Поленов Василий

Василий Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года, в столице Российской Империи – Санкт–Петербурге. Родители Поленова были образованными и уважаемыми людьми. Мать и Отец великого русского художника занимались наукой.

Отец Дмитрий Васильевич — известный библиограф и археолог. Мать Мария Алексеевна занималась литературой, писала детские книги, и хорошо рисовала.

Дети росли в атмосфере творчества и любви к искусству. Это не могло не сказаться на формировании их личности. Они все хорошо рисовали. Особенно хорошо, рисование давалось Василию и Елене.

Науки рисования Василию Дмитриевичу преподавали некоторые учителя Академии художеств. Рисованием с ним занимался Чистяков, встреча с которым определила жизненные приоритеты Поленова — он захотел стать художником.

Чистяков привил юноше профессионализм, объяснил, что картина это продукт тяжелого труда. Василий хорошо усвоил этот урок мастерства.

В 1863 году Поленов поступает в Петербуржский Университет, на факультет физики и математики. По вечерам в свободное время от основной учебы, посещает лекции и занятия Художественной академии. В Академии он слушает лекции по рисованию, анатомии, строительству, геометрии. Несмотря на большую занятость, Василий Дмитриевич еще и успевает заниматься музыкой — пел в хоре Академии.

В 1872 году с блеском заканчивает Академию художеств и Петербуржский университет. Академия была закончена с золотой медалью и, на правах пенсионера этого учреждения, Поленов отправляется в путешествие за рубеж. За время своего путешествия посетил Австрию, Германию, Францию и Италию.

В этот период художник меняет взгляд на свое творчество. Василий Дмитриевич начинает отходить от исторических тем и всерьез начинает увлекаться пейзажем. Именно в пейзажной живописи он полностью раскрылся как художник.

Поленов вернулся на историческую Родину четыре года спустя. Вскоре началась русско-турецкая война и Поленов отправился практически в пекло событий.

Он был художником при будущем императоре России — Александре III. После войны художник стал жить в Москве. В 90-ых годах 19 века Поленов переезжает в Тульскую губернию, где природа даровала художнику прекрасные виды русской природы, которые он потрясающе живо изображал на своем холсте.

Умер Василий Дмитриевич 18 июля 1927 года, в Тульской губернии в своей усадьбе. Похоронен на одном из кладбищ в Бехове. Творчество Поленова – одно из самых ярких явлений в истории русской живописи второй половины 19 века, человек удивительного таланта. Василий Дмитриевич был архитектором и музыкантом, театральным художником. Но все же призвание Поленова – живопись.

Василий Поленов: жизнь и творчество художника

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Биография Василия Поленова

Творчество Поленова

Работы художника

Картины Василия Поленова

Библиография

Биография Василия Поленова

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1871 году он получает диплом юриста.

Творчество Поленова

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

В 1883—1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Работы художника

  • Бабушкин сад. 1878
  • Березовая аллея. 1880
  • Московский дворик. 1878
  • Золотая осень. 1893
  • На лодке. Абрамцево. 1880
  • Заросший пруд. 1879

Заросший прудГолова евреяОсень в Абрамцеве

  • Старая мельница. 1880
  • Зима. Имоченцы. 1880
  • Ранний снег. 1891
  • Ливень. 1874
  • Осень в Абрамцеве. 1898
  • Пруд в Абрамцеве. 1883
  • Сказитель былин Никита Богданов. 1876
  • Теремной дворец. Наружный вид. 1877
  • Христос и грешница. 1888
  • Олива в Гефсиманском саду. 1882
  • Голова еврея. 1884
  • Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881-2
  • Арест гугенотки 1875
  • Мечеть в Дженине. 1903
  • В парке. Нормандия. 1874

,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Василий Поленов: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Василий Поленов: жизнь и творчество художника 3.7 (73.33%) 3 голос(ов)

1 июня 1844 -18 июля 1927

русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи

Фрагмент интерьера с картинами

музей-заповедник В. Д. Поленова Осенью часто обращаюсь к творчеству Поленова . Природная красота, открывающаяся в его картинах, какая-то близкая моему сердцу, родная и понятная.
Тёплое чувство, рождающееся от созерцания пейзажей Поленова, делает его творчество таким притягательным и даже гипнотизирующим.
Гений Поленова-живописца и его искренняя безграничная любовь к русской земле восхищает.

Картина «Осень в Абрамцеве»1890

Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Автор впервые отказывается от своего излюбленного приёма: противопоставления переднего и заднего планов, разворачивая перед нами всю красочность осеннего леса, выполненного с одной точки. Богатейшее колористическое решение, свежесть красок и какое-то личное любовное отношение художника Поленова, превратило произведение в романтическую элегию, восхитительно красивую и полнозвучную.

Здесь осень уже отвоевала свои права у лета, окрасив в яркий жёлтый цвет деревья. Однако в воздухе ещё летает какое-то тёплое ощущение, которое отсылает зрителя к ещё недавним приветливым летним денькам. Это ощущение в чистом голубом небе, в спокойной зеркальной воде, в зелёных, едва заметных проплешинах травы на берегу, в тихих деревьях, листву которых ещё не треплет порывистый осенний ветер. Заводь речки Вори в глухом еловом лесу. Группы пожелтевших берез бросают горячий отблеск, разливающийся в небе, на темных елях и тихой воде.

Заслуга необыкновенной реалистичности и осязательности полотна в скрупулёзной технике и необыкновенно точном подборе цветов и оттенков, тончайших переходах и гармоничных контрастах. Ну, и конечно, в гениальности создателя картины – только талантливая рука смогла вдохнуть жизнь в работу, создать шедевр полный чистоты, поэтичности, любви и естественного природного великолепия.

«Золотая осень.»1893 г.

Музей-заповедник В. Д. Поленова

Композиция картины подчинена геометрической линии – пространство организовано с помощью дуги. Такое дугообразное изображение реки является характерным поленовским приёмом, формирующим композицию. Вид на Оку открывается с противоположной стороны от Очковых гор, а в верхнем правом углу можно заметить белую колокольню, поблескивающую на солнце.

Генеральным цветом является жёлтый во всех его тональных вариациях: от мягкого охристого до торжественного золотого. Стройными рядами обступают реку жёлтые березы, но сквозь их густой, броский наряд проглядывает тёмно-зелёная листва какого-то другого дерева с раскидистыми ветками. Скорее всего, это дуб, который пока не тронут, не раскрашен осенний порой, и он несёт ещё эхо безвозвратно уходящего лета. Разбавляют охристый колорит и зелёные молодые ёлочки, рассаженные неровно на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и пологий песчаный берег на противоположной стороне реки.

Благородное сопоставление жёлтого и зелёного скрашивается голубым колоритом. Он и в изгибе Оки, и в небе, покрытом мелкими островками пышных облаков, и в тонкой дымчатой линии горизонта, придающий картине воздушность, невесомость.

Небо же в этой работе заслуживает отдельного внимания и детального разбора. Художник сумел «словить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до лёгкой голубизны небосвода и розовых линий, рождённых отблесками солнца. Всё это подчинено своему ритму, и, кажется, что небо лишено статики, и вот-вот глаза начнут замечать плавное движение.

Интересным является и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все краски полотна. Здесь и благородная синь самой реки, и отражение жёлтых листьев деревьев, и дублирование неба, которое тем самым «закольцовывает» композицию. «Золотая осень» зовет к широким просторам и манящим далям

На картине изображена Беховская старая деревянная церковь. На ее месте в 1906–1907 годах Поленов по своим проектам и на свои средства построил Церковь Святой Троицы. Рядом с церковью – старое деревенское кладбище, на котором похоронен и художник. На его могиле – деревянный крест-голубец, выполненный по эскизу самого Поленова. Василий Дмитриевич в своем духовном завещании писал:

«Смерть для человека, которому хоть что-то из задуманного удалось сделать в жизни – событие даже не печальное, а скорее радостное, закономерное: переход от земных трудов к покою небытия. А бытие переходит и остается в том, что человек после себя оставил».

«Стынет. Осень на Оке близ Тарусы» 1893. Холст, масло
Частное собрание

Широкая панорама долины реки поздней осенью. Она просматривается с высокого холма над рекой, от которого вниз ведет классическая российская дорога — две очень глубокие колеи, выдавленные в глубокой осенней грязи гружеными телегами.

Пейзаж пустой и безжизненный, на нем нет ни людей, ни животных, ни даже птиц. Природа действительно стынет — кажется, что природа замерзла и боится даже пошевелиться. Нет ни ветра, ни движения воды — свинцовые тучи тяжело нависли над водой, вода гладкая, застывшая, приготовившаяся покрыться толстым слоем льда.

Но зима только вступает в свои права — на деревьях еще есть желтые осенние листья, хвоя украшена темно-зелеными пятнами, а трава, пусть и пожухлая, еще покрывает склоны и берега реки. Правда, радоваться остается недолго — нужно подождать еще совсем чуть-чуть, и все это будет укрыто плотным слоем снега, а реку скует льдом.

Пока что природа засыпает, краски гаснут, и художнику очень точно удалось ухватить этот момент перехода от осени к зиме, когда яркие, пламенные расцветки лесов словно выцветают, утрачивают объемность и фактурность, становятся контрастными и графичными, оставляя нам только два зимних цвета — черный и белый.

«Ранний снег»Холст, масло. 48 х 85 см Третьяковская галерея

  • 1891

Замечательный русский пейзаж изображает берега реки Оки со стороны деревни Бехово, рядом с которой было имение мастера, позже названное Поленово. В тот год снег выпал очень рано, еще в сентябре, поэтому пейзаж оказался очень эффектным, художник не мог устоять перед таким искушением.
Деревья на картине все еще в осеннем уборе, листья еще не упали, ведь это ранняя осень, зима просто поспешила прийти в эти края. Пейзаж поражает простором и безлюдностью, картина кажется наполненной свежим морозным воздухом. Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелыми снежными тучами неба.
На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях.
Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась. Река кажется неподвижной. На полотне запечатлена пауза в жизни, вызванная резким и необычным изменением природы. Художник мастерски уловил это ощущение внезапного шока, который испытало все живое из-за неожиданно и очень рано выпавшего снега. Возможно, на следующий день потеплеет и снег быстро растает, но сейчас природа словно задумалась над тем, как же ей поступить дальше.
У картины интересная история. Художником было создано целых 8 ее авторских копий, которые сейчас находятся в различных музеях, а одна даже попала во Францию, в театр Комеди Франсез.

Будущий
талантливый мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился в
1844 году в многодетной и просвещенной дворянской семье. Именно
окружение Василия в детские годы оказало на него огромное влияние,
сделав его восприимчивым к различным проявлениям жизни и подарив
возможность отражать свои чувства на полотне.

Удивительный

талант художника сформировался под влиянием бабушки, которая
воспитывала детей, прививая им любовь к искусству и русской природе. Она
поощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. В
детстве на Василия оказал огромное влияние северный Олонецкий край с
богатейшей природой, практически незатронутой человеческим влиянием.
Будущий художник после гимназии пошел учиться на физмат
университета Санкт-Петербурга, но и свою любовь к живописи не забыл.
После занятий он учился в Академии Художеств, посещая множество
разнообразных занятий и классов по разным дисциплинам в этой сфере.
Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Кроме
рисования, он увлекался оперным искусством, хорошо пел и писал
музыкальные творения.
Для получения художественного образования мастеру

пришлось прервать курс обучения в университете и закончить Академию (с
серебряной медалью). В это время он уже успешно выставлялся и получал за
свои выдающиеся работы признание и награды в виде золотых медалей. Но
все это не вскружило голову молодому человеку, и он успешно завершил
учебу в университете на юридическом факультете. С помощью
академической стипендии художник уезжает заграницу, побывав в странах,
которые сейчас стали Австрией, Германией, Италией. Он много времени
прожил во Франции, в Париже, где создал знаменитое полотно «Арест
графини д’Этремон», которое принесло ему звание академика.

«Арест гугенотки» 1875 Жизнь художника была бурной и очень интересной. В 1874 году он вместе с
Ильей Репиным живет и работает во французской Нормандии, где пишет
многочисленные пейзажи, отражающие красоту местной природы. Через два
года он возвращается в Россию, а когда начинается русско-турецкая война,
становится официальным художником при ставке будущего императора
Александра III. Следующие годы жизни художника тесно связаны с
преподаванием и работой с театральными декорациями. Преподавание в
знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве связано с
именами таких в будущем известных художников, как Коровин, Левитан и
множество других

На выставке художников-передвижников в 1877 году картина
Поленова «Московский дворик» становится известной и очень популярной, а
сам мастер приобретает статус основателя нового жанра, названного
«интимным пейзажем».
Став членом Товарищества передвижных художественных
выставок, художник увлекается пейзажной живописью и много путешествует
по местам, связанных с древней историей и зарождением христианства.
Любовь к природе и большим открытым пространствам заставляет его
приобрести имение над рекой Ока, которое сейчас всем хорошо известно как
Поленово. Там мастер обустроил все по своему вкусу, построив дом и
художественные мастерские по своему проекту. В своем имении он много и
продуктивно работал над полотнами, а также занимался образованием
сельских детей, в том числе и обучая их живописи.
В последующие годы художник неоднократно выезжает
заграницу для получения нужных сведений и художественного материала для
своих полотен. Он провел много лет над созданием серии картин на
евангельскую тематику, побывал в Италии и Германии.
Во время Первой Мировой войны его картины участвовали в
благотворительных выставках, проводимых для сбора средств раненым и
пострадавшим от военных действий. После революции художник жил в своем
имении и продолжал работать над художественными произведениями, отражая в
них красоту и безбрежную мощь русской природы.
Мастер прожил долгую, плодотворную и насыщенную событиями
и свершениями творческую жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет и
похоронен в Поленово, в своем любимом месте, где он часто рисовал с
натуры
.
После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем

Сестра-близнец и диорама: 7 неочевидных шедевров с выставки Поленова в Третьяковке

Широкой публике Василий Поленов известен прежде всего как автор трех «хитов» – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Однако он был еще и дипломированным юристом, а еще занимался архитектурой, музыкой, театром и преподаванием. В главной в этом сезоне выставке Третьяковки, приуроченной к 175-летию со дня рождения Поленова, он действительно предстает всесторонне одаренным «человеком Ренессанса». Рассказываем, что посмотреть на самой масштабной за последние 25 лет ретроспективе художника.

Новая Третьяковка

Крымский Вал, 10

Всю ночь он волновался и не мог заснуть – переживал, что отвезет на выставку недостаточно «сложную» картину. У других передвижников наверняка что-то сложное, политическое или остросоциальное, а у него, Поленова, что? Просто вид из окна квартиры, которую он снимал, на обычный московский двор с церквушкой и играющими детьми. Но на следующий день небольшое полотно стало настоящей сенсацией – вокруг него толпились и критики, и зеваки. А вскоре после выставки его приобрел для своей галереи Третьяков. До конца жизни Поленов так и не считал «Московский дворик» чем-то выдающимся: был уверен, что его запомнят как автора монументального религиозного полотна «Христос и грешница». И таких неожиданных поворотов в его долгой и насыщенной жизни было немало.

«Портрет Ильи Репина» (1879): Три богатыря русской живописи

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

Их курс в Академии художеств в 1860-е годы называли «золотым», и было за что: все пятеро выпустились с отличием и были премированы поездкой в Европу. Причем Поленов-студент буквально успевал за двоих: параллельно учился в Петербургском университете, чтобы по настоянию семьи получить «приличную профессию». С сокурсником по академии Ильей Репиным они особенно сдружились – работали в соседних мастерских. И в итоге вместе на шесть лет поехали за границу «для дальнейшего усовершенствования в искусстве». В Италии Репин и Поленов знакомятся с крупным промышленником и страстным любителем искусства Саввой Мамонтовым и его друзьями (позже все становятся членами знаменитого Абрамцевского художественного кружка). В Париже к тандему друзей присоединяется Васнецов – и неразлучная троица вместе ходит по галереям, выставкам и кафе. Их дружба позже вдохновила Васнецова на создание «Трех богатырей», причем в роли Ильи Муромца он увидел как раз Поленова.

Зельфира Трегулова директор Третьяковской галереи Мы неспроста готовили эту экспозицию вслед за нашей невероятно успешной выставкой Репина, которую посетило больше 600 тысяч человек. Поленов и Репин родились в один год, вместе учились, вместе закончили обучение. Но, в отличие от своего друга, Поленов пошел другим путем: осуществил прорыв к пленэру, был первым художником, внесшим свет и цвет в художественные произведения.

«Больная» (1886): сестра-близнец

Фото: Агентство «Москва»/Сергей Киселев

В Риме Поленов познакомился с русской студенткой Елизаветой Богуславской. Завязались отношения, но вскоре девушка умерла от туберкулеза. Позже у художника возникло серьезное чувство к юной Марусе Оболенской, входившей в кружок Мамонтова, но и она угасла, подхватив корь от детей мецената. Художник долго не мог оправиться, пережить утраты помогло творчество: Поленов рисует эскизы к картине «Смерть девушки».

Работа над ней продолжилась намного позже, после смерти любимой сестры-близнеца художника Веры Хрущовой. На выставке в Третьяковке, кстати, есть ее портрет в юности. Красавица с горделивой осанкой тоже была личностью для своей эпохи незаурядной: окончила медицинские курсы, работала в военном госпитале во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Закончено полотно, известное под названием «Больная», в год смерти первенца художника, сына Феди. И, пожалуй, это самое мрачное и пропитанное горем полотно художника, который неоднократно говорил, что после участия в войне намеренно сторонится изображения скорби и смерти.

«Христос и грешница» (1888): «Титаник» и император

Фото: ТАСС/Александр Щербак

В Москву картина приехала впервые за 131 год своего существования – ее одолжил для экспозиции Русский музей. Первые этюды и эскизы работы, вдохновленной «Явлением Христа народу» Иванова, были сделаны Поленовым во время его выпускной поездки по Европе в 1870-х. Потом работа, как он вспоминал, «не пошла». Вернуться заставило только обещание ее закончить, данное умершей сестре Вере. В общей сложности работа над картиной заняла у художника 15 лет. Он путешествовал по Египту, Сирии, Палестине, чтобы добиться в изображении максимальной исторической достоверности, заставлял Левитана и Коровина переодеваться в привезенные из поездки костюмы и позировать ему (черты обоих художников можно заметить у поленовского Иисуса).

Так как сюжет основан на библейской притче, где произносится знаменитое «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», Поленов планировал так и назвать работу – «Кто из вас без греха?» Но цензура не разрешила – усмотрели бунт. Парадоксально, что при этом работа попала сразу в царскую коллекцию, причем Александр III вообще окрестил ее «блудная жена». Император выкупил работу за огромную по тем временам сумму – 30 тысяч рублей, позволившую художнику исполнить мечту – обзавестись своей усадьбой в Бехове.

Воодушевленный успехом, художник пишет целый цикл картин на библейские темы, которые современники называли «Евангелием от Поленова». В 1912 году их повезут на выставку в Америку и случайно опоздают загрузить на борт отправившегося в роковое путешествие «Титаника».

Чертежи церкви Спаса Нерукотворного (1881-1882)

Фото: ТАСС/Александр Щербак

Еще обучаясь в Академии художеств, по воспоминаниям Репина, Поленов «некоторым архитекторам по-родственному сочинял и обрабатывал задания, и те получали медали и звания». Так что когда в любимом Абрамцеве ему и Васнецову предложили построить храм, художник с радостью согласился. Их церковь Спаса Нерукотворного Образа, вдохновленная домонгольскими храмами Пскова и Новгорода, стала новым эстетическим идеалом для целого поколения архитекторов в начале XX века, спровоцировав моду на неорусский стиль. А через несколько дней после окончания строительства он венчался здесь с Натальей Якунчиковой, двоюродной сестрой хозяйки Абрамцева.
Купленное в 1890 году на гонорары от продажи картин собственное имение в Бехове, на высоком берегу Оки, художник тоже проектирует сам – от господского дома до мастерской, получившей название «Аббатство». Фрагмент ее фасада воссоздан на выставке в натуральную величину. Особняк, навеянный романской и готической архитектурой, с самого начала предназначался не только для семьи художника, его друзей и учеников, но строился как музей и картинная галерея. Стараниями Поленова он действительно стал культурным центром всей округи: был открыт для посетителей, и художник сам любил водить экскурсии.

И это позже спасло ему жизнь: в 1917-м имение 73-летнего Поленова крестьяне не сожгли, помня о заслугах барина и построенных им двух школах и церкви. И сейчас музеем «Поленово» управляет правнучка художника Наталья.

Золотая осень (1893): масштаб вместо двориков и садов

Фото: ТАСС/Александр Щербак

«Летом природа вокруг настолько однообразна, будто на нее опрокинули ведро с зеленой краской и все получилось одного цвета», – заявил как-то художник своей дочери. Поэтому, как и Пушкин, питал страсть к другому времени года. «Золотая осень» была написана Поленовым спустя несколько лет после того, как он поселился в своей усадьбе в Бехове. Как-то он долго думал над композицией одной картины, открыл окно и – замер. Сейчас того вида, что поразил художника, уже нет – деревья стали большими. Если приглядеться, то на картине справа вверху видна небольшая деревянная церковь, возведенная в 1799 году. И ее тоже уже нет – разобрана в 1907 из-за ветхости.

А еще «Золотая осень» – это совсем другой Поленов: вместо камерных двориков с детьми и садов с бабушками – панорамный, лирико-эпический пейзаж. Разовьет до совершенства этот жанр его ученик Исаак Левитан.

Эскизы и музыка к опере «Призраки Эллады» (1906): не Бах

Василий Поленов «Призраки Эллады». масло, холст. 1900 — е

Театральные постановки абрамцевского кружка (за которым, кстати, пристально наблюдал Константин Станиславский) без Поленова не обходились: он участвовал в них как художник-сценограф, актер, режиссер, композитор. За рамки любительских спектаклей Поленов вышел уже в 1885 году, когда по просьбе Валентины Серовой, матери знаменитого художника, оформил в Большом театре ее оперу «Уриэль Акоста». В это же время он писал музыку и создавал декорации для Русской частной оперы Саввы Мамонтова, придумал костюм Мефистофеля для Шаляпина в «Фаусте» и вообще сильно повлиял на восхищенного им певца.

Для оперы «Призраки Эллады» на либретто Саввы Мамонтова, поставленной в 1906 году в Большом зале Московской консерватории, Поленов выполнил почти «полный продакшен»: создал музыку, декорации, костюмы и даже руководил постановкой. При этом сам себя великим композитором не считал и все сокрушался: «Вот если бы научиться так, как Бах, писать, так абстрактно и так возвышенно, отвлеченно, без этих житейских мелочей».

Волшебная диорама (1921): луч света

Последней большой художественной работой 77-летнего Поленова стал маленький световой театр с 70 подсвеченными картинами. Это были его этюды, привезенные из поездок по разным странам и России, которых в его насыщенной жизни было немало. Переносной складной ящик художник сконструировал и сделал своими руками. Взгромоздив его на телегу, словно старый шарманщик, сам ездил по окрестным деревням, показывая «магическое представление» детям. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира… С тоски можно умереть… И вдруг кругосветное путешествие!» – вспоминала дочь художника. А завороженные дети, восхищенные «волшебным фонарем», часто приносили Поленову самое дорогое, что было в те голодные годы, – булочку: «На, дедушка, кушай».

17 октября – 16 февраля
Билеты: взрослый – 600 рублей, льготный – 300 рублей

Ольга Распопова

Художник Василий Поленов: 7 фактов биографии

Илья Репин. Портрет художника В.Д. Поленова, 1877, холст, масло, 80 x 65 см. Государственная Третьяковская галерея.

Государственная Третьяковская галерея продолжает серию блокбастеров. После Репина, осенью 2019 года очереди будут стоять на Василия Поленова (1844–1927), юбилейную выставку, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника. Впервые в Москве окажется самое крупное произведение Поленова «Христос и грешница» из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге.

150 произведений из 14 государственных и частных собраний (пейзажи, портреты, эскизы декораций) украсят залы Новой Третьяковки. Искусство «должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», потому что «жизнь тяжела, там много пошлости и грязи», — говорил Василий Поленов, которого за личностные и профессиональные качества называли «рыцарем красоты».

Василий Поленов.Портрет художника Ильи Репина, 1879.

Петербуржец Василий Поленов родился в многодетной дворянской семье историка, секретаря Русского археологического общества. Мать художника брала уроки у Карла Брюллова, а Василий с 14 лет учился живописи у Павла Чистякова. «Он колорист, так составляет тона, что и мне не составить», – отмечал Чистяков. Окончив с золотой медалью Академию художеств, Поленов параллельно отучился на математика и получил диплом юриста, защитив диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремеслам». Вместе с таким же отличником, сокурсником по Академии Ильей Репиным, юный живописец получил право на шестилетнюю зарубежную стажировку, которая полностью оплачивалась казной.

Василий Поленов. Портрет Н.В.Якунчиковой (Поленовой) за этюдом, 1882.

От Неаполя до Нормандии В 27 лет Поленов еще не определился, что рисовать. Во время зарубежной стажировки он часто бывал в музеях. В Германии Поленов изучал искусство Пилоти, Макса, Арнольда Беклина, Ганса Макарта. После он отправился в Неаполь, Венецию и Флоренцию. В Париже познакомился с барбизонцами и пейзажами Камиля Каро. Вслед за Репиным поехал в Нормандию, где написал множество пейзажей: «Белая лошадь», «Нормандия», «Старые ворота. Вёль»… Его парижские работы особенно понравились на родине. За картины «Право господина», «Арест гугенотки» и 50 парижских этюдов Василий Поленов очень скоро, в 32 года, получил звание академика.

Василий Поленов. Бабушкин сад, 1878. Государственная Третьяковская галерея

Пейзажист и мастер жанровой живописи В Россию художник вернулся досрочно, за два года до официального окончания стажировки. «Пользу она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что всё, что до сих пор я делал — не то; всё это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

Василий Поленов. Заросший пруд, 1879. Государственная Третьяковская галерея

Академик-доброволец Сразу по возвращении в Россию Василий Поленов отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. Его иллюстрации с поля боя щедро публиковал журнал «Пчела». Но посылал он бытовые, а не батальные зарисовки. «Я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто».

Василий Поленов. Московский дворик. 1878. Холст, масло. 64,5 × 80,1 см. Государственная Третьяковская галерея.

Передвижник В 1877 году Василий Поленов переехал в Москве. Этюд, который он создал у церкви Спаса на Песках из окна своей квартиры на углу Дурновского и Трубниковского переулков, лег в основу картины «Московский дворик», дебютировавшей на выставке Товарищества передвижников (ТПВ) в 1878 году, вместе с работами «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Критикам московский дворик с летним солнцем, покосившимся забором, играющими малышами, женщиной и лощадью полюбился сразу. Так Поленов стал лирическим художником, родоначальником «интимной живописи». Отношения с ТПВ у Поленова были не самыми простыми. Он был против натуралистичных изображений «страданий русского народа». «Для чего это нужно? Не довольно ли этой обывательщины, этих мещан, бредущих по задворках к своим жалким берлогам? Куда тянут они зрителя? Чем насыщают его сердце и думы? Завязли мы довольно в нашем российском болоте, копошимся в своих затхлых конурах и боимся солнца и свежего воздуха».

Василий Поленов. Христос и грешница (Кто без греха?). 1888. Холст, масло. 325 × 611 см.
Государственный Русский музей.

Христос и грешница Замысел будущего эпохального 325 × 611 cм полотна «Христос и грешница» сложился под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу» и книги «Жизнь Иисуса» французского философа-гуманиста Эрнеста Ренана. Реализация замысла, начавшись в 1868-м, растянулась на двадцать лет и потребовала многих усилий и многих зарубежных поездок.

Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Русский живописец Василий Поленов добавил в список своих загранкомандировок Ближний Восток: Константинополь, Александрию, Каир, Асуан, Палестину и Сирию. Позже, опять-таки ради картины и сбора материала для нее, преподаватель Поленов взял в училище годичный отпуск и отправился в Рим, Вену, Венецию и Флоренцию.

Василий Поленов. «Эскиз к картине Христос и грешница (Кто без греха?)». 1888

Летом 1885 года художник наконец создал полноформатный эскиз картины, а ее окончательную версию — через год, в кабинете Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской улице в Москве. Помимо родных и близкого друга Саввы, Поленов советовался со своим учеником художником Константином Коровиным и физиологом Петром Спиро. Главная премьера для широкой публики холста «Христос и грешница (Кто без греха?)» должна была состоятся 25 февраля 1887 года на 15-й выставке ТПВ.

Василий Поленов. «Эскиз к картине Христос и грешница (Кто без греха?)». 1888

За несколько дней до открытия она была показана цензору, который не дал разрешение на участие картины и доложил об этом руководству. В результате «Кто без греха?» сначала увидели петербуржский градоначальник Петр Грессер, обер-прокурор Константин Победоносцев и президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Судьбу произведения решил император. Александр III купил полотно за 30 00 рублей, перебив цену у «конкурента» — московского коллекционера Павла Третьякова. На царский гонорар (в переводе на нынешние деньги — около 23 млн. рублей) Поленов, мечтая о «домике на берегу Оки… где будет музей, галерея и библиотека», купил участок земли и построил по своему проекту семейную усадьбу.

Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок» (ныне Поленово), 1908.

Кто из вас без греха «Картина была названа мною «Кто из вас без греха», — писал много позже Поленов. В этом был ее смысл… В музее потом ее назвали «Блудная жена»…» Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице: к Христу привели женщину, уличенную в прелюбодеянии. Согласно законам Моисея, она должна была быть побита камнями. В результате Христос оказывался перед дилеммой — либо нарушить законы Моисея, либо поступить в противоречии со своей проповедью. По свидетельству Михаила Чехова, лицо Христа Поленов писал с художника Исаака Левитана. «В общем, Поленов остался изящным, элегантным живописцем, каким мы его знаем давно уже, с самого начала его карьеры в 1871 году», — комментировал критик Стасов.

• Василий Поленов, Новая Третьяковка, 17 октября – 16 февраля 2020