Порфирий кавсокаливит

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) — это один из самых известных подвижников благочестия ХХ столетия во всем мире. Бог наградил этого великого человека множеством духовных даров, среди которых:

  • кротость;
  • дар исцеления;
  • прозорливость;
  • любовь к людям и Господу;
  • долготерпение.

Люди говорят, что он мог одним прикосновением излечить человека и избавить его от самых страшных болезней. Хотя сам святой всю жизнь болел и никогда не просил Господа об исцелении своего тела. Праведник мог понимать язык птиц, он видел ангелов и демонов, мог рассказать о безднах морских, недрах земли и древних событиях так, как сам бывал там. Говорят, что он даже мог разглядеть душу человека.

Житие Парфирия Кавсокаливита

Настоящее имя праведника Евангелос Баирактарис. Он родился в провинции Эвиа в селе Иоанна Карустия, что в Греции. Родители святого были обычными бедными крестьянами. Евангелос учился два года в сельской школе. Все остальное время мальчик помогал своим родителям с хозяйством: работал на огороде, пас овец. В возрасте восьми лет мальчик пошел работать на угольную шахту. Позже стал продавцом в одном из магазинов.

Однажды Евангелос прочитал о жизни Иоанна Кущника. Эта история произвела очень большое впечатление на мальчика. Вскоре он втайне от своих родителей подался на Гору Афон, где отдал себя послушанию духовно опытным старцам.

Одного дня старцы послали мальчика за дровами для печи. В поисках дров он добрался до оврага, который находился от Кавсокаливия. Мальчик начал рубить дрова, как вдруг случилось несчастье. С рукоятки топора сорвалось лезвие и глубоко вонзилось в ногу Евангелосу. Кровь хлынула из раны, а мальчику никто не мог помочь, так как он забрался очень далеко в лес. Он должен был умереть там. Чувствуя, что он не сможет сам выбраться, юный послушник начал громко зазывать на помощь Божью Матерь. И кровь остановилась.

Так Евангелос принял монашество. Он хотел провести всю жизнь на Афоне, но судьба так не решила. В 19 лет Никита (такое имя он выбрал, когда принял постриг) заболел воспалением легких. Старцы оправили его лечиться. Порфирий излечился от болезни и вернулся назад на гору. Но болезнь снова дала о себе знать.

Монахи поняли, что климат Горы Афон может убить их ученика, поэтому они отправили его назад, приказав больше не возвращаться. С того времени Старец Порфирий Кавсокаливит без устали служил Богу и людям.

Порфирий Кавсокаливит — житие и слова

Старец всегда охотно делился своим советом с людьми, которые в нем нуждались. Если собеседник не принимал первый совет. Праведник давал ему следующий, который был понятнее и легче. Но как он сам говорил, первый совет всегда был лучшим и духовно полезным.

Праведные слова святого старца Порфирия:

  • Берегите лампаду жизни;
  • Если бы вы знали, как Христос нас любит!;
  • Молись о терпении;
  • Читайте больше Священное Писание;
  • Кто не покается, тот погибнет;
  • Кто умер ради Христа, для того нет смерти!;
  • В результате раковых болезней наполнился рай.

Также старец очень много говорил о том, как правильно вырастить будущее крепкое поколение. Порфирий Кавсокаливит о воспитании детей говорил следующее:

  • Детям не нужно много слов

Многие матери не умеют молиться. Они могут многословить, советовать, переживать. Но этого не достаточно. Ваши указания и советы приносят вред. Нужна молитва. Молитесь. Дети не требуют многих слов. Ваши слова ударят в уши, а молитва притронется до самого сердца.

  • Никогда не должно быть никаких ссор при детях

Ваши дети не должны слышать ссор и повышенных голосов. Никогда!

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео, в котором старец Порфирий рассказывает о труде:

Духовная жизнь в учении старца Порфирия Кавсокаливита

Порфирий Кавсокаливит

Когда идёт речь, по крайней мере в журналистской среде, о духовной жизни и духовных людях, как правило, невольно приходит мысль о какой-то области высшего образования, учреждениях культуры, имеющих отношение к лицам, достигшим профессионального успеха в исследованиях науки и искусства. В таких случаях обычно имеется в виду «духовность» в абсолютно абстрактном значении, что означает развитие определенных умственных способностей, приверженность некоторых людей определённым идеологиям и системам мировоззрения.

Такой подход вызвал бы немалое удивление по отношению к названию этого исследования, ведь речь идёт о человеке малообразованном, не имеющем никакого отношения ни к идеологиям, ни к интеллекту, ни к культуре, ни к письменности. С другой стороны, Отцы Церкви характеризуют человека духовного как человека, обладающего “силами Духа”, подчеркивая при этом, что духовный человек “возник из трех стихий: Благодати Небесного Духа, логики души и земного тела”, которое, конечно, тоже является духовным, когда оно участвует в Благодати Святого Духа.

Даже тому, кто лично не знал Порфирия Кавсокаливита, а только читал книгу “Старец Порфирий Kaвсокаливит. Житие и слова”, нетрудно будет понять, что старец был святоотечески духовным человеком и что его учения носят надёжный руководящий характер в подлинно духовной жизни. Впрочем, не только содержание этой книги, но и сама духовная жизнь не может ограничиваться рамками простого контекста. Поэтому мы представляем некоторые простые замечания по этому вопросу. Взяв на вооружение выражение: “Гомер через Гомера поясняется”, мы попробуем передать вам не только дух, но и стилевую подлинность речи старца.

Старец Порфирий не отделяет духовную жизнь от остальной человеческой жизни, не ставит непреодолимых преград и разделений, как это обычно делаем мы. Он сам является целостной личностью, поэтому отрицает всякого рода обедняющие жизнь абстракции. Таким образом, придавая большое значение интересу к молитве и изучению Библии, гимнологии, правилам и церковным тропарям, он параллельно обращает наше внимание на простую тропу в сельской местности, на садовые растения, цветы и деревья, подчёркивая, что занятия “искусством и музыкой очень полезны для души”. Он считает, что все это действует, как “лекарство”, помогающее в лечении человека.

Он был чистым и цельным человеком, который хотел видеть и всех остальных людей цельными и счастливыми. Поэтому он видел все предметы и весь мир как “путеводители” к великой любви Христа. “Все свято: и море, и купание, и еда. Радуйтесь всему. Всё нас обогащает, всё приводит нас к великой любви, всё ведёт нас ко Христу”.

Когда старец Порфирий говорил о духовной жизни, он не ссылался на вещи, которые он где-то читал, а свидетельствовал о своём личном опыте. Поэтому и слова его были более чем убедительными, они опирались на жизненный опыт и личные отношения старца с величайшим и важнейшим на этом свете – с Христом, Который превыше всего. Он всегда говорил: “Если ты найдёшь Христа, это будет предостаточно для тебя, ты больше ничего не захочешь, ты успокоишься. Ты станешь другим человеком. Ты живёшь там, где есть Христос. Ты живешь в звездах, в бесконечности, на небесах с Ангелами, на земле с людьми, с растениями, животными, со всем и вся”.

Там, где есть любовь во Христе, одиночество исчезает. Ты становишься кротким, счастливым, целостным. Нет ни тоски, ни болезни, ни давления, ни тревоги, ни мрака, ни ада. Христос живёт во всех твоих мыслях, во всех твоих делах. Ты обладаешь Благодатью, поэтому ты готов пострадать за Христа. Ты в состоянии принять даже несправедливые страдания. Более того, ты с радостью принимаешь несправедливые страдания за Христа… Когда Христос приходит в сердце, твоя жизнь меняется. Христос есть всё “.

Эти отношения со Христом есть отношения сокровенные и пронизанные любовью. Жизнь христианина “сокрыта со Христом в Боге”. Тот же опыт и то же наставление апостола Павла мы обнаруживаем у старца Порфирия: “Никто не должен видеть вас, никто не должен уловить даже движения вашего в поклонении Божественному. Все это должно происходить в глубочайшей тайне, как у отшельников. Помните, что я рассказывал вам о соловье? Он поёт в лесу. В тишине. Разве можно с уверенностью сказать, что кто-то его слышит? Что кто-то хвалит? Никто. Как хорошо петь в пустыне! Вы видели, как он раздувает горло? Такое происходит и с тем, кто влюбляется в Христа. Если любит, “раздувается гортань. Любящий Христа прикладывает огромные усилия”.

Смысл духовной жизни, как учил старец, это не принудительный труд, духовную жизнь приводит в движение любовь к Богу. Чтобы утвердить и засвидетельствовать эту истину, он проводит параллель с человеческой любовью: “Давайте возьмём пример из человеческой жизни. Любящий не может жить вдали от любимого человека, у него нет необходимости переносить образ любимого человека из ума в сердце, но, увидев свою возлюбленную, сердце его трепещет. Когда он находится вдали от неё и думает о ней, сердце его опять трепещет. Он не прилагает для этого каких-либо усилий, всё это происходит непроизвольно. Так и со Христом. Но там, конечно же, всё Божественное. Божественная любовь, любовь эта носит не плотский характер. Это безмятежная любовь, но более пронзительная и глубокая. Так же, как и в естественной любви, когда ты не видишь любимого человека, ты безмерно страдаешь. Но и тогда, когда ты находишься рядом с любимым человеком, ты страждешь от любви и умилённо плачешь, таким образом, в этом случае ты тоже страдаешь от любви, сам того не замечая, ты заливаешься слезами любви, благоговения и радости. Это и есть благочестие”.

То, что в духовной жизни главное – это любовь, является связующим звеном между учением старца и его жизнью. Поэтому он подчёркивает, что “когда ты искренне любишь, то, даже если живёшь на площади Омония (центральная площадь Афин – Прим. ред.), не замечаешь, что ты на Омонии. Ты не видишь ни автомобилей, ни людей, н и ч е г о. Ты внутри себя с человеком, которого любишь. Ты живёшь, ты радуешься, ты вдохновляешься. Разве это не реальность? Представьте, что лицо, которое ты любишь – Христос. Христос в сознании твоём, Христос в твоём сердце, Христос во всей твоей сущности, Христос везде”. Кроме того, он уверяет, что всё это не пустые теории, а его собственный опыт и видение мира: “Этим я и занимаюсь. Я пытаюсь найти средства полюбить Христа. Такой любовью невозможно насытиться. Насколько возрастает твоя любовь ко Христу, насколько кажется тебе, что этого мало, настолько тебе хочется полюбить Его ещё больше! Не осознавая происходящего, ты будешь подниматься всё выше и выше!”

Учение старца о духовной жизни, основанной на любви, остаются для нас насущными и побудительными. В другом контексте он подчеркивает, что духовная жизнь, это “любовь, волнение, безумие, Божественная тоска. Это всё есть в каждом из нас. Наша душа требует их приобретения. Для многих, однако, религия является борьбой, мукой и беспокойством. Поэтому многих религиозных людей считают несчастными, потому что видят, как они далеки от счастья…” Здесь, конечно, старец говорит о некоторой патологии, которая может появиться в отношениях человека с Богом, о ситуации, к сожалению, очень часто встречающейся у так называемых «религиозных» людей.

Понимание Христа как основы внутреннего мира верующего, необходимость горячей любви к Нему – главные моменты не только в учении старца Порфирия, они были и большим достижением его жизни. Он прожил полноту этих отношений и призывает и нас настроиться на ту же частоту: “Постоянно смотрите вверх, ко Христу, чтобы приблизиться к Нему, вы можете работать со Христом, жить с Христом, дышать со Христом, болеть со Христом, радоваться со Христом. Пусть будет для вас Христос всем. Ваша душа пусть просит, кричит, взывая к Нему: «О, Жених мой, желанный…” Христос есть Жених, Отец, Он – всё. Нет на свете ничего возвышеннее, чем любить Христа. Всё, чего мы хотим, – во Христе. Христос есть всё. Вся радость, все радости, райская жизнь. Всё великое у нас есть, когда внутри нас Христос. Душа, которая влюблена в Христа, всегда весела и счастлива, каких бы трудов и жертв это не стоило”.

Для достижения любви к Богу необходимым условием является любовь к ближнему. Таким образом, мы становимся одним целым со Христом и признаём Его как Отца нашего и главу Церкви. “Любовь к своему брату воспитывает любовь к Богу. Мы будем счастливы, когда полюбим втайне всех людей. Мы почувствуем тогда, что всё и вся вокруг нас любят. Никто не может прийти к Богу, если проходит мимо людей». Эта любовь распространяется и на тех, о которых мы думаем, что они идут не по правильному пути, потому что не от нравственности зависит любовь к нашим ближним. Кроме того, наши попытки исправить кого-то “являются своего рода проекцией себя. На самом деле, мы хотим, чтобы мы стали хорошими, и из-за того что мы не можем стать такими, мы требуем этого от других, иногда даже настаиваем на этом. Хотя всё можно исправить через молитву, мы часто становимся раздражительными и начинаем переживать, а затем и осуждать. “Моралист”, который засел в нас, когда видит кого-то неправильного, начинает протестовать, в то время как в большинстве случаев он-то поступает так же. Но он обижается не на себя, а на другого. А этого Бог не хочет”.

Такое отношение старца продиктовано не какой-либо моральной психологией, а глубокой церковностью, ведь всё это существует в реальной церковной жизни. Отец Порфирий подчеркивает, что Христос явится среди нас в единстве и любви, в Его Церкви. Для всех нас важно то, чтобы войдя в церковь, мы объединились с нашими ближними, принимая и их радости, и их горести. В церкви мы молимся за всех, страдаем во спасение всех и становимся единым целым с несчастными, больными и грешниками. Никто не должен желать спасения только для себя, без того, чтобы просить о спасении ближних. Когда мы отделяем себя от других, мы перестаём быть христианами. Напротив, мы становимся истинными христианами, когда мы глубоко чувствуем, что мы являемся членами мистического Тела Христова, то есть, когда мы живем в единстве в Его Церкви. Это показывает истинное значение Церкви.

Также старец Порфирий учит нас, что всё, что мы делаем в духовной жизни, должно быть сделано из любви и без задних мыслей. Каждый поклон, любые усилия имеют значение, когда сделаны без каких-либо расчетов – не выиграть что-то, даже если это рай, а из чистой любви к Христу. Таким образом, любовь дает смысл всему, это путь страданий, который делает истинного христианина поэтом. “Тот, кто хочет стать христианином, должен сначала стать поэтом. Вот в чём дело! Ты должен страдать. Любить и страдать. Страдать ради того, кого любишь. Любовь заставляет трудиться для блага любимого. Она бежит, не спит, кровоточит, чтобы встретиться с любимым. Она жертвует всем, не считая ничего, ни угроз, ни трудностей. Любовь ко Христу – другое дело, это что-то бесконечно возвышенное”. И сразу же спешит уточнить: “И когда я говорю о любви, я не имею в виду те качества, которые мы приобретаем на своём жизненном пути, а о сердечной любви ко Христу и ближним”.

Ссылки:

1 . Иоанн Златоуст, О пользе смутного пророчества 2,5 , PG56 , 182

2. Григорий Палама, За святых Исихастов 1,3,43 , в Писаниях, изд П. Христу, том 1-ый, Салоники 1962, стр. 454 .

3. Книга была впервые опубликована в марте 2003 монастырём Хрисопиги (Золотой источник) в городе Ханья на Крите. Сегодня вышло её 7-е издание, в то время как книга переведена и распространяется на английском, арабском, румынском, русском, немецком, болгарском, итальянском и других языках. Сноски в статье относятся к этой книге.

4. Старец Порфирий, Житие и Слова, стр. 379 .

5. Там же, стр. 462 .

6. Там же, стр. 219 .

7. Кол. 3,3 .

8 . Житие и Слова, стр. 238 .

9. Там же, стр. 260 .

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Порфирий Кавсокаливит является одним из наиболее почитаемых старцев 20-го века. Жил в Греции, какое-то время на Афоне, и нес обычный подвиг священника-монаха. Старца отличало то, что любил людей всех без исключения. Принимал, исцелял, несмотря на то, что сам до конца жизни страдал от тяжелых болезней.

Житие старца

Весь жизненный путь старца был наполнен служением и любовью к Богу, людям. С самого раннего детства встал на стезю монашеского подвига и не сходил с нее до самой смерти.

Старец Порфирий Кавсокаливит

Детство

Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) родился 7 февраля 1906 года. Сам родом из небольшой деревни Айос-Иоаннис в Греции, в провинции Эвиа. Родители были бедняками, поэтому отцу мальчика пришлось уехать на заработки в Америку в качестве простого рабочего на строительство Панамского канала. Евангелос, так назвали при рождении, вместе с другими крестьянскими детьми трудился в поте лица с малых лет. Присматривал за скотиной, ухаживал за садом, огородом, выполнял поручения взрослых.

Мальчик с самого раннего возраста пас овец в горах. Был застенчивым и наивным ребенком. В школу ходил очень мало, всего лишь один класс. Почти ничему там не научился, так как учитель часто болел и пропускал занятия. Там, высоко в горах, Евангелос по слогам прочитал житие св. Иоанна Каливита, и у него впервые появилось сильное желание покинуть мир и стать монахом.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отправили в другой город на работу в магазин. Там всегда толпилось много народу, и однажды зашли два старичка. Они разговорились о Святой горе Афон, и один из них предался воспоминаниям о том, как хорошо там было служить монахом. Старик сокрушался, что когда-то сделал большую ошибку и ушел из монастыря обратно в мир.

Интересно! Желание посвятить себя монашеской жизни с новой силой вспыхнуло в сердце мальчика. Он очень хотел подражать св. Иоанну Каливиту, житие которого перечитывал время от времени, мечтал стать пустынником.

Евангелос сделался грустным и задумчивым. Хозяин подумал, что мальчик скучает за своей матерью и отправил его на несколько дней домой, проведать семью.

Мальчика посадили на корабль, который шел через его родные места до самой Святой Горы. Его мечта начинала сбываться. В дороге Евангелоса охватил страх и беспокойство, сомнения терзали душу. Мальчик не знал, правильно ли он делает, бросая свою семью. В результате Евангелос пересел на другой корабль и вернулся к своим хозяевам в магазин.

О других старцах:

  • Илий Ноздрин
  • Старец Гавриил Ургебадзе
  • Старец Серафим Тяпочкин

Но мысль о монашеской жизни не оставляла мальчика, и вскоре он предпринял новую попытку добраться до Святой Горы. Также, как и в первый раз, отпросившись проведать свою мать, Евангелос сел на корабль и вновь, испугавшись, вернулся. Лишь на третий раз цель была достигнута. Мальчик вместе со своим дядей, который стал и одновременно и его духовником, попал на Афон. Несмотря на то что запрещалось детям приезжать сюда, Евангелос, благодаря заступничеству своего старца чудом оказался на Святой Горе и остался подвизаться в свято-Георгиевской келии на Кавсокаливии.

Пребывание на Афоне (1818-1925 гг.)

С тех пор у мальчика началась совершенно иная, благодатная жизнь во Христе, — ежедневные посещения храма, послушания. Благодаря частому чтению псалтыри, молитв Евангелос хорошо стал читать, многое выучил наизусть. Первое время молодого подвижника искушали мысли о родителях, брате, которого он хотел привезти на святую гору, чтобы тот также приобщился этой счастливой равно ангельской жизни.

От мучивших его мыслей мальчик весь, побледнел, осунулся. Но исповедуя их своему духовнику, получил освобождение, радость и мир в душе. Он продолжал лишь молиться о спасении своих родных, не предаваясь мучительным переживаниям, как раньше. Если до этого Евангелос скучал за ними, то теперь он испытывал те же чувства по отношению к своему старцу. Так было пройдено первое искушение.

Молодой послушник весь горел духовной ревностью. Он стал больше поститься, подвизаться. Теперь одним его желанием было неотлучно находиться в церкви и исполнять все послушания, данные старцами, чтобы доставить им радость. Евангелос ходил в сад, полол, поливал, обучался рукоделию (резьбе по дереву), читал псалтырь, учился, как смиряться, как укрепляться в любви к Богу. Жизнь его была молитвой, радостью, послушанием старцам. Вскоре принял монашество с именем Никита. Никогда не хотел юноша уехать со Святой горы, но Божья Воля была иной.

Святой Порфирий Кавсокаливит

Как-то раз после дождя молодой монах, как и другие святые отцы, пошел собирать улитки. Набрал полный мешок и уже двинулся в сторону келии, как тут незаметно для себя попал в осыпь. В борьбе со смертельной опасностью юноша очень вспотел, а так как был уже вечер, холодный ветер продувал насквозь его тело. После этого случая он заболел гнойным плевритом и ему становилось все хуже. Старцы приняли решение отправить юношу в мир, чтобы тот мог избежать смерти и поправить свое здоровье.

Возвращение в мир

Так, в 19 лет молодой монах покинул Афонскую гору и вернулся в свою деревню. Одним из первых кого он увидел, был его отец. Встреча была радостной и очень умилительной. К сожалению, мать так и не простила сына за то, что тот стал монахом, и юноша поселился в монастыре святого Харлампия. Когда почувствовал себя лучше, вновь поспешил на Афон. Но через две недели юноше стало хуже и его благословили снова вернуться в монастырь св. Харлампия. Итак повторялось три раза.

С тех пор молодой монах окончательно поселился в монастыре св. Харлампия. Ходил на послушания, молился. Его мать изменила к нему отношение и теперь гордилась своим сыном. В 21 год юноша по благословению Владыки Синайского Порфирия III был рукоположен во иерея, хотя и не стремился к этому. Ему больше нравилась уединенная монашеская жизнь, наполненная тишиной и молитвой.

О молитве в православии:

  • Молитвенное правило Серафима Саровского
  • Как учить детей молитве
  • Какое бывает молитвенное правило

Теперь же он исповедовал людей, приходящих в монастырь, и порой исповедь длилась по двое суток без перерыва. Людям нравился молодой батюшка и они вновь и вновь возвращались, ища исцеления от грехов и душевных ран. Вскоре был назначен, несмотря на юный возраст, монастырским духовником.

Вереницей потянулись люди, и священник без устали принимал их, утешая, врачуя, наставляя на пути к Богу. Это послушание он выполнял до 1940 года, а в 1938 году за неустанный и тяжелый труд духовником был присвоен сан архимандрита. Затем старец был переведен в Афины, где прослужил приходским священником при больнице, в церкви св. Герасима, целых тридцать три года.

Интересно! За это время исцелил от различных болезней, наставил на путь спасения множество людей. Уйдя на пенсию, старец Кавсокаливит не перестал служить Богу и людям.

До 1978 года, пока не случился инфаркт, выполнял обязанности священника в заброшенном храме св. Николая (район Пендели). Отлежавшись несколько месяцев после болезни у своих друзей, переехал жить в район Милеси. Там он вновь занялся активной деятельностью и выстроил большой храм с подворьем в честь Преображения Господня.

Последние годы жизни

Все это долгое время старец не оставлял надежды вернуться обратно на Святую гору. В 1984 году его мечта осуществилась и последние два года своей земной жизни он провел на Афоне. Узнав, что последний обитатель свято-Георгиевской келии ушел жить в монастырь, старец поспешил отправиться в родные ему места.

Недалеко от келии, по его просьбе, была выкопана могила. Старец чувствовал приближение своей смерти. В последнюю ночь он исповедовался, а собравшиеся ученики стали читать канон на исход души, затем по четкам схимническое правило. Светлая душа старца покинула этот мир 2 декабря 1991 года. А в 2013 году, 1-го декабря, о. Порфирий Кавсокаливит был прославлен в лике святых Синодом Константинопольского Патриархата.

Чудеса

Господь наградил отца Порфирия Кавсокаливита обилием духовных дарований. Кротость, любовь к людям и Богу, прозорливость, сила молитвы об исцелении души и тела, — все это было присуще старцу. От одного его прикосновения многие избавились от тяжелых недугов, мучающих их годами.

Дар нахождения воды

Старец был очень близок к природе и чувствовал ее красоту и глубину как никто другой. Он понимал язык птиц, а недра земли и бездны морские мог читать как раскрытую книгу. Однажды жители одной горной деревушки обратились к нему за помощью, так как не могли найти место, где можно было бы выкопать колодец. Обращались в различные инстанции, но все в один голос твердили, что в этих местах подземных вод нет. Для обеспечения своих нужд жителям деревни приходилось собирать осадки после дождя, чем и перебивались.

Икона святого Порфирия Кавсокаливита

Один человек, который был духовным чадом старца Порфирия и знал о его удивительных способностях, в том числе находить воду глубоко под землей, обратился с просьбой помочь в этой ситуации. Старец, не задумываясь ответил, что в местности, где расположена деревня, очень много хорошей воды, и сразу же указал на карте, где следует искать. По просьбам людей он сам сходил на это место и точно определили, где следует бурить скважину.

Дар прозорливости

Мать о. Порфирия очень болела и уже несколько дней находилась в Афинской больнице. Врачи давали хороший прогноз и уже через несколько дней обещали выписать. Брат, навестивший мать, позвонил о. Порфирию с радостной вестью о скором выздоровлении. Но тут через короткое время раздался обратный звонок, на этот раз от отца Порфирия. Он сказал своему брату, что нужно торопиться, мать вот-вот умрет и они не успеют взять у нее благословение.

То вначале не поверил, но послушал старца, и оба поспешили в больницу. Случилось то, о чем предупреждал о. Порфирий. Братья едва успели попрощаться с матерью, как та умерла. Так Господь в очередной раз подтвердил дар прозорливости у своего избранника.

Дар исцеления

Однажды к старцу за духовным советом зашел один доктор со своей женой. Поговорив с батюшкой, семейная пара стала вскоре прощаться. Старец, по-отечески улыбаясь, взял женщину за руку, как раз в том месте, где у нее была сильная боль. Он не знал об этом, так как ему об этом не рассказывали. Женщина долго лечилась уколами, различными противовоспалительными лекарствами, но ничего не помогало.

Когда старец прикоснулся, по телу больной разлилось тепло, от которого ушла боль из ее тела. У женщины на глазах выступили слезы радости и благодарности старцу за оказанную милость. С того дня она больше не прибегала к помощи лекарств и докторов.

Просветительские труды

Афонский старец написал ряд книг духовного содержания. В «Автобиографии» о. Порфирий сам рассказывает о своем детстве, монашеской жизни на Афоне и в других местах, где ему доводилось подвизаться. Он передает переживания, духовный опыт, полученные на земном пути, делится воспоминаниями о людях, близких ему. Читая книгу, мы можем непосредственно прикоснуться внутренним зрением к монашескому бытию, получить представление о его сути и цели.

Книга Порфирия Кавсокаливита

«Цветослов советов» — сборник духовных поучений, наставлений старца Порфирия Кавсокаливита. Старец старается разобраться не только в духовных проблемах человека, но и материальных в том числе. В книге можно встретить его размышления на темы:

  • монашество;
  • брак;
  • семья;
  • исповедь;
  • причастие;
  • молодежь;
  • дети;
  • одежда;
  • многое другое.

Интересно! Старец всегда учитывал духовный уровень того, кому давал он советы, а также семейный, общественный статус, физическое состояние. Его отличали неформальный подход к людям, часто парадоксальный, нетрадиционный.

Его богословие также несколько отличается от общепризнанного. Например, главное внимание он уделял не тому, чтобы бороться со страстями, а тому, чтобы неотступно пребывать рядом со Христом, — тогда, считал старец, и страсти отступят сами собой. Для отца Порфирия Христос всегда был всем, — радостью, светом, жизнью истинной.

Поучение старца Порфирия Кавсокаливита

Преподобный Порфи́рий Кавсокаливит (Баирактарис)

Ста­рец Пор­фи­рий, в ми­ру Еван­ге­лос Ба­и­рак­та­рис, ро­дил­ся 7 фев­ра­ля 1906 го­да в Гре­ции, в се­ле­нии Айос-Иоан­нис близ го­ро­да Ка­рист на ост­ро­ве Эв­бея. Его ро­ди­те­ли бы­ли бед­ные бла­го­че­сти­вые кре­стьяне. Свое об­ра­зо­ва­ние Еван­ге­лос по­лу­чил в двух клас­сах на­чаль­ной сель­ской шко­лы. С са­мо­го дет­ства он по­мо­гал ро­ди­те­лям за­ни­мать­ся хо­зяй­ством: па­сти овец, ра­бо­тать в ого­ро­де. В 8 лет маль­чик по­шел ра­бо­тать на уголь­ную шах­ту, а за­тем за при­ла­вок ма­га­зи­на.

В ран­ней юно­сти Еван­ге­лос про­чи­тал жи­тие свя­то­го Иоан­на Кущ­ни­ка. Оно про­из­ве­ло на него та­кое силь­ное впе­чат­ле­ние, что он втайне от ро­ди­те­лей ушёл на Свя­тую Го­ру Афон. Там Еван­ге­лос от­дал се­бя в по­слу­ша­ние двум доб­ро­де­тель­ным и ду­хов­но опыт­ным стар­цам, жив­шим в Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ской ке­лии на Кав­со­ка­ли­вии.

Од­на­жды утром они по­сла­ли его на­ко­лоть дров для печ­ки. В их по­ис­ках юный по­слуш­ник до­брал­ся до овра­га, на­хо­див­ше­го­ся до­воль­но да­ле­ко от ски­та Кав­со­ка­ли­вия, в ко­то­ром он то­гда жил со сво­и­ми стар­ца­ми. Ко­гда маль­чик на­чал ру­бить дро­ва, с ним слу­чи­лось несча­стье: с то­по­ра со­рва­лась ру­ко­ят­ка, и лез­вие вон­зи­лось ему в но­гу, силь­но ее по­ра­нив. Из ра­ны хлы­ну­ла кровь. По­бли­зо­сти ни­ко­го не бы­ло, и, вне вся­ко­го со­мне­ния, от­рок дол­жен был уме­реть от по­те­ри кро­ви. Чув­ствуя смер­тель­ную опас­ность, он изо всех сил на­чал гром­ко при­зы­вать на по­мощь Ма­терь Бо­жию: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­мо­ги мне!» И кровь немед­лен­но оста­но­ви­лась.

Вско­ре Еван­ге­лос при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ки­та. Од­на­жды он, при­дя ра­но в цер­ковь, сто­ял в тем­ном уг­лу и мо­лил­ся. В этот мо­мент в храм во­шел мо­нах Ди­мит­рий, 90-лет­ний рус­ский ста­рец. Огля­дев­шись по сто­ро­нам и ни­ко­го не за­ме­тив, он стал на мо­лит­ву, де­лая зем­ные по­кло­ны. Во вре­мя мо­лит­вы стар­ца оси­я­ла та­кая бла­го­дать, что он сто­ял по­сре­ди хра­ма, не ка­са­ясь по­ла. Бо­же­ствен­ная бла­го­дать, из­лив­ша­я­ся на свя­то­го стар­ца, кос­ну­лась и юно­го ино­ка Ни­ки­ты. По пу­ти на­зад в кел­лию по­сле при­об­ще­ния Свя­тых Та­инств серд­це от­ца Ни­ки­ты пе­ре­пол­ня­ла та­кая ра­дость и лю­бовь к Бо­гу, что, воз­дев­ши ру­ки к небу, он гром­ко вос­кли­цал: «Сла­ва Те­бе, Бо­же! Сла­ва Те­бе, Бо­же! Сла­ва Те­бе, Бо­же!»

Он хо­тел всю жизнь под­ви­зать­ся на Афоне, но Гос­подь рас­по­ря­дил­ся ина­че. Де­вят­на­дца­ти­лет­ний Ни­ки­та по­лу­чил вос­па­ле­ние лег­ких, ко­то­рое пе­ре­шло в плев­рит. Стар­цы при­ка­за­ли ему оста­вить Афон и по­ехать ле­чить­ся. Прой­дя курс ле­че­ния и по­чув­ство­вав се­бя луч­ше, он вер­нул­ся на ме­сто по­стри­га. Од­на­ко бо­лезнь вновь да­ла о се­бе знать, и стар­цы, ви­дя, что афон­ский кли­мат мо­жет убить их уче­ни­ка, по­сла­ли его на­зад, не бла­го­сло­вив воз­вра­щать­ся на Свя­тую Го­ру.

Так в 19-лет­нем воз­расте отец Ни­ки­та оста­вил Афон и по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре свя­то­го Ха­ра­лам­пия в Лев­коне, неда­ле­ко от сво­е­го род­но­го се­ла. В воз­расте 21 го­да Ни­ки­та был ру­ко­по­ло­жен во иерея Си­най­ским ар­хи­епи­ско­пом Пор­фи­ри­ем III, ко­то­рый дал ему свое имя. Вско­ре, несмот­ря на юный воз­раст ба­тюш­ки, мит­ро­по­лит Ка­рист­ский Пан­те­ле­и­мон на­зна­чил от­ца Пор­фи­рия мо­на­стыр­ским ду­хов­ни­ком. Это по­слу­ша­ние отец Пор­фи­рий нес в мо­на­сты­ре св. Ха­ра­лам­пия до 1940 г. Мно­гие из окрест­ных жи­те­лей об­ра­ща­лись к нему, ища ис­це­ле­ния сво­их ду­шев­ных ран. Отец Пор­фи­рий без уста­ли слу­жил Бо­гу и лю­дям. Ве­ре­ни­цы лю­дей жда­ли сво­ей оче­ре­ди, т. к. ис­по­ве­ди дли­лись ча­са­ми без пе­ре­ры­ва. И так про­дол­жа­лось изо дня в день. За свои неустан­ные тру­ды в 1938 го­ду отец Пор­фи­рий по­лу­чил сан ар­хи­манд­ри­та.

В 1940 го­ду отец Пор­фи­рий при­е­хал в Афи­ны, где был на­зна­чен при­ход­ским свя­щен­ни­ком в церк­ви свя­то­го Ге­ра­си­ма при афин­ской боль­ни­це. За трид­цать три го­да сво­е­го слу­же­ния на этом ме­сте отец Пор­фи­рий по­мог ты­ся­чам лю­дей об­ре­сти ду­шев­ный мир, мно­гих из них по бла­го­да­ти Бо­жи­ей он ис­це­лял от раз­но­го ро­да бо­лез­ней.

По­сле ухо­да на пен­сию отец Пор­фи­рий про­дол­жал слу­жить и ис­по­ве­до­вать в древ­нем за­бро­шен­ном хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в рай­оне Пен­де­ли до 1978 го­да. Ко­гда с ним слу­чил­ся ин­фаркт, он несколь­ко ме­ся­цев про­жил у сво­их дру­зей в Афи­нах, по­сле че­го в 1979 го­ду по­се­лил­ся в рай­оне Ми­ле­си, где и по­стро­ил боль­шое по­дво­рье с хра­мом в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.

Отец Пор­фи­рий ни­ко­гда не остав­лял на­деж­ды вер­нуть­ся об­рат­но на Афон. Ко­гда в 1984 го­ду он узнал, что по­след­ний оби­та­тель род­ной для него Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ской кел­лии оста­вил ее и пе­ре­шел жить в мо­на­стырь, он по­спе­шил на Свя­тую Го­ру. Гос­подь ис­пол­нил за­вет­ное же­ла­ние Сво­е­го вер­но­го слу­ги, и по­след­ние два го­да сво­ей жиз­ни ста­рец про­вел на Афоне.

В это вре­мя он ча­сто го­во­рил о том, как бу­дет да­вать от­вет на Страш­ном су­де. Вспо­ми­нал ис­то­рию из Па­те­ри­ка, в ко­то­рой один ста­рец, чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, при­го­то­вил для се­бя мо­ги­лу и ска­зал сво­е­му уче­ни­ку: «Мой сын, кам­ни скольз­кие и тро­па кру­тая, ты мо­жешь по­ка­ле­чить­ся, ес­ли ре­шишь нести мое те­ло к мо­ги­ле. Да­вай пой­дем ту­да, по­ка я еще мо­гу хо­дить». Уче­ник, под­дер­жи­вая стар­ца под ру­ку, до­вел его до мо­ги­лы. Ста­рец лег в при­го­тов­лен­ную мо­ги­лу и пре­дал ду­шу свою Бо­гу.

По прось­бе стар­ца неда­ле­ко от кел­лии для него бы­ла вы­ко­па­на мо­ги­ла. В по­след­нюю ночь сво­ей зем­ной жиз­ни ста­рец ис­по­ве­дал­ся, по­сле че­го уче­ни­ки ста­ли чи­тать ка­нон на ис­ход ду­ши, а за­тем по чет­кам ке­лей­ное пра­ви­ло ве­ли­кос­хим­ни­ка.

По­след­ни­ми сло­ва­ми стар­ца ста­ли еван­гель­ские стро­ки: «Да бу­дут все еди­но». За­тем еле слыш­но он про­шеп­тал: «Гря­ди» и ис­пу­стил дух. Гос­подь за­брал его свет­лую ду­шу в 4:31 утра 2 де­каб­ря 1991 го­да.

Чу­де­са

Го­во­ря о ду­хов­ных да­ро­ва­ни­ях стар­ца Пор­фи­рия, дру­гой все­мир­но из­вест­ный гре­че­ский ста­рец, Па­и­сий Свя­то­го­рец, го­во­рил: «У него цвет­ной теле­ви­зор, а у ме­ня толь­ко чер­но-бе­лый».

Бог есть

Неко­то­рое вре­мя вме­сте с ба­тюш­кой в мо­на­сты­ре жил один про­фес­сор бо­го­сло­вия. Он был на­мно­го мо­ло­же от­ца Пор­фи­рия и был его ду­хов­ным ча­дом. Од­на­жды про­фес­сор пред­ло­жил по­бе­се­до­вать о су­ще­ство­ва­нии Бо­га. Об­су­див эту те­му со всех воз­мож­ных то­чек зре­ния, про­фес­сор и ба­тюш­ка при­шли к за­клю­че­нию, что Бог есть. Од­на­ко мо­ло­дой про­фес­сор об­ра­тил­ся к стар­цу с прось­бой. Ко­гда тот умрет, то при­дет к про­фес­со­ру и рас­ска­жет, есть ли Бог. В от­вет на это ба­тюш­ка спро­сил, по­че­му про­фес­сор счи­та­ет, что пер­вым умрет имен­но он? На это мо­ло­дой че­ло­век от­ве­тил, что ба­тюш­ка стар­ше его в два ра­за, по­это­му, есте­ствен­но, быст­рее умрет тот, кто стар­ше. Но отец Пор­фи­рий по бла­го­да­ти Бо­жи­ей знал, что рань­ше умрет про­фес­сор, при­чем очень ско­ро. Это­го ба­тюш­ка не стал го­во­рить, но по­обе­щал, что при­дет по­сле смер­ти ска­зать, есть ли Бог. Та­кое же обе­ща­ние дал ба­тюш­ке и про­фес­сор на слу­чай, ес­ли он все-та­ки умрет рань­ше.

Через неко­то­рое вре­мя про­фес­сор по­ки­нул мо­на­стырь и уехал в го­род. Не про­шло и го­да, как ба­тюш­ка и про­фес­сор рас­ста­лись, но вот в один из ве­ли­ких празд­ни­ков, ко­гда отец Пор­фи­рий с бра­ти­ей го­то­ви­лись к празд­нич­ной тра­пе­зе, в мо­на­стырь при­шел че­ло­век из со­сед­ней де­рев­ни и со­об­щил, что про­фес­сор скон­чал­ся. Спу­стя ка­кое-то вре­мя по­сле дол­гой мо­лит­вы отец Пор­фи­рий вы­клю­чил свет в кел­лии и по­пы­тал­ся за­снуть. Вдруг из тьмы раз­да­ет­ся гро­мо­вой го­лос, со­про­вож­да­е­мый непо­нят­ным шу­мом. «Бог есть! Бог есть! Бог есть!» – три­жды по­вто­рил го­лос. Это был го­лос про­фес­со­ра! В стра­хе ба­тюш­ка встал на ко­ле­ни и на­чал мо­лить­ся о его ду­ше. И так до утра! Мож­но ли по­сле это­го со­мне­вать­ся, что «Бог есть»?!

Ис­точ­ник

В од­ной гор­ной де­ре­вуш­ке не бы­ло во­ды. Ее жи­те­ли об­ра­ща­лись в раз­ные ин­стан­ции, пла­ти­ли день­ги, но все без тол­ку. Все в один го­лос го­во­ри­ли, что в этом рай­оне нет под­зем­ных вод. Так что жи­те­ли де­рев­ни вы­нуж­де­ны бы­ли со­би­рать дож­де­вую во­ду. И вот один че­ло­век, ко­то­рый был ча­дом ба­тюш­ки и знал о его спо­соб­но­сти на­хо­дить во­ду, по­про­сил его по­мочь этой бе­де. Ба­тюш­ка сра­зу от­ве­тил, что в де­ревне мно­го хо­ро­шей во­ды, и по­ка­зал на чер­те­же ме­сто, где она про­те­ка­ет. По­сле го­ря­чих и на­стой­чи­вых просьб отец Пор­фи­рий сам по­шел на это ме­сто и точ­но ука­зал, где на­хо­дит­ся во­да и на ка­кой она глу­бине. И дей­стви­тель­но: ко­гда ста­ли ис­кать, имен­но на том ме­сте и на той глу­бине на­шли во­ду, ко­то­рая би­ла чи­стей­шим клю­чом!

То­гда все жи­те­ли де­рев­ни ста­ли на­зы­вать ба­тюш­ку свя­тым и про­ро­ком. Все хо­те­ли к нему при­кос­нуть­ся, по­це­ло­вать его ру­ки, но­ги, об­лас­кать, все на­пе­ре­бой хо­те­ли при­нять его у се­бя до­ма. И по­сколь­ку они при­хо­ди­ли и кла­ня­лись ему в но­ги, по­чи­тая за свя­то­го, ба­тюш­ка очень рас­стро­ил­ся и по­про­сил немед­лен­но най­ти спо­соб увез­ти его из де­рев­ни. Так слу­чи­лось, что в это вре­мя шел ав­то­бус в Афи­ны.

Отец Пор­фи­рий с боль­шим тру­дом вы­рвал­ся из объ­я­тий жи­те­лей и сел в ав­то­бус; и хо­тя на­род пы­тал­ся за­дер­жать его, он все-та­ки уехал. И вот тут-то, по­сле столь­ких вос­тор­гов и по­кло­не­ний, ба­тюш­ку ожи­да­ло боль­шое ис­пы­та­ние. Кон­дук­тор ав­то­бу­са, че­ло­век неве­ру­ю­щий, на­чал го­во­рить раз­ные глу­по­сти, вы­зы­вав­шие смех у неве­ру­ю­щих пас­са­жи­ров и него­до­ва­ние у ве­ру­ю­щих. Та­ким об­ра­зом, пас­са­жи­ры ав­то­бу­са раз­де­ли­лись на два ла­ге­ря: од­ни за ба­тюш­ку, дру­гие – про­тив. Шум и пе­ре­бран­ка гро­зи­ли пе­рей­ти в ру­ко­паш­ную. Кон­дук­тор же про­дол­жал по­до­гре­вать стра­сти. Ба­тюш­ка был очень рас­стро­ен и ста­рал­ся не при­ни­мать уча­стия в скло­ке. Ко­гда ав­то­бус оста­но­вил­ся, чтобы пас­са­жи­ры немно­го от­дох­ну­ли, ба­тюш­ка по­до­шел к кон­дук­то­ру и ска­зал: «Я, быть мо­жет, и не умею на­хо­дить во­ду, но знаю, что ты стра­да­ешь си­фи­ли­сом. Будь осто­ро­жен, не же­нись те­перь, по­то­му что мо­жешь за­ра­зить же­ну и де­тей. Про­дол­жай ле­чить­ся, ты по­пра­вишь­ся, а по­том же­нишь­ся». Кон­дук­тор про­сто оне­мел, услы­шав сло­ва ба­тюш­ки, и с то­го мо­мен­та всю до­ро­гу мол­чал, слов­но язык про­гло­тил. Пас­са­жи­ры так­же умолк­ли.

Кон­чи­на ма­те­ри

В афин­ской по­ли­кли­ни­ке уже несколь­ко дней ле­жа­ла боль­ная мать от­ца Пор­фи­рия. Вра­чи ему го­во­ри­ли, что она вы­здо­рав­ли­ва­ет, но ба­тюш­ка бла­го­да­тью Бо­жи­ей пред­ви­дел, что жи­вой из боль­ни­цы она уже не вый­дет. Од­на­жды по­шел на­ве­стить свою боль­ную мать ба­тюш­кин брат Ан­то­ний (он скон­чал­ся на год рань­ше ба­тюш­ки). Ко­гда он спро­сил вра­чей, как здо­ро­вье его ма­те­ри, те от­ве­ти­ли: «От­лич­но! Зав­тра она вый­дет из боль­ни­цы, а се­го­дня ве­че­ром мы при­го­то­вим вы­пис­ку из ис­то­рии бо­лез­ни». Ан­то­ний, ко­то­ро­го отец Пор­фи­рий очень лю­бил, при­шел до­мой успо­ко­ен­ным. Вне­зап­но за­зво­нил те­ле­фон. Это был ба­тюш­ка. Он ска­зал Ан­то­нию, чтобы тот немед­лен­но по­ез­жал в боль­ни­цу, ина­че ма­ма умрет, и они не успе­ют взять у нее бла­го­сло­ве­ние. На это брат ба­тюш­ки ска­зал, что он толь­ко что вер­нул­ся из боль­ни­цы, и вра­чи ему ска­за­ли, что зав­тра их ма­ма бу­дет уже до­ма. Но отец Пор­фи­рий на­ста­и­вал на сво­ем. И дей­стви­тель­но, как толь­ко они при­е­ха­ли в по­ли­кли­ни­ку, мать ед­ва успе­ла их бла­го­сло­вить. Гос­подь при­звал ее к се­бе, а ба­тюш­кин дар про­зор­ли­во­сти под­твер­дил­ся и на сей раз.

Ис­це­ле­ния

Ста­рец мог ис­це­лять при­кос­но­ве­ни­ем к боль­но­му. Од­на­жды его на­ве­стил один док­тор с же­ной. Из­ло­жив стар­цу вол­но­вав­шие их во­про­сы и, по­лу­чив ис­чер­пы­ва­ю­щий на них от­вет, су­пру­ги уже ста­ли про­щать­ся. Отец Пор­фи­рий, с сво­ей обыч­ной от­цов­ской улыб­кой на ли­це, взял ру­ку же­ны док­то­ра как раз в том ме­сте, где у нее бы­ла силь­ная боль. Ста­рец ни­че­го не знал об этой бо­лез­ни, ко­то­рую они уже дав­но про­бо­ва­ли ле­чить при по­мо­щи уко­лов и силь­ных про­ти­во­вос­па­ли­тель­ных средств. Ко­гда отец Пор­фи­рий взял ее ру­ку, то жен­щи­на по­чув­ство­ва­ла теп­ло­ту, про­шед­шую по все­му ее те­лу, и ее слег­ка за­му­ти­ло. Но это чув­ство тут же про­шло, а с ним и са­ма боль в ру­ке. Жен­щи­на со сле­за­ми ска­за­ла стар­цу: «Вы и про это, ба­тюш­ка, зна­е­те?» С то­го дня она вы­ки­ну­ла ле­кар­ства и уже боль­ше не об­ра­ща­лась к док­то­рам.

Отец Пор­фи­рий ис­це­лял не толь­ко лю­дей, но и жи­вот­ных. В один вос­крес­ный день в Се­вер­ной Эвии, где он от­ды­хал, про­изо­шел сле­ду­ю­щий слу­чай. Од­на пас­туш­ка по­про­си­ла от­ца Пор­фи­рия по­мо­лить­ся о ее ста­де коз, ко­то­рых по­стиг­ла ка­кая-то бо­лезнь. Ба­тюш­ка со­гла­сил­ся и встал пе­ред ко­за­ми, под­няв свои ру­ки к небу и стал чи­тать раз­лич­ные сти­хи псал­мов, от­но­ся­щи­е­ся к жи­вот­ным. Ни од­на из коз не сдви­ну­лась с ме­ста. Как толь­ко он за­кон­чил мо­лит­ву и опу­стил ру­ки, из ста­да вы­шел ко­зел, по­до­шел к ба­тюш­ке, по­це­ло­вал ему ру­ки и ти­хо ото­шел на­зад.

Бог зна­ет все

Как-то ба­тюш­ка и его трое ду­хов­ных чад при­то­ми­лись и ре­ши­ли пой­мать так­си, чтобы до­е­хать до мо­на­сты­ря. В этот мо­мент вда­ли по­ка­за­лось так­си. Три по­пут­чи­ка стар­ца ре­ши­ли его оста­но­вить. «Не бес­по­кой­тесь, – ска­зал ста­рец, – так­си са­мо оста­но­вит­ся. Но, ко­гда вы ся­де­те в него, вы не долж­ны раз­го­ва­ри­вать с так­си­стом, толь­ко я бу­ду с ним го­во­рить». Точ­но так и про­изо­шло. Так­си оста­но­ви­лось, хо­тя они не под­ни­ма­ли рук, все се­ли в него, и ста­рец ска­зал, ку­да им на­до ехать. Ко­гда так­сист тро­нул­ся с ме­ста, то по­чти тут же на­чал об­ви­нять ду­хо­вен­ство во всех смерт­ных гре­хах. Каж­дый раз, ко­гда он вы­па­ли­вал оче­ред­ное об­ви­не­ние, то об­ра­щал­ся к си­дев­шим сза­ди ду­хов­ным ча­дам стар­ца со сло­ва­ми: «Не прав­да ли, ре­бя­та? Что вы на это ска­же­те?» Но они из по­слу­ша­ния си­де­ли мол­ча. Ко­гда так­сист по­нял, что ему не со­би­ра­ют­ся от­ве­чать, то он об­ра­тил­ся к от­цу Пор­фи­рию и спро­сил: «Что ска­жешь, па­па­ша? То, что пи­шут в га­зе­тах, — все прав­да, не так ли?» Ста­рец от­ве­тил: «Сы­нок, я те­бе рас­ска­жу ко­рот­кую ис­то­рию. Я рас­ска­жу ее толь­ко один раз, те­бе не при­дет­ся ее слу­шать два­жды. Жил один че­ло­век, в од­ном ме­сте (он на­звал это ме­сто), у ко­то­ро­го был пре­ста­ре­лый со­сед, ко­то­рый вла­дел боль­шим участ­ком зем­ли. Од­на­жды но­чью он убил со­се­да и за­ко­пал его в зем­лю. За­тем, поль­зу­ясь под­лож­ны­ми до­ку­мен­та­ми, он за­вла­дел зем­лей со­се­да и про­дал ее. И зна­ешь, что он ку­пил на эти день­ги? Он ку­пил так­си». Как толь­ко так­сист услы­шал эту ис­то­рию, он весь за­тряс­ся, за­тем свер­нул на обо­чи­ну до­ро­ги и за­кри­чал: «Мол­чи, ба­тюш­ка. Толь­ко ты и я зна­ем об этом». «Бог то­же зна­ет об этом, — от­ве­тил отец Пор­фи­рий. — Он ска­зал мне, чтобы я пе­ре­дал это те­бе. Смот­ри, по­кай­ся и ис­правь свою жизнь».

Ста­рец Пор­фи­рий и по смер­ти жив у Бо­га

Ко­гда отец Пор­фи­рий ото­шел ко Гос­по­ду, один из его ду­хов­ных чад на­хо­дил­ся по ра­бо­те в дру­гом го­ро­де и не знал о смер­ти ба­тюш­ки. По воз­вра­ще­нии в Афи­ны у муж­чи­ны воз­ник­ли опре­де­лен­ные се­мей­ные про­бле­мы, и он, как все­гда, ре­шил по­зво­нить от­цу Пор­фи­рию по­со­ве­то­вать­ся. Он взял те­ле­фон, на­брал но­мер и услы­шал на дру­гом кон­це го­лос стар­ца. Он по­при­вет­ство­вал стар­ца, ис­про­сил его бла­го­сло­ве­ния и стал из­ла­гать ему свои нуж­ды. Ста­рец вы­слу­шал его, дал ему цен­ный со­вет. Об­ра­до­ван­ный ду­хов­ный сын ска­зал: «Я ско­ро зай­ду к вам, как толь­ко осво­бо­жусь», на что отец Пор­фи­рий от­ве­тил: «Не зво­ни мне опять, по­то­му что я уже умер».

Но Бог не есть Бог мерт­вых, но жи­вых, и мы ве­рим и зна­ем, что ста­рец Пор­фи­рий жив у Бо­га и слы­шит на­ши мо­лит­вы, и си­лен хо­да­тай­ство­вать за нас, греш­ных, пе­ред пре­сто­лом Все­выш­не­го.

Изречения и советы

Ста­рец, ес­ли со­бе­сед­ник не при­ни­мал его пер­во­го со­ве­та, усту­пал и да­вал ему дру­гой со­вет, бо­лее лег­кий. Но пер­вый со­вет был ду­хов­но бо­лее по­лез­ным.

Бе­ре­ги­те лам­па­ду жиз­ни

Од­но­му сво­е­му ду­хов­но­му ча­ду ста­рец Пор­фи­рий пред­ска­зал, что тот про­жи­вет столь­ко-то лет. Ко­гда этот че­ло­век под­верг рис­ку свое здо­ро­вье, ста­рец за­явил, что тот мог уме­реть. На недо­умен­ный во­прос о том, как это со­гла­су­ет­ся с дан­ным ра­нее пред­ска­за­ни­ем, ста­рец от­ве­тил: «То, что я те­бе ска­зал, вер­но. Ни­че­го не из­ме­ни­лось. Лам­па­да тво­ей жиз­ни име­ет мас­ла на столь­ко лет, сколь­ко я те­бе ска­зал. Но ес­ли ты ее уро­нишь, мас­ло разо­льет­ся и лам­па­да по­гаснет! Та­ко­ва жизнь! Бог нам да­ет мно­го­цен­ный дар жиз­ни; мы его при­ни­ма­ем и обя­за­ны обе­ре­гать, а во­все не под­вер­гать опас­но­стям, да к то­му же бес­смыс­лен­ным».

Ни­ка­ких ссор при де­тях!

– Ни­ко­гда ва­ши де­ти не долж­ны слы­шать, как вы ссо­ри­тесь меж­ду со­бой… да­же что вы по­вы­ша­е­те го­лос друг на дру­га!

– Но раз­ве это воз­мож­но, ге­рон­да?

– Ко­неч­но, воз­мож­но! По­это­му хо­ро­шень­ко за­пом­ни­те мои сло­ва: ни­ко­гда ни­ка­ких ссор при де­тях… Ни­ко­гда!

Ес­ли бы мы ви­де­ли, как нас лю­бит Хри­стос!

«Гос­подь ни­ко­гда и ни­где нас не остав­ля­ет. С то­го мо­мен­та, как Он при­шел на зем­лю, ро­див­шись от Пре­свя­той Де­вы Бо­го­ро­ди­цы, и стал Бо­го­че­ло­ве­ком, Он все­гда с на­ми. Ес­ли бы мы уви­де­ли, как нас лю­бит Хри­стос и что Он для нас де­ла­ет, то от без­мер­ной ра­до­сти по­му­ти­лись бы рас­суд­ком. Мы оста­лись бы в Его объ­я­ти­ях, и нам бы уже ни до че­го не бы­ло де­ла».

Лю­бовь к Бо­гу долж­на быть бес­пре­дель­ной

«На­ша лю­бовь к Бо­гу, ди­тя мое, долж­на быть бес­пре­дель­ной, она не долж­на быть раз­дроб­ле­на на при­вя­зан­ность к раз­лич­ным ве­щам.

Вот те­бе при­мер: че­ло­век, ска­жем, име­ет в се­бе од­ну ба­та­рей­ку опре­де­лен­ной энер­го­ем­ко­сти. Ес­ли он бу­дет рас­то­чать эту энер­гию на раз­лич­ные де­ла, не име­ю­щие от­но­ше­ния к люб­ви к Бо­гу, то остав­ший­ся в нем для этой люб­ви за­ряд бу­дет весь­ма неболь­шим, ча­сто мо­жет быть да­же со­всем ни­чтож­ным. Ес­ли же мы всю на­шу энер­гию об­ра­тим к Бо­гу, то­гда ве­ли­ка бу­дет на­ша лю­бовь к Нему.

При­ве­ду те­бе еще та­кой при­мер.

Од­на де­вуш­ка очень силь­но по­лю­би­ла юно­шу по име­ни Ни­кос. Каж­дую ночь она про­сы­па­лась и тай­но от сво­их ро­ди­те­лей, босая, вы­пры­ги­ва­ла через ок­но на ули­цу и, невзи­рая на боль от впи­ва­ю­щих­ся в но­ги ко­лю­чек, через по­ле бе­га­ла на встре­чу со сво­им воз­люб­лен­ным. Ко­гда же она воз­вра­ща­лась на­зад, в дом, то Ни­кос все­гда как бы на­хо­дил­ся ря­дом с ней. За ка­кую бы ра­бо­ту она ни бра­лась, ее Ни­кос был здесь, она ви­де­ла его. Так­же и ты, ди­тя мое, дол­жен все свои си­лы устрем­лять к Бо­гу. Твой ум все­гда дол­жен быть в Нем, по­то­му что имен­но это­го и же­ла­ет Бог».

Мо­лись о тер­пе­нии

«Мо­лись не о том, чтобы Бог из­ба­вил те­бя от раз­лич­ных тво­их бо­лез­ней, но о том, чтобы те­бе по­сред­ством ум­ной мо­лит­вы, пре­бы­вая в тер­пе­нии, уми­ро­тво­рить­ся. Это при­не­сет те­бе очень боль­шую поль­зу».

«Не про­си Бо­га об­лег­чить твои стра­да­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней, не при­нуж­дай Его к это­му в сво­их мо­лит­вах. Но с неиз­мен­ной стой­ко­стью и тер­пе­ни­ем пе­ре­но­си свои неду­ги – и уви­дишь, ка­кую от это­го по­лу­чишь поль­зу».

В ре­зуль­та­те ра­ко­вых бо­лез­ней на­пол­нил­ся рай

Во вре­мя бе­се­ды со сво­и­ми ду­хов­ны­ми ча­да­ми ста­рец ска­зал: «Ле­кар­ство от ра­ка очень про­стое. Вра­чи поль­зу­ют­ся им еже­днев­но, оно по­сто­ян­но у них под ру­кой, как мне это, по бла­го­да­ти Бо­жи­ей, из­вест­но. Но Бог не от­кры­ва­ет им это сред­ство, по­то­му что в по­след­нее вре­мя в ре­зуль­та­те ра­ко­вых бо­лез­ней на­пол­нил­ся рай!»

Боль­ше чи­тай Свя­щен­ное Пи­са­ние

«Чтобы пра­во ше­ство­вать пу­тем ис­тин­ным, сле­ду­ет по­сто­ян­но чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние, жи­тия свя­тых, дру­гие цер­ков­ные кни­ги. Ес­ли во вре­мя чте­ния ка­кое‑ли­бо сло­во или мысль из про­чи­тан­но­го по­ра­зит те­бя, пре­рви чте­ние и за­дер­жись на ней по­доль­ше, хо­ро­шень­ко ее об­ду­май. Ско­ро ты уви­дишь, ка­кую ве­ли­кую поль­зу это при­но­сит».

«Чи­тай боль­ше, чтобы про­све­тил­ся твой ум. Зна­ешь, я сам чи­тал очень мно­го. Чтобы ме­ня ни­кто не бес­по­ко­ил, я за­би­рал­ся на од­но де­ре­во по ле­сен­ке, ко­то­рую я сам сма­сте­рил. Под­няв­шись на­верх, я за­тас­ки­вал ее за со­бой, чтобы ни­кто ни­че­го не за­ме­тил и чтобы ме­ня не по­бес­по­ко­и­ли. Так я мог на про­тя­же­нии мно­гих ча­сов вни­ма­тель­но чи­тать и раз­мыш­лять над про­чи­тан­ным».

Ис­по­ведь – дар люб­ви Бо­жи­ей че­ло­ве­ку

«Ис­по­ведь – это один из пу­тей, по ко­то­ро­му че­ло­век дви­жет­ся к Бо­гу. Это дар люб­ви Бо­жи­ей че­ло­ве­ку. Ни­кто и ни­что не мо­жет ли­шить че­ло­ве­ка этой люб­ви».

Кто не по­ка­ет­ся, тот по­гибнет

– Ге­рон­да, ска­жи­те мне сло­во к ду­шев­ной поль­зе.

– Кто не по­ка­ет­ся, тот по­гибнет. По­вто­ряю те­бе: кто не по­ка­ет­ся, тот по­гибнет.

Кто умер ра­ди Хри­ста, для то­го нет смер­ти!

«Спа­се­ние в Церк­ви! – все­гда го­во­рил нам ста­рец. – Кто яв­ля­ет­ся чле­ном Церк­ви, тот не бо­ит­ся вто­рой смер­ти! Для тех, кто со­сто­ит в Церк­ви Хри­сто­вой, смер­ти нет! Пра­во­сла­вие – со­вер­шен­но, в нем нет ни­ка­ко­го несо­вер­шен­ства!»

«Смер­ти нет! Не бой­ся смер­ти! Кто умер ра­ди Хри­ста, для то­го нет смер­ти! А ес­ли ты не умер ра­ди Хри­ста, то умри!»

Как мо­лить­ся но­во­на­чаль­но­му

На во­прос од­но­го бра­та: «Ге­рон­да, как сле­ду­ет мо­лить­ся но­во­на­чаль­но­му?», ста­рец от­ве­тил: «Но­во­на­чаль­ный мо­нах дол­жен чи­тать жи­тия свя­тых и Но­вый За­вет».

На­став­ле­ния бе­ре­мен­ным жен­щи­нам

Ста­рец со­ве­то­вал од­но­му вра­чу пе­ди­ат­ру: «Го­во­ри жен­щи­нам, что они долж­ны осо­зна­вать, как вы­со­ко по­чтил их Бог, спо­до­бив стать ма­те­ря­ми. С мо­мен­та за­ча­тия пло­да они но­сят в се­бе вто­рую жизнь. Пусть они раз­го­ва­ри­ва­ют с мла­ден­цем, лас­ка­ют его, по­гла­жи­вая свой жи­вот. Ре­бе­нок неким та­ин­ствен­ным об­ра­зом все это чув­ству­ет.

Ма­те­ри долж­ны с лю­бо­вью мо­лить­ся о сво­их де­тях. Ре­бе­нок, как уже ро­див­ший­ся, так и на­хо­дя­щий­ся еще во чре­ве, чув­ству­ет недо­ста­ток ма­те­рин­ской люб­ви, нер­воз­ность ма­те­ри, ее гнев, нена­висть и по­лу­ча­ет трав­мы, по­след­ствия ко­то­рых бу­дет ощу­щать всю свою жизнь.

Свя­тые чув­ства ма­те­ри и ее свя­тая жизнь освя­ща­ют мла­ден­ца с са­мо­го мо­мен­та его за­ча­тия. Все, что я толь­ко что ска­зал, на­до хо­ро­шо пом­нить не толь­ко ма­те­рям, но и бу­ду­щим от­цам то­же».

Ока­зы­вай­те и та­кую по­мощь

Ко­гда у те­бя есть воз­мож­ность, по­мо­гай и ма­те­ри­аль­но. Но боль­ше ока­зы­вай тем, кто на­хо­дит­ся ря­дом с то­бой, вот ка­кую по­мощь: раз­го­ва­ри­вай с ни­ми, вы­слу­ши­вай их, ко­гда они хо­тят рас­ска­зать те­бе о сво­их труд­но­стях, вы­ска­зать те­бе свою боль, по­си­ди с ни­ми вме­сте, чтобы они не чув­ство­ва­ли се­бя оди­но­ки­ми.

Мы­та­ри и блуд­ни­цы впе­ред вас идут в Цар­ство Бо­жие

Ста­рец Пор­фи­рий го­во­рил, что для то­го, чтобы до­стичь сми­ре­ния и со­стра­да­ния к дру­гим греш­ни­кам, че­ло­век дол­жен осо­знать свое гре­хов­ное и нрав­ствен­но ни­щен­ское со­сто­я­ние. По­это­му Хри­стос и го­во­рил, что мы­та­ри и блуд­ни­цы через по­ка­я­ние и сми­ре­ние пред­ва­ря­ют про­чих в Цар­стве Небес­ном. Ста­рец не хо­тел слу­шать ни­ка­ких об­ли­чи­тель­ных слов про греш­ни­ков. Он го­во­рил: «Ко­го мы на­зы­ва­ем мы­та­ря­ми и блуд­ни­ца­ми, для Бо­га – пой­ман­ные во­ры, то­гда как я и вы все – мы во­ры, но не пой­ман­ные. За­дер­жан­ный и уни­жен­ный вор, всем из­вест­ная, по­кры­тая по­зо­ром блуд­ни­ца – сми­рив­ша­я­ся и по­ка­яв­ша­я­ся, на­мно­го вы­ше нас, име­ю­щих доб­рое имя, но жи­ву­щих ни­ко­му не ве­до­мой и со­мни­тель­ной жиз­нью».

Де­тям не нуж­но мно­го слов

«Ма­те­ри уме­ют пе­ре­жи­вать, со­ве­то­вать, мно­го­сло­вить, но не уме­ют мо­лить­ся. Мно­гие со­ве­ты и ука­за­ния при­но­сят вред. Де­тям не нуж­но мно­го слов. Сло­ва уда­ря­ют в уши, а мо­лит­ва идет в серд­це. Тре­бу­ет­ся мо­лит­ва с ве­рою, без стрес­сов, но и с хо­ро­шим при­ме­ром».

Как го­во­рить о ре­ли­гии

«В бе­се­дах не мно­го­словь­те о ре­ли­гии – и то­гда по­бе­ди­те. Поз­воль­те че­ло­ве­ку, у ко­то­ро­го дру­гое мне­ние, из­ли­вать­ся, го­во­рить, го­во­рить… Пусть он по­чув­ству­ет, что встре­тил­ся со спо­кой­ным че­ло­ве­ком. Воз­дей­ствуй­те на него сво­ей доб­ро­же­ла­тель­но­стью и мо­лит­вой, а по­том ска­жи­те немно­го слов. Вы не до­стиг­не­те ни­че­го, ес­ли бу­де­те го­во­рить рез­ко, ес­ли, к при­ме­ру, ска­же­те: “Ты го­во­ришь ложь!” И что из это­го вый­дет? Вы – как ов­цы по­сре­ди вол­ков (Мф.10:16). Что вам де­лать? Внешне будь­те невоз­му­ти­мы, а внут­ренне мо­ли­тесь. Будь­те го­то­вы­ми, будь­те об­ра­зо­ван­ны­ми, имей­те дерз­но­ве­ние, но со свя­то­стью, кро­то­стью и мо­лит­вой. Но чтобы по­сту­пать так, вы долж­ны быть свя­ты­ми».

Не по при­выч­ке

«Будь вни­ма­те­лен, не при­ча­щай­ся по при­выч­ке. Каж­дый раз при­сту­пай к Та­ин­ству так, как буд­то ты де­ла­ешь это в пер­вый раз, и в то же вре­мя как буд­то это твое по­след­нее При­ча­ще­ние пе­ред смер­тью».

Ко­гда на­сту­пит Вто­рое при­ше­ствие

Од­на­жды стар­ца спро­си­ли: «Ге­рон­да, в по­след­нее вре­мя мно­го го­во­рят о чис­ле 666, о яв­ле­нии ан­ти­хри­ста, ко­то­рое при­бли­жа­ет­ся, неко­то­рые да­же утвер­жда­ют, что он уже при­шел, об элек­трон­ной пе­ча­ти на ру­ку или на лоб, о столк­но­ве­нии Хри­ста и ан­ти­хри­ста и о по­ра­же­нии по­след­не­го, о Вто­ром При­ше­ствии Гос­под­нем. А что Вы об этом ска­же­те?»

Ста­рец от­ве­тил: «Что тут ска­зать? Я не го­во­рю, что ви­дел Бо­жию Ма­терь, что бу­дет вой­на и то­му по­доб­ные ве­щи. Знаю, что при­дет ан­ти­христ, что бу­дет Вто­рое При­ше­ствие Хри­сто­во, но ко­гда, не знаю. Зав­тра? Через ты­ся­чу лет? Не знаю. Од­на­ко ме­ня это не тре­во­жит. По­то­му что я знаю, что в час смер­ти для каж­до­го из нас на­сту­пит Вто­рое При­ше­ствие Гос­подне. И этот час уже весь­ма бли­зок».