив исчерпывающий на них ответ, супруги уже стали прощаться. Отец Порфирий, с своей обычной отцовской улыбкой на лице, взял руку жены доктора как раз в том месте, где у нее была сильная боль. Старец ничего не знал об этой болезни, которую они уже давно пробовали лечить при помощи уколов и сильных противовоспалительных средств. Когда отец Порфирий взял ее руку, то женщина почувствовала теплоту, прошедшую по всему ее телу, и ее слегка замутило. Но это чувство тут же прошло, а с ним и сама боль в руке. Женщина со слезами сказала старцу: «Вы и про это, батюшка, знаете?» С того дня она выкинула лекарства и уже больше не обращалась к докторам.
Отец Порфирий исцелял не только людей, но и животных. В один воскресный день в Северной Эвии, где он отдыхал, произошел следующий случай. Одна пастушка попросила отца Порфирия помолиться о ее стаде коз, которых постигла какая-то болезнь. Батюшка согласился и встал перед козами, подняв свои руки к небу и стал читать различные стихи псалмов, относящиеся к животным. Ни одна из коз не сдвинулась с места. Как только он закончил молитву и опустил руки, из стада вышел козел, подошел к батюшке, поцеловал ему руки и тихо отошел назад.
Бог знает все
Как-то батюшка и его трое духовных чад притомились и решили поймать такси, чтобы доехать до монастыря. В этот момент вдали показалось такси. Три попутчика старца решили его остановить. «Не беспокойтесь, – сказал старец, – такси само остановится. Но, когда вы сядете в него, вы не должны разговаривать с таксистом, только я буду с ним говорить». Точно так и произошло. Такси остановилось, хотя они не поднимали рук, все сели в него, и старец сказал, куда им надо ехать. Когда таксист тронулся с места, то почти тут же начал обвинять духовенство во всех смертных грехах. Каждый раз, когда он выпаливал очередное обвинение, то обращался к сидевшим сзади духовным чадам старца со словами: «Не правда ли, ребята? Что вы на это скажете?» Но они из послушания сидели молча. Когда таксист понял, что ему не собираются отвечать, то он обратился к отцу Порфирию и спросил: «Что скажешь, папаша? То, что пишут в газетах, — все правда, не так ли?» Старец ответил: «Сынок, я тебе расскажу короткую историю. Я расскажу ее только один раз, тебе не придется ее слушать дважды. Жил один человек, в одном месте (он назвал это место), у которого был престарелый сосед, который владел большим участком земли. Однажды ночью он убил соседа и закопал его в землю. Затем, пользуясь подложными документами, он завладел землей соседа и продал ее. И знаешь, что он купил на эти деньги? Он купил такси». Как только таксист услышал эту историю, он весь затрясся, затем свернул на обочину дороги и закричал: «Молчи, батюшка. Только ты и я знаем об этом». «Бог тоже знает об этом, — ответил отец Порфирий. — Он сказал мне, чтобы я передал это тебе. Смотри, покайся и исправь свою жизнь».
Старец Порфирий и по смерти жив у Бога
Когда отец Порфирий отошел ко Господу, один из его духовных чад находился по работе в другом городе и не знал о смерти батюшки. По возвращении в Афины у мужчины возникли определенные семейные проблемы, и он, как всегда, решил позвонить отцу Порфирию посоветоваться. Он взял телефон, набрал номер и услышал на другом конце голос старца. Он поприветствовал старца, испросил его благословения и стал излагать ему свои нужды. Старец выслушал его, дал ему ценный совет. Обрадованный духовный сын сказал: «Я скоро зайду к вам, как только освобожусь», на что отец Порфирий ответил: «Не звони мне опять, потому что я уже умер».
Но Бог не есть Бог мертвых, но живых, и мы верим и знаем, что старец Порфирий жив у Бога и слышит наши молитвы, и силен ходатайствовать за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Изречения и советы
Старец, если собеседник не принимал его первого совета, уступал и давал ему другой совет, более легкий. Но первый совет был духовно более полезным.
Берегите лампаду жизни
Одному своему духовному чаду старец Порфирий предсказал, что тот проживет столько-то лет. Когда этот человек подверг риску свое здоровье, старец заявил, что тот мог умереть. На недоуменный вопрос о том, как это согласуется с данным ранее предсказанием, старец ответил: «То, что я тебе сказал, верно. Ничего не изменилось. Лампада твоей жизни имеет масла на столько лет, сколько я тебе сказал. Но если ты ее уронишь, масло разольется и лампада погаснет! Такова жизнь! Бог нам дает многоценный дар жизни; мы его принимаем и обязаны оберегать, а вовсе не подвергать опасностям, да к тому же бессмысленным».
Никаких ссор при детях!
– Никогда ваши дети не должны слышать, как вы ссоритесь между собой… даже что вы повышаете голос друг на друга!
– Но разве это возможно, геронда?
– Конечно, возможно! Поэтому хорошенько запомните мои слова: никогда никаких ссор при детях… Никогда!
Если бы мы видели, как нас любит Христос!
«Господь никогда и нигде нас не оставляет. С того момента, как Он пришел на землю, родившись от Пресвятой Девы Богородицы, и стал Богочеловеком, Он всегда с нами. Если бы мы увидели, как нас любит Христос и что Он для нас делает, то от безмерной радости помутились бы рассудком. Мы остались бы в Его объятиях, и нам бы уже ни до чего не было дела».
Любовь к Богу должна быть беспредельной
«Наша любовь к Богу, дитя мое, должна быть беспредельной, она не должна быть раздроблена на привязанность к различным вещам.
Вот тебе пример: человек, скажем, имеет в себе одну батарейку определенной энергоемкости. Если он будет расточать эту энергию на различные дела, не имеющие отношения к любви к Богу, то оставшийся в нем для этой любви заряд будет весьма небольшим, часто может быть даже совсем ничтожным. Если же мы всю нашу энергию обратим к Богу, тогда велика будет наша любовь к Нему.
Приведу тебе еще такой пример.
Одна девушка очень сильно полюбила юношу по имени Никос. Каждую ночь она просыпалась и тайно от своих родителей, босая, выпрыгивала через окно на улицу и, невзирая на боль от впивающихся в ноги колючек, через поле бегала на встречу со своим возлюбленным. Когда же она возвращалась назад, в дом, то Никос всегда как бы находился рядом с ней. За какую бы работу она ни бралась, ее Никос был здесь, она видела его. Также и ты, дитя мое, должен все свои силы устремлять к Богу. Твой ум всегда должен быть в Нем, потому что именно этого и желает Бог».
Молись о терпении
«Молись не о том, чтобы Бог избавил тебя от различных твоих болезней, но о том, чтобы тебе посредством умной молитвы, пребывая в терпении, умиротвориться. Это принесет тебе очень большую пользу».
«Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги – и увидишь, какую от этого получишь пользу».
В результате раковых болезней наполнился рай
Во время беседы со своими духовными чадами старец сказал: «Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой, как мне это, по благодати Божией, известно. Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился рай!»
Больше читай Священное Писание
«Чтобы право шествовать путем истинным, следует постоянно читать Священное Писание, жития святых, другие церковные книги. Если во время чтения какое‑либо слово или мысль из прочитанного поразит тебя, прерви чтение и задержись на ней подольше, хорошенько ее обдумай. Скоро ты увидишь, какую великую пользу это приносит».
«Читай больше, чтобы просветился твой ум. Знаешь, я сам читал очень много. Чтобы меня никто не беспокоил, я забирался на одно дерево по лесенке, которую я сам смастерил. Поднявшись наверх, я затаскивал ее за собой, чтобы никто ничего не заметил и чтобы меня не побеспокоили. Так я мог на протяжении многих часов внимательно читать и размышлять над прочитанным».
Исповедь – дар любви Божией человеку
«Исповедь – это один из путей, по которому человек движется к Богу. Это дар любви Божией человеку. Никто и ничто не может лишить человека этой любви».
Кто не покается, тот погибнет
– Геронда, скажите мне слово к душевной пользе.
– Кто не покается, тот погибнет. Повторяю тебе: кто не покается, тот погибнет.
Кто умер ради Христа, для того нет смерти!
«Спасение в Церкви! – всегда говорил нам старец. – Кто является членом Церкви, тот не боится второй смерти! Для тех, кто состоит в Церкви Христовой, смерти нет! Православие – совершенно, в нем нет никакого несовершенства!»
«Смерти нет! Не бойся смерти! Кто умер ради Христа, для того нет смерти! А если ты не умер ради Христа, то умри!»
Как молиться новоначальному
На вопрос одного брата: «Геронда, как следует молиться новоначальному?», старец ответил: «Новоначальный монах должен читать жития святых и Новый Завет».
Наставления беременным женщинам
Старец советовал одному врачу педиатру: «Говори женщинам, что они должны осознавать, как высоко почтил их Бог, сподобив стать матерями. С момента зачатия плода они носят в себе вторую жизнь. Пусть они разговаривают с младенцем, ласкают его, поглаживая свой живот. Ребенок неким таинственным образом все это чувствует.
Матери должны с любовью молиться о своих детях. Ребенок, как уже родившийся, так и находящийся еще во чреве, чувствует недостаток материнской любви, нервозность матери, ее гнев, ненависть и получает травмы, последствия которых будет ощущать всю свою жизнь.
Святые чувства матери и ее святая жизнь освящают младенца с самого момента его зачатия. Все, что я только что сказал, надо хорошо помнить не только матерям, но и будущим отцам тоже».
Оказывайте и такую помощь
Когда у тебя есть возможность, помогай и материально. Но больше оказывай тем, кто находится рядом с тобой, вот какую помощь: разговаривай с ними, выслушивай их, когда они хотят рассказать тебе о своих трудностях, высказать тебе свою боль, посиди с ними вместе, чтобы они не чувствовали себя одинокими.
Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие
Старец Порфирий говорил, что для того, чтобы достичь смирения и сострадания к другим грешникам, человек должен осознать свое греховное и нравственно нищенское состояние. Поэтому Христос и говорил, что мытари и блудницы через покаяние и смирение предваряют прочих в Царстве Небесном. Старец не хотел слушать никаких обличительных слов про грешников. Он говорил: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные. Задержанный и униженный вор, всем известная, покрытая позором блудница – смирившаяся и покаявшаяся, намного выше нас, имеющих доброе имя, но живущих никому не ведомой и сомнительной жизнью».
Детям не нужно много слов
«Матери умеют переживать, советовать, многословить, но не умеют молиться. Многие советы и указания приносят вред. Детям не нужно много слов. Слова ударяют в уши, а молитва идет в сердце. Требуется молитва с верою, без стрессов, но и с хорошим примером».
Как говорить о религии
«В беседах не многословьте о религии – и тогда победите. Позвольте человеку, у которого другое мнение, изливаться, говорить, говорить… Пусть он почувствует, что встретился со спокойным человеком. Воздействуйте на него своей доброжелательностью и молитвой, а потом скажите немного слов. Вы не достигнете ничего, если будете говорить резко, если, к примеру, скажете: “Ты говоришь ложь!” И что из этого выйдет? Вы – как овцы посреди волков (Мф.10:16). Что вам делать? Внешне будьте невозмутимы, а внутренне молитесь. Будьте готовыми, будьте образованными, имейте дерзновение, но со святостью, кротостью и молитвой. Но чтобы поступать так, вы должны быть святыми».
Не по привычке
«Будь внимателен, не причащайся по привычке. Каждый раз приступай к Таинству так, как будто ты делаешь это в первый раз, и в то же время как будто это твое последнее Причащение перед смертью».
Когда наступит Второе пришествие
Однажды старца спросили: «Геронда, в последнее время много говорят о числе 666, о явлении антихриста, которое приближается, некоторые даже утверждают, что он уже пришел, об электронной печати на руку или на лоб, о столкновении Христа и антихриста и о поражении последнего, о Втором Пришествии Господнем. А что Вы об этом скажете?»
Старец ответил: «Что тут сказать? Я не говорю, что видел Божию Матерь, что будет война и тому подобные вещи. Знаю, что придет антихрист, что будет Второе Пришествие Христово, но когда, не знаю. Завтра? Через тысячу лет? Не знаю. Однако меня это не тревожит. Потому что я знаю, что в час смерти для каждого из нас наступит Второе Пришествие Господне. И этот час уже весьма близок».
Добавить комментарий